Доклад на тему народы западной сибири в 19 веке

Обновлено: 06.07.2024

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Население Сибири ( XIX – начало XX в. ) этно-демографическая характеристика. Презентация на заданную тему содержит 62 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

2. Таежная и лесная зона Кочевое, полукочевое скотоводство; земледелие. Алтайская языковая семья: Тюркская группа: сибирские татары (тоболоиртышские, барабинские, томские, обские, чулымские); алтайские тюрки (тубалары, шорцы, челканцы, кумандинцы; Енисейские кыргызы

3. Степная зона Кочевники=скотоводы; Алтайская языковая семья: Тюркская группа: киргиз-кайсаки; Монгольская группа: буряты Сино-тибетская языковая семья: кеты, нивхи, айны

Динамика численности коренных 1. Рост численности большинства крупных народов 17 – к. 19 в.: Буряты в 10 раз (27 тыс. до 288) Якуты в 8 раз (28 до 226) Татары в 3 раза (17 – 53) 2. Стабильная численность отдельных малых этносов (природные условия – главный фактор) (селькупы Нарымского края, Г. Пелих) 3. Стабильная численность населения этноса (при миграциях, высокой смертности) = высокий естественный прирост (0,3 – 0,5)

Причины сокращения численности: Неточность подсчетов (характер источников) особенно при внутриуездной и межгубернской миграции; Ассимиляция и консолидация Миграции и насильственные угоны за пределы РИ; Эпидемии

Неточность подсчетов Активные миграционные процессы (перекочевки за пределы округа, губернии) Изменения в административно-территориальной структуре Изменения конфессиональной и этнической идентичности населения

Характер ассимиляции 1. XVII – XVIII в. верхушечная ассимиляция: Через военную и административную службу (служилые люди, дети боярские) – потомки мансийского князя Аблегирима, мурзы Енбулата, кондинского князя Сатыги, знатного киргиза Айкана, якутских тойонов Сахалтина, Поротова, тунгузских князей Гантимуровых Хозяйственное давление 2. Народная ассимиляция (через межэтнические браки). Внешняя и внутренняя ассимиляция.

Ассимиляция и консолидация 1. Р + И = Р обрусение: юж. ханты, манси, телеуты, качинцы, отд. роды бурятов 2. Р + И = И обинородчение: этнолокальные группы камчадалы, колымчане 3. Иа + Ив = Иа (тюркизация (угро-, кето-, самоедоязычные); якутизация (тунгусы и юкагиры); от Серебренникова: обурятились, объякутились, объюкагирились, омонголились тунгусы) 4. Иа + Ив = Ис (формирование нового этноса: тувинцы, хакасы

Расселение тунгусского населения Соседи: буряты, якуты, русские, юкагиры, монголы. С XVII – по конец XIX в. численность выросла в 3,5 раза (62068). Динамика неустойчивая: в XVII в. по Ср. и Зап. Сибири 12,6 тыс. к концу XIX в. – 9,8 тыс.

Интеграция самоедов: "Россия Европейская и Азиатская" Как настоящие азиатские номады, самоеды ведут еще более бродячую жизнь, чем оленные лопари, и охотно перекочевывают с места на место при малейшей оказии. Их часто можно встретить даже в русских городах и селах. Но они с трудом выучиваются языку господствующей народности. Оставаясь еще азиатами по нравам, они гораздо менее, нежели лопари, приспособились к среде, создаваемой вокруг них торговыми сношениями. Русские давно уже крестят самоедов, начав с самых богатых, и строят им церкви — постоянные там, где эти инородцы сидят попрочнее (например, в устье Печоры, на о. Колгуеве), и вывозят в тундру походные церкви; на их язык даже переведен Новый Завет. Самоеды называют себя христианами и очень любят звонить на колокольне; но старый фетишизм с примесью обрядов шаманства еще далеко не исчез между ними.

Страна холода: Тип юраков, несмотря на то, что они составляют только часть самоедов, не так уродлив, как у остяков и других инородцев Сибири. Довольно рослые, стройные и ловкие дикари поражают постороннего наблюдателя приятным окладом лица, круглого, обрамленного черными волосами. Черные, узкие глаза смотрят открыто и бойко. Движения не связаны, не неуклюжи. Женщин-юрачек трудно отличить от ближайших русских крестьянок Енисейской губернии. Вообще нужно заметить, что в настоящем типе этих инородцев заметно сильное влияние русских, что весьма понятно, когда вспомнишь обычай первых казаков брать себе наложниц из среды этого племени, обычай не прекращавшийся до двадцатых годов нашего века. Их одежда отличается от самоедской большею простотою и удобством.

Влияние боевых действий Типы конфликтов: И – И (межплеменная, межродовая война): ненцы (юрацкая кровавая самоядь) – ханты; ханты – манси; тунгусы – якуты, тунгусы – буряты; борьба за угодья = 1 % (2 тыс.) Р – И: татары (1 тыс.), енисейские кыргызы (3,5 тыс.), тунгусы, буряты (1 тыс.), чукчи, алеуты = 6 – 7% (6 тыс.) И – Инз: маньчжуры, джунгары – не более 4%; миграции и угоны за пределы РИ.

Миграции и угоны 1. Внутрисибирские миграции коренного населения (экстенсивное промысловое хозяйство) 2. Уходы за пределы РИ: Эвенки (XVII – п.п. XIX в.) в Амурский край 32,5% агинских бурят ушли в Монголию (землеустроительный закон 1900 г.)

Понятия: проблемы изучения Источниковая проблема (кто описывает: имперские эксперты, этнографы, областники): кем сами себя ощущали (идентичность) и кем желало их видеть государство = ? Дискурсивных практик Субэтнос - таксономическая единица (часть), находящаяся внутри этноса, обладающая специфической культурой и выраженным самосознанием. Субэтнос обладает стереотипами поведения. Критерий завершения формирования субэтноса - двойное этническое самосознание. Эндосубэтноним. Экзосубэтноним Факторы формирования субэтноса: - Природно-климатические условия (Потанин: климат – самый упорный сепаратист). Общность по: Происхождению; Культурно-бытовым особенностям; Вероисповеданию; Территории проживания; Язык; Сословный статус

1. По времени переселения в Сибирь: 1. Старожилы (до середины XIX в.): - Чалдоны; Родчие; рожденцы, тутошние; - Сибиряки. 2. Староселы (до конца XIX в.) киселевские переселенцы 3. Переселенцы (конец XIX – XX в.): рассейские, самоходы, новоселы, лапотоны; по местам выхода (вятские, курские, тамбовские) = ? Русские?

Н. Андреев Чалдон, 1923 Лесков: В этой заботе о хлебе притупляются и со временем врачуются или гаснут порывы ностальгии и переселенец становится старожилом, а потом туземцем, которого новые пришельцы станут дразнить чалдоном, а он их считать необразованными мужиками!

Сибиряк как конструкт. Сибирство, сибирячество Особый антропологический, физический тип; наднациональная территориальная (локальная) общность. Факторы формирования: суровый, но здоровый климат; Соприкосновение с инородцами (обратное культурное воздействие и физическая ассимиляция); Отсутствие крепостного права, слабость административного гнета, ссылка Недостаток церквей и школ (отставание в умственном развитии и утрата религиозности)

Сибирский областной и психологический тип - Ум сибиряка поглощен материальной наживой, его увлекают только практические цели и интересы, к сибирскому населению не прививаются никакие общественные идеи и уставы; существенные черты сибиряка – грубость, дерзость, лукавство, унижение, свойства раба. - В хозяйственном отношении – пенкосниматель, расточающий природные богатства края, не способного к интенсивному труду, хозяйственному расчету и культурно-хозяйственному прогрессу; + ум, любознательность, энергия, практичность умения ориентироваться, находчивость, воспитанность жизнью, предприимчивость, известный закал характера, самобытная самостоятельность и способность к самодеятельности

Имперские эксперты о перспективах сибирского населения С. Елпатьевский (народник, ссыльный) Сибирь как плавильный котел «Бесконечно вливались волны вольных и невольных переселенцев из всех мест многотысячной и разноплеменной России, и все это сталкивалось и перемешивалось в общую кучу – и русские, и кавказцы, жители прибалтийских губерний и татары, поляки, башкиры, евреи и украинцы. Все это пришлое население быстро – уже во втором, а иногда и в первом поколении – осибирячивалось и утрачивало национальные черты.

3. Этнолокальные группы Карымы (метисы Забайкалья); Якутяне (Ленский почтовый тракт): усть-оленекские, усть-янские (якуты, эвенки), верхоянские, усть-елонские Затунденские крестьяне (рр. Хатанга, Дудинка, Пясина – влияние якутов); Марковцы (влияние чукчей) Анадырцы (влияние юкагиров), гижигинцы (якутяне, коряки) Колымчане (юкагиры)/ Камчадалы Русскоустьенцы (р. Индигирка) – Индигирщики, индигирцы Устьенисейцы (сельдюки)

Мальчик Карым Ядринцев вспоминает сказку о мальчике Карыме, у которого было много учителей и которого учили разным наукам, но он все же не знал, что делать. Но появился еще один учитель, научивший его немногому - любви. И только тогда его знания получили практическое приложение.

Этносоциальные группы СКВ: 94,3 % — русские (+ украинское, польское), 4,89 % — мордва, 0,81 % — татары; казахи. Последние — мусульмане. Раскольников и сектантов среди сибирцев был 1 %, остальные 98,19 % — православные

Сибирь – обширный историко-географический регион на северо-востоке Евразии. Сегодня он практически полностью расположен в пределах Российской Федерации. Население Сибири представлено русскими, а также многочисленными коренными народами (якутами, бурятами, тувинцами, ненцами и прочими). В общей сложности, в регионе проживает не менее 36 миллионов человек.

В этой статье речь пойдет об общих особенностях населения Сибири, о крупнейших городах и истории освоения данной территории.

Сибирь: общая характеристика региона

Сибирью принято считать довольно крупный регион в азиатской части России, занимающий примерно 57 % территории страны. Общая же его площадь составляет около 13 млн кв. км.

население Сибири

Чаще всего южная граница Сибири совпадает с государственной границей РФ. На западе она ограничена хребтами Уральских гор, на востоке – акваторией Тихого, а на севере – Северного Ледовитого океанов. Однако в историческом контексте Сибирь также охватывает и северо-восточные территории современного Казахстана.

Население Сибири (на 2017 год) составляет 36 миллионов человек. Географически регион делят на Западную и Восточную Сибирь. Линией разграничения между ними является река Енисей. Главные города Сибири – Барнаул, Томск, Норильск, Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ, Иркутск, Омск, Тюмень.

численность населения Сибири

Население Сибири: плотность и общая численность

Согласно переписи, проходившей еще в 2002 году, в пределах региона проживало 39,13 млн человек. Однако нынешняя численность населения Сибири – всего 36 миллионов жителей. Таким образом, это слабозаселенная территория, однако ее этническое разнообразие поистине огромно. Здесь проживает более 30 народов и народностей.

Средняя плотность населения в Сибири – 6 человек на 1 квадратный километр. Но она очень различна в разных частях региона. Так, самые высокие показатели плотности населения в Кемеровской области (около 33 чел. на кв. км.), а минимальные – в Красноярском крае и Республике Тыве (1,2 и 1,8 чел. на кв. км. соответственно). Наиболее плотно заселены долины крупных рек (Оби, Иртыша, Тобола и Ишима), а также предгорья Алтая.

Уровень урбанизации здесь достаточно высокий. Так, в городах Сибири на сегодняшний день проживает не менее 72 % жителей региона.

Демографические проблемы Сибири

Население Сибири стремительно сокращается. Причем, показатели смертности и рождаемости здесь, в общем и целом, практически идентичны общероссийским. А в Туле, например, показатели рождаемости и вовсе астрономичны для России.

плотность населения Сибири

На сегодняшний день, сальдо миграции в регионе составляет 2,1 %. И в ближайшие годы этот показатель будет только расти. Сибирь (в частности, западная ее часть) уже очень остро ощущает дефицит трудовых ресурсов.

Коренное население Сибири: список народов

Сибирь в этническом плане – чрезвычайно пестрая территория. Здесь живут представители 36 коренных народов и этносов. Хотя преобладают в Сибири, конечно же, русские (примерно 90 %).

К десятке самых многочисленных коренных народностей региона относятся:

  1. Якуты (478 000 человек).
  2. Буряты (461 000).
  3. Тувинцы (264 000).
  4. Хакасы (73 000).
  5. Алтайцы (71 000).
  6. Ненцы (45 000).
  7. Эвенки (38 000).
  8. Ханты (31 000).
  9. Эвены (22 000).
  10. Манси (12 000).

Народы тюркской группы (хакасы, тувинцы, шорцы) проживают преимущественно в верховьях реки Енисей. Алтайцы – концентрируются в пределах Республики Алтай. В Забайкалье и Предбайкалье живут в основном буряты (на фото ниже), а в тайге Красноярского края – эвенки.

особенности населения Сибири

Полуостров Таймыр населяют ненцы (на следующем фото), долганы и нганасаны. А вот в низовьях Енисея компактно проживают кеты – малочисленный народ, использующий язык, который не входит ни в одну из известных языковых групп. В южной части Сибири в пределах степной и лесостепной зон проживают также татары и казахи.

коренное население Сибири

Русское население Сибири, как правило, относит себя к православным. Казахи и татары по своему вероисповеданию являются мусульманами. Многие коренные народы региона придерживаются традиционных языческих верований.

Природные ресурсы и экономика

Разумеется, экономика Сибири полностью ориентирована на добычу и переработку природных ресурсов региона. Причем, не только минеральных и топливно-энергетических, но и лесных. Помимо этого, в регионе достаточно развита цветная металлургия, а также целлюлозная промышленность.

русское население Сибири

В то же время, бурное развитие горнодобывающей и энергетической промышленности не могло не сказаться на экологии Сибири. Так, именно здесь расположены самые загрязненные города России – Норильск, Красноярск и Новокузнецк.

История освоения региона

После распада Золотой Орды земли к востоку от Урала по факту оказались ничейными. Лишь сибирские татары сумели организовать здесь свое государство – Сибирское Ханство. Правда, просуществовало оно совсем недолго.

Всерьез колонизацией сибирских земель занялся Иван Грозный, да и то – лишь к концу своего царского правления. До этого русские практически не интересовались землями, расположенными за Уралом. В конце XVI века казаки под руководством Ермака основывают в Сибири несколько городов-крепостей. Среди них – Тобольск, Тюмень и Сургут.

Вначале Сибирь осваивали ссыльные и каторжане. Позднее, уже в XIX веке, сюда стали съезжаться безземельные крестьяне в поисках свободных гектаров. Серьезное освоение Сибири началось лишь в конце XIX века. Во многом этому поспособствовала прокладка железнодорожной магистрали. В годы Второй мировой войны в Сибирь эвакуировали крупные заводы и предприятия Советского Союза, и это оказало положительное влияние на развитие экономики региона в будущем.

Главные города

В регионе девять городов, численность населения которых превышает 500-тысячный рубеж. Это:

  • Новосибирск.
  • Омск.
  • Красноярск.
  • Тюмень.
  • Барнаул.
  • Иркутск.
  • Томск.
  • Кемерово.
  • Новокузнецк.

Новосибирск – негласная столица Сибири, третий по численности населения город России. Он расположен на обоих берегах Оби – одной из крупнейших рек Евразии. Новосибирск – важный промышленный, торговый и культурный центр страны. Ведущие отрасли промышленности города – энергетика, металлургия и машиностроение. Основу экономики Новосибирска составляют около 200 крупных и средних предприятий.

города Сибири

Красноярск – самый старый из числа крупных городов Сибири. Он был основан еще в 1628 году. Это важнейший экономический и культурно-образовательный центр России. Красноярск расположен на берегах Енисея, на условной границе Западной и Восточной Сибири. В городе развита космическая отрасль, машиностроение, химическая промышленность и фармацевтика.

Тюмень – один из первых русских городов Сибири. Сегодня – это важнейший центр нефтепереработки в стране. Добыча нефти и газа поспособствовала бурному развитию в городе различных научных организаций. На сегодняшний день, около 10 % трудоспособного населения Тюмени работает в НИИ и вузах.

В заключение

Сибирь – крупнейший историко-географический регион России с населением 36 миллионов человек. Он необычайно богат различными природными ресурсами, однако страдает от ряда социальных и демографических проблем. В пределах региона лишь три города-миллионника. Это Новосибирск, Омск и Красноярск.


Статья посвящена проблеме демографических процессов у народов Сибири в XVII-XIX вв. Рассмотрены внутренняя и внешняя ассимиляция. Дается информация об отношении к проблеме историков разных историографических школ. При написании статьи применены историко-описательный и историко-сравнительный методы.

Ключевые слова: Сибирь, коренные народы, демографические процессы, численность населения, ассимиляция.

The article is dedicated to the problem of demographic processes of Siberian peoples in XVII-XIX centuries. The internal assimilation and the external one are viewed. There is information about the attitude to the problem of historians attributed to different historiographical schools. The historical descriptive and the historical comparative methods are applied.

Keywords: Siberia, aboriginal peoples, demographic processes, population number, assimilation.

Наиболее быстрыми темпами коренное население росло в Иркутской губернии. С 1795 по 1897 гг. оно увеличилось со 127 тыс. д. м. п. до 309 тыс., т. е. в 2, 4 раза. За этот же период количество аборигенов Томской губернии возросло в 2 раза, в Тобольской — в 1, 6 раза. Главной причиной роста численности большинства народностей и этнографических групп следует считать распространение у аборигенов земледелия, возрастание оседлости, происходившие под влиянием русского крестьянства и правительственной политики. Эти процессы протекали быстрее в районах более интенсивного общения аборигенного и русского населения [6; с. 205–206.].

Рассматривая процессы растворения представителей одного этноса в других, следует различать внешнюю и внутреннюю ассимиляцию. Внешняя шла с участием русских, под внутренней понимают смешение сибирских аборигенов друг с другом.

Итак, процессы внешней ассимиляции в Сибири были столь интенсивны и заметны, что, по мнению некоторых исследователей прошлого столетия, в XIX в. в Сибири сложилась особая группа русского народа, включавшая большое количество иноэтничных элементов. Процессы взаимовлияний различных групп коренного населения, также масштабные и интенсивные, были менее заметны и получили значительно меньшее освещение. Так, по данным Б. О. Долгих, в середине XVII в. численность юкагиров составляла 4775 человек. Уже в конце этого столетия их осталось всего 2665 человек. Таким образом, примерно за 50 лет юкагирское население уменьшилось почти в два раза. Б. О. Долгих объяснил причину резкого уменьшения его численности в основном различными последствиями царского колониального режима [2; с. 440.]. Однако за это же время на прежней территории расселения юкагиров появилось многочисленное тунгусское и якутское население, и в результате общая его численность даже возросла, вследствие того что менее развитые юкагиры, жившие еще в условиях каменного века, активно ассимилировались эвенками и якутами. Как показывают данные археологии, еще задолго до прихода русских людей начались и активно развивались процессы ассимиляции и вытеснения проживавших на обширных пространствах между реками Лена и Анадырь юкагиров тунгусскими пришельцами. Так, ярко выраженный юкагирский керамический комплекс в раннем железном веке полностью господствует на значительной части территории современной Якутии; затем на стоянках появляются вещи тунгусского происхождения. Постепенно они начинают доминировать в составе инвентаря и в результате полностью вытесняют юкагирскую керамику [7].

Включение этих народов в состав Российского государства, видимо, в первые десятилетия к существенным изменениям не привело и процессы ассимиляции сохранялись. С середины XVII в. к ним добавились процессы слияния с русским населением. В XVII-XVIII вв. в состав верхних слоев русского сибирского общества вливались представители верхушки местного населения, которые жаловались высокими чинами и званиями и привлекались к военной и административной службе. Известны такие династии служилых людей, детей боярских и дворян, как потомки мансийского князя Аблегирима (род Албычевых), мурзы Енбулата, кондинского князя Сатыги, знатного кыргыза Айкана, якутских тойонов Сахалтина, Матвеева-Отконова, Поротова и др. [7]. Второй крупной группой коренного населения, влившейся в состав русских сибиряков, являются так называемые ясыри, то есть пленные. В своем большинстве они проживали в русской среде, в результате чего крестились и обычно обрусевали. В течение XVIII в. описанные процессы постепенно прекратились, уступив место явлениям более широкой, народной ассимиляции. Именно в это время в связи с почти повсеместным прекращением боевых действий русское население выходит из-за стен острогов и широко расселяется рядом с коренными жителями. Тем не менее, в XVIII в. еще не наблюдалось явлений массовой ассимиляции. Так, Б. О. Долгих отмечал, что уже во второй половине XVII в. около 10 % юкагирских женщин находились вне своих родов, а у многих служилых и промышленных людей на северо-востоке Сибири женами были юкагирки [2; с. 440]. Традиционный образ жизни юкагиров приводил к частым голодовкам, во время которых, как, например, в 1838 г. на Колыме, они искали спасения в русских селениях [4; с. 218]. Часть из них неизбежно оставалась там на постоянное жительство. Антропологические обследования русского населения на северо-востоке Сибири свидетельствуют об участии юкагиров в его формировании.

Следует принимать во внимание, что этнические процессы во многих районах Сибири являлись сложными, и, в частности, ассимиляция была многоэтапной. Например, постепенные процессы культурных влияний со стороны соседнего русского населения к середине XIX в. привели к тому, что с ним полностью слилось все коренное (тюркизированное к тому времени) население Красноярского лесостепного района и не переселившееся на левобережье Енисея (также в основном тюркизированное) население правого берега реки [5; с. 6.].

Основные термины (генерируются автоматически): русское население, сибирь, XVII-XIX, коренное население, процесс, конец XIX, раз, русский, аборигенное население, Западная Сибирь.

В Западной Сибири проживает сегодня более 125 национальностей, из них 26 коренных малочисленных народов. Крупнейшими по численности населения среди этих малых народов являются ханты, ненцы, манси, сибирские татары, шорцы, алтайцы. Конституция РФ гарантирует каждому малому народу неотъемлемое право самоидентификацию и самоопределение.

Ханты

Хантами называют коренной немногочисленный угорский западно-сибирский народ, проживающий по низовьям Иртыша и Оби. Их общая численность 30 943 человека, причем большая их часть 61% живет в Ханты-Мансийском АО, и 30% в Ямало-Ненецком АО. Занимаются ханты ловлей рыбы, стадным оленеводством и таежной охотой.


Ханты в своем составе неоднородны, среди них различают отдельные этнографические территориальные группы, различающиеся диалектами и названием, способами ведения хозяйства и самобытной культурой – казымские, васюганские, салымские ханты. Язык хантов принадлежит к обско-угорским языкам уральской группы, он разделен на множество территориальных диалектов.

С 1937 года современная письменность хантов развивается на основе кириллицы. Сегодня 38,5 % хантов свободно говорят на русском языке. Ханты придерживаются религии своих предков – шаманизма, но многие из них причисляют себя к православным христианам.

Внешне ханты имеют рост от 150 до 160 см с черными прямыми волосами, смуглым лицом и карими глазами. Лицо у них плоское с широко выдающимися скулами, широким носом и толстоватыми губами, напоминающее монголоидное. Но у хантов в отличие от монголоидных народов правильная прорезь глаз и более узкий череп.

В исторических хрониках первые упоминания о хантах появляются в X веке. Современные исследования показали, что ханты проживали на данной территории уже в 5-6 тыс. лет до н.э. Позже они были серьезно потеснены кочевниками на север.

Ханты наследовали многочисленные традиции усть-полуйской культуры таежников промысловиков, развивавшейся в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. Во II тыс. н.э. северные племена хантов оказались под влиянием ненцев-оленеводов и ассимилировались с ними. На юге племена хантов ощутили на себе влияние тюркских народов, позднее русских.

К традиционным культам народа хантов относится культ оленя, именно он стал основой всей жизни народа, транспортным средством, источником пищи и шкур. Именно с оленем связаны мировоззрение и многие нормы жизни народа (наследование стада).

Живут ханты на севере равнины по низовьям Оби в кочевых временных стойбищах с временными оленеводческими жилищами. Южнее на берегах Северной Сосьвы, Лозьвы, Вогулки, Казыма, Нижней Оби они имеют зимние поселения и летние кочевья.

Ханты издавна поклоняются стихиям и духам природы: огню, солнцу, луне, ветру, воде. У каждого из родов есть тотем, животное, которое нельзя убивать и использовать в пищу, божества семьи и предков-покровителей. Повсеместно ханты почитают хозяина тайги медведя, проводят даже традиционный праздник в его честь. Почитаемой покровительницей домашнего очага, счастья в семье и рожениц является лягушка. В тайге всегда есть священные места, где проводятся шаманские обряды, задабривая их покровителя.

Манси

Манси (старинное название вогулы, вогуличи), численность которых 12 269 человек, проживают большей частью в Ханты-Мансийском АО. Этот весьма многочисленный народ известен русским с открытия Сибири. Еще государь Иван IV Грозный повелевал посылать стрельцов усмирять многочисленных и могущественных манси.


Манси удачно сочетают в своей общественной жизни культуры северных охотников и южных кочевников-скотоводов. Новгородцы контактировали с манси еще в XI веке. С появлением русских в XVI веке часть племен вогулов ушли на север, другие жили по соседству с русскими и ассимилировались с ними, приняв язык и православную веру.

Верованиями манси являются поклонение стихиям и духам природы – шаманизм, им присущ культ старших и предков, тотемного медведя. Манси имеют богатейший фольклор и мифологию. Манси разделяются на две обособленные этнографические группы потомков уральцев Пор и потомков угров Мось, отличающиеся происхождением и обычаями. С целью обогащения генетического материала браки издавна заключались только между этими группами.

Манси занимаются таежной охотой, разведением оленей, ловлей рыбы, земледелием и скотоводством. Оленеводство на берегах Северной Сосьвы и Лозьвы было перенято у хантов. Южнее с приходом русских было перенято земледелие, разведение лошадей, КРС и МРС, свиней и птицы.

В повседневной жизни и самобытном творчестве манси особое значение имеют орнаменты, схожие по мотивам с рисунками селькупов и хантов. В орнаментах манси явно преобладают правильные геометрические рисунки. Часто с элементами рогов оленей, ромбы и волнистые линии, похожий на греческий меандр и зигзаги, изображения орлов и медведей.

Ненцы

Занимаются ненцы крупностадным кочевым оленеводством в тундре. На Ямале ненцы содержат до 500 тысяч оленей. Традиционным жилищем ненцев является конический чум. До полутора тысяч ненцев, живущих южнее тундры на реках Пур и Таз, считаются лесными ненцами. Кроме оленеводства они активно занимаются тундровой и таежной охотой и рыбной ловлей, сбором даров тайги. Питаются ненцы ржаным хлебом, олениной, мясом морского зверя, рыбой, дарами тайги и тундры.


Язык ненцев относится к уральским самодийским языкам, он разделен на два диалекта тундровый и лесной, они в свою очередь делятся на говоры. Народ ненцев обладает богатейшим фольклором, сказаниями, сказками, эпическими сюжетами. В 1937 году ученые лингвисты создали для ненцев письменность на основе кириллицы. Этнографы описывают ненцев как коренастых людей с большой головой, плоским землистого цвета лицом, лишенным какой-либо растительности.

Алтайцы

Территорией проживания тюркоязычного коренного народа алтайцев стали Алтайские горы. Живут они в количестве до 71 тыс. человек, что позволяет считать их крупным народом, в республике Алтай, часть в Алтайском крае. Среди алтайцев различают отдельные этнические группы кумандинцев (2892 чел), теленгитов или телесов (3712 чел), тубаларов (1965 чел), телеутов (2643 чел), челканцев (1181 чел).

Издавна алтайцы поклонялись духам и стихиям природы, они придерживаются традиционного шаманизма, бурханизма и буддизма. Живут они родами сеоками, родство считается по мужской линии. Алтайцы имеют многовековую богатейшую историю и фольклор, сказания и легенды, собственный героический эпос.

Шорцы

Шорцы являются немногочисленным тюркоязычным народом, в основном проживающим в отдаленных горных районах Кузбасса. Общая численность шорцев сегодня составляет до 14 тыс. человек. Издавна шорцы поклоняются духам природы и стихиям, основной их религией стал сложившийся веками шаманизм.

Сформировался этнос шорцев в VI-IX веках путем смешения кетоязычных и пришедших с юга тюркоязычных племен. Шорский язык относится к тюркским языкам, сегодня более 60% шорцев говорят по-русски. Эпос шорцев древний и весьма самобытен. Традиции коренных шорцев сегодня хорошо сохранились в Шерегеше, большинство шорцев сейчас живут в городах.

Сибирские татары

Предками сибирских татар ученые считают средневековых кыпчаков, которые контактировали длительное время с самодийцами, кетами, угорскими народами. Процесс развития и смешения народов шел на юге Западной Сибири с VI-IV тыс. до н.э. до возникновения в XIV веке Тюменского царства, и позже с возникновением в XVI веке могущественного Сибирского ханства.

В большинстве сибирские татары пользуются литературным татарским языком, но в некоторых отдаленных улусах сохранился сибирско-татарский язык из кыпчако-ногайской группы западнохуннских тюркских языков. Он делится на тоболо-иртышский и барабинский диалекты и множество говоров.

Праздники сибирских татар содержат черты доисламских древних тюркских верований. Это, прежде всего амаль, когда празднуется во время весеннего равноденствия новый год. Прилет грачей и начало полевых работ сибирские татары празднуют карга путка. Прижились здесь и некоторые мусульманские праздники, обряды и молебны о ниспослании дождя, почитаются мусульманские захоронения суфийских шейхов.

Читайте также: