Доклад на тему профориентационная работа классного руководителя

Обновлено: 05.07.2024

Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.

Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются:

- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности;

- коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;

- профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям .

Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, нравственно-этических.

Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Задача учителя – помочь учащимся в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования.

Очень важно учащихся коррекционной школы-интерната 8 вида подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать её качественно.

Одним из направлений моей деятельности как классного руководителя является профориентационная работа среди обучающихся, которая начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе в условиях предметно- практической деятельности, т.е. с 5 класса.

В системе профориентационной работы в школе классный

руководитель выступает центральной фигурой, и находится ближе всех педагогов к обучающимся, я доверительнее всех общаюсь с ними, кроме того, являюсь координатором всех воспитательных дел в своём классе.

С 5 класса я начала знакомить учащихся с формами и содержанием трудовой деятельности окружающих взрослых, организовывала экскурсии , проводила беседы , с помощью которых обучающиеся постигают многообразие и важность школьных профессий, познают их суть, знакомила с их содержанием, раскрывала общественную значимость этих профессий, воспитывала уважение к труду.

Огромное значение имеет взаимодействие классного руководителя и учителей трудового обучения.

В 9 А классе учебным процессом профориентация осуществляется в этом году по трём направлениям: столярное дело – посещают 5 человек и сельскохозяйственный труд – 2 человека, швейное дело – 1 девочка.

На уроках столярного дела ребята получают основные навыки обработки древесины (пиления, строгания, сверления). На уроках сельскохозяйственного труда – получают навыки по животноводству, овощеводству и растениеводству.

На уроках швейного дела учащиеся овладевают навыками пошива швейных изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме.

Важное значение в профориентационной работе с обучающимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Обучающиеся точно знают круг постоянных обязанностей и поручений, которые должен выполнять каждый ученик .

Профессиональная ориентация в деятельности классного

руководителя – не только отдельные мероприятия, но целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль. Именно классный руководитель осуществляет координацию взаимодействия учителей, работающих в классе, специалистов школы, администрации, родителей .

Я, как классный руководитель, проводила работу по мотивации выбора профессии обучающихся.

Основной формой профессионального просвещения учащихся

остается классный час, где я с 5 класса в доступной форме знакомила обучающихся с определенной профессией, ее социальной значимостью, престижем, условиями труда, давала обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора конкретной профессии.

Наиболее распространенный метод просвещения учащихся - это профориентационная беседа (профессиональное просвещение).
Важность просвещения в том, что благодаря ему, расширяются рамки свободы выбора профессии, чем больше будут знать учащиеся о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, тем осознаннее будет его выбор.

Кроме того, важную роль в профориентационной работе играют заочные экскурсии, в виде презентаций профессий. Эти заочные экскурсии выступают как форма наглядного ознакомления обучающихся с производством, миром труда и профессионального образования. После каждой презентации проводилось обсуждение.

В этом учебном году с учащимися 9А класса были проведена экскурсия в аграрный техникум, на котором дети получили объективную информацию о производстве, условиях труда, социальном пакете и т.д.

Эффективной формой профориентационной работы в школе

являются коллективные творческие дела (КТД). КТД – результат

сотрудничества учителей трудового обучения, классных руководителей и учащихся (благоустройство территории, организация субботников и т. д.).

Только системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с умственно отсталостью к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников вспомогательных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа в школе – интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Литература.

“Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.

Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э.“Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г. (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);

3. “Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г..

4. Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);

разнообразии своих личностных каче ств, способностей неле гко.

Как утвер ждают психологи, профессиональное самоо пределение

человека начинает ся далек о в его детстве, ког да в детской иг ре, ребенок

принимает на с ебя разные пр офессиональные роли и проигр ывает связанное с

Если вниматель но присмотр еться к этим иг рам, то нет рудно заметить, что дети

в них легко и охотно идут на всевозможные с имволические з амещения

реальных атриб утов профессиональ ной дея тельности. (Напр имер: стул –

самоопределе ние в ранней ю ности, когда уже необходимо принять решение,

Деятельность клас сного руководит еля являетс я важнейшим звеном в

воспитательной с истеме учебного заведения, основным м еханизмом

реализации индивидуального под хода к воспитанникам. О бусловлена она

современной з адачей, которую ставят перед учебным заведение м любого типа

мировое сообществ о, государ ство, рес публика, родители - макс имальное

развитие каждого ребенка, с охранение его неповторим ости, раскрыти е его

талантов и с оздание условий для нормального дух овного, умс твенного,

физическог о совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении

выживания, защиты и раз вития). Оказать ученику поддержку в выборе

дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может

классный руководит ель, который выступает координатором целостного

Классный руков одитель, учит ывая интерес ы, склонности и способности

учащихся, может создавать условия для обучения старшеклас сников в

соответствии с их профессиона льными интер есами и наме рен иями в

отношении продо лжения обр азования. Учитель может не только влиять на

профессиональное самоопределе ние подростка, вызывать интер ес

(мотивацию ) к рассмотрению своих проблем, но и помочь ем у вооружиться

доступными и по нятными сред ствами, для р еализации своих

Работа класс ного руководителя мног огранна и трудна . Остановлюсь лишь на

взаимодействи и классного р уководителя, родителей и учащ ихся в

Государстве нная политика в сфере образования определяет, что ус пешное

решение з адач воспитания возможно только при объединен ии усилий семьи и

других соци альных служб. Дети ожидают от родителей г лубинного,

пристального и нтереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и

индивидуальны х особенностей. Но, к сожалению, ур овень психолого -

педагогически х знаний многих родит елей не создает у их детей ощущения

Всю работу с родителями и учащимис я, помогающую достичь высокой

результативности можно условно р азделить на два основных направ ления:

Профориентац ионная де ятельность класс ного руководителя в условиях

предпрофильного и профильного обучения также одно из г лавных и

Важно понимать, что почти любая методика и форма работы обладают

определенным акт ивиз ирующим потен циалом, который не обходимо

определить и использовать. Напри мер, даже такая тради ционно неактив ная

форма работы - как лекция, может оказаться б олее активизирую щей, чем иная

Другой прим ер - беседа. При умелой её организ ации, а также при внутр енней

готовности ученико в бесед а позволяет моделировать в вообр ажении такие

проблемы, которые невозможно пр оиграть в тр адиционных иг ровых

процедурах. Име нно в бесед е удается добиться максимального уров ня

условности, вымышленности вообража емого действи я. Беседа позволяет

проигрывать в воображении разные ва рианты построения жизни реб енка и

выходить на дос таточно высокий уровень интуиц ии и прогн озирования. Одним


В жизни каждого человека наступает время, когда он должен сделать выбор: или он будет заниматься тем, к чему лежит его душа, или позволит решать за себя другим.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения образовательный и воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Профессия человека — это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь — важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье.

На выбор профессии влияет ряд факторов (приложение 1, рис. 1), такие как: популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы, также могут оказать влияние советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой [2, с.26].

На современном этапе развития общества становится очевидной роль педагогов в становлении личности. Система профориентационной работы включает взаимосвязанную деятельность классного руководителя, педагога — психолога, учителей предметников, семьи, педагога — организатора — всех, кто участвует в процессе профессионального самоопределения [1, с.39]. Особенно велика роль классного руководителя в подготовке и выборе будущего учащихся. Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому поддержка классного руководителя является непрерывным процессом.

В вопросе оказания помощи учащимся при выборе профессии я, как классный руководитель, ставлю перед собой цель и задачи.

Цель: развить имеющиеся у учащегося склонности и интересы к определённому виду труда.

Я считаю, что наиболее важная форма профессионального просвещения и пропаганды являются классные часы, на которых классный руководитель знакомит учеников с определённой профессией, её социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения, даёт обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии. Я стараюсь включать в свою работу проведение профориентационных игр, викторин, турниров, тренингов [4, с 79].

В работе с учащимися 9 классов мне оказывает помощь педагог-психолог. Он изучает профессиональный интерес и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора; осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; способствует формированию у школьников адекватной самооценки [4, с. 82].

Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа с родителями. Именно родители могут в большей мере помочь своим детям определить их возможности и интересы к определенной профессии. Например, многие учащиеся выбирают еще в детстве профессию своих родителей. Часто случается, что удовлетворенность или неудовлетворенность родителей своей профессией может стать достаточным стимулом для положительного или негативного отношения к ней детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей продолжения образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Желания родителей и профессиональные намерения учащихся во многих случаях не совпадают. Моя задача, как классного руководителя, — оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.

Профориентационная работа с родителями учащихся ведётся по различным формам:

2) Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию.

3) Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора учащимися профессий. Часто родители обращаются за помощью к классному руководителю, который поможет проинформировать об учебных заведениях, дать советы по поводу алгоритма действий при выборе профессии, посоветовать обратиться за помощью к педагогу-психологу.

4) Анкетирование родителей учащихся поможет выявить отношение родителей к профессиональному самоопределению их ребенка, степень влияния родителей на процесс профессионального выбора учащихся. Благодаря анкетированию можно корректировать поведение родителей и учащихся в плане выбора будущей профессии. Мы проводили социологический опрос родителей: “Каким я вижу своего ребенка”; “Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии”.

5) Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и в учреждения профессионального образования.

6) Информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, знакомство с сайтами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона, и т. д.).

Практика показывает, что используя упомянутые формы работы с учащимися, применяя их в воспитательном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. В результате у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

C:\Users\Наташа\Desktop\img5.jpg

Рис. 1. Факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассниками

  1. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5–9 классы. М.:ВАКО, 2007. — 368с. — (Педагогика. Психология. Управление).
  2. Климов Е. А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 2013 г.
  3. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-человек. Человек — знаковая система. Составитель Р. Д. Каверина — М. Молодая гвардия, 2005 г.
  4. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. — М.:ВАКО, 2006, 240с. — (Педагогика. Психология. Управление).
  5. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 2000 г.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессия, учащийся, личностное самоопределение, родитель, внеклассная работа, воспитательный процесс, дополнительное образование.

Похожие статьи

Формирование у учащихся осознанного подхода к выбору.

выбор профессии, профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, родитель, класс, профессиональная ориентация обучающихся, профессиональное образование.

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся.

Личностно-профессиональное самоопределение - это процесс и результат выбора подростком собственной позиции, стратегии средств самоосуществления личности в профессии; основанный и регулируемый предпочтениями, интересами, возможностями и.

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, педагог, профориентационная работа, оказание помощи, обучающийся, мир профессий, профессиональное самоопределение обучающихся.

Система работы по организации сопровождения.

Профессиональное самоопределение старшеклассников мы рассматриваем как процесс образования, развития и

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из

Трудности профессионального самоопределения подростков. выбор профессии.

Формирование профессионального самоопределения.

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как.

Выбор профессии — сложный шаг | Статья в сборнике.

профессиональное самоопределение, выбор профессии , мир профессий , трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая. профессиональное самоопределение, выбор профессии , педагог, оказание помощи, профориентационная работа.

Формирование профессионального самоопределения.

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы.

Выбор профессии — это одно из важнейших событий в жизни человека, которое является критическим моментом в развитии индивида и определяет его.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

Самоопределение личности — процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. То есть, самоопределение это процесс действия, действия в определённую сторону своих.

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

выбор профессии, будущая профессия, профессия, будущая профессиональная деятельность, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность. Профориентационные методики в процессе выбора профессии.

Профессиональное самоопределение как условие успешной.

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная ситуация в нашей стране в экономической и социальной сфере требует от нас многофункциональности, креативности и неординарности мышления при решении поставленных задач. Перед современным выпускниками стоит сложная задача – выбрать профессию, которая востребована на рынке труда, которая будет соответствовать особенностям его темперамента и характера и это все заставляет по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.

Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.

Первое направление – это Просветительская работа, которая включает в себя профессиональное информирование и профессиональное воспитание

Данная работа проводится классными руководителями, учителями предметниками, библиотекарем, фельдшером. Главная цель – расширение знаний учащихся и их родителей о профессиях, показ актуальности обсуждаемой проблемы и путей решения возникающих проблем.

Если мы говорим о теории знакомства с профессиями, то это классные часы, беседы, Единые дни самоопределения и профориентации.

работниками прокуратуры, следственного комитета, полиции, пенсионного фонда и т.д.

Очень большое значение имеют и встречи с бывшими выпускниками школы, а ныне студентами учебных заведений, представителями СУЗов и ВУЗов.

Ярмарок профессий, Дней открытых дверей.

Учителя предметники также в ходе изучения программного материала, обязательно обращают внимание на то, где и в какой профессии он может пригодиться. Так на уроках технологии, практически при изучении любой темы, ребята знакомятся с профессиями разных направлений (легкая промышленность, кулинария, энергетика, машиностроение, робототехника, материаловедение)

Просветительскую работу мы проводим не только с учащимися, но и с родителями. Это и родительские собрания, и совместные мероприятия, и личные беседы.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Во время совместных мероприятий с ветеранами ВМФ, получают много практической информации о морских профессиях, участвуют в мастер-классах по вязанию морских узлов, сборке-разбоорке автоматов и т.д.

Во многом нам здесь помогает Хорский агропромышленный техникум. В течение года, кроме бесед, представители техникума проводят профориентационные игры, квесты, мастер-классы, профессиональные пробы,

где ребята пробуют себя в вождении автомобиля, в изготовлении кондитерских изделий, в ландшафтном дизайне, в оказании первой медицинской помощи и.т.д. И не удивительно, что большинство выпускников 9-х классов, идут обучаться именно туда.

Второе направление, по которому работает наша школа – это диагностика профессиональных наклонностей и профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

На проект зарегистрировались 93 учащихся. Из них дошли до практических мероприятий 56.

Работая на данной онлайн-платформе, по результатам тестов ученики смогли получить данные о своих профессиональных склонностях, о том, какой тип профессии им подходит, каковы их профессиональные склонности, оформленную карту своих интересов, прогноз на будущий объект профессионального труда и будущий вид деятельности.

Третье направление работы – это Конкурсная деятельность по профориентации: участие в профориентационных конкурсах различных уровней

В районном конкурсе рисунков "Безопасный труд глазами детей" работы наших ребят также занимают призовые места.

Такая планомерная работа приносит свои плоды. Если проанализировать результаты поступления наших выпускников в учебные заведения, то можно увидеть стабильную динамику их обучения в Хорском Агропромышленном техникуме. Ежегодно более 50% выпускников идут именно в это учебное заведение. На слайде представлена статистика за три года. В этом году увеличилась доля детей (33%), желающих получить среднее образование.

Таким образом, реализуя программу сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, мы рассчитываем на повышение уровня компетентности учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании; формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии.

Читайте также: