Трудности и барьеры в общении доклад

Обновлено: 18.05.2024

Барьерами коммуникации называются препятствия на пути к эффективной коммуникации, которые вызывают естественные, социальные и психологические факторы, возникающие в процессе коммуникации.

Правильное восприятие информации по большему счёту зависит от коммуникативных барьеров, которые могут присутствовать либо отсутствовать. Если барьер появляется, то информация искажается или теряет первоначальный смысл, а в некоторых случаях получатель и вообще ей не получает. Барьеры коммуникации делают больше психологическую дистанцию между партнерами, способны уменьшать уровень взаимопонимания, взаимодоверия и, как результат, эффективность процесса общения.

Классификация барьеров коммуникации

Второй общий принцип коммуникаций гласит, что барьером коммуникации часто выступает психологический феномен восприятия самого коммуникатора и отношения к нему. Если коммуникатор вызывает чувство недоверия или неприязни, то оно транслируется и на информацию, которую он сообщает. В этом случае, информация не будет восприниматься как значимая. Авторитет коммуникатора в глазах партнёра играет важную роль для возникновения барьера. Если авторитет высокий, то преград на пути к успешной коммуникации и усвоению информации будет меньше, и наоборот, низкий авторитет вызывает нежелание прислушиваться к его мнению.

Кроме тех барьеров, которые были уже названы, в литературе по деловому общению можно найти и другие барьеры.

Барьеры социально-культурного различия

Барьеры непонимания

Барьеры непонимания возникают в ситуациях, когда информация, которую пытался донести коммуникатор, была по каким-либо причинам интерпретирована неправильно. Они состоят из фонетического, стилистического, семантического и логического барьера.

Фонетический барьер

Он связан с недостатками речи, к которым относятся:

Семантический барьер

Стилистический барьер

Ему под силу разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он появляется, когда стиль речь коммуникатора не соответствует ситуации общения или стилю речи и теперешнему психологическому состоянию партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, или официально деловой стиль речи – в ситуации доверительной беседы.

Логический барьер

Собственно психологические барьеры межличностного общения

К ним относятся все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между индивидами, которые вступают друг с другом в психологический контакт. В этой ситуации нужно заметить, что эти препятствия и трудности иногда осознаются, а иногда и не осознаваются самими участниками коммуникаций. Степень и характер их осознания также бывают разными.

Барьеры отношений

Барьеры отношений являются психологическим феноменом, который появляется между участниками в ходе общения. Это может быть чувство неприязни, недоверия к самому партнеру, которое распространяется и на информацию, которую он передаёт. В случае, когда партнеры настроены по отношению друг к другу доброжелательно и с симпатией, то барьеры отношений не возникают, а непонимание всегда получается преодолеть. Людям свойственно больше доверять информации, которая поступает от приятных им других людей.

Барьер отрицательных эмоций

Эмоции являются субъективной реакцией человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющейся в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, страха, интереса.. Не все эмоции являются препятствиями в общении, но существуют такие эмоций, в результате которых получается такой результат. Эмоциональные барьеры появляются в результате устойчивых отрицательных эмоций. К таким эмоциям относятся страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и плохое настроение в целом. В соответствии с этими эмоциями можно выделить личностные барьеры отрицательных эмоций. К ним относятся следующие барьеры.

Барьер страдания

Этот барьер общения обычно вызван трагическими событиями, физической болью, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т.п. В результате происходит снижение как уровня общительности человека, который переживает страдания, так и тех, кто вступает с ним в контакт.

Барьер гнева

Этот барьер особенно сложен в преодолении, поскольку гнев вызывает действия, которые препятствуют нормальному общению, оскорбления и т.д. Гневу под силу удвоить физическую и психическую энергию: чем он сильнее, тем человек активнее пользуется им в словах или агрессивных действиях.

Барьер отвращения и брезгливости

Барьер презрения

Он похож на барьер отвращения. Ему свойственно ограничивать контакты с человеком, который вызывает негативные эмоции. Презрение у людей чаще всего вызывают аморальные поступки человека, его предрассудки, отрицательные черты характера (трусость, скупость), предательство и т.д.

Барьер страха

Этот барьер можно назвать одним из самых труднопреодолимых барьеров в общении между людьми. С человеком, который выступает в качестве источника страха, ни в коем случае не хочется контактировать: его всячески избегают, пытаются не оставаться с ним наедине, не встречаться, не попадаться ему на глаза.

Барьер стыда и вины

Такой барьер появляется, когда осознаётся неуместность происходящего события как реакции на критику, неумеренной похвалы, лести, ухаживания, из страха казаться неловким или быть замеченным, выполняющим какое-либо действие, или от сознания глубокой вины перед кем-либо и т.д. В таких ситуациях люди краснеют, у них изменяется голос, они отводят в сторону взгляд от партнера по общению или же опускают их, стараются уйти от контакта.

Барьер плохого настроения

Плохое настроение часто является источником конфликта. Такое эмоциональное состояние оказывает влияние на партнера, препятствует его желанию общаться. Болгарским психологом Ф. Геновым были исследованы причины возникновения служебных конфликтов. Он установил следующее:

  • уровень эмоциональной уравновешенности у людей, которые заняты административной работой, намного ниже среднестатистического, а с возрастом уменьшается ещё больше;
  • плохое настроение руководителя сильно ухудшает настроение подчиненных.

Важным является не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

Жизнь каждого человека неразрывно связана с общением. Благодаря этому процессу все мы проходим социализацию, т.е. приобщаемся к обществу, перенимаем его социальный опыт. В процессе коммуникации имеют место быть различные шумы, помехи, т.е. коммуникативные барьеры, препятствующие полноценному процессу обмена информацией. Существует огромное количество разного рода барьеров, которые мешают нам не только передавать, но и принимать информацию, тем самым лишая нас многих возможных перспектив как в частной жизни, так и в карьере, поэтому изучению коммуникативных барьеров и поиску путей их преодоления уделяется огромное внимание.


    1. Понятие коммуникационных барьеров и причины их
      возникновения

    Понятия и разновидности коммуникативных барьеров

    III. Культурные барьеры Культурные барьеры – это коммуникативные помехи, возникающие вследствие культурных различий отправителя и получателя, незнания национальных обычаев, традиций, норм и этикета общения, системы жизненных ценностей. Культурные различия проявляются как при вербальном, так и при невербальном общении. 1. Национальные барьерывозникают между представителями двух разных культур и проявляются, например, в пунктуальности, в установлении дистанции между общающимися, в манере держаться, использовании различных жестов, тона, громкости голоса, принятых в качестве нормы в различных странах.

    2. Религиозные барьеры – это проявление в деловом общении религиозной неприязни, предвзятости к людям другого вероисповедания, интерпретация определенных поступков человека на основе религиозных различий.

    4. Эстетические барьеры – проявляются в несовпадении вкусов, манер, взглядов собеседников на эстетическую составляющую.

    IV. Организационные барьеры Организационные барьеры – коммуникационные помехи, обусловленные характеристиками любой организации: числом звеньев и ступеней управления, типом взаимосвязей между ними, распределением прав, обязанностей и ответственности в системе управления. 1. Излишняя централизация в системе управления, которая приводит к информационной перегрузке центра и слабой информированности структурных подразделений. 2. Излишняя дифференциация подразделений, в результате которой сотрудники замыкаются в решении проблем собственного подразделения и обмен информацией между ними резко ограничивается. Это чревато узостью взглядов и несовершенством принимаемых решений. Часто излишняя дифференциация является причиной конфликтов между работниками различных структурных подразделений, т.к. они не видят общей цели и не могут наладить эффективное взаимодействие. 3. Неопределенность обязанностей и прав, которая приводит к ситуации, когда в организации никто ни за что не отвечает, а коммуникации становятся либо слишком формальными, либо конфликтными. 4. Нежелание делиться информацией. Обладание информацией – один из источников власти. Те, кто располагает эксклюзивной информацией, получают возможность использовать ее для влияния на других людей.

    V. Социальные барьеры Социальные барьеры – это коммуникативные помехи, возникающие из-за несовпадения социальных ценностей, установок, противоборства социальных ролей: 1. Когнитивные барьеры возникают из-за разности знаний о предмете общения, различного уровня профессиональной компетенции; барьеры, вызванные неразвитостью абстрактного мышления, памяти, навыков восприятия. 2. Различия в статусе также может быть барьером на пути коммуникаций. Лицо более низкого уровня иерархии может воспринимать различия в статусе как угрозы, что мешает общению и даже прерывает его (человек боится высказать свое мнение, задать вопрос, не желая выглядеть некомпетентным). 3. Профессиональные барьеры могут возникнуть между представителями различных профессий, негативно настроенных или плохо отзывающихся о профессиональных качествах собеседника. В некоторых случаях эти барьеры проявляются как подчеркивание значимости своей профессии и занижения важности других профессий для решения тех или иных производственных задач. 4. Барьеры образования – это барьеры информационного несоответствия позиций субъектов общения, возникающие из-за разности социального опыта партнеров, из-за различия уровней образования.

    VI. Физические барьеры Физические барьеры – объективные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций: 1. Пространственные барьеры возникают в случае неудобного расположения мебели и оргтехники в помещениях, мешающих эффективному общению; нерационального расстояния между людьми во время коммуникаций; наличия множества отвлекающих деталей в интерьере (яркие картины, фотографии, элементы декора). 2. Временные барьеры обусловлены дефицитом времени, отведенного на общение. Стремление побыстрее закончить разговор приводит к невнимательному слушанию, свертыванию обратной связи, невозможности эмпатии и глубокого понимания информации. К временным барьерам можно также отнести проблемы, которые возникают во время переговоров между партнерами, проживающими в разных часовых поясах (особенно если разница большая). 3. Технические барьеры вызваны временными трудностями коммуникации, связанными с неисправностью технических средств (компьютера, телефона, микрофона, помех во время селекторного совещания); а также отвлекающим шумом, временно заглушающим голос говорящего. Универсальных рецептов преодоления коммуникативных барьеров не существует. Однако определенные советы по их преодолению в литературе представлены.

    Так, с позиции общей психологии трудности общения обычно сводят до тех характеристик психических процессов, состояний и свойств человека, которые не соответствуют показателям психологически оптимального общения.
    При этом под психологически оптимальным общением понимают такой процесс, при котором реализуются цели участников общения согласно мотивам, что их предопределяют и способов общения, которые не вызывают у партнёров чувство неудовлетворённости. Т.е. исследуют как типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, так и те, которые не соответствуют критериям нормы.

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    барьеры общения.doc

    Трудности, барьеры и деформации в общении

    Любые трудности, барьеры и деформации можно рассматривать с позиций различных отраслей психологии.

    Трудности общения

    Так, с позиции общей психологии трудности общения обычно сводят до тех характеристик психических процессов, состояний и свойств человека, которые не соответствуют показателям психологически оптимального общения.

    При этом под психологически оптимальным общением понимают такой процесс, при котором реализуются цели участников общения согласно мотивам, что их предопределяют и способов общения, которые не вызывают у партнёров чувство неудовлетворённости. Т.е. исследуют как типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, так и те, которые не соответствуют критериям нормы.

    Известны такие психологические причины, которые не способствуют достижению целей, вызывают недовольство частичным или не достигнутым результатом:

    1. нереальные цели;
    2. неадекватная оценка партнера, его способностей и интересов;
    3. неверное представление о своих собственных возможностях;
    4. использование таких способов общения, которые не подходят в данной ситуации .

    Характер названных трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации, воздействие которой проявляется в нарушении определенной функции общения.

    В плоскости возрастной психологии также изучаются трудности общения, которые возникают из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Непохожесть их жизненного опыта накладывает отпечаток не только на представление собеседников о мире, его природе, обществе, но и на конкретное поведение индивидов в реальных ситуациях жизнедеятельности.

    Относительно процесса общения, то непохожесть жизненного опыта проявляется в неидентичных уровнях развития и проявлениях познавательных процессов, неодинаковых запасах и характерах переживаний и богатствах поведенческих форм, которые в свою очередь по-разному соотносятся с мотивационно- потребностной сферой, которая отличается своей спецификой в разных возрастных группах. В связи с этим в анализе такого рода трудностей психологи советуют учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы для того, чтобы делать поправку на их проявление у ребенка, подростка или человека пожилого возраста.

    Когда же отчуждение осознается, то учитель старается выделить признаки неприятия, которые обычно характеризуются негативными оценками, а положительные отыскиваются сознательно. В конце концов отчуждение может возникнуть и как средство собственной защиты личности учителя. Такие учителя отличаются повышенной тревожностью за свой статус, введением жестких требований и т.д. При таких условиях поступки детей расцениваются как умышленные, приводящие к нарушению порядка.

    Была выявлена зависимость проявления этих трудностей от степени сформированности у учителя способности направлять на учеников собственные состояния и психические свойства. В условиях, когда у педагога наблюдается дефицит качеств эмпатии, идентификации, рефлексии, то общение с ним приобретает конфигурации формального взаимодействия, что приводит к деформации развития эмоциональной сферы у детей.

    Если взрослые не удовлетворяют потребность ученика в доверчивом общении, то возникает эмоциональная несбалансированность реакции ребенка на обращение к нему людей, которые его окружают, появлению у ученика признаков агрессивности и деструкций в поведении. Однако избыток доверчивого общения ведет к инфантилизму.

    С позиции психологии управления трудности общения рассматриваются в контексте делового взаимодействия. Как основные можно выделить трудности, связанные с вхождением личности в группу, трудовой коллектив.

    Практика управления подтверждает, что не каждому руководителю, особенно новичку, сразу удается адаптироваться к условиям жизни в организации, завоевать уважение и доверие подчиненных.

    Назовем причины этого:

    1. обманутые ожидания ;
    2. недостаток внимания от высшего руководства, отсутствие возможности отличится в глазах других руководителей успешным решением сложной задачи;
    3. социально-психологическая глухота (пренебрежение социально-психологическими особенностями управленческой деятельности, которое приводит к конфликтам с подчиненными и организацией в целом);
    4. пассивность;
    5. игнорирование реальных критериев оценки;
    6. неприятие другого человека;
    7. внутренняя скованность и т. п.

    Еще одна группа трудностей связана с развитием отношений с членами организации:

    1. неприятие помощи от партнеров;
    2. попытка занять во взаимодействии позицию эксперта;
    3. отсутствие гибкости в ролевом поведении;
    4. напряженность в отношениях между руководителями-начинающими и опытными (речь идет о так называемом возрастном конфликте);
    5. чувство соперничества и ревности между формальным и неформальным лидером.

    Третью группу трудностей составляют коммуникативные проблемы, связанные с неумением высказать собственное мнение, провести дискуссию, совещание, аргументированно доказать свою правоту.

    Четвертая группа трудностей в общении содержит субъективные ограничения (факторы, затрудняющие и сдерживающие результаты управленческого общения):

    1. неумение управлять собой;
    2. незнание своих психофизиологических возможностей,социально- профессионального потенциала;
    3. размытые личные ценности;
    4. невыразительные цели;
    5. заторможенное саморазвитие;
    6. неумение решать проблемы;
    7. недостаток творческого подхода;
    8. неумение влиять на людей;
    9. недостаточное понимание особенностей управленческой деятельности;
    10. слабые навыки руководства;
    11. неумение обучать;
    12. низкая способность формировать группу.

    Юридическая психология также рассматривает трудности общения. Речь идет о общении следователя и подозреваемого, следователя и потерпевшего, общение разворачивающиеся между участниками судебного процесса, между лицами, которые находятся в местах лишения свободы. Часто трудности возникают в общении с несовершеннолетними правонарушителями, особенно с теми, которые постоянно конфликтуют с окружением, что выражается в агрессии, либо в уклонении от любых контактов.

    С позиции психологии личности трудности в общении рассматриваются в контексте индивидуально-личностных различий. Различные индивидуальные особенности по-разному деформируют общение.

    Назовем эти индивидуальные особенности:

    1. эгоцентризм (человек, который чрезмерно сконцентрирован на себе и своих собственных мыслях, переживаниях и т.п., не способен адекватно воспринимать другого участника взаимодействия, что проявляется в отсутствии сочувствия к собеседнику, в отсутствии координации действий с партнером);
    2. когнитивная сложность личности ( низкий уровень когнитивной сложности личности вызывает повышенную враждебность и агрессивность в общении, когнитивно сложные люди чаще испытывают радость по поводу общения, чем когнитивно простые, которые нередко переживают непонимание их окружением);
    3. чрезмерная уязвимость (при имеющейся потребности в общении такие люди не реализуют ее через исключительную сдержанность, повышенный уровень тревожности, высокую степень самоотрицания, самоунижения);
    4. чрезмерная стеснительность, отрешенность, одиночество и др.

    С позиции социальной психологии все перечисленные выше группы трудностей, в той или иной степени рассматриваются.

    Барьеры общения

    Детально изучаются также всякого рода барьеры в общении. В частности коммуникативные барьеры, т.е. такие психологические препятствия, которые устанавливаются на пути получения информации. Среди них выделяют логический, стилистический, семантический, фонетический барьеры.

    Известны научные труды, в которых анализируются психологические барьеры в общении, под которыми понимаются устойчивые установки, психологические настроения личности, состояния человека, которые при определенных обстоятельствах препятствуют общению, приводят к его сбоям. Есть исследования, где рассматриваются социально- перцептивные (связанные с неадекватным восприятием, пониманием, оценкой партнеров друг друга) и интерактивные (связанные со сложностями во взаимодействии) барьеры.

    Результатом усилий многих ученых (философов, социологов, психологов, этнографов, культурологов, психотерапевтов) стало возникновение направления в психологии, получившего названиесоциальная психология затрудненного общения.

    К важным характеристикам затрудненного общения принадлежат также степень выражения трудностей, их глубина и интенсивность. Иными словами, в узком смысле слова затрудненное общение характеризуется незначительными сбоями в сфере межличностного взаимодействия. Ему свойственны:

    1. непрерывность контактов между партнерами;
    2. определенная степень осознания участниками взаимодействия имеющихся трудностей;
    3. поиск причин, которые ведут к осложнению общения;
    4. попытка самостоятельно преодолеть социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные затруднения.

    А широкий смысл этого понятия включает все виды и формы общения, которые вызывают деструктивные изменения в поведении партнеров, прерывание контактов и прекращение общения, снижение уровня осознания трудностей в общении, уменьшение попыток самостоятельного выхода из трудностей, которые возникли. И как результат - у собеседников может сформироваться тревожное отношение к любой ситуации общения.

    Затрудненное общение рассматривается исследователями в нескольких плоскостях:

    1. как социально-психологический феномен, который проявляется только в ситуации взаимодействия, социального общения;
    2. как явление объективное, что представлено в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реального процесса взаимодействия;
    3. как явление субъективное, которое проявляется у разного рода переживаний индивидов, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, внутри-личностные конфликты.

    Что касается трудностей, которые возникают в общении (причины затрудненного общения), то их классифицируют следующим образом:

    Гост

    ГОСТ

    Барьер общения – это психологический феномен, представляющий собой трудности, которые проявляются в процессе общения коммуникатора и реципиента. Зачастую они могут стать поводом для конфликта или препятствием для взаимопонимания и взаимодействия.

    Причины возникновения барьеров в общении

    Одна из причин неэффективности делового общения представляет собой существование барьеров в коммуникации. Причины их возникновения включают:

    • Психологические особенности партнеров (например, разница в интеллектуальном уровне, темпераменте, мышлении и др.);
    • Социальные, политические, религиозные, национальные различия, разный уровень образования;
    • Различия в словарном запасе и лексиконе;
    • Различное знание предмета обсуждения.

    С проблемами в общении сталкивался почти каждый человек, вне зависимости от пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это предполагает то, что причины барьеров разные и могут присутствовать в жизни каждого. Они могут осознаваться или не осознаваться людьми, вступающими в общение. От этого в большей степени зависит то, насколько быстро человек способен заметить, что у него проблема и то, как он сможет их решить. Коммуникативные барьеры могут быть также надуманными одним или несколькими собеседниками.

    Основные барьеры коммуникации и способы их преодоления

    Барьеры общения представляют собой препятствия в ходе коммуникации, которые имеют отношение к обмену информацией между собеседниками. Среди самых распространенных барьеров можно выделить:

    • семантический,
    • фонетический,
    • логический.

    Семантический барьер возникает, когда 2 человека под одинаковыми понятиями подразумевают абсолютно разные вещи. Он возникает почти всегда и везде, так как люди очень по-разному понимают многие вещи. По этой причине, разговаривая на одну и ту же тему, мы можем говорить о разном, сталкиваясь с непониманием друг друга.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Для разрушения этого барьера нужно хорошо понимать партнера и его картину мира, которая представлена смыслами, вкладываемыми в разные категории. Если возникают возможные неточности, нужно подробно объяснить, что вы имеете в виду. Также в беседе важно стараться использовать понятные для собеседника слова и их сочетания.

    Фонетический барьер заключается в плохой технике речи. В этом случае не понятно, что говорит собеседник. Это мешает воспринимать сообщаемые им сведения. Если интерес в общении с таким человеком присутствует, то необходимо приспособиться к его манере говорить. Можно изредка переспрашивать в непонятных местах.

    Если происходит неформальное или дружеское общение, то можно в мягкой форме донести до собеседника, что понять его сложно из-за некоторых особенностей речи. Здесь по возможности он может подстроиться и скорректировать данные недостатки.

    Логический барьер представляет собой неумение индивида выражать собственные мысли. В речи таких людей путаются причинно-следственные связи, некоторые понятия подмениваются.

    Если пришлось общаться с таким собеседником, то необходимо набраться терпения: слушать его очень внимательно и задавать вопросы, что поможет получить необходимые сведения. Любой человек, обнаруживший у себя подобную особенность, должен постараться от нее избавиться. Существует несколько советов для таких людей:

    • послушать, как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели,
    • прочитать литературу по логике,
    • записаться на курсы ораторского мастерства,
    • попросить друзей дать обратную связь с рекомендациями и др.

    Другие барьеры общения и пути их устранения

    У каждого человека есть характер, при этом некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Личностный барьер заключается в том, что у кого-то эти черты настолько заострены, что даже сам характер может представлять собой барьер.

    Особенности данного барьера могут быть связаны с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Так, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость способна в определенных ситуациях раздражать партнеров по общению.

    Барьеры взаимодействия связаны с взаимодействием с человеком в процессе общения. Они возникают из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в точках зрения собеседников присутствуют существенные различия.

    Мотивационный барьер проявляется при наличии разных мотивов вступления в контакт у партнеров по общению. Например, человек хочет получить поддержку от подруги, а она желает, чтобы вы обсудили ее новую прическу. Здесь человек может столкнуться с непониманием, а партнеры часто по этой причине ссорятся. Для исключения подобный ситуаций важно сразу прояснить друг другу, что вы хотите получить в ходе общения.

    Барьер некомпетентности можно часто встретить в совместной работе. Человека может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные глупости для вас. Все это вызывает злость, досаду и чувство, что вы потеряли время. Существует 2 варианта решения – либо постепенное подталкивание человека к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчивое объяснение), либо сворачивание общения. Выбор будет зависеть в основном от целей.

    Этический барьер находит проявление при несовместимости нравственных позиций партнеров. Здесь важно не пытаться заниматься перевоспитанием или высмеиванием собеседника. Гораздо более эффективно свернуть общение или попытаться найти взаимовыгодный компромисс, особенно если у вас предусмотрена какая-то важная общая цель.

    Причина проявления барьера стилей общения состоит в том, что у каждого человека своя уникальная манера, которая зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и прочих факторов. Как правило, ее формирование — это достаточно длительный процесс, а впоследствии ее становится сложно менять.

    Стиль общения состоит из основного мотива (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка), отношения к другим людям (доброта, терпимость, жестокость), отношения к себе и характера воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры). Часто стиль общения другого человека приходится просто принимать, так как поменять его сложно, а общаться необходимо.

    Как Преодолеть Барьеры в Общении с Другими

    Барьеры в общении часто мешают нам в процессе коммуникации. Эти барьеры приводят к тому, что собеседникам не удаётся понять друг друга.

    Общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности.

    Все стремятся к приятному и эффективному общению, однако иногда возникают ситуации, когда обмен информацией нарушается и партнерам сложно понять друг друга.

    К этому приводят барьеры общения, которые существенно затрудняют диалог между собеседниками.

    Как Преодолеть Барьеры в Общении с Другими

    Как Преодолеть Барьеры в Общении с Другими

    Язык иногда вместо дороги превращается в барьер.

    Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Доктор Штраус

    Что такое 'Барьеры Общения'?

    Это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные.

    'Я' и 'другие': преодолевая барьеры

    В повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с ситуациями общения, близости, переговоров или общей деятельности с другими людьми, часто возникает ощущение “преодоления барьера” или существования какого-то крупного барьера, между личностями, который не позволяет им адекватно взаимодействовать друг с другом. Многие философы, писатели и просто бытовые исследователи обращали внимание на колоссальную разницу в восприятии человеком своего “я” и ощущения “других”.


    Затрудненная коммуникация

    Те люди, которые находятся за пределами нашего “я” оказываются чужими, непредсказуемыми и часто приносят неприятные ощущения, боль и разочарование – именно из-за того, что чем более близким становиться человек, тем в большей степени на него перекладываются индивидуальные представления о том, что правильно, и что нет, как нужно жить и действовать. Соответствующие ожидания не оправдываются никогда, потому что другой человек – совершенно другая, отдельно сформировавшаяся личность, у которой другие интересы, способности и цели в жизни. Однако, даже такое вполне логичное разочарование заставляет не открыть себе понимание “других”, а отстраниться от общения. Ж.П.Сартр сформулировал такой психологический процесс очень афористично: “Ад – это другие”.

    На самом же деле путь к взаимопониманию прост и необыкновенно логичен, как это ни странно. Для того, чтобы нормально и адекватно воспринять других людей, необходимо присматриваться к их характерным реакциям, способам поведения, особенностям восприятия мира, к тому, что и как они делают, и как реагируют на те или иные события. Внимательное наблюдение должно сопровождаться как можно более широким и разнообразным общением с задействованием как можно большего диапазона инструментов – разговора, совместной деятельности, обмена впечатлениями, совместного творчества или разделения его результатов и т.д. Чем в большем количестве разнообразных ситуаций проявит себя человек, тем больше о нем можно узнать, и тем точнее будет наше поведение по отношению к нему.

    Психологические барьеры общения

    Психологические барьеры возникают в следствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия).

    1. Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.
    2. Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй – акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения.
    3. Мотивационные барьеры – проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.
    4. Моральные или этические барьеры – эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.
    5. Барьер установки – если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.
    6. Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния – относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими.

    Коммуникативные барьеры общения

    Видео: Барьеры в общении. Как преодолеть?

    Как преодолеть барьеры общения?

    Человека в современном мире невозможно представить без речевых коммуникаций. Каждый день приходиться общаться на работе или учебе, с друзьями или коллегами. Но настоящей проблемой может стать барьер, который мешает грамотно общаться с окружающими и отделяет человека от нормальной жизни.

    Один из самых распространенных барьеров - комплекс неполноценности. Люди с низкой самооценкой считают, что они хуже других, не видят своих достоинств и предпочитают проживать свою жизнь тихо и спокойно. Но на самом деле, стоит только сменить имидж, начать работать над собой и улыбаться трудностям, так потребность в общении появляется сама собой. Неуверенность в себе проходит с практикой. Психологи советуют не обходить людей стороной, а как можно чаще пробовать поддержать разговор.

    Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.

    Следите за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации.
    Пытайтесь воспринимать собеседника объективно и безоценочно.

    Заключение

    Для того, чтобы правильно с человеком взаимодействовать, нужно как можно больше о нем знать, и действовать в соответствии с его программой действий, а не со своей. Следует смиренно принять тот факт, что другие люди, даже те, которые вследствие обстоятельств являются нашими близкими, на самом деле – совершенно другие, мыслят, чувствуют и действуют не так как мы. Настоящая близость становится возможной только после достижения этого понимания и его практического воплощения.

    Начать общаться с людьми совсем не сложно. Живое общение действительно приносит огромное удовольствие и помогает добиваться поставленных целей.

    Обновлена: 18.06.2020, 07:10 Количество слов: 1218 Время на чтение: 6 мин.
    Распечатать
    Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 153 209 раз!
    Спасибо нашим читателям, которые оставили 5 комментариев и уже оценили статью 56 раз!

    Читайте также: