Доклад на тему насилие над детьми

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Насилие над детьми в семье как психолого-педагогическая и социальная проблема.

Работа образовательного учреждения по профилактике насилия над детьми в семье.

Социальный педагог МОБУ СОШ № 1

Исламова Римма Расимовна

Цель моего выступления дать информацию по теме проведенных исследований в области насилия над детьми в семье.

Актуальность этой темы определена следующими факторами:

во-первых , детство является таким этапом в жизни человека, когда формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И в то же время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей ,

во-вторых , п роблема насилия над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для России. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет.

в-третьих, проблема насилия над детьми существовала всегда, во всех обществах и культурах. Но обсуждение проблем насилия над ребенком, до недавнего времени было своего рода табу. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы жестокого обращения.

Изучение этой проблемы представляется чрезвычайно важным в связи с тем, что перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Происходит деформация личности таких детей.

Для детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей, семья играет травмирующую роль и становится источником отрицательного воздействия на ребенка, препятствует здоровой социализации личности ребенка, а тем самым разрушает фундамент безопасности общества, создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.

Насилие над детьми в семье – умышленное действие или бездействие родителей, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка (Б.М. Бим-Бад).

Обычно исследователи выделяют четыре основных вида насилия над ребенком:

пренебрежение нуждами ребенка.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных видов насилия.

Физическое насилие

Физическое насилие является одним из самых распространенных видов жестокого обращения с детьми в семье.

Физическое насилие - нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие. Сюда относятся и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей.

Формы физического насилия:

прижигание горячими предметами;

вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя;

принуждение к приему медицинских препаратов и отравляющих веществ;

попытки удушения или утопления ребенка.

Кроме того, физическое насилие почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Установлено, что физическому насилию чаще подвергаются мальчики, чем девочки. Маленькие дети получают более тяжелые физические повреждения, чем дети старшего возраста.

Признаки жестокого обращения родителей к ребенку:

родители поздно обращаются за медицинской помощью, или инициатором обращения являются другие люди;

• дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, например, про нагноившуюся рану говорят, что ребенок только что упал;

• обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений, например, что он ударился сам;

• обвиняют других детей;

• отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота о нем.

Внешний вид ребенка:

множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, ожоги и пр.);

задержка физического развития, отставание в росте и весе;

признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный вид, сыпь).

Психологические и поведенческие особенности детей:

Появление характерных эмоциональных реакций – тревоги, страхов, беспокойства. У многих детей, которых подвергали физическим наказаниям, выявляются расстройства сна, аппетита, тики, энурезы и другая неврозоподобная симптоматика.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над ребенком – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового взрослым в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Формы сексуального насилия:

демонстрация ребенку половых органов;

все виды сексуальных контактов;

вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок и пр.

Чаще сексуальное насилие над детьми совершается лицами с низким социально-экономическим статусом. В отличие от физического насилия, жертвами сексуального злоупотребления, как правило, бывают девочки. Они в 1,5-3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики.

Важно отметить, что при сексуальном насилии в семье дети, как правило, не получают физических повреждений. Сексуальное принуждение в семье – это не единичное событие, а медленно развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый процесс.

Признаки сексуального насилия в семье:

1. Изменения в выражении сексуальности ребенка:
• поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
• соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
• сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
• необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), проституция.

2. Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
•замкнутость, изоляция, уход в себя;
•депрессивность, грустное настроение;
•отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
• частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
• трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста;
•отчуждение от братьев и сестер;
• терроризирование младших и детей своего возраста;
3.Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
• неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
•резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
•прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
• отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

4.Изменения самосознания ребенка:
•падение самооценки;
• мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

5.Появление невротических и психосоматических симптомов:
• боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
• боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье во время медицинского осмотра).

Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми

Психологическое насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера.

Формы психологического (эмоционального) насилия:

Отвержение. Означает отказ выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь.

Отказ в эмоциональном отклике. Представляет собой пассивную форму отказа ребенку в теплых чувствах и заключается в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на попытки общения, предпринимаемые ребенком.

Отказ от детей бывает физическим и моральным (эмоциональным). Родители, физически отказывающиеся от своих детей, ненавидят и избивают своего ребенка, бросают его. Моральный отказ совершается, когда родители не дают детям той любви и заботы, которые необходимы им по мере роста, и проявляться в постоянном ворчании, ругани, необоснованных претензиях к детям, полной отстраненности, незаинтересованности их проблемами.

Унижение. Означает прилюдное унижение, постоянное высмеивание ребенка, употребление по отношению к нему обидных прозвищ, оскорбительные замечания, частые нападки на его достоинство, знания или умственные способности.

Преднамеренная физическая или социальная изоляция. Представляет собой запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, запирание ребенка в кладовой, сарае или туалете.

Эксплуатация. Это использование слабости либо невинности ребенка. Наиболее ярким примером эксплуатации является сексуальное насилие.

Неприятие и постоянная критика ребенка. Бывает явное и неявное неприятие. Явное неприятие встречается, например, тогда, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, либо если ребенок не соответствует начальным ожиданиям родителей, например, в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик, или наоборот.

Неявное неприятие обнаружить гораздо сложнее. В таких семьях ребенок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Например, для матери ребенок – препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет, и вынуждена терпеть.

Отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе. Эмоционально отвергнутые еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще, чем желанные дети, чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже развиваются.

Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.

Однократное грубое психическое действие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Признаки психологического насилия:

Особенности психического состояния и физического развития ребёнка: з адержка физического и интеллектуального развития, нервные тики, сосание пальцев, энурез, печальный вид, соматические реакции (потеря массы тела, ожирение, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии).

О собенности поведения ребёнка: беспокойство, тревожность, нарушение сна, склонность к уединению, подавленность, агрессивность, чрезмерная уступчивость и послушание, заискивающее, угодливое поведение, побеги из дома, угрозы и попытки суицида, проблемы в общении, плохая успеваемость, низкая самооценка.

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами детей – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей, отсутствие должного внимания и заботы, оставление детей без присмотра, что может привести к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Важно отметить, что все вышеперечисленные виды насилия редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются. Кроме того, каждое отдельно взятое проявление насилия, как правило, сопровождается психологическим давлением – издевательствами, унижением, отказами в удовлетворении жизненно важных потребностей, установлением всевластия и вседозволенности.

В последние годы особое внимание стало уделяться поиску путей предотвращения родительской жестокости в отношении детей и разработке конкретных программ оказания социальной помощи и поддержки детям-жертвам насилия. Однако в работе по предотвращению насилия над детьми в семье первостепенное значение должно уделяться не карательным мерам лишения родителей юридических прав на ребенка, а ранней профилактике.

Работа в школе по решению проблемы насилия над детьми в семье должна строиться в трех направлениях :

Профилактическая работа включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение встреч с родителями , индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:

1. Опросники и анкеты . Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

2. Наблюдение педагогов за детьми в классе . Наблюдение играет важную роль в выявлении случаев семейного насилия в отношении детей. Именно педагоги в процессе наблюдения за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

Коррекционная работа по предупреждению насилия в семье должна строится в двух направлениях:

1. Работа с родителями.

2. Работа с детьми.

Основной целью коррекционной работы с родителями является обучение их новому подходу к ребенку, формирование новой стратегии взаимоотношений в семье.

Задачи проводимой работы:

1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка и приобретение психолого-педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним.

4. Обучение методам саморефлексии и рефлексии как эффективным способам анализа детско-родительских отношений в семье.

5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Цель коррекционной работы с детьми – выход на личностные проблемы ребенка-жертвы насилия в семье.

Задачи проводимой работы:

1. Помочь детям учиться ценить себя и хорошо к себе относиться.

2. Побудить детей к сочувствию и сопереживанию другим людям, к осмыслению своего поведения, оказывающего влияние на окружающих.

3. Объяснить и показать детям, что насилие – неприемлемый способ разрешения конфликтов.

Таким образом, учитывая все негативные последствия насилия над ребенком в семье, можно с уверенностью сказать, что создание системы профессиональной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, является социально значимой задачей. При проведении данной работы надо помнить, что она должна носить комплексный характер и быть ориентированной на развитие семьи и психического мира ребенка в целом.

Таким образом, работа заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной, правовой и медицинской помощи и использовании социальных ресурсов для их защиты.

Проблема насилия в семье, существует давно и во всех странах и отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Острота данной проблемы свидетельствует о нездоровой социально - нравственной обстановке в семьях.

К социальным и психологическим проблемам подвергшихся насилию в семье относятся: стрессы, тяжелые депрессии, самоизоляция от общества, суицидальные попытки.

Давайте поможем таким семьям в их возникших проблемах между ними и детьми и понять что дети это наше будущее и самое главное в нашей жизни.

Исследование насилия над детьми как сложной проблемы современного общества. Определение факторов, оценка причин и изучение видов жестокого обращения с детьми. Выявление характерных особенностей домашнего насилия. Социальная защита несовершеннолетних.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.05.2012
Размер файла 19,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Факторы, причины и виды жестокого обращения с детьми

Насилие над детьми - сложная проблема, которая часто укореняется в предыдущих поколениях. Она охватывает проблемы самоуважения, близости, отчуждения, реальности в ожиданиях, в успехе, напряженности и другие проблемы. Эта сложность и глубина предполагает необходимость долгосрочного лечения семей, где дети подвергаются тем или иным формам насилия.

Бесспорно, дети самая незащищенная, уязвимая социальная группа. По данным ООН от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 000 кончают жизнь самоубийством.

Под статьи Уголовного кодекса попадают действия с очевидным и ощутимым ущербом для здоровья - убийства, телесные повреждения, истязания. До сих пор не разработан федеральный закон о предотвращении насилия в семье. Официальные данные о детях, переживших насилие в семье, нигде не приводятся.

Проникновение насилия в жизнь семьи ведет к деконструкции нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, к росту детской беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность. В такой обстановке совершенствование мер предупреждения и насилия в семье становится важнейшей задачей не только органов внутренних дел, но и всего общества.

Насилие в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы, и именно последнее практикуется наиболее часто.

По статистике наиболее частыми проявлениями плохого обращения является лишение еды, питья (20 - 24%), запирание в темноте (10 - 15%), изгнание из дома (12,6%).

Есть несколько факторов, которые способствуют жестокому обращению с детьми и отсутствию родительской заботы о ребенке.

1. В семье, где принято жестокое отношение к детям, часто есть ребенок - мишень, на которого сыплются все шишки. Его считают особенным, отличающимся от других, либо слишком активным, либо чересчур пассивным и так далее, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его мучителя, иметь физические и умственные недостатки.

2. Критическая ситуация или истечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения. К ним можно отнести: потерю работы, разлуку с любимым человеком, смерть, нежелательную беременность или другое событие принципиально важное для взрослого.

3. Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии. Ожидание, что двухмесячный ребенок отреагирует на наказание, а в шесть месяцев сможет следить за своим мочевым пузырем или стулом, наивно, так как ребенок не может контролировать эти процессы ни физиологически, ни психически. Не зная этого, родители могут наказать ребенка.

4. Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения другому. Строгие наказания обычно не считают насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Таким образом, дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны своих родителей, имеют особые черты: физические недостатки, инвалидность или задержки в развитии, тяжелый характер, поведенческие трудности. Дети-инвалиды и отстающие в развитии дети, так же, как и дети с трудным поведением, составляют группу высокого риска подвергнуться жестокому обращению. Все это создает дополнительное напряжение в семье, укрепляет чувство собственной несостоятельности как родителя и вызывает реакцию со стороны родителей, выражающуюся в насилии над ребенком и пренебрежении по отношению к нему.

Причины, провоцирующие насилие над детьми в семье, пытаются объяснить многие существующие в настоящее время теории.

Социологический подход ссылается на влияние социокультурных факторов (стереотип семейных отношений, усвоенный в детстве), на жилищные и материальные условия, порождающие хронический психологический стресс и посттравматическое расстройство.

С психиатрической, медицинской точки зрения жестокое обращение и пренебрежение ребенком - следствие патологических изменений в психике родителей, деградации, алкоголизации.

Следовательно, насилие можно трактовать как многомерный фактор, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: личностными особенностями родителя и ребенка, внутрисемейными процессами, стрессами, вызываемыми социально-экономическими условиями, обстоятельствами общественного характера.

Накоплен достаточный материал для того, чтобы сделать некоторые общие выводы относительно родителей, плохо обращающихся с детьми.

Взрослые - жертвы насилия, пережитого в детстве, стремятся к одиночеству, они часто подозрительны, испытывают трудности в общении с другими. Многие из них имеют низкую самооценку, считают себя недостойными, неадекватными, нелюбимыми. Редко испытывавшие глубокие привязанности в детстве, они часто ищут любовь и понимание у тех, кто не может оправдать их ожиданий, вступая в супружеские или партнерские отношения с людьми, имеющими сходный опыт семейного насилия. Становясь родителями, они требуют от своих детей как отражение своей собственной компетентности и самоценности. Все это служит причиной для возникновения у них нереалистичных ожиданий в отношении поведения, успехов и развития своих собственных детей.

Предполагается, что 90% родителей, жестоко обращающихся с детьми, имеют шансы на излечение. Оставшиеся 10% родителей, имеющих серьезные эмоциональные расстройства, рассматриваются как группа, недоступная для лечения с точки зрения общих терапевтических подходов.

Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:

1. Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителями или лицом, осуществляющим уход или опеку. Эти повреждения могут включать побои, встряхивания, ожоги, человеческие укусы, душение, приводящие к синякам и рубцам, переломам, шрамам или внутренним повреждениям.

Каждый год более 50000 российских детей убегают из дома, спасаясь от побоев. 38% от общего количества убитых на почве семейно-бытовых отношений составляют неспособные защищаться дети, инвалиды, женщины.

2. Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

По разным источникам в 75 - 90% случаев насильники хорошо знакомы жертвам; в 35 - 45% насильником является близкий родственник, а в 30 - 45%-дальний.

Российским законодательством дети, подвергнувшиеся насилию незнакомцами, и дети, вовлеченные в сексуальные отношения родителями или близкими, определяются как жертвы одного и того же деяния.

3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

4. Психологическое жестокое обращение включает в себя психологическое пренебрежение - последовательную неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность, и психологическое жестокое обращение - хронические модели поведения, такие, как унижение, оскорбление, высмеивание ребенка.

жестокое обращение насилие защита несовершеннолетний

2. Характерные особенности домашнего насилия

Физическое, сексуальное насилие чаще совершают мужчины, однако психологическое насилие, пренебрежение и жестокое обращение в семье чаще принадлежит женщине или поддерживается ею.

Люди, которые строят свои отношения на принципе насилия, считают, что отношения - борьба за власть, и кто-то должен контролировать отношения или иметь власть.

Как правило, насилие в семье имеет следующие особенности:

- Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.

- Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.

- При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.

- Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, невзирая на классовые, расовые, культурные, религиозные, социально-экономические аспекты.

Домашнее насилие является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.

Существование в обществе проблемы домашнего насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношения строятся на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в такой атмосфере дети становятся жертвами насилия либо сами подвергают насилию своих близких. Если проанализировать историю жизни мужчины - насильника, то зачастую выясняется, что он принес в семью модель поведения своих родителей. Женщины нередко рассказывают, что мальчики проявляют агрессивность по отношению к своим младшим сестрам, копируя отношение отца к матери.

Рассматривая семью как один из основных источников сохранения культурных и духовных ценностей, необходимо осознавать, что традиции насилия могут передаваться следующим поколениям как часть негативного опыта. Рост насилия в обществе и его криминализация напрямую связаны с взаимоотношениями в семье.

Выделение насилия в семье в самостоятельную и значимую проблему - только первый шаг, направленный на ее разрешение. Но на этом пути возникает ряд препятствий: недостаток информации о степени распространения и причинах применения силы в семье, слабость законодательной базы. Для разрешения этой сложной ситуации необходимы совместные усилия государственных и общественных организаций, работников органов внутренних дел, социальных педагогов, социальных работников.

Можно сделать вывод, что вопросы социальной защиты несовершеннолетних в последнее время стали приоритетными для большинства стран мира. Формирование в Российской Федерации правого государства должно опираться на высокую социальную защищенность детей, оказание им такой помощи, которая бы обеспечивала социальное и психическое здоровье каждому ребенку. Сегодня дети все чаще сталкиваются с кризисными ситуациями, выход из которых требует помощи компетентных специалистов - социальных работников, педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса. В настоящее время жертвы семейного насилия могут обратиться за помощью практически в любой из государственных центров социального обслуживания семьи и детей.

Наиболее эффективным является тот кризисный стационар, который имеет нестандартную обстановку, приближенную к домашней, что создает особый психологический климат и имеет важное психотерапевтическое значение. Для предотвращения самого факта насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, а в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации. Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужды публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужды новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Проблему удастся решить только совместными усилиями.

Подобные документы

Насилие и его формы. Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия. Система социальной работы по профилактике семейного насилия над детьми на примере деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Краснодар.

дипломная работа [412,9 K], добавлен 17.04.2015

Роль оказания помощи жертвам насилия. Социальная проблематизация насилия в семье. Насилие над детьми, его формы. Разработка рекомендаций по организации помощи семье. Профилактика насилия над детьми. Последствия побоев, проявляющихся со временем на детях.

дипломная работа [82,5 K], добавлен 29.04.2012

Особенности классификации насилия над детьми. Основные признаки физического, сексуального, психологического, эмоционального насилия. Насилие над детьми в семье. Последствия таких семейных отношений. Проекты, направленные на решение проблемы насилия.

презентация [1,5 M], добавлен 30.01.2012

Определение сущности и причин домашнего насилия. Обзор проблемы женщин и детей, переживающих насилие в семье. Изучение основных подходов к социальной работе с женщинами и детьми, испытывающими насилие в семье. Рассмотреть технологии кризисного центра.

курсовая работа [60,9 K], добавлен 16.09.2017

Определение домашнего насилия, его разновидности и формы проявления. Исследование цикла насилия. Жестокое обращение, виды насилия над детьми и изучение его распространенности на современном этапе. Оценка возможностей социальной помощи жертвам насилия.

курсовая работа [37,2 K], добавлен 26.10.2010

Что такое домашнее насилие. Виды и характерные особенности домашнего насилия. Факторы, причины и виды жестокого обращения с детьми. Влияние домашнего насилия на психику ребенка. Необходимость практических мер по предотвращению семейного насилия.

контрольная работа [36,0 K], добавлен 10.11.2008

Упоминание о жестокости к детям в литературе. Сущность физического, эмоционального и психологического насилия. Виды и формы жестокого обращения с детьми и пренебрежение их интересами. Защита прав ребенка в законодательных актах. Решение проблемы в РФ.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Домашнее насилие над детьми


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мне кажется, что в нашей стране эта тема является достаточно актуальной. Так, например, по данным МВД, примерно две тысячи детей в России ежегодно гибнут от насилия в семье. По статистике, в России примерно один миллион детей и подростков живут на улице. При этом, 90% беспризорных детей имеют родителей, к которым они могли бы вернуться.

Цель моей работы: разобраться, почему родители угнетают своих детей в физическом и моральном смыслах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами, защищающие права детей;

2. Изучить проведенные научные исследования, касающиеся домашнего насилия;

3. Сравнить взаимоотношения в семье в разных странах;

4. Понять, какие права есть у ребенка в семье;

5. Разработать памятку идеального воспитания ребенка для родителей без причинения ему вреда.

Объект исследования: домашнее насилие.

Предмет исследования: взаимоотношения родителей и детей, научные исследования и методики воспитания детей.

Методы исследования: разработка методических материалов для родителей по взаимоотношению и воспитанию детей, изучение литры и использование материалов интернета, сравнивание взаимоотношений родителей и детей в других странах.

Гипотеза: проблема домашнего насилия является всеобъемлющей, и ее решение зависит от большего круга лиц, а не заключается в рамках одной семьи, однако соблюдение и применение в воспитании детей установленных методик, может привести к воспитанию более уравновешенного и целеустремлённого будущего поколения.

Насилие, его формы, причины, последствия.

На обсуждение проблемы насилия над детьми до недавнего времени было своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации. Исключением не является и семья, не смотря на то, что данный социальный институт призван обеспечивать безопасность, которая является необходимым фактором для нормального развития ребенка.

Различают несколько видов насилия:

1. Физическое насилие над ребёнком - преднамеренное нанесение взрослым ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий;

2. Эмоциональное насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) на ребенка;

3. Отсутствие заботы — это пренебрежение основными потребностями ребёнка со стороны родителя или другого человека, несущего ответственность за ребёнка.

Имеется много ошибочных представлений, когда люди испытывают насилие, и не считают это насилием, потому, что воспринимают силу как норму. В большинстве случаев люди склонны относить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые наносят ущерб здоровью человека.

Существуют несколько основных подходов к объяснению причин жестокого обращения с детьми:

- медико-психологический (психиатрический) подход рассматривает жестокое обращение с ребенком, исходя из личностных особенностей и семейной истории родителей.

- социологические объяснения принимают во внимание, прежде всего, влияние социальных факторов не жестокое обращение с ребенком.

- ситуационные объяснения придают значение при объяснении случаев жестокого обращения сочетанию определенных обстоятельств в микросреде. (Особенностям поведения ребенка, несоответствию ребенка ожиданиям родителей, нарушению отношений в семье).

Дети и подростки, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых - младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защищать.

Исследования данной проблемы

Люди издавна стали задумываться о данной проблеме и проводили ряд исследований.

Например, иранский исследователь Мухаммадхани в своем исследовании приходит к выводу, что существует непосредственная связь между общим состоянием здоровья родителей, уровня их жизни и экономического благосостояния и проявления насилия над детьми. Также это исследование показало, что на уровень насилия влияют также ряд других факторов, таких как уровень образования родителей, их подверженность стрессам, пристрастие к алкоголю и наркотикам, а также профессии родителей.

В 2005 Питер Людвиг Бергер, австрийский лютеранский теолог и социолог, провел исследование, в котором анализирует проблему соотношения низкого уровня доходов родителей и физического насилия над детьми, в котором основной акцент делается на неполных семьях. Он пришел к выводу, что это является одной из основных причин проявления агрессии и насилия над детьми.

Как видно из анализа идей высказанных вышеупомянутыми исследователями, семейное насилие сложное явление, зависящее от многих факторов, и каждый исследователь затрагивает лишь некоторые из них.

Домашнее насилие в других странах

Вопрос домашнего насилия был активизирован в Европе около столетия назад – уже тогда шли дебаты и даже писали научные работы относительно эффективности использования ветвей лозы в воспитании и обучении детей. Каждый из видов насилия предусматривает наказание от административного до тюремного заключения. Самые суровые наказания – в Северной Европе. Например, в Швеции криминализированы все формы домашнего насилия. Можно оказаться за решеткой даже за грубую эмоциональную ссору, во время которой высказывались угрозы. Похожие по жесткости законы и в Норвегии и Финляндии. Именно для предотвращения жестокого обращения в семье на севере не принято занавешивать окна. Так же строго запрещается оставлять детей дома одних (в отдельных случаях - до 12-летнего возраста). Соседи будут считать гражданским долгом, заявить о таких случаях в полицию. Во Франции парламент время от времени вносит поправки в законы, касающиеся домашнего насилия. Строгость наказания определяется возрастом ребенка. Если жертве менее 15 лет, в зависимости от последствий можно получить от 5 до 20 лет тюрьмы. Если ребенок старше 15 лет, то наказание может определяться от 3 до 15 лет. В Британии запрещены телесные наказания детей, которые вызывают раны или травмы. Вместе с тем, детей поощряют рассказывать о любых формах насилия в семье, с ними работают психологи, родителей приглашают на профилактические беседы.

На Украине, принятый 6 декабря Верховной Радой законопроект "О предотвращении и противодействии домашнему насилию" предполагает ужесточение наказания для обидчиков. Относительно насилия над детьми, значительную роль в этом вопросе возлагают на работников сферы образования. В случае выявления фактов домашнего насилия, они должны сообщить об этом в службу по делам детей и нацполицию.

Права ребенка и их защита

В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН "О правах ребенка", Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и в Федеральном Законе 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

Ребенок в семье имеет собственные права, которые он должен знать и не переходить за рамки дозволенного.

1. Право жить и воспитываться в семье.

2. Право на общение с родственниками.

3. Право на получение фамилии, имени, отчества.

4. Право на выражение собственного мнения

5. Право на собственные доходы и средства существования

6. Право на защиту

Исходя из этого, можно сделать вывод о том что, права ребенка защищаются нормативно-правовыми актами:

• Конвенция о правах ребенка

• Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей.

Выявление проблемы, путем общения с носителем другого языка

Изучая проблему домашнего насилия в других странах, я задумалась о правдивости фактов, которые прочитала. Я решила лично пообщаться с детьми из других стран и задать им несколько вопросов по этой теме. Мне было интересно, знают ли они свои права, обсуждается ли тема насилия у них в школах и семьях и как они выходят из конфликтных ситуаций в своей семье. Я задала им 4 вопроса:

1) Как в вашей стране относятся к телесным наказаниям в адрес ребенка?

2) Является ли домашнее насилие наказуемо?

3) Знаете ли вы свои права в семье?

4) Обсуждается ли у вас тема домашнего насилия?

Я опросила 4 человек (двух девушек их Нидерландов и 2 молодых людей из Германии и Франции)

Исходя из опроса, мы можем сделать вывод о том, что в данных странах (Нидерланды, Франция, Германия) практически не используются телесные наказания для детей. Взрослые с ранних лет своего ребенка, относятся к нему как к взрослому и решают конфликты мирно и спокойно.

Создание идеальной методики воспитания, путем объединения различных эффективных методик

Для того чтобы подобрать методику воспитания ребенка, мне пришлось изучить уже известные методики. Больше всего мне понравились следующие:

• Методика Сесиль Лупан

• Методика воспитания Бориса и Елены Никитиных

Сесиль Лупан – педагог, мать двоих детей. Основным предложением Сесиль Лупан является отказ от ежедневного расписания. Педагог утверждает, что это ограничивает деятельность ребенка, а значит и негативно влияет на заинтересованность малыша в учебе. Вместо распорядка дня Сесиль предлагает составлять расписание на неделю, в котором будет указано все то, что вы бы хотели успеть за неделю, неважно в какой день конкретно.

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали. В основе нее лежат наблюдения за детьми.

Объединяя эти методики, можно создать памятку, которая поможет будущим родителям правильно и грамотно воспитать своего ребенка, без увечий ему.

Данная памятка включает в себя основные воспитательные моменты, применяя которые родители могут избежать дальнейших конфликтов и недопониманий со своими детьми. (см. Приложение)

Домашнее насилие в семье - многогранная проблема.

Дети подвергаются насилию там, где они должны чувствовать себя наиболее защищенными, то есть в семье. Жертвы семейного насилия - одна из наиболее многочисленных и уязвимых групп. Проблема домашнего насилия над детьми волнует все мировое сообщество, но до недавнего времени оставалась закрытой в нашей стране. Эта тема замалчивалась и отвергалась обществом, что порождало множество заблуждений и неверных представлений. Статистика фиксирует положительную динамику этого страшного явления. Насилие всегда наносит непоправимый вред ребёнку, проявляющийся в виде различных заболеваний, нарушениях психического развития ребёнка, социальной дезадаптации. Многие дети длительное время живут в ситуации домашнего насилия, что приводит к непоправимым психологическим последствиям. Между тем, на сегодняшний день в России отсутствует всеобъемлющая общественная дискуссия о домашнем насилии. Современное российское общество и социальные институты не в полной мере способны обеспечивать безопасность внутри семьи всем ее членам.

Для решения проблемы необходимо более детально и всеобъемлюще рассмотреть на законодательном уровне возможности защиты прав детей, а так же давать право детям, находящимся в трудной жизненной ситуации проходить психологическую реабилитацию и выявлять проблему в первом ее проявлении.

Гражданский кодекс РФ

Семейный кодекс РФ

Воспитание – это та основа, которую будет использовать малыш в дальнейшей жизни. И многие родители хотят видеть своего маленького сына или дочь успешным, воспитанным человеком. А для того чтобы это сделать, согласно методике Никитиных, мамам и папам следует отказаться от двух моделей поведения со своими детьми:

• Чрезмерная организованность. Многие родители хотят дать своему малышу по максимуму знаний, заинтересовать его тем, что интересно им, не оставляя ни минуты свободного времени на то, что интересно маленькому человеку. В таких семьях родители слишком опекают детей. Они диктуют, что им делать, решают, чем те будут заниматься, что оденут на прогулку, а в дальнейшем, куда буду поступать, с кем общаться и создавать семьи.

• Полная заброшенность. Это абсолютная противоположность предыдущему случаю. Родители практически не участвуют в жизни детей. Они не интересуются, чем те увлекаются, о чем мечтают. Ведь на первом месте для них физиологические потребности. Если сын или дочь сыты, здоровы и одеты – они счастливы и больше ни в чем не нуждаются.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Подготовила:

Перегримова Елизавета

Для создания этой памятки мне пришлось посмотреть большое количество материала, изучить различные методики воспитания детей, которые помогают родителям построить отличные отношения со своим чадом.

В основе памятки лежат 2 методики воспитания:

- методика Сесиль Лупан

- методика воспитания Никитиных

• Не зацикливайтесь на обучении

Кроме познавательной деятельности день ребенка должен быть полон обычного общения с вами, играми и другой занимательной деятельностью. Самое важно для вас должно быть не умственное развитие малыша, а его отношение к вам.

• Планируйте занятия

Ребенок не должен сидеть и ждать, пока вы подготовитесь к тому или иному уроку, поэтому каждое занятие должно быть составлено так, чтобы его можно было провести в любом месте и в любое время.

Самое главное, чтобы ребенку был интересен урок. Как только вы чувствуете, что этот интерес угасает – прекращайте занятие и заменяйте его на что-то другое.

• Способствуйте любопытству малыша

• Воспитывайте ребенка толерантным и терпимым человеком

Он должен считаться с мнением других людей и уважать его.

• Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес

Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.

• То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового.

Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.


Старт в науке

Warning!

Get Firefox 3.5

Get Internet Explorer 8

Get Safari 4

Get Google Chrome

БУ ХМАО-Югры "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Таукси", Нижневартовск

Раздел: Без раздела

Все публикации автора

Все публикации автора

Аннотация

В данной работе рассмотрены вопросы домашнего насилия, его виды, последствия, причины; представлены мысли о механизмах реализации работы по предотвращению и профилактики данного социального явления.

Нам хочется думать о своей семье как о надежном убежище, в котором всегда можно укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира. Однако для многих людей желание обретения семейного покоя оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности. Насилие в семье в его различных формах приобрело в России такие масштабы и глубину, которые угрожают безопасности личности и общества в целом.

В каждой четвертой российской семье совершается насилие, действие, посредством которого добиваются власти над человеком, порождая в нем чувство напряженности и страха, контроль над поведением, мыслями и чувствами другого человека

Разумеется, что насилие в семье – явление не специфически российское, а универсальное, всеобщее. В различных формах и проявлениях оно существует во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя.

Насилие всегда остается насилием, вне зависимости от степени его жестокости, является оно определенным образом узаконенным или незаконным, так как оно глубоко травмирует человека: нарушается самоуважение и способность контролировать свою жизнь, теряется доверие к людям, возникают эмоциональные нарушения, чувство изолированности и потерянности.

Три основные компонента, инициирующие домашнее насилие: насильник, жертва, кризис, играющий роль пускового механизма, - захлестываются потоком отрицательной энергии, жестокости, нетерпимости. Агрессивность приобретает различные формы:

  • Реактивная агрессия
  • Проактивная
  • Сверхактивная
  • Физическая
  • Вербальная
  • Враждебная
  • Инструментальная
  • Аутоагрессия

Всем хорошо известна ситуация, когда отец семейства, на которого накричал начальник, приходя домой, срывает зло на жене. Жена шлепает попавшего под горячую руку сына. Сын пинает прыгающего мимо пса, который кусает отца. В этой ситуации отцу остается идти с негативом к начальнику, но, видимо, мешает укушенная нога. Круг замкнулся…

На самом деле ситуация больше плачевная, чем смешная.

Что же толкает людей к применению насилия?

  • Предыстория семьи: наличие случаев применения насилия в прошлом
  • Общественные нормы в отношении: равенства полов, главенства в семье, поведение членов семьи
  • Особенности личности: агрессивность, нормы разделение и разделяемые ценности, уровень самоуважения, пристрастие к алкоголю
  • Семейные взаимоотношения: степень любви и уважения, степень глубины конфликта
  • Социальный статус: образование, род занятий, доход
  • Стрессы: профессиональные, финансовые проблемы, проблемы со здоровьем, обострение внутрисемейных отношений.
  • Ситуационные факторы: взаимодействие между членами семьи

Какова бы не была причина, главная жертва насилия в семье – ребенок, ребенок, который как цветок должен расти и развиваться в атмосфере любви, добра, уважения и взаимопонимания.

В нашем обществе преобладает стереотип, что дети являются движимостью и собственностью родителей, в связи с чем родители обладают абсолютным контролем над их жизнью, считая своим правом применение различных форм травмирующего и неприемлемого физического, экономического, психологического, сексуального воздействия.

Эти четыре вида насилия, как стихийные бедствия, наносят непоправимый вред ребенку:

  • Пренебрежение, как наводнение, ведет к социальной и гигиенической запущенности ребенка, отставании в физическом развитии, элементарному голоду.
  • Физическое насилие, как землетрясение, несет с собой вред физическому развитию, здоровью.
  • Ядро насилия – психологическое, как ураган, ведет к эмоциональным расстройствам, задержке психического развития, социальной изоляции
  • Сексуальное насилие, как пожар, влечет суицидальные попытки, депрессию.

Ежегодно в России
7 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных
преступлений, из них 2 тысячи детей оказываются жертвами убийств.
Более 10 000 несовершеннолетних становятся инвалидами в результате
совершения против них преступлений. При этом от 30% до 50% детей
убито родителями или лицами, их заменявшими. Отмечается рост числа- случаев убийства матерью новорожденного.

Рост насилия в отношении детей обнаруживает связь с общим возрастанием насилия в обществе, ростом случаев насильственных преступлений, вандализма, делинквентности, суицидов и несчастных случаев с летальным исходом.

Любые проявления насилия опасны и требуют защиты лиц, пострадавших от него и чем скорее придет помощь, тем легче будет разорвать круг насилия и начать новую жизнь.

В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения.

Выйти из ситуации семейного насилия можно с помощью норм гражданского, семейного, жилищного законодательства, опираясь на конституцию и Конвенцию ООН о правах ребенка.

Для предотвращения роста насильственных действий против детей
и реабилитации лиц, пострадавших от различных форм насилия, тре-
буется решение целого комплекса задач, прежде всего юридического,
медико-социального, педагогического и психологического характера.

В г. Нижневартовске проблема помощи семьям получает все больший отклик в обществе и наращивает потенциал ее разрешения.

Есть целый ряд служб и организаций, которые могут оказать помощь семье в случае наличия в ней насилия. Именно семье, а не только жертве, поскольку в подобных случаях вся семья оказывается вовлечена в происходящее. Более того, сам насильник точно так же нуждается в помощи для коррекции своего эмоционального состояния и поведенческих моделей.

Работа направлена на то, чтобы противостоять деструктивному воздействию насильственных семейных стереотипов, снизить риск плохого обращения с ребенком. Акцент делается на укрепление личности самого ребенка и других возможных жертв насилия.

  • Диагностико-прогностическое
  • Коррекционное
  • Функционально-организованное
  • Правовое
  • Профилактическое

Комплексное взаимодействие всех структур направлено на то, чтобы противостоять деструктивному воздействию насильственных семейных стереотипов, снизить риск плохого обращения с ребенком с помощью соответствующих методов: просветительские, обучающие, диагностические, терапевтические, консультационные, организационные, административные.

Предопределяет эффективность психосоциальной работы с лицами, потерпевшими насилие, слаженная работа группы специалистов, основанная на принципах:

  • признание ценности ребенка как личности
  • признание ребенка субъектом права
  • гуманизация отношения государственных структур, общества
  • приоритет государственных подходов в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
  • межведомственное взаимодействие
  • принцип преемственности, предполагающий модернизацию в создании учреждений нового типа
  • открытость системы
  • принцип комплексности
  • сочетание специализации и интеграции служб
  • организационно-функциональная обусловленность учреждений
  • адресность
  • приоритет профилактических мер

Оказание психосоциалъной помощи жертвам насилия является
многофункциональной деятельностью, предполагающей взаимодействие специалистов различного профиля, включая психологов, юристов, специалистов по социальной работе, медицинских работников и др.


Р
абота с жертвами насилия предъявляет высокие требования к отбору
специалистов, которым необходимы следующие личностные качества:-
способность к сопереживанию,
деликатность, тактичность, эмпатия, оптимизм, сердечность,
понимание себя и других, толерантность к окружающим.

Основные направления деятельности заключаются в следующем:

  • выявление семей группы риска
  • обеспечение охраны и здоровья подопечных, защиту от оскорблений, жестокости и насилия
  • предоставление убежища
  • реабилитационная работа с семьей в плане коррекции семейных отношений
  • профилактика насилия в школе и других учреждениях
  • работа с общественными организациями, СМИ, социальными службами с целью разъяснения опасности насилия, его источников, обучения навыкам самообороны
  • координация деятельности с органами здравоохранения в плане оказания медицинской помощи жертвам насилия, проведение программ полового воспитания
  • взаимодействие с правоохранительными органами с целью защиты прав и выявления жертв насилия, работа на повышение ответственности за насильственные действия любого рода.

Для решения профилактических задач по предотвращению насилия в семье, для оказания ей необходимой помощи и поддержки специалисты центра перешли от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга (наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, метод экспертных оценок, психологические методики, социальный патронаж)

На основе этого осуществляется социально-педагогическая паспортизация семей.

Для эффективности работы с семьей группы риска изучаем подходы к воспитанию ребенка:

  • Демократический
  • Авторитарный
  • Гиперопека
  • Повышенная моральная ответственность
  • Анархический
  • Гипопротекция (безнадзорность)
  • Эмоциональное отвержение
  • Жестокое обращение

По нашим наблюдениям в этих семьях преобладают авторитарный, анархический подходы, гиперопека.

Существует множество типологий семьи.
Объектом социальной поддержки в нашем центре может стать семья любого типа.
Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет раз-
лична. Работа с семьей включает различные типы семейного консультирования, психотренинги для снижения уровня семейной дисфункции с применением методик арт-терапии, сказкотерапии, ароматерапии и др.

Деятельность ведется как с общественностью, так и с каждой семьей. Таким образом, кропотливая профилактическая и просветительская работа среди населения способствует повышению общего уровня психологической культуры, формированию социальных установок, неприемлемости насильственных форм поведения.

Мы считаем, проблему насилия нужно рассматривать не как частное дело каждой семьи, а как социальную проблему, которая требует внимания и решения на государственном уровне.

Нужны новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Для более эффективной работы по предотвращению семейного насилия в масштабах страны, необходимо расширить пути и усовершенствовать механизмы реализации этой проблемы:

ü Закрепить законодательную базу в этом вопросе. Принять поправки к существующему законодательству, касающиеся уточнения, определения некоторых форм насилия, ужесточения правил наказания лиц, совершивших насилие, ужесточение правил досрочного или условного освобождения. Ввести поправки в статьи Уголовного кодекса РФ, направленные на введение специальной ответственности за насилие в семье.

ü Законодательно обязать лиц, работающих с детьми, сообщать о случаях насилия. Возложить юридическую ответственность на профессионалов, не докладывающих о данных злоупотреблениях. Закон должен предусматривать криминальную и гражданскую неприкосновенность докладчика.

ü Развитие и закрепление особого направления в юриспруденции – Ювенальной юстиции.

ü Принятие модификаций для облегчения судебных процессов над жертвами насилия и освобождения их от унизительных формальностей. Четкая классификация формулировок.

ü Создание Специального комитета по предотвращению насилия над детьми, на базе комиссии по делам несовершеннолетних. В обязанности Комитета должно входить: уменьшение случаев жестокого обращения с детьми путем развития координированных, общественно открытых усилий в области предупреждения, предвидения, освещения, исследования, судебного преследования и лечения таких случаев.

ü Создание специальных кризисных и лечебных служб, как интегральных компонентов выздоровления от травм насилия, так как нет специальных учреждений для жертв насилия. Дети концентрируются в приютах, где собирают не только их, но и детей с другими проблемами.

ü Разработка и внедрение Министерством образования совместно с правоохранительными органами национальной превентивной образовательной программы безопасности, включение в каждое из направлений программы диагностической и коррекционной части, тщательный отбор и адаптация существующих и разработка новых методик. Массовое скрининговое исследование по оценке эффективности программы.

ü Четкое взаимодействие с различными организациями – благотворительными обществами, законодательными и властными структурами, а так же профессионалами.

ü Законодательно ввести ограничение на показ информационных материалов, несущих негативное воздействие на психику людей.

ü Создание методической базы для заинтересованных лиц.

ü Создание групп самопомощи

ü Социальное патрулирование.

ü Для предотвращения самого факта семейного насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации.

Проблему депривации детства удастся решить только совместными усилиями, и, возможно, тогда ребенок, приняв эту комплексную помощь, найдет в себе силы идти по жизни дальше, вступив в общество полноценным достойным гражданином.

Читайте также: