Доклад манипулятивное общение и личность манипулятора

Обновлено: 03.05.2024

Использование людей как средства для достижения собственных целей или получения выгоды. Рассмотрение характеристик, присущих "Играм-манипуляциям". Средства и способы манипулирования людьми в общении. Анализ психологических особенностей манипуляторов.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.07.2015
Размер файла 38,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МАНИПУЛЯТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

1. Что такое манипуляции и манипулирование людьми

1) манипулирование потребностями (использование желаний, влечений, интересов партнера);

3) интеллектуальное манипулирование (навязывание человеку мнений, точек зрения, убеждений);

5) символическое манипулирование (формирование устойчивой реакции на определенные символы).

Со всеми этими видами манипулирования мы постоянно сталкиваемся в реальной жизни, но чтобы разобраться в этом сложном явлении, нужно научиться отличать манипуляции от человеческих игр и тем более от диалога, который является антиподом манипуляции.

Манипуляторские психологические игры людей мешают их честным, доверительным и откровенным взаимоотношениям. Однако люди играют в эти игры, поскольку они помогают сохранить привычный уровень самоуважения, привлечь к себе внимание, подкрепить установившиеся представления о своей жизненной роли.

Психологические игры как способ самозащиты и обеспечения желаемых привилегий практикуются людьми и в сфере делового общения. Основные из этих игр хорошо укладываются в типологию Э. Берна:

Другая особенность игр и манипуляций - это искусственность, личностная неискренность, целенаправленная либо неосознаваемая полностью ложь.

Однако не все человеческие игры являются играми-манипуляциями, поскольку большинство коммуникативных актов по своему психологическому содержанию являются игрой. Человек как социальное существо вступает в отношения с другими людьми с точки зрения ролевых, статусных позиций. Но ролевое взаимодействие в игре не мешает поддерживать партнерам субъект-субъектные отношения и по мере установления контакта, его развития обращаться к партнеру как к ценности, вести общение по типу диалога и придавать ему статус личностного взаимодействия.

Первое и главное отличие манипуляции от игры заключается в том, что конечная цель и правила известны только одному игроку - манипулятору и не осознаются его партнером. Игра переходит в манипуляцию тогда, когда другой человек становится объектом, средством достижения выгоды манипулятора, поэтому манипуляцию можно охарактеризовать как одностороннюю игру. Манипулятор осуществляет постоянный контроль, он скрытен, но его партнер при этом может быть вполне искренним и бескорыстным. В этом кроется успех манипуляции. Во всех других случаях будет наблюдаться игра, в которой один из партнеров пытается переиграть другого, воспользовавшись каким-то преимуществом, как, например, в карточной игре, но и в этом случае, если один из партнеров начинает жульничать, игра переходи в манипулирование.

3. Каковы средства и способы манипулирования людьми в общении

Как только основной целью становится желание обязательно выиграть - все средства и способы оказываются хороши. Тогда манипулятор прибегает к различным уловкам, приемам, которые направлены не на поиск истины или улучшение взаимоотношений с партнером, а только на достижение победы, собственной выгоды. Основные приемы:

- опустить часть информации или исказить ее;

- вызвать жалость или чувство вины;

- полностью подавить или подстроиться.

К уловкам манипулятора относят юмор, шутки, если их применяют с целью обескуражить партнера, лишить его уверенности, унизить его и подчеркнуть свое превосходство. Такие уловки осуществляются с помощью вербальных и невербальных средств, причем посредством невербальных средств передается от 60 до 90% всей информации в процессе взаимодействия. С помощью невербальных средств можно скрыть правду и дать ложную информацию.

психологический манипулирование общение манипулятор

4. Какими психологическими особенностями обладает манипулятор

Характерные признаки манипулятора, знание которых поможет, при необходимости, скорректировать свою переговорную стратегию в нужном направлении.

1. Манипулятор выводит свои суждения о себе и о людях не из реальных фактов, а из эпизода, который он сам организовал, чтобы в нем выиграть. Он полагает, что, издеваясь над кем-то, берет реванш за собственные неудачи и неудовлетворенные амбиции.

З. Манипулятор любит выставлять человека смешным. Допустим, вы сказали что-то невпопад. Манипулятор не упустит случая рассказать об этом в общей компании. Иногда проходит немало времени, он еще смакует вашу незадачливость, изображая этот случай в лицах, присоединяя новые детали. Причем подает это все как безобидную оплошность. Особенно ранит, когда он рассказывает о вас то, в чем вы имели неосторожность ему довериться.

4. Манипулятор отчетливо видит слабости людей, но не видит их достоинств. Иногда он просто изумляет вас меткостью суждений о каком-нибудь общем знакомом. Но все, что он говорит, полно неприязни. А между тем вы не раз видели, насколько он приветлив, льстив с этим человеком. Интуиция на недостатки развита у манипулятора, как нюх у гончей. Признать же чьи-то достоинства для него означает унижение, и здесь он глух, слеп и нем.

Причины, вынуждающие человека манипулировать:

Первая причина - риск и неопределенность современной жизни, приводящие к возникновению чувства беспомощности.

Пятая причина формирования манипулятивных склонностей связана с рыночными отношениями. В условиях рынка человек уже не столько человек, сколько потребитель. Рынок стремится обезличить людей, лишить их индивидуальности.

Манипуляции дают кратковременный выигрыш, и большая часть манипуляций в межличностном общении пагубно сказывается на личности как манипулятора, так и его близких, она имеет негативные психологические последствия для обеих сторон. Так, для объекта манипулирования ограничение свободы отмечаются ограничение свободы, формирование иллюзий, разрушение психической организации, а у манипулятора в связи с постоянным применением манипулятивных воздействий формируются подозрительность, боязнь близких отношений, отчужденность от других людей, внутренний дискомфорт. При этом неискренность, ложь, контроль, свойственные манипуляциям, приводят к большому психическому напряжению и пагубно сказываются на здоровье манипулируемого и манипулятора.

В целом, манипулятивные воздействия могут быть связаны с борьбой за выживание, тогда они используются эпизодически и адекватно ситуации. Но они не должны стать стилем жизни.

УМЕНИЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ.

Чтобы противостоять манипулятору, необходимо применять средства и способы общения, основанные на глубокой рефлексии, осознании того, что действительно хочет человек. Манипулятору может противостоять актуализатор - зрелая личность, уважающая принимающая себя. Актуализатор не попадается на лесть (он знает себе цену), не позволяет себя овеществлять (он индивидуальность), уважает себя и других, поэтому не манипулирует.

Общее правило противостояния манипулятивным приемам:

- распознать тактику партнера;

- открыто поставить о ней вопрос;

- подвергнуть сомнению законность и желательность такой тактики, т.е. обсудить ее.

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М., 1992.

2. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развиващего потенциала. Псков, 1997.

3. Винокур В.А. Уловки в деловом споре. Психология и логика применения. СПб, 1992.

4. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия // Психологический журнал. 1993. № 4. С. 132 - 138.

5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996.

6. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов н/Д, 1986.

7. Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

8. Рюмшина Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении. Ростов н/Д, 1997.

9. Рюмшина Л.И. Диалог - игра - манипуляция // Психологический ветник. Ростов н/Д, 1996.

10. Шосторм Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.

Подобные документы

Общение как процесс контактирования людей, его перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны. Функции и этапы, средства и уровни общения. Характеристика конструктивного и деструктивного поведения в общении, использование "волшебных" фраз.

презентация [1,2 M], добавлен 16.11.2015

Понятие ассертивности. Права человека, значимые для теории ассертивности. Способы манипулирования человеком, их роль в управлении. Особенности создания манипуляторов. Характеристика черт ассертивного, пассивного и агрессивного поведения человека.

курсовая работа [36,4 K], добавлен 02.03.2014

Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми. Психология и этика делового общения. Понятие, критерии, уровни, средства успешности общения. Дефицитное общение: комплексные трудности в общении. Методы изучения общения.

реферат [38,9 K], добавлен 08.04.2011

Типы манипуляций как техники воздействия на неосознанную часть психики человека с целью получения выгоды, достижения цели. Категории манипуляторов и способы общения с ними. Выработка взаимно приемлемой и интересной для обеих сторон модели отношений.

статья [12,8 K], добавлен 02.11.2015

Общественные и межличностные отношения. Проявление социальных и психологических качеств личности в межличностных отношениях. Содержание и эффекты межличностного восприятия. Анализ процесса познания людьми друг друга. Вербальные средства общения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Феномен манипулятивного общения

При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер: его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. И конечно, важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию.

Так, используемая при убеждении аргументация часто бывает некорректной, манипулятивной, когда она направлена:

* к авторитету: ссылка на высказывания и мнения выдающихся людей, общественное мнение, собственный авторитет; часто расчет делается на то, что лишь одно упоминание известного имени может оказать воздействие на колеблющегося человека;

* к верности: вместо обоснования предлагаемого склоняют субъекта к его принятию в силу верности, привязанности, дружбы и т. п.;

* к выгоде: агитация за принятие предложения вследствие его выгодности в экономическом, моральном или политическом отношении;

* к жалости: взывание к человеколюбию и состраданию, возбуждение желания помочь, уступить, ссылаясь на свое тяжелое положение, усталость, плохое самочувствие; при этом часто преследуется цель избавить себя от выполнения каких-то поручений, от каких-то обязанностей;

* к здравому смыслу: вместо реального обоснования - апелляция к обыденному сознанию, которое нередко обманчиво, если речь не идет о повседневных делах или обыденных вещах;

* к личности: ссылка на личные особенности субъекта, их обсуждение вместо доказательства (обоснования) предложения;

* к невежеству: использование фактов и положений, неизвестных субъекту (действует на субъекта, который не хочет признаваться в том, что чего-то не знает);

* к публике: ссылка на мнения, чувства, материальные интересы субъектов;

* к силе: угроза неприятными последствиями или применением каких-то средств принуждения;

* к фикции: к принципам и идеям, не имеющим (или имеющим косвенное) отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное число людей (мнения - стереотипы, приметы);

Манипуляции в общении. Виды, приемы, характеристика манипуляций в общении

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека.

Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях:

- в личной дискуссии,

Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор.

Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях.

Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);

неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);

поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения. Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых, нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность.

Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах . Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

Воздействие страхом

Воздействие виной

Воздействие неуверенностью в себе

Воздействие гордостью

Воздействие жалостью

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

4. Срочность. Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.

5. Дробление смысла . Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.

6. Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;

демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;

лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности.

В семейных отношениях

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фоминых Олеся Геннадьевна

Содержание

Способы манипулирования людьми………………………………………….……14

Как противостоять манипуляциям………………………………………….………21

Введение

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Манипуляция — наиболее распространенный вид человеческого общения.

Если имеют в виду человеческое взаимодействие и общение, о манипулировании говорят с негативном оттенком, предполагая что-то уничижительное, обидное, снижающее статус человека и разрушающее его человеческое достоинство.

Практически любое общение, как на межличностном уровне в общении одного индивида с другим, так и при общении в группах любой формы (собрание, коллектив, малая группа, масса, толпа, проч.), несет в себе стремление (в лучшем случае бессознательное) продемонстрировать собственное превосходство путем подчинения психики другого индивида установкам, инициированными коммуникантом (манипулятором), т.е. нам следует говорить о бессознательном или сознательном стремлении одного — одержать вверх в общении над другим.

Актуальность данной темы объясняется тем, что в процессе делового общения естественно у всех появляется желание быстро достичь определенных результатов и удовлетворить свои интересы. Большим соблазном здесь выступает выбор более легкого пути с применением методов скрытого воздействия - манипуляций.

Целью настоящей работы является рассказать о манипуляции, её признаках и видах, а так же о правилах защиты от нее.

Задачами работы являются:

3. Рассмотреть типы манипуляторов;

4. Изучить способы манипулирования и как им противостоять.

Работа построена на базе исследования научных работ отечественных и зарубежных авторов путем анализа.

Что случится, если мы возьмем нашу жизнь в собственные руки? Произойдет нечто ужасно: нам некого будет винить за неё.

Эрика Джонг

Понятие психологического воздействия

В социальной психологии достаточно широко рассматривается феномен общения, охватывающий все стороны социальной жизни. Если рассматривать общение как обмен между людьми различными идеями, интересами, установками, переживаниями и т.п., то становится видна тесная связь между общением и психологическим влиянием.

Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки с целью их полного или частичного изменения[8]. Таким образом, можно утверждать что с одной стороны каждый человек так или иначе подвержен влиянию других людей, с другой – сам так или иначе оказывает влияние на окружающих. Поэтому для реализации успешного межличностного взаимодействия необходимо знать суть этого явления.

С точки зрения сторонников деятельностного подхода к психическим явлениям психологическое воздействие представляет собой особый вид совместной психической деятельности личностей и социальных общностей, включенных в данный процесс, который обуславливается определенными мотивами, преследует конкретные цели и приводит к некоторым результатам.

Психологическое воздействие заключается в воздействии одной личности или группы на психику другой личности или группы, на их мышление, воображение чувства, волю и т.п. [12]. Такая формулировка определения психологического воздействия на мой взгляд более емкая и именно так я буду понимать психологическое влияние в данной работе.

Достижение определенных психических сдвигов и изменений, влияющих на поведение и деятельность объекта воздействия, перестройка его психики являются целью и результатом психологического воздействия. Перестройка психики отражается в изменении взглядов, отношений, мотивов, ориентаций, установок и т.д.

Перестройка психики под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По широте изменения делятся:

- на частичные, т.е. изменения одного какого-нибудь психологического качества (например, изменение взгляда человека на вред табакокурения);

- более общие изменения психики человека (например, изменение мировоззрения человека).

По временной устойчивости изменения могут быть временными, переходящими и устойчивыми[5].

Говоря о психологическом влиянии как неотъемлемой части коммуникативного акта, необходимо заметить, что оно всегда носит парный характер: в нем можно различить субъекта воздействия (индивид или группа, оказывающие психологическое влияние) и объекта воздействия (индивид или группа, подвергающиеся психологическому влиянию). Субъект психологического воздействия может выступать в нескольких ролях: в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность психологического воздействия, главным образом, зависит от профессиональной и психологической подготовленности человека к оказанию влияния на партнера, а также от его пола, возраста, социального статуса и т.д. В. Н. Дружинин наделяет субъекта психологического воздействия следующими функциями[6]:

- изучение объекта и ситуации, в которой осуществляется психологическое воздействие;

- выбор стратегии, тактики и средства воздействия;

- учет поступающих от объекта сигналов об успешности – не успешности психологического влияния;

- организация противодействия объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т.д

Необходимо заметить, что принимаются только те психологические воздействия, содержание которых не противоречит устойчивым убеждениям, взглядам, потребностям, интересам, ценностным ориентациям и другим психологическим качествам объекта воздействия, а также требованиям ее социального окружения. Будучи активным элементом системы воздействия, объект психологического влияния (реципиент) перерабатывает полученную им информацию и может не соглашаться с субъектом, а также осуществлять контрвоздействие на партнера по общению. Человек, на которого направлено психологическое воздействие, соотносит предлагаемую ему партнером по общению информацию со своими ценностными ориентациями и жизненным опытом и принимает решение.

Кроме того, для достижения цели воздействия необходимы определенные объективные условия, в том числе и соответствие его содержания тому, что человек наблюдает в окружающей его действительности. На эффективность воздействия на человека влияют также и его социально-демографические характеристики и другие особенности.

В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия[8].

Понятие психологической манипуляции

Манипуляция (от лат. manipulus — горсть, manus — рука) дословно означает ручная операция, ручное действие, в частности демонстрация фокуса, основанного на ловкости рук[10].

При этом под манипуляцией в психологическом смысле слова отечественные и зарубежные психологи, как правило, понимают совершение одним человеком или группой людей определенных действий над индивидуально – психологическими особенностями другого человека или группы людей с целью их изменения согласно собственным потребностям, установкам, ценностям и т.п. Так в большом психологическом словаре приводится следующее определение психологической манипуляции.

Манипуляция – это коммуникативное воздействие, которое ведет к актуализации у объекта воздействия определенных мотивационных состояний (а вместе с тем и чувств, аттитюдов, стереотипов), побуждающих его к поведению, желательному (выгодному) для субъекта воздействия; при этом не предполагается, что оно обязательно должно быть невыгодным для объекта воздействия[1].

1) родовой признак — психологическое воздействие;

2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей;

3) стремление получить односторонний выигрыш;

4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленность);

5) использование (психологической) силы, игра на слабостях. Кроме того, еще два критерия оказались несколько обособленными;

6) побуждение, мотивационное привнесение;

7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий [2].

Однако попытка объединения различных критериев, отражающих характеристики манипуляции как социально-психологического феномена взаимодействия людей, в одной краткой формулировке определения понятия ведет к возникновению необходимости выделять одни в качестве более существенных, другие менее значимых. В этом случае мы сталкиваемся с выбором исследователя, вызванного необходимостью акцентирования характеристик, имеющих значение для проблемы, в контексте которой рассматривается манипуляция. Следствием этого является существование целого ряда формулировок определения феномена психологической манипуляции.

Так, И. Мельник и Г. Грачев вслед за Е. Л. Доценко приводят несколько различных формулировок определения феномена психологической манипуляции. По их мнению, психологическая манипуляция это:

- вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;

- вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент;

- вид психологического воздействия, направленного на изменение активности другого человека, выполненного настолько искусно, что остается незамеченным им;

- вид психологического воздействия, направленного на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий;

- искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели;

- вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий[2].

Как видно, все эти определения манипуляции схожи между собой, различаясь только емкостью. И все они подчеркивают 7 критериев манипуляции, выделенных Е.Л. Доценко.

Манипуляция [30.05.13]

1. Психологическая природа манипуляции

Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой разрешенной манипуляции является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Корнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и в области пропаганды.

Изучим подробнее манипулятивный стиль общения.

Манипуляция — наиболее распространенный вид человеческого общения. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом.

Манипуляция — это вид психологического воздействия, используется для скрытого внедрения в психику человека желаний, намерений, целей, отношений или установок манипулятора, не совпадающих с реальными потребностями человека. (1)

Цель манипулятивного общения — добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Это сближает манипуляцию с императивом. Коренное же отличие этих видов общения друг от друга состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

Человек-манипулятор распоряжается партнером, всегда стремится получать одностороннее преимущество. В когнитивном плане возникает эгоцентризм, фрагментарное, одностороннее видение партнера и самого себя.

Выделяют следующих манипуляторов:

1. Манипулятор-диктатор - тиран, направо и налево раздающий указы, сыплющий окриками, угрозами. Стремится управлять окружающими при помощи грубой силы сурового и жестокого слова и, конечно, действия. Такие манипуляторы зачастую рвутся к власти, а, получив её, используют весь деспотизм.

3. Манипулятор-тряпка - покоряет всех своей инфантильностью, беспечностью, безволием, слабостью. Хочет, чтобы его жалели, чтобы были рядом только с ним, сам стелется и желает, чтобы стелились около него. Как бы жестоко это ни звучало, в пример разрешается привести изнеженную женщину, постоянно жалующуюся на головную боль, упрекающую домочадцев в чёрствости, невнимании к своей персоне.

7. Славный парень - сражает своей добротой, но доброта его неискренняя, слащава до приторности, навязчива. Такой человек, мило улыбаясь, готов совершить любую подлость. Люди, контактирующие с ним и поимевшие из-за него неприятности, удивляются, что фальшивая доброта так подкупила их.

Также все манипуляторы подразделяются на активных (хулиган, диктатор), пассивных (тряпка, прилипало), конкурирующих (вычислитель) и безразличных. (2)

2. Технология методов и приемов манипуляции в межличностном общении

Для достижения своих целей манипулятор использует технические приемы и методы манипулирования в межличностном общении, их использование влияет на успешность достижения целей манипулирования.

В настоящее время существует разнообразие методов и приемов манипулятивного воздействия в межличностных отношениях, которые как систематически или постоянно используются в повседневной жизни и практически во всех сферах социального взаимодействия людей. Таким образом по направленности манипулятивного воздействия, приемы можно разделить на три группы: организационно-процедурные, социально-психологические и логико-психологические.

Они связаны с созданием определенных условий и предварительной организацией и осуществлением процедуры межличностного взаимодействия. Их использование затрудняет процесс обсуждения для объектов манипулятивного воздействия, что очень облегчает достижение конечной цели манипулятора.

К другому такому подвиду можно отнести целенаправленный подбор выступающих, то есть при данном методе слово предоставляется сначала тем, чье мнение известно, доминантно, а так же импонирует организатору манипулятивного воздействия, либо же ее участникам, что сразу же устанавливает желаемую установка у участников обсуждения и позволяет манипулятору добиться необходимого исхода встречи.

Социально-психологические приемы

К этой группе относятся приемы и методы, основанные различных индивидуально-психологических особенностях человека, таких как стыд, самолюбие и другие, вызывающие раздражение оппонента, выведение его из равновесия насмешками, несправедливыми обвинениями и т. п.

Логико-психологические приемы

Таким образом, когда обмен информацией участников обсуждения сопровождается целенаправленным использованием организационных, психологических и логических приемов, можно с уверенностью говорить о манипулировании в межличностном общении.

3. Является ли знание приемов и методов манипулятивного воздействия гарантией защищенности личности, ее информационно-психологической безопасности.

Я думаю что знание приемов и методов манипулятивного воздействия не является гарантией защищенности личности, ее информационно-психологической безопасности, но значительно снижает риск воздействия со стороны манипулятора, ведь не зря в народе говорится "предупрежден - значит вооружен". Также риск воздействия со стороны манипулятора зависит от степени подготовленности его оппонента, его психологических качеств. Для формирования психологической защиты личности необходимо использовать знание манипулятивных технологий информационно-психологического воздействия на человека.

В любой дискуссии действия оппонента направлены на манипулирование другим человеком с целью принять его приоритеты в ущерб его собственным. По мере приобретения навыков выявления данного воздействия человек сможет своевременно и эффективно противостоять манипулятору и защитить свои интересы.

На сегодняшний день существует большое количество способов уберечься от манипуляций с использованием следующих защитных установок: уход, изгнание, блокировка, управление, замирание и игнорирование.

Уход - увеличение дистанции, прерывание контакта, удаление себя за пределы досягаемости влияния агрессора. Обычным проявлением этого вида защит является смена темы беседы, ее прерывание под благоприятным предлогом, уход от контактов с неприятными Вам людьми. Крайним выражением этой стратегии может считаться отчуждение, полная замкнутость в себе, отказ от контактов с людьми. (3)

Изгнание - увеличение дистанции, удаление агрессора. Предельным выражением такой защиты является убийство. Часто проявляется в увольнении с работы агрессора, изгнание его из дома, колком замечании, насмешке (частичное убиение какой-либо части агрессора: привычки, характера и т.д.). (3)

Управление - контроль воздействия, исходящий от агрессора, влияние на него. Предельное выражение подчинение себе другого человека. Привычные способы использования таких защит жалобы, плач, подкуп, попытки подружиться, спровоцировать желаемое поведение. Сюда же относиться и манипуляция, защитного происхождения. (3)

Замирание - контроль информации о самом субъекте, её намеренное искажение или сокращение. Крайняя форма оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане. (3)

Игнорирование - контроль информации об агрессоре, искажённое восприятие агрессора или угрозы с его стороны. Предельная форма выражения утрата адекватности восприятия, иллюзии. Обычно проявляется как стереотипизация (она просто дурачится), объяснение манипуляции позитивными намерениями (мне желают добра). Все эти базовые защитные установки можно попарно объединить между собой, опираясь на степень пассивность/активность. Получаются следующие пары: уход изгнание, блокировка управление, замирание игнорирование. Каждая пара имеет своё поле действие. Уход изгнание создаёт дистанцию с агрессором, блокировка укрытие управляет потоком воздействия, замирание игнорирование работает с информационным каналом.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: знание приемов и методов манипулятивного воздействия способствуют снижению риска стать жертвой манипулирования, более того при совершенствовании навыков защиты имеется возможность поменяться "ролями" с манипулятором.

Список литературы

1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизм, защита. – М.: Че Ро: Юрайт, 2000.

2. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: ИФРАН, 1999.

3. Титова Л.Г. Деловое общение: учебное пособие– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Дунюшкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. – СПб.: Питер, 2004.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: