Оформление результатов социологического исследования доклад

Обновлено: 19.05.2024

Одним из важнейших этапов социологического исследования является оформление полученных результатов и выработка на их основе практических рекомендаций. Опыт подсказывает, что даже при проведении добротного исследования по достаточно интересной проблеме, исследователь может получить от заказчика негативную оценку своей работы. Такое может случиться именно по причине неумения или нежелания исследователя отразить результаты своего труда в итоговых документах доступно и с высокой степенью наглядности, четко сформулировать выводы, предложить ясные и понятные практические рекомендации по решению выявленных проблем.

К числу итоговых документов относятся: отчет о результатах исследования, аналитическая записка, информационная записка, практические рекомендации, оформленные в виде отдельного приложения.

Отчет о результатах исследования. Это форма подведения итогов социологического исследования. Она содержит описание всех разделов программы исследования, изложение используемых в нем теорий, методологического и методического аппарата, описание и объяснение полученных данных, выводы и рекомендации.

Начинается отчет с введения, в котором обосновывается актуальность, указывается цель, задачи, гипотезы исследования. В первом разделе отчета дается общая характеристика исследования, раскрываются основные положения программы исследования, специально выделяется параграф, характеризующий процесс реализации программы (сбор полевой информации; реализация выборки; обработка информации; состав обследованной выборки; границы выводов). Во втором разделе дается анализ результатов исследования, который включает выводы и рекомендации. К отчету прилагаются материалы, иллюстрирующие положения всех разделов отчета.

Аналитическая записка ориентирована на освещение результатов социологического исследования, а не способов получения информации. Объем аналитической записки составляет 10 – 15 страниц (формат А4) текста. В первой части аналитической записки дают характеристику исследования: изучаемые опросы, источники информации и их характеристика, ошибка репрезентативности, принятая в исследовании. Во второй части излагают полученные результаты, которые группируются в смысловые блоки. Принято следующее построение смыслового блока: формулировка выводов, а затем комментарии к ним, которые подкрепляют цифрами, подтверждающими их обоснованность. Вполне допускается и приветствуется использование в тексте таблиц и графиков, которые обеспечивают наглядность представляемых результатов. Таблицы и графики могут быть вынесены в приложение к записке.

При представлении данных в виде таблиц необходимо уяснить ряд особенностей. Во-первых, каждая таблица должна иметь общий заголовок, отражающий структуру группировки респондентов, наименование или характеристику связи между признаками, пространственно-временные характеристики. Во-вторых, если это возможно, лучше избегать вертикальных линий для отделения секций внутри таблицы. В-третьих, между заголовками и данными внутри таблицы следует оставлять два пробела. Для облегчения чтения, кроме тех случаев, когда они не расположены на одной линии, можно оставить один пробел. В-четвертых, ни одна таблица не должна быть включена в текст, если по ней нельзя дать хотя бы одну страницу пояснений.

Графики используют для придания результатам обработки большую наглядность. Их использование предпочтительнее использования таблиц в материалах предназначенных для широкой публики или представителям органам государственного и административного управления. В практике социологических исследований применяются такие графические отображения результатов обработки как показано на графике 5.

Гост

ГОСТ

Результаты социологического исследования и их использование

Социологическое исследование – это научная познавательная деятельность, которая направлена на социальную реальность на основе социальных теорий и методов.

Социологического исследование начинается с разработки программы, которая является главным документом во время проведения исследования. После окончания всех этапов исследования, социолог получает первичную информацию, которая и будет результатом социологического исследования.

Результаты социологических исследований подаются в виде:

  • статьи,
  • реферата,
  • отчета,
  • графиков,
  • рекомендаций,
  • обобщений.

Часто результаты социологического исследования используются в средствах массовой информации для усиления конструктивности, аналитичности. Бывают и такие ситуации, когда полученные данные нуждаются в уточнении, дополнительных результатов. Это происходит в тех случаях, когда тема социологического исследования была слишком обширная, а рекомендации, которые были разработаны по его итогам, нужно применить к конкретной группе индивидов, которые входили в выборку.

Обработка результатов данных, как и другие стадии эмпирического социологического исследования, требует тщательной подготовки, ведь результат должен быть представлен и оформлен так, чтоб его могли использовать в дальнейшем.

Оформление результатов

Оформление результатов является завершающим этапом проведения любого социологического исследования. Полученные результаты излагаются в документах, которые имеют как практические, так и теоретические знания. Основным документом по результатам исследования является отчёт по итогам социологического исследования.

Отчёт социологического исследования – завершающий этап исследования, который описывает полученные результаты, выводы и рекомендации.

Как правило, во время составления отчёта нужно придерживаться той же структуры, что и в программе социологического исследования:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Вначале отчёта подаются данные об актуальности исследуемой темы и её целесообразность.
  2. Следующие разделы показывают метод сбора информации, репрезентативность данных.
  3. В приложении к отчёту прикрепляются все бланки, графики, иллюстрации и другая информация, которая подтверждает результаты данного социологического исследования. Далее социолог, который проводил исследование, предоставляет анализ, интерпретацию данных, выводы и дальнейшие рекомендации по их использованию.

Во время подготовки отчётов важным моментом является доступность языка и понятий для всеобщего понимания. Помимо полного отчёта, также, может предоставляться сокращённый его вариант.

Отчёт социологического исследования может быть промежуточный и итоговый:

  • Промежуточный отчёт делается для заказчика, чтоб показать ему предварительные результаты.
  • В итоговый отчёт включаются как теоретические, так и практические данные. Объем итогового отчёта не ограничивается страницами. На основе отчёта делается аналитическая записка.

Аналитическая записка является документом, в котором содержится обобщенный материал о проведении исследования.

Важно помнить, что необходимо правильно и структурировано формулировать рекомендации. Они должны основываться на полученных результатах социологического исследования; иметь реальных характер; рекомендации должны быть читабельными для заказчика. Подготовкой и презентацией данных документов завершается научная реализация целей социологического исследования.

Отчет о социологическом исследовании представляет собой документ, в котором отражены результаты проведенного социологического исследования студента или группы студентов. Проводят социологические исследования и соответственно пишут отчеты не только социологи, но и студенты таких специальностей, как менеджмент, маркетинг, социальная работа и пр.

Структура основной части отчета


Отчет имеет соответствующую структуру. Следует отметить, что отчет делится на две главы, которые подразделяются в свою очередь на подпункты.

подпункты

Итак, с чего начать отчет о социологическом исследовании?

Ответ: с формулировки актуальности проблемы, которая должна занимать не более одного листа.

Затем мы переходим к степени разработанности темы, здесь приводим пример социологических исследований по данной проблематике.

Далее формулируем цель, объект, предмет, гипотезы, задачи.

Цель социологического исследования — разработка рекомендаций и предложений по решению проблемы обеспеченности студентов компьютерной техникой и проблемы освоения компьютеров студентами.

Объект социологического исследования – студенты ТГАС

Предмет социологического исследования – содержание и характер мнений и оценок студентов по проблеме внедрения новых информационных технологий в учебный процесс.

Формулировка гипотез исследования


Первая гипотеза – в связи с тем, что новые информационные технологии позволяют получать информацию в более простой и доступной форме, отношение студентов к их применению в целом положительно.

Вторая гипотеза – уровень теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере невысокий.

Задачи социологического исследования:

  • выявить сколько студентов имеют личный ПК;
  • выявить уровень теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере;
  • выявить отношение студентов к компьютеризации учебного процесса;
  • выяснить какие новые информационные технологии студенты применяют в процессе получения образования в ТГАСе.


Методический раздел программы начинается с определения выборки.

Выборка


В ходе полевого исследования было опрошено 25 респондентов с 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го курса по 5 человек. Такое же количество человек было протестировано.

Генеральная совокупность составляет 2800 человек, которая включает в себя студентов ТГАС очного отделения.

Выборочная совокупность составляет 280 человек.

Метод серийной (гнездовой) выборки

Метод серийной выборки

ni = , где i – число серий, выделенных в генеральной совокупности

Ni – число единиц в серии

N – величина генеральной совокупности

n — величина выборочной совокупности

n1 == 57; n2 == 55; n3 == 55;

n4 == 56; n5 == 57

Таким образом, с 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го курсов подлежит опросу 57,55,55,56,57 чел. соответственно.

Затем определяемся с методами исследования:

  1. Анкетный опрос студентов (анкета прилагается). Для исследования обозначенной проблемы необходимо проведение анкетного опроса
  2. Тестирование студентов (тест прилагается) с целью выявления уровня теоретической и методической готовности студентов к работе на компьютере, а также для подтверждения/опровержения анкетирования.

Также во второй главе описываем социально-демографическую характеристику объекта.

Приведем пример:


Распределение респондентов по курсам ТГАС

Распределение респондентов по курсам ТГАС

Далее переходим к главе 3.

Глава 3 включает анализ полученных данных, которые, как правило, приводятся в табличной форме (на все вопросы), в форме диаграмм.

По результатам исследования были получены следующие данные:

данные

Завершаем отчет примерным планом подготовки и проведения социологического исследования, а также приложениями, в качестве приложения можно использовать анкету.

Эмпирические данные социологического исследования еще не по­зволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы. Полученную пер­вичную социологическую информацию следует обобщить, проанали­зировать и научно интерпретировать. Для этого все собранные анке­ты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, гра­фики, диаграммы и т.д.

Поэтому цель моей работы: изучить методы анализа эмпирических данных. Для того чтобы добиться поставленной цели необходимо, решить поставленные задачи:

во-первых, подробно разобрать этапы процесса анализа социологической информации, определить их роль в социологическом исследовании, дать характеристику подготовки и обработки методического инструментария, выделить особенности процедуры кодирования, указать известные мне системы кодирования;

во-вторых, дать определение статистической группировке, определить ее функции, перечислить виды и типы группировок, а также способы их классификации, подробно описать свойства простой и сложной группировки данных, указать характеристику ряда распределения, перечислить виды и типы таблиц и графиков;

в-третьих, показать структуру отчета о социологическом исследовании, сформулировать основные требования к его составлению.

1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу

Характеристика подготовки и обработки инструментария.Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п.

Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны:

1. Выявляется полнота и правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется.

Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией.

Способы обработки информации:

1. Вручную (если анкета содержит до 20 вопросов: при наличии 200 – 350 анкет; если более 20 вопросов – 100 – 200 анкет).

2. На ЭВМ (в виде табуляграмм).

Особенности процедуры кодирования. Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с № 1 в целях контроля за их прохождением. В дальнейшем массив документов передается на кодирование. Кодирование — связующее звено между качественной и ко­личественной информацией.

Существует два типа вопросов: открытые и закрытые. Поэтому, перед тем как передать анкеты в руки операторов, надо зако­дировать открытые вопросы:

2. Подсчитывают число употреблений каждого варианта — частота его повторения.

3. Варианты группируются по смы­словой близости, совпадению.

Таких групп, как показывает практика, набирается четыре-пять, и каждой из них присваива­ется свой шифр или код.

Различают два вида открытых и полуоткрытых вопросов: перечневые и текстовые. Перечневые открытые вопросы содержат многократно по­вторяющуюся и легко поддающуюся группировке информа­цию (фамилии, названия партий, национальность респонден­тов и т.д.). Такая информация легко вводится в компьютер, при помощи которого и осуществляется ее группировка.

После подсчета частоты (повторяемости) идентичных по смыслу суждений близкие по содержанию объединяются в одну группу. Тем самым многозначность суждений сводится к пяти-десяти укрупненным смысловым индикаторам, достаточным для поиска решения задач исследования. Далее каж­дой из полученных групп присваивается числовой код, кото­рый и вводится в ЭВМ.

Способы кодирования закрытых вопросов:

· Линейная форма – это когда вариантам ответа присваивается порядковый числовой код в виде натурального числа. Например:

3 — Еще не решил(а)

Номер варианта ответа, который респондент обводит кружком в соответствии со своим мнением и есть код.

В функциональных таблицах, измеряющих разные типы поведения респондента, коды, как правило, располагаются вертикально. Например:

Аналогично ставятся коды, если в вопросе табличной фор­мы шкала измерения расположена вертикально. Например:

Социально-психологический климат В вузе в целом (1) На факуль­тете (2) В своей учебной группе (3)
Очень благоприятный 1 1 1
В целом спокойный 2 2 2
Неопределенный 3 3 3
Напряженный 4 4 4
Состояние близкое к бунту 5 5 5

Каждое линейное сочетание объекта оценки и шкалы из­мерения обозначается отдельным числом (в вопросе 2 в виде нумерации общественных движений, в вопросах 3 и 4 — в виде чисел в скобках).

Такая нумерация необходима для формализации вопросов при их обработке на ЭВМ. В этом случае, например, таблич­ный вопрос 4 как бы разбивается на три линейных: 4/1, 4/2 и 4/3. Если перечень оцениваемых объектов превышает девять и их нумерация происходит при помощи двухзначного числа, перед кодами, обозначенными одной цифрой, ставится ноль: 4/01, 4/02. 4/10, 4/11.

Приведенные правила кодирования необходимо соблюдать на стадии составления макета анкеты. На этой же стадии пре­дусматривается размерность кодов числовых величин или бал­льной оценки, которые при обработке на ЭВМ используются в качестве условной интервальной шкалы.

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Пример балльной шкалы.

2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных

Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка – это расчленение изучаемого явления на однородные группы по существующему варьирующему признаку. Статистической группировке можно дать и такое определение: статистическая группировка – это объединение изучаемых единиц в частную совокупность, которая характеризуется системой обобщенных показателей.

Выделенные группы при исследовании можно легко сопоставить, сравнить, а, следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашивае­мых.

Первый шаг в построении группировки является определение группировочного признака, следовательно, социологическая информация может быть сгруппирована по:

• количественному признаку (группы характеризуются чи­словым значением, они качественно сравнимы между со­бой, например группировка по возрастным интервалам: 18—20 лет, 21—25 лет, 26—30 лет и т.д.);

• качественному (атрибутивному) признаку:

- признакам, соответствующим ранговым шкалам (напри­мер, по характеру труда: ручной труд, работа с механиз­мами, наладка станков, интеллектуальный труд);

- номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.).

Основной функцией статистической группировки является работа с номинальными и ранжированными группами, которая ве­дется с использованием приемов математики.

При изучении взаимосвязи, признаки подразделяются на:

1. Факторные, то есть воздействуют на другие признаки.

2. Результативные, то есть испытывают на себе влияние других признаков.

2. Перекрестная (комбинированная) группировка. Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (пол, возраст, образование). В зависимости от решаемых в ходе исследования задач, она может быть:

- структурной (если надо установить возрастной состав опраши­ваемых, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности оп­рашиваемых),

- типологической (если из респондентов необходимо выделить группы по признаку: отношение к част­ной собственности, т.е. выделяются соответствующие типы респондентов),

Многомерная группировка – это разновидность типологической группировки, в которой типы, как правило, выделяются на основании субъективного признака, измеренного по оценочной шкале, либо на базе нескольких признаков.

- аналитической (если нужно проверить, имеется ли связь между интересом к вопро­сам нравственного воспитания и чтением литературы, то группировку следует сделать по этим двум признакам, то есть группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи).

Характеристика ряда распределения. В социологическом исследовании, как правило, выделяется не одна, а несколько групп респондентов (по возрасту, образо­ванию, месту проживания и т.п.). Каждой группе соответствует некоторое выделенное число (n1, n2, n3….nz), которое характеризует количественный состав группы. Такой ряд чисел, по­лучаемый в результате группировки, социологи называют рядом распределения. Существуют два вида распределений: вариацион­ный и атрибутивный. Вариационный ряд распределения основы­вается на количественных признаках изучаемых явлений, про­цессов, атрибутивный — отражает результаты группировки оп­рашиваемых по качественным признакам.

В соответствии с характером количественных признаков вариационные ряды делятся на дискретные и непрерывные. Последние, как правило, носят интервальный характер. Это значит, что та или иная группа респондентов характеризуется по количественному признаку не одним числом, а числовым интервалом. В соответствии с задачами группировки интервалы могут выбираться равные и неравные, с возрастающими и убывающими значениями. Числа, обозначающие интервалы, называются границами. Последние, в свою очередь, могут быть установленными и неустановленными. Ряды распределения, помимо числовой, имеют и текстовую характеристику. Отображение данных с сопроводительным объясняющим текстом осуществляется при помощи таблиц.

1. Перечневая – простая таблица, составленная на основании ряда распределения по одному признаку.

2. Комбинационная – таблица, отображающая ряды распределений по двум и более признакам.

Составление таблиц не является отдельным видом математической операции обобщения первичной социологической информации. Это только форма отображения рядов распределения, преимущество которой в том, что в ней кратко даются пояснения числовых параметров соответствующих групп.

Структура таблицы. Числовые данные в таблице объясняются заголовками, подлежащим и сказуемым. Заголовки таблиц бывают общие, выступающие в качестве названия таблицы и раскрывающиеструктуру группировки рассматриваемой совокупности респондентов, либо связь между рядами распределения. Нарядус этим в названии таблицы целесообразно указывать место ивремя, к которым относятся приводимые сведения, а такжеобщие для всех показателей единицы измерения (проценты, численность респондентов, оценочный индекс, номинал денег и т.д.). Содержание строк и столбцов раскрывается внутренними заголовками: боковыми для строк и верхними для столбцов.

Подлежащим в таблице называется объект (совокупность респондентов), характеристики которого — сказуемое — выражены в таблице в числовом виде.

Наряду с табличными в целях наглядности широко применяется графический способ отображения социологических данных. Чаще всего он имеет вид полигона или гистограммы. Полигон используется преимущественно для графического отображения непрерывных рядов распределения, а гистограмма — дискретных. Строятся графики в прямоугольной системе координат, в которой на оси у отмечается общая численность, или доля респондентов (в %) по группам, на оси х — значения, или порядок признака.

1. Простой график (отображает развитие процесса с течением времени).

2. График с накоплением (отображает изменения вклада каждого значения с течением времени).

3. Нормированный график с накоплением (отображает изменения процентного вклада каждого значения с течением времени).

4. График с маркерами (отображает развитие процесса с течением времени).

5. График с маркерами и накоплением (отображает изменение вклада каждого значения с течением времени).

6. Нормированный график с маркерами и накоплением.

7. Объемный график.

Структура отчета о социологическом исследовании, основные требования к его составлению

Итоги анализа и интерпретации социологических данных излагаются в документах, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Это: отчет по итогам исследования, приложение к отчету и информационная или аналитическая справка (записка).

Основной документ — отчет по итогам исследования. Его структура:

1. глава первая включает краткое обоснование актуальности исследованной проблемы и характеристику исследования (выборка, репрезентативность данных, методы сбора информации и др.);

2. в главе второй приводится характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.);

3. третья и последующие главы посвящены проверке гипотез.

В соответствии с характером предмета исследования главы могут разбиваться на разделы (параграфы). Каждая глава и раздел заканчиваются формулировкой максимального числа частных выводов, вытекающих из интерпретации данных, соответствующих тематике главы и раздела.

Последняя глава отчета включает общие выводы, а также практические рекомендации. Объем отчета не ограничивается. В зависимости от вида исследования и числа, решаемых в ходе него задач он может быть изложен и на нескольких десятках, и на двух-трех сотнях страниц.

Поэтому в аналитической справке таблицы и графики, как правило, не используются, либо используются в ограниченном количестве и в максимально упрощенной форме, а в качестве доказывающих аргументов берутся наиболее общие, усредненные числовые величины.

Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования (программу, план, инструментарий, инструкции и др.), а также те социологические данные (таблицы, графики, индивидуальные мнения, перечень наименований, адресов и т. д.), которые не вошли в отчет при поиске ответа на основную гипотезу. Эти документы могут быть с успехом использованы при разработке программы нового исследования.

Подготовкой названных документов завершается научная реализация цели и функций социологического исследования.

Основные требования к составлению отчета о социологическом исследовании:

1. Название организации, проводившей исследование;

2. Даты проведения исследования (полевых работ);

3. Используемые источники информации, эмпирическая база исследования;

4. Тип (вид) выборки, ее объем, сведения о ремонте выборки. Ошибка выборки;

5. Описание методов сбора данных (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, контент-анализ);

6. Описание методов анализа данных. При использовании коэффициентов корреляции указывать их статистическую зависимость, при использовании факторного анализа - процент объясненной дисперсии;

7. Авторство методического инструментария (авторский, полномочными частями);

8. Указание точной формулировки вопросов, а также их формы (открытый, закрытый, полузакрытый и проч.);

9. Краткое изложение позитивного и негативного методического опыта: апробация методического инструментария, сложности в реализации исходных замыслов, обнаруженные несовершенства инструментария, нештатные ситуации организационного и методического характера.

Уже полученная в ходе исследования социологическая информация, прошедшая обработку и анализ, позволяет сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы.

Поэтому цель моей работы: изучить методы анализа эмпирических данных, достигнута. Были решены поставленные мною задачи и на все выделенные вопросы ответы найдены.

После проведения кодирования наступает черед статистической группировки – это объединение изучаемых единиц в частную совокупность, которая характеризуется системой обобщенных показателей. Она осуществляется по варьирующему признаку. По форме выражения группировочные признаки делятся на качественные и количественные. В зависимости от решения задач различают следующие виды группировок: простая и сложная или комбинированная, которая подразделяется на типологическую, структурную и аналитическую группировки.

В результате группировки наблюдается ряд чисел, который называется рядом распределения. Характеристика такого ряда выражена в числовой и текстовой форме. Отображение данных осуществляется при помощи таблиц и графиков, которых существует великое разнообразие. Основные виды таблиц: перечневые и комбинационные.

После проведения анализа эмпирических данных составляется отчет о социологическом исследовании, в структуру которого входят три главы, содержащие в себе все этапы проведенного социологического исследования. Основными требованиями к его составлению являются следующие моменты:

- Название организации, проводившей исследование;

- Даты проведения исследования (полевых работ);

- Используемые источники информации, эмпирическая база исследования;

- Тип (вид) выборки, ее объем, сведения о ремонте выборки. Ошибка выборки;

- Описание методов сбора данных (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, контент-анализ);

- Описание методов анализа данных. При использовании коэффициентов корреляции указывать их статистическую зависимость, при использовании факторного анализа - процент объясненной дисперсии;

- Авторство методического инструментария (авторский, полномочными частями);

- Указание точной формулировки вопросов, а также их формы (открытый, закрытый, полузакрытый и проч.);

- Краткое изложение позитивного и негативного методического опыта: апробация методического инструментария, сложности в реализации исходных замыслов, обнаруженные несовершенства инструментария, нештатные ситуации организационного и методического характера.

Список литературы

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособия для вузов. – М., 2003.

2. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М., 2004.

3. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2003.

4. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М., 2004.

5. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007.

6. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб, 2007.

Читайте также: