Доклад на тему лидерские качества предпринимателя

Обновлено: 17.05.2024

При создании старт-апов творец бизнес-идеи, если же он не поручил управленческую роль кому-нибудь другому, не имея практически никаких средств, должен воплотить в жизнь задуманное. Для этого он ищет группу единомышленников, поскольку на самых ранних этапах зарождения бизнеса работники будут недоступны, нерациональны и неэффективны. Предприниматель должен быть уверен, что каждый член группы хочет делать свою работу, чтобы вся работа была максимизирована. Получается, лидерство, это самая эффективная форма взаимодействия (управления) с другими людьми на этапе старт-апа: лидер-изобретатель становится во главе малой организации, принимает все решения и несет ответственность за работу каждого сотрудника, напрямую взаимодействует с единомышленниками и приветствует неофициальную атмосферу в коллективе, для большего доверия в коллективе.

Так должен ли предприниматель быть лидером?

По Ицхаку Адизесу

К слову, не только Адизес считал, что жизненный срок фирмы зависит от предпринимателя. Й. Шумпетер так же выдвигал теории на этот счет. Он выделил, что очень многое в компаниях зависит от предпринимательской деятельности. Лидер-предприниматель и позиция компании на рынке неотделимы. Если уходит или сменяется лидер, который мотивировал людей на максимизацию труда, за счет правильной философии, выстроенной в фирме, то компания теряет былой успех и выходит из игры. Именно предпринимательская жилка, нацеленная на постоянный вызов конкурентам, инновационные идеи, необычный подход к делу, позволяла достигать прогресса и оставаться среди лидеров рынка. Но дабы сохранить баланс в компании, Шумпетер предлагает привлечение в штаты предпринимателей, которые бы были инновационным потенциалом предприятия. Впрочем, так делают многие компании. [2]

Пока что мы говорили о предпринимателе только как о лидере, давайте же рассмотрим его с другой стороны. За счет сравнения разных типов личности предпринимателя можно будет определить, какой тип групповых взаимоотношений более удачен: лидерство или же какой-то другой.

Статистика

Характеристика Предпринимателя Характеристика Лидера
Способность к мотивации(3) Способность к мотивации(15)
Достижение целей(15) Достижение целей(7)
Независимость(6) Умение выслушивать и услышать(9)
Креативность(10) Креативность(5)
Гибкость(2) Гибкость(6)
Толерантность к неоднозначности(5) Работать с другими(7)
Вспыльчивость, страсть (3) Коммуникабельность(12)
Терпение(1) Терпение(3)
Постоянство, настойчивость(3) Постоянство, настойчивость(2)
Готовность принять риск(24) Готовность принять риск(6)
Предвидение ситуации(6) Предвидение ситуации(29)
Харизматичность(13)
Честность(12)
Умение стратегически мыслить(5)
Заслуживающий доверия(12)

Таблица 1. Характеристика успешного Предпринимателя и Лидера [Цит., 3 ]

Характеристики Предприниматель Лидер
Способность к мотивации 3 15
Достижение целей 15 7
Креативность 10 5
Гибкость 2 6
Терпение 1 3
Постоянство, настойчивость 3 2
Готовность принять риск 24 6
Предвидение ситуации 6 29

Таблица 2. Совмещенная характеристика предпринимателя и лидера [Цит., 3]

В первой таблице представлены все характеристики, которые присущи каждому из типов личности. Можно заметить, что у предпринимателя и лидера достаточно много общих характеристик, таких как: способность к мотивации, креативность и др. Из этого следует таблица 2. В ней представлены качества присущие обеим сторонам. Видно, что на тех позициях, где коэффициент упоминаний больше у одного, у другого меньше. Получается, что самые сильные стороны предпринимателя – самые слабые у лидера.

В настоящем мире успешный предприниматель должен обладать в первую очередь креативностью (инноваротским мышлением), готовностью к риску и умением предвидеть ситуацию, два последних условия являются сильными сторонами лидера. Поэтому можно сделать вывод, что для наиболее успешного ведения дел, нужно совмещать в себе две эти личности.


Таблица 3. Личные качества предпринимателя [Цит., 4]

Можно заметить по таблице 1,2 и 3, что эти качества были отмечены в двух научных исследованиях, что еще больше подкрепляет теорию о том, что лидерские качества должны быть присущи успешному предпринимателю, основывающему философию бизнеса на таких групповых взаимоотношениях, как лидерство.

Исследование не исключает лидеров-предпринимателей, но, как можно видеть из статистики, таких людей крайне мало. Поэтому более эффективный способ ведения бизнеса достигается при разделении этих обязанностей, а не совмещение их в одном человеке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Последнее время фигура предпринимателя вызывает неподдельный интерес, и концентрирует на себе внимание общества, она становится целью, которую хотят достичь многие из нас, чтобы самореализоваться в жизни. Предпринимательству необходимо учиться – это путь не только к личному благополучию, но и к общественному процветанию. Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс. Но результаты предпринимательской деятельности зависят не только от накопленных знаний, и умений применить их на практике, а так же и от личных качеств самого предпринимателя. Целью данного реферата является выявление основной черты характера, необходимой для успеха в предпринимательской деятельности.

Содержание работы

1. Введение;
2. Понятие личности в психологии;
3. Черты лидера как залог успеха предпринимателя;
4. Личностные качества, способствующие и препятствующие успеху в бизнесе;
5. Заключение;
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

личность.docx

  1. Введение;
  2. Понятие личности в психологии;
  3. Черты лидера как залог успеха предпринимателя;
  4. Личностные качества, способствующие и препятствующие успеху в бизнесе;
  5. Заключение;
  6. Список использованной литературы.

В современном обществе, быстро развивающемся экономически и социально, резко повысился интерес молодёжи к предпринимательству, возросло стремление подростков и юношей к практическому участию в рыночных отношениях. Важным резервом повышения эффективности производства и улучшения на этой основе жизни народа в рыночной экономике, как показывает практика развитых стран мира, как раз и является интенсивное и всестороннее развитие малого предпринимательства. Последнее время фигура предпринимателя вызывает неподдельный интерес, и концентрирует на себе внимание общества, она становится целью, которую хотят достичь многие из нас, чтобы самореализоваться в жизни. Предпринимательству необходимо учиться – это путь не только к личному благополучию, но и к общественному процветанию. Предпринимательство есть прежде всего мыслительный процесс. Но результаты предпринимательской деятельности зависят не только от накопленных знаний, и умений применить их на практике, а так же и от личных качеств самого предпринимателя. Несмотря на многообразие литературных источников, в которых анализируются роль предпринимателя, его личностные качества в условиях рыночной экономики в целом остаются недостаточно изученными. Целью данного реферата является выявление основной черты характера, необходимой для успеха в предпринимательской деятельности.

Понятие личности в психологии.

В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях.

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

1. Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

2. В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями.

3. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты взаимосвязаны в сложную иерархическую систему.

4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

Если рассматривать структуру личности на примере именно личности предпринимателя, то в качестве модели иерархической структуры можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности. Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.

Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности: так, у всех успешных предпринимателей независимо от пола и возраста отмечаются такие личностные качества как трудолюбие, настойчивость, активность и пр., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность, понимаемая как совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей.

Эта характеристика личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, общественная и деловая.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для человека не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Среди предпринимателей преобладают люди первой и третьей группы, причем, хотя вступают на путь предпринимательства чаще люди первой группы, действительно выдающихся успехов в бизнесе достигают лица с преобладанием деловой направленности.

Черты лидера как залог успеха предпринимателя.

Одно из несомненных положительных качеств личности предпринимательства – это его лидерские качества. Лидера можно определить как наиболее авторитетную личность в данном социальном сообществе, играющую центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Предприниматель не может не быть лидером, так как он должен сплотить вокруг себя людей и воодушевить их для достижения высокой цели. Он достигнет успеха в бизнесе, только если сможет убедить своих сотрудников в способности достичь такого уровня выполнения заданий, которые раньше казались им недоступными. Эта способность лидера тесно связана с такими качествами, как умение создавать оптимистические планы, усиливать надежды на успех, объяснять суть инноваций, сплачивать коллектив в кризисных ситуациях и т. д. По мнению А. Менегетти, лидер - это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Развивая собственную деятельность, он распределяет материальные блага и обеспечивает работой сотни людей. При этом попутно лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества. По мнению А. Менегетти, экономический лидер - это оперативный центр множества отношений и функций, который создает новые рабочие места, приносит прибыль и способствует развитию сферы услуг. Согласно представлениям А. Менегетти лидер обладает тремя группами качеств, среди которых условно можно выделить интеллектуальные способности, личностные качества и приобретенные умения.

Согласно английскому писателю Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой. Первый элемент — воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна способность представить несуществующее. Второй элемент — знание. Оно необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность. Третий элемент — талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем. Четвертый элемент — решимость. Решимость состоит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возможностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежденность другим. Пятое качество — жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам и лентяям. Шестой элемент — притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказываетесь на виду. Если вы хотите повысить свой ранг в обществе, то необходимо многое в себе менять, т. е. работать над имиджем.

Искусство общения во все времена признавалось обязательной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдвинуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусством не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим — в военное. Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депутаты выдвигаются именно благодаря своему красноречию. Лидер должен обладать рядом специфических черт характера, иметь определенную цель, уметь заинтересовать, организовать людей. Лидерство возможно в различных направлениях. Для лидерства необходимы знания и умения. Ведущий принцип деятельности предпринимателя – автономия. Она означает самостоятельность в принятии решений, их неразрывность с действиями, стремлением к личному контролю за информацией и исполнением, способность самостоятельно определить свою судьбу, сильную потребность в достижениях. Наши нынешние бизнесмены — первое поколение людей, избравших для себя эту сферу деятельности и пробивающих себе путь в социально-экономическую элиту. Поэтому они должны выделяться особыми качествами, способствующими новаторству.

Преобладание. Лидеры - в большинстве своем люди решительные, они любят оставлять соперников позади и преодолевать препятствия. В целом они мыслят позитивно и так же относятся к окружающим.

Энтузиазм. Лидеры обычно активны, эмоциональны и энергичны. Часто они чересчур оптимистичны и не боятся перемен. В целом они быстры, проворны и стремятся к неограниченной свободе.

Добросовестность. У лидеров обычно очень развито чувство долга и повышенная требовательность к окружающим. Обычно их критерии совершенства очень высоки, поэтому они ощущают внутреннюю потребность делать все наилучшим образом. Они любят порядок и приучают себя к самодисциплине.

Общественная активность. Риск заложен у лидеров в крови. Обычно они социально агрессивны и эмоционально непробиваемы. Тем не менее, они отзывчивы по отношению к другим и стараются проявлять благородство.

Практичность. Хорошие лидеры практичны, логичны и конкретны. Им чужда сентиментальная привязанность, они не боятся критики. Обычно они равнодушны к трудностям и имеют отличное самообладание.

Уверенность в себе. Уверенность в себе и гибкость - типичные черты лидеров. Они стремятся не культивировать в себе чувство вины и не нуждаются (или почти не нуждаются) в чьем-либо одобрении. Обычно они держатся уверенно и не испытывают угрызений совести. Как правило, на них не оказывают влияния прошлые ошибки и неудачи.

Подверженность влиянию. Как выяснилось, лидеры подвержены чужому влиянию и очень щепетильны в общении с окружающими. В целом они очень заботятся о своей чести и репутации, поэтому стремятся всегда быть в курсе происходящего. Они осторожны и предусмотрительны, принимают решения и переходят к конкретным действиям лишь после того, как все взвесят.

Помимо вышеизложенных качеств, современные лидеры должны также уметь убеждать других людей и быть способными повести их за собой в новом направлении. Лидеры будущего должны уметь предвидеть развитие событий и убедить других в том, что их прогноз заслуживает доверия. Для этого им следует обладать следующими чертами характера:

Гейтс или Эллисон? Каким должен быть предприниматель

Ларри Эллисон и Билл Гейтс – основатели гигантских корпораций в сфере программного обеспечения: Oracle и Microsoft.


Билл Гейтс – противоположность. Филантроп и основатель нескольких благотворительных фондов. Он мечтает искоренить бедность и победить болезни. Билл ведёт скромный образ жизни, носит на руке часы Casio за 15 долларов, может спокойно постоять в общей очереди за бургером. Он примерный семьянин – с женой Мелиндой они вместе с 1994 года. Правда, Гейтсу не чужд авантюризм: в молодости он увлёкся гонками по пустыне на Porsche так, что его задержали за нарушение ПДД.

Оба эти человека – лидеры, миллиардеры и примеры для окружающих. Каждый из них придерживается своей формулы успеха, как и другие бизнесмены. Но несмотря на это, у многих людей с предпринимательской жилой есть общие качества.

Моральные качества предпринимателя

рукопожатие двух деловых людей

1. Честность

В бизнесе имеет значение превосходство над остальными. Желание добиться его подталкивает многих к нечестным ходам.

2. Выносливость

Предприниматель – это сильный лидер. Его уважают конкуренты и сотрудники. Такой человек не боится вызовов.

Илон Маск, генеральный директор компании Tesla, говорит об этом так: «Для того, чтобы начать бизнес нужно иметь высокий болевой порог. Начать бизнес – это как есть стекло и смотреть в бездну.

3. Эмпатия

4. Скромность

Это качество помогает сохранять здравомыслие. Оно тесно связано с чувством справедливости, умением уважать других. Не все предприниматели скромны, но тем, кто обладает этой чертой, она не мешает.

Владелец бренда Zara Амансио Ортега – образец того, как можно быть богатым, но сдержанным и скромным. Он обедает вместе с сотрудниками, летает эконом-классом и живёт в квартире в испанской Ла-Корунье.

Деловые качества предпринимателя

начальник ставит задачу сотрудникам

1. Практичность

Деньги должны работать, а не удовлетворять прихоти. На западе миллионеры редко покупают огромные дома и дорогие машины. Для них это большие расходы на обслуживание при отсутствии дивидендов. Аналогичный подход работает в бизнесе: если ты вкладываешь деньги в то, что не приносит прибыли – это пустые траты.

Яркий пример практичности Уоррен Баффет. В 2010 году бизнесмен, который входит в десятку самых богатых персон мира, обедал с другими миллиардером – Биллом Гейтсом – в МакДоналдсе. При оплате он использовал купоны на скидку.

2. Трудолюбие

Несмотря на состояние и крупный штат сотрудников, большинство миллионеров в России и мире много работают.

3. Дальновидность и наблюдательность

Хороший бизнес удовлетворяет запрос потребителя и развивается с тем, как этот запрос меняется.

4. Умение делегировать

Умение делегировать – это способность доверять и правильно оценить потенциал человека, не перегрузить его, но использовать продуктивно. Растущий бизнес превращается в гигантскую машину, которой невозможно управлять одному. Нужны помощники и надёжные специалисты.

Личностные качества предпринимателя

напряженное лицо бизнесмена

1. Настойчивость и вера в себя

Разные обстоятельства, кризисные условия и промахи влияют на то, как пойдут дела. Важно не унывать, учиться на ошибках и пробовать снова.

2. Обучаемость

Мир меняется. Многие стратегии устаревают. Успешный предприниматель – тот, кто не боится свежего, готов учиться и развиваться.

3. Страсть

Сложно быть трудолюбивым, если вы занимаетесь тем, к чему равнодушны. Именно страсть даёт силы начинать снова и верить в будущее проектов.

Аркадий Новиков, главный ресторатор России, рассказывает об этом историю: «Когда мама привела меня в кулинарное училище, я практически сразу понял, что мне это нравится. Дома на кухне я особенно никогда ничего не делал, а когда в училище мне дали в руки нож, и я начал резать картошку соломкой — это было первое удовольствие от готовки.

4. Умение рисковать

Бизнес неотделим от риска. Но это не превращает предпринимательство в рулетку. Успешный бизнесмен умеет оценивать риск, изучать обстановку, последствия и разрабатывать гибкую стратегию.

Моэд Алтрад, владелец Altrad Group (один из крупнейших производителей цемента), прожил большую часть жизни в нищете. Но потом рискнул и купил обанкротившийся завод. Без опыта в индустрии Моэд быстро изучил рынок, вышел в прибыль и смог масштабировать бизнес.


Впервые тема лидерства была затронута в начале XX века. В те времена стали проводиться исследования лидерства, как определенного стиля поведения человека. Именно тогда впервые предположили, что лидерство – это не только врожденное свойство – ведь если внешне лидерские качества человека проявляются только в его поведении, то этому поведению можно обучать. Первые исследования впоследствии вылились в экспериментальное создание скаутских организаций, в которых на детях отрабатывали обучающие программы по созданию определенных моделей поведения, которые учили детей работать в команде, взаимодействовать с членами этой команды, а также – управлять коллективом. И хотя подобные эксперименты вначале проводились в Англии, позже ими заинтересовались и в Соединенных Штатах Америки. Так в начале второй половины прошлого века в Америке начали применять программу развития лидерства и эффективного управления людьми. Впервые программа была опробована в школе подготовки сержантов в Калифорнии, а позже – во всех подобных школах страны. Окончательно результаты экспериментов сформировались в более-менее приемлемую программу обучения только в середине 70х годов. В этой программе описывались одиннадцать лидерских навыков, а также методы и способы их развития. Программа стала повсеместно применяться в военных школах и училищах, а также – в организации скаутов. В США старались работать по программе с детьми, так как они намного легче обучаются всему новому, и навыки лидерства закреплялись у них быстрее и эффективнее. Взрослым и состоявшимся людям в этом плане намного сложнее – у них уже сложился определенный стандартный набор шаблонов поведения, взглядов и принципов, которые сложно изменить и переломить.

Основным прорывом всех исследований в этой области на протяжении всего прошлого века можно считать сложившееся убеждение, позднее подтвержденное фактами, в том, что лидерству можно научить, это врожденное качество, которое, однако, человек может приобрести и позже – развивая определенные стороны своего мышления и изменяя свое поведение в определенных ситуациях. Кроме того, было выявлено, что даже если человек и не является ярко выраженным прирожденным лидером, он может обладать определенным лидерским потенциалом, и позднее, при развитии основных качеств лидерства – проявить его в полной мере. Однако, в подходе к лидерству в нашей стране и за рубежом есть небольшая разница – если в Европейских странах и США лидера воспринимают прежде всего как эффективного управленца и менеджера, то в России, когда говорят о лидерских качествах, в первую очередь имеют в виду волевые качества, харизматичность и способность вести людей за собой. И хотя многие тренинги и курсы лидерства являются просто копией зарубежных аналогов, часто можно встретить методы развития лидерских качеств, адаптированные под российскую специфику.

Выявление проблем, мешающих этому, – лишь первый шаг в нужном направлении. Предприятиям необходимо создать условия для развития лидерского потенциала на всех уровнях организации и всячески способствовать этому развитию. Одно из важнейших условий – децентрализация и делегирование полномочий, отказ от традиционных для Роcсии методов повышения ответственности сотрудников, таких как иерархический контроль, в пользу предпринимательского отношения к работе. Опыт показывает, что распределение полномочий и ответственности оказывает сильный мотивирующий эффект на сотрудников и повышает эффективность их труда. Не случайно большинство успешных крупных западных корпораций построены на принципах децентрализации и стимулирования предприимчивости: они осознали, что бюрократическая иерархичность несовместима с развитием лидерского потенциала. Второе обязательное условие — ставка на развитие ключевых сотрудников, а значит и лидерского потенциала, на всех уровнях предприятия. В–третьих, развитие человеческого потенциала и воспитание будущих лидеров должно стать задачей первостепенной важности для первого лица компании. В-четвертых, топ–менеджерам необходимо стремиться больше работать над собой, развивать свои лидерские качества и навыки, при этом применяя разные стили управления в зависимости от ситуации. Важно помнить, что стиль управления и манера поведения первого лица, как правило, воспроизводится, копируется непосредственными подчиненными, а затем повторяется на всех уровнях организации. Демонстрируя открытость и сдержанность, показывая, что он ценит инициативу и ответственность, руководитель вызывает ответную реакцию у коллектива.

Российским предпринимателям необходимо децентрализовать свои компании, делегировать полномочия лидерам на всех уровнях организации и акцентировать внимание на выстраивании системы развития и лидерского потенциала. Таким образом, российские предприятия смогут преодолеть культурные препятствия к развитию лидерства и сократить разрыв, отделяющий их от наиболее конкурентоспособных компаний мира.

Лидерство является неизбежным компонентом любого общества и существует во многих областях деятельности человека. Единственное условие для существования лидерства — наличие групп, где оно проявляется. В больших и малых группах лидеры различны. Так, Ю.Н. Емельянов считает, что в малых группах лидером зачастую становится харизматичный авторитетный человек, который за счет более активной роли в коллективе приобретает доминирующее положение и реализует некоторые функции, обусловленные его позицией.

Лидерство в предпринимательстве имеет свойства, характерные для больших групп, поскольку налицо сразу несколько групп, являющихся участниками конкурентного противостояния. Важнейшие из них — прямые и косвенные (например, партнеры субъекта, конкурирующие с ним за более выгодные условия партнерства) конкуренты субъекта предпринимательства, его клиенты и все остальное внешнее окружение. Каждая их этих составляющих является большей или меньшей группой, а, значит, и лидерство будет проявляться в каждой из этих групп. Лидеры в предпринимательстве обладают возможностью воздействовать на внешнее окружение, поскольку без этого они бы не были более конкурентоспособны, чем их соперники. Данное утверждение справедливо, поскольку, например, такой показатель, как объем доли рынка субъекта предпринимательства, является показателем силы его воздействия на клиентов в силу известности, предполагаемого качества, а возможно, и престижности продукции. Кроме того, большие масштабы производства позволяют экономить на издержках, освобождая финансовые ресурсы для развития других компонентов деятельности — качества продукции, рекламы, условий сбыта и др. Воздействие конкурентов проявляется посредством того, что те вынуждены не отставать от лидера в своей деятельности. Воздействие лидера в предпринимательстве на контрагентов, в свою очередь, проявляется в их заинтересованности в сотрудничестве с лидером, так как это повышает их общественную ценность по сравнению с конкурентами. Воздействие на общественность проявляется через признание с ее стороны интегральной силы лидера по сравнению с другими представителями рынка.

Проведенные изыскания о лидерах и претендентах на лидерство в предпринимательстве позволяют не только более структурно подходить к анализу лидерства на том или ином рынке, что является полезным прикладным аспектом, но и раскрывать общие тенденции, касающиеся поведения компаний на рынке, использование которых может, например, существенно облегчить жизнь компаниям-середнякам, позволяя им не изобретать каждый день велосипед, а лишь следовать за лидером и претендентами.

На основании всего вышеизложенного отметим, что лидерство во все времена являлось, и будет являться актуальной темой не только для обсуждения, но и темой для тщательного изучения.

Список литературы

Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидерские навыки / Д. Адаир. – М.: Эксмо, 2003. – 318 с.

Большой психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2014. 672 с.

Морозова Ю.А. Лидерство и самореализация личности / Вестн. Волгоградского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2004. – № 5. – С. 179- 182

Чеглов В. П. Инновационный ритейл. Организационное лидерство и эффективные технологии / В.П. Чеглов. – Москва: Форум, 2015. - 208 c.

Читайте также: