Доклад на тему кумыки

Обновлено: 18.05.2024

Культура

У кумыков существует система народных правил и установлений повседневной жизни - адатов. "Не придерживающиеся адатов, обществом не признаются" - таково распространенное мнение местных жителей. Для кого-то адат - это в большей степени этикет. Но у кумыков - юридическая норма, которая действовала в повседневной жизни еще и в 1940-е годы, а кое-где и позднее. Печатные сборники адатов в начале ХХ в. служили основой даже для разбирательств уголовных дел. Помимо юридических определений в адрес таких преступлений, как убийство, воровство, не менее важными считались нормы "по оказанию уважения и почета друг другу", нормы в ситуациях, "когда прибыл гость". Целая серия норм посвящена семейным отношениям: жены не вмешиваются в дела мужей; родственников со стороны мужа жена называет почетными именами, не называя настоящим именем; с отцом мужа никогда не говорит.

По кумыкской традиции, отношение к детям - по истине спартанское. Даже мать после рождения ребенка должна прилюдно делает вид, что ничего общего с ним не имеет. А отец вообще многие годы обязан скрывать свою отцовскую привязанность. Только бабушки и дедушки в полной мере могут реализовать свою потребность в ухаживании за малолетними. Причины тому разные. Одна из них - запрет старикам заниматься тяжелым физическим трудом. Пожилым только и остается, что малолетних нянчить. В прошлые времена ухаживать за детьми считалось не трудом, а удовольствием. У кумыков традиция детского обожания сохраняется.

Юноши и девушки знакомились во время коллективных работ или на свадьбах. Но решающее слово при выборе невесты или жениха принадлежало родителям. Учитывались происхождение невесты и жениха, их имущественное положение. От невесты требовалось, чтобы она была здорова и трудолюбива. Иногда брак осуществлялся путем побега юноши и девушки или похищения невесты.

Родители жениха сами не могли сватать невесту. Для этого ими выбирался кто-то из уважаемых знакомых. По обычаю, сват посещал дом невесты несколько раз. Иногда сосватывали маленьких детей. Обязательна была уплата калыма (выкупа за невесту). Девушке, кроме того, полагалось приданое, состоявшее из домашней утвари и скота. До свадьбы жених и невеста избегали встреч друг с другом на глазах односельчан, встречаться они могли только тайно.

Свадьба длилась три дня. Угощение готовилось отдельно для мужчин и женщин. Все гости приносили подарки. Невесте дарили необходимое в хозяйстве, жениху – продукты и деньги. Обязательными были танцы и песни. На второй день свадьбы совершался торжественный перевоз невесты в дом жениха. Невесту одевали в присланную женихом новую одежду, закутывали в покрывало. С наступлением сумерек в специальной арбе с плетеным из орешника высоким верхом, покрытым узорным ковром, ее перевозили в дом мужа. Девушку провожали подруги и мужчины – ее соседи, почетные гости.

Спустя месяц после свадьбы невестку вводили в большую комнату дома мужа. По этому поводу устраивалась пышная церемония. Затем она возвращалась в свою комнату, где проходило угощение подруг.

Невестку не сразу допускали к участию в хозяйственной жизни семьи.

Одним из самых радостных событий было рождение детей. Многодетность рассматривалась как признак семейного благополучия. Особенно торжественно отмечалось рождение мальчиков. Через неделю после рождения младенца укладывали в люльку и давали ему имя. На этой церемонии присутствовали только женщины. Обычно младенца нарекали именем умершего родственника или кунака. Первой имя называла бабушка. До определенного возраста детей отцы участия в их воспитании не принимали, не принято было проявлять и свои родительские чувства. Даже мать при посторонних не должна была ласкать детей.

К большим торжествам – свадьбам, религиозным праздникам приурочены конно-спортивные игры. Скачки, джигитовка, а также стрельба из лука – самые популярные виды спорта. В них принимают участие в основном юноши.

С VIII-XII веков среди кумыков получило распространение мусульманство суннитского толка со всеми присущими ему особенностями. Есть сведения о том, что до этого периода определенное распространение получило христианство, а среди верхушки Хазарии - и иудаизм.

Фольклорно-этнографический материал позволяет говорить о поклонении кумыкских племен верховному богу Тенгири, божествам и духам Солнца, Луны, Земли и Воды и другим. Сохранились побывальщины, устные рассказы, обрядовые песни о демонологических существах - Ал-баслы (безобразная женщина), Сув-анасы (Мать Воды, она может утопить купающихся), Темиртёш, Балтатёш, Къылычтёш (у них из груди торчит лезвие топора или сабли), Сюткъатын (очевидно, богиня, дух дождя и плодородия), Басды-рыкъ (во сне может удушить людей), Сулагь (прожорливое существо). Широкое распространение среди кумыков, получила мусульманская мифология, которая частично напластовалась на языческие верования .

Значительного уровня у кумыков достигло орнаментальное искусство. Так, в домах старого типа большое значение придавалось резному орнаменту, которым украшались деревянные части дома и ворот.

Оригинальностью и высокими художественными качествами отличались кумыкские ворсовые и безворсовые ковры, войлочные ковры, циновки, переметные сумки. Кумыкский народ создал высокохудожественные образцы фольклора. В героический эпос входят “Йыр (песня) о Минкюллю”, восходящий к глубокой древности и в ряде характеристик сходный с “Эпосом о Гильгамеше”, “Йыр о Карт-Кожаке и Максуман”- памятник кумыкского нартского эпоса, “Йыр о Джаватбие”, в котором, как и в огузском эпосе о Деде Коркуте, повествуется о борьбе героя с ангелом смерти Азраилом. Значительное распространение получил и нартский эпос. В “Сказании о битве при Анжи” отражен период арабо-хазарских войн.

Календарно-обрядовая поэзия представлена песнями вызова дождя (Земире, Сюткъатын и др.), осенними песнями (Гюдюрбай, Гьюссемей и другие), песнями встречи весны (Навруз) и другие.

Кумыкский танец, имевший около 20 вариантов, относится к типу лезгинки, он отличается рядом особенностей, характерных развитой хореографии.

АНОНС НОВОСТЕЙ

22 января Британское издание The Daily Telegraph выпустило список из двенадцати городов мира, в которых должен побывать каждый уважающий себя путешественник.

После Санкт-Петербурга следует посетить Берлин, Сиену, Бордо, Нью-Йорк и Марракеш. Ну а завершить, путешествие протяженностью в год, можно в Вене.

В текущем году Петербург ожидает бум туризма. Если в 2015 году Северную столицу уже посетило рекордное количество туристов - шесть с половиной миллионов человек, то в 2016 году ожидается увеличение этой цифры на треть.

С удовольствием разместим Ваши фотографии и другие материалы о заповедных местах России.

Мы уже получаем материалы от наших читателей и с ними можно ознакомиться здесь:

Кумыки, къумукъ (самоназв.), народ в Российской Федерации — 277,2 тыс. чел., из них в Дагестане — 231,8 тыс., в Чечне — 9,9 тыс., в Северной Осетии — 9,5 тыс. чел. Общая численность — 282,2 тыс. чел.

Кумыки, къумукъ (самоназв.), народ в Российской Федерации — 277,2 тыс. чел., из них в Дагестане — 231,8 тыс., в Чечне — 9,9 тыс., в Северной Осетии — 9,5 тыс. чел. Общая численность — 282,2 тыс. чел.

Коренное население Кумыкской равнины и предгорий Дагестана. Говорят на кумыкском яз. Диалекты: буйнакский, кайтагский, предгорный, терский, хасавюртовский. Письменность на основе русского алфавита. Верующие Кумыки — мусульмане-сунниты.

Первые упоминания этнонима Кумыки встречаются у античных авторов Плиния Старшего, Клавдия Птолемея (2 в. н.э.) и др. Формирование Кумыков как этноса относится к 12-13 вв.

Традиционные занятия: пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, рис, кукуруза); скотоводство, также садоводство, огородничество, виноградарство, рыболовство, пчеловодство, торговля, добыча соли, нефти, охота. Домашние промыслы и ремeсла: сукноделие, хлопчато-бумажное ткачество, ковроделие, обработка кожи, металла, дерева, камня и др.

В 19 в. ещe сохранялись пережитки патриархально-родовых отношений (тухум, тайпа, къавум). Основной тип семьи — малая с подчинeнностью старшему по возрасту (мужчине, реже — женщине), хотя в решении важных вопросов большую роль играл семейный совет. Помимо кровнородственных связей были развиты институты аталычества и куначества.

Планировка сeл — горизонтальная. Традиционное жилище: наземное турлучное, саманное с пологой двухскатной крышей и каменное с плоской крышей (одноэтажное, полутораэтажное, двухэтажное различной планировки).

Национальный костюм: мужской — рубаха, штаны, бешмет (къаптал), черкеска (чепкен), шуба (тон), бурка (ямучу), папаха (папах, бeрк), кожаная обувь; женский — платье-рубаха, штаны (шалбар), различные платья (полша, арсар, къабалай), платки, чуткъу, кожаные чувяки, башмаки, галоши без задника. Костюм дополнялся разнообразными украшениями.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость

Пища: мучные, мясо-молочные блюда — шорпа (суп), хинкал (род галушек), кюрзе (пельмени), долма, плов, шашлык, соус, каши, многочисленные разновидности халвы, пирогов, яичниц, хлеба и т. д., напитки (айран, шербет, чай и др.).

Среди народов Дагестана особенно выделяются кумыки, древнейший народ, что по своей численности в республике занимает третье место. Традиции кумыков показывают нам, насколько преданно эти люди относятся к своим историческим и культурным ценностям. Основные принципы в обычаях и мировосприятии практически не изменились за последние столетия. Основой культуры кумыков являются уважение к старшим, верность традициям, почтение к женщине.

В устном творчестве этого народа не раз проскальзывает мотив бережного отношения к жене, ведь она – “счастье мужа”. Кумыки являются крупнейшим тюркским этносом Северного Кавказа. Их культура в ходе становления приобрела немало заимствований, однако сегодня крайне заметно влияние кумыкских традиций на соседние народности. Чем же интересны их обычаи? Какая она – кумыкская свадьба? Что можно увидеть на праздниках кумыков?

Социальные принципы

В старину кумыкское общество имело строгое социальное деление. Выделялось несколько сословий, причём наивысшим были князья. Они стояли во главе территориальных объединений. По сути князья были местными правителями на определённой территории.

Следующую социальную “ступеньку” занимали уздени. Они выполняли функции княжеской охраны, решали вопросы, связанные с управлением землями и имущественные проблемы. Эти люди не работали, поскольку деятельность их была связана со службой высокому лицу.

Низшим сословием считались крестьяне и холопы. Они находились в услужении определённого князя. Несмотря на положение подчинённых, крестьяне могли переселяться от одного хозяина к другому и даже заниматься мелким предпринимательством. При возникновении спорных ситуаций решение принимал не князь, а собрание узденей. Принципы поведения регламентировались нормами адата – особого кодекса морально-этических правил, или же законами шариата.

Свадебные традиции кумыков

Семейные традиции кумыков стали отражением самобытной культуры этого народа. Одним из самых торжественным и значимых событий для семей считалась свадьба. Она включала в себя несколько этапов, причём подготовке уделялось не меньше внимания, чем самой церемонии. В наше время многие старинные обычаи кумыкской свадьбы сохранились. Как же она проходила?

Как правило, свадьбы кумыки праздновали по осени. В это время уже был собран урожай, и становилось ясно, на что семья может рассчитывать. Часто о свадьбе договаривались родители жениха и невесты, после чего их родственники отправлялись к знакомым и соседям с приглашениями. Этот этап мог длиться несколько месяцев.

Незадолго до свадьбы проходило собрание двух семей, планирующих связать себя родственными узами. Это было необходимо для уточнения списков гостей, подсчёта расходов. Интересно, что жених за несколько недель до торжества покидал дом и жил у друзей.

Кумычка, вторая половина XIX века Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Кумычка, вторая половина XIX века
Местонахождение: Кунсткамера, Санкт-Петербург, Россия

Считалось, что так молодой человек сможет вдоволь пообщаться с приятелями, а после свадьбы сможет уделить максимум времени юной супруге. Семья, в которой жил жених, нередко брала на себя основную часть расходов перед торжеством, причём с родственники юноши и девушки оставалась добрыми друзьями на протяжении всех последующих лет.

От себя хочу заметить, что у многих кавказских народов (в том числе и кумыков) было принято отдавать ребёнка на воспитание в семью друзей. Часто именно после такого обмена два семейства становились особенно близки и, конечно, поддерживали, “общих” сыновей.

Девушка, пока в её семье проходили активные приготовления к торжеству, тоже должна была жить у подруг или родственниц. Ей желали счастливой семейной жизни, одаривали памятными подарками.

Непосредственно свадьба длилась три дня. Первый день был посвящён самым близким людям. В эту пору, как правило, присутствовали лишь родственники и лучшие друзья жениха и невесты. В первый день гости подносили подарки молодым. Невесте дарили ткани, кухонную утварь, украшения, а жениху, как главе семейства, – деньги. Если на торжество приезжали гости из отдалённых селений, их встречали с особым почётом.

На второй день невеста въезжала в новый дом. Девушку сажали в арбу, причём сопровождали её подруги и родственники. Обязательным было присутствие нескольких крепких мужчин (например, братьев) из семьи девушки. Они обеспечивали безопасность в пути.

В обязательном порядке девушку сопровождала старшая наставница. Это могла быть супруга брата или дяди. Когда процессия въезжала во двор жениха, её осыпали мукой, зёрнами и сладостью. Именно так новые родственники желали невесте счастья, благополучия и плодовитости.

Важным был день открытия лица. Этот особенный для невесты обряд сопровождался массой занимательных ритуалов. В день открытия лица девушка преподносила ценный подарок семье, где проживал её жених накануне свадьбы.

Как вы могли заметить, обо всех свадебных традициях кумыков я рассказала в прошедшем времени, но это вовсе не значит, что сегодня эти обычаи остались забытыми. Просто далеко не все семьи и не все ритуалы продолжают совершать во время торжества. Каждый сам выбирает, к чему склониться – к европейскому стилю свадьбы или традиционному варианту.

Интересные ритуалы свадеб

Не стоит представлять свадьбы кумыком строгим церемониалом. Напротив, эти торжества никогда не обходились без музыки и зажигательных танцев. А некоторые традиции вовсе вызывают особый интерес. Например, не принято было участвовать в организации торжества близким родственникам жениха (его родителям и родным братьям-сёстрам). А вот соседи и друзья, напротив, едва не дрались друг с другом в надежде получить почётное право организовать свадьбу. Это считалось крайне почётной миссией.

До свадебного торжества жених и невеста не должны были видеться друг с другом. Приходя в дом своего супруга, девушка приносила угощение из ягод (чаще всего готовили пастилу). Первой его должна была отведать самая богатая родственница жениха, а после – все остальные.

А сама невеста при входе в дом окунала руку в мёд и оставляла отпечаток ладони у двери. В день прощания с девичеством родственницы мужа распускали косы невесты, после чего заплетали ей новую причёску. С этой минуты она считалась молодой женой.

Часто приходится слышать о традиции похищения невест, популярной на Кавказе. У кумыков тоже существовал такой обычай, но не стоит считать, будто девушку силой увозили из дома. Часто совершать похищение приходилось влюблённому молодому человеку, получившему взаимность. По определённым причинам (например, материальному неравенству семей) юноша получал отказ родственников избранницы.

Сама же девушка была влюблена в него, а потому пара договаривалась о похищении. Совершить этот обряд мог лишь очень смелый человек – узнав о намерении похитить их сестру или дочь, родные девушки становились на защиту её чести, причём имели право даже убить дерзкого жениха. Но если всё проходило благополучно, семья невесты некоторое время держала дистанцию, а потом прощала молодых.

Семейный уклад кумыков

Кумыкский фольклор хранит немало интересных поговорок, что отражают принципы этого народа. В пословицах ярко заметно особенное, уважительное отношение к женщине. Вот некоторые из них:

“Жена скажет, муж согласится”.

“У кого не погибала жена, тот горя не познал”.

“Основа мужского счастья — жена”.

Женщин кумыки почитают как хранительниц домашнего очага, создательниц уюта и продолжательниц рода. Мужчина для представителей этого народа – воин и защитник. Именно он берёт на себя всю тяжёлую работу, решение социальных вопросов. Большой радостью считалось рождение сына. А вот общее число детей в семье кумыки говорить не любят – это считают дурной приметой.

Интересно, что у кумыков существует строгое разделение комнат дома на “мужские” и “женские”. К главным в числе последних принадлежит кухня. Сюда мужчине вход воспрещён, поскольку появление на кухне воспринимается как стыд для главы семейства. Порой бывало так, что во время ссоры жена с детьми убегали на кухню, зная, что хозяин дома никогда не войдёт туда.

Обряды, связанные с рождением ребёнка

Конечно, в любой семье рождение малыша было особенным событием. “Пускай жена подарит тебе сына”, – так желали родные мужчине, что в скором времени должен был стать отцом. На время родов ему следовало уйти из дома. Новорожденного сразу же купали в солёной воде, а на дно таза клали серебряную монету. Кумыки верили, что такой обряд поможет ребёнку стать крепким и здоровым.

Часто малыша называли в честь умершего родственника. Имя ему выбирал семейный совет. Не был редкостью ритуал имянаречения, во время которого в одно ухо младенцу шептали молитву, а в другое – имена отца и самого ребёнка.

Обязательным был праздник в честь пополнения семейства. Если на свет появлялась девочка, её отец резал одного барана, которого подавали в качестве угощения гостям. Если же рождался сын, то устраивали настоящее пиршество из двух баранов.

Праздники кумыкского народа

Важнейшей частью традиций кумыков, их необыкновенной культуры являются народные праздники. Поскольку большинство представителей этого народа исповедует ислам, мусульманские обычаи нашли отражение во многих, даже древних торжествах. Первым в году значимым праздником считается Навруз-Байрам, который связывали с проводами зимы и приходом весны.

Это день очищения и обновления, а потому перед торжеством следует хорошо убраться в доме, вынести ненужные и старые вещи, духовно обновиться. В Навруз-Байрам кумыки устраивают обряд “сжигания зимы”. Для него разводят костры, через который дети и юноши ловко перепрыгивают. Кстати, такой прыжок через огонь также является символом очищения и возрождения.

Любимым праздником кумыкских детей является Ураза-Байрам. Он связан с окончанием поста, что длился на протяжении священного месяца Рамадан. За три дня до торжеств хозяйки начинают готовить массу вкусностей и угощений.

В день Ураза-Байрама принято посещать могилы умерших предков, оставляя на них подношения. Семьи накрывают праздничные столы, приглашают родственников и друзей. Важной частью застолья является прочтение молитвы, после чего можно приступать к трапезе. Ураза-Байрам – весёлый праздник, во время которого народ устраивает гуляния, танцует и поёт песни, посвящённые этому дню.

“А мы, дети, встав спозаранку, объединившись в шумные ватаги и закинув за спину холщовые мешочки, отправлялись поздравлять соседей по улице. Бойко стучались в двери, и, когда нам отворяли, мы наперебой поздравляли хозяев дома словами: “Туткан оразаны Аллах кабул этсин!” – “Сенеки да этсин”, – отвечали нам и заполняли наши мешочки всякими сладостями: конфетами и выпечкой… И вот уже мои внуки стучатся в двери своих соседей со знакомыми с моего детства словами: “Аллах кабул этсин”.

Этот яркий фрагмент из книги кумыкского писателя показывает, насколько предан его народ своей культуре. Традиции кумыков продолжают жить и переходят от одного поколения к другому. Несмотря на стремительный ход времени, они остаются главной ценностью жителей Дагестана.

Кумы́ки (самоназвание: кум. къумукълар) — тюркоязычный народ, один из коренных народов сегодняшних Дагестана, Чечни и Северной Осетии. Составляют второе по численности национальное меньшинство в Чеченской Республике (после русских) и четвёртое в Республике Северная Осетия-Алания (после русских, ингушей и армян).

Территория расселения и исторических государственных образований кумыков именуются Кумыкией (кум. Къумукъ).

Кумыки — второй по численности после азербайджанцев тюркоязычный народ на Кавказе, является при этом крупнейшим тюркским народом на Северном Кавказе и третьим по численности народом Дагестана. Территория их традиционного расселения — Кумыкская плоскость, западное побережье Каспийского моря, предгорные районы Дагестана и области вдоль реки Терек: город Моздок и сёла Кизляр (Гючюк-юрт), Предгорное (Борасув-отар), п. Калининский в Моздокском районе; а также в Грозненском и Гудермесском районах — селения Брагуны, Виноградное (Баммат-юрт), Дарбанхи (Истисув).

Кумыки — один из древнейших и третий по численности народ Дагестана. В отличие других кавказских народностей, кумыки относятся к тюркам, занимают положение крупнейшего тюркского этноса Северного Кавказа. Доминирующее в регионе культурное влияние кумыков отразилось на обычаях соседних народов, многие из которых впоследствии переняли кумыкский язык.

Где живут, численность


Исторически кумыки занимали обширную территорию Кумыкской плоскости. Регион отличался плодородными землями, отличным климатом, находился на пересечении торговых путей, в том числе Шелкового. Это давало кумыкам прекрасные возможности для развития, однако делало их мишенью для территориальных посягательство соседних государств.
Согласно данным переписи 2010 года, в России проживает более 503 000 кумыков. Основная часть представителей народности, порядка 431 000 человек, занимает сократившиеся в процессе притеснений исторические территории расселения на севере Дагестана. Численность кумыков в других регионах России:

  • Тюменская область (включая ХМАО и ЯНАО) — 18 668 чел.
  • Северная Осетия — 16 092 чел.
  • Чечня — 12 221 чел.
  • Ставропольский край — 5 639 чел.
  • Москва и Московская область — 3 973 чел.

Значительная часть народности мигрировала с исторической территории проживания в Турцию, Сирию, Иорданию. Причинами послужили Кавказская война, установление советской власти, непризнанные официально репрессии сороковых годов прошлого столетия.

История

Существует несколько версий возникновения кумыкского народа:

Взаимодействие тюркских и европеоидных племен с коренными народами Северного Кавказа к XVII столетию привело к завершению формирования кумыкского этноса. До этого времени на территории расселения народности образовывались и распадались следующие государства: Джидан, Тюменское ханство, Тарковское шамхальство, Утамышский султанат и другие.

В XVI столетии начинается борьба за привлекательные территории Кумыкской плоскости со стороны Ирана, Османской империи и России. Кумыки, объединившись с соседними ногайцами, пытались дать отпор наступающими армиям, однако силы были неравны. В 1725 году Шамхальство разбито и разорено: сожжено порядка 20 селений, среди которых столица Тарки.
Кавказская война заставила местные народы объединиться: кумыки показали себя отважными и смелыми воинами, устраивали антирусские восстания с 1818 по 1878 гг. Важно отметить, что идеологический представитель кавказских народов Шамиль, объединивший разрозненные этносы под флагом ислама, имел кумыкское происхождение.


После революции кумыкская интеллигенция пыталась создать независимое государство Горскую республику. Попытка удалась, было сформировано местное правительство, но просуществовало объединение недолго: в 1921 г. кумыки вошли в состав образованной Дагестанской СССР. В конце Великой Отечественной войны кумыков, наряду с рядом других кавказских народов, депортировали в Среднюю Азию по подозрению в предательстве. Несмотря на притеснения, народность не оставила идею получения независимости и национального самоопределения. В 1989 году, в период перестройки, образовалось кумыкское народное движение, ратовавшее за создание автономной Кумыкской Республики в составе РСФСР. Однако кардинально изменившаяся политическая ситуация не дала планам сбыться.

Внешность

Антропологический состав кумыков неоднороден, различаются характерные внешние особенности. Их относят к европеоидной расе, ориентировочно каспийского и кавкасионского подтипов. Это связано с историческим расселением народности по разным сторонам реки Сулак. По одной из версий, предками кумыков являлись половцы, что нашло отражение в преобладающих европеоидных чертах внешности северных кумыков: высокий рост, крепкое телосложение, светлые глаза, волосы и кожа.

У южных кумыков преобладают азиатские черты внешности: узкий разрез глаз, темная пигментация глаз, кожи, волос. Исследователи не пришли к единому мнению относительно появления ярко выраженных тюркских признаков во внешности южных кумыков. Рассматриваются следующие версии:

  1. В формировании внешности кумыков принимали участие хазары, появившиеся в регионе после распада Хазарского каганата.
  2. Предками кумыков стали смешанные монголо-тюркские народы, пришедшие из Передней и Средней Азии.


Одежда

Национальный мужской кумыкский костюм не отличался от черкесского. Нательные штаны и рубаха с высоким воротом дополнялись буркой: темного цвета —для повседневной носки, светлых оттенков — для праздников. Поверх надевали черкеску, чаще черного цвета, папаху. В холодное время года носили короткую шубу из овечьей шерсти, традиционную бурку.
Женское повседневное платье прямого или туникообразного кроя, вниз надевали шаровары. Для выхода за пределы дома и при приеме гостей носили плотное верхнее платье распашного типа. Женщинам полагалось ходить с покрытой головой. Традиционный головной убор — чепец чутху, поверх которого надевали платок. Кумыкские мастерицы славились в регионе, как искусные создательницы платков. Популярными были платки из шелка, ажурные платки, связанные крючком.
Традиционный вариант праздничного платья — къабалай. Наряд шился из дорогостоящих материалов: шелка, шерсти, парчи. По крою напоминал повседневное распашное платье, верх кроили более облегающий. Его дополняли нагрудником, богато декорированным вышивкой, серебряными или золочеными украшениями. Оригинальным был покрой рукавов, состоящих из двух слоев. Первый плотно прилегал к руке, имитируя наличие нижнего платья. Верхний был разрезным, широким и длинным, часто доходящим до пола.


Социальное устройство

В кумыкском обществе существовало четкое иерархическое деление. Во главе отдельных территориальных объединений стояли князья. Следующими по значимости были уздени, выполнявшие обязанности княжеской охраны. Этим категориям запрещалось работать, в их задачи входило управление вверенной территорией и людьми, решение социальных, общественных вопросов.
Низшие сословия — крестьяне и холопы. Теоретически они находились в зависимости у князей, однако имели право переходить от одного хозяина к другому, заниматься мелкой предпринимательской деятельностью. Фиксированного размера дани не значилось, подати регламентировались в каждом отдельном случае. Например, один из князей раз в год принимал дань повозкой дров и выделением одного человека из семьи на время посева, пахоты, сбора урожая.
Формально власть находилась в руках у князя, фактически он не выступал в качестве судьи: эту роль играло собрание узденей. Споры решались согласно нормам адата — кодекса морально-этических правил, или шариата. Во втором случае в качестве судьи выступал религиозный служитель конкретной общности.


Семейный уклад

Важную роль в жизни кумыков играли родовые отношения. Родственные семьи селились скученно в пределах одного квартала селения, насчитывали от 20 до 150 человек. Во главе рода стоял старший по возрасту, наиболее уважаемый человек, обычно мужчина. Он решал важные семейные вопросы, выступал в качестве представителя семьи на общественных собраниях.
К XIX веку выделяется культура малой семьи, обычно трехпоколенной. Брачный возраст девушек наступал в 15-16 лет, порой встречались невесты 12-14-летнего возраста. Юноши вступали в брак с 16-17 лет, считалось, что они должны быть старше невест на 3-4 года. Разрешалось вступать в брак лишь с равными по статусу, женихов и невест из более бедных или сословно низших семей родственники не принимали. Чаще кумыки имели одну жену, зажиточные мужчины брали от 2 до 4 жен, максимально разрешалось приводить в дом 7 женщин.
Положение женщины в семье регламентировалось нормами шариата, однако не считалось унизительным. Старшие участвовали в семейных советах, полностью руководили хозяйственными вопросами. Женщина играла роль примирительницы: брошенный на землю платок прекращал любую драку. Для избегания кровной мести убийца приходил к матери убитого, вставал на колени, молил о прощении. Если та его прощала, срезала с головы виновника прядь волос, что означало прекращение мести и давало возможность откупиться деньгами.
В кумыкском фольклоре сохранилось множество пословиц, передающих идею значимости женщины, как хранительницы домашнего очага, души дома, верной спутницы и советчицы мужа. Например:

  • Жена скажет, муж согласится.
  • У кого не погибала жена, тот горя не познал.
  • Основа мужского счастья — жена.
  • Отец умер — ребенок полусирота, мать умерла — ребенок полный сирота.


Мужчины брали на себя решение общественных вопросов, защиту семьи, тяжелую работу по дому и в поле, выпас животных. Однако существовали табу: например, мужчине запрещалось заходить на кухню, это считалось великим позором. Иногда, спасаясь от гнева мужа или отца, жена и дети убегали на кухню, зная, что мужчина за ними не последует. Мужьям запрещалось оставаться с женой наедине в течение дня, свободное время они проводили в кунацкой или отдельной комнате.
Кумыки предпочитали создавать многодетные семьи, количество детей посторонним не говорили, это считалось дурной приметой. Главной радостью считалось рождение сына, что отразилось в народных пословицах-пожеланиях:

Во время родов будущий отец уходил из дома, роженице помогала повитуха. Появившегося на свет младенца от сглаза купали в соленой воде, на дно таза клали серебряную монету. Первые 40 дней ребенка нельзя оставлять одного. Для защиты от злых духов к чепцу привязывали яркую ленту, лоб и щеки мазали сажей.

Имя малышу выбирал семейный совет, обычно ребенка называли именем погибшего родственника. Практиковался обряд имянаречения: в одно ухо младенцу шептали молитву, в другое выбранное имя и имя отца. После устраивали праздник с застольем, на которое приглашались родственники и друзья, приносившие подарки. Отец ребенка должен по случаю рождения дочки в качестве угощения выставлять барана, если рождался сын — двух.

Жизнь


Кумыкская равнина отличается необыкновенно плодородными землями, на протяжении всей истории освоения дающими богатый урожай. Здесь обнаружены целебные минеральные источники, залежи газа и нефти. Сегодня 70% дагестанской экономики обеспечивают территории расселения этноса.
Исторически кумыки занимались земледелием, единственные из всех северо-кавказских народностей повсеместно использовали методы ирригации. Выращивали пшеницу, просо, рис, кукурузу, занимались садоводством, огородничеством, виноградарством, пчеловодством. Благодаря обилию пригодных для выпаса лугов широко развито скотоводство: разводили буйволов и овец, занимались коневодством.

Культура

Кумыки оказывали серьезное влияние на культуру северо-кавказского региона, считались образованными и интеллигентными людьми с хорошим чувством юмора. Один из первых значимых культурных деятелей — поэт XV столетия Умму Камал. В XIX веке в Петербурге на кумыкском языке выходит сборник национальных текстов.
Особого расцвета литература достигла в начале прошлого столетия. Помимо произведений плеяды талантливых писателей и поэтов, в регионе начинают выпускаться газеты и журналы на кумыкском языке. В 1925 г. в Буйнакске основан Кумыкский музыкально-драматический государственный театр имени А. П. Салаватова. Внимания заслуживает танцевальная культура народа: только лезгинки у кумыков насчитывается порядка 20 видов.


Традиции

Свадебные традиции

Поощрялись свадьбы по сговору и любви, если родители влюбленных были согласны. Свободное общение юношей и девушек не поощрялось. Пару выбирали на общих праздниках, свадьбах. Особую роль играл поход девушки к роднику: фактически, единственный повод выйти за пределы двора. Часто у родника собирались молодые люди, наблюдавшие за девушками. Самые смелые заводили разговор, просили напиться чистой воды. Зная это, перед походом за водой девушки тщательно прихорашивались, надевали лучшие наряды.
За невесту обязательно выплачивался калым. Одна его половина шла родственникам девушки, другая — на закупку части приданого, навсегда остававшегося личной собственностью жены. Размер калыма определялся в зависимости от положения семьи жениха:

  • для князей — 500-700 руб.
  • для узденей — 70-150 руб.
  • для крестьян — 10-30 руб.


По приезде в дом жениха невесту осыпали сладостями, рисом, монетами, стелили шелковую дорожку. На входе в дом старшая женщина обмазывала невесте губы медом: символ пожелания сладкой, сытной, богатой жизни. Свекровь встречала невестку с руками, скрещенными на груди и спрятанными под мышками. Это говорило, что невестка возьмет домашние хлопоты на себя, предоставив свекрови право заслуженного отдыха.
Жених в это время находился в доме друга, где в компании мужчин отмечал женитьбу. Невеста проводила день в компании женщин, лишь вечером встречаясь с женихом в отдельной комнате, где их оставляли наедине. На следующий день она впервые показывалась перед новыми родственниками с открытым лицом: торжество продолжалось всеобщим знакомством и одариванием молодых подарками. Заканчивалось вхождение невестки в семью чрез две недели обрядом выхода к роднику. В компании других женщин рода молодая супруга шла с кувшином за водой, церемония сопровождалась песнями и танцами. Первая выполненная по дому работа означала, что отныне девушка на полных правах включалась в хозяйственную жизнь новой семьи. Одновременно свекровь снимала табу молчания: молодой жене разрешалось заводить с ней разговор. По случаю важного события невестка дарила матери мужа ценны подарок. Свекр мог хранить молчание годами: снятие запрета считалось величайшей благосклонностью и отмечалось всей семей.

Кумыкские женщины славились как отличные кулинары. Основу рациона составляла мясная и молочная пища. Особым разнообразием отличались мучные изделия, выпекаемые в большой печи, установленной во дворе дома.
Традиционное повседневное блюдо — хинкал: крупные плоские кусочки теста, сваренные в насыщенном мясном бульоне. Одна из разновидностей блюда — хинкал из кукурузной муки, называвшийся гьалпама. Национальный кумыкский суп шорпа имел множество вариаций: в него добавляли фасоль, рис, овощи, крупы, домашнюю лапшу. Готовили и традиционные для других кавказских народов блюда: шашлык, плов, долму.

Читайте также: