Доклад на тему представители культуры

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кирипова Алина студентка

Научный руководитель: Асархинова Е.Б.

Российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.

Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А. Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении - около 9 тысяч километров, в меридианом - от 2,5 до 4 тысяч километров. Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.

В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению академика Д.С. Лихачева: "Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты". Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый "блок" протестантских течений.

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической, многоконфессиональной основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью.

Культурная самобытность России особенно ярко проявляется в таком сложном и противоречивом феномене, как определенные несоответствия между её культурной зрелостью и ещё недостаточной цивилизованностью - экономической, политической, хозяйственно-производственной, да и просто бытовой. И, если в этом она еще отстает от развитых стран Запада, то в культурном отношении, во многом их превосходит. А это позволяет рассматривать нашу традиционную многонациональную российскую культуру, как важнейший и уникальный ресурс опережающего социально-экономического развития России.

Рассматривая культуру народов России, как синтез материальной и нематериальной культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходиться удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для нашей многонациональной страны - это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.

Это также - поистине неиссякаемый родник современного народного творчества. Мы помним, какой популярностью пользовались выступления фольклорно-этнографических ансамблей, которые имелись практически во всех регионах. Среди них были и аутентичные, или собственно народные ансамбли, участниками которых являются носители фольклорной традиции, и, так называемые, стилизаторские ансамбли, исполняющие произведения фольклора в обработках профессиональных композиторов, и экспериментальные ансамбли, воспроизводящие репертуар и региональные стили народного искусства. Отрадно, что после смутного периода 90 г.г., на волне усиления государственно-патриотических акцентов в нашей внутренней и внешней политике, интерес к народной песне и танцу вновь возвращается.

Сохраняется и яркий, наиболее массовый вид художественного творчества народа - народный костюм. И хотя из повседневной жизни он практически ушел, тем не менее, костюм продолжает оставаться своеобразной визитной карточкой человека определенной национальности. А, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески хранятся во многих семьях и, конечно, в музеях страны как предметы народного искусства высокого художественного уровня.

Но, пожалуй, наиболее ярко талант народов России проявился в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, Центральный регион, сколько здесь уникальных народных промыслов. Это - федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву. Столь же уникальные народные промыслы и ремесла существуют на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов. Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья - нанайцев, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из нее различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды. Широко в мире известно искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Можно назвать село Кубачи в Дагестане - один из крупных центров производства кованных и чеканных изделий из меди и латуни, который славится литыми бронзовыми котлами, латунными чеканными кувшинами, ритуальными сосудами, декоративными подносами, различными чашами, кубками.

Отрадно, что наряду с традиционными промыслами, творческая энергия нашего народа создает и новые художественные технологии, промыслы и ремесла. В качестве примера можно назвать принципиально новую, не имеющую аналогов мире, художественную технологию "Филигранная береста", которая создана уральской художницей Верой Леонтьевой. Эта технология позволяет создать из простой березовой коры художественные произведения, сопоставимые по впечатлению с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камня.

Для нашей многонациональной страны чрезвычайно важно, что все это богатство не замкнуто в пределах одного этноса, а становится доступным другим народам, что оно оплодотворяет и обогащает единую российскую общенациональную культуру. И наша задача всемерно поддерживать эти процессы.
Национальная культура народов России была и остается фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем, национальные культуры не могут успешно развиваться в условиях изоляции от других культур. И своеобразие российской культуры, как раз и заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности. Именно изначальная много этничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М. Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее "все человечностью". А это и позволило сформировать на основе национальных культур великую общенациональную российскую культуру.

В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры.
Помните у Пушкина:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России. Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям.

Громадное значение для сложной и многообразной полиэтнической системы культуры России на всех этапах ее развития имела и имеет в настоящее время проблема межэтнических контактов, прежде всего в сфере культуры. Именно они выступают мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского супер этноса, межнациональный мир и согласие.

При этом мы не должны воспринимать национальные культуры в качестве фольклорного элемента общества. Нет, каждая национальная культура - это живая, современная система, способная развиваться в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур. Это, собственно, - главное условие и залог существования всех других форм культуры в нашей стране.
И мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы национальные культуры народов России не теряли своей жизненной силы, успешно взаимодействовали и развивались, по образному выражению М.М. Бахтина, "на основе диалога культурных атомов". Только тогда Россия сохранит в общем потоке глобального цивилизационного процесса свою культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность и сможет решать масштабные национальные задачи.

Национальные культуры народов России развивались и продолжают успешно развиваться, как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого культурного опыта. Сохраняя при этом, с одной стороны, свое разнообразие, самобытность и неповторимость, внося, с другой, свой важный вклад в развитие общероссийской и мировой культуры.

По мнению российских исследователей А.П. Маркова и Г.М. Бирженюка, имеют место позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.

Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства "малой родины", любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.

В то же время нельзя не видеть наличие в обществе негативных тенденций и процессов. Прежде всего, выделим те из них, которые носят общероссийский характер.

Так в социальной сфере все более заметной становится тенденция довольно резкого социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус.

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры.

Социально-культурный кризис усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.
Словом, сложившееся положение свидетельствует о существенном ослаблении механизмов и острой недостаточности ресурсов, блокирующих негативные процессы в социокультурной сфере и обеспечивающих гарантии охраны и развития культурно-исторического наследия народов России.

Очевидно, что задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.

Необходимо выработать долговременную стратегию действий в этой сфере, основанную на концептуальных подходах к вопросам сохранения и развития национальных культур.

При этом особое внимание должно быть обращено на государственную поддержку развития языков и литератур народов России, всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, творческих коллективов, певцов, сказителей, танцоров, народных музыкантов, развитие музыкальной и хореографической культуры, сохранение и развитие традиционных и новых народных художественных промыслов и ремесел. Необходимо также предусмотреть меры по поддержке инфраструктуры национальных культур: учреждений культуры, в том числе клубного типа, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров и т.п.

Садокин А.П. теория и практики межкультурной каммуникации. Учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ – ДАНА 2004 г.

Садокин А.П. Межкультурная коммуникация теория и практика. Москва: ЮНИТИ 2009 г.

Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации. Учебное пособие. Ростов – на – Дону: Феникс 2008 г.

\u0422\u0430\u043a\u0438\u0445 \u0438\u043c\u0451\u043d \u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0443\u0433\u043e\u0434\u043d\u043e, \u043d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440 \u0425\u0430\u0447\u0430\u0442\u0443\u0440\u044f\u043d, \u0421\u0438\u043c\u043e\u043d\u043e\u0432, \u0414\u0436\u0430\u043b\u0438\u043b\u044c, \u0412\u0430\u0441\u0438\u043b\u044c\u0435\u0432, \u041b\u0438\u0435\u043f\u0430. \u0415\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c \u0438\u0445 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0430 \u0432 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u043d\u0435\u0442\u0435, \u0441\u043c\u043e\u0436\u0435\u0442\u0435 \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u0442\u044c \u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u043d\u0443\u0436\u043d\u044b\u0439 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u00a0

\u0415\u043a\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u043d\u0430 II -- \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u0438\u0437 \u043d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u043c\u044b\u0445 \u0444\u0438\u0433\u0443\u0440 \u0432 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438\u00a0
\u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438.\u00a0
\u0415\u0451 \u0446\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435, \u043e\u0434\u043d\u043e \u0438\u0437 \u0437\u0430\u043c\u0435\u0447\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0445 \u0438 \u0432\u0435\u0441\u043e\u043c\u044b\u0445 -- \u0432 \u0420\u0423\u0421\u0421\u041a\u041e\u0419 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438.\u00a0
\u0415\u043a\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u043d\u0430 II \u0440\u043e\u0434\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c 21 \u0430\u043f\u0440\u0435\u043b\u044f 1729 \u0433. \u0432 \u0428\u0442\u0435\u0442\u0442\u0438\u043d\u0435.\u00a0
\u0423\u0440\u043e\u0436\u0434\u0451\u043d\u043d\u0430\u044f \u0421\u043e\u0444\u044c\u044f \u0424\u0440\u0435\u0434\u0435\u0440\u0438\u043a\u0430 \u0410\u0432\u0433\u0443\u0441\u0442\u0430 \u0410\u043d\u0433\u0430\u043b\u044c\u0442-\u0426\u0435\u0440\u0431\u0441\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u043b\u0430 \u0438\u0437 \u0431\u0435\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u041d\u0415\u041c\u0415\u0426\u041a\u041e\u0413\u041e \u043a\u043d\u044f\u0436\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0440\u043e\u0434\u0430.\u00a0

\u0415\u043a\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u043d\u0430 II \u0432\u043d\u0435\u0441\u043b\u0430 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0432\u043a\u043b\u0430\u0434 \u0432 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u044b \u0438 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0430\u00a0
\u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438. \u0421\u0430\u043c\u0430 \u043e\u043d\u0430 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u043f\u0440\u0435\u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u043e\u0435 \u0434\u043e\u043c\u0430\u0448\u043d\u0435\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435: \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435\u00a0
\u0438\u043d\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u043d\u044b\u043c \u044f\u0437\u044b\u043a\u0430\u043c, \u0442\u0430\u043d\u0446\u0430\u043c, \u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438, \u0444\u0438\u043b\u043e\u0441\u043e\u0444\u0438\u0438, \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438,\u00a0
\u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0438 \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0443\u043c\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0449\u0438\u043d\u043e\u0439. \u041f\u0440\u0438 \u0415\u043a\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u043d\u0435 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0430\u00a0
\u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0430\u044f \u0410\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f, \u0412\u043e\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u043e \u043c\u043d\u043e\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u00a0
\u0436\u0443\u0440\u043d\u0430\u043b\u043e\u0432, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u0430 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u042d\u0440\u043c\u0438\u0442\u0430\u0436\u0430,\u00a0
\u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0442\u0438\u0435 \u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u0445 \u0442\u0435\u0430\u0442\u0440\u043e\u0432, \u043f\u043e\u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u043f\u0435\u0440\u044b, \u0440\u0430\u0441\u0446\u0432\u0435\u0442 \u0436\u0438\u0432\u043e\u043f\u0438\u0441\u0438.\u00a0">]" data-testid="answer_box_list">

Карина4203

Россия - многонациональная страна, в которой есть десятки выдающихся людей с нерусскими корнями, внёсших огромный вклад в развитие науки, культуры, армии, общества. И так было во все исторические эпохи - в царскую, советскую, нынешнюю.

Таких имён сколько угодно, например Хачатурян, Симонов, Джалиль, Васильев, Лиепа. Если набрать их имена в интернете, сможете собрать информацию и составить нужный рассказ

Екатерина II -- является одной и из наиболее значимых фигур в истории
России.
Её царствование, одно из замечательнейших и весомых -- в РУССКОЙ истории.
Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине.
Урождённая Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская происходила из бедного НЕМЕЦКОГО княжеского рода.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства
в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение
иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики,
права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана
Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество
журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа,
открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Данная работа была представлена на конференции "Культурное наследие современной России" в ЭФ ГБОУ СПО МКУНТ (г. Электросталь М.О.) и заняла 2 место.

Культура современной России находится не на самом высоком уровне, причиной чему являются многие факторы: как социально-экономические, так и политические. Говоря о культуре в целом, вспоминаются имена, благодаря которым мы с радостью можем сказать, что в нашей стране культура и искусство живы. В нашем выступлении мы поговорим о них, а также подведём итоги исследования, проведённого среди молодёжи 15-20 лет, кого они считают представителями культуры и искусства в стране.

ВложениеРазмер
Выступление с ссылкой на презентацию 58 КБ

Предварительный просмотр:

Алпеева Алёна, Гольм Виталий

ЭФ ГБОУ СПО МКУНТ

Современная культура России в лицах

Культура современной России находится не на самом высоком уровне, причиной чему являются многие факторы: как социально-экономические, так и политические. Говоря о культуре в целом, вспоминаются имена, благодаря которым мы с радостью можем сказать, что в нашей стране культура и искусство живы. В нашем выступлении мы поговорим о них, а также подведём итоги исследования, проведённого среди молодёжи 15-20 лет, кого они считают представителями культуры и искусства в стране.

Очень важно понимать, что представляет собой культура и какое место она занимает в нашей жизни. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию “хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов и культ предков. Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.

Положение культуры России оценивается как крайне тяжелое, т.к.:

1. Набирает темпы духовное обнищание народа:

а) упадок морали, б) ожесточенность, в) рост преступности и насилия, что происходят на почве бездуховности.

2. Вместо родной речи язык засоряется иноземными словами и нецензурной бранью.

3. Под угрозой разрушения то, что столетиями создавал интеллект, дух и талант нации (разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства).

4. Опасность для будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

Он тот, кого критикуют, кем восхищаются и о ком всегда говорят. Никас Сафронов – единственный живописец в России, которого знают абсолютно все. Для того чтобы перечислить все регалии и титулы этого живописца, понадобится немало времени. Упомянем лишь некоторые:

  • академик Международной академии искусств
  • действительный член Королевской академии культуры, образования и искусства при ООН
  • "Человек года-2002" в номинации "Культура" и "Креатор-2002" (назван Русским Биографическим институтом)
  • "Живая легенда" (назван в 2004 г. Международным Биографическим институтом при университете Кембридж)
  • "Человек года 2004" (назван Американским Биографическим институтом)

Творчество этого художника никого не оставляет равнодушным, а полярность мнений о его работах, неутихающие споры лишь добавляют ему популярности. Противоречивый, эпатажный, самый известный и самый востребованный художник нашего времени Среди его клиентов –выдающиеся люди всего мира. Тина Тернер и Мадонна, Михаил Горбачев и Софи Лорен, Жан-Поль Бельмондо и Пьер Карден. Перечислять можно долго.

Что бы ни происходило в стране, именно русский балет и опера всегда высоко ценились. Достаточно вспомнить имена Фёдора Шаляпина, Анны Павловой, Майи Плисецкой.

Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с её эстетикой красоты и радостных лёгких полётных движений. Танцу Николая Цискаридзе присуща одухотворённость, его отличает лирика, но без сентиментальности, эмоциональность, но без наигранности. Талант его многогранен, ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развёрнутые партии и небольшие миниатюры.

Сегодня можно смело утверждать, что за последние двадцать лет благодаря усилиям Маэстро Мариинский театр стал одним из ведущих музыкальных коллективов мира, а его симфонический оркестр заслужил единодушное признание критики как интерпретатор русской и западноевропейской классики.

В 2002 году ему присуждена премия Президента России за выдающийся творческий вклад в развитие искусства.

Мы провели исследование среди молодёжи 15-20 лет. В нём приняли участие учащиеся 9-11 классов средней школы, 1-4 курсов учреждений СПО и 1-2 курсов ВУЗа. Молодым людям было предложено ответить на вопросы анкеты с именами деятелей культуры современной России. Как видно из результатов, самыми популярными на данный момент являются: Алла Духова и её шоу-балет Тодес, Никита Михалков и Николай Цискаридзе. В то же время о Денисе Мацуеве, Михаиле Пиотровском и Юрии Башмете практически никто не знает.

Заканчивая этот доклад, мы хотим процитировать послание известного писателя, журналиста, историка, видного деятеля русской эмиграции первого поколения Г.И.Васильчикова. Вот что он пишет:

Балет

Особенности элитарной культуры

Принято выделять следующие главные особенности данной культуры:

  • Новаторство, сложность для понимания, формирование современной, довольно сложной культурной семантики, подразумевающей наличие развитого культурного кругозора и подготовки, творчества, специализации;
  • Наличие некоторого круга ценностей, категорий, считающихся правдивыми и достойными;
  • Объединение накопленных интеллектуальных, духовных и художественных навыков поколений;
  • Применение субъективно-личностной трактовки обычной реальности для художественного изменения существующего мира;
  • Смысловая закрытость, изолированность от народной и массовой культуры.

Примеры элитарной культуры

Примеров элитарной культуры очень много, приведём наиболее популярные:

Как появилась элитарная культура?

В данной ситуации у элитарной культуры появляются характеристики эзотеричности — секретного и скрытого знания, не предназначенного для массового использования. Носителями разных форм такой культуры за всю историю человечества были жрецы, секты, ордены монахов и рыцарей, масонские ложи, цеха ремесленников, литературно-художественные кружки, подпольные организации. Сильное уменьшение возможных адресатов такого культурного творчества позволяет его носителям чувствовать его исключительность.

Специфика элитарной культуры – наличие интереса у ее участников к рождению инновационных форм, специальный показ противостояния гармоническим формам традиционного искусства, повышенное внимание к субъективности понимания мира.

Значение элитарной культуры

Элитарная культура имеет двойное значение, противоречивую природную суть. Она является современным ферментом процесса, происходящего в обществе и культуре. Ее произведения помогают обновить культуру общественности, добавить в нее современные проблемы, язык, способы проявления творчества. Изначально в рамках элитарной культуры возникали новые жанры, разновидности искусства, разрабатывался общественный язык для культуры и литературы, формировались неординарные теории в науке, концепции философии, учения религии, способные вырваться за пределы установленных культурных границ, а потом войти в состав достояния общественной культуры.

Еще одно направление теории элитарной культуры, которого придерживались Шопенгауэр, Ницше, Хайдеггер и другие, занималось ее защитой, делало акцент на насыщенности, формальном совершенстве, поиске в сфере творчества, новизне, желании вступить в противостояние с навязанными стандартами. Сторонники данного направления считали элитарную культуру приютом творческой свободы человека.

Читайте также: