Доклад на тему принудительный труд

Обновлено: 02.07.2024

В статье рассматривается проблема использования труда осужденных в общественном производстве. На основе исторического анализа системы трудовой занятости в местах лишения свободы за более чем 300-летний период развития России показано сходство исправительно-трудовой политики государства на разных этапах. В контексте современных внутренних и внешних проблем страны сделан вывод о необходимости разработки государственной политики в сфере трудовой занятости осужденных.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернышов И.Н.

Проблемы производства и труда в процессе реформы системы исполнения уголовных наказаний в Российском государстве

Уголовно-исполнительная политика в сфере труда осужденных к лишению свободы (с учетом взглядов М. Н. Галкина-Враского)

The Evolution of Coercive Labor: from History to Modernity

The article considers the problem of employment of convicts in social production. Based on historical analysis of the system of employment in correctional institutions for more than 300 years of development of Russia was shows the cyclical nature of state corrective-labor policy. In the context of modern internal and external problems of the country author makes conclusion about necessity of development of the state policy in the sphere of employment of convicts.

от истории к современности

В статье рассматривается проблема использования труда осужденных в общественном производстве. На основе исторического анализа системы трудовой занятости в местах лишения свободы за более чем 300-летний период развития России показано сходство исправительно-трудовой политики государства на разных этапах. В контексте современных внутренних и внешних проблем страны сделан вывод о необходимости разработки государственной политики в сфере трудовой занятости осужденных. Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, труд осужденных,

экономические отношения, принудительный труд, эволюция

Многие исследователи до сих пор задаются вопросом: была ли прямая зависимость между численностью лиц, содержащихся в местах лишения свободы, и наличием государственных задач, требующих широкомасштабного привлечения рабочей силы? Или же, наоборот, разгул преступности и переполнение мест заключения ставили перед властью задачу занять их трудом?

Чем руководствуется государство, привлекая преступников к общественно полезному труду? На чем основаны экономические отношения между властью и осужденным в процессе труда? И почему, например, в советский период на объектах исправительно-трудовых учреждений работали до 90% всех осужденных, тогда как настоящее время - лишь 25%?

Ответы на эти и многие другие вопросы, думается, могут быть получены в ходе детального анализа труда в местах лишения свободы на протяжении продолжительного этапа,

ЭКО. - 2015. - №3 ЧЕРНЫШОВ И.Н.

при одновременном исследовании экономических, социальных и политических процессов в их взаимосвязи1.

Принуждение к труду: эволюция

В основу периодизации системы трудового использования осужденных к лишению свободы был положен социально-экономический критерий, отражающий изменения в способе производства и социальной структуре российского общества. Было выделено четыре больших периода, отражающих качественные переходы и образующих 120-130-летние циклы в системе исследуемых отношений принуждения:

• I этап (1699-1861 гг.) - зарождение утилитарного подхода к использованию труда осужденных, берущее начало с царствования Петра I и завершившееся отменой крепостного права в России;

• II этап (1861-1917 гг.) - капиталистический этап развития России, ознаменованный отменой крепостного права в 1861 г., формированием класса наемных рабочих, завершившийся буржуазной и социалистической революциями в России 1917 г.;

1 Клисторин В. И. О консерватизме, протекционизме и исторической памяти // ЭКО. - 2011. - № 7. - С. 172-179.

• III этап (1917-1991 гг.) - от прихода к власти большевиков до распада Советского Союза - был отмечен наибольшей активностью государства в применении труда осужденных;

• IVэтап (1991 г. — настоящее время) отражает все существующие проблемы привлечения осужденных к труду в условиях либерализации экономического пространства России, гуманизации наказания и его исполнения в местах лишения свободы.

I этап (1699-1861 гг.)

В петровской Руси мануфактурное и фабричное производство находились в зачаточном состоянии, и важнейшее значение для экономической жизни общества имела собственность на основное средство производства - землю. Общественно-экономический строй государства пронизывали отношения личной зависимости. Формой личной зависимости крестьян от феодалов (помещиков) было крепостное право2.

Ключевой особенностью экономических отношений являлось тотальное физическое принуждение арестантов к труду на пользу государства, которое подкреплялось правовым принуждением на основе решений суда. Широко были распространены телесные наказания, по многим видам преступлений предусматривалась смертная казнь. Так как основную массу арестантов составляли беглые крестьяне, разорившиеся ремесленники, нищие и бродяги, привычные для них отношения физического принуждения к труду (розги, плети и т.п.) воспринимались без значительного сопротивления.

Экономические отношения, построенные на физическом насилии, дополнялись мерами психологического воздействия

2 Курс политической экономии. В 2-х т. Т. I / Под ред. Н. А. Цаголова. - М.: Экономика, 1973. - 831 с.

3 Туган-Барановский М. И. Избранное. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. - М.: Наука, 1997. - 735 с.

Постепенно заводы и фабрики отказывались от применения труда осужденных. С середины XIX в. перестали отправлять каторжных на работы в крепости, так как прекратилось их строительство, для военного ведомства также стало невыгодным пользоваться трудом арестантов. Меньше стало работ и в рудниках.

Данный этап формирования отношений можно охарактеризовать как эпоху внеэкономического государственного принуждения осужденных к труду, подведенного под зыбкую правовую основу (Соборное уложение 1649 г., Воинский артикул 1715 г.). В условиях феодального общества страх и физическое воздействие рассматривались государством как наиболее эффективный мотив трудовой деятельности. Реальный же экономический эффект от физического и морального принуждения не окупал потерь, возникающих в процессе использования труда осужденных на производстве. Как итог, применение арестантов на общественных работах к концу рассматриваемого периода заметно сократилось.

II этап (1861-1917 гг.)

Идущий на смену феодализму капитализм предполагал замену внеэкономического принуждения работников к труду принуждением экономическим. Создавались предпосылки перехода к системе использования наемного труда.

Этап первоначального накопления капитала сопровождался изменениями и в отношениях по поводу использования труда осужденных. Отмена крепостного права совпала с прекращением каторжных работ. Поток свободной рабочей силы из раскрепощенных крестьян, которые освобождались от личной зависимости, но лишались полностью средств к существованию, резко сократил

4 Познышев С. В. Очерки тюрьмоведения. - М., 1915. - 201 с.

потребность государства в подневольной трудовой армии. Это, в свою очередь, обусловило значительное ослабление внимания властей и к организации труда арестантов, и к тюремной системе в целом.

Однако по мере установления в стране капиталистических отношений интерес государства к осужденным как трудовым ресурсам возрастал. Возникали новые формы привлечения арестантов к труду. При невозможности эффективно организовать их полезную деятельность непосредственно в местах содержания стала развиваться подрядная система, предполагавшая сдачу одному подрядчику всего хозяйства и рабочих рук тюрьмы. Немалую роль здесь сыграло изучение опыта зарубежных стран. В ту пору в США лишь треть осужденных содержалась в тюрьмах, а около двух третей (большей частью негры) отдавались в наем землевладельцам по контракту за вознаграждение (в среднем 15-20 долл. ежемесячно за каждого работника).

5 Познышев С. В. Указ. соч. - С. 19.

Государство на рассматриваемом историческом этапе продавало капиталисту-подрядчику свою подневольную трудовую армию. Однако этот специфический рынок все же не получил широкого распространения: в начале XX в. из 86 тыс. осужденных лишь 27% были обеспечены работами, что свидетельствует о невысокой заинтересованности деловой среды в подневольной рабочей силе6.

В целом применение экономических рычагов принуждения принесло определенные плоды в использовании подневольного труда. Динамика годового заработка осужденных в России в 1887-1910 гг. (рисунок) является яркой тому иллюстрацией. Факторами, обусловившими позитивную динамику заработков осужденных, стали как повышение среднедневного заработка в расчете на одного занятого арестанта (в зависимости от вида работ рост составлял от 3,3% в строительстве до 51,8% в ткацком производстве7), так и общее увеличение фонда времени, отработанного осужденными на объектах каторжного труда.

Динамика годового фонда оплаты труда осужденных в России в 1887-1910 гг.8, тыс. руб.

Таким образом, на рассмотренном этапе зарождались новые капиталистические отношения в использовании государством труда осужденных. Их становление сопровождалось пренебрежением государства к тюремным делам на фоне процессов первоначального накопления капитала и формирования класса наемных рабочих. Особенностью применения труда осужденных стало дополнение внеэкономического принуждения экономическим посредством

6 Детков М. Производство и труд в свете реформ системы исполнения уголовных наказаний в российском государстве // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2003. - № 6. - С. 35-40.

8 Там же. - С. 207.

использования осужденных в качестве наемных рабочих. Уровень распространения подневольной рабочей силы из-за стремления осужденных к заработку в целом вырос.

III этап (1917-1991 гг.)

В условиях набирающей ход индустриализации нарастала сила репрессивной политики сталинизма, росла доля лиц, осужденных по политическим статьям. В лагеря хлынул огромный поток осужденных: со 180 тыс. в 1930 г. лагерный контингент к 1941 г. вырос до 1,5 млн человек9.

9 ГУЛАГ: Экономика принудительного труда. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. - 320 с.

10 Там же. - С. 86.

11 Бухарин Н. И. Экономика переходного периода. - М.: Государственное издательство, 1920. - 186 с.

12 См., например: Погудин О. А., Чернышов И. Н. Об организации труда осужденных и возможностях применения к ним зачета рабочих дней // Человек и труд. - 2013. - № 10. - С. 33-36.

После войны репрессии лишь ужесточились, усиливая отчуждение осужденных от труда. В конечном итоге к 1952 г. ни одно из хозяйственных подразделений МВД СССР не выполнило план по росту производительности труда, а в 1953 г. производственная деятельность и вовсе была признана неудовлетворительной. Сформировались объективные предпосылки демонтажа репрессивной лагерной системы и смены экономических отношений в сторону более эффективного применения трудового потенциала осужденных.

Еще при жизни И. В. Сталина (в 1950 г.) была введена оплата труда осужденных, которая рассчитывалась исходя из пониженных тарифных ставок, установленных для гражданских работников в соответствующих отраслях. На многих объектах вновь вводилась система зачетов рабочих дней, отмененная перед войной.

Обретение утраченных прав и свобод, возвращение в общество выступали (и до сих пор выступают) для осужденных благом, поэтому обращение государства к расширению экономических рычагов принуждения было верным направлением повышения эффективности труда в местах лишения свободы.

В дальнейшем государство последовательно реализовывало политику сокращения внеэкономических форм принуждения и расширения его экономических проявлений. Однако специфика самого уголовного наказания и его исполнения в местах лишения свободы с имманентно присущими ей отношениями личного господства и подчинения допускала лишь ограничение личной власти, ее правовую регламентацию, но никак не полный отказ от этих отношений. Таким образом, карательные моменты трудовой деятельности осужденных продолжали оказывать влияние на существование и развитие противоречий в системе общественного труда в местах лишения свободы.

Ориентация на расширение экономических форм принуждения к труду на деле оказалась нереализованной. Необходимость возмещения вреда потерпевшим и компенсации расходов казны на содержание заключенных обусловливала деформированные

отношения в сфере определения эквивалентного вознаграждения за труд. Все попытки реформ, в том числе введение твердых понижающих коэффициентов заработной платы, манипуляции с размером гарантированного заработка, последующее введение жестких размеров удержаний из заработной платы не могли способствовать созданию у осужденных материальной заинтересованности в общественно полезном труде.

IV этап (1991 г. - настоящее время)

Анализ показал, что современное состояние производственного комплекса уголовно-исполнительной системы во многом повторяет тенденции, присущие капиталистическому этапу ее развития в Российской империи конца XIX - начала XX века. При отсутствии оформленных целей трудового использования осужденных к лишению свободы с учетом возрастающих затрат на их содержание в учреждениях государство последовательно реализует курс на снижение численности спецконтингента. За 1995-2014 гг тюремное население сократилось более чем на 40% - до 600 тыс. человек13.

Потеря устойчивых кооперационных связей с крупной промышленностью, недостаточность государственной поддержки в сфере развития материально-технической базы производства, криминализация всех сфер общественной жизни привели к существующим реалиям функционирования производственных подразделений исправительных учреждений. Динамика ключевых показателей производства в местах лишения свободы отражает стагнацию и дальнейшую рецессию14.

13 Преступность и правопорядок в России. Статистический аспект / Стат. сб. - М., 2003. С.20.; Российский статистический ежегодник. 2013 / Стат. сб. - М., 2014. - С. 274.

14 См., например: Погудин О., Чернышов И. Производственный потенциал уголовно-исполнительной системы России: на пути к возрождению или к стагнации? // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 2. -С. 132-139.

Принцип обязательности труда в местах лишения свободы все больше приобретает декларативный характер. Но что же будет дальше?

Сегодня общество ставит перед системой правоохранительных органов широкий спектр задач национальной безопасности: борьба с преступностью, снижение рецидива преступлений, возвращение в общество законопослушных граждан. Обостряется проблема возмещения ущерба, нанесенного потерпевшим лицам и государству. Наконец, не стоит забывать, что большинство осужденных находятся в трудоспособном возрасте. Их гражданская роль - удовлетворение потребностей общества в качестве тружеников и налогоплательщиков. Поэтому реализация трудовой функции в местах лишения свободы не может расцениваться как частная задача.

Органы власти закладывают в федеральный бюджет на цели тюремного ведомства значительные средства (274 млрд руб.), сравнимые с расходами на здравоохранение, сельское хозяйство, транспорт. Но, к сожалению, эти цели реализуются не в полной мере. По данным Росстата, существует устойчивый рост рецидивной преступности: с 2000 г. по 2012 г. в составе осужденных стабильно увеличивалась доля ранее судимых - с 35 до 46,2%15. То есть каждый второй преступник вновь совершает правонарушение.

Усугубляют текущую ситуацию и мировые вызовы. В условиях системного кризиса, осложненного геополитической нестабильностью и финансовыми потрясениями, от государства требуется мобилизовать все внутренние резервы. В тюрьме же сейчас находится 1% всех трудовых ресурсов страны, или 6% от численности работников обрабатывающих производств. Поэтому повышение заинтересованности государства и общества в сфере разработки системной политики трудовой занятости осужденных в местах лишения свободы видится автору одним из недостающих звеньев в общей цепи задач укрепления национальной безопасности России.

15 Российский статистический ежегодник. 2013 / Стат. сб. - М., 2014. - С. 273.

Целью настоящей работы является комплексный анализ запрещения принудительного труда как важнейшего принципа правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе данных, накопленных юридической наукой по этой проблеме, изучение и обобщение действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающего запрет принуждения к труду, и практики его применения. Цель исследования также состоит в систематизации знаний о принуждении к труду, определении понятия принудительного труда в трудовом праве, освещении закрепления норм о недопустимости принудительного труда в нормативных правовых актах различного уровня, выделении его основных форм и проявлений.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….
1 Сущность принудительного труда……………………………………………….
1.1 Понятие принудительного труда в трудовом праве…………………………..
1.2 Работы, которые не признаются принудительным трудом…………………..
1.3 Особенности регулирования труда отдельных категорий работников, особенно подверженных принудительному труду………………………………..
2 Основные формы и проявление принудительного труда ……………….
2.1 Формы принудительного труда………………………………………….
2.2 Проявление принудительного труда…………………………………….
2.3 Ответственность работодателя за нарушение принципа свободы труда, как проявление принудительного труда…………………………………………….
3 Проблемы, предложения и рекомендации по совершенствованию нормативного регулирования принудительного труда…………………….
3.1 Проблемы правового регулирования принудительного труда в современной России………………………………………………………….
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию нормативного регулирования принудительного труда……………………………………………
Заключение……………………………………………………………………. …
Список использованных источников…………………………………………………..

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ принудительный труд.doc

1 Сущность принудительного труда……………………………………………….

1.1 Понятие принудительного труда в трудовом праве…………………………..

1.2 Работы, которые не признаются принудительным трудом…………………..

1.3 Особенности регулирования труда отдельных категорий работников, особенно подверженных принудительному труду………………………………..

2 Основные формы и проявление принудительного труда ……………….. .

2.1 Формы принудительного труда……… ………………………………….

2.2 Проявление принудительного труда…………………………………….

2.3 Ответственность работодателя за нарушение принципа свободы труда, как проявление принудительного труда……………………………………………. .

3 Проблемы, предложения и рекомендации по совершенствованию нормативного регулирования принудительного труда…………………….

3.1 Проблемы правового регулирования принудительного труда в современной России………………………………………………………….. .

3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию нормативного регулирования принудительного труда……………………………………………

Список использованных источников…………………………………………………. .

Принудительный труд - недопустимая форма целенаправленной деятельности человека в любом правовом государстве. Вместе с тем, приходится констатировать, что, несмотря на практически повсеместное признание прав и свобод человека высшей ценностью, принуждение к труду является реальностью XXI века. В настоящее время такое явление, как принудительный труд, существует и активно эволюционирует как в развивающихся, так и промышленно развитых странах, чему способствует появление новых его форм и проявлений, связанных с процессами глобализации, миграции и торговли людьми.

Существование принудительного труда, без сомнения, является одной из сложнейших проблем современного мира. В XXI веке запрещение и ликвидация принуждения к труду не перестают оставаться основными задачами, стоящими на повестке дня всех без исключения международных организаций, занимающихся выработкой способов противодействия против эксплуатации человека человеком. Однако, несмотря на более чем столетнюю практику по искоренению принудительного труда эффективность правовых, социальных, экономических и политических механизмов защиты человека и гражданина от принуждения к труду остается недостаточной.

Российская Федерация не стала исключением из общего правила: переход к рыночным отношениям, новые процессы в политической жизни нашей страны закономерно привели к увеличению случаев использования принудительного труда в различных отраслях экономики.

С принятием Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (далее - ТК РФ) существенно изменились положения, регулирующие трудовые отношения, а также способы разрешения возникающих при этом разногласий и споров. Впервые в нормах трудового законодательства Российской Федерации запрещение принудительного труда провозглашено в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (статья 2). Конкретное регулирование принцип запрещения принудительного труда получил в статье 4 ТК РФ, устанавливающей понятие принудительного труда, его основные формы и проявления.

Вышеизложенное предопределило выбор темы настоящей курсовой работы и свидетельствует о ее актуальности.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере труда, и прежде всего, в сфере официальных трудовых отношений, в связи с провозглашением принципа запрета принудительного труда.

Целью настоящей работы является комплексный анализ запрещения принудительного труда как важнейшего принципа правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе данных, накопленных юридической наукой по этой проблеме, изучение и обобщение действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающего запрет принуждения к труду, и практики его применения. Цель исследования также состоит в систематизации знаний о принуждении к труду, определении понятия принудительного труда в трудовом праве, освещении закрепления норм о недопустимости принудительного труда в нормативных правовых актах различного уровня, выделении его основных форм и проявлений.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- изучение и анализ общеправового аспекта принудительного труда;

- освещение основных форм и проявлений принуждения к труду;

- исследование вопроса защиты трудовых прав и ответственности за нарушение норм о запрещении принудительного труда;

- формулирование предложений по совершенствованию трудового законодательства в аспекте запрещения принудительного труда.

Методологической основой исследования является диалектика как общенаучный метод познания, а также логический, системный и сравнительно-правовой методы научного познания.

Теоретической базой исследования служат работы признанных специалистов в области общей теории государства и права: А. Л.Анисимова, H.B.Глуховой, А.Ф. Нуртдиновой, В.И Анишиной, С.М. Петрова, Н.М. Саликовой и др.

Эмпирическую базу исследования составляют международные правовые акты о правах и свободах человека, закрепляющие недопустимость принуждения к труду в какой бы то ни было форме, конвенции, рекомендации, доклады, исследования Международной организации труда, российское законодательство и правоприменительная практика.

Структура курсовой работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего нормативные правовые акты, специальную, научную и учебную литературу.

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд экономического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежност

Файлы: 1 файл

pt.doc

Понятие принудительного труда

Принудительный труд – это выполнение работы под угрозой применения какого-л. наказания (насильственного воздействия), в т. ч. для поддержания трудовой дисциплины и нужд эконо­мического развития; в качестве меры ответственности (наказания) за участие в забастовке и за наличие или выражение политических взглядов, идеологических убеждений, противоположных установлен­ной политической, социальной или экономической системе; в качес­тве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, нацио­нальной или религиозной принадлежности.

К П. т. также относится работа, которую работник вынужден выпол­нять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственно­го воздействия), в то время как в соответствии с трудовым законодательством он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

 нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

 возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья ра­ботника вследствие нарушения требований ОТ, в частности не­обеспечения его СКЗ или СИЗ в соответствии с установленными нормами.

П. т. запрещен законодательством всех стран мира. Положение о запрещении П. т. содержится и в международных правовых актах – таких как:

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Конвенция МОТ 1930 г. (№ 29) о принудительном или обязательном труде;

Конвенция МОТ 1957 г. (№ 105) об упразднении принудительного труда.

В соответствии с трудовым законодательством многих стран (например, ст. 4 ТК РФ) к П. т. не относятся:

 работа, выполнение которой обусловлено законодательством о во­инской обязанности и военной службе или заменяющей ее аль­тернативной гражданской службе;

 работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном законами;

 работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, го­лод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

 работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу при­говора суда под надзором государственных органов, ответствен­ных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Не является П. т. работа, выполняемая в условиях военного положе­ния, которое вводится Президентом страны в случаях агрессии или не­посредственной угрозы агрессии против государства. В условиях военного положения население мобилизуется на работы, необходимые для обороны страны.

Работа, выполняемая по приговору суда в качестве уголовного нака­зания (отбывания наказания в виде обязательных работ и в виде ог­раничения свободы), организуется, контролируется специальными органами на основе федерального закона и не отнесена к П. т.

МОТ считает необходимым избегать и косвенных средств, усиливаю­щих экономическое давление на население. В частности, это записано в Рекомендации МОТ 1930 г. (№ 35) о косвенном принуждении к труду.

Отличительные особенности принудительного труда

Принудительный труд нельзя просто при­равнять к низкой заработной плате или неудовлетворительным условиям труда. Это понятие не охватывает также ситуации чистой экономической необхо­димости, когда работник считает, что он не может покинуть рабочее место из-за реального или мнимого отсутствия альтернативной заня­тости. Принудительный труд – это грубое нарушение прав человека и ограни­чение человеческих свобод в том виде, в каком они определены в соответствующих конвен­циях МОТ и в других международных актах, посвященных проблемам рабства, практики, сходной с рабством, долговой кабалы или кре­постной зависимости.

Идентификация принудительного труда на практике

 физическое похищение человека;

 продажа человека в собственность другому человеку;

 физическое удержание на месте производственной деятельности (в тюрьме или в частных владениях);

 психологическое принуждение, т.е. приказание о выполнении работ, подкрепляемое угрозой наказания за непослушание;

 вынужденная задолженность (за счет подделки счетов, завышения цен, снижения стоимости товаов или услуг, завышения процентных ставок и т.п.);

 обман или лживые обещания относительно вида и условий труда;

 задержка и невыплата заработной платы;

 удержание удостоверений личности или иных личных ценностей.

Угроза наказания (средства удержания в ситуации принудительного труда)

Фактическое наличие или явная угроза:

 физического насилия в отношении работника или его семьи или близких;

 заключения в тюрьму или иного физического ограничения свободы действий;

 выдачи властям (полиции, службам иммиграции и т.п.) и депортации;

 увольнения с нынешней работы;

 недопущения к будущей работе;

 исключения из общины и общественной жизни;

 лишения прав и привилегий;

 лишения пищи, крова или иных средств к существованию;

 перевода на работу с еще худшими условиями;

 потери социального статуса.

Определение принудительного труда МОТ содержит два важных элемента. Работа или служба выполняются под угрозой наказания и выполняются не добровольно. Деятельность контрольных органов МОТ позволила за 75 лет внести ясность в оба эти элемента. Наказание не обязательно проявляется в форме каратель­ных санкций, но может также иметь форму ут­раты прав и привилегий.

Кроме того, угроза наказания может также иметь многочисленные и разнообразные формы. В частности, крайней формой является физическое насилие или огра­ничение свободы, либо даже угроза смерти жертвы или ее родственников. Могут быть так­же и более утонченные формы угроз, иногда психологического характера. В ситуациях, рас­смотренных МОТ, были случаи угроз выдачи жертв полиции или миграционным властям, особенно в случае нелегального статуса в об­ласти занятости, либо передачи информации старейшинам в деревнях о девушках, вынуж­денных заниматься проституцией в отдален­ных городах.

Другие формы наказания могут иметь финансовый характер, в том числе эко­номические наказания, связанные с долгами, невыплатой заработной платы или ее утратой, что часто сопровождается угрозами об уволь­нении, если работники отказываются работать сверх рабочего времени, предусмотренного в их трудовом договоре или в национальном законодательстве. Работодатели также часто требуют, чтобы работники отдавали им свои документы и удостоверения личности и могут угрожать конфискацией этих документов, что­бы принудить их к труду.

Что касается свободы выбора, то контроль­ные органы МОТ рассмотрели в этой связи це­лый ряд элементов, которые включают: форму и предмет согласия; роль внешних ограниче­ний или косвенного принуждения; возмож­ность отказаться от свободно выраженного со­гласия.

Здесь также может содержаться утон­ченная форма принуждения. Многие жертвы попадают в ситуацию принудительного труда сначала по своему собственному выбору, хотя и с помощью обмана и мошенничества, и лишь впоследствии осознают, что они не имеют сво­боды действий, чтобы отказаться от этого тру­да. Впоследствии они не могут бросить работу из-за юридических, физических или психоло­гических факторов, используемых в качестве инструмента принуждения. Первоначальное согласие может считаться не относящимся к делу, если установлено, что для его получения использовались мошенничество и обман.

Принудительный труд также является од­ной из наихудших форм детского труда, в со­ответствии с определением, содержащимся в Конвенции 1999 года о наихудших формах принудительного труда (182). Детский труд приравнивается к принудительному труду не только тогда, когда детей, обладающих права­ми как личности, какая-либо третья сторона вынуждает трудиться под страхом наказания, но и потому, что детский труд включен в поня­тие принудительного труда, выполняемого всей семьей.

Законодательство о принудительном труде и торговле людьми

Вступление в силу этого Протокола о тор­говле людьми в декабре 2003 года явилось оп­ределенным вызовом национальным правительст­вам и законодательным органам. Если подавля­ющее большинство государств-членов МОТ ратифицировали хотя бы одну или обе конвен­ции МОТ о принудительном труде, многие из них не зафиксировали в своем уголовном зако­нодательстве принудительный труд как специ­фическое преступление, хотя во многих стра­нах это положение включено в трудовое зако­нодательство. Законодательство может быть также составлено в общем плане и не содер­жать определения того, как может использо­ваться принудительный труд частными субъ­ектами, либо в нем не предусматриваются со­ответствующие наказания за использование принудительного труда в его различных фор­мах. В некоторых случаях это может отражать длительную тенденцию приравнивания прину­дительного труда к практике, устанавливаемой государством, и не иметь отношения к совре­менным ситуациям, когда принудительный труд в основном сосредоточен в частном секто­ре экономики.

Принудительный труд запрещен законодательством и государство уполномочено вставать на защиту работников, подвергшихся принуждению к труду со стороны работодателей.

Каждый человек имеет право на труд, но не обязан выполнять трудовые обязанности по принуждению. И даже больше: гражданин не должен позволять принуждать себя к труду против собственного желания. Принудительный труд запрещен законодательством и государство уполномочено вставать на защиту работников, подвергшихся принуждению к труду со стороны работодателей.

Что такое принудительный труд

Принудительный труд это работа, требование о выполнении которой сопровождается угрозами или насильственным воздействием. При этом законодатель выделяет два обстоятельства, которые являются признаками принудительного труда:

  1. Факт, что лицо НЕ предлагало свои услуги добровольно;
  2. Наличие наказания за отказ выполнить работу.

Другими словами, принудительный труд – эта работа, на которую сотрудник не давал своего добровольного согласия. На практике, чаще всего встречается принуждение к сверхурочным работам, в том числе и с помощью изъятия у сотрудника документов и т.д. А вот под наказанием следует понимать лишение прав и привилегий.

Хотя законодатель не дает четких указаний на этот счет. Поэтому под наказанием со стороны работодателя за отказ выполнять работу по принуждению может подразумеваться и физическое воздействие. Согласно международным договорам и трудовому законодательству гражданин вправе отказаться от выполнения работы, если она расценивается им как принудительный труд.

Использование принудительного труда запрещено законодательством.

К этому относится и дискриминация в сфере трудовых отношений. Все граждане имеют равные права для осуществления трудовой деятельности, поэтому учитываются только деловые качества каждого отдельного индивидуума. Возможности, равно как и оплата труда, не могут зависеть от таких обстоятельств, как национальность, раса, пол, религиозные убеждения и т. д. Такая дискриминация работника запрещена законом. Эти нормы содержит Конвенция МОТ №111. Ответственность за дискриминацию несет работодатель.

Трудовое законодательство предусматривает обстоятельства, которые не могут расцениваться как дискриминация, но, тем не менее, ограничивают права работников. Это допускается в первую очередь для защиты граждан. Такими обстоятельствами чаще всего является медицинское освидетельствование и профессиональный отбор сотрудников для выполнения узкоспециализированной работы.

Виды принудительного труда

Трудовой кодекс определяет виды труда, который считается принудительным. И запрещение принудительного труда является обязанностью государства. Такими видами являются:

  • работа для поддержания трудовой дисциплины;
  • работа как наказание за участие в забастовке;
  • работа как средство мобилизации;
  • работа в качестве наказания за политические или идеологические убеждения;
  • работа как мера расовой или национальной дискриминации.

Помимо этого, трудовое законодательство различает и определенные категории и формы принудительного труда. Согласно этому, ими являются задержка заработной платы или ее части и принудительное выполнение опасной для жизни и здоровья работы без необходимой защиты. Важно знать, что этот список законодатель не делает исчерпывающим, а это значит, что каждый случай принудительного труда является индивидуальным.

Какие работы не относятся к принудительному труду

Конвенция МОТ №29 определяет также и те работы, которые не могут быть отнесены к принудительному труду. Другими словами, допускаются случаи, когда обстоятельства вынуждают работодателей заставлять сотрудников выполнять работу, которая может быть приравнена к принудительной, но таковой не является. Это следующие виды работ:

  • работа, которая должна быть выполнена в связи с воинской службой или воинскими обязанностями;
  • работа, выполнение которой осуществляется во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств;
  • работа, которая выполняется по приговору суда.

Этот список законодатель сделал исчерпывающим, то есть работодатель не имеет права вносить в него какие-либо изменения и принуждать сотрудников к труду под предлогом крайней необходимости. Существует также ряд ограничений, позволяющих принуждать работников к труду.

В первую очередь это касается выполнения своих обязанностей во время чрезвычайных обстоятельств, военного положения и т. д. Это длительность работ, а также профессиональные, медицинские и возрастные ограничения. Кроме этого, Трудовой кодекс содержит нормы, указывающие на сроки, в течение которых работа при невыплаченной заработной плате не может быть приравнена к принудительной.

К работам, которые установлены в судебном порядке, относятся исправительные работы, а также работы, которые являются обязанностью заключенных в местах лишения свободы.

Это так называемая система принудительного труда. То есть, осужденных лиц принуждают к труду, что является абсолютно законным. При этом заключенных должны привлекать к работе в зависимости от их возраста, состояния здоровья и т. д.

Что касается привлечения осужденных граждан к работам, которые необходимы для благоустройства исправительного учреждения, то законодатель прямо указывает на то, что они не могут быть приравнены к принудительному труду. Эти работы содержит система принудительного труда, поэтому они расцениваются как общественно полезный труд, к которым можно привлекать заключенных.

Ответственность за принудительный труд

Запрещение принудительного труда регулируется российским законодательством, поэтому им же установлена и определенная ответственность. Какой же может быть эта ответственность? В первую очередь, важно понимать, что наказание за принудительный труд не предусматривается, как отдельная норма закона.

В течение непродолжительного времени нормативные акты содержали нормы, которые предусматривали административную ответственность за принудительный труд. Наказание было в виде штрафа, который налагался в судебном порядке. К сожалению, этот нормативный акт был отменен.

Действующий Закон о занятости не предусматривает отдельной ответственности за принуждение к труду.

Тем не менее, в административном законодательстве содержится норма, которая устанавливает ответственность за нарушение закона об охране труда. Он включает административную ответственность, а также дисквалификацию. При этом наказание может быть применено только к должностному лицу.

Что касается уголовного законодательства, то в нем также нет норм, прямо указывающих на ответственность за принудительный труд. Единственное, за что может ответить работодатель согласно УК РФ, это невыплата заработной платы и других выплат, а также нарушение правил охраны труда. Трудовое законодательство также содержит нормы, которые подразумевают административную и дисциплинарную ответственность за принудительный труд.

В целом, любая эксплуатация наемных работников может быть расценена, как принудительный труд или дискриминация. При этом существуют случаи принуждения к труду не только к конкретному сотруднику, но и ко всему коллективу. Граждане, подвергшиеся эксплуатации со стороны работодателя, могут обратиться в суд или трудовую инспекцию для возмещения ущерба.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Увольнение по собственному желанию

Имеет ли право Руководитель не подписывать заявление на увольнение по собственному желанию?Если да,то на основании какой статьи?

Вам нет необходимости дожидаться подписания заявления руководителем.

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели , если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом . Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.

До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

ТК РФ Статья 80. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) Путеводители по кадровым вопросам и трудовым спорам. Вопросы применения ст. 80 ТК РФ Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет. Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

Читайте также: