Доклад на тему личностно ориентированный подход в обучении в начальной школе

Обновлено: 16.05.2024

Личностно-ориентированный подход — главная идея в программе гуманизации современного образования. В связи с этим нуждаются в пересмотре организационный, содержательный и управленческий компоненты образовательного процесса с точки зрения их влияния на развитие личности, повышения качества образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Умелое применение приемов и способов внутренней и внешней дифференциации делает педагогический процесс природосообразным – в максимальной степени адекватным своеобразию индивидуальной природы личности учащегося и в значительной мере содействующим формированию его неповторимых черт и качеств.

Современные концепции начального образования также исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированный подход. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

При разработке вопроса о дифференциации процесса обучения в начальной школе я исходила из основных направлений, по которым идет процесс совершенствования обучения в последние годы:
- усиление практической направленности учебно-воспитательного процесса;
- управление не только содержательной, но и операционной стороной учебной деятельности (например, какие действия и в какой последовательности нужно выполнять при решении орфографической, грамматической, речевой, арифметической задачи);
- формирование системы знаний и умений на основе усвоения учащимися связей между понятиями, между умениями;
- воспитание в процессе обучения;
- системный подход к обучению;
- формирование умения учиться.

Дифференцированный подход предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала. При этом один ребенок не найдет применения своим способностям, не будет тренировать себя на трудном для него материале, а у другого разовьется чувство неуверенности в своих силах. И в том и в другом случае у учащихся угаснет интерес к обучению. Только дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс более плодотворным, интересным.

Навык самостоятельности в работе лучше формируется через дифференцированные задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Дифференцированный подход невозможен, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Необходимо обучать детей на наивысшем уровне их познавательных возможностей. Следование данному принципу позволяет мне выявлять более способных учеников и создавать для них условия, благоприятные для их развития. Для детей, испытывающих затруднения в обучении, дифференцированный подход способствует созданию условия для формирования базовых знаний на доступном для них уровне. Главным методическим принципом дифференциации обучения считают четко продуманное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме.

В соответствии с дифференцированным подходом к обучению учащихся, каждый ученик получает доступное задание (но не ниже уровня программы). Ученики постоянно повышают уровень своих заданий . Это формирует соответствующую самооценку учащимися своих возможностей. Такая работа имеет важное воспитательное значение, приучает к тщательному выполнению любого задания, поддерживает на должном уровне активность, формирует чувство самостоятельности и ответственности.

Суть дифференцированного подхода не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания. Такая дифференциация сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы, т.е. в самостоятельную работу включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит к решению основного задания. Слабоуспевающий ученик в дополнение к заданию получает карточку с теоретической справкой, предписанием, алгоритмом действия, использование которой – помощь в таком опосредованном виде.

Итак, основное назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы зная и учитывая индивидуальные отличия учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.

С активизацией процесса демократизации общества усилилась потребность в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора. От ориентации на общество образование поворачивается к ориентации на личность. Поэтому чрезвычайно актуальной становится проблема развития личности школьника.

Обращение к тематике личностно - ориентированного обучения, на наш взгляд, актуально еще потому, что, с одной стороны, во всех школах России признается приоритет данного направления в новой образовательной концепции, и в то же время лишь немногие образовательные учреждения в полной мере реализуют идеи личностно - ориентированного обучения на практике. Некоторые педагоги считают, что личностно - ориентированное обучение в условиях классно - урочной системы осуществить невозможно, так как в классе 25 и более учеников, и построить урок, учитывая интересы и потребности каждого, педагог не в состоянии. Но смысл личностно-ориентированного обучения заключается не в этом. Учет особенностей каждого ученика предполагает в индивидуализации обучения, а не в личностной его ориентации. В процессе индивидуализации педагог видоизменяет учебный процесс, подстраивая его к особенностям ребенка, адаптирует педагогические воздействия - к ученику. В личностно-ориентированном обучении ученик предстает как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в окружающем мире. Возможность выбора в учебном процессе - отличительная черта личностно - ориентированного обучения.

Методологический уровень анализа проблемы личностно-ориентированного обучения представлен в работах Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, И.С.Якиманской и др. Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме исследования свидетельствует об его актуальности. В процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме личностно-ориентированного обучения, мы обнаружили, что специфика работы с младшим школьником в условиях данного обучения практически не раскрыта. Это объясняется сложностью и возрастным своеобразием объекта исследования, ограниченностью выбора содержательного материала и методических приемов. Остаются открытыми вопросы о том, как лучше организовать личностно - ориентированный урок в начальной школе, учитывая своеобразие младшего школьного возраста, какие приемы и методы взаимодействия использовать, какой учебный материал выбрать для раскрытия той или иной темы с учетом субъектного опыта ребенка.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей личностно – ориентированного обучения младших школьников в начальных классах.

Объект исследования - личностно - ориентированное обучение младших школьников.

Предмет исследования – способы реализации личностно – ориентированного обучения в начальной школе.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что личностно – ориентированный подход в обучении в начальной школе способствует развитию личности младших школьников при следующих педагогических условиях:

-проведение обязательного и регулярного психолого - педагогического исследования индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, учёт этих особенностей при обучении;

-отбор содержания урока, позволяющего реализовать основную цель личностно - ориентированного обучения - создание условий для развития личностных функций учащихся.

■ Осуществить теоретический анализ основ личностно -
ориентированного обучения.

■ Выявить оптимальное содержание урока как формы реализации
личностно - ориентированного обучения младших школьников.

■ Определить наиболее оптимальные приемы, формы и средства личностно - ориентированного обучения младших школьников.

Для реализации задач исследования возможно применение следующего комплекса методов:

- анализ, синтез и сравнение исследуемых явлений;

- обобщение и анализ педагогического опыта;

- тестирование, анкетирование, беседа;

- организация опытно-экспериментальной работы.

реализация ориентир личность обучение школа

Глава I . Теоретические основы личностно – ориентированного обучения младших школьников

1.1 Сущность и структура личностно – ориентированного обучения

В современном понимании, по мнению исследователей, для обучения характерно упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной, специально организованной, познавательной деятельности, в процессе которой у учеников формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к

Таким образом, анализ источников показал, что с древнейших времен ведется поиск наиболее эффективных и совершенных путей обучения и образования детей. Самое ценное из накопленных наукой знаний, лучшее из опыта оказало влияние на совершенствование процесса обучения.

Современная дидактика, по мнению исследований, интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические

разработки в образовании. Основу современных дидактических систем составляют объективные закономерности. Благодаря этому современная дидактика смогла преодолеть односторонний подход к пониманию и анализу процесса обучения. Несмотря на бурный рост всевозможных технологий обучения, ни одна из них, как утверждают ученые, не представлена в чистом виде, одна включает элементы другой. Однако необходимыми требованиями для каждой технологии являются воспитывающий, развивающий характер обучения и активность объекта научения.

Все виды обучения, особенно программированное, позволяют эффективно использовать дифференцированное обучение - такой подход,

средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению.

Таким образом, дифференцированное обучение позволяет эффективно решать вопросы качественного обучения всех детей, но одной из главных задач современной школы является развитие личности. Данной проблемой занимаются теоретики и практики личностно-ориентированного обучения.

Для понимания сущности личностно-ориентированного обучения обратимся к анализу концепций, разработанных отечественными учеными и имеющих принципиальное значение для нашего исследования.

Так, например, Ш.А.Амонашвили условно делит модели образования на авторитарно - императивные и гуманные. Авторитарно-императивный подход базируется, по его мнению, на:

- нивелировании индивидуальности отдельного ребенка;

- подчинении детей целям и воле взрослого в процессе воспитания и обучения;

- отчуждение ребенка от участия в процессе организации собственного образования;

- превращении вопроса дисциплины в главную педагогическую проблему;

- порождении насилия по отношению к детям.

По мнению ученого, гуманный подход (личностно-ориентированный) отличается:

- максимально возможным учетом и культивированием детской индивидуальности;

- стремлением превратить ребенка в полноправного сотворца собственного развития;

- отсутствием всякого рода насилия по отношению к ребенку[6] .

В основу личностно-ориентированного подхода к обучению В.В.Сериков положил теорию личности, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Обучение, ориентированное на личность, достигает своей цели только тогда, когда создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов обучения. Главным условием проявления личностных способностей в процессе В.В.Сериков считает создание личностно-

ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), в которой востребуется проявление личностных функций учащихся[9] .

Методологической основой проектирования личностно - ориентированного обучения в концепции И.С.Якиманской является принцип субъектности в соответствие, с которым автор указывает на возможность возникновения внутренних механизмов развития личности, создаваемых самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности. Личностно-ориентированное обучение, по мнению И.С. Якиманской, должно обеспечить своеобразную встречу субъектного опыта, сложившегося у ребенка в дошкольном возрасте, с общественно значимым опытом в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. И.С. Якиманская обращает внимание на то, чтобы направленность обучения на индивидуально-личностное развитие учащихся нашли отражение в учебных программах, которые бы инициировали субъектный опыт учащихся, ориентировали на использование разных способов учебной работы, изменили вектор движений не от педагогических воздействий к ученику, а от ученика - к условиям его обучения[10] .

Наиболее важными для нашего исследования мы считаем следующие положения концепции И.С. Якиманской:

- направленность учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты его личностного развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой, прежде всего, на успех в достижении положительных учебных результатов;

- построение урока, направленного на создание условий для самореализации, самостоятельности каждого ученика, на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, на стимулирование учеников к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога, полилога)[11] .

Анализ названных концепций личностно-ориентированного обучения свидетельствует, что данная система противостоит ранее существовавшей в советской школе традиционной модели обучения и воспитания учащихся. Во-первых, личностно-ориентированное обучение направлено на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного обучения педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств. В-третьих, применение этого обучения предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогом и их воспитанниками.

К основным ключевым элементам построения личностно-ориентированного обучения, по мнению ученых, можно отнести следующее:

- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- Я - концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

В основе построения личностно-ориентированного обучения лежат следующие принципы:

-Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

-Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.

-Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.

-Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

-Принцип доверия и поддержки. Такая атмосфера раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их собственного потенциала, развитию сильных сторон их личности, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

После анализа основных компонентов личностно-ориентированного обучения с целью обобщения всего выше сказанного можно его структуру представить в виде схемы.Структура личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, наличие у педагога представлений о сущности и структуре личностно-ориентированного обучения позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить всоответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развития его субъектности и индивидуальности.

Личностно-ориентированное обучение - это такой тип образовательного процесса, при котором личность педагога и личность школьника выступают как его активные и основные субъекты. Основной целью образовательного процесса данного типа является формирование и развитие личности школьника, с учетом его индивидуальности и неповторимости, необходимым является также учет ценностных особенностей ребенка и его ориентаций, структуры убеждений и психологических особенностей, которые составляют основу внутренней модели мира ребенка.

Гост

ГОСТ

Характеристика личностно-ориентированного подхода в образовании

Личностно-ориентированный подход – это тип обучения, при котором цели и содержание обучения, закрепленные государственным образовательным стандартом и программами обучения, приобретают личностный смысл для учащихся, развивая у них мотивацию учения.

Личностно-ориентированный подход основан на учете индивидуальных особенностей учащихся, рассматриваемых как личности со своими характерными чертами, склонностями и интересами. В соответствии с этим подходом обучение предполагает:

  • самостоятельность учеников при обучении, что выражается определением целей и задач курса самими учащимися, а также выбор предпочтительных приемов обучения;
  • опора на знания и опыт, имеющиеся у учащихся;
  • учет социокультурных особенностей учеников и их образа жизни, поощрение стремления быть самим собой;
  • учет эмоционального состояния учеников, а также их морально-этических и нравственных ценностей;
  • целенаправленное формирование учебных умений, характерных тем или иным учебным стратегиям;
  • перераспределение ролей учителей и учеников в учебной деятельности: роль учителя ограничивается, ему присваиваются функции помощника, консультанта и советника.

Личностно-ориентированный подход как методика существует уже достаточно давно. Впервые данное понятие начал использовать К. Роджерс, говоря об этом методе обучения, как о принципиально новом. По его мнению, личностно-ориентированный подход позволяет ученику не просто обучаться, а учиться с удовольствием и получать материал, насыщенный информацией и развивающий воображение. Он подчеркивал, что обычно в образовании упор делается на интеллектуальное развитие, а не на личностное.

Принципы личностно-ориентированного подхода

Личностно-ориентированный подход основан на нескольких принципах:

  • принцип вариативности – должны использоваться не однотипные и одинаковые для всех, а различные модели обучения на основании индивидуальных личных особенностей детей и их личного опыта;
  • принцип синтеза – технологии, вовлекающие учеников в процесс познания и совместного действия при эмоциональном освоении мира;
  • принцип старта – вовлекать детей в такую деятельность, которая им понятна и близка, но при этом предпочтительна, создавать благоприятные условия для дальнейшего изучения учебных предметов.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом исследователями отмечено, что при развитии личности воспитанника педагогу следует ориентироваться и на развитие его познавательной сферы, включающей ощущения, восприятие, мышление и память.

Теоретические основы личностно-ориентированного подхода

Изменения, которые стремительно протекают в современном обществе из-за перехода к новым отношениям, оказывают значительное воздействие на развитие системы образования. В современных социокультурных и экономических условиях идет перестройка практики работы всех образовательных учреждений, с ориентировкой на воспитанника как на личность, представляющую самосознательный и ответственный субъект собственного развития и субъект учебно-воспитательного взаимодействия.

Личностно-ориентированный подход в рамках гуманизации и гуманитаризации каждого звена образовательной системы выступает как базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию в процессе взаимодействия с каждым учащимся и коллективом. Личностно-ориентированный подход предполагает необходимость оказания помощи ученикам в осознании себя в качестве цельной личности, а также выявление и раскрытие возможностей ученика, становление самосознания и осуществление личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самоутверждения и самореализации.

Личностно-ориентированному подходу характерна свобода и свободный выбор себя и своего мировоззрения, а также поступки, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, а также творчество и самоопределение. В современных условиях необходимо помогать каждому человеку выстраивать собственную личность, то есть выбирать значимые для себя ценности, овладевать определенной системой знаний, выявлять круг интересующихся проблем, осваивать способы их решения, открывать мир своего Я и учиться им управлять.

Ведущее стратегическое направление в развитии системы школьного образования в мире, на сегодняшний день, - личностно-ориентированный подход в образовании.

Личностно-ориентированный подход рассматривают сегодня в качестве обучения, которое выявляет особенности ученика-субъекта, признает самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивает педагогическое воздействие на основании субъектного опыта ученика.

К ведущим идеям личностно-ориентированного обучения относят:

  • цели личностно-ориентированного обучения: развитие познавательных способностей учеников, максимальное раскрытие индивидуальных особенностей детей;
  • обучение в качестве заданного норматива познания;
  • учение понимается в качестве сугубо индивидуальной деятельности отдельного ребенка, направленной на преобразование социально-значимых образцов усвоения, которые задаются обучением;
  • субъективность учащегося рассматривается в качестве производной от обучающего воздействия, присущей ему изначально;
  • конструирование и реализация образовательного процесса предполагает проведение работы, направленной на выявление субъектного опыта каждого учащегося и его социализацию;
  • усвоение знаний из целей становится средством развития учащегося, что учитывает его возможности и индивидуально-значимые ценности.

Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении возможна, только если использовать личностно-ориентированные педагогические технологии и переосмыслить профессиональные позиции педагога.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям. Одной из таких технологий является технология дифференцированного обучения, которая позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся.
Как известно, дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого школьника.

Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями.

Дифференцированный подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости потому, что каждый учится так, как может. Именно поэтому в классе улучшается психологический климат. Учащиеся с низкими учебными воз-можностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации. Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим.

Использую этот метод уже достаточно давно, начинаю его применять с первых дней ребенка в школе, на любом этапе урока. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно – ориентированного подхода, опробованных и освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его оптимизации.
Класс делится на три группы, причем уровень сложности задания ребенок выбирает сам. В самом начале применения метода дети иногда завышают или необоснованно занижают свои возможности, но постепенно каждый учится выбирать необходимое.

  • 1 уровень - самый легкий
  • 2 уровень – рассчитан на среднего ученика
  • 3 уровень – повышенной сложности.
  • 1 уровень – найди слоги с буквой, подчеркни букву с
  • 2 уровень -придумай слово со слогом. Запиши.
  • 3 уровень – придумай рассказ.
  • 1 уровень - вставь пропущенные буквы.
  • 2 уровень – запиши проверочное слово.
  • 3 уровень – придумай и запиши предложения.
  • 1 уровень – реши задачу
  • 2 уровень – измени вопрос.
  • 3 уровень – придумай аналогичную.

При учитывании уровня готовности учащихся к восприятию учебного материала ,при реализации психолого - педагогических условий, грамотном использовании методик дифференцированное обучение может служить основой интеллектуального развития младшего школьника, будет способствовать повышению качества и объема знаний, самооценки учащегося, развитию компетенций субъектов образовательного процесса.

Становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума. Идти не по пути увеличения объема заданий, а за счет разнообразия заданий.

Наступление весны.
Зима к…нчает(?)ся, начинается весна .День становит(?)ся светлее, воздух теплее. Со…нце руш…т снежн… крепости.Зима (н…) (з,с)д ает(?)ся без боя. Ночью моро(с,з) заковывает землю. Утром вверху бл…стит со…нце,а на белой земл. по… вляют(?)ся сини… тени от деревьев. У д…мов шумят вороб… и, и под крыш… й соби- рают(?)ся голуби.
Обычный диктант не показывает реального состояния орфографической грамотности слабых школьников, а задание на карточке позволяет выявить реальную картину достижений учащихся. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуется зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы.

  • учитель хорошо знает школьника ,его индивидуальные и психологические особенности, его сильные и слабые стороны;
  • ученики достигли определенного уровня умений самостоятельного приобретения знаний;
  • в классе есть коллектив;
  1. Совместная постановка задачи.
  2. Дифференцированное повторение необходимого материала.
  3. Совместное изучение нового материала.(Для учащихся III группы он повторяется в облегченном варианте. Если материал уже знаком, возможно что учащиеся I и II группы работают по учебнику, а III группа с учителем.
  4. Дифференцированное закрепление.
  5. Проверка работы каждой группы с участием остальных учеников.
  6. Общая проверка усвоения материала.
  7. Дифференцированное домашнее задание.
  • во-первых, определяем систему знаний, умений, навыков ,подлежащих усвоению.
  • Во-вторых, подбираем тексты упражнений, определяем способы их выполнения.
  • В-третьих, выделяем наиболее сложные вопросы, которые могут затруднить учащихся
  • В-четвертых, продумываем пути взаимодействия групп ,рациональные приемы проверки результатов.


Учащиеся II группы также работают самостоятельно с учебником, затем заполняют таблицы по изучаемой теме.
Слабые ученики нуждаются в поэтапной отработке изучаемого материала и наглядности, поэтому осваивают теоретический материал под руководством учителя, который использует наглядно-опорные материалы.
На этапе закрепления учащиеся выполняют различные виды заданий, уровень сложности которых постепенно повышается, так как и слабым ученикам постоянно работать на облегченном материале нельзя — затормозится их развитие.
Роль учителя в работе с каждой из групп меняется: ученикам I группы, которые работают самостоятельно, он дает в основном общие указания о требованиях к выполнению задании, а также о путях и способах выполнения. Ученики II группы получают более детальные комментарии.


Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учеников III группы. Если их лишить возможности упражняться самостоятельно, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью. Но, с другой стороны, они больше остальных нуждаются в постоянной помощи учителя.


Я считаю, что дифференцированное домашнее задание для учеников I группы должно быть направлено на расширение и углубление знании, умений и навыков, выполнение упражнений, требующих творческого подхода; задания для учеников II группы - на углубленное изучение нового материала. У школьников III группы домашние задания служат закреплению основ изу-ченного и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Читайте также: