Доклад на тему порядок защиты прав и свобод в межгосударственных правозащитных организациях

Обновлено: 05.07.2024

Международная правозащитная системапредставляет собой совокупность учреждаемых мировым сообществом институтов, а также способов и средств, используемых ими в целях поощрения и обеспечения прав человека вне зависимости от его национально-государственной принадлежности.

В межгосударственном сотрудничестве по защите прав человека определились две основные сферы действия международной правозащитной системы – универсальная и региональные с соответствующими механизмами в указанной области.Оговоримся, что в международном праве обращается внимание и на существование двухсторонних межгосударственных механизмов защиты прав человека. Однако такие конструкции обычно базируются лишь на декларативных заявлениях двух стран о своей приверженности правозащитному делу и не проявляются на практике в виде действующих механизмов их реализации.

Универсальный механизм защиты прав человека создан в рамках Организации Объединенных Наций на основе межгосударственных отношений в области прав человека, заключенными государствами-членами ООН. И прежде всего, Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах. На нормативной базе пактов учрежден и функционирует контрольный механизм за соблюдением государствами-участниками этих международно-правовых договоров своих обязательств, который строится на взаимодействии следующих органов:

- Комитет по правам человека ООН – орган, занимающийся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участниках пакта. Комитет оценивает доклады о выполнении ими своих обязательств, составляет комментарии к пакту и высказывает по жалобам государств и частных лиц о нарушении пакта соображения, не являющиеся обязательными для исполнения;

- Управление Верховного комиссара ООН по правам человека – агентство ООН, которое призвано следить за соблюдением и защитой прав, гарантируемых Всеобщей декларацией прав человека. Оно является координационным центром деятельности ООН по правам человека, возглавляемое Верховным комиссаром, которого назначает Генеральная Ассамблея ООН сроком на 4 года.

Среди других органов ООН, занимающихся вопросами прав человека, - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО, Управление Верховного комиссара ООН по правам беженцев, Добровольцы ООН и др.

- исчерпаны все национальные средства правовой защиты;

-данный вопрос не рассматривается в соответствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.

Последствия для страны в случае принятия решения о нарушении ею своих обязательств по договорам в рамках универсальной правозащитной системы носят характер политического давления (воздействия) на государство-правонарушителя, что существенным образом отличается от последствий решений, например, в рамках европейской системы защиты прав человека.

Региональные правозащитные системы действуют в рамках международных организаций, охватывающих своим воздействием определенные географические районы мира и призванных, в том числе, защищать права человека на региональном уровне.

По времени создания первая среди них межамериканская система защиты прав человека,функционирующая на основе Устава Организации Американских Государств, Американской декларации прав и обязанностей человека 1948 года и Межамериканской конвенции по правам человека 1969 года. В основе действия созданного контрольного механизма положено правило, по которому любое лицо или группа лиц, а также неправительственная организация, законно признанная в одном или более государств-членов ОАГ, наделены правом представления в Межамериканскую комиссию по правам человека петиций с жалобами на нарушения прав человека. Комиссия составляет доклад по итогам рассмотрения жалобы и может затем передать его в Межамериканский Суд по правам человека, который в основном наделен функциями по применению и толкованию Межамериканской конвенции. Весьма незначительное число вынесенных Судом решений и консультативных заключений позволяет делать вывод (В.А.Карташкин, Г.Е.Лукьянцев, А.Г. Орлов) о неэффективности деятельности контрольных органов в реалиях данного региона.

Подобные оценки свойственны и для характеристики деятельности африканской системы защиты прав человека, созданной на основе Африканской хартии прав человека и прав народа 1981 года в рамках Организации Африканского Единства. Контрольным органом системы рассматривалась Африканская комиссия по правам человека, результаты работы которой носят рекомендательный характер и, соответственно, не основаны на какой-либо процедуре, налагающей обязательства на государство-правонарушителя. В 2002 году ОАЕ преобразована в Африканский союз, в рамках которого должен действовать контрольный правозащитный механизм в лице Панафриканского Суда по правам человека.

Таким же образом формировалась евразийская система защиты прав человека (правозащитная система СНГ), начало которой было заложено Уставом Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года и закреплено Декларацией о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод в странах СНГ от 24 сентября 1993 года, а также Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года. Контрольным механизмом становилась Комиссия СНГ по правам человека, но всего лишь в ранге консультативного органа. Ее задачей объявлялось наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государствами-участниками Содружества. Отсутствие действенного контроля со стороны правозащитной системы СНГ над ситуацией с правами человека на постсоветском пространстве привело к тому, что в Содружестве постепенно был утерян интерес к деятельности Комиссии. В это же время (2-ая половина 90-х годов) большинство государств-участников СНГ становятся членами Совета Европы и подпадают под действие правозащитной системы, доказавшей свою большую эффективность в данной области.

В последние годы контрольные механизмы европейской правозащитной системы, подвергавшиеся обоснованной критике за свои половинчатость и медлительность в реакции на нарушения прав человека в государствах-членах Совета Европы, претерпели принципиальные изменения.

Причинами, послужившими их реформированию, явились:

- громоздкость и неповоротливость прежней структуры Совета Европы;

- увеличение числа и сложности дел, связанных с жалобами на нарушение положений Европейской конвенции;

- участие в работе контрольных механизмов все большего числа стран (в настоящее время в Совет Европы входит 47 государств, первоначально же система задумывалась для 10-12 стран).

Ряд изменений коснулись единого юрисдикционного органа Совета, работающего на постоянной основе, куда частные лица получают прямой доступ (впервые в практике международных судебных органов), - Европейского суда по правам человека. Протокол № 14, ратифицированный Российской Федерацией в январе 2010 года, призван повысить эффективность работы ЕСПЧ в условиях резкого увеличения числа жалоб. В частности, вводятся процедура принятия решения о неприемлемости жалобы единолично судьей и предоставление комитетам из трех судей права выносить постановление по существу жалоб. Срок полномочий судей ЕСПЧ увеличивается с 6 до 9 лет без права переизбрания. Также вводится дополнительный критерий, позволяющий суду признавать жалобу неприемлемой в зависимости от значительности понесенного заявителем ущерба.

Европейский суд принимает дела к рассмотрению, если нарушено право, предусмотренное Конвенцией 1950 года, и только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты, и рассматривает дело, если с момента вынесения окончательного решения национальными органами прошло не более шести месяцев. Частная (индивидуальная) петиция, к тому же, должна соответствовать общепринятым в международных правозащитных системах условиям (не быть анонимной или аналогичной уже рассмотренной либо несовместимой с конвенционными положениями, не быть явно недостаточно обоснованной или злоупотребляющей правом подачи жалобы).

Постановление Европейского суда, установившего факт нарушения государством-участником Конвенции ее положений (а все члены Совета Европы должны ратифицировать данный договор, т.е. признать его обязательную юридическую силу), передается руководству страны-правонарушителя, которая должна принять соответствующие меры по выполнению судебного решения. Вердикт ЕСПЧ направляется министром юстиции этого государства в судебные органы, причастные к рассмотрению данного дела, с указанием внимательно ознакомиться с содержанием решения и принять соответствующие меры. Постановление также должно быть опубликовано в основных периодических изданиях страны, чтобы быть доступным для юристов и всех желающих с ним ознакомиться.

В постановлении может содержаться требование о возмещении понесенных расходов и издержек, а также о выплате в определенный срок справедливой компенсации потерпевшей стороне за нанесенный материальный и моральный ущерб. Государство-ответчик должно внести изменения в действующее законодательство и судебную практику с тем, чтобы они более последовательно отвечали требованиям положений Конвенции и не допускали их нарушения в будущем. Как показывает практика, решение Европейского суда заставляет не только государство-ответчика, но и другие государства Совета Европы принимать меры по корректировке или изменению соответствующих правовых норм и положений в своей правовой системе.

Вступление России в Совет Европы, ее активное участие в работе органов европейской правозащитной системы, а также ратификация Российской Федерацией важнейших европейских и международных договоров, конвенций и соглашений в области защиты прав человека налагают на правовую систему страны обязанность соблюдать установленные мировым сообществом стандарты в данной сфере и отлаживать юридический механизм осуществления решений специальных контрольных органов правовой защиты человека.

Контрольные вопросы по теме

· Как соотносятся между собой права личности, права человека и права гражданина?

· Возможна ли реставрация гражданства?

· Что оправдывает этатизм как один из подходов, трактующих положение личности в государстве?

· Какие документы составляют содержание Международного билля о правах человека?

· Назовите наиболее распространенные юридические обязанности граждан

· Существуют ли отличия в правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев?

· Каково значение института омбудсмана для защиты прав и свобод человека и гражданина?

· По какому поводу можно обращаться в Европейский суд по правам человека?

Дополнительная литература к теме

Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 2004

Васильева Т.А. Эволюция института гражданства Европейского Союза //Государство и право. 2007. № 12

Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008

Да Сильвия М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2004

Затонский В.А. Государство и личность в системе государственности (К вопросу о содержании базовых категорий теории государства и права) //Государство и право. 2007. № 10

Калинина Т.М. Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы согласования. Н.Новгород, 2005

Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема //Журнал российского права. 2009. № 9

Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизация: нормативно-ценностные измерения. М., 2009

Лысенко В.В. Механизмы защиты прав человека: некоторые внутригосударственные и международные аспекты //Юридический мир. 2008. № 8

Манукян В.И. Европейский суд по правам человека: право, прецеденты, комментарии. М., 2007

Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник /Под общ. ред. О.О.Миронова. М., 2002

Орлова О.В. Права и свободы личности как субъекта политической жизни //Государство и право. 2007. № 7

Подшибякин С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций. М., 2006

Стремоухов А.В. Правовая защита прав человека. М., 2006

Чертков А.Н., Протасова Т.А. Институт омбудсмена в странах СНГ //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2008. № 2

Исторически сложилось так, что когда человек обрел права и свободы, расширилась их номенклатура, запустился процесс острых противоречий между личностью и государством. Для государства никогда не было свойственно на добровольной и активной основе предоставлять ряд социальных благ и политических свобод. Все права человека, которые мы имеем на сегодняшний день, которые закреплены в ряде международных документов, конституциях, законодательствах, человечество выстрадало и отвоевало. И на сегодняшний день совершенно ясно, что эта битва не завершена, что перед новыми поколениями стоит все та же задача – защищать свои права. На данный момент к несчастью мы пока не дошли до уровня, когда не надо будет прилагать усилия для того, чтобы поддержать и защитить свои права и свободы. В полном объеме обеспечение и защита прав возможно исключительно в демократической, социальной и правовой стране.

Конечной целью работы демократической правовой страны является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Достижение данной цели напрямую зависит от обязанности страны сформировать систему защиты прав и свобод, а также установить прозрачные юридические процедуры данной защиты.

В конституциях зарубежных государств предусмотрена возможность человека защитит свои права и свободы любыми методами, которые не противоречат закону. Под охраной прав человека подразумевается не исключительная их защита от разного рода нарушений, но и формирование важных условий для обладания и использования человеком своих прав без разного рода незаконных преград.

Структура осуществления олицетворяет движение, в данной ситуации ход превращения прав и свобод, ряда юридических возможностей в действенную их реализацию.

Осуществление прав и свобод и результат их реализации напрямую связаны, но между ними важно наличие определенного механизма, который сможет обеспечить качественный переход от одного к другому. И это может произойти либо во время соблюдения гражданами правопорядка, который установлен, или во время осуществления правоохранительной работы страны.

Несмотря на то, что права и свободы работают в непосредственном ключе, неверно утверждать, что нет необходимости формировать механизм их осуществления и защиты. Рост потребности в правозащитном механизме неразрывно связан с нарушением прав человека. Кроме работы органов государства по защите прав граждан в состав правозащитного механизма входит борьба самих граждан за осуществление прав и свобод, которые им предоставлены на законодательном уровне.

На основании Конституции человек может защищать свои права и свободы любыми методами, которые не запрещены на законодательном уровне.

Формы защиты прав личности

В качестве форм защиты прав личности выступают:

  • защита прав рядом органов публичной власти;
  • защита прав и свобод человека и гражданина рядом общественных объединений;
  • самозащита прав, в состав которой входят ряд обращений в государственные органы и органы местного самоуправления; обжалование того, что должностные лица, которые нарушают права граждан, действуют или бездействуют; ряд обращений в СМИ и правозащитные компании, общественные объединения; выступления граждан относительно защиты свои прав публичного характера; ряд обращений в международные органы по защите прав человека.

Судебная защита: типы правомочий и особенности

В правовой стране в качестве одного из наиболее действенного и распространенного способа защиты прав и свобод человека выступает судебная защита.

В конституционном праве гражданина на судебную защиту есть два типа правомочий:

  1. Материальная структура данного права (право потерпевшего на то, чтобы ему был возмещен ущерб или вред, который был причинен незаконным действием или преступлением со стороны органа государственной власти или его должностного лица).
  2. Его процессуальная структура (право на судебный иск, на жалобу индивидуального или коллективного характера).

В структуре правозащитных органов впервые появился институт омбудсмена в 1809 г. в Швеции. Тогда ввели новую должность особого парламентского контролера за уровнем законности работы администрации. Многие страны по-своему определили название данного института. Так, в Португалии это был Проведор юстиции, во Франции данный работник назывался Парламентским посредником (медиатором), в Австрии это была Коллегия народной правозащиты, в Польше данного работника называли Уполномоченным по гражданским правам, в Румынии это был Адвокат народа, в России такого человека называли Уполномоченным по правам человека.

На сегодня институт омбудсмена осуществляет свою деятельность больше чем в 100 государствах. Ключевая причина возникновения этого правозащитного института – недостаточный уровень разрешений новых видов конфликтов между страной и гражданином, который отмечался в конце XX.

В структуре разделения власти Уполномоченному по правам человека отведено значимое место. Также важно отметить, что он не относится ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Для него свойственно выполнять функцию публично-представительного характера, работа его распространяется на самое конфликтное направление общественных отношений – на отношения между гражданином и страной, в частности между гражданином и чиновником. Его работа служит дополнением к существующим способам защиты прав граждан и их свобод, но не исключает и не подразумевает пересмотр компетенции государственного органа, который занимается обеспечением защиты и восстановлением прав и свобод, которые были нарушены. Для него важно производить защиту граждан от некачественной деятельности административного органа, определять и проводить анализ сбоев в деятельности органов власти, которые приводят в дальнейшем к нарушению прав и свобод личности, создавать ряд рекомендаций относительно совершенствования их работы в сфере защиты прав гражданина.

Роль международного права в вопросах защиты прав и свобод человека

Регулирование прав человека и способов их защиты сегодня относится не только к национальному праву, но и к международному. Ситуации, когда начинает применяться право на обращение в межгосударственный орган, связаны с тем, что все внутригосударственные методы правовой защиты закончились. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., для которой применим морально-политический окрас, признает право любого человека на качественное восстановление в правах профессиональными национальными судами. На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. нашло развитие это положение. Согласно данной Конвенции для каждого человека свойственно иметь право на справедливое судебное разбирательство дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, который создан на базисе закона.

Таким образом, для всех право- и дееспособных субъектов права, которые проживают в рамках границ государств, которые входят в Совет Европы, в ситуациях, когда исчерпаны возможности защиты своих прав на основании национального законодательства, допустимо обратиться в Европейский Суд по правам человека.

Одно из ключевых достижений в международном регулировании прав человека – это создание и работа межгосударственной структуры их защиты. Сегодня на основании положений международных договоров определилась конкретная структура межгосударственных органов, которые наделены функциями международного контроля за работой страны в направлении обеспечения прав гражданина. Контроль такого рода происходит на разных стадиях. Речь идет об универсальной стадии, когда в работу вступают ключевые и ряд вспомогательных органов ООН; об региональной стадии, под которой понимается Европа на стадии Совета Европы и ряду других институтов, в американских странах – в области Организации американских государств. Ряд международных правозащитных институтов сформированы и на постсоветском пространстве в рамках СНГ.

Для каждого человека должно быть свойственно осуществлять свободный выбор способов защиты прав человека. Важно отметить, что при этом у него должна быть гарантия того, что страна обеспечит равные возможности для каждого, не принимая во внимание веру, расу, место жительства, возраст и пол, воспользоваться данными методами защиты. Если же это не будет соблюдаться, направленность современной страны к демократии, свободе, законности, правовой стране, которая выражена в ряде конституционных норм и принципов, останется только на уровне декларации о намерениях.

После чудовищных преступлений, совершённых фашистами в период Второй мировой войны, в юриспруденции сформировалось такое понятие, как система международной защиты прав человека. Главы ра́звитых стран и правоведы пришли к выводу, что существуют свободы, которыми должны обладать абсолютно все люди на планете, независимо от расы, религии, гражданства и пола.

Международная защита прав человека

Структура системы и документы

Международной защитой прав и свобод человека занимаются такие организации, как ООН, ОБСЕ, Совет Европы и Евросоюза. Эта отрасль публичного права представляет собой совокупность норм, принципов и средств, позволяющих регулировать и защищать свободы граждан всего мира.

Полномочия ООН

Организация Объединённых Наций создана по инициативе нескольких держав, входящих в состав антигитлеровской коалиции. Летом 1945 года был подписан Устав ООН. Первые положения этого документа посвящены международному сотрудничеству по вопросам прав человека.

В состав организации входит множество подразделений, но особый интерес для правозащитников представляют комитеты:

  • против пыток;
  • по ликвидации расовых дискриминаций;
  • по защите прав мигрантов.

Организация Объединённых Наций

Кроме этого, в структуру ООН по защите прав человека входят разнообразные комиссии по правам ребёнка, положению женщин и трудящихся. В 1976 году был учреждён Комитет по правам человека. В его состав входит 18 человек. В качестве членов подразделения избирают только компетентных специалистов, обладающих высокими нравственными качествами.

Структурные подразделения ООН следят практически за всеми сферами жизни человека:

  1. Обеспечивают защиту человека от государственного произвола.
  2. Следят, чтобы гражданин смог свободно распоряжаться продуктами собственной хозяйственной деятельности.
  3. Обеспечивают условия для духовного развития и реализации потенциала.
  4. Контролируют предоставление гражданам свободы выбора и возможности участия в политической жизни страны.
  5. Следят за уровнем жизни граждан разных государств.

Функции и полномочия международной организации чрезвычайно разнообразны. Подразделения обсуждают проблемы на конференциях, проводят исследования, подготавливают проекты деклараций и соглашений, оказывают консультативную помощь государствам. В некоторых случаях комитеты и комиссии контролируют соблюдение международных обязательств.

Европейские организации

Развитие международного сотрудничества привело к созданию множества сообществ, защищающих права граждан разных государств. В современное время насчитывается около 5 тыс. таких учреждений. Особое место в мировой системе защиты занимает Совет Европы и Европейского Союза, ОБСЕ.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Осенью 1953 г. в Европе была принята знаменитая Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Правовой акт был ратифицирован во многих странах Северной и Южной Америки, Азии и Европы. Россия приняла конвенцию в 1998 году, таким образом, взяв на себя ответственность по исполнению положений акта.

На основании этого документа был учреждён Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Главный штаб организации расположен в Страсбурге. К другим неправительственным международным учреждениям можно отнести:

  • Общество Красного Креста и Красного Полумесяца;
  • ЮНИСЕФ;
  • Ассоциацию юристов-демократов.

Ещё одной авторитетной структурой является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Учреждение объединяет 57 стран в разных частях планеты.

Главные правовые источники

Международные права и свободы не имеют юридической силы, если они не закреплены в официальных документах, например, пактах, декларациях, договорах. Декларацией называют нормативно-правовой акт, в котором сформулированы общие принципы и цели всех сторон. Договоры — соглашения, подписанные уполномоченными представителями государств. Правительство каждой страны имеет возможность ратифицировать или не принять условия, прописанные в документе. Ратификации предшествует тщательный анализ акта, выпуск соответствующего закона о принятии положений и вступлении в силу. Подобные документы заключаются только в письменной форме.

Всеобщая декларация от 1948 г

К главным нормативно-правовым актам, защищающим права граждан, относятся:

  1. Всеобщая декларация от 1948 г.
  2. Международный пакт о политических и гражданских правах от 1966 года и факультативные протоколы к нему.
  3. Пакт о социальных и культурных правах от 1966 г.

Все документы входят в состав Хартии прав человека. В отличие от договоров, положение пактов распространяется абсолютно на все государства, независимо от его принятия.

Условия и порядок подачи жалобы

Национальная правовая система часто бывает неэффективна. Главный способ защиты прав человека на международном уровне — подача жалобы в Комитет ООН или в ЕСПЧ. В подобных организациях обращения граждан рассматриваются бесплатно. Для подачи жалобы в Комитет ООН важно соблюсти некоторые условия:

  1. Ответчиком может быть только конкретное государство, а не юридическое или частное лицо.
  2. Заявителем является пострадавший человек или его доверенное лицо.
  3. Жалоба может касаться только решений органов власти, а не конкретного закона. Комитет не может проверять внутреннее законодательство на предмет его соответствия международным пактам и декларациям.
  4. Гражданин использовал все внутренние ресурсы страны для обжалования решения.

Пода́ть заявление можно по электронной почте на официальном сайте ООН. В письмо необходимо вложить жалобу, составленную в свободной форме, документальные доказательства нарушения прав, копию решения или приговора судебной инстанции. В жалобе кратко перечисляются:

Пода́ча заявления

  • персональные данные заявителя;
  • перечень нарушенных прав со ссылками на международные акты;
  • какие-либо доказательства.

Если заявитель не нарушил установленных требований, комитет приступает к рассмотрению жалобы. Для получения комментариев и объяснений информация по иску передаётся государству-ответчику. Если нарушения будут найдены, органы власти получают указание восстановить права гражданина или устранить негативные последствия нарушения в течение 180 дней.

По мнению правоведов, наиболее эффективным способом отстаивания своих интересов является подача иска в Европейский суд в Страсбурге. В качестве основной меры наказания применяется не предписание об устранении нарушения, а штраф. Иск в ЕСПЧ можно пода́ть в течение 6месяцев после вынесения заключительного решения или приговора. Заявителем может быть не только частное лицо, но и организация или группа людей.

Решения комитета ООН и ЕСПЧ не всегда соблюдаются государствами. К примеру, в 2018 году в России было исполнено не более 30% заключений международных организаций, остальные постановления были проигнорированы. Это свидетельствует, что система международной защиты свобод человека нуждается в доработке.


В статье освещается понятия и сущность права на защиту прав человека и гражданина, затрагивается вопрос механизмов защиты, право на защиту как самостоятельное субъективное право.

Ключевые слова: сущность права на защиту прав, права и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина

Актуальность темы, затрагивающей сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина, обусловлено стремительным изменением геополитической обстановки в мире. Чтобы понять сущность права на защиту необходимо определить его понятие, а также частично затронуть механизмы защиты прав и свобод.

Защита прав и свобод человека и гражданина — меры предусмотренные законом и направленные на восстановление, признание гражданских прав и защиту при их нарушении. Право на защиту — предоставленная лицу возможность самостоятельного применения или обращения к компетентному лицу для применения мер правоохранительного характера, целью которого является восстановление нарушенного или оспариваемого права.

Правозащитный механизм включает следующие компоненты:

  1. нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов);
  2. институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны);
  3. инструментальный (совокупность правовых и неправовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина).

Механизмы защиты прав и свобод человека обеспечиваются:

  1. внутригосударственными (или национальные) учреждениями и институтами защиты прав и свобод человека. Которые осуществляют конституционный контроль, судебный контроль, административно-правовые формы защиты прав и свобод человека и гражданина и др.;
  2. международными учреждениями и институтами защиты прав и свобод человека это Европейский суд по правам Человека, Организация объединённых наций и др.

В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина:

– система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, полиция, прокуратура);

– система общественных правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения).

Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, — это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека [4].

Механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина толкуется как в широком так и в узком и узкопрофессиональном толковании.

Широкое толкование можно поделить на блоки, первый блок базовый, его ядро составляет человек как высшая ценность демократии. Второй блок — это принципы прав человека: гуманизм, справедливость, равенство, свобода, личная неприкосновенность, прямое действие Конституции и другие. Третий блок — социальные институты и нормативные установления, через которые жизнеутверждающие ценности и принципы прав человека получают непосредственное обоснование, закрепление и осуществление. Четвертый блок — процедурно-контрольный организационно-процессуально упорядочивает отношения в сфере прав человека, создает наиболее благоприятные условия для реализации гражданам прав и свобод, укрепления законности, общественной и личной безопасности. В узкопрофессиональном толковании под механизмом охраны и защиты прав и свобод можно понимать гарантии [2].

Правовое регулирование может осуществляться двумя путями:

1) через правоотношение, то есть через установление взаимных субъективных прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении после его возникновения;

2) вне правоотношения, то есть через установление возможности вступить в конкретное правоотношение и за счёт этого реализовать свои интересы.

Данное деление находит выражение в принципе формального равенства (по сути, это равенство прав на вступление в правоотношения) и в принципе социальной справедливости, направленном на выравнивание фактических неравенств (возникают уже в рамках конкретных правоотношений).

Право на защиту прав и свобод человека и гражданина закрепляется конституционно. В частности, в соответствии с Конституцией РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46).

Право на защиту как самостоятельное субъективное право появляется тогда, когда право существует в правоотношении и ему корреспондирует соответствующая обязанность другого субъекта (государства в лице определенного органа).

В общем, субъективное право можно определить как предоставленную конкретному субъекту меру возможного (дозволенного) поведения в правоотношении, обеспеченную обязанностью другого субъекта правоотношения и гарантированную государством. Причём в этом случае корреспондирующая обязанность может быть прямо и не предусмотрена. Прямое законодательное закрепление субъективного права подразумевает наличие этой обязанности.

В правоотношении право на защиту существует, например, после обращения субъектов предпринимательской деятельности к органам, осуществляющим защиту прав; после применения в отношении них нормативного акта, ограничивающего их право на защиту; после издания в отношении указанных лиц актов ненормативного характера, затрагивающих данное право.

Как любое субъективное право, право на защиту подлежит самостоятельной защите, в частности, путём обжалования отказа суда в рассмотрении дела по существу путём обжалования актов нормативного или ненормативного характера, ограничивающих это право.

За счёт использования субъективного права на защиту прав и свобод реализуется возможность привести в действие аппарат государственного принуждения против обязанного лица в случае неисполнения им своих обязанностей либо защитить свои права самостоятельными действиями.

В состав любого субъективного права входит право требования (т. е. возможность требовать исполнения обязанными лицами их обязанностей). У вещных и исключительных имущественных прав традиционно выделяется еще и правомочие на активные действия (т. е. возможность совершать самостоятельные действия с объектом права).

Право на использование конституционных гарантий осуществления прав и исполнения обязанностей всеми субъектами вытекает из обязанностей государства обеспечить реализацию любым субъектом прав как элементов его правоспособности (правосубъектности). Однако при этом эти обязанности существуют не применительно к конкретному лицу, а в отношении всех потенциальных участников определенных общественных отношений.

В качестве примеров можно привести обязанности государства по созданию и обеспечению функционирования органа, осуществляющего государственную регистрацию предпринимателей, а также судебных органов, где можно защитить свои права и законные интересы, по обеспечению доступности судебной системы, по получению квалифицированной юридической помощи и так далее.

Отличительной чертой этих обязанностей государства является то, что его нельзя напрямую понудить к их исполнению. Например, нельзя предъявить иск о понуждении государства принять какой-либо закон, создать какой-либо орган, установить определенный размер государственной пошлины.

Как указывалось нами выше защита прав и свобод человека и гражданина в России обеспечивается внутригосударственным и межгосударственным механизмами.

Межгосударственный механизм представляет собой международное сотрудничество государств по соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права, заключению международных договоров в области прав человека и содействию в реализации прав и свобод, гарантированных ими, с использованием международных правовых средств.

В частности, Конституция РФ в ч. 3 ст. 46 закрепила право каждого в соответствии с международными нормами обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Функциями контроля над деятельностью государства в сфере защиты прав человека наделены различные межгосударственные органы, составляющие в целом определенную систему, которую дополняют внутригосударственные способы защиты прав и свобод международными способами. Различают:

– универсальные органы (органы ООН):

1) Генеральная Ассамблея ООН, которая согласно Уставу ООН вправе рассматривать принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, обсуждать любые вопросы, относящиеся к международному миру и безопасности, и делать по ним рекомендации, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находится на рассмотрении Совета Безопасности, и т. д.;

2) Комиссия ООН по правам человека, которая состоит из 18 членов (избираемых на 4 года) и создана для контроля за выполнением государствами-участниками условий Пакта о гражданских и политических правах и двух Факультативных протоколов к нему;

3) Комитет против пыток, который состоит из 10 экспертов и контролирует выполнение Конвенции против пыток, принятой Генеральной Ассамблеей в 1984 г. и вступившей в силу спустя три года, в 1987 г.;

– региональные органы, действующие в рамках какой-либо территории. Так, вступление России в Совет Европы и подписание Конвенции о защите прав человека и основных свобод открыли для наших граждан возможность обращаться с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека.

В связи с ратификацией Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод была учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека. Цель Уполномоченного — защита интересов государства при рассмотрении жалоб на Россию в Европейском суде.

Внутригосударственный механизм обеспечения — это механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в том или ином конкретном государстве.

Права и свободы человека и гражданина в России являются высшей ценностью, вследствие этого, в Конституции обозначены контуры соответствующие мировым стандартам системы обеспечения и защиты прав человека и гражданина. Данная система включает гарантированные Конституцией РФ институты, методы, процедуры и средства обеспечения как конституционных прав человека и гражданина.

Обеспечением защиты прав и свобод государство занимается на прямую, функции обеспечения возложены на государственные органы, органы местного самоуправления, кроме того данные функции выполняют и добровольное возложившие их на себя негосударственные правозащитные организации, а в случае когда государственные органы не в силах обеспечить защиту прав, или когда оно в силу ряда причин не может их обеспечить, то к их защите подключаются международные организации, выполняющие контрольную функцию за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на наднациональном уровне.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, защита, гражданин, Европейский суд, механизм защиты, орган, Россия, свобода, Конституция РФ, обязанность государства.

Ключевые слова

права и свободы человека и гражданина, сущность права на защиту прав, защита прав и свобод человека и гражданина

Похожие статьи

Сочетание средств государственной защиты и самозащиты прав.

свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты, Европейский суд, орган, Россия, свобода, Конституция РФ, обязанность государства.

Сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина. свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты.

храна и защита прав и свобод человека и гражданина как одна.

свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты, Европейский суд, орган, Россия, свобода, Конституция РФ, обязанность государства.

Сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина. свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты.

Административно-правовые механизмы защиты прав и свобод.

свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты, Европейский суд, орган, Россия, свобода, Конституция РФ, обязанность государства.

Сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина. свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты.

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по.

Европейский Суд, Конституционный Суд РФ, Российская Федерация, Конституция РФ, Европейская Конвенция, решение, Конвенция, Россия, дело, свобода человека.

Влияние решений Европейского суда по правам человека на.

Европейский Суд, Конституционный Суд РФ, Российская Федерация, Конституция РФ, Европейская Конвенция, решение, Конвенция, Россия, дело, свобода человека.

Конституционные пробелы в практике обеспечения прав.

В обеспечительном механизме реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина Конституционный Суд РФ выделяет следующие особенности и виды конституционных пробелов

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция.

Ключевые слова: Европейский Суд по правам человека, Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, суверенитет, юридические коллизии.

Сравнительно-правовой аспект юридического содержания.

свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты, Европейский суд, орган, Россия, свобода, Конституция РФ, обязанность государства.

Допустимые условия ограничения свободы массовой информации.

Ключевые слова: Европейский Суд по правам человека, Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, суверенитет, юридические коллизии.

Похожие статьи

Сочетание средств государственной защиты и самозащиты прав.

свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты, Европейский суд, орган, Россия, свобода, Конституция РФ, обязанность государства.

Сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина. свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты.

храна и защита прав и свобод человека и гражданина как одна.

свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты, Европейский суд, орган, Россия, свобода, Конституция РФ, обязанность государства.

Сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина. свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты.

Административно-правовые механизмы защиты прав и свобод.

свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты, Европейский суд, орган, Россия, свобода, Конституция РФ, обязанность государства.

Сущность права на защиту прав и свобод человека и гражданина. свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты.

Основные гарантии исполнения решений Европейского суда по.

Европейский Суд, Конституционный Суд РФ, Российская Федерация, Конституция РФ, Европейская Конвенция, решение, Конвенция, Россия, дело, свобода человека.

Влияние решений Европейского суда по правам человека на.

Европейский Суд, Конституционный Суд РФ, Российская Федерация, Конституция РФ, Европейская Конвенция, решение, Конвенция, Россия, дело, свобода человека.

Конституционные пробелы в практике обеспечения прав.

В обеспечительном механизме реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина Конституционный Суд РФ выделяет следующие особенности и виды конституционных пробелов

Решения Европейского Суда по правам человека и Конституция.

Ключевые слова: Европейский Суд по правам человека, Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, суверенитет, юридические коллизии.

Сравнительно-правовой аспект юридического содержания.

свобода человека, защита, гражданин, механизм защиты, Европейский суд, орган, Россия, свобода, Конституция РФ, обязанность государства.

Допустимые условия ограничения свободы массовой информации.

Ключевые слова: Европейский Суд по правам человека, Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, суверенитет, юридические коллизии.

Читайте также: