Доклад на тему обычаи в музыке

Обновлено: 02.07.2024

Цель: через творческий союз учителя и ученика в музыкально-эстетическом воспитании способствовать становлению высокодуховной личности.

Задачи:
образовательная:ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке,знакомство с историей свадебного обряда на Руси;
развивающая: развитие слушательских, вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения;
воспитательная: воспитание в школьниках уважения и интереса к родному фольклору и музыке русских композиторов.

Ход урока

I. Организационный момент
(Приложение 1.слайд1)
Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов", запишите.
(Приложение 1.слайд 2)
А эпиграфом уроку будут слова нашего великого русского поэта А.С.Пушкина:

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

II. Повторение пройденного материала.
(Приложение 1.слайд 3)
Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, что значит фольклор?
-Фольклор – народное творчество, чаще всего устное.
(Приложение 1.слайд 4)
Музыкальный фольклор?
- Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально- инструментальное и танцевальное творчество народа.
(Приложение 1.слайд 5)
Так что же нам помогает проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа?
-Знакомство с народными песнями, былинами, старинными преданиями.
-О чем же они нам рассказывают?
- О важных моментах жизни человека, о народных традициях, запечатленных в различных обрядах.
Да, все значительные события человеческой жизни – будь то рождение ребенка, смена времени года, начало и конец сельскохозяйственных работ, вступление в брак сопровождались обрядами.

- Очень важно, чтобы народная песня была доступна всем и каждому. Мы должны помнить, что мы русские, что у нас есть русское слово, есть сказки, есть традиции.

Зародившаяся в славянских племенах Киевской Руси, русская народная музыка передавалась из поколения в поколение, усовершенствовалась и развивалась, набирала и теряла свою популярность, но всегда оставалась неизменным спутником русского народа на протяжении всего жизненного пути.

Музыка сопровождали наших предков всегда. Зародившаяся в Киевской Руси, она передавалась из поколения в поколение, совершенствовалась, развивалась, набирала и теряла свою популярность, но всегда оставалась неизменным спутником русского народа на протяжении всего жизненного пути.

Славянский фольклор – смешение стилей

История русской народной музыки впитала традиции многих народов. Киевская Русь всегда отличалась многонациональностью. Славяне, финно-угорские племена, тюркские народности, купцы, захватчики из других стран, все они отличались друг от друга своей историей, языками, традициями, в том числе музыкальными.

Поэтому славянский фольклор, русская народная музыка отличались удивительным разнообразием – современные ученые до сих пор не могут разгадать смысла некоторых песен средних веков, потому что значения слов, пришедших к нам из языков других этнических сообществ, попросту утеряны.

Влияние религии на народное творчество

Интересен другой аспект русской народной музыки. Многие песни, былины, сказы, созданные до принятия христианства в Киевской Руси и в последующие десятилетия после этого события, имеют четко прослеживающиеся языческие корни. Однако сила православной церкви на Руси всегда была достаточно велика, поэтому славяне попросту добавляли в привычные произведения элементы новой религии, изменяя их текст, смысл. Но по сей день в народном творчестве можно проследить влияние язычества и христианства.

Жанры русской народной музыки

Можно сказать, что постоянно воюющим за свои территории, семьи, пропитание славянским племенам было не до отдыха. Поэтому по большей части русская народная музыка создавалась с конкретной целью, танцевальные, лирические произведения появились гораздо позже, в XVI - XVII веках.

По большому счету в русской народной музыке Киевской Руси можно выделить несколько основных жанров:

  • детские песни,
  • обрядовые песни,
  • песни-плачи,
  • эпические песни,
  • частушки.

Детские песни – передавались из поколения в поколение, пелись над детской колыбелью, были призваны защитить ребенка от злых духов, помолиться о его здоровье и счастье, помочь малышу быстрее заснуть.

В основе детских песен лежали языческие заговоры и обряды, хотя со временем в них появились и элементы православной религии – пожалуй, именно в этом жанре можно наблюдать наибольшее смешение этих противоположных религиозных направлений.

Неизменно обрядовые песни сопровождали масленицу, день Ивана Купалы, а также события, имеющие значение для каждой конкретной семьи – поминки, свадьбы, дни рождения детей, другие памятные даты.

Также к обрядовым песням можно отнести церковные песнопения, которые создавались людьми, отрицающими языческие корни во всех их проявлениях, полностью посвятившими свою жизнь служению церкви.

Песни-плачи – особая часть русской культуры, создаваемая представителями особой профессии, пользующейся популярностью в Киевской Руси – плакальщицами. Плач и соответствующие обряду музыкальные формы являлись обязательной частью церемонии поминовения умерших. На сегодняшний день известны наиболее распространенные песни-плачи для похорон, целые коллективные воинские плачи, которые использовались на войнах, а особое место в жанре занимает плач невесты, которая вместе с подругами оплакивает свое расставание с родным домом, девичеством.

Эпические песни – служили для поддержания боевого духа тех, кто отправлялся на войну или просто в дальнее странствие. Скоротать время в строю, на привале, напугать врага, обрушить на его голову все несчастья, а также в красивой, интересной форме рассказать о своих подвигах родной семье – былины, эпос всегда являлся неотъемлемой частью русской культуры.

Русские народные частушки это, пожалуй, единственный жанр, который популярен сегодня, продолжает развиваться – короткие, забавные стишки, исполняющиеся на распев, описывающие повседневные события каждого племени в шутливой, игривой форме.

Стоит ли говорить о том, что до XXI века русская народная музыка дошла в значительно видоизменившись. Сегодня все русские народные произведения можно отнести к танцевальным или лирическим. Ценность произведений только возрастает - историки постоянно находят в этом развлекательном жанре интересные факты, ведь история русской народной музыки прекрасно отражает историю российского государства, народа!

Предлагаем курсы по обучению игре на музыкальных инструментах в муз. школе "Виртуозы:

Музыка – важнейшая и неотъемлемая часть жизни общества! Однако всякая мелодия имеет корни в истории, от которых она, словно генетически, что-то заимствует.

Лучшая музыка – это та, что впитала большую часть традиций и культурных ценностей. Подобные произведения живут долгие годы, в первую очередь, внутри человеческих душ! Однако что особенного в таких музыкальных шедеврах, какие секретные элементы вкладывают в них композиторы? Какие же части может впитывать мелодия, обращенная к прошлому?

Традиции и современность в музыке

Тогда и сейчас: что изменилось?

Современная музыка – это одна из составных частей, необходимых для проведения веселого вечера. Музыку слушают во время ожидания, коротая время. Музыкой создают шум на фоне, чтобы не выполнять рутинную работу в полной тишине.

Однако, обратившись к истории, можно точно понять: предназначение музыки изменилось спустя века! В периоды, предшествующие модернизму (музыке 20-го века), любое сочинение музыкального характера использовалось для выступления артистов в театре, проведения светских мероприятий или эстетического вдохновения. Музыка для людей периода романтизма или классицизма – это способ получить наслаждение, вдохновиться на определенные поступки.

Периодом смены предназначения музыки можно считать 20-й век, в который появляется течение – модернизм! В этот отрезок времени мир начинает познавать технологии, прогрессировать в плане искусственных интеллектов, из-за чего меняется и музыка: ее стили, предназначение, исполнители. Музыка всегда была неотъемлемой частью жизни человека, в связи с чем, и претерпевает глобальные изменения: нельзя ведь просто забыть что-то важное в прошлом!

Интересно, что музыка менялась в связи с изменениями в обществе, и это стало своеобразной традицией. Так, например, стили музыки сменялись поэтапно, как менялось и все искусство:

  • Музыка античных времен (400 век д.н.э);
  • Музыка средневековья;
  • Произведения эпохи Возрождения (XV-XVI века);
  • Музыка Барокко(XVII-XVIII века);
  • Музыка периода Классицизма (XIX –XX века);
  • Мелодии эпохи Романтизма (XX век);
  • Современная и академическая музыка.

Все эти же этапы можно выявить в любом направлении искусства!

Традиции и современность в музыке

Традиции и современность в музыке

Все, что пошло не по плану!

На современном этапе музыкального развития сложилось множество стереотипов, которые поддерживаются прошлыми годами: музыка стала громче, музыка одинаковая! Стоит разобраться с подобными фразами, посмотрев на мелодии прошлого!

Слишком громко!

Все это одинаково!

Увы, но ученые установили, что разнообразие в музыке стало действительно снижаться! Самым ярким периодом, который был зафиксирован, считается промежуток до 1960-х годов. С тех пор тембры, звучание и инструментальное сопровождение почти перестало терпеть изменения.

По-сути, традиции застыли в музыке: оставили свой след и застыли на определенном этапе. Если же рассматривать музыку с точки зрения содержания, то традиции остались в этом спектре во всей своей силе: жанры и темы, которым посвящаются произведения, остались прежними!

ВАЖНО: Жанры и темы в музыке меняются в зависимости от модных тенденций десятилетия!

Искусство без автора

Современная музыка, в отличие от мелодий прошлых лет, совершенно теряет имена композиторов. Музыка настолько срослась с ритмом современного бытия, что имя ее автора растворилось в окружающей суете.

Однако и в этом, казалось бы – негативном, факте, застыли традиции! Ведь, так или иначе, все люди отделают истинное искусство от чего-то – менее стоящего. А делается это с помощью двух фундаментальных правил классической музыки:

  1. Музыкальная образованность исполнителя. Процесс получения знаний в сфере предполагаемой работы – это неотъемлемая часть жизни, присущая каждому хорошему композитору!
  2. Критическая оценка музыкального произведения.

Печально, но современный мир постепенно теряет второе правило, т.к. критики не в состоянии отслушать миллионы треков, выпускающихся в мир ежедневно! Однако пока подобные традиции создания музыкальных произведений все еще живут, пусть и со слабым пульсом!

Музыка – война!

Приобретенная черта современного исполнения – стратегия для завоевания первенства. Увы, на сегодняшней эстраде многие исполнители борются за право голоса, за право взять микрофон. Эта борьба, на первый взгляд, совершенно не обоснована. Однако уже долгие годы никому не удавалось повторить успехов великих музыкантов прошлых лет, из-за чего и возникает подобная гонка!

Подобное качество современной музыки никак нельзя отнести к традициям, перекочевавшим из прошлого, но к новшествам – вполне!

Почему меняется музыка?


Ранее уже обговаривалось, что музыка меняется вместе со всеми стезями искусства. Однако не было сказано, что изменения терпит и сам человек: взрослеет, меняет интересы, ищет ответы на новые вопросы.

ИНТЕРЕСНО: Одной из центральных тем в современной музыке является именно уходящее прошлое, изменения, которые терпит человек. Музыка сегодня не теряет памяти о прошлом, но она старается не отставать от быстрого движения человека!

Что же касается изменений в музыкальных вкусах, то они зависят от роста человека и человеческого мировосприятия. Ученые выделяют пять этапов жизни человека, в которые и формируются определенные музыкальные потребности. В определенные периоды музыкальный вкус может казаться слишком агрессивным, однако он измениться, как только изменится жизненное состояние.

ВАЖНО: Как правило, любители рэп и поп исполнителей, проживают с подобной музыкой долгие годы. Музыкальные вкусы таких людей могут не меняться вплоть до средних лет!

Изменения не могут обойти стороной человека и человеческие потребности. А, как известно, одной из потребностей является духовная (нужда в искусстве) – потребность в музыке. А сможет ли подобная необходимость вырасти в нечто высокое, оставшееся в памяти на долгие коды, как произведения Баха, Бетховена, Моцарта или Мусоргского – совершенно другой вопрос!

Пение, трактуемое как один из древнейших видов музыкального искусства, не сразу стало таковым. Оно всегда было и остается связанным с первичной и органически присущей человеку потребностью в эмоциональном выражении. И этой исконной человеческой потребностью в не меньшей мере, чем непосредственной социальной необходимостью, обусловлено исключительное место, занимаемое пением в культуре человечества.

Поскольку фольклор является одновременно искусством и не искусством, общение его носителей осуществляется как в форме эстетических, так и вне эстетических связей, хотя их баланс на разных стадиях истории фольклора и в различных видах, жанрах фольклора не одинаков. Само это коллективное творчество тесно связано с трудом и бытом, со всей жизнедеятельностью народа и составляет часть целостного комплекса социализированных норм взаимоотношений. Знание их дает возможность услышать традицию изнутри и оценивать по ее собственным законам.

Предлагается следующая типология форм общения в фольклоре, основанная на определении характера и функций связей, образующихся в процессе песнетворчества:

  1. Общение в процессе художественного творчества, непосредственно связанное с трудовой деятельностью. Поющих и одновременно работающих людей объединяют общие положительные эмоции и коллективное эстетизированное отношение к труду.
  2. Общение в процессе художественного творчества, опосредованно связанного с трудовой деятельностью в формах мифологического мышления и соответствующего ему ритуального воспроизведения процесса труда или иного магического воздействия на силы природы. Этот тип общения, объединяющий в одно целое комплекс понятий: человек – труд – природа, реализуется в календарно-обрядовом фольклоре, в трех основных формах: а) как прямое ритуальное общение с силами природы; б) как общение с символическими обрядовыми фигурами типа Коляды, Масленицы; в) как общение с помощью живого медиатора, жреца.

Песенный фольклор остается живым, процессуальным явлением пока сохраняются свойственные ему формы общения внутри творящего его коллектива, и перестает им быть, как только эти формы уступают место другим. Он перестает быть продуцирующим процессом и становится прекрасным памятником народного творчества, материалом для профессионалов.

В свете сказанного особое значение приобретают знания закономерностей народного исполнительства, понимание природы фольклора, которые необходимы для тактичного, обоснованного отбора и интерпретации репертуара, определения оптимальной меры его художественного оправданной адаптации на сцене.

Для исполнителей важно понимание фольклора не только как художественного текста, но и как живого исполнительского процесса со всей его спецификой бестекстового общения, художественной фактуры и жанров исполнения.

Читайте также: