Доклад на тему мотивация учебной деятельности и ее формирование

Обновлено: 04.05.2024

Применение ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
1) усилить положительную мотивацию обучения;
2) смягчить (или устранить)противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки;
3) вести мониторинг учебной деятельности учащихся.
Информационно-коммуникативные технологии сегодня позволяют учителю создать интерактивный ресурс с текстом, графикой, звуком, анимацией, видео, фото и другими материалами

Оценить 138 0

Выступление

21 век – эпоха информационного общества. Поэтому не только доска и мел должны оставаться основными инструментами учителя.

Применение современных информационных технологий в школе, в том числе, и начальной необходимо.

Оснащение начальной школы разнообразными средствами ИКТ и цифровыми инструментами поставило перед преподавателем комплекс задач, связанных с грамотным и целесообразным использованием техники в образовательном процессе.

Применение ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

усилить положительную мотивацию обучения;

смягчить (или устранить)противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки;

вести мониторинг учебной деятельности учащихся.

Поделюсь своим опытом использования ИКТ на уроках в начальной школе.

ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал. Первоклассникам нравится учить сказочных персонажей, исправлять ошибки, помогать выходить из трудных ситуаций героям, предлагать свои пути решения, при этом дети непринуждённо общаются, не боятся высказать своё мнение или принять другое обоснованное решение

В своей работе я использую интерактивный ресурс уроков, выполненный в программе Work Spa с e .

Данный интерактивный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске ( анимация, графика, видео, музыка и звуковой ряд,

Использование интерактивной доски на уроке позволяет:

- обозначить проблему (слайд )

-определить тему и цели урока (слайд)

- составить план урока (слайд)

- провести исследование (слайд)

-для получения необходимой дополнительной информации использую почти по всем предметам учебного плана материал с цифровых и нецифровых носителей на интерактивном экране (прослушивание материала из ЭП)

- для закрепления полученных знаний помогает работа детей с заданиями электронных приложений в индивидуальных ноутбуках на партах учащихся. Эта работа помогает добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки. Наушники позволяют индивидуализировать эту работу. (предлагается учителям выполнить задания ЭП , используя наушники)

- здоровьесберегающие технологии (физминутка для учителей)

-на этапе проверки и контроля знаний используется мобильная система интерактивного контроля знаний Respons . В сочетании с интерактивной доской и компьютером позволяет существенно повысить эффективность и оперативность обратной связи на уроках. (предлагается побыть учениками и проверить свои знания с помощью системы Respons )

-рефлексия (работа учителей на интерактивной доске)

Информационно-коммуникативные технологии сегодня позволяют учителю создать интерактивный ресурс с текстом, графикой, звуком, анимацией, видео, фото и другими материалами. (предлагается учителям создать слайд интерактивного ресурса)

В Докладе есть много способов мотивации школьников. Пригодится всем учителям.

Содержимое разработки

Мотивация учебной деятельности школьников

Мотивация образовательной деятельности на этапе школьного обучения предстает перед нами, учителями как частный вид мотивации (учебная мотивация), включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом факторов:

1) самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

2) организацией образовательного процесса;

3) субъектными особенностями обучающегося (возрастом, полом, интеллектуальным развитием, способностями, уровнем притязаний, самооценкой, его взаимодействием с другими учениками и т. д.);

4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;

5) спецификой учебного предмета.

Все эти факторы определяют отношение обучающегося к про­цессу образовательной деятельности, а также тип мотивации, преобладающий для него на данном образовательном уровне. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результа­тами учения:

– мотивация, которая условно может быть названа отрицатель­ной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и не­приятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т. п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

– мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятель­ности.

Мотивация достижения несомненно влияет на развитие личности. Однако следует учитывать и психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу. Если человек мотивирован на успех, то он ставит перед собой реальные позитивные цели, достижение которых будет в любом случае определено как успех. Такие люди склонны к разумным рискам: выбирают задачу средней трудности, где с одинаковой вероятностью может быть успех и неудача, а результат зависит от усилий самого человек a . Легкие задачи принципиально не выбираются, так как не приносят чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха. Человек, мотивированный на избегание неудач ставит перед собой слишком трудную цель или, напротив, очень легкую, не требующую особых усилий. В зависимости от того, какие мотивы достижения доминируют у личности, проявляется разница в поведении и в выборе способа самоконтроля. Если есть мотивация на успех, то, как правило выбирается линия поведения, ориентированная на увеличение значимости практической активности. В этом случае способ самоконтроля будет обязывать удерживать актуальность и востребованность познавательных и эмоциональных процессов. Эмоциональный контроль будет обеспечивать активизацию чувств (недовольство собой, гнев). В случае выбора человеком мотивации на избегание неудачи выбирают способ самоконтроля, который обязывает не отвлекаться на неактуальность ситуации и разумные стратегии, которые обесценивают значимость общей цели. А эмоциональный контроль направлен на успокоение и росту самоуверенности.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать что люди, мотивированные на успех, очень активные, ответственные, инициативные, добросовестные. И, напротив, те, кто мотивирован на неудачу, как слабо инициативные.

Для каждого педагога важным этапом на пути формирования у учащихся мотивации к o бучению является формирование мотивов, которые смогут придать учебе личностный смысл. В этом случае учебная деятельность станет важной целью. Чтобы обеспечить на протяжении длительного периода времени плодотворную и позитивную учебную деятельность рационально использовать разные методы формирования мотивации, в том числе мотивацию достижений.

Наиболее востребованные приемы формирования мотивации к учебной деятельности:

создание ситуаций занимательности – процесс внедрения в учебные занятия интересных опытов, жизненных примеров, фактов, аналогий для привлечения внимания и повышения интереса к предмету;

создание ситуации познавательного спора – привлечение внимания к вопросу и появления желания в нем разобраться;

создание ситуации успеха в обучении – основано на том, что радостные переживания способствуют преодолению трудностей.

Способы повышения мотивации школьников к учебе

Исследования показали, что взаимодействие между учителем и учеником является более важным для процесса обучения, чем структурные факторы, такие, как учебные материалы или размер аудитории. Эта связь между учеником и учителем важна не только в ранние школьные годы, но и позже, когда проблемы с мотивацией становятся более заметными.

Дайте ученикам обязанности, найдите время для весёлых моментов в классе. Пусть каждый почувствует свою ответственность за одну из привычных школьных задач: поддерживать порядок в классе, стереть с доски или раздать всем материалы для урока. Когда они работают в группе, проследите за тем, чтобы каждый участник знал свою область ответственности и был вовлечённым в учебный процесс. Как было сказано ранее, очень важно поощрять и вознаграждать приложенные усилия, тем не менее дети нуждаются в ощутимых наградах за хороший результат. Дети, как правило, не осознают, какие преимущества в долгосрочной перспективе им даёт хорошая успеваемость и полученные знания, они предпочитают получать вознаграждение незамедлительно. Стимулы мотивируют их работать и стремиться к достижению поставленной цели.

Придумайте свою систему небольших вознаграждений в зависимости от достижений детей. Это могут быть особые привилегии или маленькие пустячки, которые приносят детям радость (например, наклейки). Однако, избегайте слишком частого поощрения, потому что в этом случае награды теряют свою ценность. В идеале следует установить конкретные интервалы времени между вознаграждениями в зависимости от возраста учащихся. По мере того, как дети становятся взрослее, они приобретают способность визуализировать цели в более долгосрочной перспективе. Если вы работаете с детьми начальной школы, используйте метод вознаграждений один раз в день, этого будет достаточно. Для детей старшего возраста – не более одного раза в неделю. Оптимальным вариантом будет постепенное сокращение количества материальных вознаграждений и их замена на социальные: похвала, улыбки, слова ободрения. Потому что, как мы говорили ранее, у детей существует опасность формирования зависимости от вознаграждений. Дети быстро начинают скучать, когда они не получают адекватную стимуляцию на уроках.

Избегайте негативных оценок и установок. Вместо этого, стимулируйте их сильные стороны, способности и достоинства. Поощряйте образ мыслей с ориентацией на рост и развитие. Научите их понимать, что не все получается с первого раза, успех и умение приходит с практикой. Укрепляйте их уверенность в себе. Многим детям трудно сохранить мотивацию к учёбе, потому что они имеют высокий уровень тревожности, страх неудачи и не достижения желаемых результатов. Поделитесь с ними спокойствием, научите их видеть в неудачах не только негативное. Ошибки учат нас узнать больше и лучше, и помогают понять, что мы не должны делать.

Уметь мотивировать детей – это важно для учителя, но не менее важно научить их находить свою собственную мотивацию и управлять ею.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы, что для повышения мотивации в обучении можно использовать разные приемы и способы. В люб o м случае необходимо ориентироваться на каждую личность, ее особенности, а также на психологические особенности коллектива в целом. В этом случае мотивация достижений в обучении будет способствовать получению положительных результатов.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – воз­можность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поис­ковой деятельности. Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с труд­ностью, которую они не могут разрешить при помощи имеюще­гося у них запаса знаний.

Все составляющие элементы структуры учебной деятель­ности и все её компоненты требуют особой организации, специ­ального формирования. Всё это задачи комплексные, требующие для своего решения соответствующих знаний и немалого опыта и постоянного каждодневного творчества. Важным элементом для анализа мотивационной сферы уче­ния школьников является отношение к нему самого школьника.

Мотивация достижения успеха способствует развитию в человеке стремления преодолевать преграды и сопротивляться трудностям. Это именно то, что делает индивида личностью. Таким образом, мотивация достижения успеха всегда положительная и в большей степени способствует развитию личности, в отличие от мотива избегания неудач.

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Наиболее актуален этот вопрос в последние годы, так как уровень развития учащихся в классе различен.

Цель нашей работы в начальных классах сформировать мотивацию к учению, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения.

Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Необходимо формировать мотивацию к учению.

Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Следует помнить, что большое значение имеет формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся я использую :

•дидактические игры и упражнения на уроках;

•личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

•внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель);

•творческие работы учащихся по предметам и текущим темам;

•проведение предметных олимпиад;

•использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.).

Очень эффективно введение новых знаний начинать с создания учебно-проблемных ситуаций, не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, окажется мощным толчком к началу интенсивного мышления.

Проблемное обучение способствует поддержанию глубокого интереса к содержанию учебного материала, к приемам познавательных действий.

Выявление уровня сформированности знаний в игровой форме гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.

•интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

•использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т. п.) в обучающем процессе.

Одной из самых распространенных и удачных на мой взгляд форм ИКТ является использование мультимедийной презентации. В презентации, использую дидактические игры, кроссворды, ребусы с опорой на слайды со звуковым сопровождением. Презентация даёт возможность сделать уроки более эффективными, а также позволяет активизировать внимание учащихся, способствует вовлечению их в учебный процесс,повышает интерес к изучаемому материалу. При этом повышается качество образования, развивается творческий и интеллектуальный потенциал.

Методы :

• словесные (Яркий, образный рассказ или беседа невольно приковывает внимание учеников)

• наглядные и практические методы

• репродуктивные и поисковые методы

• методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Мотивирование деятельности обучающихся на уроке можно осуществлять различными методами : эмоциональными, познавательными, волевыми, социальными.

И всё-таки, с чего же лучше начинать?

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха – оценка со стороны значимого взрослого.

Следует помнить пять уровней учебной мотивации :

1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования.)

2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, но учебный процесс их мало привлекает.)

4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)

5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. ( Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.)

Преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности :

Мотивы – Мотивационный этап урока- Учебные задачи и действия – Организационный этап урока- Контроль и оценка – Итоговый этап урока

Следует помнить, что ни слишком лёгкий, ни слишком тяжёлый материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Ситуация — это то, что способен организовать учитель.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап Педагогическая задача Дифференциация

учащихся Дельность учителя

1. Мотивационно-целевой Сформировать

мотив достиже-

на успешное вы-полнение задания

Учащиеся, имевшие в прошлом неуспех в выполнении аналогичного задания Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание вы-полнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с

рода Предвосхитить положительную

эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно вы-полнившие задания подобного рода Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

2. Организационный Обеспечить условия успеш-ной

деятельности, заинтересовать познавательным процессом Учащиеся, требующие организационного контроля Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы Эмоциональное ободрение и интеллектуальная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

3. Итоговый Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить ре-зультат в мотив для новой по-знавательной деятельности Резуль-тат, адек-ватный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Необходимо возвращение к мотивационно -целевому этапу, повтор всей цепи с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую успешную работу

Резуль-тат, не аде-кват-ный усили-ям Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности

Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д., то их ответ будет успешным. Для этого на каждом уроке я проговариваю, что и как следует подготовить дома.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является игра. При включении ребенка в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

На доске записана тема урока. (Литр, Рубль, Метр)

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно…

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

"А напоследок я скажу".

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

1. Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя?

2. Что не оправдалось и почему?

3. Мои и наши перспективы?

-Если я найду волшебную палочку, я попрошу ее помочь (кому)

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу…

Мотивационная сфера :

• отсроченная загадка (или задание);

Приём “Фантастическая добавка”. Учащемуся предлагается представить себя каким-нибудь сказочным героем или предметом, и попытаться пересказать историю.

Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Приём “Удивляй”. Существует самая маленькая птичка…. Как вы думаете она меньше какой птицы?

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём “Отсроченная отгадка”. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с живым Киви.

При знакомстве с текстом или рассказом использую приём “Прогнозирование”. Послушайте названия текста или рассказа, как вы думаете о ком или о чём пойдёт речь.

Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать “Да-нетку”. Я задумала загадку или я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.

Использую формы организации нестандартного начала урока:

o Мешок настроений.

o Мимические упражнения

o Рифмованное начало урока.

o Психологическая установка на урок.

o Интегрированная разминка.

• Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.

• Я радуюсь этому.

• Внимание моё растёт.

• Я как разведчик всё замечу.

• Память моя крепка.

• Голова мыслит ясно.

• Я готов (ва) к работе.

Или «Я умею думать, я умею слушать….

1. Какая гласная стоит всегда под ударением?

2. Преврати мел- в мелкое место, получится слово?___

3. Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.

4. Найди лишнее слово в каждой строке

пара, парный, паровой;

носильщик, носатый, поднос; лето, лететь, летний.

В завершения урока бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. Все мы знаем, что причины мотивации, которые заставляют младших учащихся лучше учиться -хорошая отметка на уроке.

Использование современных подходов к формированию мотивации учащихся к учебной деятельности при обучении способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника, но они должны быть систематическими и для них нужно побольше свободного времени.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, являе тся создание

условий для форм ирования п оложительной у чебной мотив ации и дальнейшее

Социальный заказ общества школе состоит сегодня в том, чт обы

повысить качеств о обу чения и воспита ния. Акту альность обу словлена

следующим: мотивация выполняет важные функции в обучении, побуждает

поведение, направляет и организу ет его, придаёт ему личностный см ысл и

значимость. А ктуальность заключается ещё и в то м, что орган изация

учебной деятельности, сопровождаясь развитием познават ельного интереса,

помогает формир ованию таких качеств личности, как пытливость,

активность, творчес тво, что обеспечивает развитие личности. Она создаёт

широкие возмож ности для са мореал изации учащихся с различным уровнем

двигать. Мотиваци я – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный

школьник эне ргичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых

трудностей достигает успехов, он настойчив и сос редоточен н а выполнени и

задачи, достигает интеллекту альных, с портивных и творческих у спехов.

Учебная мотиваци я — это процесс, который запускает, направляет и

поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятель ности.

Это сло жная, комплекс ная система, образуемая мо тивами, целями,

реакциями на неудачу , настойчивостью и у становками у ченика.

Проблема низкой м отивации к у чению у под авляющего большинства

Все п едагог и стрем ятся к тому, чтобы их учен ики хорошо учились, с

интересом и желани ем занимались на уроках и дома. В этом заин тересова ны

и родители у чащихся. Но, по дчас, и учителям, и родителям в отн ошении

этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы

потребност и в знаниях, нет интереса к учению. Повышение уровня учебной

мотивации — это п роцесс длитель ный, кропотливый и целенаправле нный.

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание

изучать то, что кажется хо рошо знак омым и ли нао борот бесполезным в

Ус тойчивый интерес к у чебной деятельности у младш их школьников

формируется через пр оведение уроков - путешествий, уроков - игр, урок ов -

викторин, у роков - исслед ований, уроков - встреч, сюжетны х у роков, у роков

защиты творческих заданий, через привлечен ие сказочных пе рсонажей,

игровую деятельность, внеклассну ю работу и использование различны х

приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока

разнообразны х форм и приёмов форм ирования мот ивации у крепляет желани е

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблем а

учеников. Неу спевающие в учебе дети, не всегда похожи дру г на друга.

• Кто - то постоянно сидит, н аклонивш ись за партой, надеясь, что его не

• Кто - то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет

• Кому - то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает

приступы тошн оты, кто - то теряет с ознание от ст раха.

• Кто - то опаздывает на уроки, кто - то не п риходит на занятия вообще,

прогуливаю т у роки, наход ит себ е друзей вн е школ ы и нередко

• В наш е вр емя гормональные изменения у учащихся происходят у же

Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все

эти ученики страдают от одной и той же проблемы — плохой успеваемости в

школе, которая в свою очередь, является результатом низкой учебно й

Любые действия че ловек начинает и продолжает благодаря мотивац ии.

Когда у подростк а она сильная, гов орят, что он настойч ив и добивается своих

целей. У учеников, которым не х ватает мотивации - нет целей, которые бы

заставляли их хорошо учиться, поэтому они не испол ьзуют весь свой

Но у же в начальн ой школе учебная мотива ция являет ся достато чно

большой проблемой — дети отвлекаются, шумят, не слушают учителя, не

выполняют домашние зада ния. Для того, что бы ре бенок учился, у него

Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная

педагогическая работа, и особое вни мание до лжно быть уделено

формированию у ребенка чувства гордости за то, что он школьник,

переживанию не посре дственной эмоц иональной привлекател ьности школы.

Необходим о р азви вать у реб енка умение учиться, познавательные

интересы и стрем ление овладеть школьными навыками не хуже, чем

Важнейшая задача в нашей работе – это создание условий для

успешного учения школьников. Процесс обучения нужно построить так,

чтобы в осн ове была акт ивная деятельность учащихся, совместная

Мы, учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может

длительное время ра ботать на отрица тельной мотивации, на страхе перед

низкой оценкой. Формирован ие мотивации – это, прежде всего, создание

условий для появле ния вну тренних побу ждений к у чению.

Взрослые люди прекрасно знают, для чего следует учиться – чтобы

получить образование, окончить и нститу т, стать успешным, образованным,

уважаемым челове ком и др. Н о эти причин ы не очевидн ы для детей.

Мы часто сталкиваемся с исполь зованием родителями таких

• материальное поощрение и использова ние прести жных ценносте й,

• жесткие наказания, принижающая кр итика и игнори рование

• н еоправданно заниженные оценки и лишение материальных и иных

Более сложными оказываются случаи, когда у ребенка яр ко выражен о

отрицательное о тношение к школе и нежелание учиться, тогда он акт ивно

Учащиеся начальной школы могут учиться достаточно успешно,

ориентиру ясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих

К любимым предметам они чаще относят те, которые содержат

элементы игры, развлечения: рисование, фи зкульту ра, техно логия. В этом

возрасте у большинства детей пре обладает стре мление доставить

удовольствие взрослому , значимому человеку, порадовать его своими

успехами, а также нежелание огорчать его. Нужно помнить , что смысл слова

"учиться" в понима нии первоклассника может, помимо при обретения знани й,

включать желан ие общаться и иг рать с одн оклассниками.

Работая в школе более 2 0 лет, я не з абываю о т ом, что школьники

младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать

тайны. О ни ст ремятся к приключения м. Однотипная и длительная работа

быстро их утомл яет. Если необходи мо проделать б ольшое количество

однообразных упражнени й, я включ аю их в игровую оболочку, в которой эти

Поэтому, я организ ую процесс обучения с учетом потребностей,

физиологическ их и возрастн ых особен ностей дет ей:

• согласование те мпа у рока со скоростью ра боты все х детей

• (возможность у спешной раб оты медленне е реагиру ющих детей).

Скажи мне - и я з абуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я

пойму. - Эта китайская пословица должна стать девиз ом для у чителя на

Какие же условия способствуют развит ию познавательного инте реса

1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в п роцесс

самостоятельно го поиска и “ открытия” новых з наний.

4. Понимание ребенком нужности, важности, целесообраз ности и зучени я

5. Чем больше новый материал связан с у своенными ранее зн аниями, тем

6. Обучение должно быть тр удным, но посильным – р азноу ровневые

7. Чем чаще прове ряется и оценивается работа школьника, тем

9. Чем младше ре бёнок, тем больше м атер иал должен п одавать ся в

10. В обучении д олжны соз даваться возм ожности для тв орчеств а.

11. Создание на у роке ситу ации успех а для у чащихся.

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с

повышенной мотивацией, к ко торой в последнее время обращено о собое

внимание у нас в стр ане, в условиях модерн изации современной российской

Читайте также: