Доклад на тему пацифисты

Обновлено: 05.07.2024

Пока одни люди активно следят за мировой политикой, оправдывают действия агрессивно настроенных медийных личностей и, проявляя чрезмерную и далеко не всегда уместную активность, хотят, чтобы их государство начало войну с той или иной страной, другие люди выступают против любых насильственных действий и нетерпимости. Последних принято называть пацифистами.

Соответствует ли данное утверждение истине? Чтобы разобраться в этом вопросе и найти на него правильный ответ, необходимо понять, в чем же заключается суть пацифизма, почему и когда это явление возникло и кем на самом деле являются пацифисты. В данной статье рассмотрим эти и некоторые другие вопросы, касающиеся пацифизма и его влияния не только на нашу повседневную жизнь, но и на чувство любви и уважения к родине.

Пацифизм: что это такое?

Может ли война быть священной, оправданной, правомерной или освободительной? Поклонники пацифизма категорически против такого определения любых военных действий, ведь они осуждают использование любых военных методов для решения тех или иных конфликтов.

Идея пацифизма основана на том, что убийство одного человека другим человеком, как и любой другой вид насильственных действий, является абсолютным и неприемлемым для цивилизованных народов злом. Пацифизм как идеология пропагандирует ненасилие. Любой конфликт, по мнению пацифистов, можно решить при помощи конструктивных диалогов, переговоров, разъяснений, мирных сборов и митингов и т.д.

В современном мире пацифистами принято называть всех тех людей, которые открыто выступают против военных действий. Но истинными сторонниками пацифизма по праву можно назвать только тех личностей, которые не только поддерживают мирное решение любых конфликтов, но и демонстрируют свою жизненную позицию на собственном примере: не ведут себя агрессивно, не причиняют физического вреда другим людям, не вступают в какие-либо группировки или военные организации, не принимают абсолютно никакого участия в военно-политических конфликтах и т.д.

Многие люди путают пацифизм с полным подчинением или смирением. Но наша жизнь не состоит лишь из черного и белого цвета. Она многогранна и не всегда понятна. Поэтому осуждение военных действий не может автоматически расцениваться как полное смирение или подчинение.

Хотите осознать и прочувствовать суть пацифизма? Чтобы сделать это, нужно всего лишь понять, что противоположностью пацифизма является милитаризм. Милитаризм – это государственная идеология и политическое течение, основная идея которого заключается в том, что и экономика страны, и повседневное существование мирных граждан ставится на военные рельсы. Большое количество денег, разных ресурсов и сил государство тратит не на улучшение жизни обычных людей, а на то, чтобы доказать свое военное превосходство потенциальным противникам.

Пока поклонники милитаризма пытаются убедить всех вокруг, что они занимаются отстаиванием гарантий мира, пацифисты прекрасно осознают, что послевоенный мир будет перестраиваться по установленным милитаристами критериям.

С чего все началось: краткая история пацифизма

История пацифизма

Протесты против Первой мировой войны на Всемирной женской конференции 1915 года в Гааге

Римляне, которые создали практически идеальную систему права, отлично понимали, что конфликты нужно уметь решать мирным путем. Они придумали специальную систему заключения мирных договоров. Данные договора включали в себя основные правовые и социальные гарантии безопасности.

Пацифистская традиция возродилась лишь в пятнадцатом столетии, в разгар эпохи Ренессанса. Общественным же движением пацифизм стал лишь после окончания Наполеоновских войн. К концу девятнадцатого столетия миротворческие идеи завладели умами людей на всех континентах Земли. Пацифизм активно обсуждался членами Лиги Наций, рассматривался на всевозможных конференциях по разоружению и международных конгрессах.

Современное пацифистское движения – результат двух мировых воин. Первая и Вторая мировые войны забрали жизни миллионов людей, поэтому нет ничего странного в том, что многие ветераны и мирные жители, пережившие весь этот ужас, начали массово вступать в антивоенные организации, активно участвовать в акциях ненасильственного сопротивления и создавать разные миротворческие движения.

Пацифистская идеология закреплена во многих международных документах: в Декларации о праве народов на мир, в уставе Организации Объединенных Наций и т.д.

Интересные факты о пацифизме и пацифистах

Предлагаем вашему вниманию несколько интересных фактов о пацифизме, которые помогут вам расширить кругозор, вникнуть в суть данной идеологии и осознать, насколько важно вовремя остановиться, избавиться от агрессии и посмотреть на ситуацию с совершенно иной точки зрения!

Факт №1. Альфред Нобель и его знаменитая премия

Мало кто знает, что Альфред Нобель, которого современные люди ассоциируют лишь с его знаменитой премией, является изобретателем динамита! Создатель смертоносного вещества всегда искренне верил, что если у враждующих между собой сторон вдруг появится оружие, благодаря которому они смогут в один миг уничтожить друг друга, то противники сразу же прекратят конфликтовать, так как моментально осознают, что выиграть войну и получить хоть какую-то выгоду не сможет ни одна из сторон.

Факт №2. Джайнизм – религия, запрещающая причинение вреда любым живым существам

Исповедующие джайнизм монахи ведут крайне аскетический образ жизни: они постоянно носят повязки из марли, фильтруют питьевую воду, специальной метелкой подметают перед собой дорогу и т.д. Делается все это для того чтобы случайно не вдохнуть, не проглотить и не раздавить какое-нибудь живое существо.

Факт №3. Пацифик – символ пацифизма

Что общего между символом пацифизма и эмблемой 3-й танковой дивизии Вермахта? Абсолютно все, так как они полностью идентичны между собой. Забавно, не так ли? Ведь эмблема немецкой танковой дивизии символизирует смерть, а Пацифик можно по праву назвать символом мира, жизни и любви ко всему живому.

Cуть пацифизма

Известные пацифисты

Первыми пацифистами были древнегреческие натурфилософы. Они рассматривали Космос сквозь призму равновесия, гармонии и внутреннего порядка. Пифагор учил своих последователей не убивать людей, не причинять вреда животным, насекомым или растениям, жить в согласии с собой и внешним миром, творить добро, прощать врагов.

Вергилий – еще один поклонник пацифизма, который жил в Римской империи и призывал всех людей к миру и ненасилию. Известными пацифистами-стоиками были Сенека, Цицерон и Марк Аврелий.

К активно развивавшим пацифистские идеи мыслителям Нового и Новейшего времени можно отнести Л.Н. Толстого, М.Л. Кинга, Махатму Ганди, Эразма Роттердамского, Берту фон Зутнер, Ф. Пасси и т.д.

После Первой мировой войны (1914-1918 г.г.) многие политические и государственные деятели использовали пацифистские лозунги и идеи для того чтобы оправдать свои действия на международной арене. Среди них американцы У. Бора и Ф. Келлог, англичане О. Чемберлен и Р. Сесил, французы П. Пенлеве и А. Бриан и т.д.

В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков в России идеи пацифизма активно разрабатывались Л.А. Камаровским, М.А. Энгельгардтом, М.А. Таубе, Ф.Ф. Мартенсом, князем В.В. Тенишевым и т.д.

Современными пацифистами являлись и являются такие знаменитые и успешные личности, как Боб Марли, Джон Леннон, Джим Керри, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон, Эрих Мария Ремарк, Стиви Уандер, Джанет Рэнкин, Брижит Бардо, Сьюзен Сарандон, Саманта Смит, Бертран Рассел, Виктор Цой, Чиччолина, Мохаммед Али, Джоан Баэз, Роджер Уотерс, Миролюбивая Странница (Пис Пилгрим), Ларри Флинт, Моана Поцци и т.д.

Известные пацифисты мира

Датский пацифизм как пример истинного патриотизма

Не обязательно быть сторонником милитаризма и брать в руки ружье, чтобы доказать свою любовь к родной стране не только окружающим, но и самому себе. Хотя во время Первой мировой войны Дания сохраняла нейтралитет, но далеко не все её граждане продолжали вести привычный образ жизни.

Ингеборг Стеманн

В самом начале экспозиции все желающие могли рассмотреть огромный портрет учительницы и переводчицы Ингеборг Стеманн, которая родилась в 1889 году. С самого раннего детства девочка увлеклась изучением разных культур, а после окончания школы училась в Копенгагенском и Парижском высших учебных заведениях.

Ингеборг получила не только университетское образование, но и активно занималась самообразованием. Она могла свободно разговаривать не только на родном, но и на десяти иностранных языках. Женщина много времени посвятила мультикультурным и интернациональным проектам, преподавательской деятельности, изданию книг и налаживанию контактов между представителями разных национальностей.

Ингеборг была отличной переводчицей, а для людей с таким талантом в военное время всегда найдется работа. Портить свою жизнь убийствами Стеманн не захотела, поэтому она устроилась переводчицей в построенный датчанами для захваченных австро-венгерской армией русских солдат лагерь, который находился в Хорсероде. Женщина не только выполняла свои прямые обязанности, но и занималась улучшением условий содержания русских пленных, записывала их истории и боролась с коммунистической пропагандой.

Договоренность с новоиспеченным советским правительством позволила многим военнопленным вернуться домой. Ингеборг хотела составить и опубликовать книгу из записанных из уст плененных русских солдат историй, но её мечте не суждено было воплотиться в реальность. Переводчица умерла в 1973 году.

Петер Мунк

Мунк утверждал, что неучастие в военном конфликте – это лучший вариант самообороны. Он всегда старался как можно доступнее объяснить своим согражданам и жителям других стран, что истинно правовое и демократичное государство обязано тратить деньги на борьбу с бедностью, а не на вооружение или устрашение потенциальных противников и соседних стран. Эти сформировавшиеся в ходе обсуждений, размышлений, политических дебатов и изучения истории взгляды помогли осознать Мунку, что Дания должна заняться разоружением, ведь страна не только не способна защитить сама себя, но и ни одна мировая держава в случаи необходимости не вступится за неё. Если же Дания останется без оружия и не будет заключать военные альянсы, то никакой опасности для других народов страна представлять не будет.

Государственный деятель, открыто демонстрирующий свои пацифистские взгляды, пользовался огромным авторитетом у своих сограждан, поэтому после окончания Первой мировой войны он продолжил свою политическую карьеру. Петер Мунк умер в 1948 году.

Георг Брандес

Георг Брандес – датский публицист и литературовед, которого многие называют скандинавским Белинским. Он происходил из респектабельной и состоятельной семьи. В Копенгагенском университете будущий писатель изучал литературу, право и философию. Он побывал практически во всех европейских странах и симпатизировал либералам.

Публицист родился в 1842 году, поэтому к началу Первой мировой войны он уже был известным писателем с мировым именем. Мужчина утверждал, что военный национализм – это отвратительное явление, базисом для которого является обыкновенная человеческая глупость.

Хотя в начале двадцатого века в России издавались двадцатитомники Георга Брандеса, сейчас мало кто из наших соотечественников знаком с его творчеством. Влияние же писателя на европейскую культуру было воистину колоссальным.

Андреас Фрицнер

Фрицнер – социалист-синдикалист, который сидел в тюрьме за отказ от несения военной службы, за антимилитаристскую пропаганду, за неугодные власть имущим высказывания, за участие в стычках, за организацию перетекавших в уличные бои мероприятий и т.д. Пацифизм для Фрицнера – это не беспомощная покорность, а борьба за свои убеждения!

Мужчина часто устраивал голодовки в тюрьме, а на воле протестовал против тех капиталистов, которые умножали свое богатство за счет выполнения военных заказов.

В 1917 году социалиста признали непригодным к военной службе, а в 1930 году он вступил в коммунистическую партию Дании. В 1939 году Андреаса исключили из партии за антимилитаристскую позицию.

Протест против вторжения советских войск в Чехословакию стал последней демонстрацией пацифистских взглядов Фрицнера. Синдикалист-пацифист умер в 1969 году.

Мария Нильсен

Интернационалистка, социалистка и учительница Мария Нильсен родилась в 1875 году в бедной семье, поэтому вынуждена была вести отчаянную борьбу за свое существование. Она утверждала, что те приоритеты, которые присущи рабочему классу, обязаны быть выше национальных приоритетов, поэтому рабочие во время военных действий не должны убивать друг друга или причинять друг другу какой-либо вред.

Хотя Мария и вступила в социал-демократическую партию, но в начале 1918 года вынуждена была покинуть её из-за тех политических компромиссов других членов партии, которые женщине казались совершенно недостойными.

В ноябре 1918 года она приняла участие в демонстрации, которая закончилась массовыми беспорядками. Мария не только попала в тюрьму, но и потеряла работу. Через некоторое время Нильсен вступает в коммунистическую партию, но из-за систематических нарушений партийной дисциплины трижды изгоняется из неё.

Мария Нильсен – символ датского гуманизма и пацифизма. Женщина сумела доказать и себе, и окружающим людям, что оправдания для войны ищут только те политики, которые в корыстных целях отправляют собственных граждан в подземные туннели и окопы.

Указанная концепция признает необходимость, целесообразность и оправданность отказа от использования насилия, силы вообще при решении каких бы то ни было социальных проблем, ставит в основу политической деятельности принципы гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственности.

Идея ненасилия родилась в древневосточных религиозных культах. Она представляла собой неотъемлемую часть общемировоззренческих систем индуизма, буддизма и конфуцианства. Концепция ненасилия получила свое отражение и развитие в раннем христианстве, которое вырабатывает свой подход к ненасилию, заключающийся в концепции самопожертвования и любви к ближнему. Переход христианства в ранг государственной религии ознаменовался отступлением от принципа ненасилия как абсолютного пацифизма.

По мнению Августина, из любви к ближнему христианин может нарушить обет непротивления и прийти ему на помощь, применив даже оружие. Такая трактовка ненасилия, по существу, оправдывала насилие, что и подтвердилось в жестоких и кровавых походах XI - XIV веков.

Очищение и возрождение идей ненасилия стало одной из целей западной Реформации. Протестантизм стремился перевести раннехристианские заповеди в плоскость нравственности, в принципы практического поведения. В этом виде средневековое сектантское движение оказало существенное влияние на различные христианские течения Нового времени, воплотившись в наиболее законченной форме в движении квакеров.

В Новейшее время принципы ненасилия нашли наиболее полное выражение в учении непротивления злу насилием Л. Толстого и в принципах ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди.

Ненасильственные идеи М. Ганди имеют глубокие корни в индийской культуре и религии, а также испытали воздействие христианства. Ганди выводит ненасилие из чисто религиозной или нравственной сферы, лишь опосредовано влиявшей на политические процессы, и переводит его в плоскость самой политики. Для Ганди конечной целью является усовершенствование мира, преобразование его посредством любви и глубочайшего уважения к человеку.

В наши дни нет оснований утверждать, что ненасилие заложено в природе человека или является универсальным принципом мироздания. Но столь же безосновательным, по-видимому, было бы и утверждение обратного. Последние годы показывают, что дальнейшее развитие межгосударственных отношений, снятие с них разного рода идеологических предубеждений, открывают путь к установлению миролюбивых, основанных на компромиссе и неприменении силы отношений между странами, их равноправном сотрудничестве.

Пацифизм (от лат. Pacificus - миротворческий, от pax - мир и facio - делаю) - антивоенное движение, участники которого главным средством предотвращения войн считают осуждение их аморального характера. Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

Историческим истоком пацифизма и наиболее последовательным идеологическим воплощением его является буддизм, что проявляется в особой фундаментальной пацифистичности истории и культуры Индии и Китая. Раннему христианству также был присущ пацифизм, но впоследствии он был.

Сторонники пацифизма стоят на принципах морального осуждения любой вооруженной борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы. Пацифизм явление не новое.

В Париже через сто лет после Французской революции и отмены рабства, во время Всемирной промышленной выставки произошли два очень важных для пацифистского движения события: первая Межпарламентская конференция и первый Всеобщий конгресс мира. После этого парламентарии и пацифисты стали проводить периодические встречи.

Именно в 1901 г. на X Всеобщем конгрессе мира в Глазго несколько участников сначала неформально, а затем открыто выступили за введение понятий пацифист и пацифизм. Дискуссия показала, что, несмотря на видимое единство, движение включало различные идеологические тенденции, которые не всегда преследовали одни и те же цели. Впрочем, эти тенденции были заметны уже с самого начала пацифистского движения.

Наполеоновские войны начала XIX в. послужили импульсом создания первых обществ мира, которые возникли поначалу в англосаксонских странах.

К тому же бурный рост промышленности и торговли стимулировал общественную и экономическую среду для развития филантропии и благотворительности, а также и пацифистского движения. Действительно, с конца ХVIII в. Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль и другие экономисты убедительно показали взаимосвязь между торговлей, промышленными кругами и проблемой мира. Первыми пацифистами часто становились пасторы и экономисты.

Например, пацифистка Присцилла Пекковер, выходец из семьи богатого кембриджского квакера использовала полученное наследство для развития пацифистской пропаганды в Англии и в других европейских странах.

Таким образом, пацифизм стал двойственной доктриной, так как для обозначения одной и той же реальности имелись два слова (пацифизм и патриотизм), что затрудняло выявление противоречия.

На рубеже 70-80-х годов обнаружился массовый приток участников в антивоенные организации пацифистского толка, особенно в странах Западной Европы. Лагерь пацифизма пополнился новым сильным течением, не связанным непосредственно с конфессиальной мотивацией. Этими движениями явились различные гражданские инициативы, защитники окружающей среды, охватившие массы молодежи, женщин, интеллигенции, деятелей культуры и науки. Пассивность сменилась в деятельности пацифистов такими формами борьбы как демонстрации, марши, блокады, пикетирования, "живые цепи" и т. д.

Пацифизм как политическая позиция и как известное состояние общественной психологии менялся на протяжении истории своего существования. Он связан со стремлением к миру, с отрицанием войны как средства разрешения международных споров и, в определенной мере, с представлением о непротивлении злу насилием.

Пацифистское движение дает возможность людям различных политических убеждений, партийной принадлежности и вероисповеданий принять участие в гуманном движении - борьбе за мир.

Антимилитаризм - политическое движение социально разнородных сил, объединенных идеей борьбы против использования вооруженного насилия при разрешении внутренних и межгосударственных противоречий в национальном, региональном и глобальном масштабах. Антимилитаризм, как и пацифизм, относится к антивоенным движениям. Но в отличие от пацифизма, антимилитаризм был долгое время направлен не против войны вообще, а против вооруженного насилия в несправедливых, реакционных целях.

Антимилитаризм уходит в глубь истории общества, раздираемого социальными противоречиями. Почти четыре столетия назад против милитаризма выступал Э. Роттердамский. Спустя два столетия И. Кант в трактате "О вечном мире" глубоко обосновал обреченность войны и милитаризма исторически обусловленным процессом их самоизживания. В наиболее зрелом и организационно оформленном виде антимилитаризм сложился в годы, предшествовавшие первой мировой войне. Это было естественной реакцией прогрессивных социальных сил на агрессивные устремления зачинщиков и организаторов первой в истории бойни в мировом масштабе. В годы второй мировой войны значительно возросший по своим масштабам и эффективности антимилитаризм сыграл существенную роль в разгроме германского и японского милитаризма.

Как только одно государство увеличивает число своих войск, другие увеличивают свои, так что от этого ничего не получается, кроме разорения.

Война может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние ее обыкновенно самое пагубное: она ведет к взаимоистреблению самых лучших и самых храбрых.

4. Философские убеждения

Философия по праву считается наукой наук. Она дает ответы на самые важные вопросы, с которыми сталкивается человечество. Один из основных вопросов философии - место человека в мире и смысл человеческого существования. Каждый философ, живший на земле, отвечал на этот вопрос по-своему. В процессе накопления человечеством знаний и развития науки появлялись философские направления, течения, школы.

Начиная с Гераклита античные философы искали решение извечного вопроса о войне и мире. Они то склонялись к мысли о неустранимости войны как "естественного" средства разрешения международных споров и конфликтов между людьми, то искали способов - подчас наивных - "отмены" войны.

Первый взгляд был классически сформулирован Гераклитом, изрекшим, что "война - отец всего и всего царь; одним она определена быть богами, другим - людьми; одних она сделала рабами, других свободными". У этого взгляда было и есть немало сторонников. Вместе с тем, начиная с глубокой древности, предлагались проекты "вечного мира". Центральный вопрос выдающихся памятников античной философии и политической мысли - "Государства" Платона и "Афинской политии" Аристотеля - вопрос о войне, мире и возможностях государственной власти обуздать войну в интересах мира.

Античные мыслители подметили, что не только война, но и подготовка к войне, несут с собой необратимые деструктивные последствия, деформируя сложившийся механизм общественных отношений и даже вовсе разрушая его, особенно при завоевательных войнах. Руины Северной Африки и Индии, Средней Азии и Мексики, Ближнего Востока и Китая - наглядные свидетельства пагубных последствий войны. Цветущие цивилизации разрушали не только варвары.

Древние философы и историки, осуждая войну и использование военной силы для достижения честолюбивых политических целей, ценили, как правило, понятия высокой морали, призывали к уважению человеческого достоинства, блага и справедливости, как во внутренней, так и во внешней политике.

Идея всеобщего мира получила особенно широкое распространение в новейшее время. Теоретики развивали теории непрерывного, идущего по восходящей линии, социального прогресса.

Философы-просветители, опираясь на идеи естественного права и общественного договора, рисовали радужные перспективы всеобщего благоденствия, которое наступит в случае принятия и проведения в жизнь их предложений по регламентации международных отношений (Гроций, Пуфендорф, Гобсс, Сен-Пьер, Дидро, Руссо, Кант, В.Ф. Малиновский, Вл. Соловьев). Все они утверждали, что война вовсе не является неизбежным спутником человеческих обществ, скорее она является следствием всякого рода общественных неустройств, которые могут быть искоренены с помощью разумных мер по упорядочению государственных и межгосударственных отношений.

Многочисленные проекты "вечного мира", включая предложения о законодательном запрещении войны как орудия национальной политики, сыпались как из рога изобилия. Они были различными по характеру - от монархо-аристократических до революционно-демократических. Руссо, будучи романтическим скептиком, не думал, что вечный мир может быть установлен "при помощи отдельной лишь книги". Он полагал, что трудности решения проблем войны и мира неимоверны, но многое зависит от исторически значительных личностей, которые силой своей политической воли и незаурядного интеллекта сумеют продвинуть вперед дело взаимопонимания народов и добьются высшей цели всеобщего мира и благоденствия народов.

Однако придерживаться того или иного учения, разделять его никому не воспрещается. Хотя большинство проектов были утопическими по своей сути, в них усматривается достаточно логики для того, чтобы действовать сообразно учениям.

Л.Н. Толстой создал оригинальное религиозно-нравственное учение, получившее название толстовства. Ненасилие в точном смысле слова как отказ от насилия означает, что человек не берется быть судьей другим людям, ибо это прерогатива бога. В данном случае речь идет не о том, чтобы вообще отказываться от оценки (суда) других людей, а о том, чтобы не оценивать (не судить) людей как людей, чтобы не покушаться на их свободу, нравственное достоинство само их право самим определять свою жизнь. Тем самым человек относится к другим как к братьям. Брат не судит брата. Это делает отец.

Придя к выводу о ненасилии как истине любви, Толстой со всей решительностью ополчается на государственное насилие. Как бы ни оценивать анархизм Толстого, ему нельзя отказать в последовательности. Ненасилие, продуманное до конца, не только предполагает отрицание государственного насилия, но делает это в первую очередь, поскольку здесь идет речь о чем-то большем, чем факты насилия, - о праве на насилие.

Толстой видел разницу между различными проявлениями насилия - например, между насилием разбойника с большой дороги и насилием государственных деятелей (царей, президентов, генералов и т. д.). Оправдать нельзя никакое насилие. Но если насилие разбойника хоть как-то можно понять, то насилие государственного деятеля понять нельзя, не говоря уже об его оправдании - оно много хуже, т. к. претендует на узаконивание, в том числе и нравственное. Разбойник с большой дороги, как правило, понимает, что он делает что-то недостойное, он не выставляет своего душегубства напоказ, не мобилизует разум для его оправдания. Разбойник на троне гордится насилием, изображая его как благо, требование разума. И этим он отвратителен вдвойне.

Толстой считал, что насилие можно оправдать лишь в рамках каннибальского сознания. Но его нельзя обосновать в рамках сознания, признающего, что все люди являются братьями. Ненасилие является ответом на конфликтную ситуацию, при которой одни люди считают злом то, что другие считают добром, и наоборот. И ответ этот состоит в том, что человеку не следует вести себя так, будто он знает, что является злом, а что нет.

В представлении Л. Толстого, зло имеет своего рода цепную реакцию: раз возникнув, оно порождает ответные действия, которые даже будучи оправданными, как правило, не удерживаются в рамках справедливости, порождают новое зло, причем еще в больших масштабах, чем прежде. И так происходит до бесконечности - до всеобщей катастрофы. Поэтому единственным средством остановить этот разрушительный процесс является решимость воздержаться от возмездия за причиненное зло, в том числе, и от права на самооборону. Но главное не в самом этом отказе от мести, а в том просветленном чувстве, которое движет нравственно совершенным человеком - в чувстве любви ко всем людям без исключения.

В учении Толстого своеобразно переплетаются евангелические христианские идеи с традиционным подходом восточных религий.

Угроза ядерного апокалипсиса усиливает пацифистские настроения, с распространением пацифизма война отступает и расцветает торговля, торговля повышает доходность мира и убыточность войны.

ЮВАЛЬ НОЙ ХАРАРИ. SAPIENS. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Пояснение к цитате: Автор популярно разъясняет, как связано сокращение числа войн с появлением ядерного оружия.

Пацифист – это представитель идеологии, не принимающей войну, убийство, нанесение членам противной группировки каких-либо телесных повреждений.

Пацифист

Пацифист – это представитель идеологии, не принимающей войну, убийство, нанесение членам противной группировки каких-либо телесных повреждений.

Наверняка, человечество знало пацифистов еще в те времена, когда одни первобытные личности в одеяниях из шкур медведей притесняли других, пытаясь отогнать их с более выгодных и удобных для жизни территорий и отвоевать для себя лучших представительниц прекрасного пола.

Скорее всего, уже тогда мир делился на тех, кто хотел и умел наступать, тех, кто бесстрашно давал отпор, и тех, кто безропотно принимал свою незавидную участь, не желая проливать ничью кровь.

В тот период истории, когда зародилось христианство, уже смело можно ссылаться на исторические источники, зафиксировавшие действия настоящих пацифистов. Это были первые христиане, которым глубоко претили разврат и разнузданность римского войска. Они просто-напросто отказывались воевать.

Признаки пацифиста

Вот они, признаки истинного пацифиста:

  • человек не высказывает агрессии по отношению к кому бы то ни было;
  • мягко осуждает вмешательство правительства в любые локальные конфликты на международном уровне;
  • отказывается служить в армии.

Обратите также внимание на природный темперамент вашего собеседника: пацифистом с большей долей вероятности станут меланхолик и флегматик, и с гораздо меньшей – холерик.

Плюсы и минусы пацифизма

Каковы плюсы и минусы пацифизма? С одной стороны, может показаться, что отрицательных сторон в этом явлении нет вовсе. Не давать агрессивный отпор обидчику – это же здорово! Подставить левую щеку, когда бьют по правой – это так по-христиански, так самоотверженно. Такой поступок должен пробудить совесть у самого злобного и коварного врага и превратить его в ягненка.

На самом деле не так-то все просто!

Здоровая доля агрессии должна быть в каждом человеке. Можно это именовать и по-другому:

  • азартом;
  • честолюбием;
  • жаждой справедливости;
  • желанием защитить себя и своих близких.

Это нормально и естественно. Представьте себе, что стало бы, например, со сказочным Иваном-царевичем, если бы он, объявив себя пацифистом, отказался от боя со Змеем Горынычем? Прекрасная Василиса до сих пор сидела бы в плену у злодея, царь-отец безутешно рыдал, а сам Иван превратился в бы в объект народных насмешек. И никакого хеппи-энда.

Легко быть пацифистом, когда нет войны, но сможешь ли ты не очернить свои руки, когда захотят убить того, кто тебе дорог?

АЛЕКСАНДРИНА БОБРАКОВА. АДАМ

Недостатков у пацифизма хватает. Люди, которые никогда не нарушают его принципов, сами страдают:

  • не добиваются высот в карьере;
  • слывут слабаками и не получают уважения в своей среде.

С другой стороны, идея пацифизма изначально прекрасна. Только вдумайтесь: нет войн на Земле. Нигде, ни в Ираке, ни в Афганистане, ни в Сирии! Не устраивают разборок подростки, не дерутся дети. Утопия, одним словом!

Действительно, если бы все человечество состояло только из мирных индивидуумов, уступающих друг другу место в автобусе, жизнь на нашей планете стала бы по-настоящему прекрасной! Так что маленькое семечко идеи пацифизма должно обязательно когда-нибудь дать замечательные всходы.

Постоять за себя и за свою любимую – могу! В глаз дать, как пацифисту в душе, будет, конечно, неприятно, но если других аргументов больше нет, мужчина прибегает к действию.

СЕРГЕЙ ВИТАЛЬЕВИЧ БЕЗРУКОВ

Известные пацифисты мира

Вспомните такие имена, как:

  • Джон Леннон;
  • Лев Толстой;
  • Альберт Эйнштейн;
  • Джордж Бернард Шоу;
  • Махатма Ганди;
  • Олдос Хаксли;
  • Далай-лама XIV;
  • и еще много известных нам личностей.

Что объединяло таких разных личностей, кроме огромного таланта?

Все они в той или иной мере поддерживали теорию пацифизма:

Так можно ли считать Эйнштейна настоящим пацифистом? Безусловно: ведь ученый опасался, что если мир не создаст оружие, способное противостоять фашизму, то вскоре окажется на грани гибели.

Я не просто пацифист, я воинствующий пацифист. Я готов бороться за мир. Ничто не закончится войной, если сами люди откажутся идти на войну.

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

Пожалуй, уместно будет здесь сказать пару слов еще об одном человеке, всю жизнь свою положившем на алтарь служения близким. Речь идет о матери Терезе. Эта женщина несла пальмовую ветвь мира всюду, где бы ни появлялась. Она помогала всем страждущим, независимо от того, кем они были и на чьей стороне выступали.

Для истинного пацифиста существует только одна ценность, которая выше всех прочих, — человеческая жизнь.

Видео: Пацифизм — Арсений Куманьков

Заключение

Поделитесь с нами своими мыслями и комментариями, если тема показалась вам достойной обсуждения.

пацифист – это человек, который никогда не будет воевать с другими

Пацифист

Угроза ядерного апокалипсиса усиливает пацифистские настроения, с распространением пацифизма война отступает и расцветает торговля, торговля повышает доходность мира и убыточность войны. Юваль Ной Харари. Sapiens. Краткая история человечества Пояснение к цитате: Автор популярно разъясняет, как связано сокращение числа войн с появлением ядерного оружия.

Пацифизм у нас в душе

Что значит пацифист?

пацифист это человек который


Умозрительность идеи

Есть очень много достойных представителей этого движения, среди них встречаются и люди, обладающие определенными возможностями, но среди милитаристов таких людей гораздо больше. И им надо адекватно противостоять, а идеи пацифизма, в лучшем значении этого слова, надо приветствовать, и только. Можно цитировать классиков-пацифистов. Например, Марк Аврелий говаривал, что лучшим отмщением злу является безответность. Вообще-то он был единоличным императором, против которого только безумный бы осмелился применять зло, да и прожил бы он потом не очень долго. Сам же Марк Аврелий перед самой смертью вел очень активные и успешные войны. Так что пацифизм его носил чисто кабинетный характер. Человек, интересы которого затронуты, скорее воин, а не пацифист. Значение термина, как было указано выше, непризнание любого насилия. В большинстве случаев при столкновении с реальным злом, причиняемым ему лично, пацифист перестает быть таковым.

История пацифизма

Зарождение этого движения тесно связано с христианской системой ценностей. Главные идеи уходят корнями к Нагорной проповеди Иисуса Христа. Изначально движение пацифистов было создано для процветания имперской державы, в которой жестко контролировалась административная и правовая системы регионов, появившиеся в хроническом состоянии войны. В 311 г н.э. основной доктриной идеологии христианства стала справедливая война, которая достигла своей кульминации только в период средневековых крестовых походов.

В это время появилось развитие позитивного права народа на суверенитет относительно ситуации на их земле. В результате во второй половине 19 века стремительно начало развиваться пацифистское движение за мир. Созывались всемирные конгрессы и конференции по этому поводу. Хоть пацифисты того времени никак не влияли на развитие международного права, возможность заключения мирных соглашений демонстрирует положительное отношение к их идеологии.

Бессилие пацифизма

Можно бороться против войны мирными средствами в том, и только в том случае, когда она носит гипотетический характер, а когда она стоит в полном смысле на пороге дома – надо как пастор Шлаг, становиться на лыжи и — вперед, на действенную борьбу с фашизмом. В наше время, когда локальные войны идут непрерывно, хороши все способы борьбы с ними, лишь бы они были действенными. Но плакатами войну не остановишь. В этой связи — кто такие пацифисты? (фото помогут ответить на данный вопрос).

Хиппи-пацифисты

Подобное понятие относится к распространенному в последнее время движению Харе Кришна. Они продолжают отрицать коммерциализм, который присущ современному обществу и противопоставляют европейской ментальности элементы восточных философских учений. Понятие пацифист им очень близко, ведь выбранный путь духовного самоосознания призывает дарить любовь всем окружающим, а это противоречит любому проявлению агрессии.

хиппи пацифисты

Пацифист андертейл. Новый Дом

Признаки пацифиста

С первого взгляда определить человека, который придерживается подобной идеологии, невозможно, если он не использует антуражную символику. Личность, которой будут близки подобные убеждения, по темпераменту будет меланхоликом или флегматиком. Истинный пацифист выдает себя следующим жизненными позициями:

  • отсутствием агрессии по отношению к другим людям;
  • мягким осуждением вмешательства руководства страны в международные конфликты;
  • отказом от службы в армии.

Литература

Основные тексты

Исследования

Критика

Пацифист – это хорошо или плохо?

Четкого ответа нет, каждый реагирует на это направление согласно своим жизненным устоям и взглядам на ситуацию в мире. Разобравшись, пацифист – кто это, люди могут отнести себя к их приверженцам или противникам. Первые считают направление благим путем, подобным тому, что предлагает религия – покорность и смирение. У вторых, являющихся противником течения, есть целый перечень аргументов против пацифизма:

  1. Политические
    . Постулаты движения несовместимы с национальной политикой. Страна должна всеми средствами защищать безопасность своих граждан, значит в любом случае не обойтись без ответа на любую агрессию.
  2. Логические
    . Сюда можно отнести неидеальность мира, поэтому в некоторых случаях восстановить равновесие можно только военными действиями, что противоречит идеологии пацифизма.
  3. Биологические
    . Человеку от природы присуща некоторая агрессия, что заставляет быть защитником и испытывать обиду в случае несправедливых действий, поэтому пацифизм в какой-то степени противоречит человеческой природе.

известные пацифисты мира

Абстрактность идеи

Берут ли пацифистов в армию?

Согласно законодательству РФ под призыв попадает население страны мужского пола, достигшее определенного возраста. Отказ от службы возможен только по причине проблем со здоровьем. Пацифистские взгляды на жизнь не являются причиной, чтобы не получить повестку. В этом случае можно попросить разрешение на альтернативную гражданскую службу. Она представляет собой временную работу в государственных учреждениях социальной сферы.

Для этого заранее подают заявление в военкомат и ожидают ответа. Работа хоть и является обязательной, но оплачивается, как и для других сотрудников со всеми дополнительными бонусами в виде больничного, выходных и отпуска. Срок альтернативной службы – 21 мес. По ее окончанию выдают обычный военный билет с указанием военно-учетной специальности, однако на следующие сборы больше призыва не будет.

Критика[ | ]

Пацифизм подвергается критике с разных сторон[3].

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, объясняет: «Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход. Пацифизм ведет к войне, так как страна, где он становится идеологией, начинает играть по правилам агрессора

Протестантский теолог и философ Райнхольд Нибур писал, что «примитивное христианское морализирование бессмысленно и ведет к путанице

Знак пацифиста

Выясняя информацию об этом течении, необходимо выяснить, какая эмблема указывает на его приверженцев. На территории нашей страны впервые пацифистский знак появился в 90-е годы прошлого века. Тогда его использовали в своем образе неформалы хиппи как в максимальной степени мирный знак, указывающий на явный бунт против общественных устоев, ведь они отказывались делать вещи, которые требовались от них.

знак пацифиста

Как стать пацифистом?

При том, что глобальная эра пацифизма – больше отголосок прошлого, но и сейчас есть много людей, которые придерживаются их идеологии. Современные сторонники мира разделяются на несколько типов. Рассмотрим подробнее, кто это такой пацифист в обществе:

  1. Сторонники абсолютной идеологии
    . Они считают, что нет ничего важнее человеческой жизни.
  2. Условные пацифисты
    . Уверены, что насилием ничего решить нельзя, но при этом считают, что любые поступки нужно оценивать по их последствиям.
  3. Избирательные пацифисты
    . Люди активно борются за запрет любого оружия массового уничтожения, но при этом допускают использование обычного в определенных условиях.

Не существует какого-то ритуала-посвящения в пацифисты, поскольку это идеология. Чтобы прильнуть к одному из течений, нужно просто разделять их позиции и взгляды. Найди единомышленников можно на многочисленных акциях-протестах, а также в интернете на специальных сайтах и в социальных сетях.

Откуда появились первые пацифисты?

Течение пацифизм зародилось на территории Америки и Англии по окончании войны Наполеона. В XIX столетии эта идеология распространилась на ряд других стран, а в скором времени – по всему миру.

А как вы считаете, получится ли у пацифистов установить мир во всем мире?

Пацифисты стали присутствовать на международных конгрессах, при этом они просили о принятии закона, запрещающего войны. Также миротворцы предлагали изъять у всех стран оружие и больше никогда его не возвращать.

Все проблемы между странами, по их мнению, должны решаться только в международных судах, а не военными методами.

К подобным заявлениям очень негативно относились коммунисты, считая, что это отвлекает внимание тех, кто намерен принять участие в революции.


В период Первой мировой войны Ульянов-Ленин считал, что пацифисты затуманивают умы рабочих.

Истоки пацифизма

Истоки тянуться от буддизма, так как именно эта идеология являлась основой развития духовности, противостоящая какому бы то ни было насилию в отношении другого человека. Буддизм зародился в момент ухода в мир иной индийского монаха и духовного учителя Будды Шакьямуни.



Будда Шакьямуни — прародитель пацифизма

Приблизительно это произошло в 543 году до нашей эры. Сегодня буддизм является государственной религией в таких странах, как:

Столицей буддизма считается Индия. Интерес к этой вере возрастает с каждым годом, это обусловлено наличием в религии интеллектуальной подоплеки, красочности, миролюбивости и философской насыщенности.

Видео об истории философии пацифизма

Известные пацифисты

История движения очень длинная, поэтому выделяет большое количество людей, которые отличились на фоне толпы. К известным пацифистам мира относят:

  • Джона Леннона;
  • Льва Толстого;
  • Альберта Эйнштейна;
  • Джорджа Бернарда Шоу;
  • Олдоса Хаксли;
  • Далай-ламу XIV.

Леннон всегда был против любых военных действий. Толстой разработал индивидуальную систему взглядов – если оказывать сопротивление человеку, оскорбляющего вас, это только увеличит количество мирового зла. Позиция Эйнштейна была оригинальной. Он был пацифистом, но при этом принимал участие в разработке ядерной бомбы. По его мнению, только там можно было противостоять потенциальным захватчикам. Мать Тереза положила жизнь на служение близким. Она оказывала посильную помощь всем нуждающимся.

Что такое пацифизм?

Пройти тест на характер человека

Кто такой пацифист?

Пацифист — это тот, кто поддерживает идеологию пацифизма. В быту пацифистом называют каждого, кто открыто выступает против войны. Если трактовать это понятие настолько ограниченно, получается, что все остальные оправдывают насилие. Это не так. Пацифист – это человек-миротворец, который не просто выступает за мирное решение конфликтов, но доказывает это на своем примере: не высказывает агрессии к кому-либо, не вступает в конфронтации или группировки, не принимает участия в военно-политических конфликтах, не наносит телесных повреждений.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

Читайте также: