Доклад на тему материя и идеальное как субстанциональные основы бытия

Обновлено: 05.07.2024

7. Материя как субстанция: субстанциональное, т.е. сущностное основание материального единства мира.

Рассматривая представления о материи материалистов Нового времени, следует отдельно сказать об одной важной особенности понимания субстанции Спинозой. В целом его концепция о субстанции как природе не вышла за пределы метафизического, механистического материализма. Вместе с тем спинозовское понимание субстанции по способу осмысления сущности последней принципиально отличается от представлений о материи других домарксовских материалистов.

(4) . И.Н. Смирнов, В.Ф. Титов. Философия.

то, что в себе самом содержит собственную причину и для себя самого является следствием. В этом и заключена ее сущностная определенность.

В философии Спинозы впервые была предпринята весьма плодотворная попытка теоретического понимания материи как субстанции. Его определение субстанции можно рассматривать в качестве философского положения, по своему характеру и научному статусу (но не по содержимому) родственного диалектико-материалистическому пониманию материи. [5]

(5) Кучевский В. Б. Анализ категории “материя”.

Выражая собой в области философской теории переход сущности в существование, категория субстанции может быть адекватно своему содержанию проанализирована посредством целого ряда абстракций, среди которых особое место занимают понятия общего и единичного и бытия и небытия, о чем свидетельствует и философская традиция.

Материя как причина самой себя предстаёт подлинно абсолютной, т. е. ни от чего не зависимой реальностью. Поскольку все конкретно взятое бытие, бесконечное в своих многообразных формах, не имеет в самом себе оснований для собственного существования, постольку оно выступает преходящим состоянием субстанции, тем, что порождается последней и поэтому по своей природе является модусом субстанции. Признание же того, что материя заключает в себе основание для собственного существования и существования всех налично данных реальностей, исключает возможность признания существования двух и более субстанций. Охватывая собой все сущее в форме единого, материя выступает как то, за пределы чего невозможно выйти. Определению субстанции противоречит идея о множественности субстанций. Из него следует, что при наличии двух субстанций ни одна из них не является на самом деле таковой. Несостоятельность дуализма в философии изначально коренится именно в данном логическом пункте понимания материи как субстанции.

Поскольку субстанция для самой себя выступает и как сущность, и как существование, то её самореализация происходит в двух типах определения – в атрибутах и модусах. Первые представляют собой определения её как сущности, которые поэтому обладают характером всеобщности и необходимости. Вторые представляют собой определения её как существования, связанного с единичным и случайным проявлением её всеобщей сущности.

Объективная логика развёртывания атрибутов субстанции в процессе её самореализации должна быть положена в основу построения целостной системы категорий философии. При этом надо учитывать, что на уровне философской теории эта логика непосредственно отражается в содержании и строе соответствующих философских принципов. Поэтому для того, чтобы иметь необходимую ясность по вопросу о структурных связях философских категорий, надо прежде всего разобраться в исходных принципах философии и их соотношении.

Определение понятия "бытие" в метафизически-идеалистическом, материалистическом и энергетическом мышлении. Обозначение объективной реальности в аспекте внутреннего единства в категории "субстанция". Свойства, законы существования и развития материи.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.04.2015
Размер файла 24,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В схоластике за essentia закрепится значение возможности (синоним потенциальности), в противовес existentia как действительности (синоним актуальности). В средние века вопрос о субстанции решается прежде всего в споре о субстанциональных формах (номинализм, реализм).

В Новое время понятие субстанции трактуется и распространяется достаточно широко. Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Фрэнсис Бэкон, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa sui). Основными качествами (атрибутами) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение. По аналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта, а у второго -- аналогичные атомам простые сущности, которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления A(фр. appetition) и множественности. Благодаря Лейбницу субстанция начинает ассоциироваться с материей.

В эпоху романтизма и интереса к живым национальным языкам слово субстанция либо изгоняется из языка философии, либо сливается с понятием сущности. материя бытие субстанция мышление

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

Универсальными свойствами материи являются:

· несотворимость и неуничтожимость

· вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

· материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

· детерминированность всех явлений

· причинность -- зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

· отражение -- проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы -- абстрактного мышления

Универсальные законы существования и развития материи:

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон перехода количественных изменений в качественные

· Закон отрицания отрицания

Природа - философская категория, обозначающая всё сущее (без человеческого общества), объективно существующие вокруг нас, включая ту часть этносферы в которой ещё отсутствует социальная организация (часть аборигенов Австралии и Полинезии, индейские племена, живущие в джунглях Амазонки и т.п., т.е. та часть этносферы, в которой человек ещё не выделился из природы и является её составной частью).

Сознание не является некой субстанцией, оно есть функция определенным образом организованной материи. Однако сознание принадлежит к области как субъективной, так и объективной реальности. Сам факт существования сознания как способности высокоорганизованной материи отражать и активно воздействовать на окружающий мир, безусловно, является объективной реальностью. Наши конкретные мысли, образы, желания и настроения, конечно же, субъективны и зависят от специфических свойств нашего сознания. Но сам факт наличия у нас сознания объективен и независим от нас. Мы можем мыслить, как нам хочется, но мы не в состоянии не мыслить вообще.

Подобные документы

Исследование развития взглядов на субстанцию в истории философии. Философское понимание материи. Диалектико-материалистическое учение о субстанции. Система философского материализма. Материальная и идеальная субстанция. Соотношение материи и сознания.

реферат [37,9 K], добавлен 01.12.2014

Субстанция как объективная реальность. Идея субстанции в античной философии. Рационалистические воззрения Декарта о субстанции с позиций дуализма. Гносеологическое осмысление понятия "субстанция". Философское понимание материи, система ее организации.

контрольная работа [23,1 K], добавлен 18.08.2009

Исследование основных принципов бытия, его структуры и закономерностей. Бытие социальное и идеальное. Материя как объективная реальность. Анализ современных представлений о свойствах материи. Классификация форм движения материи. Уровни живой природы.

презентация [1,8 M], добавлен 16.09.2015

Сущность понятия "бытие". Бытие человека в мире вещей. Пространство и время как форма бытия материи. Основной признак материи. Специфика человеческого бытия, философское пространство. Взаимосвязь человека и общества. Общественное бытие и сознание.

реферат [26,4 K], добавлен 24.03.2010

Бытие как универсальная категория единства Мира. Проблема бытия в истории философской мысли. Материя как фундаментальная категория философии. Основные свойства материи. Методологические принципы при разработке классификации форм движения материи.

Вполне понятно, что все окружающие нас предметы обладают определёнными размерами (ширина-высота-длина — параметры их протяжённости в пространстве), они перемещаются (изменение, движение) относительно друг друга или вместе с планетой Земля — по отношению к другим космическим телам: звёздам, планетам, созвездиям, галактикам. Точно также все предметы изменяются (перемещаются, движутся) во времени: они возникают в процессе взаимодействия материальных образований, развиваются и переходят из одних форм в другие.

Поэтому пространство и время являются всеобщими формами бытия — атрибутами — материальных систем. Не может существовать предмета, который находился бы вне пространства и времени, как нет пространства и времени существующих сами по себе, вне постоянно движущейся (изменяющейся) материи.

В истории философии сложились две концепции относительно понимания пространства и времени, которые можно обозначить как концепции Демокрита-Ньютона (субстанциональная) и Аристотеля-Лейбница (реляционная). Суть их заключается в выяснении вопроса: в каком отношении находятся пространство и время к материи.

Реляционная концепция (лат. — относительный). Она зародилась в русле диалектической традиции — Аристотель, Лейбниц, Гегель; была сформулирована в диалектическом материализме и окончательно подтверждена теорией относительности Эйнштейна, который вскрыл непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. Фундаментальный вывод, следующий из теории относительности, гласил: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитацией. Сам Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути своей теории, говорил, что раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время.

Развил статистическую теорию броуновского движения, заложив основы теории флуктуации, создал квантовую статистику Бозе-Эйнштейна. Нобелевский лауреат 1921 г. за труды по теоретической физике. Парадокс: в 1907 г. Эйнштейн участвовал в конкурсе по кафедре теоретической физики Венского университета на должность приват-доцента, представив в качестве конкурсной работы опубликованную им статью, по новым на тот момент научным взглядам в области квантовых явлений: факультет признал работу неудовлетворительной, а 14 лет спустя за эти исследования Нобелевский комитет присудили ему свою премию. Преследуемый нацистами за идейную борьбу против фашизма, Эйнштейн в 1933 г. эмигрировал в США, где работал над проблемами космологии и единой теории поля. В 1940 г. участвовал в написании коллективного письма учёных-физиков президенту США Ф. Рузвельту об опасности для планеты, создаваемого в Германии ядерного оружия, которое стимулировало и американские ядерные испытания. Иностранный член-корреспондент РАН (1922 г.), иностранный почётный член АН СССР (1926 г.). Один из инициаторов создания государства Израиль.

Особенность представлений о материи в качестве субстанциональной основы мира

Материальное и идеальное: основные формы их существования

Какие бы формы бытия мы ни рассматривали, все они имеют свою конечную основу в материи. Можно сказать, что в единстве с материей существует и определяется ею духовная реальность — идеальное.

Этимологически материя переводится как вещество от латинского materia. Уже в древности существовал характерный взгляд на материальный мир и его многообразие как на результат взаимодействия четырех или пяти элементов. Некоторые мыслители считали, что материя имеет материальную основу, включая воду, воздух, огонь и т.д. Эта материальная основа, изменяя свои определенные параметры, принимает форму и свойства всех остальных элементов. Например, по Фалесу, вода при конденсации становится грязью, землей, камнем, при разбавлении — паром, воздухом и т.д. Правда, некоторые мыслители считали, что материя по своей сути является эго такой материальной основой, которая недоступна обычному человеческому восприятию. Таким образом, апейроны, атомы не видны. Однако сам факт существования материи, как правило, не вызывает сомнений. Только определенные философские школы и течения…

С течением времени понимание мыслителями таких явлений, как материя, менялось. Сегодня в рамках онтологии можно выделить три основных подхода к пониманию материи и ее интерпретации: 1. Материалистический подход основан на представлении о том, что материя является субстанцией (основой) всех вещей и явлений в мире. Она включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела в природе, но и все вещества, которые в принципе могут быть открыты в будущем на основе усовершенствованных средств исследования. Весь окружающий нас мир представляет собой материю в движении в ее различных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. Материя вечна, несотворима и неуничтожима. Идеал стал возможен благодаря эволюции материи. Сознание присутствует только у высокоразвитых живых существ — людей.

2) Идеалистический подход основан на идее, что материя не является субстанцией и что она является либо результатом развития идеи, либо просто мыслью. Таким образом, представители объективного идеализма формально признают существование материи. Более того, они часто трактуют некоторые фрагменты реальности так же, как и представители материалистической философии. Идеалисты, с другой стороны, рассматривают материю как производное, вторичное по отношению к Идее или Творцу как истинному началу. В качестве доказательства такого подхода к обращению с материей можно привести содержание мировоззрения, сформулированного представителями религиозной философии, в котором Высшее Существо — Бог создает материальный мир актом своей воли.
Что касается представителей субъективного идеализма, то они либо ставят под сомнение существование материи, либо вообще отрицают его. В рамках своих взглядов они понимают материю и материальный мир как воображаемое, видимое, совокупное ощущение человека, который таким образом воспринимает мир более просто, более комфортно. Иногда говорят о привычке воспринимать реальность как материальный мир.

Следует отметить, что выделенные подходы были изменены и дополнены по содержанию, но все же остались. Например, материалистический подход, согласно которому считалось, что сущность состоит из мельчайших и изолированных частиц материи, которые взаимодействуют особым образом, претерпел определенные уточнения. И это несмотря на то, что я. Ньютон, основываясь на идее атомизма, ввел в физику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы механики. Атомизм стал основой для молекулярно-кинетической теории тепла. В химии он послужил для открытия закона сохранения материи.

Современные представления о материи, пространстве и времени. Общая и специальная теории относительности

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в физике возник кризис, связанный с неспособностью объяснить новые эмпирические данные в терминах законов и принципов, сформулированных в механистической парадигме (1.8,

2.1, 2.3). Кризис и последующая научная революция (1.4) способствовали замене классической физики, которая основывалась на принципах механики И. Ньютона, новой фундаментальной теорией — специальной теорией относительности А. Эйнштейна. Теория относительности возникла на границе между ньютоновской механикой и электромагнитной теорией Максвелла (2.3) в результате попытки устранить логические противоречия, существовавшие между этими двумя концепциями.

Специальная относительность распространила принципы относительности, сформулированные Г. Галилеем для механических систем (2.3), на электромагнитные взаимодействия. Серия экспериментов, проведенных физиками в конце XIX века, показала, что скорость света остается постоянной во всех системах координат, независимо от того, движется источник излучения или нет. Однако эти выводы противоречили принципу относительности Галилея.

В конце XIX века преобладало мнение, что пространство заполнено особым эфиром, в котором распространяются световые волны. В 1887 году, чтобы доказать движение Земли относительно эфира, американский физик А. Майкельсон решил измерить время прохождения светового луча в горизонтальном и вертикальном направлениях относительно Земли. Согласно гипотезе светоносного эфира, время света должно быть разным в этих направлениях. Однако результат эксперимента показал неизменность скорости света в обоих направлениях. Такой вывод противоречил классическим представлениям о том, что координаты и скорости должны преобразовываться при переходе от одной инерциальной системы координат к другой. Оказалось, что скорость света не зависит от движения Земли.

Чтобы объяснить результаты эксперимента А. Майкель-сона, X. Лоренц вывел уравнения для расчета сокращения движущихся тел и временных интервалов между событиями, происходящими в зависимости от скорости объектов. X. Лоренц предположил реальное сокращение тел и временных интервалов.

Следствием такого понимания принципа относительности стало введение в физику понятия инвариантности. Инвариантность — это неизменность физических величин или свойств объектов при переходе от одной системы отсчета к другой. Все законы природы неизменны при переходе из одной инерциальной системы координат в другую, то есть, находясь в инерциальной системе координат, невозможно определить, движется она или покоится. Специальная относительность также установила инвариантность материальных процессов и скорости света по отношению к преобразованиям X. Преобразования Лоренца. А. Эйнштейн показал, что преобразования X. Лоренца отражают не реальное сокращение тел и временных интервалов, а изменение результатов измерений в зависимости от движения системы отсчета. Тела уменьшаются, а время замедляется для внешнего наблюдателя, в то время как внутри движущейся системы все физические процессы протекают обычным образом.

Субстратные концепции материи

Представители раннего материализма придерживались субстратного понимания материи: она рассматривалась ими как субстрат, субстанция, вещество, из которого строится все сущее. Этот субстрат должен был быть вечным, несотворенным и неразрушимым. Однако их попытки рассматривать некоторые из чувственно воспринимаемых веществ (воду, землю и т.д.) как универсальную субстанцию были еще очень наивными и не обладали достаточной объяснительной силой.

В соответствии с этой моделью строится и стратегия познания, которая требует вывести все свойства и характеристики изучаемого объекта из его атомной структуры. Эта стратегия определяла развитие науки на протяжении многих веков. Особенно большое значение она приобрела в химии и физике. В девятнадцатом веке было обнаружено, что существуют природные явления, для объяснения которых она не подходит (попытки объяснить на основе атомной концепции распространение света и действие гравитации не увенчались успехом).

Вторая концепция материи, сыгравшая важную роль в развитии науки, была основана на идее эфира. Эта идея была впервые выдвинута Аристотелем. Эфир понимается как непрерывная среда, прочно заполняющая все пространство. Эфирная концепция получила широкое распространение в XVII веке благодаря работам Декарта и его последователей. Согласно Декарту, простейшим элементом материи является не атом, а эфирный вихрь. Любой объект представляет собой комбинацию и взаимодействие множества таких вихрей.

Такая модель определяет соответствующую стратегию познания: свойства вещей и процессов должны объясняться как проявления некоторых особенностей эфирного движения (так, в частности, объяснялись законы распространения света).

Третья концепция материи развивалась в XVIII-XIX веках. Он образовался в результате объединения учений об атомах и эфире. Поэтому ее можно назвать концепцией атома-эфира. В нем говорится, что материя существует как в виде атомов, так и в виде эфира, то есть состоит из двух разных субстанций. Модель объекта, вытекающая из этих представлений, определяет двойственную стратегию познания, согласно которой объяснение одних явлений (например, в химии или молекулярной физике) следует искать в атомной структуре вещества, а других (например, в оптике или электродинамике) — в состоянии эфирной среды.

Картина мира и мировозрение

Мировоззрение — это сложное явление, результат человеческой практики, человеческого познания и сознания, которое включает в себя процессы мировосприятия, миропонимания и мироощущения.

Мировоззрение включает следующие компоненты: а) взгляд человека на окружающий его мир; 6) оценка качественных и количественных параметров природы; в) осознание своего места в мире; г) отношение человека, в том числе практическое, к окружающей его действительности во всем ее многообразии.

Мировоззрение связано с упорядоченным целенаправленным отражением в сознании человека многообразия явлений, процессов и отношений бытия (более или менее), управляемых им. Наконец, мировоззрение играет решающую роль в деятельности человека, в его практическом взаимодействии с теми фрагментами мира, которые доступны ему в данный момент. Одним словом, понимание мировоззрения включает в себя выявление его содержания и типологии (рис. 4.1).

Таким образом, создавались мифы, которые различались у разных культурных и этнических сообществ по содержанию, набору мифологических существ [1].

Миф в его современном определении — это форма целостного массового переживания и интерпретации действительности с помощью сенсорных и визуальных образов, которые считаются самостоятельными явлениями реальности.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Понимание субстанции – ключевой вопрос философии. Субстанция в философии рассматривается как материя, из которой создано все во Вселенной. Она неизменна, и существует сама по себе. Она определяет себя, и не нуждается в воздействии внешней силы. Это – объективная реальность, принимающая конкретные формы и олицетворяющая ее единство.

Проблемы определения

фото 745

Четкое определение субстанции – неразрешенная проблема в философии. Найти одно определение для этого понятия невозможно. Поскольку она – единое первичное начало всего мироздания, то ее невозможно разделить на отдельные элементы. Из нее состоят все предметы, включающие материальные (физические тела) и нематериальные (душа, чувства, мысли).

Чтобы определить субстанцию, необходимо выделить общие черты предметов и прийти к атрибуту – принципу работы субстанции. Один из философских подходов предлагает рассматривать атрибуты, как иерархичную систему, каждый из элементов которой влияет на субстанцию независимо друг от друга.

История возникновения понятия

Субстанция – одно из первых определений, возникших в философии. Оно обозначает сущность – то, что лежит в основе мироздания.

  1. Античная философия: субстанцию понимают как субстрат. Он – первооснова, из которой состоят предметы материального и нематериального мира.
  2. Патристика: Бог – отдельный вид субстрата, отличающийся от других сущностей. Они были созданы Богом, поэтому обладают сходными с Ним качествами, но не могут ему уподобиться.
  3. Схоластика: под сущностью в первую очередь рассматривают возможность (потенциал). Он противопоставляется действительности (актуальности).
  4. Средние века: в эпоху Средневековья основное внимание уделяется не самой материи, а ее формам: номинализму и рационализму.
  5. Новое время: выделяется несколько отдельных взглядов. В онтологическом понимании, она воспринимается как предельное основание бытия. Также она рассматривается как центральная категория метафизики: она отождествляется с Богом и Природой. Субстанция едина или приобретает атрибут множественности.
  6. Романтизм: субстанция сливается с понятием сущности, и почти исключается из гносеологического поля деятельности.

В современной философии субстанция – универсальное определение.

Разные периоды развития философской мысли

Согласно конкретной концепции, уже в античной философии выделяли несколько классификаций первоосновы. Фалес, Гераклит и Демокрит под первоосновой понимают материю, как стихию: огонь, воду, землю и воздух, а также атомы. Пифагор и Платон в качестве субстанции называют нематериальные определения: дух, мысли. По Декарту, в основе всего лежит дуализм: мыслящая и материальная. Лейбниц и Поппер допускают плюрализм – множественность.

Аристотель, создатель научного подхода в философии, называл субстанцию основой, неотделимой от каждой вещи. Он разработал концепцию строения мира, в которой были отдельные категории, подчиняющиеся иерархии.

В упрощенном виде в концепции было три категории:

  • субстанция;
  • состояние;
  • отношение.

По Аристотелю, форма предмета определяет его сущность. Впоследствии из этой идеи развилась потребность разделить первоначало на телесное и духовное.

Фома Аквинский разделял все сущее на субстанцию и акциденцию. Под акциденцией он понимал физические признаки: вес, размер, форму. Они определяют субстанцию – внутреннюю сущность предмета.

В философии понятие субстанции рассматривали с двух точек зрения. Бэкон считал, что субстанция связана с формой конкретный вещей, она – основа бытия. Декарт трактовал ее как исключительно метафизическое явление. Отдельный вид– душа, ей наделен только человек, и он, в отличие от животных, приближен к Богу. Бог – основная субстанция (духовная), а все остальное – материальное, созданное им.

Спиноза объяснял взаимоотношение частей вещества на основе пантеистического монизма. Мышление и протяженность в его представлении являются не отдельными видами субстанции, а двумя атрибутами единой субстанции. Лейбниц продолжил его идею, но он рассматривал Бога не как часть телесного мира, а как отдельную, возвышающуюся над ним, категорию.

фото 746

Кант рассматривал субстанцию через гносеологический анализ. Он полагал, что она – нечто, способное внутренне изменятся. Философии необходимо понятие субстанции для объяснения явлений, поэтому ее нельзя удалить из научно-теоретического подхода. Западная философия относится к этому понятию в философии негативно: оно рассматривается как лишний элемент, который проник в науку как ненужный способ удвоения мира.

Материя в философии

Наблюдая за окружающим миром, философы с удивлением отмечали некоторые закономерности во всех без исключения процессах. Они обнаружили, что некоторые свойства вещей не изменяются, а процессы постоянно повторяются. Возможность вещей сохранять свою основу философы назвали первоматерией. У представителей разных школ были свои взгляды на природу, но они сходились во мнении, что все вещества состоят из неоднородной материи. Уже в V веке до н. э. появилась теория, предполагающая существование атомов.

В XIX веке теория об атомах находила все больше подтверждений. Благодаря развитию физики стало возможным наглядное доказательство существования микрочастиц. Было выяснено, что атом имеет свое собственной строение: электроны. Изучение атомов подтолкнуло философию к поиску новых путей познания структуры материи.

Мнения философов разделились. Одни считали, что к материальному можно отнести то, что осязаемо. Но некоторые явления невозможно воспринимать через органы чувств. Появилось новое определение материи, как вещества без физических свойств. Кто-то представлял ее как совокупность электронов, кто-то — как комплекс ощущений или энергию.

Неуничтожаемость – главный атрибут материи. Материя изменяется, но она не исчезает бесследно и не уменьшается. Когда она приходит в движение, энергия накапливается, и переходит в другое состояние. Любой объект существует только во взаимосвязи с другими объектами. Каждый элемент материи оказывает влияние на другие. Он имеет свои причины действия и приводит к следствию.

Разные взгляды на материю послужили разделению философов на идеалистов и материалистов. Первые полагают, что мир происходит из духовного начала, вторые опираются на материальное, как единственное проявление окружающего мира.

Структура материи

Строение материи прерывистое и неоднородное. Ее частицы имеют разную величину и структуру. В состав материи входят:

  • атомы;
  • молекулы;
  • радикалы;
  • коллоидные частицы;
  • макромолекулы;
  • комплексы.

В строении материи есть противостояние. Все ее частицы обладают волновыми свойствами. Каждое волновое поле – совокупность частиц.

Структурные уровни материи:

  • субмикроэлементарный;
  • микроэлементарный;
  • ядерный;
  • атомный;
  • молекулярный;
  • макроскопический;
  • космический;
  • органический;
  • биологический;
  • социальный;
  • метасоциальный.

Помимо материи, из которой состоят космические тела, существует диффузная материя. Она состоит из разобщенных атомов и облаков газа. Космические тела, обладающие большей плотностью, свободно перемещаются в диффузной материи.

Зарождение жизни в Космосе произошло в результате усложнения материи. Постепенно вещества, находящиеся на молекулярном уровне развития, привели к образованию простейших органических соединений. Они усложнялись, пока не перешли на биологический уровень – доклеточную форму существования белка. Из белка сформировались клетки, которые распространились по всей поверхности Земли. Одноклеточные организмы эволюционировали, преобразовывались в многоклеточных животных. Вершиной эволюции является человек – высший примат.

фото 747

Ученые допускают существование еще одного уровня развития материи – космической цивилизации. Интеллектуально, она равна человеческой или превосходит ее. Поиск возможности для контактов с внеземными цивилизациями – задача современной науки.

Читайте также: