Доклад на тему международное сотрудничество нашей страны в области противодействия терроризму

Обновлено: 02.07.2024

Трунцевский Ю.В., доктор юридических наук, профессор.

Сотрудничество государств в борьбе терроризмом - это совокупность принципов и норм, регулирующих деятельность государственных органов в международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом.

В ст. 4 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" закреплено, что Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями. Руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, Российская Федерация преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Международно-правовую основу сотрудничества России в области противодействия терроризму составляют: а) соглашения между государствами: универсальные конвенции, региональные соглашения, двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам; б) документы международных организаций.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757) международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

К межгосударственным договорам в области противодействия терроризму можно отнести следующие акты: многосторонние (Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.); Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS N 90 (Страсбург, от 27 января 1977 г.); Протокол, вносящий изменения в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма, ETS N 190 (Страсбург, 15 мая 2003 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Принята Резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи от 15 декабря 1997 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.); Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г. (Монреаль, 24 февраля 1988 г.); Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.)); двусторонние (Договор между Российской Федерацией и Республикой Индия о взаимной правовой помощи по уголовным делам (Дели, 21 декабря 1998 г.) и другие).

Большое значение для борьбы с терроризмом на международном уровне из перечисленных актов играет Протокол, вносящий изменения в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма ETS N 190. Изменения, вносимые Протоколом в Конвенцию, направлены на укрепление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом, прежде всего на Европейском континенте, и соответствуют интересам России.

Данный документ был разработан при активном участии России. Он призван модернизировать во многом устаревшую Европейскую конвенцию о пресечении терроризма 1977 г. Протокол значительно расширяет содержащийся в Европейской конвенции о пресечении терроризма список преступлений, которые не могут рассматриваться как политические и в отношении которых, следовательно, не может применяться "политическая оговорка" в качестве основания для отказа в выдаче преступников. В список добавлены преступления, составы которых установлены универсальными антитеррористическими конвенциями, принятыми после вступления в силу Конвенции, например Международной конвенцией о борьбе с бомбовым терроризмом или Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма.

Протокол во многом совершенствует процедуру разрешения споров между государствами - участниками Конвенции относительно ее применения и толкования, устанавливает порядок внесения в нее поправок. Протокол предусматривает новый эффективный механизм мониторинга применения положений Конвенции, в том числе связанных с отказом в выдаче.

Поскольку Протокол содержит иные правила, чем предусмотренные российским законодательством (в частности, Протоколом устанавливаются новые правила в области выдачи), а также поскольку его предметом являются в том числе основные права и свободы человека, в соответствии с пп. "а" и "б" п. 1 ст. 15 Закона РФ от 15 июля 1995 г. "О международных договорах РФ" он подлежит ратификации.

Так, в Федеральном законе N 127-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма", подписанном Президентом РФ 25 июля 2006 г., Российская Федерация сделала заявление о том, что положения ст. 4 Протокола должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Протокола, без ущерба для эффективности международного сотрудничества по вопросам выдачи. Кроме того, Закон содержит положение о том, что Президент РФ имеет право принимать решения о возражении против поправок, направленных на обновление предусмотренного ст. 1 Конвенции перечня договоров. Это вызвано содержащимися в ст. 9 Протокола положениями о достаточно сжатых сроках уведомления о возражении против вступления в силу таких поправок (один год с даты, когда поправка была препровождена Генеральным секретарем Совета Европы договаривающимся государствам). То есть в Законе предлагается упрощенная схема, которая позволит избежать сложной и долгой процедуры прохождения возможных возражений через Госдуму.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля 2005 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Так, в мае 2006 г. генпрокуроры стран СНГ подписали Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Документ был принят по итогам состоявшегося в Минске очередного заседания Координационного совета генпрокуроров государств Содружества.

К международным организациям в области противодействия терроризму относятся: Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию и ее Конгресс; международные и специальные организации по борьбе с отдельными видами преступлений (Международная ассоциация уголовного права, Интерпол, Европол); неправительственные международные организации.

В качестве примера документа международной организации по вопросам противодействия терроризму можно рассмотреть Постановление Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 16 июня 2003 г. N 4-20 (г. Санкт-Петербург) "О рекомендациях Межпарламентской Ассамблеи по совершенствованию законодательства государств - членов ЕВРАЗЭС в сфере борьбы с терроризмом".

Взаимная правовая помощь по уголовным делам в области противодействия терроризму на основе международного договора включает следующее:

  1. сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования лиц, исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкций прокурора, осуществляются генеральными прокурорами (прокурорами) сторон;
  2. пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности;
  3. выполнение отдельных процессуальных действий;
  4. признание и исполнение решений иностранных государств по уголовным делам;
  5. осуществление надзорных функций, связанных с расследованием преступлений;
  6. содействие в розыске преступников, пропавших без вести, а также этапировании арестованных и осужденных;
  7. борьба с правонарушениями в области экономики и внешнеэкономической деятельности;
  8. обмен информацией о преступниках и лицах, причастных к преступлениям;
  9. сотрудничество по иным вопросам правовой деятельности (сотрудничество органов юстиции (судов, нотариата, прокуратуры) правовой защиты юридических лиц, процессуальных прав иностранцев и т.д.), например предоставление информации о действующем праве и судебной практике;
  10. оказание материально-технической помощи.

Юридическим основанием для оказания правовой помощи являются поручения об оказании правовой помощи или об осуществлении уголовного преследования. Их форма и содержание подробно регламентируются процессуальными нормами таких договоров.

Правовая помощь оказывается на основании запроса (поручения, ходатайства, просьбы об оказании правовой помощи), в котором указываются все реквизиты:

а) наименование запрашиваемого учреждения;

б) наименование запрашивающего учреждения;

в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

г) имена и фамилии сторон, свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, а также место и дата рождения и, по возможности, фамилии и имена родителей; для юридических лиц - их наименование и местонахождение;

д) содержание поручения, а также другие сведения, необходимые для его исполнения;

е) описание и квалификация совершенного деяния и данные о размере ущерба, если он был причинен в результате деяния.

Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения. Обычно оно составляется на государственном языке запрашивающей стороны.

При исполнении ходатайства применяется законодательство запрашиваемого государства. Однако при этом могут применяться процессуальные нормы запрашивающего государства, если они не противоречат законам запрашиваемой стороны.

Если запрашиваемое учреждение не компетентно исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение.

По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему (заинтересованным сторонам) о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы оно могло присутствовать при исполнении поручения в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны.

После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению. В случае если правовая помощь не могла быть оказана, оно одновременно уведомляет об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения, и возвращает документы запрашивающему учреждению.

Государства самостоятельно несут расходы, возникающие при оказании правовой помощи на их территории.

Форма сотрудничества в области противодействия терроризму и ее уровень зависят от масштаба и международной распространенности акта терроризма, а также наличия соглашений (договоров).

В отношении лиц, совершивших акт терроризма либо являющихся участниками террористической организации, существует принцип универсальной юрисдикции, который означает предание суду преступника вне зависимости от места совершения им преступления (признак территориального принципа) и его гражданства (признак принципа гражданства).

Данное положение нашло отражение и в российском уголовном праве.

Согласно ч. 3 ст. 12 "Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации" УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Универсальный принцип действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, может конкурировать с институтом выдачи преступников (экстрадицией), под которым понимается передача лиц, совершивших преступление, государству, на территории которого они совершили преступление.

Институт экстрадиции является комплексным и регламентируется на основе внутреннего уголовного и международного права. Например, в соответствии с международно-правовыми нормами выдача не допускается, если лицо, выдача которого требуется, является гражданином того государства, к кому обращено требование, поэтому в ст. 61 Конституции Российской Федерации и установлено правило невыдачи российских граждан другому государству. В связи с этим и в ч. 1 ст. 13 Уголовного кодекса зафиксировано правило невыдачи граждан Российской Федерации, совершивших преступления на территории иностранного государства, этому государству: граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Преследование на территории России лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, осуществляется также на основе Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г.) (СЗ РФ. 1995. N 33, ст. 3349), согласно которому основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации (п. 6 ст. 7; п. 3 ст. 14).

Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г., 9 января, 3 марта, 3 июня 2006 г.). Регулированию данных вопросов в УПК РФ посвящена специальная часть "Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства".

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Всплеск преступлений экстремистской направленности во всем мире поставил перед мировым сообществом важнейшие проблемы по обеспечению противодействия этому явлению. Эта деятельность направлена на обеспечение безопасности и стабильности не только для Российской Федерации, но и для зарубежных государств и мирового сообщества в целом. Признание особой опасности угроз экстремизма и определение противодействия экстремизму в качестве одного из ведущих направлений государственной правоохранительной деятельности уже неоднократно признавалось на самом высшем уровне.

Так, Пан Ги Мун – Генеральный Секретарь ООН, выступая на международной конференции, высказал мнение о том, что мировой финансово-экономический кризис подвергает общество опасности распространения расизма, ксенофобии, вследствие которых всему мировому сообществу необходимо бороться с угрозами эскалации нетерпимости, а так же антисемитизма и исламофобии, проявлениями ненависти и не толерантности, используя новейшие информационные технологии[[1]].

В Стратегии национальной безопасности РФ, прописанной до 2020г. говорится о том, что национальные интересы страны будут находится под влиянием все более развивающихся националистических настроений, проявлений ксенофобии, сепаратизма, национального экстремизма (даже под лозунгами религиозного радикализма)[[2]]. В Стратегии особо отмечается, что экстремистская деятельность националистически, религиозно и этнически направленных групп и структур, имеющих своей целью подрыв внутриполитической и социальной обстановки, единства и территориальной целостности страны будет являться основным источником угрозы национальной безопасности российского государства. Данный документ указывает и на первостепенные цели, способствующие укреплению национальной безопасности, среди них выделяются – защита конституционного строя РФ, сохранение политической и социальной стабильности в государстве, достигаемые с помощью совершенствования правоохранительных мер, включающих выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие актов терроризма, экстремистских и других преступных посягательств.

Касаясь международного сотрудничества по вопросам борьбы с экстремизмом, считаем необходимым отметить следующие базовые нормативно правовые акты, затрагивающие основные положения противодействия экстремизму: таковой является, во-первых Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года[[4]], ратифицированная РФ 04.11.1995 г, рекомендованная для всех стран - членов ООН (Россия, США, Япония, Франция, Германия и другие), в ряде статей которой непосредственно рассматривается данная проблематика (ст. 1-5, 7, 9, 10, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 28). Еще одним, достаточно важным и значимым документом в данной сфере является Международный пакт о гражданских и политических правах[[5]], который устанавливает положение, провозглашающее равенство всех граждан вне зависимости от их расовой, национальной или религиозной принадлежности.

ООН этот термин использует, но не дает его определения, указывая лишь непосредственную связь терроризма с экстремизмом, без определения его характера и границ.

Абсолютно любая форма проявления экстремизма представляет собой опасность, как для международного сообщества, так и для мировой безопасности в целом. В связи с этим и признается необходимость усиления международного сотрудничества по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом.

В международно-правовых документах, подготовленных под эгидой ООН, являющихся в большинстве своем декларативными, не только не содержится перечня экстремистских деяний (за исключением терроризма), дефиниций экстремизма и его признаков, но и механизмов взаимодействия между странами по борьбе с данным явлением и различными формами его проявления.

Проанализировав указанные нормативно правовые акты и доктринальные представления, делаем вывод о том, что каждый автор вкладывает в данные категории свой смысл. В связи с этим, считаем необходимым выработать единый понятийный аппарат указанных дефиниций в законодательстве Совета Европы и актах международного законодательства.

Интересным в изучении данной тематики для нас явилось содержание документов по противодействию экстремистским проявлениям, подготовленных Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Так 15 июня 2001 года ШОС была принята Шанхайская конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом[[9]] (РФ является участником данной Конвенции). Страны, подписавшие данную Конвенцию и ратифицировавшие, сотрудничают друг с другом в сфере борьбы с экстремизмом, учитывая при этом особенности национального законодательства стран участниц. В виду этого 5 июля 2005 года была принята и действует Концепция сотрудничества стран участниц ШОС[[10] ]по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом, закрепляющая основные цели и принципы противодействия данным явлениям.

Российская Федерация является участником еще одного международного объединения – Содружество Независимых Государств (СНГ).

Итак, основными направлениями международного сотрудничества на сегодняшний день по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом прежде всего являются унификация и гармонизация методов, способов, средств и механизмов борьбы с данными явлениями, основанными на международных принципах, как внутри государства, так и на международном уровне. Ввиду того, что это происходит не во всех странах. Так, например, в США меры борьбы с экстремизмом и его проявлениями носит индивидуалистский характер, (в связи с нормами национального законодательства) реализуя эти меры в рамках лишь национальной системы безопасности.

Подобное эгоцентричное решение проблем в сфере экстремизма и терроризма, по нашему мнению, недопустимо, так как в современных условиях глобализации может сопровождаться трагическими последствиями общемирового масштаба.

Угроза мировому сообществу со стороны международного терроризма не снижается, несмотря на усилия международной антитеррористической коалиции при активной роли Российской Федерации.

Деятельность международных террористических организаций становится все более изощренной и агрессивной, нацеленной на увеличение количества жертв и нанесение максимального ущерба. Террористы практикуют рассредоточение сил и средств, кооперируются с транснациональными организованными преступными группировками, стремятся получить доступ к оружию массового уничтожения, используют в своих целях последние достижения в области высоких технологий, ведут активную идеологическую и пропагандистскую работу, вербовку и подготовку новых сторонников, используют радикальные настроения, питаемые международными и внутренними конфликтами, политическими кризисами, межэтническими и межконфессиональными противоречиями.

Необходимыми условиями успешного противодействия глобальной террористической угрозе такого уровня и характера являются сплочение всех антитеррористических сил, включая взаимодействие государств в международном масштабе, и координация усилий федеральных органов исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы противодействия терроризму.

Так, Национальный антитеррористический комитет вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации предложения по совершенствованию государственной политики и приоритетных направлений в области противодействия терроризму, в том числе по вопросам организации международного антитеррористического сотрудничества, а также координирует деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области противодействия терроризму.

Основными направлениями взаимодействия Национального антитеррористического комитета с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти являются выработка предложений по формированию и совершенствованию государственной политики в области противодействия терроризму, в том числе с учетом изучения зарубежного опыта борьбы с терроризмом, а также получение и анализ информации об устремлениях и планах террористических организаций, формах и методах финансовой, материальной и иной подпитки этих организаций из-за рубежа, их связях с международными террористическими организациями и спецслужбами иностранных государств.

Национальный антитеррористический комитет участвует в выработке предложений по укреплению и совершенствованию международного антитеррористического сотрудничества, обеспечению активного участия в нем Российской Федерации и своевременно информирует на уровне руководства уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о планируемых и проведенных активных оперативных и информационно-пропагандистских мероприятиях в области противодействия терроризму.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму

Цель терроризма- внушать страх людям.

Национальные интересы государств мира отражены в международных документах:
Уставе ООН,
Заключительном акте Совещания в Хельсинки,
Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Европейский союз (ЕС)

Организация Объединенных Нации (ООН), входит в Совет Безопасности ООН

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 304 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.11.2021 1585
  • PPTX 8.3 мбайт
  • 263 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Журавлёва Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: