Доклад на тему лирические страницы советской музыки

Обновлено: 17.05.2024

Октябрьская революция 1917 года внесла коренные изменения в судьбу России. Начались интенсивные радикальные реформы во всех сферах – политической, социальной, экономической, культурной. Многие видные деятели искусства, науки, философы, богословы были либо сосланы, либо расстреляны, либо эмигрировали. За рубеж уехали Рахманинов, Зилоти, Шаляпин, Метнер, Гречанинов, несколько позже – Глазунов. С начала первой мировой войны за границей оказался Стравинский. Более 15 лет провел в отрыве от родины Прокофьев.

Это, наряду с тяжелейшим военным и экономическим положением государства, могло привести к упадку, кризису искусства. Однако этого не произошло. Несмотря на все трудности, музыкальная жизнь продолжала развиваться.

Невиданный прежде размах приобретает музыкальная самодеятельность. В армии, на заводах и фабриках создаются музыкальные и театральные кружки, студии, открываются клубы. Из самодеятельности вышло немало известных впоследствии музыкантов: например, выдающиеся певцы Козловский, Лемешев, Петров, Пирогов. Самодеятельными были вначале и такие коллективы, как Ансамбль песни и пляски Красной Армии Александрова, Русский народный хор Пятницкого. Возникает много новых музыкальных коллективов – симфонические оркестры и оркестры народных инструментов, хоры, ансамбли.

В 1920-е годы получила большое распространение форма концертов-лекций. Так, в ленинградской филармонии яркие и захватывающие речи о музыке произносил Соллертинский – человек редкой эрудиции, знавший 25 языков и 100 диалектов, державший в памяти сотни книг и музыкальных партитур.

Пропаганде музыкального искусства активно содействовали радиопередачи. Началась новая эпоха в музыкальной культуре – эпоха распространения музыки с помощью технических средств.

В эти же годы формируется советская исполнительская школа. Она была представлена такими именами, как Гилельс, Рихтер (пианисты), Ойстрах, Гольдштейн (скрипачи), Кнушевицкий, шафран (виолончелисты), Иванов, Мравинский (дирижеры). Появляются новые музыкальные коллективы: ГСО, Гос. оркестр народных инструментов, Гос.духовой оркестр и др. Их исполнительское искусство стимулировало развитие всех жанров музыкального творчества.

Жанры советской музыки

Песня

Песня имеет много разновидностей, но в послереволюционные годы на первый план выдвинулась массовая песня. В ней слились различные традиции. Элементы крестьянской песни и городского романса, частушки и эстрадной музыки, революционного и солдатского фольклора – все переплавлялось в новый песенный стиль. Песня первых советских лет была преимущественно хоровой, рассчитанной на коллективное исполнение.

Опера

Балет

Симфония

Один из ведущих жанров 20 века. В ее создание большой вклад внес Мясковский. Он автор 27 симфоний. Шестая симфония Мясковского (1923) – одно из самых значительных созданий композитора и первая в советской музыке симфония, в которой атмосфера революционных лет предстала в трагедийном ракурсе. Прокофьев – 7 симфоний, Шостакович – 15. Тема войны и мира – самая актуальная в первой половине 1940-х годов – была, в частности, воплощена в 7 и 8 симфониях Шостаковича и Пятой симфонии Прокофьева.

Кантата и оратория

Музыка для детей

Огромный скачок сделала после 1917 года детская музыка. Детская музыка вышла за пределы фортепианной и вокальной миниатюры в мир опер, балетов, симфоний, кантат, массовой песни. В городах и селах открывались музыкальные школы, устраивались концерты-лекции, проводились конкурсы. В академических оперных театрах появился детский репертуар.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЛИРИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ. ДИАЛОГ ВРЕМЁН В МУЗЫКЕ ШНИТКЕ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЛИРИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ. ДИАЛОГ ВРЕМЁН В МУЗЫКЕ ШНИТКЕ.

ЛИРИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ. ДИАЛОГ ВРЕМЁН В МУЗЫКЕ ШНИТКЕ.

Андрей Яковлевич Эшпай (15 мая 1925 – 8 ноября 2015) Советский и российский к.

Андрей Яковлевич Эшпай (15 мая 1925 – 8 ноября 2015) Советский и российский композитор, пианист, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1986) и Государственной премии СССР (1976). Родился в музыкальной семье: отец — композитор, музыковед-фольклорист Яков Эшпай, а мать Валентина Тогаева, сестра композитора Анатолия Тогаева, была знатоком, любительницей и исполнительницей народных песен.

В 1928 году семья переехала в Москву. Первоначально Андрей Эшпай обучался муз.

В 1928 году семья переехала в Москву. Первоначально Андрей Эшпай обучался музыке под руководством отца. В 1941 году окончил Детскую музыкальную школу-семилетку имени Гнесиных. Учился в Музыкальном училище при Московской консерватории на фортепианном и композиторском факультетах. В 1953 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции и по фортепиано. В 1956 году окончил там же аспирантуру. Выступал как пианист с исполнением своих произведений. В 1965—1970 годах преподавал композицию в Московской консерватории (профессор). Председатель жюри многих международных и всероссийских конкурсов, в том числе Международного конкурса им. П. И. Чайковского (конкурс пианистов, 1978, 1986, 1998), Всероссийского конкурса композиторов им. А. П. Петрова (Санкт-Петербург).

В своих произведениях, таких многообразных по жанру и тематике, Эшпай обращае.

В своих произведениях, таких многообразных по жанру и тематике, Эшпай обращается к лучшим музыкальным традициям. Во многих произведениях присутствуют темы, характерные для музыки всех времен: война и мир, жизнь и смерть, суровый драматизм и тонкая лирика. Основа симфонического мышления Эшпая - классическая линия русского симфонизма, традиции Бородина, Чайковского, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича и европейской классики 20го века. Кроме того, тонко и изысканно преломлен в музыке Эшпая национальный марийский колорит и одновременно джаз с его упругой, ритмической пульсацией и вместе с тем импровизационностью.

СИМФОНИЯ №2, A-DUR 2 ЧАСТЬ СИМФОНИЯ - музыкальное произведение, написанное дл.

Альфред Гарриевич Шнитке (24 ноября 1934 – 3 августа 1998) Советский и немецк.

Альфред Гарриевич Шнитке (24 ноября 1934 – 3 августа 1998) Советский и немецкий композитор, педагог и музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1986), Государственной премии Российской Федерации (1995). Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.

Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене, Австрия.

Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене, Австрия. В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции, а затем и аспирантуру. С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории, имел только одного ученика по композиции (Р. Аллаяров). С 1962 года (особенно активно в 1970-е гг.) сочинял музыку к фильмам. В 1989—1990 годах Берлинская научная коллегия[ предоставила Альфреду Шнитке стипендию. В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской высшей школе музыки.

ПОЛИСТИЛИСТИКА АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ Музыка Шнитке – это исповедь человека нового.

ПОЛИСТИЛИСТИКА АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ Музыка Шнитке – это исповедь человека нового времени, вобравшего в себz опыт нескольких столетий от XVII до XX века. Свободное совмещение прошлого и настоящего – особенность его музыки. Именно Шнитке принадлежит введение понятия полистилистика, означающего одновременное пребывание в музыке множества стилей, в том числе и тех, что принадлежат далеким эпохам. Причем в музыке именно этого композитора нередко бывает так, что идеи, воплощенные в современных техниках, связаны с образами неопределенными или сумрачными, подчас даже низкими, а «порывы, в иные стилевые сферы (например, связанные с музыкой Баха или Генделя) подобны светлым вспышкам, озаряющим все вокруг. Что такое полистилистика – выписать в тетрадь.

CONCERTO GROSSO № 1, (1977) Состав — 2 скрипки, клавесин, подготовленное форт.

CONCERTO GROSSO № 1 (кончерто гроссо) ПРЕЛЮДИЯ. Произведение открывается «тем.

CONCERTO GROSSO № 1 (кончерто гроссо) ТОККАТА. Начальная тема вводит в мир ба.

Народные лирические песни очень своеобразны как по содержанию, так и по художественной форме. Их своеобразие обусловлено жанровой природой и конкретными условиями возникновения и развития. Здесь мы имеем дело с лирическим родом поэзии, отличным от эпического по принципам отражения действительности. В лирическом роде передаются мысли, чувства, настроения исполнителей. На этот факт в свое время обратил внимание еще В.Г. Белинский. Он писал:

"Эпическая поэзия употребляет образы и картины для выражения образов и картин в природе находящихся, лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы" 1 .

Основное назначение народных лирических песен – в выражении мыслей, чувств и настроений человека. На эту особенность указывали русские писатели и критики. Так, Н.А. Добролюбов писал, что в народных лирических песнях "выражается внутреннее чувство, возбужденное явлениями обыкновенной жизни" 2 . Н.А. Радищев видел в них отражение души народной, скорбь душевную. А.С. Пушкин – "разгулье удалое" и "сердечную тоску".

Лирические песни делятся на протяжные и частые.

Им свойственно многообразие эмоционального настроения. Выделяют следующие виды лирических песен: трагические, оптимистические, сатирические и юмористические.

Вместе с тем лирические песни многообразны по тематике, а, в зависимости от этого, и по героям. В основном они посвящены проблемам семейно-бытовой жизни крестьянства.

Лирические песни являются своеобразным жанром песенного фольклора. Включая мотивы символического характера, они отражают мир чувств и переживаний человека. В песнях заключена искренность переживаний людей, мироощущение и свойство национального характера.

Лирические песни – яркий образец художественного творчества народа. Они внесли в национальную культуру особый художественный язык и образцы высокой поэзии, отразили душевную красоту, идеалы и чаяния народа, нравственные устои крестьянской жизни.

Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения.

Содержание

Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения. Лирическая песня - это словесно-музыкальное произведение, в котором раскрывается эмоциональное отношение человека к явлениям окружающего мира.

В лирической песне слово соединяется с музыкой, мелодией. Они существуют неразрывно. Лирическая песня выражают чувства, мысли и переживания человека. Они могли быть веселыми и грустными..

Отличаются от обрядовой поэзии по функциям. Лирические песни не связаны с обрядами. Они могли исполняться в любое время и при любых занятиях.

Особенность лирических песен заключается в том, что в них создан красочный условный мир.

История

По мнению музыковедов, основной состав лирических песен сформировался в 16-17 вв. Их предыстория неизвестна. Жанр лирической песни сложнее и разнообразнее, чем остальные жанры народной песни. Это объясняется тем, что обрядовые песни возникли на более ранних этапах развития общества. Обрядовые песни употреблялись при определенных действиях , поэтому сохранилась устойчивость образов, содержания, поэтических приемов.

Лирическая песня в отличие от обрядовых более подвижна, открыта для нового. Историческое развитие жанра лирической песни документально зафиксировано на протяжение трех столетий. Лирическая песня принимала новые сюжеты, образы, использовала новые поэтические средства.

В народе лирические песни назывались по способу или месту исполнения. Лирические псни возникают в разное время, они неоднородны, их внутренний состав разнообразен.

При анализе лирических песен ученые пользуются принципами классификации:

Во-первых, используется тематический принцип: любовные, семейные, разбойничьи, тюремные..

Кроме тематической классификации используется этнографическая классификация (географическая).

По характеру исполнения – частые и протяжные.

Частые песни – веселые, шуточные, сатирические. По происхождению древнее протяжных. Они связаны с творчеством скоморохов. Герои – молодые люди, их родители, друзья, соседи, муж и жена. В частых песнях изображены забавные бытовые эпизоды, в них высмеиваются пороки, трагедия превращается в фарс. Основным приемом частых песен являются ирония.

Протяжные песни. Герои – подруга – соперница, родители, молодая жена , старый муж, молодые любовники и наоборот свекор и свекровь. За пределами семейного быта героями были рекрут, солдат, разбойник, узник, ямщик, бурлак купец. Общий эпизодический тон – грусть, тоска обида.

Делятся на 2 группы:

    1. Песни-повествования. Имеют четко выраженный сюжет, однако в отличие от эпических произведений сюжет в них менее развит. В них изображаются конкретные жизненные ситуации. Это своего рода энциклопедия старого уклада жизни.

Композиция

Композиция лирической песни достаточно проста. Они могут представлять собой, монолог, диалог или монолог +диалог. В песнях используется параллелизм (символический и не символический). Символический предполагает двучастное строение песни ( 1 часть – картина из мира природы, 2 часть – картина переносится на мир людей). Ступенчатое сужение образа ( как правило в начале песни изображается широкая картина места действия, затем взгляд сосредотачивается на главном герое).

В лирической песне используется 2 художественные системы: 1. Описание; 2. Иносказание, построенное на символике. В песнях есть свой условный язык, который состоит из традиционных формул. Без знания трудно понять содержание лирической песни

В песнях внутреннее состояние передается через внешнее (сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскрываются в сопоставление с природой. Природа одушевлена и поэтому часто становится главным героем. В л.п. богато представлена символика. Символы устойчивы, песенная символика восходит к архаическим представлениям. Символичны песенные персонажи, растения, животные.

В песнях присутствует богатая цветовая гамма , причем в одном тексте встречается до 10 цветовых сочетаний. Цвет не имеет символический характер, он носит оценочный характрер

Читайте также: