Доклад на тему маракасы

Обновлено: 07.07.2024

Маракасы

Маракасы – ударно-шумовой инструмент, символ латиноамериканской музыки. Маракасы – это один из древнейших музыкальных ударно-шумовых инструментов, издающий характерный шуршащий звук при потряхивании. Родиной маракас считается Куба. Именно здесь растут деревья игуера, из плодов которого и делается этот инструмент. В кожуре высверливаются два маленьких отверстия, через которые удаляется вся мякоть и внутрь фрукта засыпается мелкая галька. Причем количество гальки всегда разное, чтобы каждый маракас издавал свой собственный особенный звук. После чего к плоду крепилась ручка, за которую было удобно его держать. Маракасы раскрашивались в яркие цвета или на нем вырезали рисунки.

Сначала маракасы использовались североамериканскими и южноамериканскими индейцами во время ритуальных обрядов и танцев. Потряхивая маракасом над телом соплеменника, шаман по звуку определял, что у него болит. Со временем ритуальный оттенок ушел в прошлое, и маракасы стали незаменимым шумовым инструментом на территории всей Латинской Америки в более современных танцах: танго, румбе и т. п. В России маракасы появились лишь в XX веке, когда композитор Прокофьев С. С. использовал их в нескольких своих произведениях.

Описание игрушки

Маракасы, по внешнему виду схожи с детской погремушкой, за всю свою многовековую историю их внешний вид сильно не изменился. Они также состоят из трех частей: корпуса, наполнителя и ручки. Корпус – ярко окрашенный, в основном имеет традиционную овальную или круглую форму и изготавливается из плодов горлянкового дерева, орехов кокоса, ивовых прутьев, кожи, дерева, а также современных материалов: пластика, акрила, стекловолокна и даже металла. В качестве наполнителя используется горох, бобы, дробь, бисер, мелкие камушки и другие материалы. Ручка, изготавливаемая из дерева или пластика, обычно откручивается, чтобы у исполнителя была возможность добавлять или убирать часть наполнителя, тем самым изменять звук инструмента. Шумяще–шелестящий звук маракасов применяется как фоновое украшение в различных музыкальных композициях. Он образуется при встряхивании корпуса инструмента, внутри которого находится гранулированный наполнитель. При ударе гранул о стенки полого корпуса получается специфическое звучание маракасов. Инструменты обычно используются парами, причем звук одного маракаса немного отличается от звука другого. Исполнитель держит их в разных руках, но иногда исполняет на двух инструментах и одной рукой.

Как играть?

Многие думают, что играть на маракасах довольно просто. Однако, это не совсем так. Исполнитель должен обладать хорошим чувством ритма и уметь владеть определенными техническими приемами.

Плюсы и минусы

С помощью игры на маракасах у детей развивается музыкальный слух, чувство такта и ритма, моторика рук, воображение и эмоциональность; улучшается координация движений, а благодаря ярким рисункам – цветовосприятие. Для самых маленьких детей рекомендуется выбирать маракасы с рельефным верхним слоем, помогающим дополнительно развивать тактильные ощущения.

Новый век

В настоящее время популярность маракасов очень высока. Они являются очень востребованными инструментами. Невозможно найти ансамбль, исполняющий латиноамериканскую музыку, где бы ни применялись маракасы. Сальса, самба, ча-ча-ча, мамба, музыка сон, меренге, хоропо, босса-нова и множество других музыкальных стилей, которые без звука маракасов сложно представить.

Производство

Музыкальный инструмент маракасы

Маракасы — это один из самых древних шумовых музыкальных инструментов. Впервые он появился у индейцев, населявших Антильские острова, но сегодня пользуется популярностью во всём мире. Это некая разновидность шумелки-погремушки, которая при втряхивании издаёт шуршащий звук.


Что это такое?

Маракасы считаются настоящим символом музыки латинос. Этот инструмент выглядит как обычная погремушка. Его история насчитывает несколько веков, в течение которых их дизайн практически не поменялся.


Конструкция маракасов включает три основных блока.

  • Корпус — может иметь овальную либо округлую конфигурацию, чаще всего выполняется ярко окрашенным. Его делают из древесины, выделанной кожи, гибких прутков, тыквы, орехов горлянкового дерева и кокоса. В наши дни для создания маракасов используют более технологичные материалы: акрил, стеклонить, а также пластмассу и сталь.
  • Наполнитель — находится внутри корпуса. Это могут быть сушёные бобы, маленькие камешки, бусинки, дробинки и прочие мелкие компоненты.
  • Рукоятка — выполняется из пластика либо древесины. Чаще всего откручивается. Это важно, чтобы исполнитель смог при необходимости увеличивать количество наполнителя и, наоборот, высыпать лишнее. Таким способом можно изменять звучание мелодии.



История появления

Маракасы имеют многовековую историю. Известно, что люди использовали ударно-шумовые инструменты ещё в каменном веке. Не исключено, что среди них были древние прообразы современных маракасов и других погремушек. Доподлинно сказать, где именно был создан этот инструмент, сегодня не представляется возможным. Исследователи выдвигают две теории. Согласно одной из них, инструмент изобрели араваки, населявшие район Кубы, Багамы, Ямайку, а также Пуэрто-Рико. Согласно другой версии, родиной маракасов был Африканский континент, откуда их привезли на Кубу в период колониальных завоеваний.

Большая часть учёных склоняется к первому варианту. Существуют летописные источники, подтверждающие, что в Мексике инструмент использовался уже в XV столетии. Таким образом, он вёл параллельное существование со своим африканским аналогом.



Существует версия, что первые маракасы были сотворены природой, а вовсе не изобретены человеком. Плоды игуэро (так аборигены Кубы называли горлянковое дерево) под действием палящего солнца засыхали так сильно, что семена растения начинали отделяться от мягких тканей. На ветру они колыхались, семена бились о стенки ореха и издавали своеобразный шум. Этот звук пришёлся по душе индейцам, и они специально стали делать такие необычные погремушки, используя для этого любые круглые плоды. Для этого они просверливали в корпусе небольшое отверстие, вычищали всю мякоть, тщательно подсушивали орехи и засыпали внутрь крупные семена либо крошечную гальку. При этом объём наполнителя в различных инструментах варьировался — это обеспечивало маракасам уникальное звучание. На заключительном этапе к необычной погремушке прикрепляли рукоять, для этого использовали высохшие ветки деревьев.



Сегодня плоды игуэро для создания инструмента используют только на его родине. В других странах распространение получили кокосовые орехи, плетёные прутки и тыква. В промышленных масштабах маракасы делают из пластика.

Изначально погремушки применяли для проведения ритуалов. В наши дни они прочно вошли в перечень основных музыкальных инструментов и востребованы в самых разных стилистических направлениях. В ансамблях, исполняющих мелодии в стиле латинос, можно встретить самые разные инструменты. Однако главный певец непременно играет на паре маракасов.



Маракасы получили распространение не только в Латинской Америке, но и во всех европейских странах. Они нравятся людям всех возрастов — и малышам, и взрослым меломанам. Это как нельзя лучше свидетельствует о том, что столь простой по конструкции инструмент обладает удивительным звучанием, которое способно поднимать настроение и приносить море положительных эмоций.


Как звучат?

Звучание маракаса можно определить как шумяще-шелестящее. Его используют в качестве фоновой мелодии при исполнении всевозможных музыкальных произведений. Звук формируется в момент встряхивания, когда гранулированный наполнитель бьётся о плотные стенки полого корпуса.

На первый взгляд может показаться, что играть на мараках совсем не трудно. Но это вовсе не так. Музыканту нужно обладать исключительным ощущением ритма и в совершенстве владеть специальными приёмами — даблы, стаккато, а также свинг и рудименты. Кроме того, профессионалы выделяют разные стили игры на маракасах — карибский, кубинский, мексиканский и другие.



Назначение


Маракасам нашлось место даже в симфонических произведениях. Известно, что их мелодию вводили в свои творения столь именитые музыканты, как Сергей Прокофьев, а также Леонард Бернстейн и Эдгар Варес. Также следует обозначить важную роль маракасов в раннем эстетическом образовании и формировании музыкальной культуры детей младшего возраста.

Кстати, маракасы можно использовать не просто как фоновый инструмент, обеспечивающий специфическое мелодичное сопровождение, но и как занятную игрушку для ребёнка.


Мамы уже давно заметили, что звук, издаваемый обработанными орехами игуэро, может увлечь и успокоить даже очень активных и непоседливых детишек.

Из чего можно сделать?

Теперь, когда мы выяснили, что представляют из себя маракасы, можно провести смелый эксперимент и попытаться соорудить их самостоятельно. Приведём несколько способов создания маракасов своими руками.


Из бутылок

Для создания маракасов вам понадобится пластиковая бутылка и любые наполнители — это могут быть бусинки, горох или монетки. Изготовить такой инструмент может даже маленький ребёнок.

Для начала нужно украсить бутылку любым интересным декором. К примеру, можно раскрасить поверхность гуашью или акриловыми красками, смешанными с клеем ПВА в пропорции 1 к 1, в качестве альтернативы можно взять перманентные маркеры. После этого останется только заполнить бутылку наполнителем и плотно закрепить крышку.



В процессе изготовления обязательно экспериментируйте с количеством наполнителя. Так, уникальное звучание даёт сочетание монет и гороха с небольшими бубенчиками. Попробуйте использовать их комбинацию в разных соотношениях, чтобы добиться приятного слуху звучания. Чтобы греметь такими маракасами, надо только взять их за горлышко и потрясти — это занятие обязательно увлечёт маленького музыканта.


Из киндеров

В домашних условиях сделать маракасы можно из киндера. Для этого нужно открыть пластмассовое яйцо и насыпать внутрь рис, бисер либо крупу. После этого останется только закрепить по бокам пластиковые ложки при помощи изоленты. Клеить можно обычной ровной линией так, чтобы яйцо зрительно разделилось на две половинки, либо заклеить весь инструмент вместе с ложками.





Самое главное, чтобы импровизированные ручки держались ровно и прочно.

После этого при помощи маркеров либо красок можно украсить поверхность маракасов. Очень эффектно смотрятся погремушки, обсыпанные бисером или глиттером. Для того чтобы закрепить новый навык, позвольте малышу самостоятельно сделать ещё один маракас. Инструменты готовы — теперь вы можете смело устраивать домашний концерт.


Из кокоса

Наиболее близки к классическому инструменту маракасы, сделанные из кокоса. Техника их изготовления почти ничем не отличается от варианта с kinder-яйцами, разница заключается только в отделке.

Для работы потребуется сам кокос, а также бусины, бисер, горох, сушёная кукуруза или какой-либо иной наполнитель. Для придания инструменту эстетичного декора, необходимо приготовить:

  • ножовку;
  • наждак;
  • акриловую эмаль;
  • верёвку;
  • бисер, глиттер;
  • клей по дереву.



Для создания инструмента пошагово нужно выполнить следующие действия:

  • при помощи пилы аккуратно отделяют верхушку кокоса (в том месте, где располагаются дырочки);
  • мякоть выскабливают и обрабатывают твёрдую поверхность наждаком;
  • в орех засыпают наполнитель, в отверстия на крышке протягивают тесьму либо верёвку;
  • обе части маракаса соединяют при помощи суперклея;
  • поверхность погремушки обрабатывают наждачкой.





Вот и всё — останется только украсить инструмент любыми элементами декора.

Если вы хотите приделать к вашему маракасу ручку, то нужно прорезать в крышке небольшое отверстие. Его диаметр должен соответствовать параметрам сечения деревянной палочки. Прикрепите конструкцию на клей.


Не забудьте сделать для своего инструмента пару. Дайте поделке высохнуть и можете смело приступать к весёлым играм с танцами.

Как играть?

Для обычного человека, далёкого от мира профессиональной музыки, может показаться удивительным тот факт, что играть на маракасах довольно сложно. Со стороны кажется, что нужно просто энергично потряхивать инструмент в руках в такт музыке. Но на практике нужно знать и понимать, как именно ударяется наполнитель о стенки корпуса — без этого вы не сумеете вовремя приостановить звук.

Выделяется несколько разных музыкальных ритмов, которые предполагают специальные движения правой и левой рукой. К примеру, чтобы задать базовый ритм, необходимо дважды встряхнуть маракас вправо-вверх, вниз, а затем влево. Правильно выполненное встряхивание должно сопровождаться отдачей в области запястья, по аналогии с ударом кнутом.


Специалисты по игре на маракасах знают, что залогом мелодичного звучания инструмента будет тонкость и чувствительность исполнителя, а этому обязательно нужно учиться.

Интересные факты


И в заключение приведём несколько интересных фактов о маракасах.



О том, как сделать маракасы своими руками, смотрите в следующем видео.


Маракасы (мараки) – старинный ударный инструмент аборигенов тропических островов. Очень высокую популярность мексиканские музыкальные инструменты получили среди населения Центральной Америки.

маракас деревянный 3Д модель

Конструкция

Изначально погремушки-маракасы делались исключительно из плодов калебасового дерева, известного также как дерево игуэро. Поспевшие плоды срывают, делают в них отверстие, удаляют мякоть, насыпают измельченную гальку, после чего прикрепляется рукоять и, собственно, музыкальный инструмент готов. Примечательно, что используются только плоды малых размеров и правильной формы. Эти мексиканские музыкальные инструменты внешне весьма похожи на банальную детскую игрушку. В ходе своей старинной истории визуально маракасы не слишком претерпели изменения, зато их популярность во всем мире выросла многократно. Корпус окрашивается в яркие цвета, иногда в нем вырезается рисунок. Имеет округлую или же овальную форму. Современные инструменты делают не только из плодов горлянкового дерева, но и из кокосовых орехов, металла, пластика, сплетенных прутьев, кожи и тыквы. Наполняют мараки горохом, дробинками, бобами, семенами, мелкими камнями, бусинами. Рукоять, как правило, либо деревянная, либо пластиковая. Делают ее закручивающейся, что позволяет музыкантам самостоятельно регулировать тональность и громкость каждого инструмента, добавляя или же высыпая наполнитель. Маракас деревянный или пластмассовый - это всегда парный инструмент.

маракасы профессиональные

Использование

Португальская, бразильская, португальская, индейская, мексиканская музыка и большое разнообразие стилей (сальсу, босанову, самбо, румбу, ча-ча-ча, меренге и другие) невозможно представить без звучания маракасов. Любой музыкальный коллектив, играющий латиноамериканскую музыку, среди прочих инструментов обязательно имеет в своем арсенале мараки. Они нередко используются и в симфонических оркестрах для придания колорита отдельным произведениям. Звучание маракасов присутствует в музыке таких групп, как Monkees, Led Zeppelin и The Rolling Stones. И именно эти мексиканские музыкальные инструменты - первое, что дети используют во время своих первых шагов в музыке, применяя их на праздниках в детских дошкольных учреждениях.

маракас с вырезанным узором

История

Мара́кас [1] или мара́ка (исп. maraca ) — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.

Содержание

Традиционные мараки





Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой формы. После удаления мякоти через два просверленные в корпусе отверстия и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали ручку, после чего инструмент был готов.

Родственные инструменты Африки

Известно, что инструменты, сходные с индейскими мараками, существовали и у африканского народа йоруба. Они изготавливались из тыкв-горлянок; общее название подобных музыкальных инструментов на языке йоруба — агбе (исп. agbe ) [4] . Неудивительно поэтому, что мараки столь легко были усвоены африканскими невольниками, привезёнными на Кубу, значительная часть которых принадлежала именно к народности йоруба.

Современные мараки

Мараки получили широчайшее распространение не только по всей Латинской Америке, но и в странах Старого Света. Современные латиноамериканские ансамбли могут использовать разные инструменты, но представить себе такой оркестр без исполнителя (как правило — певца), играющего на паре марак, просто невозможно. Помимо плодов игуэро и тыквы, мараки изготавливались также из сплетённых ивовых прутьев, кокосовых орехов и даже из кожи. Современные мараки изготавливаются как традиционным способом — из плодов игуэро или тыквы-горлянки, так и из более современных материалов, в первую очередь — из пластмассы.

В современный симфонический оркестр мараки ввел Прокофьев в балете Ромео и Джульетта и кантате Александр Невский [5] .

Региональные названия

Читайте также: