Доклад на тему организация релаксации на уроках английского языка

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Степанова Олеся Иосифовна

Населенный пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

Поэтому чтобы достигнуть высокой эффективности урока, педагог должен предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.

Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым. Следует помнить о том, что релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

Сегодня мне хотелось бы поделиться опытом работы по применению активных методов релаксации на уроках английского языка.

1.Выполнение различных движений: Stand up! Clap your hands! Jump! Swim! Skip!

2.Песня . Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. При разучивании песен уделяется большое внимание использованию жестов и мимики. Исполняя песни, дети должны сопровождать слова соответствующими действиями, демонстрируя все то, о чем они поют. Такое исполнение песен на иностранном языке способствует лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала.

2.Head and shoulder, knees and toes.

3. What's your name?


Обычно этот прием целесообразно использовать за 3-5 минут до конца урока. Материал строится на изученном языковом материале.

Одной из важнейших форм релаксации является игра. Игра способствует отдыху, вызывает положительные эмоции, лёгкость и удовольствие.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш, выбирают тему шагов.

При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером) Ученик у доски выполняет это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

Как показывает моя практика, внедрение в обучение приемов релаксации ведет к улучшению психологического климата в классе. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для его педагогического творчества.

Здоровье – вот что наиболее ценно для человека. А здоровье подрастающего поколения - ценно для всей нации. Что такое здоровье? Это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, гармония человека с природой и самим собой.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание релаксации на уроках английского языка

ВложениеРазмер
relaksatsiya_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.zip 1.64 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14

Обобщение опыта работы

учителя английского языка

Мироненко Валентины Петровны

«Релаксация на уроках

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении!


Здоровье – вот что наиболее ценно для человека. А здоровье подрастающего поколения - ценно для всей нации. Что такое здоровье? Это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, гармония человека с природой и самим собой.

Причины ее - социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Кроме того, интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения приводит к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. Как следствие всего этого – снижение иммунитета, рост количества заболеваний, низкий уровень активности учащихся на уроках, слабая успеваемость. Данная проблема не теряет актуальность в наши дни.

Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни. Учителю необходимо выбирать такие технологии преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание релаксации на уроках английского языка

РЕЛАКСАЦИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Как мы уже выяснили, современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

Поэтому каждый из нас, учителей, вносит свою частичку в воспитание здоровой личности, стремящейся вести здоровый образ жизни. Целенаправленная систематическая работа позволяет добиваться хороших результатов в оздоровлении обучающихся.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.

Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

Для этого могут использоваться кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.

Имитативные — учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты и движения.

Ритмические — короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.

Танцевальные — проводятся под музыку. Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Правильно подобранная музыка способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений.

Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше.

Сегодня мне хотелось бы поделиться опытом работы по применению активных методов релаксации на уроках английского языка.

Виды релаксации на уроке английского языка.

  1. Зарядка с использованием различного вида движений.

Эту форму релаксации можно проводить на начальном этапе обучения английскому языку. Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения).

Stand up! Sit down! Hands up! Hands down!

Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием: I can ….

“ Fly ”. Упражнение “Летать, как птица”. Взмахи руками.

“ Jump ”. Упражнение “Прыгать, как воробей”. Можно разводить руки в стороны.

“ Swim ”. Круговые движения руками. Можно усложнить команду: “Swim quickly”, “Swim slowly”.

“ Run ”. Бег на месте. Можно усложнить команду: “Run quickly”, “Run slowly”.

“ Count ”. Посчитать от 1-10 или от 10-1, загибая пальцы на руках.

“ Letters ”.Упражнение для глаз. Техника упражнения состоит в своеобразном написании букв английского алфавита открытыми глазами.

“Skate” и “Ski”. Некоторые учащиеся путают команды “Skate” и “Ski”, поэтому эти команды можно отработать в одном упражнении на внимание.

При изучении темы “Части тела” можно использовать следующие команды:

“Wash your face”, “Wash your hands”, “Clean your teeth”, “Touch your head (nose, ears…и т. д.).

2. Зарядка с использованием стихотворений.

Для проведения ритмических разминок на уроке можно использовать короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.

Hands to the sides,

Bend left, bend right.

Hands up! Clap! Clap! Clap!

Hands down! Shake! Shake! Shake!

Hands on hips! Jump! Jump! Jump!

Hop! Hop! Hop! Stand still!

Hands on the head,

Hands on the hips,

Hands on the table,

Hands like this (shake)

Hands on the shoulders,

Hands up and down,

Hands behind the head

Put your right hand in,

Put your right hand out.

And turn around.

Head and shoulders,

knees and toes, knees and toes!

Head and shoulders,

eyes, ears, mouth and nose!

Look left, look right.
Look up, look down.
Look around.
Look at your nose.
Look at that rose.
Close your eyes.
Open, wink and smile.

Hands up! Clap! Clap! Clap!

Hands down! Shake! Shake! Shake!

Hands on hips! Jump! Jump! Jump!

Hop! Hop! Hop! Stand still!

Hands up! Hand down!

Stand up! On the tiptoes

Turn around. Step aside,

Step left! Step right!

3. Песня на уроке.

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. При разучивании песен уделяется большое внимание использованию жестов и мимики. Исполняя песни, дети должны сопровождать слова соответствующими действиями, демонстрируя все то, о чем они поют. Такое исполнение песен на иностранном языке способствует лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала.

Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности и уровень лексико-грамматических навыков. В младших и средних классах ребята поют такие песни как “ABC song”, “Clap your hands”, “Ten Green Bottles” , «One, Two, Three, Four, Five”(здесь закрепляется счет от 1 до 10 и мн. число существительных и Раst Simple), «London’s Burning”, «Little Brown Jug”, “Hickory Dickory Dock”(здесь совершенствуются навыки произношения), “The Muffin Man”(здесь закрепляется Present Perfect и Present Simple) и т.д.

Учитель и сам может использовать несложные рифмовки, которые дети с удовольствием исполняют их на мотив известных мелодий.

I have, I have a tiger,

I have, I have a tiger,

I have, I have a tiger,

A tiger and a frog.

Have you a tiger?

Have you a tiger?

Have you a tiger?

No, I have no tiger.

My cat can run, can run, can run. (два раза)

One, two, three, one, two, three (два раза)

My cat can run. (два раза)

I can run and I can jump.

I can run, I can jump.

I can run and I can jump.

I go, go, go, I go to the Zoo.

I see an orange tiger and a brown kangaroo.

Tap, tap, tap, tap, tap, tap I see a white cat.

I see a brown lion, а green crocodile, a parrot,

Monkey, bear, and I see a grey hare.

Работа с песней.

Сначала обучающиеся прослушивают песню. Затем повторяют за учителем каждую строку, обращая внимание на произношение.

Разучивая песню, учитель должен, прежде всего, обратить особое внимание на произношение часто встречающихся в песне звуков.

Содержание многих песен может стать введением новых тем, такие песни как, выражающие протест, движение за мир, быт и повседневную жизнь в Британии и США можно использовать для лучшего понимания образа жизни иноязычной страны. Текст песен может использоваться как дополнительный материал, помогающий увеличить понимание Британского и американского стиля жизни.

Учитель может использовать материал песен:

  1. для введения новых структур в контексте;
  2. для повторения пройденных структур;
  3. для обогащения словарного запаса;
  4. обогащения пройденной лексики;
  5. для презентации наиболее значимых сторон иноязычной культуры;
  6. для тренировки языковых умений увлекательным путем.

Исследователи в области методики преподавания иностранного языка отмечали, что мотивация и интерес учеников является самым главным фактором в изучении иностранного языка.

Как положительный фактор надо отметить то, что в песнях используется современный английский язык, на котором сегодня говорят английские дети. Таким образом, дети, изучающие английский язык как иностранный, знакомятся с лексикой и грамматическими конструкциями, которые часто встречаются в речи их английских сверстников.

4. Истории со звуковыми эффектами.

Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2-3 человека), которые будут изображать какие-то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую музыку).

Одной из важнейших форм релаксации является игра. Игра способствует отдыху, вызывает положительные эмоции, лёгкость и удовольствие.

No. It’s Misha’s ball. (Закрепление притяжательной формы существительных)

Другой тип игры, способствующий релаксации, - это игра, в основе которой занимательность и хоровое повторение. Дети стоят в два ряда напротив друг друга и идут навстречу:

As I was walking down the street,

Heigh-ho, Heigh-ho (берутся за руки)

A little friend I chanced to meet

Heigh-ho, Heigh-ho (кружатся)

Giggery jig and away we go,

Heigh-ho, Heigh-ho, Heigh-ho!

Водящий становится в круг с закрытыми глазами, все говорят:

One, two, three, oh, yes

Whose compliment is this?

Учитель дотрагивается до учащихся, которые говорят комплименты, а водящий должен догадаться, кто это.

Игра “ Be attentive ”. Например, изучая лексику по теме “Части тела”, можно дать такое задание: если учитель называет слово по теме “Продукты”, то нужно хлопнуть в ладоши, а если по теме “Части тела”- поднять руку.

Игра ” Guess a word”.

Сначала необходимо повторить лексику урока. Учитель пишет слова на доске или вешает картинки. Затем один ученик выходит к доске и записывает на закрытой стороне доски загаданное слово (или говорит учителю шёпотом загаданное слово). Затем учащиеся начинают задавать ученику у доски вопросы, используя конструкцию Is it a…? Тот, кто угадал слово, выходит к доске и загадывает своё.

В заключение хотелось бы сказать, что общая атмосфера, эмоциональный настрой учителя, его тон играют большую роль в снятии напряжения на уроке, в организации всего учебного процесса. Особая роль релаксации на уроке иностранного языка определяется тем, что она позволяет обучающимся без труда переключиться с одного вида деятельности на другой, снимает усталость, торможение и способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке, лучшему усвоению учебного материала.

Хотелось бы так же отметить, что недостаточно проводить только специальную релаксацию, необходимо, чтобы весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для школьников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера.

Работа в школе предоставляет учителю возможность разнообразить любой урок, сделать его интересным, незабываемым. Ведь такие уроки вызывают у детей положительные эмоции; их улыбки, горящие интересом глаза вдохновляют учителя, побуждают его на дальнейшую творческую работу с детьми.

Эти слова можно отнести и к учителю. Ведь все в руках учителя: и прекрасные чувства, переполняющие душу ребенка, и его растущий интерес. И пусть, как бабочка, оберегаемый нашими ладонями, он подрастет, взлетит и поразит нас высотой своего полета.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые я применяю на уроках английского языка в Школе Космонавтики.

1. Разрядка с использованием различного вида движения

Эту форму релаксации можно проводить на начальном этапе обучения английскому языку. Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.

Draw your portrait

Write your name

Point to the (book)

Colour the (book)

Можно повторить названия цветов, используя разноцветные карточки или предметы:

Stand up and show me orange!
Hands up and show me blue!
Clap! Clap! Show me yellow!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me blue!
Hop! Hop! Show me red!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me grey!
Sit down and point to the green.
Clap! Clap! Show me pink.
Stop! Very nice of you.

2. Песня на уроке

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Целесообразно для отдыха выбирать песни известных и пользующихся популярностью среди учащихся групп, исполнителей. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности и уровень лексико-грамматических навыков.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент релаксации, проведенный в 10 классе.

Необходим раздаточный материал с неполным текстом песни и заданиями к нему, а также магнитофон и кассета с записью песни.

Хочется отметить, что ребята могут выполнить данное задание самостоятельно.

MY HEART WILL GO ON

1 Put the verbs in the present simple tense:

saw felt knew had went was opened believed did could would left held stayed tore sank slew swung shrank shone lit flung drawned dug heard

2 Listen to the song and fill in the gaps with the verbs from the table. ( There are more words than necessary)

Every night in my dreams

I 1). you, I 2) . you

That is how I 3) . you go

Far across the distance

And spaces between us

You 4) . to show you go on

Near, far wherever you 5).

I 6) . that the heart 7) . go on

Once more you open the door

And you 8) . my heart

And my heart will go on and on.

Love 9). touch us one time

And last for a lifetime

And never let go till we 10) .

Love 11) . when I 12) . you

One true time I 13) . to

In my life we’ll always go on.

There is nothing I feel

And I know that my heart 15) . on

We 16) . forever this way

And my heart will go on and on.

3. Истории со звуковыми эффектами.

Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2-3 человека), которые будут изображать какие-то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую музыку). Учитель читает текст, а учащиеся при словах – wind, windy, footsteps, walking, running, snoring, laughing и тд. имитируют звуки ветра, шагов, храпа и смеха. История может быть смешной, страшной и остроумной (в общем, любая история, способствующая снятию усталости и напряжения).

4. Игра в пословицы и поговорки.

С успехом использую на уроках поговорки и пословицы для расширения кругозора и для обогащения словарного запаса учащихся, а также как один из приемов релаксации. Предлагаю несколько игр по этой теме.

1) Учитель может начать поговорку, а учащиеся заканчивают ее:

Who chatters to you will chatter.

Live not to eat, but.

Practise what you.

Don’t trouble trouble until.

2) Задание придумать рекламный лозунг, основанный на пословице.

Например: Vines are our business. Grapes are yours.

You eat the grapes. We’ll take care of the vines.

(The proverb is – Eat the grape, not the vine.)

3) Подобрать пословицу к ситуации.

a) There’s many a true word spoken in jest.

b) A burnt child dreads the fire.

c) Forewarned is forearmed.

d) A straw will show which way the wind blows.

e) Take the rough with the smooth.

It shouldn’t have cought you by surprise. I told you he was going to quit soon.

Until now my road through life has been pretty easy, but there are bound to be some difficulties ahead.

Of course she was joking when she told you, but still there could be something to it.

I know the fact that he didn’t come was a small thing, but still it might be an indication of things to come.

Her heart was so broken when he broke off the engagement suddenly.I don’t know if she will ever be able to love again.

5. Рифмовки и скороговорки.

Очень часто на старших ступенях обучения увлечение накоплением лексического запаса ведет к неправильностям в артикуляции звуков. Опыт моей работы показывает, что и на старшем и на начальном этапах обучения учащиеся с увлечением работают над произношением, повторяют звуки, если они представлены в рифмовках и скороговорках. Данный вид работы я применяю на разных этапах урока, он служит своеобразной разрядкой для детей.

Ниже привожу примеры из материала, который мне удалось собрать.

I scream,
You scream,
We all scream
For ice-cream.
Jack and Jill went up the hill
To fetch a pail of water;
Jack fell down and broke his crown,
And Jill came tumbling after.
The wise old owl
Sat in the oak.
The more he heard
The less he spoke.

The science of biography is different from geography. The old sow whistles,
And little pigs dance;
All the girls are marrying
But I can’t get a chance.
Geography is about maps, but biography is about chaps.

She sells sea-shells on the sea-shore. The shells that she sells are sea-shells, I’m sure.

Round and round the ragged rascal ran.

6. Загадки - можно использовать как один из приемов релаксации, а также проверить восприятие учащимися речи учителя на слух. Обычно этот прием использую за 3-5 минут до конца урока. Материал строится на понятном ученикам языке.

It cannot be seen, cannot be felt,
Cannot be heard, cannot be smelt.
It lies behind stars and under hills,
And empty holes it fills.
It comes first and follows after,
Ends life, kills laughter.

7. Лимерики - абсурдные юмористические пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки –

аа вв а, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп. Данный прием релаксации дает возможность заинтересовать ребят творческой деятельностью. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости и напряжения, является смех. Для этого я предлагаю ребятам перевести на русский язык (сохранив общий смысл и рифму) лимерики. Учащиеся с удовольствием приступают к выполнению данного задания. Приведу примеры перевода учащимися Школы космонавтики на предложенные лимерики.

2) Жил-был бенгалец милый,
На карнавал ходить любил он.
И как-то раз, пойдя на бал,
Одежду из бисквита он достал.
Почуяв запах, пес голодный
Сожрал его костюмчик модный.

Марабаева Лида 10 кл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Приемы релаксации на уроках английского языка

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Что же такое релаксация? Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Следует помнить о том, что при проведении релаксации не нужно ставить цель перед учениками запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика от умственного напряжения.

Приведу в качестве примера некоторые виды разрядки, которые я применяю на уроках английского языка в Школе Космонавтики.

1. Разрядка с использованием различного вида движения

Эту форму релаксации можно проводить на начальном этапе обучения английскому языку. Учащиеся по команде учителя встают и выполняют простые движения (поднимают руки вверх, вниз, прыгают, топают, имитируют движения). Действия, совершаемые учащимися, могут при выполнении команд сопровождаться проговариванием.

Draw your portrait

Write your name

Point to the (book)

Colour the (book)

Можно повторить названия цветов, используя разноцветные карточки или предметы:

Stand up and show me orange!
Hands up and show me blue!
Clap! Clap! Show me yellow!
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me blue!
Hop! Hop! Show me red !
Sit down. Nice of you!
Stand up and show me grey!
Sit down and point to the green.
Clap! Clap! Show me pink.
Stop! Very nice of you.

2. Песня на уроке

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Целесообразно для отдыха выбирать песни известных и пользующихся популярностью среди учащихся групп, исполнителей. При выборе текста песни следует учитывать возрастные особенности и уровень лексико-грамматических навыков.

Например, на начале изучения английского языка во втором классе хорошо спасают веселые песенки алфавита.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент релаксации, проведенный во 2 классе.

3. Истории со звуковыми эффектами.

Данный прием релаксации, на мой взгляд, интересен тем, что позволяет “оживить” учащихся после интенсивной работы на уроке. Суть данного приема заключается в следующем: (“роль звуковых эффектов” исполняют ученики) все участники делятся на группы (по 2-3 человека), которые будут изображать какие-то персонажи, звуки, использовать мимику, жесты. Текст должен читаться медленно (можно под тихую музыку). Учитель читает текст, а учащиеся при словах – wind, windy, footsteps, walking, running, snoring, laughing и тд. имитируют звуки ветра, шагов, храпа и смеха. История может быть смешной, страшной и остроумной (в общем, любая история, способствующая снятию усталости и напряжения).

4. Игра в пословицы и поговорки.

С успехом использую на уроках поговорки и пословицы для расширения кругозора и для обогащения словарного запаса учащихся, а также как один из приемов релаксации. Предлагаю несколько игр по этой теме.

1) Учитель может начать поговорку, а учащиеся заканчивают ее:

Who chatters to you will chatter.

Live not to eat, but.

Practise what you.

Don’t trouble trouble until.

2) Задание придумать рекламный лозунг, основанный на пословице.

Например : Vines are our business. Grapes are yours.

You eat the grapes. We’ll take care of the vines.

(The proverb is – Eat the grape, not the vine.)

3) Подобрать пословицу к ситуации .

a) There’s many a true word spoken in jest.

b) A burnt child dreads the fire.

c) Forewarned is forearmed.

d) A straw will show which way the wind blows.

e) Take the rough with the smooth.

It shouldn’t have cought you by surprise. I told you he was going to quit soon.

Until now my road through life has been pretty easy, but there are bound to be some difficulties ahead.

Of course she was joking when she told you, but still there could be something to it.

I know the fact that he didn’t come was a small thing, but still it might be an indication of things to come.

Her heart was so broken when he broke off the engagement suddenly.I don’t know if she will ever be able to love again.

5. Рифмовки и скороговорки.

Очень часто на старших ступенях обучения увлечение накоплением лексического запаса ведет к неправильностям в артикуляции звуков. Опыт моей работы показывает, что и на старшем и на начальном этапах обучения учащиеся с увлечением работают над произношением, повторяют звуки, если они представлены в рифмовках и скороговорках. Данный вид работы я применяю на разных этапах урока, он служит своеобразной разрядкой для детей.

Ниже привожу немного примеров, а также фрагмент отработки звука [ ae ] в 5 классе.

The science of biography is different from geography.

Geography is about maps, but biography is about chaps.

The old sow whistles,
And little pigs dance;
All the girls are marrying
But I can’t get a chance.

Jack and Jill went up the hill
To fetch a pail of water;
Jack fell down and broke his crown,
And Jill came tumbling after.

The wise old owl
Sat in the oak.
The more he heard
The less he spoke

She sells sea-shells on the sea-shore. The shells that she sells are sea-shells, I’m sure.

I scream,
You scream,
We all scream
For ice-cream

Robert Rowley rolled a round roll round.

A round roll Robert Rowley rolled round.

Round and round the ragged rascal ran.

Peter Piper picked a peck of pickled peppers.
A peck of pickled peppers Peter Piper picked.
If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,
Where’s the peck of pickled peppers Peter Piper picked.

6. Загадки - можно использовать как один из приемов релаксации, а также проверить восприятие учащимися речи учителя на слух. Обычно этот прием использую за 3-5 минут до конца урока. Материал строится на понятном ученикам языке.

A mile from end to end,
Yet as close to you as a friend.
A precious commodity, freely given.
Seen on the dead and on the living.
Found on the rich, poor, short and tall,
But shared among children most of all.

What can run but never walks?
Has a mouth but never talks?
Has a bed but never sl ее ps?
Has a head but never weeps?

It cannot be seen, cannot be felt,
Cannot be heard, cannot be smelt.
It lies behind stars and under hills,
And empty holes it fills.
It comes first and follows after,
Ends life, kills laughter.

7. Лимерики - абсурдные юмористические пятистишия, написанные анапестом. Схема рифмовки –аа вв а, первая и последняя рифмы, как правило, повторяются. Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп. Данный прием релаксации дает возможность заинтересовать ребят творческой деятельностью. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию усталости и напряжения, является смех. Для этого я предлагаю ребятам перевести на русский язык (сохранив общий смысл и рифму) лимерики.

Учащиеся с удовольствием приступают к выполнению данного задания. Примеры перевода учащимися на предложенные лимерики.

There was a young lady whose eyes
Were unique as to colour and size;
When she opened them wide,
People all turned aside , .
And started away in surprise

1) Она была красива, молода,
Огромные глаза ее сверкали,
Под взглядом этим даже господа
С восторгом свои головы склоняли.

2)Жила-была леди,
Чьи глаза были красивы
Как небеса.
Люди смотрели и удивлялись
Необычайности глаз у нее,
И восхищались, и улыбались
При виде взгляда одного.

There was a young man of Bengal
Who went to a fancy dress ball.
He decided to risk it
And went as a buiscuit,
And a dog ate him up in the hall.

1) Один молодой человек, приехавший к нам из Бенгалии
Однажды решился пойти на красочный бал-маскарад,
Чему злобный пес из ближайшей конюшни
Был неописуемо рад.
Ведь Сэр обрядился печеньем,
Хотел быть на вечере крут,
Забыл, что собачкам с конюшни
Три месяца есть не дают.

2) Жил-был бенгалец милый,
На карнавал ходить любил он.
И как-то раз, пойдя на бал,
Одежду из бисквита он достал.
Почуяв запах, пес голодный
Сожрал его костюмчик модный.

на уроках иностранного языка

В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

А что же такое рефлексия?

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Функции рефлексии в педагогическом процессе:

Этапы обучения рефлексии

1 этап – анализ своего настроения,анализ своих успехов

2 этап – анализ работы одноклассников

3 этап – анализ работы группы

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

1. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

Рефлексия содержания учебного материала

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

4. я выполнял задания…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

10. у меня получилось …

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Технологии релаксации для снятия умственного напряжения и улучшения усвоения материала на уроках английского языка. Использование физкультминуток и физических упражнений для активного отдыха. Гигиенические критерии рациональной организации урока.

Рубрика Педагогика
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 30.10.2014
Размер файла 27,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

"ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Здоровье - самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье - это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья школьников.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников (более 70% времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. Почти у 70% детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим.

В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. В старших классах их численность уменьшается до 3%. Педиатры, изучая состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили названия "школьных болезней". Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных школ, "школьные болезни" продолжают сохранять массовый характер. Это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.

У каждого предмета своя специфика. Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. На своих уроках английского языка я применяю элементы здоровьесберегающих технологий.

Позвольте поделиться своим скромным опытом работы. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей. Вот некоторые примеры такой зарядки.

Teacher: Stand up! (звучит песенка)

1) Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down.

Hands up. To the sides.

Bend left, bend right.

One, two, three, hop,

One, two, three, stop!

2) Clap, clap, clap your hands.

Clap your hands together. (2 times)

Stamp, stamp, stamp your feet

Stamp your feet together.

Далее выполняются движения с использованием команд:

Nod your head! Dance a dance!

Кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.

Имитативные - учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты и движения.

Ритмические - короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.

Танцевальные - проводятся под музыку. Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Правильно подобранная музыка способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений. урок релаксация физкультминутка гигиенический

Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше.

Конечно, вы не предложите зарядку ученикам старших классов. Но и здесь можно найти выход. В середине урока можно спланировать задания, которые выполняются в специально созданных "рабочих" зонах. Это могут быть просто столы без стульев, или дополнительные доски, или прикрепленные к стене листы ватмана. Главное - дать ученикам возможность встать и подвигаться.

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра, как одна из важнейших форм релаксации. Игра - дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Игра-пантомима:

- При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).

- Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

- При изучении темы "My pet" изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

- При изучении темы "My day" изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

- Ролевая игра-пантомима "In the shop". Ситуация: В магазине Лондона ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорошо владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Старшеклассникам по душе игра-проект (Project),где они пишут проекты, защищают их, учатся тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.

В своей работе я опробовала несколько типов проектов: исследовательские, творческие, информационные и проектно-ориентированные.

Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting out) как о виде релаксации на уроке английского языке. Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей, вырабатывает спонтанную речь. Начинаю с простейшего "Знакомство".

Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Музыкальные паузы тоже способствуют релаксации во время учебного процесса

Творчество Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.

Музыка Брамса избавит от усталости.

Чайковский поможет бороться с раздражительностью и неврозами.

Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если ваши уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на ваших уроках будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если ваши ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, - безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что, непременно положительно скажется на психофизическом здоровье ваших учеников.

Исходя из опыта учителей не одного поколения предлагаю примерную структуру рациональной организации урока английского языка (см. таблицу).

Рекомендую использовать гигиенические критерии рациональной организации урока (см. приложение №1)

Не менее 60% и не более 75-80%

Число видов учебной деятельности

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

Наличие эмоциональных разрядок (число)

В соответствии с гигиеническими нормами

Поза чередуется в соответствии с видом работы.

Преобладают положительные эмоции

Дыхательные упражнения

- Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую ноздрю зажмите пальцем;

- Задержите дыхание до 3;

- Закройте левую ноздрю и выдохните через правую ноздрю на счет 6;

- Вдохните правой ноздрей и т.д. Повторять 5-6 раз.

Упражнение для глаз

1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;

2. горизонтальные - вправо-влево;

3. вращение глазами по часовой стрелке и против неё;

4. закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее;

5. на доске начертить какую-либо кривую; предлагается глазами нарисовать эту фигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.

Сделать спокойный вдох через нос и закрыть глаза.

Во время медленного вдоха через нос массировать закрытые веки подушечками ладоней, которые ближе к запястью, в направлении к носу и от носа. На паузе после выдоха, не открывая глаз, положить ладони на глаза, нос и рот так, чтобы к глазам не проникал свет.

Задержаться в таком положении, сколько возможно, не вдыхая воздух.

Затем, не отрывая ладоней от лица, открыть глаза и сделать спокойный вдох через нос.

На медленном выдохе через нос открыть лицо, повернув ладони так, чтобы мизинцы были осью вращения.

Памятка для зрения

Полезно:

1. Смотреть вдаль: на зелень, поля, цветы, небо, облака, воду.

2. Рассматривать цветные картины, репродукции, пейзажи.

Вредно:

1. Читать, писать лёжа или, близко наклонившись к тексту.

2. Пользоваться некачественными солнцезащитными очками.

3. Употреблять алкоголь.

Необходимо:

1. Яркое освещение (60 Вт) без попадания прямого света в глаза.

2. Располагать книгу или тетрадь на расстоянии 40-50см, монитор компьютера - на расстоянии 60см.

3. Смотреть телевизор при мягком освещении на расстоянии, равном шестикратному размеру экрана по диагонали (3-4м).

4. При напряжённой работе через каждые 40 минут делать перерывы на 3-4 минуты, при плохом зрении - через каждые 20 минут.

Антистрессовая релаксация

* Сядьте удобно. Одежда должна быть свободной.

* Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко: вдох, небольшая задержка дыхания, медленный выдох (5-6 раз).

* Затем отдохнуть 20 секунд.

Хромотерапия

На уроке можно использовать хромотерапию - лечение цветом.

Одна группа работает на жёлтых листах. На столе табличка с надписью: "Жёлтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией, стимулирует нервную систему, укрепляет печень и сердце, повышает аппетит".

Другая группа работает на синих листах: синий цвет ассоциируется со спокойствием и умом. Создаёт атмосферу умиротворения, снимает раздражительность, понижает высокую температуру при болезни.

Третья группа работает на красных листах: красный- цвет жизни, помогает бороться со стрессом, выводит яды и стимулирует чувственность, возвращает жизненную силу.

Четвёртая группа работает на зелёных листах: зелёный цвет- цвет природы, успокаивает при болезненных состояниях.

Упражнения для коррекции осанки

1. Исходное положение - стоя.

2. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину.

3. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину.

4. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки

5. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед.

6. Повторить упражнение начиная с левой руки.

7. Приседание с разными исходными положениями рук (вперед, вверх, согнутые в локтях за головой).

Каким должен быть урок с позиции здоровьесбережения?

Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала). Но не забываю высказывание Константина Ушинского: "Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячу слов". Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учитываю индивидуальные особенности учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями.

Я провела тестирование среди учащихся 5-9 классов.

Анкета "Самочувствие школьника и физкультурные паузы"

1. Я ощущаю заботу о моем здоровье со стороны коллектива школы (да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

2. Я устаю в большей степени от(подчеркнуть один или несколько вариантов ответа): А) монотонности урока

Б) большого объема учебной работы в классе;

В) некомфортной обстановки в классе.

3. Согласен ли я с тем, что физкультурные паузы во время урока помогают мне сбросить физическую и моральную усталость (да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

4. Я не устаю на уроках по следующим предметам (указать предметы):____________________________________________

5. Для меня существенную роль играет (подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):

А) внешний вид учителя;

Б) внешний вид учащихся;

В) спокойный тон;

Г) доброжелательное отношение к ученикам;

Д) другое __________________________________________

6. Меня беспокоит моя осанка (да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

7. Во время выполнения домашнего задания я (подчеркнуть один или несколько вариантов ответа):

А) регулярно (примерно каждые полчаса) делаю разминку стоя;

Б) слежу за своей осанкой (стараюсь соблюдать позицию "спина прямая, ноги вместе, согнуты в коленях под углом 90 градусов");

В) регулярно выполняю упражнения для глаз;

Г) сижу за компьютером не больше 20-30 минут;

8. Я мог(ла) бы проводить физкультурные паузы на уроках (да; ; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

9. Чаще всего у меня болит (подчеркнуть один или несколько вариантов ответа): А) голова;

10. Я пользуюсь классной аптечкой (да; ; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет).

Результаты анкетирования "Самочувствие школьника и физкультурные паузы" (см. приложение №2)

Методическая система преподавания должна строиться с учётом требований медицины, педагогики и психологии.

Требования медицины просты и естественны - не допускать:

- переутомления учащихся на уроках;

- перегрузки учащихся домашними заданиями.

Не допускать переутомления на уроках надо так: добиваться, чтобы все учащиеся на каждом этапе каждого урока были заняты учебной работой.

Оказывается, наибольшее утомление на уроках происходит от безделья. Но занятость на уроках должна быть определённой. Так, например, в 5-6 классах нельзя часто проводить самостоятельные работы более чем 25 минут.

Второе требование медиков отражено в разработанных ими нормах домашних заданий. Домашняя работа по одному предмету не должна продолжаться в среднем более 20 минут.

Памятка для учителей "Как помочь себе при стрессе"

Кандидат медицинских наук В.И. Дедловская (г. Жуковск Московская область)

- не взвинчивать себя. Не нужно, как делают многие, вновь и вновь мысленно "прокручивать" стрессовую ситуацию. Не "грызть своё сердце", как говорили древние;

- проанализировать факты и убедить себя, что ситуация могла бы быть и хуже. Постарайтесь извлечь даже пользу из данной ситуации;

- постараться улыбаться в трудную минуту;

- следить за голосом, стараться говорить спокойно. Дыхание также нужно успокоить;

- приказывать себе: "Не думай об этом, это нужно забыть!";

- переключить своё внимание на какое - нибудь любимое занятие;

- не бездействовать, заняться физическим трудом или упражнениями.

1. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004

3. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004

4. Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.

5. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004

6. Методика комплексной оценки и организация системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Москва, издательский дом "Новый учебник" 2003

Читайте также: