Доклад на тему наш край в древности

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Древнейшая история края. Заселение нашего края человеком началось в завершающий период древнего каменного века - палеолита. Около 10-12 тыс. лет назад." — Транскрипт:

1 Древнейшая история края

2 Заселение нашего края человеком началось в завершающий период древнего каменного века - палеолита. Около тыс. лет назад наступил период мезолита ( среднего каменного века ). На территории нашей области заканчивалось таяние ледника. Арктический климат сменился более умеренным, территория края покрылась густыми лесами.

3 Богатая растительность привлекала в эти районы не только северных оленей, но и кабанов,лосей, туров, поэтому первобытные люди могли охотиться. Кроме того они занимались рыболовством, собирательством, охотились на водоплавающих птиц. В качестве оружия люди использовали копья и дротики. Затем появились люк и стрелы. Большое значение в ведении хозяйства имело рыболовство. Рыбачили с помощью гарпуна, затем появились сети, плетёные верши, рыболовные крючки. Появились долбленые лодки-челны.

4 В середине пятого тысячилетия до н. э. на смену мезолиту пришёл неолит ( новый каменный век ). Завершилось формирование береговой линии Балтийского моря. Люди, заселявшие территорию нашего края, начали осваивать более прогрессивные приёмы хозяйственной деятельности. Произошёл переход от присваивающего к производящему – земледелию и скотоводству. В период неолита усиливается межплеменные контакты, начинается сперва межплеменной обмен, а затем местное население получает возможность устанавливать отношения с соседними группами племён, с племенами более отдалённых территорий. Обменным материалом в нашем крае выступал янтарь. * Взамен местные племена получали кремневое сырьё и другие необходимые материалы и продукты.

5 Особенностью развития нашего края в бронзовый век (середина 2 тысячелетия до н. э.- 5 век до н.э.) явилось вторжение на территорию Прибалтики кочевых племен, которые по бассейну реки Вислы проникли в Восточную Прибалтику и в дальнейшем заселили лесную зону Восточной Европы от Балтийского моря до верховьев Волги. Их называют балтославянскими индоевропейскими племенами. С началом эпохи железного века ( с 5 века до н. э.) балтославянские племена разделились на балтов и славян. На рубеже нашей эры практически завершился период древнейшей истории нашего края.

6 Начало древней истории края Одним из первых о Стране янтаря сообщил греческий учёный и мореплаватель Пифей. В 9 в. до н. э. он посетил устье Вислы. П его словам, в одном дне пути от этого устья лежал остов Абалус, на берега которого волны во время весенних бурь выбрасывали из моря янтарь. Этот янтарь местные жители использовали в качестве топлива и продавали его германским племенам.

9 Весьма точную географическую картину юго-восточной Прибалтики с бытовыми подробностями удалось представить на рубеже 1-2 вв.н.э. Корнелию Тациту, римскому писателю и историку. Рассказывая о племенах на правом берегу Свевского моря, он упомянул эстиев, создавших культуру, ставшую предшественницей культуры пруссов на территории нашего края.

10 Описание границ территории юго-восточной Прибалтики представил в своей Географии древнегреческий учёный Клавдий Птолемей, современник Тацита. Он назвал эту землю Европейской Сарматией, которая на севере ограничивалась Сарматским океаном и от устья Вислы простиралась на восток, до реки Западная Двина.

Наш край в древности

Археологические данные говорят о том что первые люди на территории нашего района появились примерно в XV тысячелетии до н.э. Это были племена занимающиеся в основном охотой и рыболовством, но постепенно начинает развиваться земледелие (в поймах рек) и скотоводство, орудия труда в этот период изготовляли из камня и костей животных. В середине третьего тысячелетия началась новая эпоха в развитии общества связанная с появлением металлов. Основным занятием постепенно стало скотоводство, но охота продолжала играть довольно ощутимую роль. Этот период жизни на нашей территории изучен в основном по материалам захоронений. Именно в это время на нашей территории стали появляться курганы, это новый тип погребений (индивидуальное, с возведением земляной насыпи) сменивший коллективные могильники неолитического времени дал возможность разделить эпоху бронзы на три последовательных, независимых хронологических и культурных периода: ямный, катакомбный и срубный. Население Дона в этот период совершенствовало свою культуру и занятия, но наследственной преемственности между этими культурами проследить не удалось, скорее всего в результате борьбы за территорию одни племена сменяли другие и победа доставалась более развитым.

Люди всё больше использовали металлы, что открывало более широкие возможности для увеличения производительности труда и дальнейшей эволюции общественной жизни. К тому же в начале I -го тысячелетия до н.э. в наших степях появляются многочисленные воинственные племена скифов, которые принесли с собой железо, появление которого сыграло огромную роль в развитии экономики: производительность труда резко выросла, что привело к изменениям и в общественных отношениях.

Об этом периоде жизни на Дону имеются письменные свидетельства греческих и малоазийских авторов, которые говорят о том, что эту территорию заселяли легендарные киммерийцы, которых в VII в до н.э. вытеснили скифы. Греческий историк Геродот сообщает о том, что скифы пришли из Азии. Эти сведения он заимствовал у Аристея- греческого поэта VII или VI в до н.э.

В настоящее время многие исследователи склоняются к мнению, что скифы являются потомками племён срубной культуры, а киммерийцами, скорее всего, назывались первые крупные объединения раннескифских племён.

Как бы там ни было скифские племена господствовали на наших землях с VIII по III в до н.э. Они занимались кочевым скотоводством, вооруженными набегами на сопредельные государства (Урарту, Мидия в VII - VI в до н.э.) и торговлей. Своих городов не имели, хотя греческие авторы упоминают и скифов-земледельцев. А за собой оставили только курганы и славу прирожденных конных воинов. Но в III в до н.э. в степи Северного Причерноморья вторглись несметные полчища сарматских племён, совладать с которыми скифам не удалось. От Великой Скифии осталось только небольшое государство на территории Крыма, а в степях появился новый хозяин на ближайшие 500-600 лет.

Что сохранилось в наших степях с тех далеких времен? В районном музее хранилось два древнейших экспоната: окаменелый рог гигантского быка, найденного в балке, не далеко от хутора Широкого, и костяная игла которой кочевники пользовались для пошива одежды из шкур животных. Игла была найдена в балке под хутором Пролетарским, а также раскинутые по всей степи курганы, захоронения кочевников. Их стали сооружать более пяти тысяч лет назад и насыпали вплоть до ХУ в. На территории нашего района - 502 кургана, а на территории Орловского поссовета – 16. Огромное количество курганов Приманычья говорит о том, что с древних времен кипела здесь жизнь, и ученые доказали, что эта территория была самой заселенной территорией Европейской части нашей страны. К сожалению, не все курганы сохранились. Часть их распахана, другая едва заметна, третья разгромлена еще в древности, четвертая уничтожены недавно. Так по рассказам свидетелей после войны были разобраны курганы в хуторах Ребричанском и Комарькове, а содержимое их разбросали. Сторожилы вспоминают, что в хуторе Комарькове на кургане делали саман, лошадь провалилась. В яме оказалась катакомба, выложенная каменистыми плитами и костью. Кости раскидали, плиты забрали на хозяйственные нужды. В хуторе Черкесском была выкопана из кургана каменная баба (признак половецкого захоронения).

В 1995 г. при проведении асфальтной дороги на первом отделении ГПЗ "Орловский", разрыт курган "Стариковский", в котором найден амулет , голубой лев, изготовленный в Египте, что говорит о связи населявших нашу территорию племен с другими народами.

В северо-западной части поселка Орловского по обе стороны асфальтной дороги находятся курганы, один из которых при проведении нефтепровода был разрыт в 1997 году. Археологами курган был назван – Курганный могильник "Орловский 1". Диаметр насыпи 80 метров, 18 захоронений с 3-го тысячелетия до новой эры по ХIV века.

В захоронениях останки мужчин и женщин в возрасте от 20 до 50 лет. Различны позы умерших, как и различны погребенные вместе с ними предметы. В Могильнике "Орловский 1" найдены изделия из бронзового века, сосуды, горшки керамические, курильницы. Много изменилось в нашей жизни по сравнению с теми далекими временами, но вот только споро-пыльцевые образцы, взятые в кургане сходны с сегодняшней флорой.


Наш край не всегда был таким, как сейчас. Миллионы лет на этом месте было огромное глубокое море, потом оно обмелело и отступило. 100 тысяч лет назад все пространство к северу от Тюмени покрывали тысячеметровые ледники. Льды растаяли, местность покрылась лесом, появились многочисленные озера, флора и фауна приняли современный вид. Мягкий климат, большие леса, плодородная почва создавали благоприятные условия для человеческого существования.

О древних обитателях земли узнают по данным археологических раскопок, но на территории всей восточной части Курганской области не было ни одной археологической экспедиции. В 1987 году археологическая разведка Курганского областного краеведческого музея под руководством Н.Б.Виноградова открыла 5 памятников археологии на территории Петуховского района. Предварительно они отнесены к эпохе бронзы и раннему железному веку. Косвенно эти оценки подтверждаются раскопками Петропавловской экспедиции в Мамлютском и Пресновском районах.

1. Одиночный курган у озера Медвежье.
В 6 км севернее города Петухово, на возвышенности южного берега озера, на распаханном поле. Земляная насыпь размерами по основанию 30х33 м, высотой до 2,4 м у ее подножья.
Примерная датировка - ранний железный век.

2. Поселение Щекино-1.
В трех километрах к северо-востоку от села Рынки, на северо-западном берегу озера Щекино, в 1 км от бывшей д. Гренадеры. Включает два района распространения находок. Найдены фрагменты керамики раннего железного века (саргатская культура), несколько каменных предметов. Предварительная датировка - ранний железный век.

3. Одиночный курган у с. Матасы.
В 1,5 км западнее с. Матасы на господствующей возвышенности между озерами Горькое, Овсянкино, Матасенок и Матас, на небольшом пятачке, окруженном пашней. Размеры насыпи - 30х2,5 метра, высотой до 1,4 м. На ее вершине - братская могила времен гражданской войны. Предварительная датировка - ранний железный век.

4. Поселение Новогеоргиевка 2-я -1.
В 4 км южнее Н-Георгиевка 2-я, на площадке восточного берега озера Хохловатое на высоте 1,5-2,5 м от уровня воды. Площадка распахивается. С поверхности пашни получены 30 фрагментов сосудов эпохи бронзы (алакульская, черкаскульская, межовская культуры), обломки костей животных, кусок талька. Предварительная датировка - эпоха бронзы.

5. Поселение Большое Приютное -1.
В 1,5 км северо-западнее села Б-Приютное в юго-западной части перешейка между озерами Большие Сумки и Малые Сумки на высоте 2-4 м от уровня воды. Район распространения подъемных материалов – 6000 квадратных метров. Керамика из подъемных сборов и из шурфа определена как алакульская. Предварительная датировка - бронзовый век.

Эпоха бронзы в Зауралье охватывает период примерно с 17 в. до н. э. до 8 в. до н. э. Алакульские же племена, названные по первому раскопанному могильнику у оз. Алакуль в Щучанском районе, обитали в нашем крае в XIV-XIII в.в. до н. э. Центр формирования их культуры находился в Северном Казахстане. Население занималось скотоводством и земледелием. Завершался переход к производящей форме хозяйства. В стадах в основном были коровы и быки, овец - меньше. Лошадей и собак использовали для пастушества. Разводить крупнорогатый скот можно только при оседлом образе жизни. Поэтому и посуда имела плоское дно. Из бронзы изготовляли двухлезвийные ножи, тесла, шилья, позже появились топоры, копья.

Жилища представляли собой полуземлянки прямоугольной формы с двухскатной крышей размером 8 м на 15 м, сооруженные из жердей и бревен. В середине устанавливались два ряда столбов для опоры кровли. В центре поселений помещались очаги. Рядом находились хозяйственные ямы, погреба, колодцы. Поселения имели радиальную планировку. Место между двумя озерами с. Б-Приютного могло привлечь древние племена естественной защитой с трех сторон водоемами и ручьем, их соединяющим, а также возможностью без больших затрат времени вырыть ров с западной стороны.

Сравнение археологических находок с письменными источниками (ведическими текстами) и лингвистическим материалом позволило исследователям отнести алакульские племена к индоиранскому населению - арийцам. Здесь была их прародина, но во 11 тысячелетии до н.э. одна их часть захватила Индию, другая - Иран.

Поселение Щекино-I и курганы у оз. Медвежье и у с. Матасы относятся к раннему железному веку. В начале железного века происходит второе общественное разделение труда – ремесло отделяется от земледелия. По прошествии определенного времени начинается третье общественное разделение труда – торговля отделяется от ремесла. Саргатские племена занимали весь юг Западно-Сибирской равнины от границ тайги до казахстанских степей почти тысячелетие, с конца V в. до н.э. до V в н. э. Это было одно из самых сильных этнокультурных образований того времени в Евразии. В этот период изменился климат - стало холоднее.

Оставаясь по-прежнему в основном скотоводами и отчасти земледельцами, новые племена стали разводить лошадей и овец. Этих животных можно перегонять на большие расстояния, кочевать вместе с ними. Разводили и верблюдов. Охота и рыбалка играли значительную роль в хозяйстве. Саргатцы активно торговали с соседями и даже с народами Средней Азии.

Жилища строили из срубов и каркасов. Обычно они состояли из нескольких камер, соединенных коридорами, и достигали площади 100 м. Выход был через хозяйственные помещения, где размещался скот. Городища имели серьезные оборонительные сооружения. Погребальный обряд такой же, как у алакульцев, только труп укладывали на спине головой на север.

Саргатские племена также относились к иранскому этносу. Великое переселение народов и вовлечение в походы Гуннской орды знатных саргатских родов привело к запустению части южной лесостепи. Более тысячи лет в нашей местности никто не жил и лишь изредка забредали кочевники.
Топонимистические исследования позволяют предположить, что на территории нашего края жили представители финно-угорских народов - манси. Однако это требует более серьезного исследования.

Заселение края русскими и отношения с кочевыми народами.

Территории Приисетья, Среднего Притоболья и Нижнего Приишимья были включены в состав Российского государства летом 1586 г. в качестве южной части Сибирского царства. Завоевание Россией Сибирского царства поставило задачу обеспечения безопасности южной границы новых владений. В Дешт-и-Кипчак базировались Кучумовичи, основные соперники русской власти в Сибири. Их династические права находили признание у государств и кочевых племен - наследников монгольского мира.

К началу XVII в. были вытеснены из степей Зауралья калмыками. В ходе борьбы за лидерство внутри калмыцкого союза проигрывающая группа торгоутов совершила миграцию на запад. На протяжении 20-80-х гг. XVII в. калмыки были кочевыми соседями русских. Расширение калмыцких угодий сопровождалось борьбой с ногаями, киргизами и монголами, и, в конечном итоге, привело калмыков в состав России.

После ухода калмыков из зауральских степей на восток в Джунгарию и на запад на Волгу под натиском киргиз-кайсакских орд в 1690-е гг. мелкие отряды малых тайш и Кучумовичи постоянно совершали набеги на ясачных и служивых людей Сибири, в результате приведшие к свертыванию добычи ясака в регионе. Русская колонизация среднего Притоболья и нижнего Приишимья остановилась и в отдельных районах даже отступила.

В конце XVI в. киргиз-кайсаки (казахи) мигрировали из Дешт-и-Кипчак на юг, где им удалось установить свою власть над рядом городов по р. Сыр-Дарье. Это на долгое время исключило их соприкосновение с русскими. В конце XVII в. джунгары начали вытеснение киргиз-кайсаков из оазисов Средней Азии. Кочевые орды попытались компенсировать потери, понесенные в ходе серии войн с джунгурами, набегами на северные земледельческие общества. В 1690-е гг. отряды киргиз-кайсаков разгромили и разграбили несколько острогов, слобод и деревень на пространстве от Ишима до Чумлякской слободы.

В первой трети XVIII в. казахский натиск принял форму ежегодных набегов на выступающую к югу линию русских поселений. По неполным данным, кочевники захватили здесь до 1741 г. 820 человек, перебили 125 человек, отогнали тысячи лошадей и голов скота. Особенно опасным стало положение местного населения после подкочевки части казахских родов в 1718 г. на реку Ишим.

Окончательный разгром в 1723-1725 гг. киргиз-кайсаков джунгарами и бегство их из Туркестана привели к подкочевке к русскому Уралу и Зауралью десятков тысяч потерявших скот кочевников. Перекочевка вызвала многочисленные конфликты с русским населением за угодья южной части края. Вынужденное в этих условиях принятие в 1732 г. в урочище Акмола русского подданства Малой и частью Средней орд лишь на короткое время стабилизировало ситуацию на границе.

Начиная с 1743 г., киргиз-кайсаки организовали новую серию набегов на русскую территорию 3ауралья. Строительство Ново-Ишимской линии 1752-1755 гг. привело к частичному отчуждению занятых кочевниками земель и явилось источником новых конфликтов. В 1773-1775 гг. киргиз-кайсаки серией набегов на укрепления и прилинейное пространство попытались блокироватъ крепости Уйской и Новой линий, чтобы вызвать в них продовольственный кризис. Лишь в 1820-е гг. была ликвидирована военная опасность после действий правительства по установлению реальной власти в киргиз-кайсакских родах и переноса границы на юг.

Итак, пространство зауральских степей занимали друг за другом три кочевых этноса, возникших в результате распада империи монголов. В 80-е гг. XVI в. - 10-e гг. XVII в. это были ногаи, в 20-80-е гг. XVII в. - калмыки, а с 90-х гг. XVII в. - киргиз-кайсаки. Подкочевка этих групп в непосредственную близость русского пограничья объяснялась невозможностью для кочевников долговременно вести свое хозяйство вне налаженного обмена с земледельческими группами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Буретская средняя общеобразовательная школа

Учащиеся 6 класса

Руководитель:

Введение

Село Буреть – старинное село в Боханском районе с богатой историей. В наши дни многие не знают как раньше жили люди, поэтому мы решили изучить историю нашего края. Этим проектом мы надеемся внести свой вклад в развитие патриотизма и любви к малой Родине у молодого поколения.

Проблема:

Недостаточность исследования исторического развития села в древности.

Воссоздание истории села Буреть в древности

Задачи:

Изучить литературу по данной теме;

Определить время возникновения села, занятия и быт его первых жителей

Побудить интерес обучающихся к изучению краеведения.

Продукт:

Основная часть

Археологические памятники на территории Бурети.

В 1936 г. археологом Алексеем Павловичем Окладниковым была открыта стоянка древнего человека на правом берегу реки Ангары, у села Буреть.Это селение имеет возраст 24-25 тыс.лет.

Территория области не была полностью покрыта ледником. Ледник захватил только горы Байкала и остроги Восточного Саяна. Когда ледник стал отступать, климат и природа очень изменились. В степях бродили стада носорогов, северных оленей, диких лошадей и быков. Обитал здесь и пещерный лев, гигантская кошка с признаками льва и тигра, но крупнее их по размерам.

Много следов осталось и от мамонтов. Мамонт внешним видом напоминал слона, но был значительно крупнее. Его вес доходил до 6 тонн, у него была крупная голова, волосатый хобот и огромные бивни, вес которых достигал 100-110 кг. Мамонты питались травой. Пищу свою они добывали в долинах рек, по окраинам озер, в зарослях тростника, камыша и высоких трав.

Охотиться на мамонта было очень трудно, так как его шкуру не пробивали ни стрелы, ни копья, ни камни. Древние люди охотились группами. С громким криком, шумом они гнали животное к обрыву, откуда оно срывалось и погибало. Этого мяса было очень много даже для большого села.Поэтому древние охотники сталкивали тушу в воду, засыпали камнями, чтобы ее не унесло течением реки. Таким способом мясо хранилось до четырех месяцев. Кости мамонта использовали для строительства жилищ, изготовления наконечников и стрел, ножей, копий и других орудий для охоты и труда.

В этом краю, где было много животных, и появился человек. Ученые предполагают, что люди пришли сюда из различных районов Европы и Азии в поисках удобных мест охоты.

Жилища и занятия древних людей.

Люди жили в чумах, покрытых шкурами животных. Для сохранении тепла, чтобы не выдувало, шкуры придавливали камнями, крупными костями животных, бивнями мамонтов. Жилища разделяли на мужскую и женскую половины. Большинство статуэток женщин находили на женской половине, на мужской - статуэтки водоплавающих птиц. Обнаружен уникальный рисунок мамонта на пластине, сделанный из глины. Почти во всех жилищах имеются каменные очаги. Их р астапливали мелким кустарником . Главным топливом служила кость. Из шкур жи вотных шили глухие комбинезоны. Жители Буретской стоянки занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством. Они охотились на мамонта, северного оленя. Ангара была более широкой рекой. В ней водилась разнообразная рыба: сибирский осетр, стерлядь, хариус, ленок, таймень, тугун, сиг речной, налим, щука, окунь, ерш, плотва, елец, язь, карась, лещь. Орудиями труда были камни, топоры и дубины. На стойбищах были найдены костяные иглы и шила, различные режущие и скоблящие инструменты для раскройки и обработки кожи. Материалом для орудий служил кремень, добытый из известняков, находившихся рядом с о стоянкой древнего человека . Лесов было еще мало. Люди собирали семена диких растений и корневища, сушили их, затем растирали и получали муку.Так же была найдена детская могила с набором украшений, что свидетельствует о вере в потусторонн ий мир .

Люди жили большими группами, поэтому все жилища были очень большими по размеру. По двенадцать столбов из костей мамонта было вкопано в жилище на стоянке Буреть.

Искусство Древних жителей Бурети.

В нашем крае с древних времен развивалась художественная культура. На стоянках нашего края было найдено около двадцати женских статуэток из камня и кости, а так же фигурки летящих уток или гагар, подвески из бивня мамонта, бусинки из позвонков рыб, браслеты.

Глобальное потепление на территории нашего края

Ледник начал постепенно отступать, что означало изменение климата, культуры и быта людей.

Гигантские животные такие как мамонты, носороги, бизоны, пещерные львы и северные олени исчезли, но взамен им появились мелкие животные: белки, косули, зайцы, лисы, волки и другие.

В связи с этими изменениями совершенствовались и орудия труда: лук и стрелы, дротики, ножи, гарпуны, крючки для ловли рыбы.

Немного позже появилась глиняная посуда, которая делалась лепным способом.

В это время древние люди в качестве временного жилья использовали пещеры.

Средняя продолжительность жизни в то время колебалась в пределах 30 лет. Рост человека составлял 145-170 см. Это были сильные люди. Главной в роде была женщина. К ее советам прислушивались все члены рода.

Женщины занимались собирательством, шитьем одежды, приготовлением пищи.Но главной заботой женщины было продолжение рода, воспитание здоровых и умелых детей.

Освоение меди, бронзы и железа.

В начале II тысячелетия до н.э. появились орудия труда из меди- это наконечники для стрел, украшения. Позднее люди научились выплавлять олово, но оно не было достаточно прочным.

Люди научились расплавлять олово вместе с медью и получали крепкий и твердый металл - бронзу. Из нее делали ножи, рыболовные крючки, иглы, шилья и другие.

В I тысячелетии н.э. люди научились выплавлять железо. Появились кузнецы. Лошади, быки и бараны стали домашними животными. Исчезли каменные орудия труда. Материнский род сменяется отцовским.

В это время существовал культ животных, особенно почитались лось и медведь.

Шаманство.

Люди верили, что вся природа, которая их окружает населена духами. Чтобы добрые духи покровительствовали над ними нужно их уговаривать. Это могли делать шаманы, т.е. посредники между духами и людьми.

Шаманы проводили различные обряды, одеваясь в костюмы с множеством украшений. В руках они держали бубен и посох. Обряды проводили в любом месте – на берегу реки, в жилище, под открытым небом. Так же шаманы давали людям различные советы.

Шаманом мог стать только самый уважаемый человек, у которого в роду были шаманы.

Вывод

В результате проведенной работы цель исследования достигнута. В

итоге проработки литературы была изучена малая часть истории возникновения жителей села Буреть. Данная работа по изучению родного края будет нами продолжена.

Как оказалось, у нашего края своя неповторимая история.

И мы убеждёны, что каждый из нас должен знать историю своего родного края, а также открыть для себя что-то новое, делать что-то доброе и полезное.

Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, края, никогда не совершит акт вандализма. Он просто будет знать им цену.

Читайте также: