Доклад на тему профилактика эмоционального выгорания

Обновлено: 02.07.2024

В последние годы все чаще говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии профессионального стресса, и синдрома психологического сгорания или выгорания работников.

Ежедневная работа, иногда без перерывов и выходных, с постоянной физической, психологической нагрузкой, осложненная напряженными эмоциональными контактами ведет к жизни в состоянии постоянного стресса, накоплению его последствий, истощению запаса жизненной энергии человека и, как результат, к серьезным физическим заболеваниям. Поэтому трудоголики, готовые выкладываться по 24 часа в сутки, отдаваться работе без остатка, без перерывов, входных и отпусков, - первые кандидаты на полное психологическое выгорание, приводящее в результате к ранней смертности. Выгорающий человек начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Не находя достаточных оснований для самоуважения и укрепления позитивной самооценки, развития позитивного отношения к собственному будущему и теряя, таким образом, смысл жизни, он старается найти его через самореализацию в профессиональной сфере.

2 Профессиональное выгорание. Понятие и определение

Большой вклад в становление данного синдрома психологического переутомления внес американский психолог Маслах (1976). Кстати, многие именно ему отдают пальму первенства введения данного термина в практику, касательно профессиональной деятельности врачей.

Первоначально этот термин применялся в отношении людей, профессионально работающих в сфере хелперских профессий (от английского help — помогать): врачи, священники, педагоги, юристы, социальные работники, психотерапевты и т. д. В 1981г. Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего синдром профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".

Далее проблему этого психологического феномена профессионально поднимали на 12-м Всемирном конгрессе (август-сентябрь 1993 года г. Берн, Швейцария), посвященном вопросам психосоматических расстройств (ученые — Кемп, Линднер, Сьютер, Зофнасс).

В соответствии с взглядами К.Маслач и С.Джексон синдром выгорания рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях. Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя:

- редукция персональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного, циничного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия.

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности.

Во-первых, особенно быстро "выгорают" сотрудники - интроверты, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативной профессии. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без "сбрасывания" отрицательных переживаний во внешнюю среду.

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт всвязи с работой. Чаще всего как в России, так и за рубежом это - женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также "прессинг" в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.

В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую, непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность (смена работы, испытательный срок, будущая аттестация).

В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

Люди становятся заложниками собственного успеха. Они испытывают шок, поняв, что их борьба бессмысленна. Некоторые думают, что успех всегда приносит удовлетворение, и с удивлением обнаруживаю, что это не так.

3 Причины и симптомы проявления синдрома выгорания

Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся:

• чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 часов утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 часов ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

• безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

• дегуманизация: человек становится более черствым, менее отзывчивым к другим людям, чужим проблемам.

• негативное отношение к клиентам. Например, учитель на уроке злится на весь класс, хотя в глубине души понимает, что это он не в состоянии контролировать ситуацию.

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

• вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

• руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

• невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, выпитого кофе, повышенное применение лекарств, а то и применение наркотических средств.

Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть "инфекционной" и проявляться не только у отдельных работников. Нередко встречается профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно "стираются" индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими одинаковыми, как бы "на одно лицо". Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.

Причинами профессионального выгорания организации выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

Симптомы профессионального выгорания организаций:

• неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года);

• сниженная мотивация к труду, слишком частые "перекуры" и "чайные" перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени);

• профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства;

• слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в организации.

4 Что делать? Выход есть

Важно продолжать образование, самообразование, развивать профессиональные навыки. Нужны добрые, дружеские отношения с коллегами. В процессе получения новых знаний, будучи в окружении других профессионалов, личность получает возможность обсуждать с другими профессиональные проблемы.

И, конечно, меньше вероятность возникновения эмоционального сгорания, если есть психологическая поддержка, если есть возможность или перспектива служебного роста.

Общие для всех рекомендации — регулярные физические упражнения, достаточный сон, хорошее питание. Элементарные условия психологической поддержки могут быть непосредственно на рабочем месте: например, понимающий коллега, с которым всегда можно обсудить свои переживания.

А обращение к профессиональному психологу может быть даже очень полезно. С профессиональным психологом возможно не только обсудить свое состояние, свои переживания, проблемы, найти какой–то приемлемый выход, но и изучить методы саморегуляции и самопомощи, которые можно будет потом использовать самостоятельно. Кроме того, люди, которые остро нуждаются в помощи, в связи с тем, что переживают кризис, могут получить помощь, почувствовать заботу о себе.

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях скорее всего невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.

Что делать? Не смешивать профессиональные проблемы с личными, работать на работе, а отдыхать дома, учиться снимать стресс и быстро перестраиваться. Но универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания, нет и быть не может, поскольку протекание процесса и способы выхода из создавшегося положения зависят прежде всего от структуры и психологических особенностей личности.

Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Список использованной литературы

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу.- СПб., 2004.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб., 2005.

3. КаменюкинА., Ковпак Д. Антистресс – тренинг.- СПб., 2004.

4. Митева И.Ю. Курс управления стрессом.- М., 2005.

5. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания.- 12 января 2005 / по материалам интернет-сайтов.

6. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко / по материалам интернет-сайтов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

министерство образования республики башкортостан

гБоу спо дуванский аграрный техникум

Эмоциональное выгорание педагога

с. Дуван, 2013

Противодействие выгоранию ……………………………………… 6

В настоящее время одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Известно, что по степени напряженности нагрузка преподавателя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми.

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения студенты нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений преподавателя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение.

Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями педагогов.

Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога. Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в учебном заведении у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все педагоги.

Призывая педагогов заботиться о здоровье обучающихся, необходимо обращать внимание на здоровье самих педагогов и их отношение к нему.

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Основными признаками эмоционального выгорания являются:

негативные установки по отношению к ученикам, коллегам;

негативные установки по отношению к своей работе;

снижение трудовой активности и мотивации;

пренебрежение исполнением своих обязанностей;

увеличение объема психостимуляторов;

уменьшение аппетита или переедание;

усиление агрессивности, пассивности;

Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;

исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Противодействие выгоранию

Внешние (социальные) ресурсы противодействия выгоранию.

Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного противодействия факторам выгорания, должен иметь сильные внутренние ресурсы. Посредством развития личностных ресурсов противодействия выгоранию можно дольше оставаться на пике своего профессионального и личностного расцвета.

Качества, помогающие специалисту избежать эмоционального выгорания:

Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы.

Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием.

1. Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.

2. Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.

3. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

4. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.

5. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.

6. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.

7. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

8. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

9. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

10. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

11. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.

13. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.

15. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.

16. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

17. Тому, кто верит в Бога, предотвратить или снять стресс может помочь молитва или посещение церкви. Там все – от икон с ликами святых до запаха ладана – помогает обрести покой в душе.

18. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

19. Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.

Для снятия эмоционального напряжения можно использовать Экспресс-приемы Экспресс-приемы (Приложение 2).

В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.

Список литературы:

Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003.

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – М.: Владос-Пресс, 2003.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания воспитателей, относят:

1) высокую ответственность за своих подопечных;

2) высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку;

3) самоотверженную помощь;

4) дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением;

5) наличие ролевых конфликтов;

Так как выгорание является относительно устойчивым состоянием, приносящим несомненный ущерб профессиональной деятельности специалиста, профилактика данного синдрома является значимым аспектом в системе профилактической работы дошкольного учреждения.

Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

• межличностные последствия проявляются в профессиональных, семейных отношениях, а именно в конфликтах с коллегами, администрацией , воспитанниками и родителями, в раздражительности и эмоциональной истощенности;

• установочные последствия проявляются в негативных установках по отношению к детям, работе вообще, коллективу, к себе лично, которые ведут к снижению лояльности сотрудников;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения: педагог выбирает неконструктивные и неадекватные ситуации модели поведения, вызывая тем самым нарастание напряженности вокруг себя и, как следствие, – снижение качества работы и межличностного взаимодействия, потребность в употреблении психоактивных веществ;

• психофизиологические последствия находят выражение в расстройствах психосоматики, которые могут проявляться как в виде изнурительных головных болей, так и в форме бессонницы.

Названные последствия выгорания имеют огромное влияние на психологический комфорт как в педагогическом коллективе, так и в группе, на эффективность учебно–воспитательного процесса, на общее состояние здоровья воспитателей и воспитанников.

Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.

Профилактику эмоционального выгорания воспитателей необходимо проводить в двух направлениях:

1) оптимизация организационных условий труда педагога;

2) актуализация личностных ресурсов педагога.

Первое направление включает в себя следующие составляющие.

• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.

• Справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.

• Оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.

• Отлаженная система охраны труда сотрудников.

• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.

• Наличие и развитие высокой организационной культуры.

• Профессиональная и административная поддержка.

• Эффективное руководство, доступность администрации для диалога.

Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов и реализуется следующим образом.

1. Просветительское направление:

- информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.

2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении учителя:

- создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;

- участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх;

- обобщение педагогического опыта воспитателя;

- возможности публикации педагогических находок и разработок педагога и др.

3. Обучение педагогов следующим приемам и методам саморегуляции и профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе

с людьми (рецепты В. В. Бойко)

• Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.

• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всегосоциальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.

• Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.

• Организовать свою работу так, чтобы исключить ненужные и раздражающие обращения окружающих.

• Просьбы, советы, требования, обращенные к кому–либо, следует произносить достаточно громко и отчетливо, предварительно убедившись, что партнер в состоянии их воспринять.

• Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.

• Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.

• Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.

• Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.

Упражнение "Лестница".

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

- Что мешает Вам находиться наверху?

Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, они делятся на на 2 команды 1 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие на работе, 2 команде предлагается написать ,нарисовать виды деятельности, которые приносят им удовольствие вне работы.

Флеш-тренинг.

Видеозапись с расслабляющими изображениями. Участники рассматривают слайды под спокойную музыку.

Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.(В ближайшее время Вам особенно повезет! Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.)

Что понравилось? Что узнали нового? Чему научились?

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

3.Откажитесь от пекфекционизма.Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.

4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты. Вспомните

6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события

прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.

12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

13. Не забывайте хвалить себя!

14. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.

16. Станьте энтузиастом собственной жизни!

17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

24. Музыка – это тоже психотерапия.

25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

27. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.

28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

Эмоциональное выгорание: синдром, симптомы, тест на диагностику, профилактика

Знакомо ли вам ощущение, будто вас покинули всяческие эмоции? Был ли у вас период, когда вы делали все дела, как говорится, на автомате и при этом не испытывали никаких чувств? Такое ощущение, что организм поставил блок на ответную реакцию и усиленно экономит вашу энергию. А может, вы сейчас находитесь в таком состоянии?

Организм – это целостная система. Когда происходит эмоциональная и физическая перегрузка, он, как машина, в которой вот-вот сядет аккумулятор, начинает мигать вам красной лампочкой и отключает некоторые функции, чтобы хоть как-то сохранить свою жизнедеятельность. Так происходит и с человеком при синдроме эмоционального выгорания.

Так что же это такое?

Синдром эмоционального выгорания – нарастающее эмоциональное истощение, которое может повлечь за собой личностные изменения в общении с окружающими. Это состояние, при котором организм включает механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие факторы, выражающийся в полном отсутствии каких-либо эмоций. Понятие было введено в 1974 году врачом-психиатром Гербертом Фрейденбергером [В. Бойко, 1999].

Часто этот синдром путают с переутомлением. Данные состояния имеют разную весовую категорию: эмоциональное выгорание – это, по сути, болезнь, которая требует лечения, а переутомление – это временная усталость, которая проходит после хорошего отдыха. Кстати, изначально синдром эмоционального выгорания не приравнивался к болезни, и только в 2001 году его включили в десятый пересмотр Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10).

Существует несколько теорий, которые объясняют синдром эмоционального выгорания с точки зрения психологии. Самой популярной является многофакторная теория выгорания, разработанная американскими учеными Кристиной Маслач и Сьюзан Джексон. По их мнению, это не что иное как реакция работника на хронические стрессы на работе.

Кристина Маслач выделила три симптома данного состояния:

Как видите, это состояние связано с профессиональной сферой жизни, и его главный признак – цинизм и обесценивание своего труда [Н. Водопьянова, Е. Старченкова, 2008].

Для определения уровня эмоционального выгорания Кристина Маслач и Сьюзан Джексон создали опросник Maslach Burnout Inventory (MBI), его вы сможете пройти в конце статьи.

Еще одну модель, объясняющую данный феномен, предложили Барон Перлман и Эмиль Хартман. По мнению ученых, выгорание имеет три измерения:

  1. Физическое: эмоциональное истощение проявляется на физическом уровне, появляется усталость, бессонница и т.д.
  2. Аффективно-когнитивное: синдром оказывает влияние на установки и чувства человека (отсутствие эмоций, деперсонализация).
  3. Поведенческое: выгорание сказывается на поведении человека, например, снижается продуктивность.

Согласно данной модели, стресс имеет несколько стадий развития. Сначала возникает сама ситуация, приводящая к нервному напряжению: человек понимает, что не обладает требуемыми навыками и умениями, чтобы выполнить задачу, или происходит несовпадение ожиданий с реальностью (работа не соответствует представлениям и ценностям человека).

Вторая стадия развития стресса зависит от восприятия работником самой напряженной ситуации. Далее возникает реакция на происходящее в виде ухудшения физического состояния, изменения поведения и т.д. А на завершающем этапе организм ощущает последствия стресса, как раз на этой ступени находится эмоциональное выгорание, т.е. это состояние возникает в результате длительного пребывания в стрессовой ситуации [Н. Водопьянова, 2009].

Итак, теперь, когда мы рассмотрели основные теории, объясняющие, что же такое синдром эмоционального выгорания, предлагаем подробнее поговорить о причинах его возникновения и симптомах.

Причины возникновения, симптомы и признаки

К внешним факторам относятся:

  • сверхурочная работа, напряженный график;
  • неудовлетворительная оплата труда;
  • дедлайны;
  • нелюбимая работа;
  • конфликты внутри коллектива; ;
  • завышенные требования руководителя и т.д.

А вот внутренние факторы:

Все эти факторы сначала вызывают стресс, который, если вовремя не отреагировать на сигналы организма и не принять меры, перерастает в серьезный недуг.

Эмоциональное выгорание проявляется в следующих симптомах:

  1. Физические: утомление, усталость, истощение, резкое изменение веса, бессонница, общее недомогание, затрудненное дыхание, тошнота, головокружение, повышенное давление, болезни сердца.
  2. Эмоциональные:пессимизм, безразличие, отсутствие эмоций, ощущение безнадежности, фрустрация, тревога, депрессия, чувство вины, нервное дыхание, беспокойство, чувство одиночества.
  3. Поведенческие: во время работы часто появляется усталость, равнодушие к еде, нежелание проявлять двигательную активность, импульсивное эмоциональное поведение, возникают несчастные случаи (травмы, падения и т.д.)
  4. Интеллектуальные: снижение или отсутствие интереса к новым знаниям, предпочтение рутины творческому подходу, формальное выполнение своих трудовых обязанностей.
  5. Социальные: отсутствие времени и энергии на общение, изоляция от всех, ощущение, что никто из близких тебя не поддерживает.

Есть три главных признака, которые указывают на эмоциональное выгорание:

  • предельное истощение;
  • отстраненность от клиентов, учеников, пациентов и трудовой деятельности в целом;
  • ощущение своей некомпетентности.

На этом этапе сотрудник спешит уйти в отпуск, надеясь, что длительный отдых исправит ситуацию, но стоит ему вернуться к трудовым обязанностям и состояние истощения сразу возвращается к нему.

Важно вовремя диагностировать признаки эмоционального выгорания предпринять соответствующие меры, тогда удастся избежать серьезных последствий.

Диагностика эмоционального выгорания

Чтобы диагностировать у себя эмоциональное выгорание, желательно обратиться к врачу, ведь только квалифицированный специалист сможет детально подойти к вопросу изучения вашего состояния и не упустит тревожных симптомов.

Как правило, на прием к специалисту приходят с жалобами на депрессию, эмоциональные нарушения, бессонницу, длительное переутомление, а это, как вы уже знаете, одни из признаков данного недуга.

Для начала врач уточняет следующую информацию у пациента:

  1. Наблюдалось ли изменение поведения за последнее время, появились ли раздражение, агрессия, поменялись ли привычки.
  2. Чувствует ли он, что нагрузка на работе увеличилась, а вместе с тем начало казаться, что времени на выполнение своих обязанностей постоянно нет.
  3. Насколько хорошо пациент засыпает, как спит и сколько времени занимает его сон.
  4. Нарушилось ли пищевое поведение (отсутствие аппетита и удовольствия от приема пищи).
  5. Появились ли плохие привычки в виде курения, употребления спиртного и т.д.
  6. Есть ли чувство апатии, хронической усталости [М. Агапова, 2004].

Если пациент на большинство вопросов отвечает утвердительно, значит, он уже находится на одной из стадий развития синдрома эмоционального выгорания, но прежде чем диагностировать недуг, человека направляют на обследование к смежным специалистам: неврологу, терапевту, психиатру.

А на сколько вопросов положительно ответили вы?

Существует множество тестов, которые помогают определить, на каком этапе эмоционального выгорания находится человек. Авторами одного из подобных опросников являются Кристина Маслач и Сьюзан Джексон. Мы предлагаем вам его пройти.

Опросник К. Маслач и С. Джексон

Я чувствую себя эмоционально опустошенным:

Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу:

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела:

Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами, как с предметами (без теплоты и расположения к ним):

После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего:

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами:

Я чувствую угнетенность и апатию:

Я уверен, что моя работа нужна людям:

Я замечаю, что моя работа ожесточает меня:

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление:

Моя работа все больше меня разочаровывает:

Мне кажется, что я слишком много работаю:

Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами:

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех:

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе:

Во время работы я чувствую приятное оживление:

Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного:

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе:

На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами:

В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей:

Ответили на все вопросы? Теперь давайте разбираться, как же обрабатываются результаты теста. Все очень просто.

Вот пошаговый алгоритм:

Теперь давайте посмотрим, на каком уровне находится ваше эмоциональное истощение. Об этом свидетельствуют набранные вами баллы по каждой шкале.

Эмоциональное истощение:

  • 0 – 15 баллов – низкий уровень;
  • 16 – 24 баллов – средний уровень;
  • 25 баллов и выше – высокий уровень.

Деперсонализация:

  • 0 – 5 баллов– низкий уровень;
  • 6 – 10 баллов– средний уровень;
  • 11 баллов и выше– высокий уровень.

Редукция личных достижений:

  • 37 баллов и выше– низкий уровень;
  • 31 – 36 баллов– средний уровень;
  • 30 баллов и меньше– высокий уровень.

Надеемся, что ваши результаты вас порадовали и баллы не превышают 15, а лучше 0 по каждой шкале.

Советуем также пройти тест Виктора Бойко на определение эмоционального выгорания. Он более объемный, поэтому удобнее будет сделать это онлайн.

Если результаты теста оказались неутешительными, не стоит расстраиваться, ведь, во-первых, вы узнали о своем недуге, а во-вторых, есть множество способов выйти из этого состояния и даже предугадать его заранее.

Лечение и профилактика эмоционального выгорания

Здорово, если вы уверены в своем психоэмоциональном состоянии и в том, что синдром эмоционального выгорания вам не грозит, т.к. вы любите свою работу, здраво оцениваете свои силы и умеете распределять нагрузку. Но, как показывают последние события, этого недостаточно.

Пандемия, как один из внешних факторов, способствующих появлению эмоционального выгорания, показала, что всегда есть риск возникновения независящих от нас причин, которые заставляют в корне пересмотреть свою трудовую деятельность. Многим пришлось перестраиваться на удаленную работу, трудиться в несколько раз усерднее и даже менять сферу деятельности, чтобы, как говорится, остаться на плаву.

И неудивительно, что подобная ситуация поспособствовала возникновению стресса, который как раз и привел к черте, когда человек эмоционально и физически обнуляется. Так что же делать, если вы все-таки оказались в ловушке синдрома эмоционального выгорания?

Вот несколько способов, которые помогают выйти из него:

Конечно, самостоятельное лечение синдрома эмоционального выгорания эффективно лишь в том случае, если речь идет не о запущенной его форме. Не бойтесь обращаться к профильным специалистам, если вам не удается выйти из этого непростого состояния собственными силами, и главное – не игнорируйте проблему.

Но не стоит надеяться, что пассивный отдых длительностью в несколько месяцев сотворит чудеса. Здесь важна поэтапная работа: сначала нужно побыть наедине с самим собой, отстраниться от негативных эмоций, затем поработать над своими мыслями убеждениями. Как раз на данном этапе будут полезны техники, описанные выше. Далее необходимо определиться со своими планами и начать их реализовывать.

Любую болезнь можно предотвратить или хотя бы облегчить ее течение, если вовремя заняться профилактикой. Чтобы избежать появления синдрома эмоционального выгорания, нужно:

  1. Научиться планировать свое время, не откладывать дела на завтра, накапливая их.
  2. Сохранять порядок на рабочем месте: пусть пространство будет максимально удобным и не вызывает стресса.
  3. Не брать работу домой. Да, ситуации бывают разные, но все равно поработать дома как следует не получится, т.к., во-первых, это нагрузка сверх нормы, а во-вторых, домашняя обстановка мало располагает к выполнению трудовых обязанностей.
  4. Соблюдать режим дня: спать не менее 8 часов, не ложиться слишком поздно, хорошо питаться и не забывать делать перерывы в работе.
  5. Заниматься любимым делом в течение дня: хобби – это отличный способ эмоциональной разрядки и подзарядки одновременно [Л. Власова, 2020].

Казалось бы, все предельно просто, но в суете повседневности мы забываем делать элементарные вещи, например, вовремя отдыхать и уделять время себе, думая, что когда-нибудь завтра обязательно отдохнем. Если вы до сих пор живете по этому принципу, вам стоит поскорее пересмотреть жизненные установки и обратить внимание на свое здоровье.

Подведем итог

Синдром эмоционального выгорания сегодня не редкость, особенно, если речь идет о тех специалистах, кто по долгу службы обязан помогать другим людям. Все чаще люди стали обесценивать свое здоровье, охотясь за большой зарплатой, высокой должностью и престижем. Конечно, это хорошо, когда есть стремления и цели, но не стоит забывать, что без главного ресурса их осуществить будет невозможно.

Чтобы не попасть в эмоциональную западню, когда сил нет даже на то чтобы выразить свои чувства, нужно ежедневно работать над собой: не перегружать себя трудовыми обязанностями, избегать стрессов, соблюдать режим труда и отдыха, уделять время увлечениям и здраво оценивать свои ресурсы. Так вы сможете достичь самых заветных целей и при этом сохраните энергию и силы.

Читайте также: