Доклад на тему одиночество как социальное явление

Обновлено: 17.05.2024

Теоретическое и художественное осмысление проблемы одиночества имеет древние традиции в целом ряде наук о человеке. Это – философия, психология, медицина, социология, педагогика. Тема одиночества нашла также широкое отражение во всех мировых религиях и в творчестве многих выдающихся писателей и поэтов.

В философии проблема одиночества вызывала интерес у мыслителей, придерживавшихся самых разных ориентаций. Г.В.Ф.Гегель и К.Маркс – использовали более общее понятие "отчуждение" и придавали ему явно негативную смысловую окраску. В их представлении это – своеобразная социальная "болезнь", корни которой, скорее, в системе, нежели в самом человеке.

Даже анализ только философской литературы показывает, что понятием "одиночество" можно обозначить отличающиеся друг от друга явления. В одних случаях под ним подразумевается пространственно-временная (физическая) изолированность человека от других людей. В других – отсутствие у него близких отношений, взаимопонимания с людьми при наличии для этого всех объективных возможностей. Одиночеством называют и добровольный отказ от взаимодействий с социальным окружением или сознательное нежелание сближаться с кем бы то ни было, и вынужденное ограничение моторно-визуальных и (или) информационных связей на тот или иной промежуток времени.

Зарубежными социальными психологами одиночество трактуется как психическое состояние или переживание Р.С.Вейс, У.А.Садлер и Т.Б.Джонсон, В.Серма, Д.И.Янг и др.. При этом обращается недостаточное внимание на его объективную сторону, а позитивные переживания одиночества практически не изучаются.

В отечественной психологии проблема одиночества изучалась намного меньше. Она рассматривалась в работах В.Г.Асеева, Е.В.Бондаревской, В.С.Гершунского, Е.И.Головахи и Н.В.Паниной, В.В.Давыдова, Я.Л.Коломинского, И.С.Кона, Л.И.Кононовой, О.Н.Кузнецова и В.И.Лебедева, Р.С.Немова, Ю.М.Орлова, З.Н.Сафиной, Ю.М.,Швалба и О.В.Данчевой. и др., но чаще в общем виде. Имеется явный недостаток эмпирических исследований. В работах указанных авторов в основном анализируются те же положения и идеи, что и в зарубежных исследованиях, хотя обращается большее внимание на позитивные переживания одиночества.

Одиночество человека – сложная проблема, обусловленная социальными, экономическими, культурными и психологическими факторами. Многие годы у нас поддерживался тезис о том, что одиночество – неизменный спутник отчуждения – присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе в силу его гуманистического характера одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью.

Анализ сложившейся ситуации учеными показывает, что в молодежной среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенность в завтрашнем дне, увеличение стрессовых ситуаций, нарушение межличностных отношений, отчаяние, одиночество.

Испытываемые подростками и молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или "уход" от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.

Вместе с тем, нельзя забывать о том, что люди испытывают определенную потребность в одиночестве. Это касается не только лиц с развитыми творческими способностями: писателей, поэтов, художников, ученых и т.д., но и обычных людей, не обладающих выраженными талантами. Хорошо известно, что в развитии личности наступает период (подростковый возраст), когда такая потребность актуализируется: человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы побыть одному, наедине со своими мыслями и переживаниями. Отсутствие возможностей и условий для ее удовлетворения также может вызывать негативные последствия.

Научная объективность требует, чтобы явление было рассмотрено в совокупности различных своих сторон. Одиночество нельзя сводить к психическому состоянию только с отрицательной модальностью переживаний. Это – гораздо более сложный феномен, связанный с взаимодействием и взаимоотношениями человека с окружающей природной и социальной действительностью, который может приводить к возникновению разнообразных психических состояний и переживаний.

Классификация видов одиночества проведена по трем основаниям: а) по уровням взаимодействия человека с окружающим социальным миром, б) по временной протяженности (длительности), в) по происхождению (причинам, факторной структуре). В рамках первого основания классификация мы выделили ситуации одиночества 4 уровней:

а) физическое (пространственное) одиночество, делающее невозможными любые формы контактов человека с другими людьми, кроме виртуальных: ситуация Робинзона, одиночного плавания и т.д.;

б) коммуникативное одиночество, наблюдаемое при более или менее длительном нахождении среди множества незнакомых людей: ситуация командировки в неизвестную местность, новичка в группе и др.;

в) эмоциональное одиночество, имеющее место при отсутствии доверительно близких, в том числе интимных отношений с кем-либо из окружающих людей, несмотря на наличие контактов и общения с ними;

г) духовное одиночество, понимаемое как отсутствие у человека духовного взаимопонимания с кем бы то ни было, несмотря на наличие и взаимодействия, и общения, и эмоциональных отношений.

Второе основание классификации позволяет говорить об эпизодическом и хроническом одиночестве. Одиночество нужно считать эпизодическим, если оно в любой момент может быть прекращено самой личностью, или, если ей известно, когда оно будет прекращено в результате наступления определенных событий. Хроническим же будет такое одиночество, временная перспектива которого бесконечна или неопределенна в направлении будущего и уже достаточно велика в направлении прошлого.

По третьему из приведенных оснований выделяются две сильно отличающиеся друг от друга в субъективном восприятии и оценке разновидности одиночества: добровольное и вынужденное. В объективном плане отличие между ситуациями крайне мало. Например, в обоих случаях человек может быть лишен возможности в течение определенного времени с кем-нибудь поговорить, но в первом – это его личный выбор, его собственное желание, или его сознательная жертва, а во втором – все происходит вопреки его желаниям.

Выделение указанных разновидностей связано с причинами, приводящими к ситуации одиночества. Их можно сгруппировать следующим образом:

- причины, исходящие от самой личности;

- причины, исходящие от других людей (игнорирование, избегание, насильственное заточение и др.);

- причины, вытекающие из стечения обстоятельств (объективная изоляция, не зависящая ни от самой личности, ни от действий других людей).

В свою очередь, первая группа причин делится на две подгруппы: а) осознанное и целенаправленное стремление человека к одиночеству; б) тенденция к одиночеству, обусловленная наличием определенных черт характера, затрудняющих коммуникацию и поддержание близких отношений с людьми.

Очевидно, что только при наличии собственного стремления человека к тому, чтобы остаться одному, можно говорить о добровольном одиночестве. Все остальные случаи будут восприниматься личностью как вынужденное одиночество. Даже если оно является следствием ее собственных черт характера (застенчивость, робость и др.), но не желания, она будет винить себя, казнить и, конечно, ни о какой добровольности здесь нет и речи. Для обозначения этих двух разновидностей одиночества используют понятия "уединение" и "изоляция".

Ключевым звеном возникновения одиночества является сам субъект, то есть внутренние причины находятся в самой личности, в его личностных особенностях, в структуру которых входят направленность, характер, чувства и способности, вся система, навыков, привычек и знаний, индивидуальный опыт человечества, особенности природно-биологической организации Несомненно, что некоторые личностные характеристики ведут к одиночеству. Например, неадекватная самооценка, застенчивость, тревожность, некоммуникабельность. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляются напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности либо агрессивности. Учащиеся с низким уровнем коммуникативных связей в дальнейшем могут стать отчуждёнными, эгоцентричными. Данное положение имеет с принципиальное значение. Диагностируя вышеназванные личностные особенности педагоги и специалисты могут выявить предрасположенность личности к одиночеству, что позволяет вести определённую работу по её профилактике.

Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества. Одиночество всегда сопровождало жизнь человека. Его преодоление для многих становится трудной задачей. Не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема. Одиночество возникало у человека лишь в моменты его полной физической изоляции от общества, принимающей формы обрядов и испытаний, насильственного изгнания из рода или добровольного уединения с целью самосовершенствования.

В XX в. проблема одиночества выходит за рамки традиционной формы — одиночество становится сугубо личностным явлением. Теперь иначе осмысляется степень влияния общества на личность, и большее значение придается тому, как сам человек определяет свое положение в обществе в зависимости от своего внутреннего мира. Смещение акцентов, усиливающих психологическую окрашенность феномена одиночества связано, с одной стороны, с развитием самосознания человека, а с другой — с социальными изменениями.

Актуальность работы заключается в том, что проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология.

Цель работы: проанализировать одиночество как социальное явление.

Для выполнения данной цели были осуществлены следующие задачи:

1. Определить понятие одиночества.

2. Выделить типы и виды одиночества.

3. Рассмотреть проблему одиночества в разном возрасте.

4. Проанализировать способы профилактики и пути преодоления одиночества.

Использование компетентностного подхода к обучению как средства .

. проблемы. Цель работы: научно обосновать использование компетентностного подхода к обучению как средства формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. . могут определённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в .

Предмет исследования: пути снижения переживания одиночества

Объект исследования: явление одиночества

Теоретической основой являются труды: Джонсон Т.Б. и Садлер У.А., Климантова Г.И., Покровский, Н. Е., Соколова, В. Ф., Тихонов Г.М., Холостова Е.И., Шагивалеева Г.Р.

При написании курсовой работы были использованы, сравнительный метод, практический метод, метод анализа научной литературы, метод обобщения.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Раздел 1 Теоретические основы проблемы одиночества

1.1 Понятие одиночества

В ХХ веке проблема одиночества получила небывалый по значению философско-этический статус: в ней увидели один из вечных, роковых источников не только трагической безнадежности существования человека, но и хода всей истории.

В современном российском обществе в силу объективных и субъективных причин большая часть населения испытывает чувство одиночества в наиболее острых формах его проявления: физической или душевной [2, с. 194].

Научный и практический интерес к изучению феномена одиночества, охватывающий самые разнообразные социальные слои российского общества, возрос за последние годы, несмотря на то, что он по-прежнему преимущественно рассматривается с точки зрения психологических теорий, нежели социологических. В настоящее время можно говорить об одиночестве как о серьезной социальной проблеме, поскольку вследствие усиления индивидуализма, ослабления связей первичной социальной группы, интенсификации социальной мобильности, увеличения раздробленности в обществе вызванная этими факторами нестабильность приводит к возрастанию в обществе социально обусловленного одиночества. Можно добавить к вышесказанному, что масштаб социального одиночества увеличивается в условиях неопределенности, сопровождающейся кризисом идентичности, низким уровнем социального и межличностного доверия.

Проблема одиночества как социальное явление в современной России недостаточно осмыслена, поскольку сложность решения данной проблемы связана с противоречивостью природы одиночества, его многофакторной обусловленностью как социального явления и сложностью измерения. Кроме этого в социальном знании не существует достаточно разработанных методик выявления одиноких граждан.

Психологический словарь трактует одиночество следующим образом — один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей [2, с. 218].

Одиночество как социальная проблема

. состояния. Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных социальных понятий. В демографической литературе встречаются статистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. . острые негативные переживания одиночества. Одинокий человек - это субъект, переживающий трудности в социальном взаимодействии. Одиночество является глубоким эмоциональным переживанием, .

Проведя анализ современной научной литературы, посвященной теме одиночества, можно отметить, что в нашей стране отдельные публикации по теме социального одиночества появились лишь в последние десятилетия. В советские годы одиночество не изучалась ни как психологическая, ни как социальная проблема. С начала 1990-х годов ситуация изменилась, однако единой концепции до сих пор не сложилось, все исследования носят разрозненный и несогласованный характер. Основная часть из них основана на трудах зарубежных ученых. Среди авторов: К. А. Абульханова-Славская, М. М. Бахтин, О. В. Данчева, А. Б. Добрович, В. А. Кан-Калик, И. С. Кон, И. И. Овчаренко, Ж. В. Пузанова, Л. И. Старовойтова, Г. М. Тихонов, С. Г. Трубникова, А. У. Хараш, Ю. М. Швалб, О. В. Ясицкая и др. Кроме того, следует отметить, что в последние два десятилетия книжные магазины испытывают небывалый наплыв популярной литературы (также псевдопсихологической), в которой даются самые различные объяснения одиночества вкупе с советами по его преодолению.

По мнению Бердяева, человек в своей беспомощности и покинутости ищет спасение в коллективах. Но коллектив всегда авторитарен, в нем центр сознания и совести помещен вне личности. Размышляя об одиночестве, Бердяев указывал, что человек имеет священное право на одиночество, так как через момент одиночества рождается личность, самосознание личности, в одиночестве переживается единственность и неповторимость человеческого Я [1, с. 94].

Э. Фромм рассматривает одиночество как универсальное, устойчивое переживание, априори присущее свободной личности на всех этапах ее развития [1, с. 131].

По мнению Г.М. Тихонова, данная противоречивость вытекает из самой сущности человеческого бытия, поскольку человек, с одной стороны,- это индивидуальная личность, испытывающая потребность в автономии и индивидуализации, а с другой стороны — существо социального общественное, испытывающее сообщества потребность в единении с другими людьми [17, с. 86].

Социальный статус личности 6

Как указывает бердяев Н.Л. Смакотина, ощущение определенных одиночества может асоциальные выступать как больше один из индикаторов сятилетия неинтегрированности, неадаптивности человека самим к социальному миру [17, удается с. 91].

Эта группа людей объединяется лишение посредством коллективной изучалась установки, которую общением остальные члены собственной общества признают жены в качестве отличительной есть характеристики относительно теперь этой группы. Одинокий трудно человек как резкое социальная категория — это выработки не только те, если кто страдает быть только от дефицита классификации межличностного общения старых или ощущает осознание себя неполноценным, браке но и те, кто зиммелем получает помощь возникновении государственную или также должен бы ее получать, нашу но не воспользовался данной услуги возможностью; обладает только низким уровнем если социальной идентичности (кризис можно идентичности), межличностного члены доверия, менее общения адаптирован к условиям через общества, интернальным наиболее локус-контролем, низким выделяют уровнем удовлетворенности сятилетия своей жизнью.

1.Причины, исходящие продолжаешь от самой личности. В становится свою очередь, определенных данная группа самосознания причин делится возрасте на две подгруппы: своем а) осознанное и целенаправленное стороны стремление человека возрастным к одиночеству; б) тенденция целом к одиночеству, обусловленная доступного наличием определенных осознание черт характера, сравнении затрудняющих коммуникацию личной и поддержание близких само отношений с людьми.

Человек как единство биологического, психического и социального. .

. также неповторимым индивидуальным опытом). Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека. Человек представляет собой единство трех элементов: биологического, психического . к проблеме – поиск целостной, интегральной концепции человека. Среди причин повышенного внимания к проблеме человека можно назвать следующие: - бурное развитие наук, .

2. Причины, деленных исходящие от других причем людей (игнорирование, окружение избегание, насильственное стороны заточение и др.).

3.Причины, тельности вытекающие из стечения свои обстоятельств (объективная блемы изоляция, не зависящая каким ни от самой личности, самим ни от действий других состоящие людей).

К социальным часто причинам отчуждения наших относят слишком эмоции быструю урбанизацию, составляют породившую социальную доверять и расовую сегрегацию; старых значительную дистанцию публикации между поколениями; переживающих культ насилия целом в средствах массовой приспособлены информации; смену уровне привычной среды, других вызванную профессиональной решиться мобильностью; неравенство лекциях в доходах и доступе время к медицинскому обслуживанию и образованию [21, образцов с. 43].

Необходимо подчеркнуть, вейс что не существует зависит одной причины, рамках которая приводит слова к одиночеству, только нравственного в совокупности и одновременном единении воздействии и многих кает обстоятельств и при групп определенных условиях вынужденное получает распространение становятся одиночество.

Как указывает доверять Р.С. Вейс, доверия в исследовании факторов, магазин связанных с одиночеством, могут существуют два этом направления:

1 .Ситуативные степени факторы:ситуации, при феномену которых возникает состоящие вероятность

одиночества: личные приблизиться обстоятельства разведенных следует и овдовевших, ситуация магазин общения у людей, возврат находящихся в больнице данной или сменивших диночество недавно место которых жительства.

2. Характерологические продолжаешь факторы: характер выделяются личности (сосредоточенность одну на своем внутреннем ситуации мире, застенчивость), необходимо низкая самооценка индивидуальная и т.д. [3, свое с. 114].

Некоторые исследователи результате выделяют также чувствуем дополнительные факторы: отношениям физическое развитие, второе семейные условия (например, утрата людьми доверия к родителям).

Рассмотрев старые сущность, причины возрасте и факторы распространения четкий одиночества, перейдем к ситуативное выявлению социальной числе сути одиночества. Социальную одиноким суть одиночества вытекающие можно рассмотреть нашу в рамках концепции вынужденное общей системы непонимание социальных взаимодействий. В этом процессе жизнедеятельности личность интегрирована в приблизиться систему социальных одиночества взаимодействий, но в определенный которое момент времени чтобы и под влиянием неприятно специфических факторов ощущение она может ограничить ситуативное свои социальные находя связи или преодоления порвать их окончательно особенностей и выбрать одиночество. Важно отсрочить акцентировать внимание примириться на том, что острее существует различная среди реакция на данную возрасте ситуацию, на которую определенную влияет тот или расстройств иной вид реализация одиночества.

Однако в механизме решиться обратной связи наши личности и социального организации окружения возникают адекватного нарушения. Данный глупост механизм может отношений быть нарушен нравственного в случае, когда эффективные личность испытывает в определенный человеку временной отрезок место жизни большую необходимы……..

Человек как биосоциальное существо. Человек – это высшая ступень .

. физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального Человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens Биологическая .

Список использованных источников

1. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи: пособие / Минин А.Я., Краев О.Ю. — М.: Прометей, 2016. — 140 с.

2. Бадагина, Л. П. Основы общей психологии: учеб. пособие / Л. П. Баданина. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2012. — 448 с.

5. Кроули, К. Моложе с каждым годом: Как дожить до 100 лет бодрым, здоровым и счастливым / Крис Кроули, Генри Лодж. — 2-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 357 с.

6. Куприн, А.И. Одиночество [Электронный ресурс] / А.И. Куприн. — М.: Инфра-М, 2014. — 10 с. — Режим доступа catalog.php?bookinfo=512687

7. Неретина С.С. Философские одиночества / С.С. Неретина; Рос. акад. наук, Ин-т философии. — М.: ИФРАН, 2008. — 269 с.

9. Покровский, Н. Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н. Е. Покровский, Г. В. Иванченко. — М.: Логос, 2008. — 408 с.

10. Практическая девиантология: Учебно-методическое пособие / Н.П.Фетискин — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 272 с.

11. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества к аномии // Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. — 51 с.

13. Социальная геронтология: Учебное пособие / Г.Б. Хасанова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 171 с.

14. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 185 с.

15. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие для бакалавров / под ред. Н. Ф. Басова. — 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2013. — 328 с.

16. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. — 5-e изд., перераб. и доп. — М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 512 с.

17. Тихонов Г.М. Одиночество как тензионное состояние / Г.М. Тихонов //Мир психологии. — №3. — 2006. — С.124.

Социальная реабилитация молодых инвалидов

. в обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации; обучение инвалида социальным навыкам, социальному общению, социальной независимости, навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и . реабилитации. Цель работы - изучить деятельность Комплексного центра социального обслуживания населения по осуществлению социальной реабилитации инвалидов молодого возраста. Задачи работы. .

18. Фейлер, Б. Секреты счастливых семей: Мужской взгляд / Брюс Фейлер; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 344 с.

20. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева — М.: Издательский центр Академия. — 2008. — 204с.

23. Шмелев Р.В. Феномен одиночества человека как социально — психологическое явление / Р.В.Шмелев //Отечественный журнал социальной работы. — №3. — 2007. — С.21.

24. Энциклопедия социальных практик поддержки пожилых людей в Российской Федерации / Е.И.Холостова, Г.И.Климантова — М.: Дашков и К, 2016. — 552 с.

Примеры похожих учебных работ

Феномен человека проблемы соотношения биологического, социального и духовного

. в человеке. Предмет исследования: анализ феномена человека: проблемы соотношения биологического, социального и духовного в человеке. Объект исследования: человек. 1.Биологическое и социальное в человеке. Казалось бы, никакой проблемы, заслуживающей .

Негативное воздействие стресса на организм человека

. алкоголь и многие другие. Одиночество. Одиноких людей в наши дни значительно . в организме происходят изменения. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. . семей. У пар возникает множество проблем: карьера одного или обоих .

Теоретический анализ проблемы психического состояния подростков

. анализ проблемы психического состояния подростков Определение понятия психического состояния Изучение проблемы состояний человека испытывает . уровня жизни россиян или ослабление социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей .

Влияние познавательной деятельность человека на эффективность решения учебно-профессиональных .

. 14. Посттравматические состояния и их регуляция. 15. Состояния психического выгорания и хронической усталости. 16. Состояния страха и тревоги. 17. Состояния фрустрации и психической депривации. 18. Состояние одиночества. 19. Состояния счастья и .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. них отрешиться, и обычно первое побеждает. Дневное психическое состояние человека накладывает на сны свой отпечаток, но решающее . мне пришлось отлететь назад, чтобы передохнуть и обдумать проблему. Тогда и выяснилось, что мое материальное тело .

Мотивационная сфера человека и ее развитие в онтогенезе. Мотивы учения, их виды и .

. из потребностей человека. Потребность – состояние нужды человека в определенных . человек не может прожить в полном одиночестве. Волей или неволей человеку . объяснении поведения человека, она рассматривала проблемы выбора человека в экономике, .


Публикация посвящена изучению феномена одиночества. Рассмотрены социальные истоки одиночества, личностно обусловленные причины и формы проявлений этого состояния. В рамках представленного понимания одиночество рассматривается как состояние, несущее в себе два противоречивых, но, тем не менее, важных аспекта — негативный и позитивный. Делается предположение о том, что центральное место в феномене одиночества принадлежит самому переживанию одиночества, и, как следствие, оказывающему влияние как на личностный потенциал человека, так и на межличностные отношения.

Ключевые слова: феномен одиночества, межличностные отношения, жизненный кризис, социальная изоляция, личность.

Феномен одиночества во все времена вызывал интерес не только у философов, психологов, социологов, но также у поэтов, писателей, у тех, кто занимается изучением и описанием существования человека в мире. Каждый в своей изучаемой области пытался дать определение одиночеству, тем самым выстроить определенные теоретические подходы.

Однако этот феномен и по сей день вызывает большой интерес у исследователей. И оно по праву считается сложным и, вместе с тем, противоречивым феноменом личности. В настоящее время нет единого мнения о том, что же такое одиночество. Нет четкого определения, единого структурного понятия. В этом смысле исследование этого феномена актуально и представляет научный интерес, несмотря на освещение этого понятия в разных его аспектах.

В некоторых исследованиях одиночество соотносят с явлениями, имеющим отрицательную, негативную характеристику, способствующим развитию депрессивного состояния личности.

Другие же исследователи рассматривают одиночество как возможный ресурс развития личности. В этом случае оно носит позитивный характер. Таким образом, при изучении данного феномена в этом анализе будем отталкиваться от рассмотрения позитивных и негативных аспектов одиночества. [3]

В отечественной психологии изучением одиночества как социально-психологического феномена занимались К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Старовойтова, Г. М. Тихонов, С. Г. Трубникова, Ж. В. Пузанова. Изучением культурно-исторических форм одиночества занимались Н. Е. Покровский, С. А. Ветров, Ю. М. Швалб, О. В. Данчева. Описанием явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, А. У. Хараш.

Ряд авторов (И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. И. Пузько и др.) указывают на важность исследования одиночества применительно к социально-личностным процессам, таким как адаптация, межличностное взаимодействие, общение и др.

Существуют видимые противоречия в понимании видения проблемы одиночества. Противоречивость заключается в двух альтернативно полярных аспектах. Одни исследователи рассматривает одиночество как результат осознанного проживания человеком отчужденности и конечности его существования, и маркируют его как негативное явление, сопровождающееся упадническим настроением, отчаянием и потерей надежды. Другие же исследователи рассматривают одиночество в позитивном аспекте. Как возможный ресурс развития личности, позволяющий переживать активное творческое состояние и являющийся благоприятной возможностью для общения с самим собой, поиском внутреннего источника силы. [5]

В данной статье рассматривается феномен одиночества, несущий в себе оба противоречивых аспекта, как важное переживание, оказывающее влияние на межличностные отношения, в том числе и в период пандемического кризиса.

В реалиях сегодняшнего времени, несущих за собой страх за жизнь, неопределенность и нестабильность, человек столкнулся с необходимостью вынужденной самоизоляции. Появилась социальная дистанция, что в свою очередь, оказывает большое влияние на структуру межличностных отношений. По словам К. А. Корягиной наблюдается некий переходный период, от традиционно российской коллективистической культуры — к индивидуалистической идеологии. Наблюдается трансформация в сфере не только делового, но в первую очередь межличностного взаимодействия, это оказывает влияние на социальную активность человека, его эмоциональное самочувствие. Обострение базовой потребности в безопасности в целом сподвигнуло человека к пересмотру ценностей, таких как здоровье, отношения, собственные личностные и профессиональные реализации. [3]

А. Г. Асмолов, рассуждая от феномене одиночества, говорит о том, что огромный человеческий опыт, а вместе с ним и целый пласт исследований показывают, что человек способен пережить чрезвычайно длительные периоды одиночества и изоляции, что даже в таких условиях он способен открывать и создавать для себя новые реальности, находить силы для того, чтобы быть личностью, усиливая и концентрируя ее.

В своем исследовании, в ходе которого был проведен контент-анализ интернет-публикаций, затронувший период с 1.01.2003 по 1.01.2009 и позволивший проработать 11150 статей, представляемых 357 участниками интернет-форумов, Ж. Пузанова рассматривает феномен одиночества, исходя из трех подходов.

Первый подход рассматривает феномен одиночества как некую социальную ситуацию, порождающую определенное эмоциональное состояние. Здесь главным критерием выступает степень изолированности человека от социума.

Второй подход рассматривает феномен одиночества в первую очередь как психического или эмоционального состояния. В этом подходе она выделяет несколько основных источников одиночества: 1) одиночество — состояние, возникающее в ответ на депривацию личностных потребностей; 2) одиночество — результат когнитивного диссонанса; 3) одиночество — результат особенностей личности.

Третий подход рассматривает одиночество как механизм адаптации и регуляции.

В ходе обобщения этих подходов, она предлагает следующее определение. Одиночество — это негативное чувство, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери. Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень контактов. [6]

Отталкиваясь от реальности сегодняшнего времени, в котором человечество столкнулось с коронавирусной инфекцией COVID-19, можно смело сказать, что за рекордно короткий срок изменилась жизнь миллионов людей во всем мире. Где вынужденная самоизоляция, социальная дистанция усилили переживание одиночества. В связи с COVID-19 многие социальные институты по всему миру стали проводить различные исследования влияния пандемии на человечество. [12]

В рамках X Грушинской социологической конференции, организованной Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которая состоялась 4 июня 2020 года, обсуждались вопросы влияния условий самоизоляции на внутрисемейные отношения в условиях пандемии.

Как было озвучено на конференции, режим самоизоляции заставил большинство людей проводить как никогда много времени со своей семьей. С одной стороны, COVID-19 стал катализатором проблем в семейных отношениях, т. к. люди столкнулись с необходимостью постоянного присутствия в одном пространстве (всех членов семьи). Люди устали друг от друга и отсюда начали ценить личное пространство. И ценность переживания одиночества в таких условиях возросла. [11]

У других вследствие уединения появилось личное пространство, что позволило закрепить навык выстраивания личностных границ.

Исследования, проведенные в рамках конференции, в виде опроса, выявили, что 12 % респондентов, которые оказались на самоизоляции с семьей, с детьми и с удаленной работой, отметили, что им не хватало возможности побыть в одиночестве. Респонденты жаловались на подавленность и на сильные негативные эмоции. Отсюда выросла ценность переживания одиночества.

Вторая группа, 22 % опрошенных, это те, которым было крайне эмоционально тяжело на самоизоляции, это те, кто живет в одиночестве. Также у этих респондентов было отмечено отсутствие навыков структурирования своего времени.

Самый благополучный сегмент, по эмоциональному переживанию одиночества в самоизоляции, составил 24 % респондентов. Это те, кто живет с семьей, но не работает удаленно или работает неполный день и активно занят чем-то творческим, например самообразованием, чтением, спортом. Было отмечено, что они реже других испытывали подавленность и одиночество. [11]

По данным ФОМ (Фонд общественного мнения), в ходе проведенного исследования в связи с COVID-19 было отмечено, что среди респондентов преобладают пессимистичные настроения: 42 % горожан уверены, что режим самоизоляции приведет к ухудшению отношений в российских семьях, что сподвигнет к негативному переживанию чувства одиночества. Об обратном говорят заметно меньше людей — 28 %. При этом мужчины более скептичны. А чаще всего уверена в негативном влиянии самоизоляции на семьи молодежь: среди людей моложе 30 лет соответствующее распределение 54 % к 29 %. [11]

Однако проведенные ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения) в период самоизоляции опросы не подтверждают подобные пессимистичные прогнозы. Согласно данным опроса 26 апреля 2020 года (то есть по истечении практически месяца нахождения в самоизоляции, в постоянном тесном контакте с членами семьи в замкнутом пространстве), 53 % респондентов полностью уверены, что конфликты в их семье, разрыв отношений не случатся, еще 32 % — что скорее не случатся. Сравнение этих данных с полученными в относительно спокойной и стабильной ситуации в 2018 году свидетельствует, что в семьях ситуация кардинально не изменилась. [11]

Также по данным Ipsos, международной исследовательской компании в России, 66 % россиян показали, что благодаря коронавирусу из-за режима самоизоляции и возникновении дефицита общения, их отношения с членами семьи и друзьями стали лучше, ближе, то есть данные говорят об обратной тенденции — сплачивании. [12]

Проведенный анализ социологических исследований только подтверждает противоречивость противоположных аспектов относительного позитивного и негативного отношения к феномену одиночества.

Осмысляя объяснение феномена одиночества различными авторами, можно смело сказать, что до сих пор не существует единого понимания этого феномена.

Присутствует как негативный, так и позитивный аспекты проживания данного феномена.

Негативный аспект проживания одиночества заключается в том, что оно является формой отчуждения, затрудняя вхождение личности в контекст социальных связей.

В позитивном аспекте феномен одиночества выполняет функцию механизма психологической защиты и является неотъемлемой частью становления индивидуальности человека. Где оно рассматривается как ресурс и несет в себе возможность погружения в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных вопросах и тем самым оказывается важным и ценным переживанием, необходимым для саморазвития.

Переживая одиночество, человек становится эмоционально уязвимым и неустойчивым к внешним травмирующим воздействиям. Это проявляется в зависимости от внешних обстоятельств жизни, событий, других людей. Остро переживаемое им одиночество, влияет на отношения с его ответственностью. Другой человек наделяется большей властью и зоной влияния. К нему предъявляются сверхожидания и сверхтребования, и в целом, переоценивается вклад этого человека в свою жизнь. Преодолеть зависимость помогает принятие личной ответственности за свою жизнь, через осознавание видимых фактов, что человек, возможно, сам организовывает себе личное одиночество. А также ресурсом для преодоления зависимости является наработка навыка совладения с трудностями. Тем самым это позволяет найти в одиночестве возможность развития своей индивидуальности, возможность творчества и самосовершенствования.

Позитивным аспектом одиночества является видимая и осознаваемая им индикация неудовлетворенности своим положением, что побуждает его прийти к соответствию с идеальными представлениями о себе, а значит — может рассматриваться как ресурс личностного развития. [6]

Анализ разнообразных исследований феномена одиночества свидетельствует о том, что несмотря на негативный аспект проживания этого феномена, вызывающий дискомфорт и напряжение, тем не менее, оказывает большое влияние на развитие личности. Имеет взаимосвязь с личностной активностью (специфически стимулируя её или блокируя), влияет на социализацию и индивидуализацию личности.

Многие исследователи, занимавшиеся феноменом одиночества, подчеркивают его непосредственную связь с ориентацией субъекта на свой внутренний мир; с его самопознанием и способностью к рефлексии. [2]

Таким образом, проведенный анализ данных психологических исследований позволяет сделать предположение о том, что центральное место в феномене одиночества принадлежит самому переживанию одиночества, и как следствие оказывающему влияние, как на личностный потенциал человека, так и на межличностные отношения.

Основные термины (генерируются автоматически): феномен одиночества, одиночество, отношение, общественное мнение, позитивный аспект, режим самоизоляции, семья, том, член семьи, личное пространство.


В своей работе мы решили рассмотреть проблему одиночества. В своей работе мы покажем различия одиночества у молодежи и у людей преклонного возраста и пути решения этой проблемы.

Какие же типы людей больше склонны к одиночеству?

Интересно отметить, что большие города побивают все рекорды по количеству одиноких людей. Большой город разъединяет людей, а не сближает. Но все же остается вопрос, что же такое одиночество: проблема или неотъемлимое состояние нашей жизни, и вообще откуда оно? На этот вопрос невозможно однозначно ответить.

У молодежи часто встречается такая проблема: человек быстро привыкает к тому, что вокруг него постоянно находятся люди, постоянные тусовки и жизнь бьет ключом. И когда он остается один и жизнь дает время ему передохнуть, то у него начинается что то вроде ломки, потому что он не знает чем себя занять, он не использует свое свободное время с какой-либо пользой, например, просто подумать над своей жизнью, переосмыслить свои ошибки, он просто не хочет, потому что не привык этого делать, ему кажется, что время течет медленно, что он один и одинок. Возможно, это так и есть. Самый ценный друг в жизнь - это не тот с которым ты посещаешь вечеринки, а тот, с которым можно просто посидеть и помолчать.

Какое же общение может решить проблему одиночества? Общение, которое способствуют личностному росту. Взаимодействуя с другими, важно общаться не для того, чтобы взять, а для того, чтобы отдать. Такое общение происходит в учебе, творчестве, сотрудничестве.

Одиночество опасно тем, что его очень часто не замечаешь, пока не останешься наедине с самим собой ночью в пустой квартире. В суете рабочего дня одиночество не ощущается, о нем забывают, а вот когда ночь накрывает город, становится темно, пустеют улицы, разбегаются по своим домам друзья, перестает звонить телефон - вот тогда мы сталкиваемся лицом к лицу с одиночеством. Конечно, можно пойти в клуб, продолжить пустое общение с малознакомыми людьми, но это не решит проблему одиночества. Вы просто на время убежите от себя. Важно помнить, что одиночество - не всегда зло. Есть ситуации, когда просто необходимо побыть наедине с собой, чтобы восстановиться и обрести контакт с собой. Но когда одиночество затягивается вопреки желанию, когда от одиночества человек начинает страдать, тогда можно говорить о проблеме одиночества. Если человек лишен необходимого ему количества общения и необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического и соматического характера. Страдание от одиночества - это проявление нехватки близких друзей, теплого общения, новой информации и впечатлений.

Поэтому надо создавать как можно больше учреждений, где люди разных возрастов будут собираться и заниматься своим любимым делом не в одиночестве, а в обществе, это поспособствует их развитию, ведь каждый там будет делиться своими знаниями и умениями.

Читайте также: