Доклад на тему рефлексия после тренировки

Обновлено: 16.06.2024

Содержимое публикации

1) Создать условия для профессионального самосовершенствования участников мастер-класса;

2) Продемонстрировать собственный опыт работы путем показа приемов рефлексивной деятельности;

3) Повысить мотивацию участников мастер-класса к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Ожидаемые результаты:

Овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы;

Формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Раздаточный материал и оборудование:

План занятия

I. Подготовительно-организационный этап (6 мин.)

1) Презентация темы. Выделение проблемы.

2) Обоснование актуальности выделенной проблемы.

3) Объединение в группы для решения проблемы.

4) Постановка цели и выяснение ожиданий участников мастер-класса.

II. Теоретический вводный этап (6 мин.)

1) Актуализация опыта участников мастер-класса.

2) Кроссенс «Что такое рефлексия?

III. Основной этап (11 мин.)

1) Характеристика рефлексии.

2) Методическое обоснование приемов, демонстрация личного опыта.

IV. Практическое задание (15 мин)

1) Работа участников мастер-класса с материалом.

V. Заключительный этап (7 мин.):

1) Заключительное слово автора мастер-класса.

2) Выявление реализации ожиданий участников мастер-класса.

Ход занятия

Подготовительно-организационный этап

1) Презентация темы. Выделение проблемы.

Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу хорошо и отлично, не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. Таким образом, возникает необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и технологии.

2) Обоснование актуальности выделенной проблемы.

- Какие трудности испытывали учащиеся при выполнении задания?

- Сохранилось ли единство класса в ходе выполнения задания?

- Считаете ли Вы такой традиционный способ проведения рефлексии эффективным?

- Как вы думаете, в чем причина?

- Как вы считаете, можно ли было подвести итоги урока другим способом?

- Почему вы считаете, так?

Мастер: На сегодняшний день в практике педагогов используется одна из новых актуальных технологий – технология критического мышления. Одним из достоинств этой технологии являются приемы рефлексии, развивающие способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи. Рефлексия помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, нестандартные пути решения проблем, и не только в учебе. Цель рефлексии – развивать рефлексивные качества ребенка через изучаемый материал.

3) Объединение в группы для решения проблемы.

Мастер: Сегодня я хочу познакомить с некоторыми приемами рефлексии, и поделится собственным опытом применения приемов рефлексии на уроках физической культуры. Предлагаю разделиться на две группы. Выберите карточки с изображением разноцветных мячей. И займите места согласно соответствующему цвету мяча. Обратите внимание на то, что у каждого участника в группе есть определенная роль (Контролер, генератор идей, исполнитель, защитник), и она указана на карточке, которую вы выбрали.

Участники выбирают карточки с изображением желтого и красного мячей. В каждой карточке указана роль участника группы:

4) Постановка цели и выяснение ожиданий участников мастер-класса.

Мастер: Итак, группы сформированы. Теперь давайте определим наши цели и ожидания от этого мастер-класса. Моя цель сегодня создать условия для вашего профессионального самосовершенствования, продемонстрировать собственный опыт работы и повысить вашу мотивацию к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Предлагаю вам написать свои ожидания от этого мастер-класса и вывесить их на доску.

Участники групп вписывают свои ожидания от мастер-класса на бумагу с изображением футбольного поля и футбольных ворот и вывешивают на доску.

Мастер: Спасибо. Позже мы еще вернемся к вашим ожиданиям.

Теоретический вводный этап

1) Актуализация опыта участников мастер-класса.

Участники делятся своими знаниями. Мастер выслушивает мнения участников мастер-класса.

2) Кроссенс «Что такое рефлексия?

Мастер: Очень интересные мнения. Но все-таки попробуем составить определение для рефлексии. Перед вами следующий набор картинок, которые помогут вам в решении этой задачи. Вам необходимо связать изображения этих картинок в логическую цепочку слов, подобрав по одному слову к каждой картинке и составить в группе определение.

Мастер: Рефлексия – это размышления человека направленные на анализ, самого себя, собственных состояний, прошедших событий, поступков и результатов деятельности.

Основной этап

1) Характеристика рефлексии.

Мастер: Согласно определению у учащихся развивается рефлексивные качества:

- способность к осмыслению собственных действий;

- способность к критике и самокритике;

- способность проявлять толерантность;

- способность к самообучению и самоизменению;

- способность оценивать собственные возможности;

Мастер: Рефлексию можно классифицировать по следующим категориям:

- По форме деятельности;

- По способам проведения;

Мастер: подробнее рассмотрим с вами некоторые из классификаций.

Классификация рефлексии по способам проведения

Мастер: Существует большое разнообразие способов проведения рефлексии.

Письменный: рисунки, таблицы, баллы и образы, схемы, кластеры и анкета.

Устный: утверждения, незаконченные предложения, ключевые слова, жесты, ассоциации, опрос и символы.

Определите, какие из перечисленных способов могут быть проведены как устной и письменной форме? Обсудите это в группе и выберите их на экране щелчком мыши и прокомментируйте ваш выбор.

Классификация рефлексии по функции

Мастер: Можно выделить 4 функции рефлексии. Физическая рефлексия используется для определения физического состояния учащихся, например, успел или не успел, легко или тяжело.

Сенсорная рефлексия применяется для определения самочувствие учащихся, например, комфортно или дискомфортно, интересно или скучно.

Интеллектуальная рефлексия применяется, когда необходимо выяснить что понял, что осознал или что не понял учащийся на уроке. Какие затруднения испытывал.

Духовная рефлексия выясняет, стал ли учащийся лучше или хуже, созидал или разрушал себя и других на уроке.

Классификация рефлексии по цели:

Мастер: Как вы думаете, на каком этапе урока применяется рефлексия?

Рефлексия настроения и эмоционального состояния применяется в начале и в конце урока для установления эмоциональный контакт и определения самочувствие, настроение учащихся

Рефлексия деятельности применяется для анализа и самооценки уже выполненной учениками деятельности. Учащиеся планируют дальнейшую деятельность, прогнозируют возможные результаты и определяют заданий для самоподготовки. Цель рефлексии деятельности самооценка результатов деятельности и осознание метода преодоления затруднений в деятельности.

Рефлексия содержания учебного материала организуется учителем для выявления

уровня осознания содержания пройденного материала. Позволяет учащимся подвести итоги, обобщить результаты, учителю сделать выводы о необходимости корректировки программы, методов и приемов, а также оценить собственную работу, как учителю, так и учащимся.

2) Методическое обоснование прием рефлексии, демонстрация личного опыта и комментарии автором мастер-класса.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Цель: определить состояние эмоций и настроения

Ход упражнения: Учащиеся жестами должны показать состояние, настроение или результаты своей работы на начало урока: хорошее/ неважное/ плохое настроение; на конец урока комментируют что понравилось, что получилось, сомнения, трудности, что не понравилось и ошибки.

Цель: формировать привычку к осмыслению действий и событий.

Ход упражнения: На доске прикреплены "ключевые слова" упражнения, которые нужно расставить в определенной последовательности и прокомментировать выбор.

Рефлексия содержания учебного материала.

Цель: оценить деятельность учителя и учащихся.

Цель: учащийся оценивает свою деятельность и деятельность одноклассников.

Ход упражнения: Учащиеся передают мяч друг другу. Один из учащихся, повернувшись спиной к классу, подает сигнал свистком. У кого в руках остался мяч, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим в паре, группе и обосновывает ее.

Практическое задание

1) Работа участников мастер-класса с материалом.

Цель: Рефлексия эмоционального состояния

Функция: физическая/ духовная/ сенсорная

Содержание: устное/ письменное

Форма деятельности: индивидуальная/ групповая

Тип урока: итоговый

Способ проведения: баллы/ утверждения/ незаконченные предложения/ ключевые слова/ символы/ рисунки

Цель: Рефлексия деятельности

Функция: физическая/ интеллектуальная

Содержание: устное/ письменное

Форма деятельности: индивидуальная/ групповая/ коллективная

Тип урока: после усвоения ЗУН/ промежуточный

Способ проведения: баллы/ утверждения/ незаконченные предложения/ ключевые слова/ символы/ рисунки

Цель: Рефлексия содержания учебного материала

Функция: физическая/ интеллектуальная

Содержание: устное/ письменное

Форма деятельности: индивидуальная/ групповая

Тип урока: контрольный/ итоговый

Способ проведения: баллы/ утверждения/ незаконченные предложения/ ключевые слова/ символы/ рисунки

Заключительный этап

1) Выявление реализации ожиданий участников мастер-класса.

2) Заключительное слово

Мастер: Мне бы тоже хотелось воспользоваться этой формулой и подвести итоги нашего мастер-класса.

Я считаю, что мы сегодня хорошо поработали,

потому что мои и Ваши ожидания были оправданы.

Я могу это доказать на примере нашей совместной работы.

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что Вы узнали что-то новое для себя и приобрели навыки, которые могут пригодиться Вам в педагогической деятельности.

Мастер: И последнее задание для Вас. Выберите цифру на экране и продолжите фразу.

Каждый участник выбирает на экране карточку с цифрой. В каждой карточке дается фраза, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки участник должен продолжить и завершить фразу, проанализировать и подвести итоги мастер-класса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Малахова Татьяна Валерьевна

учитель физической культуры

МБОУ г. Иркутска СОШ №17

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самос-тоятельно и решать ее. Формированию такого умения и средств контроля и оценки помо-гает особый тип урока урок-рефлексия по ФГОС.

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном пони-мании — это "разговор с самим собой".

В чем отличие урока-рефлексии по ФГОС от традиционных уроков-обобщений и повторений

Если сравнивать урок-рефлексию с традиционной схемой уроков, то первый будет объединять в себе сразу несколько типов привычных всем уроков (контроля знаний, урок-повторение, урок-обобщение, урок-закрепление). Главное отличие — ученик должен самостоятельно находить "трудные места", сам оценивать, какой именно вид работы у него не получается и сам решить: что необходимо предпринять, чтобы разрешить эту проблему.

В чём сущность рефлексии

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить спосо-бы и методы, применяемые другими, со своими приемами и методами.

Цели урока-рефлексии

По требованиям ФГОС, к каждому уроку необходимо указать две цели: содержательную и деятельностную.: содержательная : повторение, закрепление или обобщение пройденно-

деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии

и реализации коррекционных норм (другими словами — научить фик-

сировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и

находить способы их преодоления).

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

( целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с

группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц,

цветовое изображение настроения и т.п.))

рефлексия деятельности

(дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом,

поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем

на этапе проверки выполненной работы).

рефлексия содержания учебного материала

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного).

Для создания ситуации рефлексии нужно поставить задачи:

Организовать и провести ряд работ, в процессе которых ребенок -может исследовать себя по каким-то тестам, понять, что на данном этапе времени представляют собой его физические и двигательные особенности и категории тела: вес, рост, формы, пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д. Это, безусловно, разные параметры, но все они являются частью физической культуры человека.

Выстраивая эти причинно-следственные связи в подсчете пульса, в составлении графика пульса, выяснении изменения пульса в зависимости от настроения, нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в разных, казалось бы, плоскостях именно тот момент, когда можно понять, что и от чего с ним происходит.

А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чего-то другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить.

Прием незаконченного предложения (см. приложения)

Прием анализа субъективного опыта

который, помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Приём высказывания

где учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (или на карточках):

сегодня я узнал…

было трудно… и т.д.

hello_html_m6477d625.jpg

Таким образом, обучение навыкам рефлексии на уроках физической культуры – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлек-сии на уроках физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки межпредметными связами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая деятельность, может быть, медленнее, чем другие сферы человеческой практики, но тоже претерпевают изменения. В этих изменениях наметилось множество тенденций. Педагогическая деятельность утрачивает черты спонтанно- ритуального поведения учителей и воспитателей. Последние все более стремятся к рефлексии процесса и результатов педагогического действия, к выявлению оснований для его исполнения. В современной педагогической деятельности сочетаются, хотя и без противоречий, тенденции к возрастанию ее наукоемкости и усилению субъективно-авторской позиции педагога.

Цель данной презентации:

  • охарактеризовать взаимодействие личностного смысла педагога и учащегося как цель педагогического общения;
  • раскрыть содержание коммуникативной культуры педагога, также ее аспекты как: владение терминологией, культура речи, поведение в конфликтной ситуаций;
  • остановиться на таких механизмах взаимопонимания, как рефлексия и эмпатия.

Рефлексия на уроках физической культуры Михайлин Антон Геннадьевич учитель физической культуры МАОУ СОШ №45 Калининград

Рефлексия на уроках физической культуры

Михайлин Антон Геннадьевич учитель физической культуры МАОУ СОШ №45 Калининград

Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это

— это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой".


Осуществление рефлексии

Рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения и т.п.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки выполненной работы.

дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки выполненной работы.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. .

Рефлексия содержания учебного материала

используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Прием незаконченного предложения

Прием незаконченного предложения

Прием анализа субъективного опыта

• Помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

• Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Приём высказывания Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (или письменно):

Приём высказывания

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (или письменно):

Уровни сформированности рефлексивных умений у учителей физической культуры:

Уровни сформированности рефлексивных умений у учителей физической культуры:

  • повышенный уровень - повышенная возбудимость; неоправданная перепроверка собственных действий, решений и мнений, что может привести к потере времени, однако не всегда возможно затягивать решение тех или иных вопросов;
  • высокой уровень - способен к организации связей между конкретной учебной ситуацией и личностью с выходом на принцип действия, дающий общий план решения педагогической задачи (рефлексия педагогической деятельности); умеет создать связи между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, включающим представление о себе, человеческих отношениях и о других людях, (внутриличностная рефлексия), умеет оценить и предвидеть действия другого человека; умеет оценить свои действия глазами стороннего наблюдателя;
  • средний уровень — не всегда умеет оценить и предвидеть действия учащихся; необъективно оценивает свои действия с позиции стороннего наблюдателя, но способен дать себе и своим поступкам объективную оценку; умеет созидать;
  • низкий уровень - крайне редко анализирует свое поведение, не всегда способен дать себе и своим поступкам объективную оценку.

Приветствие в начале урока

Приветствие друг друга локтями

Цель: научиться выполнять упражнения в малых группах, и анализировать заданную тему (практический материал) Задачи: 1.проверить знания и умения учащихся по пройденному материалу. 2. обеспечить развитие навыков сотрудничества в малых группах. Учащиеся делятся на 4 группы по 4 человека. Каждой группе нужно распределиться на одной из автобусной остановки. На каждой остановке (на фишке расположена карточка большого формата с записанным на нем заданием по теме). Вашей группе нужно внимательно прочитать задание – выполнить данное задание в течение 1 минуты. Затем по сигналу, группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке.

Задания для остановок

Разгадывание кроссворда

4 задание В парах-один выполняет удар по мячу 2 участник останавливает мяч ногой.


Варианты оценивания: Красный жетон – правильно выполненное задание. Зеленый жетон – задание выполнено с недочетом. Желтый жетон – задание выполнено с ошибкой. В конце мы подведем итог, какая группа сегодня справилась с заданием.

Варианты оценивания:

Красный жетон – правильно выполненное задание. Зеленый жетон – задание выполнено с недочетом. Желтый жетон – задание выполнено с ошибкой. В конце мы подведем итог, какая группа сегодня справилась с заданием.

Самооценка на уроке Учитель по очереди бросает мяч со словами, продолжи фразу: 1. Я узнал… 2. Я научился… 3. Я проявил себя … 4. Я смогу применить … А теперь ответьте на вопросы: Какое задание было самым интересным? А какое самым трудным? Какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке? Что вы можете посоветовать тем детям, кто испытал на уроке трудность?

Самооценка на уроке

Учитель по очереди бросает мяч со словами, продолжи фразу: 1. Я узнал… 2. Я научился… 3. Я проявил себя … 4. Я смогу применить … А теперь ответьте на вопросы: Какое задание было самым интересным? А какое самым трудным? Какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке? Что вы можете посоветовать тем детям, кто испытал на уроке трудность?

Итог работы ученика

В?спортивной деятельности, характеризующейся противоборством (спортивные единоборства) и совместной деятельностью (спортивные игры), необходимым и значимым компонентом выступают рефлексивные процессы. Сущность рефлексии заключается в распознавании предстоящих действий соперников и своих партнёров с целью построения и выполнения своих действий. Постоянное проявление рефлексии при занятиях спортом способствует развитию качества рефлексивности, профессионально значимого для спортивных игр и спортивных единоборств. Развитие рефлексивности у юных спортсменов представляется важным разделом психологической и тактической подготовки.


1. Бабушкин Г.Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие. – Омск: СибГУФК, 2012. – 328 с.

2. Бабушкин Г.Д., Салахов Р.Э. Проявление рефлексии в спортивно-игровом взаимодействии и противоборстве // Актуальные вопросы развития детского и юношеского футбола: материалы межрегион. науч. прак. конф. тренеров по футболу. – Омск: СибГУФК, 2008. – С. 99–104.

3. Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления. – М.: ИП РАН. – Ярославль, 2000. 284 с.

5. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с.

6. Лопарёва М.А. Формирование рефлексивных умений студента в учебно-познавательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2009. – 188 с.

7. Морозова Т.А. Формирование педагогической рефлексии как основы профессионального становления будущего учителя: дис. … канд. психол. наук. – Тула, 2003. – 177 c.

8. Филатова О.В. Рефлексия в исполнительской деятельности // Психология отношений и психической регуляции деятельности. – Владимир: ВГПУ, 2003. – С. 186–191.

Спортивная деятельность, включающая спортивные игры и спортивные единоборства – специфическая двигательная активность, определяемая особой рефлексивной направленностью деятельности спортсменов [2, 5]. Каждый спортсмен должен думать (размышлять) не только о собственных действиях, но и действиях партнеров по команде, соперников и на этой основе планировать и осуществлять свои действия. Для спортивно-игровой деятельности (футболистов, хоккеистов, баскетболистов, волейболистов и др.) и спортивных единоборств характерны элементы решения задач, которые можно отнести к классу оперативно-рефлексивных – выполняемых быстро с отражением в сознании действий партнеров, соперника. В этих видах спорта рефлексия является неизменным структурным компонентом спортивной деятельности и выступает значимым фактором, обусловливающим эффективность взаимодействия и единоборства. В организации игрового взаимодействия спортсменов весьма существенное значение имеет рефлексивное мышление, остающееся на сегодня неизученным вопросом в спортивных играх. В этой связи изучение значения рефлексии в спортивной деятельности и разработка рекомендаций по развитию качества рефлексивности у юных спортсменов представляется актуальной проблемой для спортивной психологии.

Целью данного исследования являлся анализ состояния проблемы рефлексии в спортивной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования рефлексии ведутся в различных видах профессиональной деятельности [6, 7, 8 и др.]. Анализ специальной литературы по проблеме рефлексии позволяет заключить о том, что практически не встречаются работы, посвященные значению рефлексии и рефлексивности в спортивной деятельности за исключением работ, выполненных под нашим руководством [2]. В некоторых исследованиях [6, 7, 8 и др.] была сделана попытка изучения рефлексии в учебной и профессиональной деятельности. В других исследования [3, 4] раскрываются механизмы рефлексии, предлагается методика диагностики качества рефлексивности. Однако данная методика не отражает специфику спортивной деятельности В этой связи нами предлагается методика диагностики рефлексивности применительно к баскетболу, где рефлексия имеет высокую степень проявления и значения в организации игрового взаимодействия партнеров.

В организации игрового взаимодействия (в футболе, хоккее, баскетболе и т.п.) особое значение имеет рефлексивное мышление. Сущность его заключается в следующем, Каждый спортсмен, находящийся на игровом поле, должен отражать в своем сознании размышления партнеров по игре и противника и только на этой основе строить свои действия. При этом рефлексия должна осуществляться с молнеиносной быстротой (используется интуиция спортсмена). Рефлексия в этом случае это не просто знание и понимание своих действий в процессе игры, но и форма осознания субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими индивидами в данном случае партнерами и соперниками по игре.

В сложном процессе рефлексии даны как минимум шесть позиций, характеризующих взаимное отображение спортсменом соперников, партнеров:

1) сам спортсмен, каков он есть в данной ситуации;

2) субъект, каким он видит себя;

3) субъект, каким он видится другими (партнерами и соперниками по игре); 4, 5, 6 позиции – те же три позиции, но со стороны других субъектов ситуации – партнеров, соперников по игре. При таком понимании рефлексия представляется как процесс удвоенного взаимного отображения спортсменами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание, воображение особенностей поведения себя, партнеров, соперников.

Постоянное проявление спортсменом рефлексии способствует развитию рефлексивности как качества. Рефлексивностью как свойством обладают все спортсмены, однако степень ее проявления и реализации для каждого спортсмена является индивидуальной. Развивается она, как правило (указывают спортсмены), спонтанно без специальных занятий. Исследование рефлексивности и ее развитие у спортсменов представляется, на наш взгляд, одним из направлений совершенствования тактического мастерства спортсменов, особенно в игровых видах спорта и спортивных единоборств.

Так, футболист выполняет передачу мяча партнеру, не глядя на него, осознавая, что тот находится именно на том месте, куда передается мяч. Такое нередко можно наблюдать в игре бразильских футболистов. В данном случае имеет место рефлексия, оба игрока отражают в своем сознании действия партнера, рефлексируют свои действия и действия партнера.

Современный баскетбол, футбол, хоккей характеризуются быстротечностью игры, требуют от игроков очень быстрого выполнения технико-тактических действий в сложных нестандартных игровых ситуациях. В подобных условиях ответственных игр многие баскетболисты не выдерживают высокой психологической нагрузки, теряются, не попадают в кольцо при выполнении простых бросков. Для предотвращения подобных явлений у баскетболистов предлагается комплекс специальных упражнений: упрощенные модели стандартных соревновательных ситуаций; создание дефицита времени на выполнение упражнений; активное противодействие защиты; совершенствование психофизиологических качеств; развитие умений регуляции психического состояния и др.

Рефлексивность как профессионально важное в игровых видах спорта качество составляет сущность отображения тактики противника, своих действий и партнеров по игре, и имеет индивидуальные проявления. Формируется оно, как правило, спонтанно без специальной тренировки. Степень ее проявления и реализации зависит от спортивной квалификации и опыта спортсмена. С повышением спортивной квалификации повышается и уровень развития и проявления рефлексии у спортсменов, однако, не достигая высокого уровня.

Эффективность рефлексивных процессов определяется уровнем развития качества рефлексивности. Для выявления уровня сформированности рефлексивности нами предлагается опросник, разработанный применительно к баскетболу [1]. Данный опросник можно использовать и в других видах спорта, переформулировав некоторые вопросы. С помощью данной методики было проведено исследование спортсменов. Обработка материалов опроса спортсменов показала, что наиболее высокие показатели рефлексивности выявлены в группах хоккея (84 балла), футбола (82 балла), в группе взрослых баскетболистов (78 баллов) из 90 возможных. При опросе баскетболистов СДЮСШОР различной квалификации получены следующие результаты. В группе начальной подготовки выявлен низкий уровень рефлексивности 69,5 балла; в учебно-тренировочной группе рефлексивность составила 81 балл; в группе спортивного совершенствования 85 баллов. Выявлена тенденция повышения уровня рефлексивности в процессе повышения спортивного мастерства. Однако выявленный уровень недостаточно высок и относится к среднему уровню.

Для развития рефлексивности у спортсменов игровых видов спорта и спортивных единоборств рекомендуется:

– Теоретическое обучение тактическим действиям с обозначением рефлексии в организации игрового взаимодействия и противоборства.

– Решение интеллектуальных задач, проблемных ситуаций, встречающихся в конкретном виде спорта.

– Составление спортсменами соревновательных ситуаций и предложение вариантов для их решения.

– Подвижные игры с проявлением рефлексивного мышления.

– Специальные упражнения, направленные на проявление рефлексивного мышления для развития внимания (переключения и распределения) и оперативной памяти.

Мышление спортсмена, отражающее поведение соперников, партнеров, и направленное на построение собственных действий, называется рефлексивным мышлением. Показана его высокая значимость в организации игрового взаимодействия в спортивных играх. Для спортсменов игровых видов спорта и спортивных единоборств процессы рефлексии являются неотъемлемой частью тактической деятельности.

Данная методика рекомендуется для юных спортсменов – представителей игровых видов спорта.

Выводы

Рефлексия в структуре спортивной деятельности выступает как процесс нахождения правильных действий в каждой конкретной ситуации. Рефлексивность как профессионально важное качество в игровых видах спорта и единоборствах составляет сущность отображения тактики противника, своих действий и партнеров по игре, и имеет индивидуальные проявления. Степень ее проявления зависит от спортивной квалификации и опыта спортсмена. С повышением спортивной квалификации повышается и уровень развития и проявления рефлексии у спортсменов.

Рефлексивность, развивается в процессе спортивной деятельности, не достигая высокого уровня своего развития у высококвалифицированных спортсменов. Полученные результаты свидетельствуют об имеющихся психологических резервах повышения спортивного мастерства в игровых видах спорта и единоборствах.

Исследование влияния рефлексивности спортсмена на успешность в спортивной деятельности сочетает в себе высокую теоретическую и практическую значимость для теории и методики спортивной тренировки и спортивной психологии наряду с недостаточной изученностью этого феномена для анализа эффективности соревновательной деятельности в спорте.

Макурова Екатерина Григорьевна


Миасский медицинский колледж

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов.

Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Если физические органы чувств для человека являются источником его внешнего опыта, рефлексия — это источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления.

Без рефлексии нет учения

Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет — не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности — способы решения практических задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса.

Методика организации рефлексии обучающегося может включать в себя следующие этапы:

В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с группой. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – карточки с изображением, видеоматериал, презентации, иллюстрации, фотографии, аудиозапись.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс.

Студенты с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (приемы, манипуляции, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность студентов на всех этапах урока.

Рефлексия в конце урока или классика жанра

Преподавателю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние студента в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Студенты должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Они могут по цепочке высказаться о значимых для них ценностях урока:

Я узнал.
Я научился.
Я понял, что могу.
Мне понравилось.
Для меня стало новым.
Меня удивило.
У меня получилось.
Я приобрёл.
Мне захотелось.
Меня воодушевило.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс, состоит в том, что студенты обычно не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности.

В качестве опоры для рефлексивной деятельности студентов можно предложить следующие ориентировочные вопросы (для самостоятельной работы или обсуждения с преподавателем):

  • Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?
  • Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  • Как вы выполняли задания, какими способами? Что вы чувствовали при этом?
  • С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
  • Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю)?

Рефлексивное формирование у студентов – медиков Кыштымского филиала

Осуществляя деятельность, личность всегда стремиться сформулировать свое отношение к ней, занять определенную позицию.

Формирование и развитие рефлексии у студентов будет способствовать их выходу на рефлексивную позицию по отношению к обучению самоконтролю, а также обеспечит развитие личности или коллектива.

  1. Каковы ваши главные результаты?
  2. Что вы поняли?
  3. Чему научились?
  4. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  5. С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
  6. Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю)?
  7. Мне понравилось.
    После анкетирования студенты второго курса дают следующие ответы.

Вот некоторые из них:

Ответ – «Научились составлять рациональное меню на неделю, разрабатывать комплекс упражнений для мышц туловища, проводить антропометрические исследования, проводить соматометрические пробы и др.

  1. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
  1. С какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?
  1. Каковы замечания и предложения на будущее (себе, преподавателю)?

7. Мне понравилось…

Как преподаватель, хочу отметить, что практические занятия, которые проходят творчески, с разными уровнями заданий позволяют студентам раскрыться, показать свои таланты, знания, отстаивать свою точку зрения и вносить предложения.

Именно творческий компонент должен присутствовать в каждом виде деятельности студентов, в том числе в самоконтроле учебного труда.

Читайте также: