Доклад на тему правовая культура

Обновлено: 25.06.2024

Российское общество переживает сложный этап своего становления, ведется интенсивный поиск новой системы ценностей, формируются основы гражданского общества, способного обеспечить гражданам реализацию демократических прав и свобод.

Особенно актуальными стали вопросы соотношения законности и свободы личности, гражданской ответственности, развития правосознания, поскольку обеспечение прав человека не совместимо с анархией, вседозволенностью, произволом, а свобода в существующих нравственных и правовых нормах означает такой вариант поведения субъекта, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением общества и государства. Всё это отражает специфику управления процессами овладения правовой информацией, включения старшеклассников в жизнь общества через правовое обучение и воспитание. Поэтому, актуальной составляющей частью содержания школьного образования становится изучение документов о правах человека наряду с нормами международного и российского законодательства.

Общеизвестно, что юридические знания рассматриваются на современном этапе как важнейший феномен культуры, от которого зависит создание гражданского общества и правового государства.

В связи с этим особую значимость для теории и практики современного образования приобретает проблема создания оптимальных условий для формирования правовой культуры старших школьников. Её решению будет способствовать разработка концептуальной модели, реализация которой предполагает в качестве результата становление правовой зрелости и функциональной грамотности старшеклассников.

Правовая культура - специфический феномен правового сознания, содержание которого меняется в ходе общественного развития.

Правовая культура – это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение прав каждым отдельным членом общества. Основная цель изучения правового курса заключается в воспитании свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества и умения жить плодотворной жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями.

Элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы старших школьников.

  • Формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
  • Развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
  • Профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
  • Развитее умения учащихся исследовать актуальные политические, экономические, социальные, моральные и культурные проблемы;
  • Формирование собственных норм и ценностей.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки.Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащие в базовых программах, позволяет осуществить практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. Данной программой определена такая последовательность изучения знаний, которая позволяет за короткий срок достичь поставленной цели, так как осуществляется опора на уже известные знания и практико-ориентированную деятельность

Объем программы составляет 17 часов.

Методы преподавания элективного курса:

Предполагаемый результат: соотносить единичные факты и общие явления и процессы; сравнивать исторические события и исторических деятелей; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей; определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

Инструментарий для оценивания результатов : фронтально-дифференциальный

контроль, письменный контроль, тест, тренинг.

Курс рассчитан на 17 часов (II полугодие).

По окончании изучения курса учащиеся должны:

1. усвоить ряд сведений из истории становления идеи прав человека;

2. овладеть навыками работы с различными источниками информации, умению сравнивать, анализировать, делать выводы, вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения.

- создать условия для формирования и развития у учащихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, стремления к взаимопониманию, терпимости, равенству и дружбе между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами; умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека; творческих способностей; коммуникативных навыков;

- сформировать у учащихся теоретические знания и практические умения в области уголовного и административного права.

- сформировать у учащихся правовые компетенции, обеспечивающие успешность в обществе, умения анализировать правовых ситуации, строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей;

- развить умения и навыки публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе;

- раскрыть особенности уголовного процесса;

- развить навыки критичного анализа информации;

- повысить правовую культуру учащихся.

Формы работы — индивидуальная и групповая.

Условием реализации курса является обеспечение учащихся текстами Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Конвенции о статусе беженцев.

Методы проведения занятий:

  • работа с документами, высказываниями, материалами СМИ
  • эвристическая беседа
  • дидактические игры
  • составление таблиц и схем
  • беседа с использованием практических заданий
  • решение проблемных ситуаций
  • сюжетно-ролевая игра
  • лекция
  • обсуждение проблемных ситуаций
  • эссе
  • создание проектов

Курс состоит из двух разделов:

Данный курс ориентирован на реализацию современной системы правового обучения и воспитания подростков, в рамках которой возможно решение целого комплекса общественных проблем.

Цель курса – формирование правовой культуры и правового сознания старшеклассников, стоящих перед выбором своего дальнейшего образования и профессии.

-формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве.

Курс рассчитан на 34 часа в год в 10-11-м классе при 1-м часе в неделю.

Он содействует также формированию правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом пространстве.

Содержание программы, включающей основные вопросы по теории государства и права, элементарные аспекты существующих отраслей права позволяет выпускникам школы успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Задача создания в России правового государства, развития гражданского общества является одной из наиболее актуальных проблем современной общественной жизни страны. Очевидно, что правовое государство невозможно без граждан, уважающих дух и букву закона, обладающих высоким уровнем духовно-нравственного развития. Трудно переоценить роль образования в становлении человека, наделенного всеми необходимыми качествами свободного и ответственного перед государством, страной, другими людьми гражданина.

Гост

ГОСТ

Общая характеристика правовой культуры общества

Правовая культура общества выступает неотъемлемой частью культуры в целом, которую в современной антропологии принято определять в качестве совокупности созданных человеком благ. Ученые-социологи предлагают понимать под культурой общества совокупность сформированных духовных ценностей. В философии культура определяется через призму сложившегося исторически уровня развития общества, а также творческих сил и способностей его отдельных членов и т.д.

Из сказанного выше мы можем сделать вывод об исключительной сложности соответствующего явления и многочисленности подходов к его определению. При этом правовая культура общества, будучи элементом общей культуры также характеризуется наличием ряда отличительных сущностных и структурных особенностей.

В наиболее общем виде правовая культура общества может быть определена следующим образом:

Правовая культура общества – это качественная характеристика общества, отражающая степень развития основных элементов правовой системы: законодательства, правоприменения и общественного правосознания.

Альтернативным определением правовой культуры, в рамках которого преодолевается определенный формализм и делается акцент именно на культурной ценности рассматриваемого явления выступает определение, в рамках которого правовая культура общества определяется следующим образом:

Правовая культура общества – это совокупность внутренних побуждений, представлений индивидов и имеющихся в обществе представлений о необходимости соблюдения правовых предписаний, обеспечения режима законности и правопорядка, базирующиеся на правовом сознании.

Правовая культура играет крайне важную роль в общественной жизни, поскольку в силу особенностей психики людей, наибольшую эффективность для обеспечения регулирования их поведения и ее направления в верное, с точки зрения общественной нравственности и морали русло, приобретает такое воздействие, при котором необходимые правила поведения осознаются и принимаются человеком, а соответствующее поведения реализуется в результате собственного выбора, а не из страха быть привлеченным к тому или иному виду юридической ответственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Иными словами, исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т.д. Следовательно, правовая культура общества применительно к обеспечению объективно необходимой регламентации общественных отношений и стимулированию правомерного поведения обладает гораздо большим значением, нежели количество установленных нормами действующего законодательства запретов или суровых мер юридической ответственности.

Таким образом, крайне важным для обеспечения правопорядка и режима законности в обществе представляется планомерное повышение уровня правовой культуры.

Элементы и структура правовой культуры общества

В силу сложности и многоаспектности такого явления, как правовая культура общества, различными являются и составляющие ее элементы, в качестве примеров которых могут быть названы:

  • определенные модели правового мышления и восприятия правовой действительности;
  • степень уважения норм права членами общества
  • уровень осведомленности населения о тех нормативно-правовых предписаниях, которые актуальны на текущем этапе исторического развития государства;
  • уровень качества и эффективности процессов правотворчества и правоприменения;
  • результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.);
  • и т.д.

При этом несмотря на многочисленность приведенных выше элементов правовой культуры общества (перечень которых не является исчерпывающим), все они могут быть сгруппированы в четыре ключевые элемента структуры правовой культуры общества:

  1. Уровень правосознания;
  2. Состояние законности в обществе;
  3. Эффективность законотворчества;
  4. Состояние юридической практики и правоприменения.

Повышение правовой культуры общества

Как было отмечено выше, исключительно важной задачей государства, стремящегося к построению правового демократического общества, выступает повышение правовой культуры соответствующего общества. При этом основными направлениями воздействия для целей реализации обозначенной выше задачи могут быть названы:

  1. Широкое информирование граждан страны об актуальных нормативно-правовых предписаниях, имеющих ключевой значение для отстаивания базовых гражданских интересов;
  2. Демонстрация образцов и идеалов к достижению которых в плане совершенствования законности и правопорядка необходимо стремиться современному обществу, в том числе посредством демонстрации конкретных примеров уровня развития правовой культуры общества в зарубежных государствах;
  3. Воздействие через лиц, получающих профессиональное образования путем, с одной стороны, повышения правовой грамотности, а с другой – наглядного убеждения в ценности права и его необходимости для обеспечения охраны прав и свобод человека от любых форм произвола.

В деле повышения правовой культуры обществе важное значение имеет деятельность, по так называемому правовому воспитанию:

Правовое воспитание – это целенаправленное планомерное воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, целью которых выступает выработка у широких слоев населения уважительного отношения к праву и привычки добровольного соблюдения его предписаний.

При этом, очевидно, что правовое воспитание с учетом характера и особенностей, в том числе политического режима в государстве, может проводиться различными способами. Однако, наиболее эффективный результат правового воспитания достигается тогда, когда индивид осознанно усваивает ключевые правовые положения.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 10 11 2017

Марина Борисовна Юрьева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: