Доклад по теме авангардизм

Обновлено: 06.05.2024

С одной стороны работы авангардистов расходятся на аукционах по рекордным ценам ("Белый центр" Марка Ротко - 72,8 миллионов долларов, "Авария зеленой машины" Энди Уорхола - 71,7 миллионов долларов,…)[4], с другой - многие критики давят авангард (Дональд Каспит высказался так: "Стремление авангардистов шокировать уже всех достало. Тем не менее художники все еще продолжают свои попытки эпатировать публику, просто чтобы доказать, что их искусство является особо продвинутым, ну и, разумеется, чтобы побороть в своем подсознании буржуазные корни")[4], большая часть аудитории его просто не понимает и не признаёт истинным искусством. Ну а раз равнодушных не остаётся, значит, авангардизм интересен каждой стороне по-своему.

Оглавление
Файлы: 1 файл

Реферат культурология.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

Факультет гуманитарного образования

Кафедра философии и социальных коммуникаций

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

студентка гр. ЗМУ-129

Дата сдачи: 05.01.10

Содержание:

1. Авангардизм. Общая информация

1.1 Авангардизм как стадия развития искусства

1.2 Понятие и теория авангардизма

1.3 Зарождение авангардизма в России

3. Малевич и Клюн

3.1 Вхождение в среду авангардистов

3.2 Крестьянская серия

3.4 Рождение супрематизма

3.5 Три стадии супрематизма

Список использованных материалов

Введение

Авангардизм в искусстве - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. Но чем дальше уходит искусство от классических форм, тем более контрастным становится отношение к нему.

С одной стороны работы авангардистов расходятся на аукционах по рекордным ценам ("Белый центр" Марка Ротко - 72,8 миллионов долларов, "Авария зеленой машины" Энди Уорхола - 71,7 миллионов долларов,…)[4], с другой - многие критики давят авангард (Дональд Каспит высказался так: "Стремление авангардистов шокировать уже всех достало. Тем не менее художники все еще продолжают свои попытки эпатировать публику, просто чтобы доказать, что их искусство является особо продвинутым, ну и, разумеется, чтобы побороть в своем подсознании буржуазные корни")[4], большая часть аудитории его просто не понимает и не признаёт истинным искусством. Ну а раз равнодушных не остаётся, значит, авангардизм интересен каждой стороне по-своему.

Лично мне очень интересен авангардизм, особенно в живописи, тема выбрана не случайно. При подготовке материала к работе выяснилось, что в литературе достаточно широко раскрыта тема авангардного изобразительного искусства. Например, картины Малевича обсуждают не только критики, но и люди достаточно далёкие от искусства.

Цель работы - понять направленность авангардного искусства - вложен ли в него смысл, доносит ли оно этот смысл до публики, или только удивляет и шокирует. Для понимания этого нужно решить несколько задач: проследить, как авангардизм зарождался, развивался, что было тому причиной, какие цели преследовал художник, какие стили авангардного изобразительного искусства возникли. Для простоты, как изложения, так и понимания, был выбран самый известный и яркий пример представителя русского авангарда - Казимир Малевич.

Литературы направленной конкретно на русский авангардизм не так уж много, в основном это разрозненные статьи и очерки. Для пояснения множества терминов применяющихся в литературе использовался словарь [1], посвященный наиболее актуальным понятиям культуры ХХ века. Жизнеописание и информация по картинам Казимира Малевича взяты из [8]. Основная информация - история, теория авангардизма содержится в [2, 5 - 7].

1 Авангардизм. Общая информация

1.1 Авангардизм как стадия развития искусства

В современной эстетике и искусствоведении до сих пор не утихают споры о том, какова природа искусства, как возникло искусство и как оно развивается. До сих пор невыясненными остаются глубинные вопросы потребности человека в искусстве. Искусство существует в самых разных формах, для него характерна изменчивость и непредсказуемость дальнейшего развития.

Художник, как правило, не может отвлечь свой творческий процесс от воздействия всего того, что уже было создано до него, и создать произведение, где отсутствовало бы влияние каких-либо традиций и школ. Тот, кто пытается оторваться от влияния извне, все равно попадает под него, хочет он того или нет. Однако, несмотря на всяческие влияния и давления художник может и должен создавать то, что еще не было создано до него. Поэтому, понятно, что наиболее актуальным вопросом теории искусства является проблема развития современного искусства.

Современное искусство, даже если его девизом является "движение вперед", иногда старается скрывать свою основу, построенную на традициях и влиянии классических форм или, наоборот, уже на ставших "традиционными" авангардных формах, повторяя авангардные приемы минувших десятилетий и столетий. Главная задача авангарда - это производить шок, скандал, без этого авангардное искусство невозможно. Правда, авангардисты стремятся вызвать "шок" уже в течение ста лет, и те, кто не мог его испытать лет сорок назад, испытывают "шок" сегодня. То есть авангард не мыслим без эпатажа, который стал естественной составляющей современной культуры и уже не воспринимается так остро, как он воспринимался ранее.

1.2 Понятие и теория авангардизма

АВАНГАРДИЗМ - (франц. avantgardisme от avant — передовой и garde -отряд) - обобщенное название экспериментальных течений, школ, концепций, идей, творчества отдельных художников XX в., преследующих цели создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым.

Авангардизм как тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве. Основные течения западноевропейского и российского авангарда начала XX века. Основоположники и мастера авангарда в России.

Рубрика Культура и искусство
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 03.05.2010
Размер файла 21,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

АВАНГАРДИЗМ - (франц. avantgardisme от avant -- передовой и garde -- отряд) -- обобщенное название экспериментальных течений, школ, концепций, идей, творчества отдельных художников XX в., преследующих цели создания совершенно нового искусства, не имеющего связей со старым.

Терминологические уточнения. Понятие авангардизма включает в себя сферу собственно авангарда и обусловленную им последующую формотворческую направленность архитектуры. Понятие собственно авангарда подразумевает единовременные "революционные изменения в сфере языка, архитектурной формы и технологии творчества. Историческая обусловленность авангардизма. Проблема авангардизма связана с более широкой философской проблемой эволюционного и революционного пути развития. Вплоть до начала ХХ века европейская культура не раз оказывалась в ситуации обновления, смены стилей, но все изменения носили эволюционный характер, так как не выходили за рамки системы антропоморфных форм, рожденных древней и постоянной зависимостью человека от природной данности. Даже параллельный сакральный мир человек конструировал в формах со-масштабных и со-размерных земным. Только в начале ХХ века, когда антропоморфные формы в силу известных причин стали решительно заменяться техноморфными, возникли материальные основания для "революции авангарда".Начало ХХ века занимает особое положение в истории не только европейской, но и мировой архитектуры, так как именно в этот период культура стала заменяться цивилизацией. Этот глобальный процесс, выражающий главный смысл Истории, требует хотя бы краткого аналитического освещения. Культура, как известно, является инструментом "очеловечания" человека и кроме того, долгое время была условием его физического выживания, поскольку обеспечила воспроизводство, сохранение и развитие опыта - как материально-технологического, так и духовного. Эта важнейшая функция обусловила такую генетическую черту культуры как опора на традиции. Иными словами, путем использования исторического опыта культура всегда помогала осознавать и организовывать текущую жизнь. В период Древней истории, когда личность еще не выделилась как субъект формотворчества, искусство было безличностным, основанным на канонах и на ремесленном труде. Этот самый длительный этап развития искусства можно назвать эрой ремесленнического объективизма. Общей методологической основой этого творческого метода был канонизм. Заметные качественные изменения основ культуры произошли в эпоху Возрождения, породившей новый творческий метод, который можно обозначить как художнический субъективизм. С ХУ в. началась 500- летняя эпоха "художественных" стилей в архитектуре. Эти стили сменяли друг друга, сливались, образуя многочисленные промежуточные варианты стилистических решений, но языковая основа архитектуры оставалась тем не менее традиционной. Поэтому эпоху Возрождения, несмотря на то, что она значительно обогатила лексику языка, нельзя назвать авангардисткой. Но без той свободы творчества, которую обеспечила эта эпоха, будущая "революция авангарда" была бы невозможна. Онтогенез авангардизма. В начале ХХ века художнический субъективизм уже преобладал над канонизмом. Бурное развитие в ХIХ в. новых творческих уставов сформировало предпосылки для утверждения периода концепций, который в ХХ в. пришел на смену эпохе "художественных" стилей. Первой и наиболее радикальной была концепция авангарда, основанная на новой творческой позиции, которую можно назвать художническим объективизмом. Утверждая эту позицию, архитекторы ( и художники)- авангардисты По-существу жертвовали своей творческой индивидуальностью, недавно считавшейся главным условием истинного творчества. Концепция художнического объективизма применительно к архитектуре явилась первым отчетливым сигналом приближения эпохи тотального дизайна, "самопорождающей" предметной среды, использующей высокие ( в том числе бионические) технологии. Одновременно авангард явился сигналом перехода архитектуры из группы "художественных" искусств в группу эстетически ориентированной предметной деятельности с соответствующим "переливом" высших духовных и космогонических ценностей из сферы зодчества в сферу "чистых" искусств. Подобные глобальные изменения и перегруппировки свидетельствуют о начале Эры цивилизации. В отличие от культуры цивилизация конструирует настоящее, исходя из умозрительных ( чаще всего рационально-функциональных) представлений о будущем.Учитывая изложенное, можно утверждать, что начало реального процесса замены культуры цивилизацией есть момент зарождения авангарда. При этом разные виды искусств ( так же как и разные регионы ) обладают различной чувствительностью к этому важнейшему процессу. Архитектура как наиболее инерционное из искусств ощутила это начало позже других искусств, но зато материально выразила наиболее убедительно. Период авангарда в силу своей революционности и парадоксальности не мог быть длительным. С неизбежностью он сменился в 1930-е - 1950-е гг. периодом возвращения традиционализма. Однако затем, благодаря завоеванной свободе творчества формотворческие возможности, синтетически закодированные в концепции авангарда, стали разворачиваться в целую систему новых направлений - "международный" стиль, неомодернизм, структурализм, метаболизм, брутализм, деконструктивизм, минимализм, хай-тек, биопластицизм. В совокупности они составили феномен авангардизма, под знаком которого прошел весь ХХ век. Творческий метод второй половины ХХ в. можно обобщенно обозначить как концепционный субъективизм, потому что каждое архитектурное направление в этот период формировался прежде всего как концепция его лидера ( хотя любое из этих направлений является выражением конкретного, объективно обусловленного временем принципа формообразования).Морфогенез авангардизма."Революция авангарда" первой трети ХХ в. обеспечила частичный прорыв в область нового формообразования путем разрушения традиционных приемов и принципов ( начало этому разрушению положил югенд-стиль).На освободившемся творческом пространстве начался процесс конструирования новой среды обитания на основе тоже конструируемых представлений о человеке будущего и его образе жизни. В условиях быстро развивавшегося в то врем научно-технического прогресса и в обстановке повсеместных социальных потрясений это конструирование отражало, во-первых, силовую позицию своеобразного культурного тоталитаризма, а во-вторых, идеологию технико-технологического оптимизма, "Силовые" методы внедрения нового превращали архитектора в демиурга, а умозрительные представления о технике и социуме будущего порождали уверенность в том, что человек в скором времени преодолеет жесткую зависимость от мира вещей. "Человек места" в концепциях авангардистов превращался в интернационального "человека планеты". Все это формировало новые представления о времени и пространстве, что, в свою очередь, сказывалось на концепциях градостроительства и урбанизма. Аналогичные причины обусловили такие особенности форм архитектурного авангарда как динамизм, демонстрация преодоления сил гравитации, зрительная дематериализация форм ( вплоть до превращения их в виртуальную реальность), самодостаточная скульптурность, "обнаженная" конструктивность, бездекорность, преимущественное использование индустриальных конструкций, гибких, открытых к развитию композиционных, функциональных и конструктивных структур. Однако полностью "выпрыгнуть" из своего времени " отцы" авангарда не могли и потому внешне новые формы на самом деле основывались на традиционных представлениях об уравновешенности, гармоничности, пропорциональной и ритмической согласованности, тектонической правдивости, функциональной обусловленности и пр. Немногим более радикальны были футуристы 1960-х гг., структуралисты и метаболисты 1970-х гг. Среди направлений авангардизма второй половины ХХ в. одни продолжили линию демонументализации архитектуры, другие пытаются сконструировать новый монументализм. Парадоксальным образом выразил авангардисткие устремления постмодернизм. Но общим является путь развития архитектуры в сторону дизайна, когда традиционная категория заменяется "алгоритмической" категорией формообразования. Об этом говорят многие признаки и особенности современной архитектуры. Например, качество изготовления нередко заменяет качество самой формы. Исчезает проблема создания "намеренной" стилистической оболочки пространства, так как формальная целостность самопроизвольно обеспечивается единым высоким уровнем изготовления. Кроме того, предельная информационная насыщенность среды обитания формирует сознание, не нуждающееся в долговременном и едином стилистическом объединении этой среды. Понятие моды все больше захватывает архитектуру, актуализируя для нее такие "дизайнерские" понятия как "гарнитурность" и "коллекционность".Конкретные формы современного авангардизма демонстрируют действие разных импульсов инициирования новизны. В непрерывном информационном потоке новизна становится синонимом красоты. Поэтому исчезло жесткое профессиональное и потребительское сопротивление новому. Более того, общественное сознание само требует постоянной подпитки новизной форм. Это уничтожает такое важнейшее условие развития авангардизма как необходимость преодолевать сопротивление традиционализма. Многоаспектность авангардизма требует хотя бы краткого анализа основных форм его проявления (типологии авангардизма). При этом критериями должны быть выявленные выше его основные "видовые" признаки, а именно: -преодоление антропоморфизма архитектурных форм-полемическая концептуальность-авторитарность творческой позиции лидеров направлений-отрицание исторической преемственности новой архитектуры-ориентация на замену категории композиции процессом формообразования-формирование элементов синтетического внестилевого языка творчества-разработка антигравитационных моделей архитектурной тектоники-смещение опорных эстетических понятий с параметров формы на параметры пространственных связей и на показатели технологического качества элементов формы.Все перечисленные признаки определены путем обобщенного морфологического анализа концепций и произведений собственно авангарда 1910-х - 1930-х гг. При этом следует отметить, что типологически существенные черты модернизма неодинаково реализовались в различных новаторских направлениях этого периода. Характеристика этих особенностей представляется существенно важной задачей исследования. Супрематизм как формальная и теоретическая основа нескольких авангардистских направлений основной акцент своей методологии делал на разработке нового языка предметной среды, а По-существу - на создание современного архитектурного ордера ( порядка). Плоскостную транскрипцию этой творческой задачи разрабатывала известная группа "де Стиль". Функционализм создавал внестилевую и антигравитационную модель формы, опосредованной функциональными требованиями и традиционных конструкций. Конструктивизм обогатил логику функционализма "бумажной" романтикой высокого технологизма и утопическим конструированием рационально-тоталитрной жизненной среды. Формализм, наиболее ярко представленный творческой концепцией Н. Ладовского и творческой позицией К. Мельникова, выдвинул в качестве первичной категорию пространства. В основе творческой методологии формализма лежала идея рационального конструирования эстетической реакции на драматические коллизии пространства и формы. Синтетизм обнажал общую архитектоническую основу различных искусств для создания на этой основе "саморазвивающейся" дизайн-среды. Исходным для этой концепции в первое десятилетие советской власти были идеологические амбиции "пролетарской" интеллигенции (группа ЛЕФ, представители "производственного" искусства и др.), но методологические возможности синтетизма весьма перспективны. После Второй мировой войны идеи авангардизма получили новый импульс развития, воплотившись в нескольких направлениях. Международный стиль акцентировал такую генетическую особенность авагардизма как перенос основной эстетической нагрузки с пластических параметров формы на параметры пространства и качество технологии изготовления элементов формы (творчество Мис ван дер Роэ, раннего Ф. Джонсона и др.). Структурализм (творчество Л.Кана и др.) продолжил активно проводившееся авангардом разрушение традиционной целостности монолитной архитектурной формы-оболочки, нейтрализующей структурно-содержательное разнообразие функциональных процессов в здании и объемлющем его пространстве. Метаболизм (творчество К. Танге и др.) развивает одну из важнейших творческих установок авангарда, ориентированных на замену категории композиции перманентным процессом формообразования. Тем самым усугубляется процесс разрушения традиционной "окончательности" архитектурной формы. Неомодернизм развивает многие потенции авангарда. В частности, в творчестве Р.Мейера максимально используются формотворческие возможности модуляции пространства - как внешнего, так и внутреннего. Деконструктивизм (творчество З. Хадид, Ф. Гери, П. Эйзенмана) разрабатывает антигравитационные модели тектонических структур и этим расширяет возможности формообразования, альтернативного традиционным композициям. В полемически заостренной форме деконструктивизм утверждает приоритет пространственных параметров перед параметрами формы. Минимализм возвращает архитектуру к "авангардному" аскетизму 1920-х гг., но на более высоком технологическом уровне. Минимализм - это очередной сигнал из будущего, которое должно быть свободным от наивного символизма и монументализма архитектурной среды. Парадоксальные формы авангардизма появились как неизбежные "спутники" любого крупного феномена культуры. Первоначальные импульсы возникновения такого рода форм могут быть различными. Например, реализация формальных принципов авангарда в несоответствующих условиях породила такое крупномасштабное явление как массовое типовое строительство в СССР. В других случаях полемическое отрицание авангардизма приводит к появлению таких его парадоксальных форм как брутализм, пластицизм, постмодернизм (отрицая авангардизм, эти направления поневоле становятся его зеркальным, "перевернутым" отражением). Брутализм и пластицизм, монументализируя архитектурную форму, в то же время значительно расширяют возможности коренного обновления традиционной архитектуры. Постмодернизм, декларируя приверженность спонтанному проявлению иронично трактованного традиционализма, тем самым обогащает спектр возможных трансформаций (а значит, и разрушений) традиционных форм.

Феномен авангардизма онтологически был подготовлен всей логикой неуклонного движения европейской (а затем и американской) культуры в сторону ее позитивистской разновидности - цивилизации, ориентирующейся больше на будущее, чем на прошлое. Опрокинув многие привычные представления о взаимоотношениях человека, природы и предметной среды, архитектурный авангардизм заложил основы появления качественно-новой предметно-пространственной среды будущего. Однако из-за отсутствия действительных технических и социальных условий для полного воплощения "озарений" авангарда многие перспективные ситуации до сих пор "проигрываются" на эстетическом или декоративно-структурном уровнях. Тем не менее, развитие выразительных возможностей архитектуры позволило дополнить ее философскую позитивистскую основу более сложной, но и более емкой философией парадокса и даже абсурда. Поэтому морфологическая структура авангардизма сложна, многосоставная и выражает весь спектр поисков новых путей освобождения человека от множества условий, привязывающих его к устаревшим формам существования. ХХ век выполнил свою историческую культурную миссию - коренным образом, с помощью авангардизма, переломил ход развития архитектуры в сторону тотального предметного окружения, которое само по себе не является произведением искусства, но инициирует образно-эстетические достоинства при включении в нее "регионального" человека. ХХI век должен стать веком эволюционного развития тех тенденций, принципов и направлений, которые были намечены и вызывные к жизни архитектурным авангардизмом.

Русский авангард стал одним из течений модернистского искусства, получившего развитие в начале XX в. Главная отличительная черта этого направления — подчеркнутая полемичность, острое противопоставление новых приемов прежним традициям. Для авангардизма характерно отрицание всех устоев, на которых базировалось искусство ранее, это направление не признает каких- либо проявлений преемственности художественных традиций.

Абстрактное полотно

Основные направления и представители русского авангарда

  • Абстракционизм — Василий Кандинский.
  • Супрематизм — Казимир Малевич.
  • Конструктивизм — Владимир Татлин.
  • Кубофутуризм (кубизм, футуризм) — Владимир Маяковский.

Все художники-абстракционисты стремились к тому, чтобы искусство стало отвлеченным. Художественные образы должны вызывать определенный ряд ассоциаций, поэтому особую роль в создании любого полотна играют формы и цвет. Основоположником и ведущим представителем этого течения стал В. Кандинский. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление — супрематизм.

Картина, созданная в технике кубизма

Стремление заставить искусство служить не отвлеченным идеям, а производству, техническим достижениям стало основой конструктивизма. Наиболее полно идеи этого направления выражались в архитектуре. В живописи основными представителями конструктивизма были Э. Лисицкий и В. Татлин.

Кубофутуризм стал переходным явлением, послужившим основой для многих других течений русского авангарда. Это направление соединило в себе традиции итальянского футуризма и французского кубизма. В этом стиле в разные периоды работали О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, Н. Гончарова, А. Экстер, К. Малевич. Их произведения были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.

Известные имена, художественные объединения и знаковые произведения русского авангарда — в нашем спецпроекте. Переходите по буквам и знакомьтесь с ключевыми понятиями и фигурами направления.

Известные имена, художественные объединения и знаковые произведения русского авангарда — в нашем спецпроекте. Переходите по буквам и знакомьтесь с ключевыми понятиями и фигурами направления.

Известные имена, художественные объединения и знаковые произведения русского авангарда — в нашем спецпроекте. Переходите по буквам и знакомьтесь с ключевыми понятиями и фигурами направления.

Узнавайте историю русского авангарда в формате коротких роликов в Клипах ВКонтакте.

Буква А

Буква Б

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Ярославская область

Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Ярославская область

Буква В

Буква Г

Буква Д

На вокзале — композитор Роже Дезормьер, Сергей Дягилев, танцовщик Серж Лифарь, писатель и театрал Борис Кохно, балерины Александра Данилова, Фелия Дубровская и Любовь Чернышева

На вокзале — композитор Роже Дезормьер, Сергей Дягилев, танцовщик Серж Лифарь, писатель и театрал Борис Кохно, балерины Александра Данилова, Фелия Дубровская и Любовь Чернышева

Буква Е

Буква Ж

Буква З

Буква К

Буква Л

Буква М

Буква Н

Буква О

Буква П

Примитивизм как направление авангарда сформировался в конце 1900-х годов, в нем сильно было влияние национальной фольклорной традиции. Само слово впервые использовал в рецензии поэт Сергей Маковский. Примитивизм — это сознательное упрощение. Инфантильные, немного наивные и слегка неуклюжие формы: то ли рисунок ребенка, то ли наскальная живопись, то ли сказочный русский лубок.

Буква Р

Буква С

Участники группы Уновис. Витебск, 1922 год. Слева направо: стоят Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил; сидят Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель

Занятия в мастерской Уновиса. Сентябрь 1920 года. Справа налево: на переднем плане — Иван Червинко, Георгий Носков, Михаил Векслер, Н. Фейгельсон; над ними — Ефим Рояк; сидит — Николай Суетин; за столом — Лев Юдин, Нина Коган, Вера Ермолаева; у доски стоит Казимир Малевич, рядом — Лазарь Хидекель, Илья Чашник

Участники группы Уновис. Витебск, 1922 год. Слева направо: стоят Иван Червинко, Казимир Малевич, Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил; сидят Михаил Векслер, Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель

Занятия в мастерской Уновиса. Сентябрь 1920 года. Справа налево: на переднем плане — Иван Червинко, Георгий Носков, Михаил Векслер, Н. Фейгельсон; над ними — Ефим Рояк; сидит — Николай Суетин; за столом — Лев Юдин, Нина Коган, Вера Ермолаева; у доски стоит Казимир Малевич, рядом — Лазарь Хидекель, Илья Чашник

Буква Ф

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

Камень, брошенный с вершины,
Не вернется никогда! —
В лаве бурныя морщины, —
Камень книзу без следа;
Но сказали мне японцы,
Что к вершине, где так солнце
Светит ярко — ветер часто
Камень гонит вспять несчастной.

Пробуждается и встает
в белых клубах негр
смотрит на круглый живот
пробует острый верх
водомет голубой крыло головы
зубы сверкают среди барвинков
лежа на копьях листвы
кто-то играет на скрипке.

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?

Камень, брошенный с вершины,
Не вернется никогда! —
В лаве бурныя морщины, —
Камень книзу без следа;
Но сказали мне японцы,
Что к вершине, где так солнце
Светит ярко — ветер часто
Камень гонит вспять несчастной.

Пробуждается и встает
в белых клубах негр
смотрит на круглый живот
пробует острый верх
водомет голубой крыло головы
зубы сверкают среди барвинков
лежа на копьях листвы
кто-то играет на скрипке.

Буква Х

Времыши-камыши
На озера береге,
Где каменья временем,
Где время каменьем.
На берега озере
Времыши, камыши,
На озера береге
Священно шумящие.

Россия забыла напитки,
В них вечности было вино,
И в первом разобранном свитке Восчла роковое письмо.
Ты свитку внимала немливо,
Как взрослым внимает дитя,
И подлая тайная сила
Тебе наблюдала хотя.

Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей. Облакини сени кидали
Над печальными далями далей. Облакини сени роняли
Над печальными далями далей… Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.

Времыши-камыши
На озера береге,
Где каменья временем,
Где время каменьем.
На берега озере
Времыши, камыши,
На озера береге
Священно шумящие.

Россия забыла напитки,
В них вечности было вино,
И в первом разобранном
свитке Восчла роковое письмо.
Ты свитку внимала немливо,
Как взрослым внимает дитя,
И подлая тайная сила
Тебе наблюдала хотя.

Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.
Облакини сени кидали
Над печальными далями далей.
Облакини сени роняли
Над печальными далями далей…
Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.

Буква Ц

Буква Ч

Буква Ш

Буква Щ

Буква Э

Буква Ю

Буква Я

Читайте также: