Доклад на тему принципы права социального обеспечения

Обновлено: 28.04.2024

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов правового регулирования.

Содержание

Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация…………………………………………………………………….2
Действие общеправовых принципов в сфере социального обеспечения………………………………………………………………………..6
Общая характеристика межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов……………………………………………………9

Работа содержит 1 файл

масляев реферат.docx

  1. Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация…………………………………………… ……………………….2
  2. Действие общеправовых принципов в сфере социального обеспечения………………………………………………… ……………………..6
  3. Общая характеристика межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов……………………………………………………9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. 14

  1. Понятие принципов права социального обеспечения и их классификация.

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов правового регулирования.

В теории права под правовыми принципами (принципами права) понимаются исходные нормативно-руководящие начала (положения), которые выражают главное в сущности права, на базе которого оно возникает, развивается и функционирует.

· устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

· всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

· государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

· государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

· паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

· обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

· ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

· обеспечение надзора и общественного контроля;

· автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

В настоящее время в связи с происходящими изменениями в экономической политике государства, проводящейся реформой пенсионного обеспечения трансформируются и принципы права социального обеспечения, изменяются их формулировки. Однако некоторые идеи, сформулированные в начале XX в., не потеряли своей актуальности и сегодня.

1) что государственное страхование рабочих должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность, а у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка в связи с безработицей;

2) страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;

3) все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;

4) всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

Принципы права социального обеспечения отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, состояние экономики, вытекают из содержания социальной политики государства в сфере материального обеспечения нетрудоспособных граждан, дают обобщенную характеристику отрасли. Они не статичны, с изменением характера социально-обеспечительных отношений меняются и правовые принципы: одни прекращают свое существование, другие появляются, третьи, действующие, наполняются новым содержанием.

Таким образом, под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой - указывают основные тенденции ее развития.

Классификация принципов по сфере действия такова:

· общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права (гуманизм, демократизм, принцип социальной справедливости, признания и гарантированности прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом, презумпции невинности и т.д.);

· межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права (государственная защита материнства и детства);

· отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права (всеобщность права социального обеспечения, социальное обеспечение за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды, государственного бюджета, негосударственных пенсионных фондов и др.);

· внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов отраслей права (принципы пенсионного обеспечения, социального обслуживания, обязательного медицинского страхования и др.).

Система принципов права социального обеспечения должна соотноситься с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация.

2.Действие общеправовых принципов в сфере социального обеспечения.

Общеправовые принципы определяют сущностные характеристики всей правовой системы соответствующего государства, содержание его законодательства. Термин “общеправовые принципы” получил достаточно широкое применение в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Как следует из его установлений, эти принципы подлежат применению независимо от закрепления их в конкретных нормативных актах. Они “обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права” (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1993 года N 1-П). Одним из таких принципов Конституционный Суд счел, например, принцип справедливости (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2000 года N 9-П).

Отсутствие прямой зависимости между принципообразующим статусом тех или иных юридических начал и их нормативной формой не позволяет сформулировать их исчерпывающий состав. Практически любое их перечисление будет носить в значительной степени условный характер, поскольку в любом из таких юридических начал можно выделить аспекты, наиболее важные для целей правового регулирования в конкретной сфере. Эти аспекты во многом определяют вербальное обозначение общеправовых принципов.

В то же время основополагающее значение для всей правовой системы имеют положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации и составляющие основы ее конституционного строя. В этой связи они либо непосредственно выступают в качестве общеправовых принципов, либо являются одним из наиболее важных источников их постулирования. Из числа таких конституционно закрепленных принципов, имеющих важное значение и в сфере социального обеспечения, можно выделить следующие. Принцип приоритета личности, ее прав и свобод (иногда определяется также как принцип гуманизма). Он закреплен статьей 2 Конституции, гласящей: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”, и развивается в положениях статьи 18, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Непосредственное действие прав и свобод означает, что нормы, их закрепляющие, не нуждаются в издании дополнительных правовых актов, конкретизирующих порядок их применения, и органы государственного и муниципального управления обязаны руководствоваться ими в своей деятельности.Принцип формального равенства, находящийся в тесной системной связи с принципом гуманизма, закреплен в статье 19 Конституции Российской Федерации и выражается в универсальной формуле равенства всех перед законом и судом. Конкретизация ее обеспечивается путем провозглашения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этой связи запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Распространяясь на всю систему прав и свобод человека и гражданина, данный принцип имеет важное значение для реализации социальных прав и свобод и функционирования механизмов социального обеспечения. Приведенные положения выражают также формально-юридический аспект принципа общеправового принципа справедливости.

Принцип законности вытекает из положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, где она провозглашается как правовой акт высшей юридической силы. Законы и другие правовые акты не могут противоречить Конституции. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Принцип социального государства, сформулированный в статье 7 Конституции, ориентирует политику государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой связи на конституционном уровне признается необходимость охраны труда и здоровья людей, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб. В данной конституционной норме юридически воплощены также и социальные аспекты общеправового принципа справедливости.

Принцип федерализма пронизывает все конституционные нормы и всю систему законодательства, в силу чего естественным образом выступает в качестве принципа государственного управления.

Читайте также: