Доклад на тему наследие греческой цивилизации

Обновлено: 04.07.2024

Хотя территория и население собственно Греции невелики, вклад этой страны в мировую историю весьма велик. Множество направлений человеческой деятельности и мысли получили свое начало там. В Древней Греции были заложены основы фактически всего европейского мировоззрения. Оттуда родом почти все науки и искусства, а также представления об оптимальном политическом устройстве.

Причины сохранения и распространения древнегреческого наследия

Значение древнегреческого наследия в жизни последующих эпох оказалось весьма велико в том числе потому, что греческие достижения были распространены далеко за границы Греции и воспринимались и сохранялись другими народами. Без этого им могло бы грозить длительное забвение или ограничение в использовании (как это произошло с не менее грандиозным наследием древнего Китая из-за изоляции).

Хотя Греция изначально была невелика, греки вели активную экспансию (как в виде колонизации пустующих территорий, так и в виде захватнических войн). В результате их образ жизни и достижения становились достоянием других народов. Масштабные завоевания Александра Македонского привели к возникновению множества региональных эллинистических культур – на греческой основе.

Имел место и обратный эффект. Римляне полагали (не без оснований) Грецию образцом культурности и высокого развития. Завоевав эту страну, они переняли почти все греческие достижения. Соответственно, греческое наследие продолжило распространяться по миру уже усилиями римлян.

Огромные размеры державы Александра Македонского и Римской империи сделали греческую культуру известной и массовой в древнем мире. Поэтому неудивительно, что многое от ее достижений сохранилось и было воспринято другими народами как оптимальный образец.

Театр в Херсонесе (Севастополь, Крым)

Греческое наследие в политических системах

Естественно, представления греков о круге граждан сильно отличались от современных. Рабы, некоренное население и все женщины исключались из демократического процесса, так что реально участвовать в политической жизни могло всего примерно 5% жителей полиса. Однако сами принципы были изобретены и опробованы на практике.

Ввиду чисто технических особенностей управления государством в древнее время и средние века демократия не смогла прижиться в крупных древних государствах (даже эллинистические державы не были демократическими) и в средневековой Европе. Эту часть греческого наследия стали возвращать в практику уже в новом времени.

Инженерные и практические достижения греков

На счету греков также многие чисто практические достижения из области производства и строительства. Греческие корабли могли ходить и под парусом, и на веслах, и схожие конструкции использовались еще в начале нового времени. В строительстве греки стали изобретателями таких форм, как портик, колоннада, амфитеатр. Греческие полисы, а также колонии и метрополии, имели экономическую специализацию и прочные торговые связи между собой, позволявшие пользоваться результатами такого разделения труда.

Классический греческий храм с портиком и колоннадой

Как для древнего мира, греки имели хорошо обустроенный быт. Даже люди среднего достатка имели по несколько комнат в домах. Греческие города нередко строили по плану, что позволяло удобно перемещаться по ним и выделять места для торговли и общих собраний. У греков были достаточно строгие представления о гигиене, они регулярно мылись, ухаживали за волосами, пользовались косметикой и вообще следили за собой. К подобному отношению к себе европейцы вернулись только после эпохи Возрождения.

Культурные достижения Древней Греции

Но самое богатое наследство потомкам древние греки оставили в культурной сфере. Представители этого народа являются основателями большинства наук; в Греции зародились либо достигли необычных для древнего мира высот практически все искусства.

Греческий алфавит

Греки изобрели и использовали простое для применения и изучения алфавитное письмо. Греческий алфавит используется и сейчас, обычно буквами из него обозначают разные математические и физические величины и понятия. Греческие ученые считаются основателями либо величайшими представителями целого ряда наук: математики (Евклид), физики (Архимед), медицины (Гиппократ, Гален), истории (Геродот), географии (Страбон). Некоторые из доказанных ими научных истин (ряд аксиом и теорем Евклида, теорема Пифагора, закон Архимеда…) используются в исходном виде и современной наукой.

Греки первыми стали пытаться и делать обобщения опыта практических и научных изысканий, создавая целостную картину мира – изобрели философию. В этой картине мироздания они сознательно отводили человеку особое место, создавая этику и социальную философию.

Выдающиеся философы Греции

Греция – родина театра в современном понимании. Здесь впервые появились специальные здания для просмотра сценических постановок, а также драматургия в основных ее жанрах – комедии и трагедии.

В Греции вообще развивались практически все виды искусств. Хорошее знание анатомии позволило грекам разработать каноны для определения человеческой красоты и достичь огромных высот в живописи и особенно скульптуре. Греки были хорошими музыкантами, певцами и танцорами и полагали, что восприятие искусства – обязательная часть полноценного досуга. Искусство служило им и для украшения быта (к примеру, расписывать керамическую посуду у греков считалось почти обязательным).

Греческая амфора с росписью

Культ красоты сделал греков изобретателями и особого способа развития тела – спорта. У всех древних народов мужчины регулярно тренировались ради способности участвовать в войне. Однако греки превратили это занятие в особую сферу образования и культуры, а также внесли в него соревновательность. Наивысшим проявлением духа спортивного соперничества стали Олимпийские игры. Греки первыми стали ценить силу, быстроту и ловкость сами по себе, а не только как показатель боеспособности.

Масштабами греческого влияния на разные сферы человеческой жизни объясняется широкое использование греческих достижений даже в наши дни. В науке широко используются греческие термины. Персонажи греческой литературы и мифологии служат в качестве устойчивых сравнений и стандартных образов для современной литературы и кинематографа; в драматургии сохраняется разделение на жанры комедии и трагедии. Греческие каноны красоты не утратили значения и сейчас, и Олимпийские игры ныне проводятся.

Экспансия западных Европейцев в средние века и в новое время разнесли греческие достижения по всему миру. Поэтому сегодня можно с уверенностью говорить о том, что Древняя Греция – одна из основ современной цивилизации в мировом масштабе.

Характерной чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа.

Содержание

Введение
1.Крито – микенский период
2.Гомеровский период
3. Архаический период
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Культурология реферат.docx

1.Крито – микенский период

3. Архаический период

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)

Характерной чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность куль туры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с XVII-XVI вв. творчество Эллады полно жизненности. Должно заметить, что изучаемой культуре присуща определенная традиционность, сохранения ряда понятий например мотива бегущей спирали, сохранившегося еще от культуры северобалканских племен эпохи неолита, получившего великолепное развитие в кикладском искусстве III тыс. и многократно воспроизведено в II тыс. в орнаменте не только монументальных царских фолосов, но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды. Вместе со спиралью народ сохранил и другие традиционные геометрические мотивы. Поэтому в эпоху после дорийского переселения, когда с гибелью дворцов резко уменьшилось потребность в предметах роскоши, геометрический стиль вновь занял ведущее место с искусстве. В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Указанный отрезок истории характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры.

1.Крито-микенский период - время раннего клас. общества, характеризуется высоким, хотя и непродолжит. расцветом всех видов изобразит. иск-ва (см. Эгейская культура, Крито-микенская культура).

Главная для античности древнегреческая культура формировалась на основе нескольких предшествовавших культур. Критская (минойская) культура (3—2-е тыс. до н. э.) существовала за счет активной морской торговли со всем Средиземноморьем, экспортируя вино, оливковое масло, изделия художественного ремесла, оружие и получая взамен цветное стекло и фаянс из Египта, медь с Кипра, коней с сирийских пастбищ, слоновую кость и драгоценные металлы из Ливии.

Крито-микенская цивилизация — первая в Европе — возникла примерно на рубеже 3-2-го тыс. до н.э. Ее материальная основа включала производящее хозяйство, медно-бронзовую металлургию, городские поселения с оборонительными стенами, дворцы.

Города на Крите и материковой Греции формировались вокруг дворцов. На Крите они были неукрепленными, на материке — крепостями. Размеры этих сооружений грандиозны. Один из дворцов на Крите занимал площадь в 10 тыс. кв. м и имел два или три этажа. Крепость в Микенах отличалась стенами толщиной до 10 м и высотой до 18 м.

Дошедшие до нас памятники — в основном дворцы и захоронения знати, где найдено огромное количество предметов, представляющих блестящие образцы ремесла и искусства. Это сосуды из керамики, камня и металла, бронзовое оружие, изделия ювелиров.

Микенцы и особенно критяне были отличными мореходами и построили флоты, состоявшие из парусно-гребных кораблей, способных совершать дальние морские походы. Критяне изобрели киль и шпангоуты, чем придали большую прочность корпусу судна.

Крит стал первой морской державой на Средиземном море, его общество можно охарактеризовать как восточную деспотию, где земля принадлежала государству. О его патриархальном укладе свидетельствуют групповые гробницы и двухэтажные жилища.

Безусловное господство на море давало критянам возможность не строить оборонительных сооружений. Сохранились дворцы в Кноссе и Фесте, царская вилла, дома вельмож. Дворец в Кноссе напоминает город-лабиринт: там помещаются залы для зрелищ и состязаний, жилые помещения, мастерские и др. Являясь как бы продолжением холма, дворец снаружи — живописное чередование лестниц и террас, каменных и кипарисовых колонн. В залы свет проникает из типичного для Крита открытого центрального двора, а также через специальные отверстия в перекрытиях и потолках: теплый климат позволял обилие проемов. На стенах дворцов - яркие фрески совершенной техники исполнения и гипсовые рельефы, изображающие сцены придворной жизни, животных и растения: кабан, преследующий зайца, кот, подкарауливающий петуха, сцены игры с быком, танцовщицы и юноши с ритуальными сосудами, придворные дамы в пышных юбках, затянутые в корсеты и с обнаженной грудью.

Реализм фресок первого стиля сменяется стилизацией и скованностью второго стиля, фрески которого более похожи на орнамент. Ярко выражена и стилистическая эволюция в керамике: геометрический многоцветный рисунок сменяется на сосудах рисунком натуралистическим, а затем - стилизациями, близкими к орнаменту.

Греция XI-IX вв. до н. э. была бедным, жестоким, можно сказать, варварским обществом. Но в ее глубинах зрели предпосылки невиданного культурного взлета. Гомеровский период – не только время упадка и застоя, но и время накопления сил перед решающим рывком. Сам этот рывок пришелся уже на следующую, архаическую эпоху истории греческой цивилизации. Однако первые значительные достижения были сделаны в конце гомеровского периода. Это и формирование оригинальной религиозно-мифологической системы, и изобретение алфавита, и, конечно, сами гомеровские поэмы.

Греческое искусство XI-IX вв. до н. э. несет на себе печать несомненного упадка. Архитектурные сооружения этого времени до нас не дошли, поскольку строились они из непрочных материалов. Однако раскопки их фундаментов позволяют установить, что постройки эти, за очень редкими исключениями, были крайне незамысловатыми. Скульптура сводилась к небольшим металлическим и глиняным изображениям людей и животных; были также деревянные статуи богов. Внешний вид всех этих изделий отличался грубостью и даже неуклюжестью.

В гомеровский период господствует керамика так называемого геометрического стиля. Поверхность сосуда разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: зигзагами, треугольниками, ромбами, квадратами, звездами и др. Позже начинают появляться сцены из жизни людей, также включенные в орнамент и составляющие его часть. Это – сцены похорон, сражений, скачек на колесницах. Строгость, цельность, органичное выражение определенной художественной картины мира делает лучшие произведения геометрического искусства (например, амфоры-надгробия с Дипилонского кладбища в Афинах) подлинными шедеврами.

В конце гомеровского периода, в IX в. до н. э., произошло важнейшее событие в истории древнегреческой культуры: греки вновь обрели письменность. Это случилось в результате восстановленных ими связей с цивилизациями Ближнего Востока, где традиции грамотности никогда не прерывались. Письменность зародилась, очевидно, в греческих торговых базах на побережье Сирии, а оттуда распространилась по всей Элладе.

Именно греческий алфавит стал прародителем всех современных европейских алфавитов: и латинского, перенятого народами Западной Европы, и кириллицы, применяемой в нашей стране.

Греки забыли секреты каменного строительства, фресковой живописи. Дошедшие до нас ремесленные изделия этой эпохи несут печать примитивизма и отсталости. Эллада как бы погрузилась во мрак.

Впрочем, регресс не был абсолютным. В частности, именно на рубеже II—I тыс. до н. э. греки освоили технику выплавки и обработки железа. Не исключено, что ее принесли с собой дорийцы. В предшествующую эпоху железо было редким, привозным металлом, использовавшимся лишь для изготовления украшений. С XI в. до н. э., однако, появляется железное оружие, а чуть позже – и железные орудия труда. Введение в обиход дешевого и широкодоступного металла было настоящим техническим переворотом. Греция вступила в железный век.

Наследие античной культуры и его ценность для современного общества

Под наследием античной культуры стоит понимать все, что оставили нам предки, жившие в период античности, а также все, что можно считать культурными достижениями той эпохи. Это очень важно определить сразу, поскольку речь здесь будет идти именно об этих достижениях в разных культурных сферах: в архитектуре, литературе, скульптуре, а также в науке. Какое же наследие античности имеет сегодня человечество и какова его роль для современных людей?

Архитектурное наследие

В настоящее время известны несколько античных цивилизаций, и все они оставили свои следы, их можно увидеть и по сей день. В первую очередь речь идет о множестве архитектурных объектов. Они сохранились преимущественно на территории южной Европы и Азии, там, где были Древняя Греция, Древний Рим, Македония, Персия, Вавилон и другие государства. Даже сейчас можно посмотреть на эти объекты, разнообразие в их формах, планировки помещений и, конечно же, обратить внимание на формы и декорации.

Но важно даже не столько то, что это памятники античности, сколько то, как эти идеи трансформировались в современной архитектуре. Если здание украшено колоннами, например, то смело можно сказать, что этот элемент заимствован из античной архитектуры. То же самое и со стилизованными фасадами, стадионами-колизеями и другими постройками – множество элементов трансформировались из античных в современные, а другие были переняты дважды, первый раз в эпоху Возрождения, второй – сейчас.

Античных памятников скульптуры также крайне много. Это как сохранившиеся целиком образцы, так и неполные скульптурные композиции. Все античные скульптуры для той эпохи были огромным культурным прорывом, а сейчас они ценятся как достояние. Чем же привлекателен именно этот вид искусства? В первую очередь совершенством форм. Это удивительно, но вспомнив древнегреческие скульптуры, например, бюсты, можно отметить сходство черт лица и пропорций. Античные скульптуры очень точны в исполнении, это довольно тонкая работа, причем даже современные профессионалы могут выполнить с помощью дополнительных приспособлений и долгого моделирования. Античные же мастера выполняли их только с опорой на свои умения.

Скульптура сегодня многое переняла из античного прошлого. Это и сами формы, и материалы, и методы выполнения. Именно античная скульптура считается одной из самых прогрессивных, она же является классической, потому как все ее известные образцы не имеют аналогов и выполнены крайне точно.

Литературное наследие невероятно богато. Это в основном труды философов и поэтов. В основном литература мифологична, что позволяет многое узнать о верованиях в античном обществе.

Литературных произведений в большем количестве дошло из Древней Греции и Древнего Рима. Здесь можно оценить поэтический слог того времени – гегсаметр. Такие поэтические произведения на оригинальном языке можно спеть, а при долгом пении возникает чувство погружения в транс. Не до конца понятно, как именно это делали предки, потому что в истории ничего подобного даже на античных языках написано не было.

Что касается письменности, то самой интересной можно назвать не латынь, хотя она по сей день употребляется, а клинопись. Это письменность в Древнем Вавилоне и у шумер, открытие ее поразило мир.

Античность – время и научных открытий. Наследием можно считать знания геометрии, математики, некоторых физических и химических законов. Также в науку были привнесены многие изобретения, такие как система водоснабжения и орошения. Впечатляют географические и астрономические открытия античности.

Античная наука была толчком к развитию всех цивилизаций. До сих пор многие научные сведения, полученные в то время, можно назвать бесценными. Также множество механизмов и изобретений, открытых в то время, используются и по сей день, и лишь немного они были усовершенствованы.

Культура античности оказала значительное влияние на развитие Европы и всего современного мира. В ней находятся истоки европейской цивилизации.

Примеры наследия античной культуры

Древнегреческие ученые Архимед, Евклид, Аристотель стали основоположниками современной науки. Одним из крупнейших ученых является Пифагор, ставивший число в основу мироздания и сделавший много открытий в математике и геометрии. Древнегреческому ученому Эратосфену принадлежит изобретение системы меридианов и параллелей.

В архитектуре и строительной технике европейцев используется кирпич, строительный элемент римлян. На основе архитектуры базилик возводились церкви и общественные здания в романском стиле. В начале XI века с использованием античной техники создавались церковные витражи, мозайки, стены украшались росписью.

Изобразительное искусство античности основано на утверждении гармонии и красоты человека и природы. К периоду античности принадлежат скульптуры "Венера Милосская", "Ника Самофракийская", а также "Колосс Родосский" - одно из чудес света.

Ценность античной культуры для современного общества

Государства Западной Европы осваивали наследие античности благодаря древнеримским авторам и латинским переводам древнегреческих авторов. На страны Восточной Европы античная культура оказывала влияние благодаря связям с Византией. С VIII века, когда труды Аристотеля были переведены на сирийский язык, а в IX веке работы греческих ученых и философов – на арабский, традиции античности получили распространение и в восточных государствах. После принятия христианства рукописи древнегреческих авторов были переведены на славянские языки. При Ярославе Мудром собирались и переводились труды античных авторов по истории и философии, о сотворении мира, о животных, растениях и камнях. К XVI веку на Руси уже были известны: Гомер, Цицерон, греческая мифология.

Достижения античности ценились и в средние века, и в эпоху Возрождения. Основой европейского образования было изучение латинского и греческого языков. Любой образованный европеец хорошо знал постулаты авторов античности.

Немецкие философы XVIII-XIX веков преклонялись перед эстетическим совершенством и величием Древней Греции, признавали вечную драгоценность греческого классического искусства. Представители российской интеллигенции также признавали всемирно-историческую ценность культуры античности.

Ф. Энгельс говорил, что Греция и Рим заложили фундамент, без которого не существовало бы современной европейской цивилизации. Чтобы понять основные закономерности дальнейшего развития европейских государств необходимо изучать античность.

Фраза Достоевского "красота спасет мир" отражает роль наследия античности для современного общества. В мире, где идет борьба за нравственность и духовность, античная культура, являясь объектом эстетического наслаждения, продолжает волновать людей. Искусство Древней Греции и Древнего Рима живо, оно формирует духовный мир человека, его ценности. Без наследия античности дальнейшее развитие человечества представить невозможно.

Культура Древней Греции имела самое широкое и продолжительное влияние на формирование западной цивилизации. Греки доминировали в известном им мире в военном отношении лишь краткий период, однако их культурное влияние было шире и продолжалось гораздо дольше. После того, как греческая культура была вновь открыта Западом в позднее Средневековье, она стала важной основой современной западной цивилизации.У древних греков не было единого царства, но они создавали города-государства, которые временами сотрудничали между собой, как, например, в эпоху военного могущества при Александре Великом, а временами воевали друг с другом.

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Центром греческой культуры были материковые районы нынешней Греции, а также острова Эгейского моря, южные Балканы, западный берег Анатолии, Сицилия, прибрежные районы Северной Африки и юга Франции (в частности, Марсель был основан как греческое поселение). Походы Александра Македонского способствовали распространению культуры в центральных районах Анатолии, в Леванте, Египте, Сирии, Месопотамии и Персии вплоть до границы с Индией. В начале 2 в. до н.э. можно было совершить путешествие с юга современной Франции до Индии, используя для общения только греческий язык.

СТОЛИЦА

У сообщества городов-государств, как правило, не было столицы. В бронзовый век Микены были одной из сильнейших и богатейших цитаделей. В архаический и классический период Афины (культурный центр) и Спарта (военный центр) соперничали за главенство между собой. В период правления Филиппа и Александра Македонского фактической столицей был македонский город Пидна. После смерти Александра его империя была разделена на три части. Династия Антигонидов правила Грецией и Македонией из Пидны. Селевкиды правили Месопотамией, Анатолией, Сирией, Левантом и Персией из новой столицы Селевкии на реке Тигр. Птолемеи управляли Египтом из основанной ими Александрии.

РОСТ МОГУЩЕСТВА

История древнегреческой культуры делится на несколько периодов: Бронзовый век (2100-1200 гг. до н.э.), Темный век (1200-800 гг. до н.э.), Архаический период (800-500 гг. до н.э.), Классический век (500-336 гг. до н.э.) и Эллинистический период (336-30 гг. до н.э.).

В Бронзовый век на материке образовались первые города. Преимущественно это были укрепленные дворцы на вершинах холмов. Эта культура была названа по имени крупнейшей цитадели Микен. Раскопки в Микенах в 1870-х гг. под руководством Г.Шлимана обнаружили сказочные сокровища древних гробниц. Микенская культура исчезла около 1200 г. до н.э. после многочисленных нападений варваров. Троя также была разграблена в это время.

Катастрофа 1200 г. до н.э. полностью разрушила экономику Греции и положила начала Темному веку, который продолжался около 400 лет. Постепенно островки цивилизации вновь возникли на старых местах, таких как Афины, и на новых — таких как Спарта и Коринф.

К 800 г. до н.э. материковые города-государства стали экономическими и военными державами. В течение следующих 300 лет (Архаический период) греки расширяли свое влияние путем создания поселений на Эгейском побережье Анатолии (Иония), а также на прибрежной полосе центрального и западного Средиземноморья. Они соперничали с финикийцами в вопросах основания поселений и торговли. Архаический период завершился после того, как в конфликт с греками по поводу анатолийского побережья вступила усиливавшаяся на востоке Персия.

Классический век Греции (500-336 гг. до н.э.) был отмечен войнами с Персией, а затем Пелопонесской войной между Афинами и Спартой. Хотя этот период определяется военными событиями, на него пришлись многие важные культурные свершения.

Эллинистический период берет свое имя от самоназвания греков эллины. Этот период начался с утверждения Александра в качестве царя Македонии после убийства его отца. В течение последующих 13 лет в ходе военных походов Александр завоевал большую часть известного мира, и вслед за его войском распространялась греческая культура. После скоропостижной кончины Александра в 323 г. до н.э. его империя была разделена на три части. Хотя они и воевали друг с другом и постепенно утрачивали территории в результате мятежей и вторжений извне, греческая культура завоевала прочные позиции в западной части цивилизованного мира.

ЭКОНОМИКА

Зерновые культуры и хлеб были основными продуктами питания древних греков, хотя их можно было выращивать лишь в немногочисленных плодородных районах. Большая часть Греции холмистая и не приспособлена для земледелия в тех же масштабах, что в Египте и Месопотамии. Крестьяне выращивали фрукты и овощи на тех участках земли, которые им удавалось для этого приспособить. На склонах холмов — оливки, которые употребляли в пищу и для получения масла. Выше в горах — виноград, из которого делали вино.

Коневодство было развито главным образом в Фессалии и Македонии с их обширными лугами. В других местах лошадей могли содержать только богачи. Крупный рогатый скот выращивали в основном ради молока, свиней и домашнюю птицу — ради мяса, а овец — ради кожи и мяса. В прибрежных районах в пищу употреблялись дары моря.

Греки были знамениты умением делать практичные и красивые гончарные изделия. Украшения на них многое рассказали историкам о древнегреческой культуре. Тщательно изучая изменяющиеся стили гончарного искусства, историки сумели датировать находки, сделанные во время раскопок.

Греки использовали свое выгодное географическое положение между Эгейским и Средиземноморским морями в целях торговли. Города-государства торговали как между собой, так и с заморскими державами. Фессалия и Македония экспортировали лошадей, Афины — мед и серебро. Другими важными предметами греческого экспорта были оливковое масло, вино, глиняная посуда, скульптуры, изделия из металла, ткани и книги. Ввозилось главным образом зерно из района Черного моря, Египта, Италии, Сицилии и Кипра. Кроме того, импортировались древесина, шерсть, лен, медь, краски, шелк, пряности и слоновая кость.

Монеты в конце 7 в. до н.э. стали использоваться в Лидии — маленьком царстве в северо-западной Анатолии. Это новшество быстро распространилось по греческим поселениям Ионии, а затем и по всем районам греческой культуры. Наиболее популярные монеты изготовлялись из серебра. Города-государства демонстрировали свою независимость путем чеканки собственных монет, на которых изображался герб города (сова в Афинах, крылатый конь пегас в Коринфе).

РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

Греки практиковали многобожие. Боги заведовали мирами живых и умерших. Они очень напоминали людей: женились, имели детей, испытывали чувства любви и ревности, мстили. В легендах о богах содержится информация о том, что им нравилось, а что возмущало. Центральную роль играли 12 олимпийских богов, которые, как считалось, жили на горе Олимп. Самым главным был Зевс, правитель небес. Греки строили храмы в качестве земных домов для отдельных богов. Например, Парфенон в Афинах был посвящен богине Афине. Внутри храма была статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости, высотой более 40 футов. В храм несли пожертвования: драгоценности, глиняные изделия, скульптуры. Жрецам приносили животных и птиц для жертвоприношения. Праздники проводились в честь отдельных богов, которых увещевали быть великодушными.

На стадии подготовки к реализации важного проекта прибегали к услугам оракула или прорицателя, которые сообщали волю богов. Наиболее известным был дельфийский оракул — жрица по имени Пифия, которая сообщала о воле бога Аполлона. Служителям религиозного культа зачастую приходилось толковать нередко смутные ответы Пифии. Наиболее известен случай, когда царь Лидии Крез спросил у Пифии, следует ли ему завоевывать Персию. Полученный им ответ гласил, что такого рода вторжение положит конец великому царству. Как он понял, речь шла о Персии, но в итоге персы захватили Лидию.

Женщины в древней Греции вели в основном скрытую от посторонних глаз жизнь, не играли активной роли в общественных процессах. Их социальный статус определялся положением мужей. Приоритет отдавался рождению сыновей и воспитанию их хорошими гражданами и воинами. Мальчики получали разностороннее образование, изучали чтение, письмо, арифметику, музыку, поэзию, танцы и атлетику. Внимание уделялось как умственному, так и физическому развитию.

Музыка, поэзия и театр были важной частью греческой культуры. Во всех древнегреческих городах и колониях были построены театры или амфитеатры.

Общество в основном делилось на две группы — свободных граждан и рабов. Рабами владели свободные граждане, которые использовали их в качестве прислуги или работников. Рабов покупали на международных невольничьих рынках, либо ими становились военнопленные. Свободными в Афинах были либо граждане, рожденные у родителей-афинян, либо метики, рожденные вне Афин. Представителям обеих групп надлежало служить в армии, но только граждане могли стать правительственными чиновниками или судьями.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Независимое город-государство было известно под названием полис. Каждый полис состоял из города и прилегающей территории. Крупнейшим полисом были Афины, занимавшие порядка 1000 кв. миль.

В архаический период большинство городов-государств управлялись группой богатых землевладельцев. Их называли aristoi, т.е. лучшие люди, или аристократы. Ненависть к аристократическому правлению приводила к бунтам, особенно в те периоды, когда торговцы и ремесленники преуспевали, но по-прежнему не имели влияния на политику властей. Начиная примерно с 650 г. до н.э. на смену аристократии пришли тираны, которым вменялось в обязанность поддержание общественного мира. Эффективность управления повышалась, если к власти приходил просвещенный тиран, но в целом система была подвержена коррупции. В 508 г. до н.э в Афинах была введена новая система — демократия, при которой участие в самоуправлении принимали все граждане. От участия в политической жизни были отстранены женщины, иноплеменники и рабы.

АРХИТЕКТУРА

Греки жили в простых глинобитных домах, однако их общественные здания, особенно храмы, были прекрасны и возводились из камня. Отличительной чертой древнегреческого стиля было использование колонн, поддерживающих горизонтальные перекрытия.

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В Бронзовый век войны между отдельными дворцами велись состоявшими из колесниц армиями, которыми управляли богатейшие жители городов. Эти армии были начисто разбиты варварами в районе 1200 г. до н.э., после чего в Греции начался Темный век.

В Архаический век аристократы сначала доминировали в войсках в качестве конников, так как только они могли позволить себе содержать лошадей. Пехотинцы набирались из бедных слоев населения, и у них не было ни лошадей, ни хорошего оружия, ни доспехов.

Со временем благодаря торговле уровень жизни повышался, а стоимость нового железного оружия падала. На место конницы пришло войско хорошо оснащенных пеших воинов — гоплитов.

В каждом городе существовала своя система набора на военную службу. В Афинах все мужское население в возрасте от 20 до 50 лет могло быть мобилизовано в военное время. Каждое из 10 афинских племен должно было выставить один полк во главе с командиром — стратегом.

Гоплиты носили на левой руке большой круглый щит, закрывавший тело от шеи до бедра. Щит был украшен гербом рода, племени или города. Пешие воины на голове носили бронзовые шлемы с хохолком из конского волоса, чтобы казаться более рослыми и устрашающими. В качестве защитных средств они использовали бронзовые кольчуги, покрывавшие грудь и плечи, и бронзовые щитки, защищавшие переднюю часть ног. В качестве оружия использовались копье и короткий железный меч.

Во время боя гоплиты выстраивались в фаланги — построения квадратной формы обычно по восемь шеренг. Значение придавалось тому, чтобы фаланга передвигалась и сражалась синхронно. Флейты и другие музыкальные инструменты помогали гоплитам держать шаг. Страшные рукопашные бои между противостоящими фалангами требовали от их участников чрезвычайного мужества и строгой дисциплины.

Первоначально греки пренебрежительно относились к использованию конницы и подсобных ударных групп, вооруженных стрелами, пращами или копьями. Пока они воевали между собой, или им сопутствовала удача, это не становилось проблемой. Но широкие контакты с другими военными школами во время войн с персами убедили их, что фаланга нуждается в поддержке. В зените своего могущества греческая армия состояла из тяжелой и легкой конницы, легкой пехоты и мобильных застрельщиков, поддерживавших пехотные соединения гоплитов.

УПАДОК И КРАХ

После смерти Александра Великого города-государства материковой Греции подняли мятеж против македонского владычества, но потерпели поражение в результате Ламианской войны (323-322 гг. до н.э.). В течение следующих 40 лет шли войны между диадохами (преемниками Александра) за контроль над различными частями империи. В результате она распалась на три царства (Греция, Египет и Персия), образовавшие эллинистическую цивилизацию.

Династия Антигонидов правила Грецией и Македонией, но уступила колонии в Северной Италии римлянам в 275 г. до н.э. Греки поддержали Карфаген в борьбе против Рима во время Пунических войн и заплатили за это высокую цену после того, как Карфаген был разбит. В результате трех македонских войн с Римом династия Антигонидов прекратила свое существование в 168 г. до н.э. После неудачного македонского восстания города-государства Греции превратились в провинции Римской империи в 146 г. до н.э.

Династия Селевкидов пыталась наладить управление на обширной территории бывшей Персидской империи. Это оказалось невозможным, и в отдельных районах вскоре вспыхнули мятежи. К 180 г. до н.э. территория царства сократилась вдвое. В 64 г. до н.э. римский полководец Помпей покорил державу Селевкидов и включил ее земли в состав Римской империи.

Династия Птолемеев правила в Египте. Благодаря относительной изолированности и благополучию она просуществовала дольше других эллинистических держав. Царица Клеопатра VII с мужем Марком Антонием потерпели поражение от римского императора Октавиана Августа при Актиуме в 31 г. до н. э. Через год последний из Птолемеев покончил жизнь самоубийством, и Египет стал частью Римской империи.

НАСЛЕДИЕ

Греческие язык и культура распространялись вслед за армией Александра Македонского. Затем римляне усвоили большую часть греческой культуры, распространив ее в новые уголки света. После падения Рима греческая культура сохранялась в Византии и арабском мире и пережила новый подъем в эпоху Возрождения на Западе.

Наследие древней Греции оказало влияние на многие научные дисциплины, в том числе медицину (клятва Гиппократа), математику (евклидова геометрия, теорема Пифагора), литературу (эпосы Иллиада и Одиссея), историю (Геродот считается отцом истории), естественные науки (метод научного исследования, законы природы, классификация растений и животных, гелиоцентрическая теория Вселенной),а также театр, поэзию, зодчество, язык (Новый завет был написан на древнегреческом, тысячи слов перешли в современные языки), архитектуру (Белый дом, Британский музей), политику (демократия), философию (один автор назвал все философские изыскания после Платона все лишь примечаниями к его произведениям), спорт (Олимпийские игры), торговлю (греки проложили торговые маршруты в Индию и Великий шелковый путь в Азию).

История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье.

Она начинается с рубежа III-II тыс. до н.э. - с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II-I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

Всю историю Древней Греции принято делить на пять основных периодов:

эгейский или крито-микенский (III - II тыс. до н. э.);

гомеровский (XI - IX вв. до н. э.);

архаический (VIII - IV вв. до н. э.);

классический (V - IV вв. до н. э.);

эллинистический (вторая половина IV - середина I в. до н. э.).

Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В этом случае вся история Древней Греции разбивается на три больших основных периода: доклассический, классический и эллинистический.

История Древней Греции одна из наиболее захватывающих, величественных и интересных, ее вклад в мировую культуру огромен. Также изучение истории Древней Греции позволяет более подробно рассмотреть возникновение демократии, в связи с этим, считаю тему своего реферата актуальной. Целью данного реферата является исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия.

исследовать предпосылки появления древнегреческой цивилизации;

исследовать классический период Древней Греции;

- проанализировать причины заката древнегреческой цивилизации.

греческий мифология культурный архитектура

Общая характеристика При рассмотрении греческой мифологии в развитии, в пределах каждого отдельного мифа устанавливаются и прослеживаются разновременные рудименты Периоды развития греческой мифологии До олимпийский период

Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде. Окружающее материализуется, одушевляется, населяется какими-то непонятными слепыми силами. Все вещи и явления в сознании первобытного человека исполнены беспорядочности, несоразмерности, диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого уродства и ужаса. Земля Философия

Философия Древней Греции - величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное - это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов - космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, красота, .наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоты.

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он - основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту. С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Периодизация древнегреческого искусства

предшествующий период - Эгейское искусство 2. Архаический период - VII в. до н.э.- нач. V в. до н.э.

. Ранняя архаика - нач. VII в. до н.э. - 570-е гг. до н.э.

. Зрелая архаика - 570-е гг. до н.э. - 525-е гг. до н.э.

. Поздняя архаика - 525-е гг. до н.э. - 490-е гг. до н.э.

3. Классический период - V в. до н.э.- сер. IV в. до н.э.

. Высокая классика - 2-я пол. V в. до н.э.

. Поздняя классика - IV в. до н.э.

4. Эллинистический период - сер. IV в. до н.э. - I в. до н.э.

Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них - с крито-микенским Храм Аполлона Карнейского на о.Фера - создан на основе существовавшего ранее мегарона.

Храм Артемиды Орфии в Спарте.

Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).

Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос Поздняя геометрика

Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н.э. Лувр

Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)

Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие, так и в виде рельефов - использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.

Классический период (5 в. до н.э.- сер.4. в. до н.э.)

Почти все постройки в этом периоде - дорического стиля, сначала тяжёлого и малоизящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым. Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах. Дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки.

Эллинизм Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334-281 гг. до н. э.- образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов;

2) 280 г. до н. э.- середина II в. до н. э.- период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. - 30 г. до н.э. - период упадка эллинизма и его гибели.

О зарождении литературы в Древней Греции

Сложно отрицать тот факт, что современному человеку непросто читать литературные произведения античных авторов. Непривычный ритм повествования, неупотребляемые в повседневности слова, сложные смысловые конструкции, вот то, с чем сталкивается новичок, когда берётся за чтение образцов древнегреческой литературы.

Но, если придать должное значение тем обстоятельствам, что эта литература Древней Греции явилась прародительницей литературы западной цивилизации, и что она стала основой для становления и укреплений в обществе гуманистических идей, плодами которых мы имеем возможность пользоваться сегодня, то необходимость проникнуться этими истоками и составить о них своё личное представление становится очевидной.

Следует сказать, что только малая часть древних текстов оказалась доступной для исследователей последующих времен. Огромное же множество произведений было утеряно. В связи с этим сложно говорить о том, что мир имеет полное представление о литературе Древней Греции. Однако, во все века учеными велись работы по восстановлению литературного наследия древнегреческой цивилизации, в результате чего современный исследователь имеет возможность составить вполне разностороннее представление о литературе Древней Греции, как о явлении в искусстве.

Если вспомнить, что Древняя Греция начала своё существование в III тысячелетии до нашей эры, то появление первых литературных опытов зафиксировано в ней далеко не сразу, а только спустя несколько тысячелетий: в ХІ в. до н.э. До ІІІ в. до н.э. в древнегреческой литературе длится творческая эпоха.

И сегодня нас продолжают волновать судьбы Пенелопы, трепетно ждущей своего мужа; преданной Андромахи; непреклонного Прометея и испытавшего горькое прозрение несчастного царя Эдипа, упавшего с вершины власти и славы в бездну позора; безжалостной мстительной Медеи, брошенной мужем и отплатившей ему убийством собственных детей.

Сюжеты и образы античной мифологии и литературы отличаются гармоничной завершенностью и пластичностью, прозрачным и глубоким смыслом. Сквозь столетия прошли, воплотились в бесчисленных литературных, живописных, скульптурных, музыкальных сочинениях фигуры греческих мифов, такие, как Геракл и Орфей, Пигмалион, Дедал и Икар, Антей и Тантал.

Греческие государства имели многообразные связи с древним Египтом, который поддерживал торговлю с Критом, Кипром, Эгиной. После походов Александра Македонского греки проникли в Сирию, Палестину, Египет.

Ранний греческий философ, математик и астроном Фалес (624-546 гг. до н. э.), которого почитали как одного из Семи Мудрецов, увлекался путешествиями и не раз посещал Египет.

Ранне-классический период (590 до н. э. В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский.

В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей; в малоазийских колониях зодчие заботятся о роскоши материала, форм и украшений; тогда как в Сицилии, где архитектура продолжает вращаться в дорических элементах, строители стараются поражать колоссальностью сооружений. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, воздвигнутый в начале третьего периода, составляет одно из замечательнейших произведений доризма, смягчившегося в Аттике. Почти одновременно с ним явились ещё два памятника, гармоничностью своих пропорций обличающие в их исполнении аттическое понимание ионического стиля, а именно маленький храм в Илиссе (теперь разрушенный) и Храм Ники Аптерос Период Римского владычества

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагораживанию римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

Зарождение древнегреческой цивилизации относится к периоду III - II тыс. до н.э. на о. Крит (крито-микенский период). В результате землетрясения происходит упадок Критской цивилизации. Материковая Греция достигла наивысшего подъёма в XVI - XIII вв. до н.э. Этот период характеризуется зарождением полисной системы и греческой колонизацией. К этому периоду относятся следующие произведения искусства глиняные фигурки, сосуды, предметы посуды и быта, монеты, ножи, украшения и многое другое, является научным достоянием исследователей и по настоящее время.

Дошедшее до нас культкрное наследие древней греции XVI - XIII в до н. э.-это росписи на вазах, исполненные часто мастерами - керамистами с большим искусством, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков, о их внешности, предметах быта, обычаях и многом другом.

Классический период (V - IV вв. до н.э.) - это период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисного строя Древней Греции. Период связан с правлением Перикла, активной внешней политикой (греко-персидские войны, Пелопоннесская война, Коринфская война и т.д.) и культурным подъемом. Закат древнегреческой цивилизации связан с постоянными войнами со Спартой за гегемонию в материковой Греции, а также с Македонией, в результате которых в полисах был установлен олигархический режим. Решающую роль в закате древнегреческой цивилизации сыграло появление могущественного государства - Римской Империи. Фактически Греция оказалась под властью Рима. С утверждением Римской империи (27 г. до н.э.) Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя и мало чем выделялась среди других восточных провинций Римской империи.

Геродот. История. [Электронный ресурс]

Ксенофонт. Греческая история (пер.С.Я. Лурье). - С.-Пб., 2000 г. [Электронный ресурс] //

Белох К.Ю. Греческая история. [Электронный ресурс] //

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О. В. Волкова; Предисл. проф. В. И. Авдиева. - М.: Искусство, 1992 г. [Электронный ресурс] //

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 2. От Антигоны до Сократа / Пер. с фр. О. В. Волкова; предисл. Ф. А. Петровского. - М.: Искусство, 1991 г.[Электронный ресурс]

Читайте также: