Доклад на тему новая экономика основанная на информации и знаниях

Обновлено: 02.07.2024

Тема 1. Информационное общество и новая экономика. Экономическая информация и ее свойства

1. Тема 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И НОВАЯ ЭКОНОМИКА

Тема 1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И НОВАЯ ЭКОНОМИКА

Общество знаний — это динамично развивающееся общество, качественное своеобразие которого определяется действием совокупности факторов, включающей следующие:

Широкое осознание роли знания как условия успеха в любой сфере деятельности.

Наличие (у социальных субъектов разного уровня) постоянной потребности в новых знаниях, необходимых для решения новых задач, создания новых видов продукции и услуг.

Эффективное функционирование систем производства знаний и передачи знаний.

Взаимное стимулирование предложения знаний и спроса на знания (предложение стремится удовлетворять имеющийся спрос на знания и формировать спрос).

Эффективное взаимодействие в рамках организаций и общества в целом систем/подсистем, производящих знание, с системами/подсистемами, производящими материальный продукт.

Идею общества знаний часто связывают с именем П. Друкера, известного теоретика менеджмента. В 60-х годов XX века подобные идеи высказывали Ф. Махлуп, Д. Белл, Р. Лэйн и другие авторы. Однако предметом широкого общественного интереса идея общества знаний как общества будущего становится лишь в 1990-х годах.

С конца 60-х годов XX века и до наших дней предложено множество толкований того, что такое информационное общество. При всём разнообразии акцентов, степени внимания, уделяемого тем или иным технологическим, экономическим или социальным процессам, информационное общество рассматривается в рамках основных концепций как обладающее по крайней мере следующими характеристиками. Прежде всего, это высокий уровень развития компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий, наличие мощной информационной инфраструктуры. Отсюда — такая важная черта информационного общества, как увеличение возможностей доступа к информации для всё более широкого круга людей. Наконец, практически все концепции и программы развития информационного общества исходят из того, что информация и знания становятся в информационную эпоху стратегическим ресурсом общества, сопоставимым по значению с ресурсами природными, людскими и финансовыми.

Трудно представить себе эффективно функционирующие системы производства и передачи знаний без развитых информационно-коммуникационных технологий, мощной информационной инфраструктуры, делающей возможным доступ к информации и знаниям для все более широкого круга людей. И роль информации как стратегического ресурса в обществе знаний несомненна. Учитывая все это, можно утверждать, что общество знаний обладает всеми характеристиками информационного общества.

Вместе с тем понятие общества знаний не тождественно понятию информационного общества. Ведь содержание первого понятия включает характеристики, относящиеся не только к развитию информационно-коммуникационных технологий, но, в принципе, к развитию любых других технологий и областей деятельности. В последние несколько десятилетий уровень развития компьютерных и коммуникационных технологий воспринимался (оправданно или нет — особый вопрос) как показатель научно-технического и промышленного развития той или иной страны в целом и даже как показатель демократичности общества. Нельзя исключить, что в будущем подобная роль станет выполняться другими технологиями. В последние годы всё больше говорят о феномене НБИКС — конвергенции нанотехнологий, биотехнологий, а также информационных, когнитивных и социогуманитарных технологий. Быть может, вскоре заговорят и о НБИКС-обществе?

Интеллектуальный продукт - продукт, созданный интеллектуальным трудом. Продукты умственного, интеллектуального труда принимают различные формы: мысль (идея), информация, новая технология, открытия, изобретения, алгоритмы и программы для ЭВМ, ноу-хау в различных отраслях, произведения искусства, литературы и т. д.

Интеллектуальные продукты попавшие в производство, реализованные в этой сфере, приведшие к ее значительным изменениям и нашедшие покупателя называются инновациями.

Новводедение (российское) = Инновация (латинское) (Ввел впервые Шумпетер, основоположник науки инноватики)

Наука инноватика рассматривает механизм инициируемых и контролируемых изменений.

Целенаправленность такого перехода определяется внутренне присущей любому предприятию целеустремленностью и выражается в:

1. согласованности реализуемых предприятием инновационных проектов с его общей стратегией обеспечения собственной конкурентоспособности;

2. стремлении предприятия реализовывать инновационные проекты с максимальной экономической эффективностью, т.е. с возможно большим соотношением получаемых результатов и затрат.
Базовыми отличительными чертами инноваций являются: целенаправленный (т.е. неслучайный) характер осуществления; завершенность и практическая применимость получаемых результатов; наличие новизны получаемых результатов, т.е. их качественное отличие от ранее существовавших аналогов.

Предпосылки Активного использования инноваций как инструмента рыночной конкуренции:

1. индивидуализация потребностей покупателей вследствие насыщения большинства сегментов рынка стандартизированной продукцией;

2. усиление международного характера конкуренции вследствие глобализации мировой экономики;

3. сокращение возможностей конкуренции на основе операционной эффективности за счет развития информационных систем и технологической разведки предприятий;

4. сокращение продолжительности циклов экономической конъюнктуры;

5. ускорение динамики отраслевых технологий и сокращение длительности жизненных циклов продукции;

Эффект инновационной деятельности субъектов хозяйствования имеет комплексный характер и проявляется на двух уровнях: на уровне самих этих субъектов и на уровне национальной экономики в целом.

Новая экономика, основанная на знаниях: ее сущность, основные черты и место в мировом развитии.

Новая экономика – основанная на знаниях и характеризующаяся преимущественным использованием в качестве капитала, как фактора производства, в совокупности высоких технологий, интеллектуального и человеческого капитала, повышенным качеством труда, существенным развитием наукоемкого образования и здравоохранения, информатизации и наукоемких производств продукции и услуг отраслей высоких технологий.

Новая экономика – это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.

Современная наука трактует неоэкономику как тип экономики, в которой сектор знания, в целом, играет решающую роль. Производство знаний является источником экономического роста, а способность использовать знания для удовлетворения человеческих потребностей занимает центральное место. Как процесс, экономика представляет собой масштабный непрерывный инновационный и инвестиционный процесс, который обеспечивается глобальными и все более интенсивными процессами информатизации общества и нанотехнологиями. Информационные ресурсы – социально-значимая информация, содержащаяся во всех действующих в обществе информационных системах, которые могут быть использованы для принятия управленческих решений во всех сферах человеческого мира.

1. Основные тенденции, происходящие в экономике и обществе - это развитие и преобладание сектора обслуживание.

2. Новые требования к знанию и его новая роль. Знание и информация становятся предметом и продуктом труда и следственно основным производственным ресурсом

3. Основной потенциал – это образованные квалифицированные и креативные Человеческие Ресурсы

4. Возрастание роли и значений инноваций

5. Ускорения распространения и преобладание процессов инновационной деятельности

6.Усиление и расширение интеграционных процессов в экономике, бизнесе, образовании и обществе

7.Формирование инновационных систем, в т.ч. национальных (НИС), региональных и глобальных. Не все страны способны сформировать НИС

8. Наличие государственной инновационный политики направленной на стимулирование инновационной деятельности

9. Главная форма собственности – интеллектуальная. Переход от частной собственности к личной собственности (компьютер)

10. Преобладание интеллектуального труда над индустриальным(производственным)

11. Преобладание 5 технологического уклада и переход к 6му

12. Интеллектуализация активов компаний (преобладание нематериальных активов над материальными)

13. Ведущую роль в экономике играют инновационные малые и средние предприятия

14. Переход от технократической к антропоцентрической организации производства и труда

15. Распространение аутсорсинга

16. Формирование новых социальных приоритетов: на смену императива максимизации материального потребления приходит обеспечение более высокого качества жизни.

17. Постоянное расширение экономической деятельности информационный капитал и капитал знаний, неотделимо без активной позиции потребителя. Знание – это применение информации к информации, обработка и анализ информации и выводы.

Место в мировом развитии

Новая экономика - совокупность нескольких высокоэффективных подотраслей экономики, ориентированных на использование интеллектуальной составляющей общественного развития и базирующихся на передовых информационных технологиях, интернет-решениях: консалтинг, инновации, образование, интернет-трейдинг и др.

Файлы: 1 файл

5.1(1).docx

Министерство общего и профессионального образования

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

Выполнила: Редькина Д. В.

студентка группы № 40 СПО

Преподаватель: Жадан И. А.

Новая экономика - совокупность нескольких высокоэффективных подотраслей экономики, ориентированных на использование интеллектуальной составляющей общественного развития и базирующихся на передовых информационных технологиях, интернет-решениях: консалтинг, инновации, образование, интернет-трейдинг и др.

Активное формирование новой экономики осуществляется на протяжении последних двадцати лет с появления глобальных информационных сетей, средств коммуникаций и Интернета. Стратегическое развитие национального хозяйства различных стран, в том числе и России, прежде всего, неразрывно связано с формированием новых экономических отношений. Решить эту задачу можно только на основе глубокого теоретического осмысления содержания новой фазы экономического развития общества.

В настоящее время существует несколько теорий развития современного общества:

- концепция постиндустриального общества;

- теория информационной экономики;

- концепция экономики, основанной на знаниях;

- теория глобального сетевого общества.

Общими чертами этих концепций являются:

во-первых, они акцентируют внимание на новых качествах современного общества;

во-вторых, каждая из концепций раскрывает указанные качества со своей позиции;

На основании их общности можно сделать вывод о том, что все они взаимосвязаны и представляют собой различные направления формирования парадигмы новой экономики. Отсюда следует, что при анализе современной экономики следует исходить не из разделения ее на отдельные составляющие по приоритету факторов производства, ресурсов, отдельных секторов или сфер деятельности, а из интеграции этих составляющих в единое целое, которое будет адекватно отражать все многообразие происходящих трансформаций. Другими словами, необходимо определить - на каких новых принципах развивается современная экономика и уже в соответствии с ними определить ее новое содержание. К числу таких принципов следует отнести:

- выбор хозяйствующих субъектов опирается на знания, в основе которых лежит та или иная информация, полученная в режиме on-lain;

- значимость знаний (как особого ресурса, неисчезающего в потреблении, обладающего возрастающей ценностью и доходностью, а также редкостью и уникальностью, к тому же – это не взаимозаменяемый ресурс);

- формирование динамично развивающихся новых секторов экономики – сектора знаний, информационного сектора, оказывающих прямое воздействие на национальную экономику в целом;

- направленность приобретенных и накопленных знаний на гуманизацию общества;

- развитие сетевых методов организации хозяйственной деятельности субъектов.

Сегодня речь идет о формировании и развитии человеческого потенциала (капитала), который выходит на передний план в обеспечении социально-экономического прогресса в ХХI веке. По данным Всемирного банка в 192 странах на долю человеческого капитала приходится в среднем 64% общего богатства, на долю физического капитала – 16%, на долю природного капитала – 20%. В России эта пропорция составляет, соответственно - 14%, 14% и 72%. В Германии, Швеции, Японии удельный вес человеческого капитала достигает 80% национального богатства.

Масштабно и зримо труд во всех ипостасях своего существования и формах проявления выходит на передний план, что предполагает принципиально новое теоретическое обоснование современной парадигмы социально-экономического развития. Определим сущность современной экономики следующим образом.

В ходе развития общественного производства знания в различных формах превращаются в системное и непрерывное явление, родовым признаком которого выступает фиксированная монополия на рентные факторы, а экономика, в общем объеме доходов которой определяющую роль начинает играть интеллектуальная рента, превращается в экономику, основанную на знаниях.

Неискушенный читатель удивится этому на первый взгляд странному словосочетанию, ведь во все времена и эпохи человеческая деятельность была невозможна без знаний и передача их от одного поколения к другому всегда считалась делом необходимым и благородным. Человечество, по мере возможности, старалось сохранить накопленные знания и преумножить их, дать последующим поколениям невидимое оружие, позволяющее создавать неповторимые шедевры в искусстве, одерживать победы в ратных боях, становиться лидером в бизнесе, совершать великие открытия в различных отраслях науки.

Однако весь ход социально-экономического развития свидетельствует о том, что при всей важности знаний как общечеловеческого ресурса они никогда прежде не имели столь приоритетного значения и не могли столь всесторонне и полноценно блистать всеми гранями и качествами как экономический ресурс, фактор производства, актив и благо. Для всех этих проявлений знания характерна одна общая черта - знание уникально по своей сути и обладает безграничностью в своем воспроизводстве.

Сегодня ни один из хозяйствующих субъектов не может осуществлять свою деятельность без генерации и постоянного обновления имеющегося у него массива знаний, и поэтому в практику прочно входит непрерывное образование, осуществляемое различными современными способами - дистанционно, интерактивно, виртуально.

Объективны и закономерны процессы валоризации и реконфигурации знаний. Индивиды, имеющие высококвалифицированные знания, востребованные на различных рынках, становятся получателями нового вида дохода - интеллектуальной ренты.

Многие продвинутые фирмы, в том числе и российские, создают и тщательно защищают от потенциального вторжения контрагентов корпоративные знания, дающие при их умелом использовании неоспоримые конкурентные преимущества.

Страны, сумевшие органично вписать инновационные ресурсы и знания в экономическую модель своего развития, достигают значительных успехов на мировом рынке, становятся лидерами экспорта образовательных услуг, приносящих немалые доходы.

Во второй половине ХХ века, хронологически означающей вхождение развитых стран в постиндустриальное общество, изменилась сама роль знаний, что выразилось в применении знаний к процессам производства, распространения и использования самого знания. Результатом этого явился рост информационного, виртуального и сектора знаний, сферы услуг, развитие ресурсосберегающих технологий, изменение структур и методов управления.

В современной экономике идут реальные процессы развития высоких технологий и роста отраслей информационного производства, что свидетельствует о ее качественном перерождении:

- знания становятся наиболее существенным ресурсом производства;

- все большую независимость от труда получает производство;

- роль первичного сектора выполняет индустрия высоких технологий.

В структуре общественного богатства происходит увеличение доли его внеэкономической составляющей (образование, здоровье, экология, нация).

Одно из таких противоречий связано с тем, что, не исчерпав потенциала имеющихся традиционных ресурсов, субъекты национальной экономики не могут переходить к приоритетному использованию знаний как ресурса, поскольку для этого надо иметь высокий уровень развития техники, технологий и человеческого капитала. Экономика, основанная на знаниях - это закономерная и объективно обусловленная более высокая по сравнению с индустриальной фаза (стадия) развития общества. И перейти к этой стадии без должной экономической, механико-технологической базы не представляется возможным.

Отсюда следует сделать вывод, что страны с низким уровнем экономического развития и, соответственно, неразвитым сектором знаний не в состоянии перейти к экономике, основанной на знаниях, и не могут поставить во главу своего экономического роста такой фактор, как знания.

Другое противоречие экономического роста связано с несоответствием уровня развития трудовых ресурсов и организации общества тому характеру экономики, который сформировался в современном мире. Прежде всего, это выражается в огромной нехватке квалифицированных специалистов на мировом рынке труда. Активные миграционные процессы, характерные для многих стран, к сожалению, ее не решают. Эта проблема носит глобальный характер, и она присуща разным сферам деятельности – бизнесу, науке, образованию и т. п.

Еще одно противоречие связано с концентрацией в развитых странах большей части интеллектуального и технологического потенциала человечества. В них сосредоточиваются основные торговые обороты, замыкаются инвестиционные потоки из развивающихся стран в развитые регионы планеты. Это ведет к поляризации стран по уровню развития человеческого капитала, по его доли в общественном богатстве страны, их дифференциации по приоритетам экономического развития.

Название современного периода социально-экономического развития, в который вступает человечество, в конечном счете, несущественно. Важно другое: в современном мире действуют новые тенденции, одна из которых – превращение знания в ключевой ресурс развития, глобализация конкуренции, основанной на создании наукоемких и знаниеёмких продуктов и услуг.

Свобода выражения мнений включает в себя уважение свободы, необходимой для научных исследований и творческой деятельности, которая провозглашена Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах в статье 15. Дело в том, что для создания подлинного общества знания невозможно ограничиться лишь свободой передачи информации: необходимо обмениваться информацией, сопоставлять, критиковать, оценивать и осмысливать информацию, чтобы каждый человек был способен производить новые знания на основе информационных потоков.

Экономика, основанная на знаниях, - это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста. Это экономика, которая широко использует знания в разнообразной форме. В рамках этой экономики знания создаются в виде научной и высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг и образования.

Строго говоря, любое общество, в том числе и общество древнего Египта, и древнего Рима, основывается на знаниях. В то же время сегодня, в начале XXI века мы говорим об обществе, основанном на знаниях, подразумевая революционные процессы ускорения обмена знаниями и информацией. В этот обмен втягивается все больше людей, так что практически каждый занятый скоро будет участвовать в процессе обработки и использования знаний и информации в процессе создания новых знаний.

Экономика, основанная на знаниях, позволяет превращать знания в доход, причем не только в отраслях, непосредственно связанных с высокими технологиями.

Экономика, основанная на знаниях, характеризуется более высоким уровнем рисков, с которыми сталкиваются субъекты этой экономики. Увеличивающийся темп изменений в современной экономике приводит к тому, что появление нового знания все быстрее обесценивает не только материальные элементы и факторы производства, но и делает бесполезными многие нематериальные факторы производства, в том числе патенты, ноу-хау и пр. В связи с этим вложения в эти факторы производства могут окупиться не полностью, что может привести к убыткам.

Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги – катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.


Как считают российские ученые, экономике знаний присуще следующие основные признаки:

- потребление знания может увеличивать его ценность;

- неделимость знания как продукта;

- наличие автора знания.

Сущность экономики знаний, по мнению специалистов, определяется такими взаимосвязанными процессами, как:

1. Информация и знания становятся важным ресурсом и движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития.

2. Рынок информации и знания наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала также становится фактором производства.

3. Удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование знаний и информации растет быстрыми темпами.

4. Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, которое определяет национальную и региональную конкурентоспособность.

Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

Существует также подход, согласно которому экономика нового типа рассматривается как совокупность отраслей, которые характеризуются более значительным удельным весом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. В этих отраслях технологическая реализация знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. В указанной трактовке эта экономика включает в себя сферу образования, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, оказание интеллектуальных услуг (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинг) [7].

Необходимо отметить, что экономика знаний - это, прежде всего, инновационная экономика, основанная на информационно-коммуникационных технологиях, вычислительной технике и современном программном обеспечении, в своей совокупности существенно расширяющих возможности создания новых знаний и их глобальное использование.

Постоянное и непрерывное инициирование новаций и реализация нововведений - главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия и организации, региона и страны в целом. Чтобы повысить уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Ядром формирования экономики знаний в самом широком смысле являются три основные сферы - НИОКР и инновации, образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала, информационные и компьютерные технологии.

Основными составляющими экономики знаний являются:

Научно-методологическое обеспечение инновационного развития.

Разработка национальной инновационной политики.

Формирование национальных и региональных инновационных систем, особенности которых проявляются в:

а) формах и способах взаимодействия государства и бизнеса как в сфере фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, так и в сфере наукоемкого производства;

б) формировании в той или иной стране инновационной инфраструктуры различной степени комплексности и т.п.;

в) разработке и реализации региональных инновационных стратегий;

г) оценке и активизации инновационного потенциала регионов и предприятий;

д) мониторинге инновационных процессов и статистике инноваций.

При этом в сфере инноваций государственные структуры основное внимание уделяют, как правило, стимулированию адаптации результатов научной и научно-технической деятельности к требованиям современной предпринимательской среды с использованием различных локальных и комплексных механизмов, формированию благоприятных условий для наукоемкого бизнеса, существенному усилению финансирования прикладных исследований, опытных производств и коммерциализации научно-технических разработок.

Экономика знаний актуальна для малых стран, не имеющих значительных природных ресурсов, также стран, обладающих высоким уровнем развития человеческого потенциала, которые имеют достаточно развитую материальную базу для проведения исследований в областях, которые являются ведущими технологическими направлениями больших экономически развитых стран. Учитывая перечисленные выше обстоятельства, можно отметить, что становление экономики знаний актуально и для Российской Федерации.

В связи с этим представляется актуальным рассмотрение причин и проблем, возникающих в регионах в процессе перехода к экономике знаний. Проведенный анализ позволит судить о возможности построения экономики знаний в Российской Федерации.

Как было сказано ранее, в настоящее время в Российской Федерации существуют проблемы, препятствующие становлению экономики знаний как в отдельных регионах, так и в Российской Федерации в целом. Решение данных проблем позволит облегчить процесс становления экономики знаний в нашей стране. Мероприятия по улучшению сложившейся ситуации можно также представить по элементам:

- смягчение таможенно-тарифного регулирования.

Данная мера позволит повысить привлекательность страны и регионов для иностранных экспортеров и сделает ее более открытой для мировой торговли;

- самоконтроль банков за своей деятельностью.

Это приведет к тому, что банки будут самостоятельно проводить мониторинг и оценку своей деятельности, предпринимать действия, чтобы остаться в данной сфере и являться конкурентоспособными. При этом субъекты банковской деятельности начнут предоставлять более выгодные условия получения кредитов, чтобы своевременно удовлетворять существующие потребности, в том числе потребности инновационно-активных организаций. Также сократятся государственные расходы на экспертизу банковской деятельности, что позволит использовать высвобожденные средства более эффективно;

- формирование благоприятного инвестиционного климата.

Проблема инвестиционной привлекательности весьма актуальна для Российской Федерации. Осуществление инновационной деятельности не представляется возможным без привлечения дополнительных источников финансирования, кроме собственных и государственных средств. Привлечение капитала отечественных и иностранных инвесторов позволит предприятиям и организациям региона реализовать больше инновационных проектов, увеличить производство инновационной высокотехнологичной продукции, увеличив свою конкурентоспособность. Впоследствии это позволит продукции данных организаций конкурировать на международном рынке;

- создание адекватных условий для ведения бизнеса.

Приведение в стабильное состояние нормативно-правовой базы, равно как и достижение ее наиболее оптимального содержания, увеличение прозрачности процессов создания и ведения бизнеса, формирование необходимой инфраструктуры и форм поддержки, в совокупности с приведенными выше рекомендациями обеспечит эффективное ведение бизнеса и инновационного бизнеса в Российской Федерации. Все это будет способствовать инвестиционной привлекательности.

- инновации: создание малых инновационных предприятий и поддержка их государством.

Экономика развитых стран тесно связана с ведением малого и среднего предпринимательства, причем большую часть ВВП создается именно за счет деятельности малого и среднего бизнеса. Таким образом, участие малого бизнеса в экономике Российской Федерации весьма важно, в том числе и в инновационной деятельности. По мнению экспертов, инновационная активность малых предприятий и организаций должно привести к повышению конкурентоспособности их сами и регионов в том числе;

- внедрение механизма ГЧП в инновационной деятельности.

Использование схемы ГЧП позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить более эффективное выполнение проекта, а также реализовать большее количество проектов в течение определенного срока. По мере использования схемы ГЧП повышается качество предоставляемых услуг, часть рисков передается частному сектору, а в результате конкуренции достигается более эффективное использование ресурсов.

Государство получит преимущества в виде:положительного бюджетного и социально-экономического эффекта. Возможности ускоренной реализации проекта, соответствующего государственным нуждам и интересам;

- уменьшения объема своих капитальных вложений в объект инвестирования за счет средств частных инвесторов, что является экономией бюджетных средств;

- независимой проверки окупаемости проекта частным сектором;

- дополнительных возможностей для инновационных решений;

- сокращения сроков строительства инвестиционного проекта благодаря необходимости соблюдения интересов инвестора и возврата вложенных им средств в наиболее короткие сроки;

- существенного повышения качества работ и контроля над использованием средств и строительными работами благодаря дополнительному контролю со стороны инвестора, которому по завершении строительства предоставляется право на платную эксплуатацию объекта.

- отсутствия бюджетных затрат на эксплуатацию. В большинстве моделей ГЧП все затраты на содержание объекта на период его платной эксплуатации производятся за счет инвестора.

- передача части рисков инвестору.

Для частного сектора ГЧП реализует следующие преимущества:

1. административное и политическое содействие государства в реализации проекта;

2. участие государства в финансировании проекта;

3. возможность предоставления инвестору за счет государства гарантий минимального дохода;

4. гарантии частичного или полного возврата средств инвестора государством при неудачной реализации проекта;

5. разделение рисков с государством. Риски осуществления проекта инвестор разделяет с государством и, таким образом, несет только часть рисков, определенную соглашением. При этом инвестор несет только риски, приемлемые для него;

Осуществление всех этапов инновационной деятельности требует значительных денежных и временных затрат. Потому не каждая организация или предприятие могут позволить себе самостоятельно осуществлять все инновационные процессы. Зачастую это и не нужно, т.к., к примеру, фундаментальными исследованиями могут заниматься научно-исследовательские организации, опытно-конструкторские работы могут проводить специализированные организации, такие как ПКО, КБ и др. При этом организации и предприятия, желающие осуществлять инновационную деятельность, могут приобрести новацию и произвести только завершающие стадии инновационного процесса, такие как освоение производства, массовое производство и коммерциализация. Это позволит сократить дополнительные затраты, связанные с осуществлением предшествующих этапов инновационной деятельности и значительно сократить инновационный лаг.

- использование CALS-технологий;- непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла изделия. Совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех стадиях её существования.

Технологии, стандарты и программно-технические средства CALS позволяют быстро и дёшево обмениваться электронными данными и безбумажными электронными документами, а это даёт следующие преимущества:

- возможность параллельного выполнения сложных проектов несколькими рабочими группами, что существенно сокращает время разработок;

- планирование и управление многими предприятиями, участвующими в жизненном цикле продукции, расширение и совершенствование кооперационных связей;

- существенное уменьшение количества ошибок и переделок, что приводит к сокращению сроков реализации проектов и существенному повышению качества продукции;

- распространение средств и технологий информационной поддержки на послепродажные стадии жизненного цикла - интегрированная логистическая поддержка изделий.

Также, необходимо выделить следующие аспекты экономики знаний:

- возрастающая роль знаний;

- сосредоточенность на обработке информации, приобретении и производстве знаний;

- перенос основы экономической деятельности от материальных ресурсов к нематериальным;

- капитал знаний - как особенный, нематериальный, подвижный - не является исключительной собственностью, но может быть приобретен и использован повторно;

- лицензионная торговля объектами промышленной собственности;

- непрерывное повышение квалификации персонала;

- увеличение коэффициента сферы обслуживания в экономике;

- развитие экспорта за счет уменьшения или устранения различий между национальными рынками и постепенного удаления организационных, временных и пространственных барьеров между странами;

- рост малых предприятий в силу быстрой адаптации к переменам;

- ставка на использование портфеля знаний за счет корпоративных сетей, кластеров и технопарков.

Таким образом, реализация указанных выше мероприятий, формирование культуры знаний позволит привести организации региона и всю страну к экономическому росту и процветанию, что возможно лишь благодаря совместному развитию и взаимопомощи бизнеса, образования и государства.

Таким образом, рассмотрев понятие и сущность экономики знаний, а также ее актуальность для стран, не обладающих значительными запасами полезных ископаемых, мы можем сделать вывод о том, что становление экономики знаний в Российской Федерации является одной из главных задач трансформации национальной экономики в новую конкурентоспособную экономическую систему. Экономика знаний - это высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Это экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

Читайте также: