Доклад на тему культура народов кубани танцы кухня

Обновлено: 05.07.2024

О традиционной народной культуре целесообразно говорить, начиная с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества. Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Обряд при строительстве жилья. В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы Первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились, пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

Семейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение в военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой, приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами. Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промысли и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Краснодарский край, это огромнейший, многонациональный регион, на территории которого бок о бок проживают больше ста пятидесяти народностей. Это русские, греки, армяне, цыгане, татары, украинцы, белорусы, грузины, азербайджанцы, адыгейцы и другие. Есть также иностранцы: немцы, турки, итальянцы, чехи, американцы и выходцы из африканских стран. И во всем этом национальном калейдоскопе, также проживают коренные народы Краснодарского края, это шапсуги, натухайцы, ассирийцы и другие.


Шапсуги, одна из древних народностей, живущая на территории Адыгеи и Краснодарского края, в основном города Туапсе и окрестности, Лазаревский район Сочи. Эти территории раньше назывались Шапсугия, и шапсуги были самым крупным из адыгских племен. Родной язык адыгейский с шампсугским диалектом. Натухайцы, еще одна народность адыгейского племени. Территория Натухай раньше это полуостров Таманский и восточная часть Азовского побережья. Досконально точную цифру проживающих на Кубани шапсугов и натухайцев назвать сложно, так как при переписи населения все они записаны как адыгейцы. Ассирийцы, поселились в этих краях в 1914-18гг., бежав из Турции во время первой мировой войны.

Теперь немного подробнее о численности проживающих народов.

Русских на Кубани восемьдесят семь процентов от всех имеющихся здесь национальностей.

Вторая после армян по численности народность, проживающая на Кубани, более ста тридцати тысяч. Большая часть украинцев проживает в Ейске, Темрюке и окрестностях.

Греческая миграция в Россию началась в 1828 году, после изданного императрицей указа, о заселении греков в Азовской области. В Краснодарском крае греков больше всего в Анапе, поселке Витязево, Геленджике и поселках Кабардинка и Адербиевка, в городах Краснодаре, Абинске и других. Всего в Краснодарском районе проживает больше тридцати тысяч греков.

Армяне занимают второе место после русских, по численности народов, заселяющих Кубань. Здесь проживает около семисот тысяч армян, в основном это города Новороссийск, Краснодар, Армавир, Сочи, Анапа, Туапсе, Темрюк и прилегающие к ним поселки. Последнее миграционное течение армянского населения происходило во времена распада СССР.

Кубанские влахи относятся к этнической группе цыган. На территории Кубани проживает около двадцати четырех тысяч этой диаспоры. Территориально живут в основном в Прикубанском округе.


Эта народность появилась в Краснодарском крае еще в эпоху Золотой орды. Сейчас Кубань насчитывает около тридцати пяти тысяч татар. Ареал проживания — это города Сочи, Краснодар и окрестности.

В Краснодарском крае более тридцати четырех тысяч жителей белорусской национальности. Самая большая диаспора белорусов находится в городе Сочи, также это Горячий ключ и Анапа.

Грузин на Кубани проживает больше двадцати тысяч, это Краснодар, Сочи. Большая часть, переселенцы из Абхазии.

Краснодарский край имеет очень древнюю историю, первые поселения неандертальцев в этих местах были еще два миллиона лет назад, в эпоху палеолита на полуострове Таманском. Далее в бронзовом веке это были племена ямной и майкопской культур, затем, северокавказская и дольменная культуры. Потом появились меоты, племена о которых есть первые письмена. На побережье черноморья обнаружились греческие колонии, которые потом вошли в Боспорское царство. В Средние века на территории Кубани образовывается Великая Булгария, столицей которой стал город Фанагория. До середины десятого века Кубань была под Хазарией, далее перешла в Киевскую Русь благодаря князю Святославу и здесь было известное княжество Тмутаракань. Позже, в конце одиннадцатого века Тмутаракань отошла Византии. Еще позже, территория Кубани попала под иго Золотой Орды, была под Крымским ханством, Черкесской и Османской империями. И наконец, в апреле 1783 года была присоединена вместе с полуостровом Тамань к Российской империи по приказу императрицы Екатерины второй. Во время кавказской войны Россия потеснила Османскую империю и крепко заняла позиции на черноморье. 1783 год – северное Прикубанье где обосновалось Крымское ханство с нагаями (кочевое племя) перешло в состав России. Для защиты территории сюда переселились черноморские казаки. После революции семнадцатого года здесь была Народная Кубанская республика. В советскую эпоху Краснодарский край пережил массовый голодомор. Во время войны с фашистскими захватчиками более полумиллиона местных жителей погибли, сражаясь за Родину.


Все народы Краснодарского края живут бок о бок дружно уже много лет, толерантно относятся к религиям, культурным традициям и обычаям друг друга. В общей жизни Кубани присутствует много традиций, национальных блюд, культурных и архитектурных наследий, и все они мирно граничат на территории одного края. Как например:

На Кубани проживает больше всего армян в России, здесь осела самая большая община этого народа. Поселения армян известны в этих краях еще с первого века до нашей эры, это были легионы воинов Тиграна Великого, которые охраняли подходы к царству Понтийскому. В Краснодарском крае находится больше двадцати армянских церквей и несколько сотен армянских поселков.

Армянский народ Кубанских краев можно разделить на три субэтнических вида, это армяне закубанские или черкессогаи, которые населили эти территории еще в десятом-пятнадцатом веках, они составляют пятнадцать процентов от общего числа всех краснодарских армян. Армяне амшенские, населили эти места между 1860 годом и 1916, это сорок шесть процентов армянской общины. И наконец, переселенцы, или новые армяне, беженцы из разных регионов Закавказья и бывших республик Советского союза, охваченных военными конфликтами. Это тридцать восемь процентов от общего населения армян. В 1925 году на территории Кубани был образован национальный армянский район, его центром стало село Елисаветпольское. Позже, приставка национальный была упразднена, и район был просто армянский, и центром стало село Черниговское. А в 53-м году район был просто поделен между соседними районами. Больше всего армян проживает на территории городов Краснодар (где находится епархия армянской апостольной церкви), Новороссийск, Сочи, Темрюк, Туапсе, Армавир и Анапа. На Кубани больше пятнадцати армянских соборов, церквей и часовен. Религия христианство, языки армянский и русский. На армянском говорят в основном дома среди близких, в остальных местах на русском, с местным акцентов. Действуют союзы, общины, различные общества армянского народа. Также воскресные армянские школы, фольклорные кружки, чтобы молодежь не забыла культуру своего народа. Община армян очень древняя и крепкая, в ней много известных и выдающихся личностей. Как в Краснодарском крае, так и по всей России прижилась армянская кухня, работает много заведений общепита с армянскими блюдами. Кухня этого народа самая древняя на просторах Закавказья, используется много ароматных специй. Это знаменитый армянский шашлык, рубленная баранина толма, вяленная говядина бастурма, плов, множество кисломолочных продуктов, вкуснейший армянский лаваш. Армяне, по своей натуре отличные предприниматели, им принадлежит много ресторанов, шашлычных и не только. Отличительная черта нации, это щедро и изобильно накрытые столы в любые, даже очень сложные времена и собирать за столом всю родню, включая самых дальних родственников. А традиция дарить под Новый год подарки в подвешенных у дымохода вязаных носках, очень древняя армянская традиция.

narody-krasnodarskogo-kraya

Украинская община начала формироваться в Краснодарском крае еще в восемнадцатом веке. Императрица Екатерина вторая преподнесла эти земли в подарок запорожским казакам, за их активную деятельность в турко-русской войне. Войско получило новое название, Казачье черноморское войско. После раскола Российской империи, на землях Кубани образовалась независимая Кубанская республика и началась украинизация. Школы и прочие учебные заведения края переводились на украинский язык, внутренняя политика ориентирована на Украину. С тридцатых годов украинизацию сменила русификация, большую роль сыграл указ императора Александра второго о запрете украинского языка, голодомор выкосивший большую часть украинцев на Кубани, а также репрессии, направленные на принудительное переселение. Но несмотря на русификацию, украинская культура продолжает жить в Краснодарском крае по сей день, во многом благодаря Обществу украинцев на Кубани. В Краснодаре каждый год проходит конкурс на чтение стихов великого кобзаря Шевченко, проводится обучение игре на бандуре в знаменитой кобзарской школе, также в этом городе есть памятник украинскому поэту. Украинские народные песни и музыку не дают забыть проживающему в Краснодарском крае украинскому народу козачьи Кубанский хор, который проводит различные музыкальные фестивали, как Кубанский казачок и другие.

Религия у большинства проживающего на Кубани украинского народа, православие. Язык, украинский или балачка, суржик (смесь говоров казаков Терека, Дона и Кубани). Традиционные блюда кухонь разных народов, в том числе и украинской перемешались друг с другом в Краснодарском крае. Борщ, голубцы, сало, нашпигованное чесноком и окуренное дымком, галушки и вареники прекрасно соседствуют с пловом и чебуреками. В семьях у казаков правит домострой, соблюдаются все важные церковные, календарные и семейные праздники. На большое событие принято закалывать кабана.

narodyi-krasnodarskogo-kraya

Еще знаменитый Пушкин, описывая в стихах свои впечатления о поездке на Кавказ, говорил, что он младую гречанку страстно полюбил… Основное название части Кубанских греков, ромейкос и православным вероисповеданием. Вторая часть носит название урумы, которые еще до поселения на Кубанских землях приняли ислам и перешли на турецкий язык. Нынешний греческий народ Краснодарского края, это переселенцы с турецких земель, с собой греки принесли на свою новую Родину культуру выращивания табака. На территории Кубани греки вели очень успешную торговлю, занимались земледелием и скотоводством, вкладывали деньги в промышленность.

Греческая кухня, впитавшая в себя в свое время много турецких и итальянских рецептов, прижилась в Краснодарском крае, и очень популярна как среди местного населения, так и среди гостей. Знаменитый греческий салат, невероятно простой в своем приготовлении, но в то же время такой необычный и удивительно вкусный. Шашлычки на шпажках из креветок, гаридос под фирменным соусом и телячьи медальоны с грибным соусом, мосхари оскар.

В Краснодарском крае с 1990 года ведет деятельность греческая общественная организация Понтос, которая занимается сохранением национальной греческой культуры, обычаев, традиций, языка и исскуства.


Начало формированию народа черкессов (адыгов) положили бесленеевцы, это ответвление племени адыгов в Закубанье. Они храбро защищали свои земли от постоянных набегов турок, калмыков и множества других врагов, пытающихся поработить их и завоевать плодородные земли Кубани. Племена бесленевцев всегда душевно принимали в свои поселение бежавших из вражеских племен и попросивших приюта и защиты. Племена постепенно смешивались друг с другом, грани различий стирались, появлялось много аулов. И наконец, сформировалась народность черкессов, имеющая свой кабардино-черкесский язык и религию ислам суннитского направления.

Черкессы всегда занимались скотоводством, земледелием, птицеводством, и это передалось на их разнообразие кухонных блюд, где основное место занимает мясо. Притом, разделка мяса осуществляется строго по правилам, по анатомическому строению чтобы, туша не теряла форму, а потом мясо делится по старшинству между членами семьи.

В Краснодарском крае находятся, общественная организация Адыга хасэ, центр Адыгской культуры, которые поддерживают традиции и культуру адыгов среди молодежи.


У каждого народа существуют свои традиции и обычаи. У черкессов, например, по обычаю любой приезжий, даже из числа врагов на тот момент, может въехать в любое подворье и провести несколько дней в кунацкой. Хозяин не имеет права отказать в гостеприимстве, за это было суровое наказание. Для греков день именин важнее чем день рождения, отмечают именины в памятный день Святого, в честь которого, человеку дали имя при крещении. У украинцев на Сочельник перед Рождеством при приготовлении двенадцати постных блюд, есть обычай, класть монетку в вареники, кому она попадется, будет удачлив весь следующий год. У армян национальная традиция изготовления коньяка и виноделие. И так у каждого народа, есть что-то свое особенное.

То же самое, можно сказать о пословицах, поговорках, народных сказках. Многие, из которых применимы и в наше время. Армянская пословица: Лжецу и в правде не верят. Пословица украинского народа: Без семьи и своего рода, нет нации и народа. И так у каждого народа есть подобные высказывания, которые были приемлемы раньше, сейчас и будет актуальны всегда.

В регионе много диаспор и обществ разных народов Краснодарского края. Это диаспора йезидов; азербайджанская диаспора; община Кубанских абхазов; китайская диаспора; немецкое общество Краснодара и другие.

Отдельно стоит отметить казачье общество. Казаки неустанно хранят и блюдут свои традиции и культурные ценности, и передают из поколения в поколение. На первом месте у них всегда стояло православие, и неукоснительное соблюдение заповедей Божьих. Прием пищи никогда не начинается без произнесения молитвы. В семьях большое уважение к старшим, к родителям обращение на вы. Кубанский говор, это смесь украинского и южнорусского языков.

Казаки и по сей день сохранили большую часть своих обычаев и традиций. Например, на свадьбах до сих пор воруют невест, на масленицу водят хороводы, поют колядки и гадают на суженого ряженого. На Кубани больше двадцати творческих казачьих коллективов, благодаря которым через обучение молодого поколения песням, танцам, музыке, сохраняется культура и искусство казачьего общества. Во всех школах Краснодарского края открыты казачьи классы, где юное поколение изучают историю своего народа, православную культуру и традиции. А крещение детей, это одно из самых важных событий в жизни любого казака. Это таинство занимает главную ступень в православии и испокон веков казаки очень ответственно относились к нему, выбирая ребенку крестных.

Также, на территории Кубани есть туристические комплексы, которые хорошо отражают повседневный быт и культуру народов Краснодарского края. Как например, в Тамани казачья станица Атамань; в поселке Сукко настоящая африканская деревня; в Фадеево черкесский аул; полностью в греческой стилистике поселок Витязево; конное шоу свадьба в Малиновке в Абрау Дюрсо и другие. Посетив их, можно окунуть в атмосферу того или иного народа населяющих Кубанские земли.


Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

История Кубани

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.


Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку — на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища


Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства. Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни — с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу — умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору — уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Обряды и праздники

На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он — подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Языковые особенности

Устная разговорная кубанская речь — ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов — русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии — устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промыслы и ремесла

Народные промыслы и ремесла — важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство — типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки — бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды — плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Заключение

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром — они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо­вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Блюда народов Кубани. Презентация на заданную тему содержит 7 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500

Традиции застолья Первым делом на стол выставляется паляныца (хлеб), которая в повседневной жизни - обычная еда, а в дни праздников и торжеств - символ хлебосольства, гостеприимства, прочности семьи. Для каждого торжества выпекали свой каравай, который соответственно и оформлялся. Затем хозяйка подавала пирожки, кулебяки, сметану, кислое молоко, ряженку, коровье масло, холодные мясные и рыбные закуски

Затем подают горячие блюда: коронное блюдо кубанского стола - борщ. Он пришел в кубанскую кухню из Украины. Первоначально борщом называли похлебку из борщевика (растение семейства зонтичных с острыми пористыми листьями), а затем - первое блюдо из свеклы, капусты и помидоров. Однако эти компоненты не являются единственными в борще. Каждая хозяйка варит борщ по своему, добавляя в него мясо, сало, чеснок и еще массу всевозможных продуктов. У каждой хозяйки борщ был неповторимым: даже у матери и дочери они были не похожи друг на друга. Блюдо это стало настолько популярным на Кубани, что его стали кушать чуть ли не три раза в день.

Любили казаки и мясо. Характерным для кубанской кухни было приготовление крупных кусков мяса, домашней птицы, фаршированной яблоками или сухофруктами. Кроме мяса подавали ещё и каши, лапшу. Из покон веков любимым кушаньем на Кубани была каша, приготовленная из гарбуза (тыквы). Ее так и называли гарбузянная каша. Обычно такую кашу варили сладкую. А как полюбили казаки украинские вареники с сыром, с вишнями, с капустой! Чтобы накормить большую семью варениками, хозяюшке нужно было иметь сноровку. Любили казаки и блинчики. Они никогда не надоедают, ведь есть тысячи начинок для блинчиков: с печенью, рисом, творогом, икрой, черносливом:. Блинчики могут быть сладкими, постными, из гречневой или кукурузной муки. Блинами отмечали Масленицу, их ставили на повседневный стол.

Обязательно к обеду на стол выставлялась бутыль с квасом. Каких только рецептов его изготовления не знали казачки: и свекольный, и хлебный, и яблочный! Нельзя так же представить себе кубанскую кухню, кубанское застолье без хорошего местного вина.

Такой вкусный обед могла приготовить только та стряпуха, которая выполняла эту работу с любовью и с желанием, в чистоте и порядке и содержала свое рабочее место – кухню.

Читайте также: