Доклад на тему педагогика реджио эмилия

Обновлено: 04.07.2024

Ключевые слова: инновационные технологии, дошкольное образование, принципы ФГОС ДО, Реджио-подход.

ВложениеРазмер
statya_-_tehnologii.docx 32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Ключевые слова: инновационные технологии, дошкольное образование, принципы ФГОС ДО, Реджио-подход.

Современный мир, в котором мы живем и воспитываем своих детей, постоянно обновляется, он динамичен и изменчив. Инновационные технологии кардинально изменили наш образ жизни и образ жизни наших крох. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. Современные дети очень отличаются от их сверстников предыдущих поколений. Что же делать взрослым? Как и чему учить наших малышей? Ведь сегодня те знания, которые передавали детям педагоги еще несколько лет назад, устарели, стали неактуальными.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования и обновления педагогических технологий. Возникла необходимость овладеть спектром инновационных образовательных технологий и применять их в своей практической профессиональной деятельности.

Для того чтобы успешно реализовывать образовательно-воспитательную функцию современного поколения был составлен и внедряется ФГОС в ДО. Документ регулярно обновляется с учетом развития современного технологического прогресса и требования общества. Содержание образования постоянно усложняется. Поэтому поиск новых приёмов, методов и технологий актуален в наше время. На смену традиционным методам и приемам приходят такие методы и приемы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие

Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Если в этот период предоставить ребенку как можно больше возможностей для всестороннего развития, то и дальнейшая учеба в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно. Детей в детском саду не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. В детском саду с детьми надо играть, а не устраивать для них подобие уроков.

Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые способствуют развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей; развивать способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей.

Цель работы учителя-дефектолога в дошкольной образовательной организации — сохранение психологического и соматического здоровья детей в рамках коррекционно-развивающего обучения с учетом программ, используемых в детском саду. Коррекционно-развивающая работа должна соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная, коммуникативная, задача современного учителя-дефектолога.

Исходя из этого, учитель-дефектолог должен использовать образовательные технологии, которые бы соответствовали современным требованиям.

Есть альтернативный, более комфортный для всех участников педагогического процесса подход — п едагогическая система Реджио Эмилия . Дошкольное образование в Реджо-Эмилии достойно отдельной главы в учебнике по педагогике. Реджо-Эмилия – небольшой городок в Италии. Именно здесь совместными усилиями родителей и муниципалитета возникла целая педагогическая система, которая в 1991 году была признана международными экспертами лучшей для работы в детских образовательных учреждениях. [4]

Теоретиком подхода стал Лорис Малагуцци, директор образовательных программ Reggio Emilia. Создатели и последователи Реджио-подхода в своих работах и идеях опирались, в том числе, и на теории известных ученых и

педагогов, таких как:

Педагогика Реджио Эмилия основана на принципах уважения личности ребенка, воспитания ответственности и создания развивающей среды, приспособленной для реализации вектора развития, который задается ребенком. Применение приемов данного подхода не противоречит требованиям ФГОС, способствует реализации целей и решению задач ФГОС, принципы данного подхода гармонично перекликается с ведущими принципами ФГОС ДО.

Преемственность основных принципов

Принципы, заложенные в нормативных документах, на основе которых разработан ФГОС ДО[ 3 ]

Принципы, на которых базируется инновационный подход к образованию Reggio Emilia [4]

Уважение личности ребенка.

Ребенок - это человек, а любой человек заслуживает уважения.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

Дети могут контролировать свое обучение и развитие.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

У детей должно быть много путей и способов выразить себя (драма, музыка, рисунок, пение, танцы, конструирование, беседа).

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая. Во всем этом их нельзя ограничивать.

Сотрудничество Организации с семьёй.

Родители активно участвуют в развитии детей, они осведомлены о любых изменениях в программе, более того, они участники, соавторы этой программы обучения.

Итак, в основе Реджио – самостоятельное исследование мира ребенком. Главный принцип: ребенок не объект педагогического процесса, а полноценный участник. Взрослый находится рядом, но чуть впереди, он показывает собственным примером, как интересно что-то узнавать, жить в социуме.

“Дети способны сами развить свой интеллект. Задача взрослого предоставить ребенку возможности для развития”

Лорис Малагуцци [ 2 ]

Цель педагогов — создать маленьким исследователям среду и подобрать достойные материалы. В Реджио-среде преобладают природные элементы, которые находятся в свободном доступе: древесина и камни, песок, вода, глина; обязательно наличие предметов без определенного назначения: деревянные кубики, не покрытые краской или глиняные фигурки, которые ребенок может применять по своему замыслу; основа для творчества: цветная и текстурная бумага, картон, краски и мелки. Можно использовать небольшие коробки, крышки, бутылки, пуговички и прочие вещи, которые на первый взгляд кажутся нам ненужными. По логике Реджио чем больше предметов, материалов и явлений исследует ребенок, тем богаче и ярче будет его понимание картины мира.

Основываясь на естественном опыте прикосновения к предметам, слушания, наблюдения, перемещения в пространстве, взаимодействия с другими детьми и взрослыми, малыш самостоятельно выбирает путь личностного роста.

Из каких же ключевых приемов строится Педагогика Реджио Эмилия? Работа с детьми начинается с тщательного наблюдения за ними. После того, как выявлены интересы ребенка, можно помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в Реджио- подходе является проектная деятельность. Особое место в данной системе отведено созданию развивающей среды.

Реджио-подход способствует развитию нестандартного мышления

ребенка, который опираясь на свое врожденное любопытство и неудержимую фантазию, исследует и изучает окружающие предметы и явления.

Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут воспитываться вместе с нормально развивающимися детьми. [1]

Оречевление происходящего – важнейший принцип Реджио Эмилия.

Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых. [1]

“Предоставьте ребенку возможности для развития, и вы удивитесь, сколько потенциала заложено в нем”

Лорис Малагуцци [ 2 ]

Использование предметов разнообразных по величине, фактуре, назначению способствует развитию и коррекции психических функций, накоплению сенсорного опыта, развитию мелкой моторики рук, что напрямую связано с умственным и речевым развитием, а так же способствует выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков; обусловливает корригирующее воздействие на эмоционально-волевую и личностную сферы ребенка. Прикосновение к природным элементам, музыкальным произведениям, произведениям искусства, предметам быта, инструментам дает определенный терапевтический эффект, способствует снятию психоэмоциональной нагрузки, психокоррекции поведения и подготовке ребенка с особыми образовательными потребностями к социальной адаптации.

Таким образом, применение приемов Реджио-подхода очень актуально. Данный подход позволяет подойти к организации коррекционно-педагогического процесса с позиций современной педагогики и психологии, оптимизировать, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей, расширить возможности в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога и значительно повысить её эффективность.

Педагог, умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль

мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем,

организации своей деятельности.

Построение обучения с использованием конкретных современных образовательных технологий в педагогической практике может не только намного облегчить труд педагога, и, в частности учителя-дефектолога, но и позволить добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы, источники

В то время как во всем мире Реджио-подход уже стоит на одном уровне с Вальдорфской школой и школой Монтессори, в России он только сейчас набирает популярность. Педагогика Реджио-Эмилия в данный момент считается одной из самых перспективных методик развития. Она используется в муниципальных садах Италии, Германии и других странах Европы, а также в частных детских садах США и Канады.

История Реджио педагогики

Реджио педагогика берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии. Именно там после Второй мировой войны открылись детские сады с новым подходом к детям. Данную методику разрабатывал психолог Лорис Малагуцци совместно с другими родителями. В свою методику они вобрали идеи самых знаменитых психологов и педагогов того времени: Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л. Выготского, Д. Брунера, М. Монтессори и других. Таким образом они пытались сконцентрировать весь мировой и самый прогрессивный опыт того времени в своем подходе. Спойлер — у них получилось.

Роль педагога

Педагог не воспитывает, а ассистирует детям. Он выступает в роли равного партнера, который помогает реализовывать желания и идеи ребенка. Поэтому он активно и внимательно слушает ребенка, относится к нему с уважением и всячески стремится помочь. Педагог не учит детей готовым ответам, он побуждает их самих задаваться вопросами и искать свои собственные решения и ответы, совершать собственные открытия. На это в том числе направлен метод проектов, о которым мы поговорим ниже.

Развивающая среда Реджио

Чтобы ребенок мог себя проявить наиболее активно, для него создается особая богатая среда, которая состоит из:

  • Материалов (краски, бумага, ткани, проволока, природные материалы: растения, песок, глина, цветы, семена и пр.)
  • Предметов и инструментов (различные игрушки, конструкторы, музыкальные инструменты, книги, карандаши и кисточки, пуговицы, различные костюмы, увеличительные лупы и т.д.)
  • Устройств (микроскоп, компьютер, проектор, фотоаппарат и пр.)

Все это способствуют проявлению естественной любознательности и творчеству ребенка.

Пространство поделено на разные зоны: уединённые уголки, где дети могут отдохнуть от коллектива; большие комнаты, где дети проводят масштабные мероприятия; дворики, где дети гуляют и изучают окружающую среду; мастерские и т.д. Такая среда позволяет детям полностью проявлять себя: когда хочешь побыть один — достаточно пойти в конец комнаты, если хочешь поиграть или совместно исследовать мир — приходи в ее центр.

Реджио педагогика, реджио детский сад

Реджио детский сад, методика реджио

Реджио подход

Реджио педагогика, Реджио-Эмилия подход

Реджио педагогика, реджио детский сад

Реджио методика свободы

Пространство Реджио

Пространство в детских садах по методике реджио отличается от обычных принятых в России. Во-первых, его площадь сильно больше. Во-вторых, есть прозрачные стекла и зеркала, чтобы дети могли видеть и изучать самих себя. В-третьих, дети могут помогать готовить на кухне и даже приносить свои рецепты блюд, чтобы сготовить вместе. В-четвертых, в предметах и отделке практически не используется пластик, предпочтение отдается природным материалам.

Свобода выбора и активность

Дети исходя из своих интересов и настроения сами выбирают чем им заниматься со всем этим богатством среды. Свободно выстраивать день по своему желанию и проводить его, как самостоятельно, так и совместно с другими детьми или педагогами.

Проектная работа

Особое место в реджио педагогике занимает проектная работа. Тема работы определяется спонтанно, исходя из вопросов и интересов детей на данный момент, и обсуждается каждое утро во время сбора всей группы. Также темы могут рождаться в играх и разговорах детей, зачем педагоги следят. Проект может длиться разное время, от несколько часов и дней до года. Он может остановиться и снова возобновиться, его можно прекратить раньше времени. Важен не столько итоговый результат (итоговый плакат), сколько сам процесс познания и творения. В проект может включаться вся группа детей или ее часть, но также его можно делать в одиночку. Важно, что педагог не раздает указания и задания детям, он включен в проект наравне с детьми, и с этого положения может иногда ненавязчиво управлять ходом процесса.

Фиксация обучения

Важной частью реджио является документирование процесса. Разговоры, обсуждения, ход мышления и действия детей часто записываются на фото и видео, а стадии работы фиксируются педагогами. Результаты деятельности детей с описанием процесса и достижениями вывешиваются на стендах и в самих классах, чтобы дети и родители могли всегда вернуться к интересной теме. Также для каждого ребенка создается свой архив с фотографиями, рисунками, поделками, записями разговоров и т.д. Такая документация помогает увидеть со стороны проделанную работу, лучше понять происходящее, и осознать результат и его ценность.

Реджио-подход — это системная методика, которая затрагивает все сферы развития ребенка. Она наделяет ребенка такой свободой и выбором, которые не может предоставить ни одна другая методика. Реджио-педагогика позволяет ребенку проявить его любознательность, развивает творческий подход к любой деятельности, критическое мышление, саморегуляцию, умение работать в команде, уважать чужую позицию и многое другое. Это именно те навыки, которые наиболее полезны для человека в 21 веке. Из всех современных методик, мы считаем, что Реджио-подход, является наиболее оптимальным для развития ребенка.

Этих же взглядов придерживаемся и мы, команда Progressio. Отражение Реджио подхода вы можете найти в наших принципах развития детей для родителей.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Педагогика Реджио Эмилия. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Малагуцци стремился связать воедино ребенка, его семью и его окружение – то, что в детских садах было обычно разобщено. Центральное положение реджио-педагогики – право ребенка на воспитание и образование, независимо от его физических данных, социального и общественного положения. Важнейшие принципы: Малагуцци стремился связать воедино ребенка, его семью и его окружение – то, что в детских садах было обычно разобщено. Центральное положение реджио-педагогики – право ребенка на воспитание и образование, независимо от его физических данных, социального и общественного положения. Важнейшие принципы: Воспитание демократии; Воспитание социальной справедливости; Воспитание солидарности

Помимо вальдорфской школы и Монтессори, существуют и другие альтернативные методики образования. Например, итальянская реджио-педагогика, которая недавно появилась и у нас. Какие у неё особенности, Елене Шмараевой рассказала глава департамента детских программ Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая.


1. Уважать ребёнка и смотреть ему в глаза

Самое главное в реджио-педагогике: ребёнок чувствует, что он является частью большого или маленького коллектива, где он так же ценен, как другой — неважно, другой ли это ребёнок, родитель, педагог. Мы говорим: надо не опуститься до ребёнка, а подняться до него. И это в прямом и в переносном смысле.

Как часто мы смотрим детям в глаза, разговаривая с ними? Мы всё время смотрим на ребёнка сверху, а он на нас смотрит снизу. Что он видит? Уж точно не наши глаза. Мы должны быть с ребёнком на одном уровне. Сидеть с ним на детском стуле или на полу, разговаривать, глядя ему в глаза, есть с ним — и когда мы едим, мы должны тоже находиться на одном уровне. А когда мы смотрим какое-то произведение искусства, мы, наоборот, поднимаем ребёнка на уровень картины.

2. Объяснить правила и задать вопрос

Ребёнок не может знать, что вы думаете, не может догадаться, чего вы от него хотите. Главная задача — объяснить, что существуют правила. В этом пространстве могут быть одни правила, в другом пространстве могут быть другие. Мы не ведём себя на стадионе, как в театре, — даже наша одежда совершенно разная. И мы должны транслировать ребёнку эти правила.

Надо обязательно объяснить, почему вы ввели это правило. Почему вы хотите, чтобы было так? Почему иногда можно на одном занятии не поднимать руку, когда идёт дискуссия, а на другом, когда много народу, мы должны подать какой-то знак, прежде чем говорить, и дождаться, пока спросят? Объясняя свою позицию, мы даём ребёнку инструменты — как ему поступить. Он может говорить, может молчать, может поднять руку, может дождаться, когда к нему обратятся.

Но прежде чем объяснять и транслировать правила, да и просто о чём-то рассказывать, мы должны задать открытый вопрос. Что дети уже знают об этом?


Правила о правилах: что делать, чтобы ребёнок слушался и соблюдал ваши договорённости

Реджио-педагогика взяла очень много у Льва Выготского. Он говорил: мы должны понять, где, в какой точке по тому или иному вопросу ребёнок находится сейчас — и мы узнаем зону его ближайшего развития.



4. Предлагать выбор и не торопить

Целый блок в реджио-педагогике посвящён теме выбора, это очень важная вещь. Но я опять возвращаюсь к тому, что прежде чем учить детей выбору, мы должны быть готовы к этому. Мы не должны спешить — это одно из главных правил.

Ребёнок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса

Он решил идти в этом, но у него в рюкзаке есть другая одежда. Ваши аргументы ребёнок не принял, но он понял, что есть какой-то другой путь. Это платье или рубашка может там пролежать, он ими не воспользуется, но он знает, что есть решение. И абсолютно никаких негативных эмоций.


Родители всё время путают две вещи: свобода выбора не означает отсутствие границ. Это не будет легко, но ребёнку потом в жизни будет легче. Он будет знать, зачем он что-то делает, почему выбирает именно это.

5. Учиться в любой ситуации

Я ещё люблю такой термин — свидание с творчеством. Это не обязательно свидание с каким-то высоким искусством. Можно и в булочную сходить! Посмотреть, какие там булки, и подумать: а как же их пекут? Может быть, на хлебозавод съездить на экскурсию, а может, устроить дома булочную вместе с ребёнком.

Часто ребёнок получает знания, которые разложены по полочкам. Здесь — математика, здесь — рисование, здесь — язык. На самом деле это деление должно быть условным

Например, начиная учиться играть в шахматы, мы можем начать изучать клетку, горизонталь, вертикаль, ориентирование в пространстве: вправо, влево. Если мы говорим о развитии речи, то мы можем изучать согласование текста с движением, включить сюда творческую деятельность, описательную, признаки предмета.


6. Фантазировать важнее, чем читать

У многих родителей главная задача — скорее научить читать и считать. На самом деле ни я, ни вы не знаем ни одного человека в своём окружении, который не мог бы этого делать. Но мы найдём очень много людей вокруг себя, которые не обладают способностью аргументировать, размышлять, придумывать какие-то проекты, я уж не говорю о том, чтобы планировать их, создавать новые концепции. Поэтому, мне кажется, главная задача — это развитие творческого мышления. Мы пропагандируем развитие проектного мышления, потому что в проекте, не важно, какой тематики, можно и посчитать, и рассказать о признаках предмета, и зарисовать его, и сравнить.

Фантазирование, образное мышление у нас развито тем лучше, чем мы младше. Но потом это образное мышление начинает давить логика. И если творческое начало не поддерживать, если ему такое развитие не дать, то логика задавит и вряд ли мы что-то приобретём в этом смысле дальнейшем.

Не важно, кем мы будем, — логика придавила нас и мы живём. Да, логически выстроен у нас день от и до. Но где тут вкус к жизни? Где тут идеи, которые будоражат? Поэтому в дошкольном возрасте так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности.

Читайте также: