Доклад на тему ответственность государственных служащих

Обновлено: 02.07.2024

Цели и задачи работы. Основная цель настоящей работы заключается в комплексном и всестороннем анализе с политико-правовых позиций теоретических и практических аспектов деятельности государственных служащих в современной России, дающих основание для привлечения к юридической ответственности, разработке предложений по совершенствованию механизма привлечения к ответственности государственных служащих.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, содержание и основные признаки ответственности7
Ответственность, как комплексный правовой институт 7
Цели, функции, стадии ответственности 21
Виды ответственности 34
2.Виды ответственности государственных служащих 43
Дисциплинарная ответственность 43
Административная ответственность 55
Уголовная ответственность 60
Заключение 68
Список использованной литературы 71

Файлы: 1 файл

Виды ответственности государственных служащих.doc

1. Сущность, содержание и основные признаки ответственности7

  1. Ответственность, как комплексный правовой институт 7
  2. Цели, функции, стадии ответственности 21
  3. Виды ответственности 34

2.Виды ответственности государственных служащих 43

  1. Дисциплинарная ответственность 43
  2. Административная ответственность 55
  3. Уголовная ответственность 60

Список использованной литературы 71

Степень разработанности проблемы. Общие проблемы юридической ответственности как в общетеоретическом, так и в отраслевом аспекте неоднократно являлись предметом специальных исследований. Между тем в правовой науке до сих пор отсутствует общепринятое мнение о понятии и сущности юридической ответственности. Нет единства учёных в этом плане и в общей трактовке юридической ответственности. Ответственность государственных служащих не получила широкой общетеоретической разработки и рассматривалась как правило в рамках отраслевых наук. В последнее время наблюдается изучение отдельных вопросов ответственности государственных служащих в рамках гражданского, уголовного, трудового и других отраслей права.

Теоретическим началом работы послужили выводы и концепции, содержащиеся в различных сферах юридической науки. Работа основывается на изысканиях как советских, так и современных российских ученых - юристов.

Основой для формирования собственных научных положений и выводов относительно сущности ответственности выступили теоретические разработки таких ученых - юристов, как С.С. Алексеев, М.И. Байтин, С.Н. Братусь, и др.

Объект и предмет работы. Объектом работы является институт ответственности. Предметом исследования является деятельность государственных служащих противоречащая интересам права.

Цели и задачи работы. Основная цель настоящей работы заключается в комплексном и всестороннем анализе с политико-правовых позиций теоретических и практических аспектов деятельности государственных служащих в современной России, дающих основание для привлечения к юридической ответственности, разработке предложений по совершенствованию механизма привлечения к ответственности государственных служащих.

В процессе достижения поставленной цели, были решены следующие задачи:

  • рассмотреть ответственность как комплексный правовой институт;
  • выделить цели, функции и стадии ответственности;
  • проанализировать виды ответственности;
  • проанализировать основания юридической ответственности государственных служащих;

Методологическая и теоретическая основы работы.

Основополагающим методом познания правовой действительности в данной работе была избрана материалистическая диалектика, раскрывающая закономерности взаимосвязи и развития социальных явлений. Широко использовался и синергетический метод, руководствуясь которым автор исследовал различные аспекты деятельности государственных служащих. При анализе теоретической и нормативной базы, различных точек зрения применялся метод сравнительного правоведения. В работе активно использовался системный подход, выразившийся в познании ответственности как социально правового явления, анализе отдельных сторон ответственности, как на общетеоретическом уровне, так и на уровне исследования различных отраслей права.

Теоретической базой настоящей работы выступила специальная юридическая литература, научные разработки по общей теории права, философии, социологии, политологии и т.д.

Нами обосновывается необходимость всестороннего исследования ответственности государственных служащих, которую следует рассматривать не только как самостоятельное юридическое средство, но и как особый механизм, способствующий повышению социальной активности и возможности осуществления конституционных прав. Главное в проблеме сегодня - теоретическая разработка и законодательное закрепление гарантий, условий и различных способов обеспечения ответственности.

Глава I Сущность, содержание и основные признаки ответственности

1.1 Ответственность, как комплексный правовой институт

Поведение людей в обществе, урегулированное нормами права может быть правомерным и неправомерным (противоправным). Реакцией на неправомерное поведение выступает ответственность, которая является одной из форм или разновидностей, общесоциальной ответственности.

Проанализировав, имеющиеся наработки, следует согласиться с мнением Ж.И. Овсепян о необходимости дифференцированного исследования понятий ответственности. Названным автором определяются три возможных сферы анализа: социологическое, нормативо-правовое и институционально - функциональное направление.

Социологический аспект определения ответственности позволяет ответить на вопрос: всегда ли связанна ответственность с государственным принуждением?

Такое представление об ответственности актуализирует наличие позитивной ответственности, в которой усматривается особое состояние индивида, характеризующееся глубоким пониманием интересов общества и государства, активным и добросовестным выполнением им своих обязанностей, гражданского долга. Здесь акцентируется внимание на субъективной стороне поведения, которая приводит к экстраполяции юридической ответственности на правомерное поведение. Принимая во внимание это обстоятельство, важным является рассмотрение хотя бы в общих чертах сущности правомерного поведения, что позволит выявить одну из составляющих природы ответственности.

Обращение к исследованию правомерного поведения получило свое распространение относительно недавно, поскольку преимущество отдавалось правонарушению в виду его социальной опасности.

Гост

ГОСТ

Ответственность государственных гражданских служащих – это специальная разновидность юридической ответственности, обусловленная особым статусом субъекта правонарушения – государственного гражданского служащего, которому в силу закона предоставлены широкие полномочия для обеспечения прав личности и решения задач публичного управления, а также дополнительные гарантии, что, в свою очередь, предопределяет повышенную опасность совершаемого им правонарушения.

Понятие и виды ответственности государственных гражданских служащих

Ответственность государственных гражданских служащих требует специального правового регулирования в силу особой роли, выполняемой ими гражданской службы. Предоставленные им широкие полномочия по реализации функций публичного управления требуют от служащих добросовестности, усердия, порядочности в их ежедневной деятельности. Правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, влекут негативные последствия не только в отношении конкретного потерпевшего, но и, более широко, в отношении всего общества в целом:

  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, нарушают режим законности функционирования всего механизма публичного управления;
  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, снижают уровень доверия населения к системе публичного управления, обесценивают провозглашаемое Конституцией РФ демократическое общественно-государственное устройство и пр.
  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, приводят к ненадлежащему исполнению или неисполнению служащими возложенных на них функций и задач публичного управления, то есть их непосредственные обязанности перед обществом остаются не выполненными, как следствие общественные запросы остаются без удовлетворения, права личности без должного обеспечения;
  • правонарушения, совершаемые лицами, замещающими должности государственной гражданской службы, выступают причиной коррупции публичного управления. Отсутствие в стране действенных механизмов борьбы с коррупцией рассматриваются мировым сообществом как неспособность государства обеспечить правопорядок, демократическое устройство, законность и пр. Указанное оказывает негативное влияние на имидж России на международной арене и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Регламентация правового статуса лица, замещающего должность на государственной гражданской службе, осуществляется государством в специальном законодательстве, регулирующем вопросы государственной службы и ее разновидности – гражданской службы, в частности.

Следуя положениям такого специального законодательства, правовое положение лица, замещающего должность государственной гражданской службы, образуют следующие элементы:

  • обязанности и права, образующие во взаимосвязи полномочия служащего;
  • ограничения и запреты, который вынужден претерпевать служащий ввиду значимости для общества задач гражданской службы;
  • дополнительные гарантии реализации правового положения;
  • специальная юридическая ответственность.

Правовая ответственность лица, замещающего должность государственного гражданского служащего, может быть следующих видов:

  • уголовно-правовая;
  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административно-правовая.

Каждый из названных видов правовой ответственности применяется в рамках правовых санкций, которые установлены правовыми положениями соответствующей отрасли права.

При этом необходимо отметить, что лицо, замещающее должность гражданской службы, может нести ответственность на общих основаниях и специальную ответственность, связанную со своим особым правовым статусом. Последний вид ответственности и представляет собой ответственность государственного гражданского служащего.

Привлечение служащего к юридической ответственности позволяет восстановить законность публичного управления, правопорядок в обществе и пр.

Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих

Дисциплинарная ответственность влечет для служащего по решению уполномоченного руководящего должностного лица или органа публичного управления негативные правовые последствия при совершении им должностного проступка.

Субъектом, полномочным привлекать служащего к дисциплинарной ответственности, является орган или руководящее должностное лицо, к числу полномочий которого относится назначение на должность служащего.

Негативные последствия для служащего могут выражаться в замечании, выговоре, строгом выговоре, предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнении. Кроме того, до того, как будет рассмотрен вопрос о привлечении служащего, совершившего проступок, к дисциплинарной ответственности, он может быть временно отстранен от должности.

Административная ответственность государственных гражданских служащих

Служащий привлекается к административной ответственности в случае, когда его административное правонарушение связано со служебной деятельностью, то есть когда служащий не реализовал и реализовал должным образом свои служебные полномочия, нарушив, тем самым, пава личности, организации.

В качестве основания административной ответственности служащего выступает совершение предусмотренного федеральным или региональным административным законодательством в качестве запрещенных виновных противоправных действий бездействия.

Необходимо отметить, что совершение служащим противоправного деяния может повлечь одновременно и административную, и дисциплинарную ответственность: административная – наступит за правонарушение, предусмотренное административным законодательством, дисциплинарная – за нарушение служебной дисциплины и пр.


В статье рассмотрены особенности юридической ответственности, применяемой к государственным служащим, взаимообусловленности применения мер юридической ответственности государственных служащих за результаты их служебной деятельности. Характеризуются виды юридической ответственности. Указываются пути решения проблемы законодательного регулирования ответственности государственных служащих.

Ключевые слова: государственная служба, юридическая ответственность, эффективность служебной деятельности.

The article deals with the problems of legal responsibility applied to civil servants, the interdependence of the application of measures of legal responsibility of civil servants for the results of their official activities on the basis of scientifically developed methods of assessing the effectiveness of management personnel. The qualitative and quantitative indicators of work of civil servants fixed in the normative legal acts stated in scientific publications are analyzed.

Key words: public service, legal responsibility, performance efficiency.

Государственный служащий должен выполнять своё предназначение — обеспечивать реализацию функций государственных органов. Для успешной реализации этой задачи государственный служащий обязан знать свои полномочия, которые регламентированы в нормативных правовых актах, соблюдать правила, инструкции по выполнению своей деятельности, выполнять свои функции только в интересах общества и государства и ни в коем случае не в целях удовлетворения своих интересов. От профессионализма и степени ответственности государственных служащих как представителей власти зависит эффективность всей проводимой государством политики, социальное самочувствие общества и авторитет власти.

На сегодняшний день в юридической науке большое внимание уделяется проблемам реализации принципа легитимности в государственном управлении, а также реализации взаимосвязанного с ним и очень значимого принципа ответственности государственных служащих и государства за совершенные ими деяния. Решение таких проблем в дальнейшем должно привести к повышению работоспособности государственного аппарата, а также привлечь общественность для осуществления контроля за деятельностью государства и государственных служащих.

Решить проблемы эффективного государственного управления помогает институт юридической ответственности государственных служащих, который представляет собой регламентированные нормами права общественные отношения между государством, в лице его специальных органов, и государственным служащим — правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.

Реализация юридической ответственности состоит в применении к государственному служащему в установленном порядке предусмотренных законом санкций, в том числе мер наказания. Применение данной ответственности обусловлено тем, что как институт государственного управления государственная служба направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина. Если же государственные служащие не исполняют или не надлежаще исполняют свои служебные обязанности, то они должны нести юридическую ответственность перед государством, обществом и гражданами.

Социальная обусловленность введения юридической ответственности для государственных служащих состоит в том, что обеспечение деятельности правового государства, основы которого провозглашены в ст. 1 Конституцией Российской Федерации [1] (далее — Конституция РФ), немыслимо без организации деятельности отдельных его элементов, а именно должного поведения государственных служащих, обеспечивающих взаимосвязь и взаимодействие между государством, с одной стороны, и гражданским обществом и населением — с другой.

Несмотря на вариативность существующих санкций в отношении гражданских служащих конечная цель применяемой юридической ответственности состоит в обеспечении позитивного способа управления со стороны государства без применения каких-либо мер воздействия.

Для реализации юридической ответственности государственных служащих в каждом конкретном случае должно быть установлено основание такой ответственности. Основанием ответственности является правонарушение как виновное противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, причиняющее им вред либо создающее угрозу такого причинения [4, с. 84].

Правонарушением государственного служащего является его виновное действие или бездействие, противоречащее требованиям нормативных правовых актов. В случае же, когда действия государственного служащего соответствуют требованиям закона, его действия не могут быть квалифицированы как правонарушение.

Правонарушения, совершаемые государственными служащими, можно разделить на две основные группы:

  1. Правонарушения, совершаемые во внеслужебное время. За их совершение государственные служащие несут ответственность на общих основаниях и могут быть привлечены в полном объеме ко всем видам юридической ответственности.
  2. Правонарушения, связанные со служебной. К ним относятся противоправные деяния, выраженные в неисполнении или ненадлежащем исполнении ими своих должностных обязанностей. За совершение этих правонарушений государственные служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Механизм установления и реализации юридической ответственности государственных служащих, на наш взгляд, подлежит оптимизации в связи с необходимостью решения проблем его нормативного регулирования.

Как уже было указано выше, правовая основа юридической ответственности государственных служащих не образует единой системы, а представлена федеральными законами о соответствующем виде государственной службы, в которых, как правило, содержатся отсылочные нормы. Подобная ситуация не способствует успешному урегулированию профессиональных управленческих отношений, связанных с выполнением государственными служащими своих должностных обязанностей.

Указанные изменения позволят на более высоком уровне обобщения разработать теоретическую модель юридической ответственности государственных служащих, снять противоречия во взглядах на ее сущность, основания применения и реализацию.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

4. Мукасеева Н. Н., Огрина Г. В. Актуальные проблемы административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих // Юридическая наука. 2019. № 5. С. 83–85.

Основные термины (генерируются автоматически): юридическая ответственность, служащий, государственная служба, Российская Федерация, ответственность, правонарушение, служебная деятельность, государственная гражданская служба, государственное управление, правовая основа.

Юридическая ответственность государственных служащих

Основанием привлечения государственного служащего к юридической ответственности является совершение им противоправного деяния (правонарушения), т.е. действия или бездействия, нарушающего норму права, специально охраняемую законом возможностью государственного принуждения. Помимо противоправности понятие правонарушения обязательно включает в себя также категорию общественной опасности .

Последнее означает, что действия (бездействие) государственного служащего наносят ущерб либо представляют опасность для интересов личности, общества, государства, вызывают негативные последствия.

В зависимости от степени общественной опасности разграничиваются такие виды правонарушающих действий, как преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки. Вне зависимости от степени общественной опасности действия государственного служащего могут причинять имущественный или моральный вред, что квалифицируется как гражданско-правовой деликт.

В этой связи можно выделить следующие виды юридической ответственности государственных служащих: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и материальная .

В качестве целей ответственности в системе государственной службы определяют: 1) охрану прав и законных интересов общества и личности от противоправных посягательств; 2) защиту правопорядка; 3) восстановление социальной справедливости; 4) предупреждение совершения новых правонарушений (общая и частная превенция); 5) воспитание граждан в духе уважения к закону; 6) обеспечение необходимого уровня доверия населения к институтам публичной власти; 7) повышение престижа государственной службы в общественном сознании 1 См.: Буравлев Ю.М. Виды юридической ответственности в системе государственной службы: монография. М.: Юрист, 2008. С. 4. .

Основанием для привлечения любого физического лица, включая государственных служащих, к уголовной ответственности является совершение им преступления . По уголовному закону преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное под угрозой наказания и предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса РФ. Характерной чертой преступлений, совершаемых государственными служащими, является злоупотребление властью и должностным (служебным) положением в той или иной форме.

Субъектом ответственности за преступление выступает физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста. Существует понятие специального субъекта, в качестве которого, в числе прочих, рассматривается должностное лицо, т.е. лицо, наделенное определенными властными, административно-хозяйственными или организационно-распорядительными полномочиями. В этом случае речь идет о злоупотреблении должностным положением (полномочиями). В другом случае лица, находящиеся на государственной службе, могут совершать преступления, не имея каких-либо властных полномочий, но используя служебное положение, например присваивая вверенное им по службе имущество.

Порядок привлечения к уголовной ответственности государственных служащих, как и любых других лиц, определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ без каких-либо особенностей.

Административная ответственность, по мнению Д.М. Овсянко, — это применение судьями, органами и должностными лицами установленных государством мер административного наказания к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений 2 См.: Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учеб, пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2007. С. 227. .

Под административной ответственностью в сфере государственной службы следует понимать применение в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в установленном законом порядке мер государственного принуждения к государственным служащим за совершение ими административных правонарушений, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет особенности административной ответственности специальных субъектов, которыми являются военнослужащие, должностные и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов.

Основным условием административной ответственности должностного лица является совершение им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

По общему правилу (ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ) военнослужащие и сотрудники органов правоохранительных органов за административные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности. За отдельные виды правонарушений (предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ — нарушение законодательства о выборах и референдумах, правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, правил дорожного движения, таможенных правил, невыполнения законных требований ряда должностных лиц и другие) лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях.

Исходя из особенностей военной и правоохранительной службы, а также нецелесообразности применения ряда административных наказаний и в соответствии с законом к военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов не применяется административный арест; к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — административный штраф; административное выдворение не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

Рассматривая административные правонарушения, которые могут совершаться государственными служащими, следует выделить такой характерный признак, как использование служебного положения . Например, такое административное правонарушение, как нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ч. 1 ст. 14.35 КоАП РФ), предполагает несвоевременное или неточное внесение сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр недвижимости должностными лицами соответствующего органа.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих заключается в применении к ним дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарных проступков, т.е. за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных должностных (служебных) обязанностей.

На гражданской службе применяются следующие виды взысканий: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы.

К военнослужащему , проходящему службу по контракту , за дисциплинарный проступок могут применяться такие виды дисциплинарных взысканий, как: выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; дисциплинарный арест. Последний вид взыскания не применяется к военнослужащим женского пола.

На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины могут налагаться: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; увольнение со службы в органах внутренних дел.

Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок , т.е. противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, под которой понимается строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Существуют определенные принципы и порядок применения дисциплинарных взысканий. В частности, за один дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание; до применения дисциплинарного взыскания от государственного служащего истребуется объяснение в письменной форме, проводится служебная проверка (проверка, расследование, разбирательство). По общему правилу дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев (для военнослужащих позднее года) со дня совершения дисциплинарного проступка. Государственный служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в суде.

Существуют определенные особенности привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения , под которыми подразумеваются несоблюдение государственным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Взыскания заданные правонарушения применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо по рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов.

За совершение отдельных коррупционных правонарушений, таких как непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов; непредставление (представление заведомо недостоверных или неполных) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; участие на платной основе в управлении коммерческой организацией; осуществление предпринимательской деятельности; вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, — государственные служащие подлежат увольнению в связи с утратой доверия .

Гражданское законодательство закрепляет принцип генерального деликта, в соответствии с которым подлежит возмещению любой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в полном объеме лицом, причинившим вред. Возмещение вреда также может быть возложено налицо (в широком смысле, включая государство, муниципальные образования), не являющееся причинителем вреда.

Гражданский кодекс РФ содержит специальную норму в ст. 1069, согласно которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

Под материальной ответственностью обычно понимается обязанность государственного служащего возместить органу государственной власти причиненный ущерб в пределах и порядке, установленных законодательством. Правовая природа материальной ответственности носит неоднозначный характер, в связи с чем имеются дискуссии относительно принадлежности этого института к трудовому либо гражданскому праву.

В литературе выделяют определенные признаки материальной ответственности, которые позволяют более или менее полно охарактеризовать ее содержание, в частности:

  • материальная ответственность в сфере государственной службы носит правовосстановительный характер в отличие от дисциплинарной, административной или уголовной, которые имеют наказательное (карательное) значение;
  • материальная ответственность в системе государственной службы наступает на основе действия правовых норм ряда отраслей права: административного, трудового, гражданского, законодательства о государственной службе, специальных нормативных правовых актов;
  • обязанность государственного служащего возместить причиненный ущерб существует только в отношении государственного органа;
  • является самостоятельным видом юридической ответственности и может применяться наряду с другими ее видами (дисциплинарной, административной, др.);
  • наступает при наличии прямого действительного ущерба, непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями, вины правонарушителя, если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей;
  • порядок и условия привлечения государственных служащих к материальной ответственности различаются по видам службы.

Помимо материального вреда по нормам трудового законодательства может возмещаться и моральный вред, в частности, если он причинен работнику неправомерными действиями работодателя.

Наиболее полно вопросы материальной ответственности урегулированы в отношении военнослужащих. Здесь действует специальный федеральный закон.

В законодательстве, регулирующем прохождение службы в органах внутренних дел, закреплено положение, согласно которому за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

Читайте также: