Доклад на тему религиозные организации
Обновлено: 05.07.2024
Религия - внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей силы - Бога (или богов), который является предметом поклонения.
- Вера в сверхъестесвенное
- Организованное поклонение высшим силам - культ
- Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов). 1
Основные элементы религии: религиозное сознание (идеология и религиозная психология); религиозный культ (отношения); религиозные организации.
- Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах. Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность. Центральным элементом религиозного сознания является религиозная вера - это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида.
- Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает: догматику; богословие; учение о культах (экзегетика); церковную археологию; учение об отцах церкви (патрология); историю святых книг церкви; правила проведения служений (гомилетика).
- Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом.
- Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. К древним религиозным культам относятся: превознесение богов, святых, предков, реликвий; жертвоприношение, жертвование, милостыня; богослужение, таинства, молитвы; освящение церковных сооружений, утвари и пр.; пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.; Разновидностью культа является магия (колдовство) - комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов. Культовые акты: заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.
- Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей: патриарх, папа, аятолла и др.; синод, коллегия кардиналов, имамат и др.; священнослужители. Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.
- Религиозная культура - это часть духовной культуры человечества, порожденная религиозными запросами людей и призванная их удовлетворять. Компоненты: элементы художественного творчества (религиозное искусство, литература, публицистика), религиозные учебные заведения, библиотеки и издательства, религиозная философская и политическая мысль, нормы морали. Специализированный уровень религиозной культуры - религиозные учения и конфессии, эзотерика; обыденный - мистика, бытовая магия и суеверия. 2
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:
- родоплеменные верования, сохранившиеся по сей день 3;
- магия (система сознания, заключающаяся в вере в тайные силы и в обращении к ним);
- тотемизм (сопоставление человеческой сущности с природным объектом - животным, растение, и поклонение ему);
- анимизм (вера в духов, потусторонних существ);
- фетишизм (вера в предметы, якобы наделенные магической силой);
- шаманизм (взаимосвязь с миром духов через шамана). 4
- национально-государственные религии, составляющие основу релииозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;
- буддизм,
- христианство (атолицизм, православие, протестантизм),
- ислам (суннизм, шиизм). 5
Признаки мировых религий:
- Объединение крупной общности людей
- Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
- Достаточно развитые религии имеют свою организацию - церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины. 6
Буддизм - самая древняя мировая религия. Возникла в VI - V вв. до н.э. в Индии. В буддизме существуют два направления:
Суть учения буддизма: через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению, к Богу. Если он ведет добродетельную и милосердную жизнь, то смерть станет переходом в высшее состояние - нирвану. Одна из важнейших заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем живым существам.
Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи. В настоящее время - это самая распространенная на Земле религия. Существуют три ветви христианства:
- католичество;
- православие;
- протестантизм.
Центральная идея христианства - это идея греховности человека как причина всех его несчастий. Человек может избавиться от грехов через молитву и покаяние.
Основные идеи ислама: человек по своей сути грешен, ему остается уповать на милосердие и волю Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам.
Религия играет огромную роль в общественной жизни. Под функциями религии понимают различные способы ее действия в обществе. В качестве наиболее существенных функций религии выделяют следующие.
- Мировоззренческая функция - объясняет человеку явления окружающего мира и его устройство, указывает на то, в чем состоит смысл человеческой жизни.
- Компенсаторная функция - дает людям утешение, надежду, опору, снижает тревожность в различных ситуациях риска. Не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
- Воспитательная функция - воспитывает и обеспечивает связь поколений.
- Коммуникативная функция - осуществляет общение людей, прежде всего в культовой деятельности.
- Регулятивная функция - религиозная мораль регулирует поведение людей в обществе.
- Интегративная функция - способствует объединению людей, объединяя их мысли, чувства и стремления. 7
В Российской Федерации церковь отделена от государства. Это значит:
- Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности.
- Родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, но с учётом права ребенка на свободу совести и вероисповедания.
- Государство не возлагает на религиозные организации выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и местного самоуправления.
- Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральному закону.
- Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях.
В свою очередь религиозные объединения:
- Не вмешиваются в дела государства;
- Не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления;
- Не участвуют в деятельности политических партий, и политических движений;
- Не оказывают им материальную или иную помощь.
Атеизм - система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога, сверхъестественных сил.
Свободомыслие - это право человека свободно и критически рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей. 8
2. Религиозные организации. Типы религиозных организаций.
Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления.
Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объёму совпадала с другими социальными группами - племенами, родом, соседской общиной и т.п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.
Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ведущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют всё более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.
Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общиной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере монополизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации религии приводит к формированию такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племён и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает немецкий историк И.Г.Бахофен*, в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все наиболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако, здесь ещё имеет место совпадение религиозной и социальной общности.
Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих кругов, доказательству сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение и вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации. Жреческая корпорация - это непросто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка, или точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое сословие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая своё знание и социальное положение по наследству. В других странах это сословие образует замкнутую касту, занимающую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).
Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. Здесь ещё осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулирования и культовой практика. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определённой степени является составной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства создаёт основу для его автономии в рамках государства, превращает жречество в своеобразное “государство в государстве”.
В исторической, социологической и философской литературе довольно развёрнуто показана определяющая роль жрецов в становлении государственной правовой системе общества. Однако, эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М.Вебер и Э.Дюркгейм* убедительно показывали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самым образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культовой системы. Идеологическое регулирование носило синкретическую форму, включающую в себя, наряду с моральными, и характер религиозного, и государственного - правового регулирования.
По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.
Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определённых целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций: 1) Выработка систематизированного вероучения; 2) Разработка систем его защиты и оправдания; 3) Руководство и осуществление культовой деятельности; 4) Контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм; 5) Поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.
Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основой массе верующих - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и которые сосредотачивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.
В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже чётко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.
Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержаться в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.
Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь - это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемой членство.
Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в “избранничестве Божьем”, проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.
Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношение различного типа религиозных организаций представлено в таблице №1.
Необходимо иметь в виду, что приведённая классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церковно-образовательные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы, секты в процессе своей эволюции могут превратится в церкви. Так, например, возникли и христианство, и ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы и образуют секты.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод , что развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента - религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации.Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему.
Классификация религиозных организаций
Таблица 1*
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "12. Религиозные объединения в РФ"
Среди социальных общностей особо выделяются религиозные объединения. В них входят люди, занимающие разное положение в обществе. Они могут быть миллионерами и нищими. Иметь хорошее образование и высокую квалификацию или даже не уметь читать. Находиться на вершине власти или быть почти бесправными. И тем не менее, они ощущают себя единым целым. Религиозная вера – не просто некая идея, это особое мировоззрение. Оно определяет смысл жизни человека. И формулирует нормы, которыми нужно руководствоваться в повседневной жизни.
Что собой представляют религиозные объединения в нашей стране? Во-первых, они создаются на добровольной основе гражданами государства. Или теми, кто постоянно проживает в России. Во-вторых, основная их цель – исповедание и распространение религиозного учения, веры.
Выделяют религиозные группы и религиозные организации. Чем они отличаются друг от друга?
Религиозные группы верующие организуют только на основании собственного желания и инициативы. Государственной регистрации при этом не требуется.
Религиозные организации могут выпускать религиозную литературу, заниматься производством, открывать учебные заведения как для изучения основ веры, так и для подготовки священнослужителей. И, разумеется, они могут строить храмы и иные культовые сооружения.
Россия – светское государство. В ней нет обязательной для всех религии. Церковь отделена от государства. Государственные чиновники, работники силовых структур могут быть верующими или атеистами. Но в органах власти, государственных учреждениях, воинских частях религиозные объединения создаваться не могут.
Школа отделена от церкви. Обучение малолетних граждан религии возможно только с согласия их родителей или иных законных представителей.
Государству, в общем-то, безразлично, к какой конфессии относит себя тот или иной гражданин, является ли он верующим или атеистом. Но ему не безразличны вопросы межрелигиозного мира. Для России это особенно актуально.
Большинство верующих в нашей стране являются православными христианами. Официальный учёт религиозной принадлежности граждан в России не ведётся. Такие данные можно получить только от социологов.
Всероссийский опрос населения по этому вопросу проводился в 2012 году. 13 % россиян заявили, что они атеисты. 41 % составили приверженцы Русской православной церкви. Остальные отнесли себя к иным конфессиям: мусульманству, различным направлениям христианства (католики, протестанты, староверы). В России живут буддисты, иудеи, приверженцы традиционных языческих культов. Четверть опрошенных заявили, что верят в Бога, но к какой-то конкретной конфессии себя не отнесли.
Храм Христа Спасителя в Москве, кафедральный собор Русской православной церкви
Но в любом случае, это – самый распространённый ответ. Это во-первых. А во-вторых, в России есть религиозные объединения всех мировых религий. Причём почти всех их направлений. Что может привести к конфликтам между ними?
Фактором риска может стать и расширение деятельности нетрадиционных конфессий. Новые религиозные движения очень разные. Одни занимаются милосердием и благотворительностью, другие разрабатывают особое философское учение. Некоторые больше похожи на системы оздоровления.
Но есть и такие религиозные организации, которые иногда называют тоталитарными сектами. Почему тоталитарными? Потому что они стремятся держать своих членов под плотным контролем, в том числе используя методы психологического воздействия. Верующие фактически разрывают всякие связи со своим прежним окружением: прекращают учёбу, увольняются с работы, жертвуют имущество секте.
Часть таких объединений исповедует экстремистские взгляды. Призывает к физическому уничтожению тех, кто не разделяет их учение. К примеру, в 1995 году приверженцы религиозной корпорации Аум Сенрикё совершили несколько терактов в токийском метро, распылив газ зарин.
Последствия терактов Аум Сенрикё в Токио. 1995 г.
Погибли, по разным данным, от 10 до 27 человек. Несколько тысяч получили отравления разной степени тяжести. Отделения Аум Сенрикё были и в России. Но их деятельность сейчас запрещена.
Сформулируем главные цели политики государства в этой сфере.
· Сотрудничество с различными конфессиями, религиозными объединениями для разрешения важных социальных проблем.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Религиозные организации в Российской Федерации. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Религия-определённая система взглядов, обусловленная верой всверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации
Религиозная организация— организация, образованная в целях совместного исповедания и распространения религиозного учения.
Типы религиозных организаций: Церковь- автономный строго централизованный институт,обслуживаемый профессиональными священнослужателями. Секта- объединение верующих противопоставивших себя господствующему религиозному течению. Деноминация- промежуточный, особый тип религиозной организации, имеющий черты как секты, так и церкви.
Функции религиозной организации: Объединяющая функция. Любая религиозная организацияобъединяет своих адептов в общность и стремится к увеличению количества приверженцев своего учения, расширению зоны своего влияния. Ценностно-орнентационная функция заключается в том, чтона основе этнокультурных традиций формируется устойчивая, вертикально упорядоченная система смыслов и ценностей. Коммуникативная функция заключается в организациисчитается общение с Богом. Регулятивная функция тесно связана с ценностно-ориентационной. В большинстве религиозных организаций существуют идейные догмы, регламентирующие нормы поведения и морали. Компенсаторная функция состоит в том. что религиозныеучения, обещая возможность лучшей жизни и счастья в будущих перевоплощениях, слияние с Абсолютом или вечную благодать как плату за страдания и смирение, смягчают потрясения и потери реальной жизни.
Русская православная церковь -самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире;Самая крупная и влиятельная религиозная организация в России.
Иудаизм Иудаи́зм, — религиозное, национальное и этическое мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества и самая древняя из существующих по настоящее время Иудеи — этнорелигиозная группа], включающая тех, кто был рождён евреем, и тех, кто обратился в иудаизм. В 2015 году численность иудеев во всём мире оценивалась в 14,3 миллиона, или около 0,2 % от всего населения Земли. Около 42 % всех иудеев проживает в Израиле и около 42 % проживает в США и Канаде, большинство остальных проживает в Европе. Иудаизм заявляет об исторической преемственности, охватывающей более чем 3000 лет.
Старообрядчество , — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации.
Католическая церковь — самая крупная христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,25 миллиарда последователей]. Одна из старейших религиозных институций в мире, играла важную роль в истории западной цивилизации
Евангельские христиане — межденоминационное движение в протестантских конфессиях, получившее своё название от желания буквального исполнения Евангелия — т.е. учения Иисуса Христа и в целом Нового Завета (т.е. также посланий апостолов), который рассматривается как основной источник вероучения.
Буддизм — религиозно-философское учение о духовном пробуждении , возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Ислам — самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая монотеистическая авраамическая религия. Число приверженцев — более 1,55 млрд человек
Адвентисты седьмого дня -Протестантское течение, возникшее в 1843 году в сша. Основал адвентистское вероучение бывший баптист Уильям Миллер
Пятидесятники — евангельские христиане, последователи Всемирного пятидесятнического братства, на сегодняшний день самого многочисленного из всех направлений протестантизма.
Читайте также: