Доклад на тему корейский кризис

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Российской Федерации Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального университета

Кафедра всеобщей и отечественной истории, истории государства и права

Проектная работа на тему:

Корейская война 1950-1953 г.г.

Работу выполнил: Преподаватель-организатор ОБЖ,

учитель 1- квалификационной категории

Хамидуллин Наиль Рафаилович. МБОУ СОШ № 33, г. Нижнекамск. РТ

Хамидуллин Наиль Рафаилович

Причины и предпосылки Корейской войны ………..………………….

Мирные переговоры в ходе Корейской войны. Последствия и итоги Корейской войны ………………………………………….…………….

Список используемых источников и литературы…………. …….….

В последние годы в среде международной общественности оживился интерес к различным аспектам истории Корейской войны 1950-1953 г.г. Это связано как с продолжающимися усилиями историков и политологов, направленными на исследование истоков и последствий этого первого после второй мировой войны крупномасштабного военного конфликта, так и с нынешней актуальностью корейской проблемы, своими корнями уходящей и в её военную историю. Актуальность темы исследования очевидна. До сих пор не найден компромиссный вариант объединения Кореи. До сих пор корейский вопрос остается крепким узлом международных отношений.

Целью данной работы является изучение Корейской войны 1950-1953 г.г. Для раскрытия данной цели, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть причины и предпосылки Корейской войны; охарактеризовать этапы Корейской войны; проанализировать мирные переговоры в ходе Корейской войны;

Структура определена содержанием темы работы и состоит из введения, трёх параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.

§ 1. Причины и предпосылки Корейской войны

В середине 1949 г. из Южной Кореи были окончательно выведены американские войска. На короткое время КНДР и Республика Корея стали относительно независимыми от прямого воздействия внешних сил и получили возможность самостоятельно решать насущный вопрос объединения страны. Вместе с тем к концу 1949 - началу 1950 г. ситуация во внешнем мире, окружавшем Корею, также значительно изменилась, нарушив относительный баланс сил Севера и Юга. В соседнем Китае к середине 1949 г. перевес в военном противостоянии между Народно-освободительной армией (НОА) китайских коммунистов и гоминдановской армией во главе с Чан Кайши окончательно сложился в пользу коммунистов. К этому времени войска НОА заняли большую часть страны. В июне 1949 г. сам Чан Кайши во главе с 500 000 чел. преданных ему войск переправился на остров Тайвань. 1 октября 1949 г. в Пекине было провозглашено образование Китайской Народной Республики (КНР), поддерживавшей тесные дружеские отношения с Советским Союзом. Таким образом, к северу от КНДР образовался прочный тыл из союза СССР и КНР, который теоретически можно было преодолеть только в случае развязывания мировой ядерной войны.

Таким образом, и КНДР, и Республика Корея в течение первых лет после провозглашения образования государства активно занимались вопросами укрепления своих вооруженных сил и тайно или открыто заявляли о готовности военным путем преодолеть временное, абсолютно ненормальное разделение страны на две части.

Война началась в 4 часа утра 25 июня 1950 г. Северокорейская и советская историография утверждают, что нападение совершила южнокорейская сторона. Однако ее войска не смогли продвинуться вглубь территории КНДР дальше, чем на 1-2 километра, после чего Корейская Народная Армия (К НА) перешла в контрнаступление и в течение считанных дней отбросила противника на многие десятки километров. Согласно южнокорейской, западной и современной российской историографии, война была начата северокорейской стороной. Уже с 12 июня 1950 г. подразделения КНА стали выдвигаться к югу и дислоцироваться на расстоянии 10-15 километров от демаркационной линии.

Как было отмечено, реальная ситуация на Корейском полуострове в начале 1950 г. была настолько сложна и неоднозначна, что в условиях неполноты доступной информации по этому вопросу, вряд ли будет корректно приписывать всю полноту ответственности за начало войны только одной из сторон.

§ 2. Этапы Корейской войны

Первый период Корейской войны (25 июня 1950 - 15 сентября 1950) начался со стремительного продвижения Корейской народной армии вглубь территории Республики Корея. Военное руководство КНДР планировало завершить военную операцию в южной части Корейского полуострова достаточно быстро, за 50 дней, ежедневно продвигаясь на юг примерно на 10 км. К середине августа 1950 г. должен был быть взят крупнейший южный портовый город Пусан, а к 15 августа, ко дню 5-летия освобождения страны, Корея должна была стать единой. Действительно, в первый период войны планы командования КНА были большей частью выполнены. С первого дня войны США стали оказывать активную помощь своему южнокорейскому союзнику. 26 июня, США фактически вступили в войну, направив в Корею свою авиацию, которая стала наносить воздушные удары по наступавшим северокорейским войскам. 27 июня президент США Г. Трумэн отдал приказ о поддержке американскими ВВС и ВМС армии Южной Кореи. Таким образом, с самых первых дней американская армия вступила в Корейскую войну.

Третий этап войны 25 октября - 29 июня 1951 г. характеризуется вступлением в войну китайских народных добровольцев (КНД) . Советский Союз также старался оказать помощь корейским и китайским союзникам, воевавшим против главного врага СССР - США. В район города Аньдун, расположенный на северном берегу реки Амноккан, напротив корейского города Синыйчжу, было направлено советское авиационное соединение. При поддержке советской авиации 25 октября 1950 г. китайские народные добровольцы вступили в Корейскую войну. Для координации их действий с войсками КНА было создано Объединенное командование во главе с Ким Ирсеном. С первых дней объединенные северокорейские и китайские войска перешли в контрнаступление.

25 октября в рамках третьего этапа Корейской войны началась Унсанская (первая) операция . В операции объединенные северокорейско-китайские войска поставили целью освобождение северных территорий Кореи от китайской границы до реки Чхончхонган. Операция завершилась 5 ноября 1950 г. 13 ноября, правда, объединенные войска ООН снова попытались форсировать Чхончхонган, однако продвижение на север оказалось для них невозможным.

25 января 1953 г. по всему фронту началось четвертое зимнее наступление объединенных войск ООН и Республики Корея. В качестве основной задачи ставился выход на рубеж Нампхо-Пхеньян-Вонсан, т. е. продвижение вглубь северокорейской территории на расстояние порядка 200 км. Но это наступление также не принесло ожидаемых результатов. Насчитывают до трех наступательных операций объединенных северокорейских и китайских войск, которые разворачивались с 1 мая (датой начала отмечают также 13 или 27 мая) по 27 июля (указывают на 13 или 15 июля как время завершения северокорейского наступления).

§ 3. Мирные переговоры в ходе Корейской войны. Последствия и итоги Корейской войны.

За хрупкий мир и право КНДР и Республики Корея продолжать строить общество своего типа была заплачена очень дорогая цена. Война оставила огромное количество жертв как с той, так и с другой стороны. Общие военные потери южнокорейцев исчисляются в 984,4 тыс. (228 тыс. убитых). По американским данным, северокорейцы потеряли убитыми ок. 600 тыс., а китайцы – ок. 900 тыс. Китайцы исчисляют свои общие военные потери в 460,6 тыс. (в том числе 145 тыс. убитых). Общие потери сил ООН составили 118,5 тыс. убитыми, 264,5 тыс. раненых и 93 тыс. пленных. Самые крупные потери понесли американцы – 169 тыс. (безвозвратные – 54 тыс., в том числе 33,6 тыс. убитых в бою); эта цифра лишь немного уступает количеству их потерь во вьетнамской войне 1964–1973. Потери мирного населения Кореи по самым разных оценкам исчисляются в 3 млн. чел. Было уничтожено более 80% корейского производственного потенциала и транспортных средств. Огромный ущерб причинили бомбардировки: так, авиация ООН практически стерла с лица земли Пхеньян, в котором до войны проживало ок. 400 тыс. чел. Результатом конфликта стала настоящая гуманитарная катастрофа на полуострове.

Несмотря на то, что Южная Корея не подвергалась таким разрушительным бомбардировкам, как Северная, ущерб, который страна понесла от боевых действий, также был достаточно велик. За годы войны в Республике Корея было разрушено 44% зданий, уничтожено 42% промышленного оборудования, 68% промышленных предприятий. Экономический кризис был настолько велик, что к началу 1953 г. ценность национальной валюты (так же, как и в Северной Корее, именовавшейся вона ) упала в 11 раз, поэтому в феврале 1953 г. правительство было вынуждено провести денежную реформу. Цены за годы войны выросли в 18 раз. Общий экономический ущерб, нанесенный Республике Корея, оценивается суммой в 3 млрд. $ США. После войны в Южной Корее значительно усилилась антикоммунистическая идеология, что отрицательно отразилось на развитии демократического движения. В годы войны также имела место масштабная миграция населения, связанная с изменением границ демаркационной линии, добровольным переходом в Северную или Южную Корею сторонников левых или правых сил (одновременно с поочередным отступлением войск Севера и Юга), а также в связи с насильственной депортацией населения на Север (до 83 тыс. чел.; относительно Юга сведения отсутствуют).

Другим немаловажным итогом Корейской войны стало возвращение на Корейский полуостров американских вооруженных сил, что противоречило ст. 4 Соглашения о перемирии, в которой говорилось о необходимости вывода из Кореи всех иностранных войск. 1 октября 1953 г. был заключен корейско-американский Договор об обеспечении взаимной безопасности, согласно которому на территории Республики Корея должны были быть расквартированы американские войска.

С конца 1953 г. Республика Корея и Корейская Народно-Демократическая Республика стали развиваться как два независимых, совершенно не связанных и взаимно не признающих друг друга враждебных государства, населенные одной нацией, имевшей некогда единую историю. Северная Корея оказалась в уникальном геополитическом положении, будучи окруженной тремя сильнейшими державами мира: с юга - враждебными США, контролировавшими всю систему обороны Южной Кореи, а с севера - Китаем и СССР, отношения, с которыми со временем заметно охладели. Поэтому Северная Корея была вынуждена тратить много сил и выделять большие средства, чтобы развивать свои вооруженные силы. Южная Корея стала фактически островным государством, отделенным от внешнего мира с запада, юга и востока морями, а с севера - наглухо закрытой демаркационной линией. Для поддержания порядка в разрушенной стране и восстановления экономики Ли Сынман пошел по пути усиления единоличной власти, которую сами южные корейцы стали воспринимать как диктатуру.

Исторический экскурс в развитие корейского кризиса. Национальный интерес-страны, претендующие на свою точку зрения: КНДР, Япония, США, Китай, Россия, Южная Корея. Влияние международных организаций. Общая ситуация в азиатско-тихоокеанском регионе.

Корейский ядерный кризис является одним из важнейших событий 21 века. Повышенное внимание к нему объясняется тем, что напряженная обстановка на Корейском полуострове представляет опасность не только для стран региона, но и для всего мира в целом, так как под угрозой стоит режим нераспространения ядерного оружия. Необходимость ликвидировать данную угрозу заставляет государства искать компромисс, но пока что серьёзных продвижений на пути урегулирования конфликта не было. Напротив, кризис только усугублялся неспособностью заинтересованных стран найти общее решение проблемы и переходил на новую ступень эскалации. В результате ситуация зашла в тупик и без взаимных уступок сторон вряд ли можно будет прийти к согласию. Мой выбор именно этого события для анализа мотивирован, прежде всего, масштабом и глубиной проблемы, стремлением понять логику действий каждой стороны в сложившейся ситуации. Я считаю теорию политического реализма в наибольшей мереполно объясняющей Корейский ядерный кризис.

Почему данный эпизод международных отношений лучше всего можно объяснить с позиций политического реализма? В первую очередь, потому что ядерный кризис КНДР - это конфликт, порой очень часто граничащий с вооруженным столкновением, а для реалистов главный процесс, достойный внимания - конфликт и война. США и Северная Корея после Корейской войны 1950-1953 годов по сей день формально находятся в состоянии войны, поскольку между ними было заключено лишь соглашение о перемирии. При этом Вашингтон отказывается даже обсуждать идею заключения договора о мире, который лишит американцев оснований для сохранения в Южной Корее 30 тысяч военнослужащих.

Национальный интерес.

Очевидно, что с обретением Северной Кореей статуса ядерной державы Ким Чен Ир рассчитывал на повышение её международного рейтинга. В условиях тяжелого экономического положения Северной Кореи перспектива ее возможного объединения со сравнительно благополучным Югом не вызывает энтузиазма в Пхеньяне. Пример Восточной Германии и Румынии, судьба их политических лидеров служит серьезным предупреждением правящей элите КНДР. В Пхеньяне полагают, что в этом случае обладание ядерным оружием сделает его позицию на переговорах с Сеулом более весомой и объединение Севера и Юга будет происходить на условиях в наибольшей мереблагоприятных для КНДР.

Нельзя также исключить и того, что, наладив производство оружейного плутония, Пхеньян может предпринять его подпольную продажу своим традиционным покупателям ракет, другим тоталитарным режимам, которые тянутся к овладению ядерным оружием. К таким действиям его может подтолкнуть чрезвычайно высокая стоимость ядерных материалов, которую готовы заплатить соискатели подпольного ядерного статуса. Это является весьма привлекательным для терпящей бедствие северокорейской экономики.

Интересы Китая в данном вопросе, в принципе, сходятся к двум позициям: сохранение стабильности в Северной Корее и её денуклеаризация. Но первая цель, похоже, весомее для Пекина. КНР боится падения пхеньянского режима, поскольку это приведет к тысячам беженцев (доказательством этого является начало строительства стены с колючей проволокой на границе с КНДР после её испытаний ядерного оружия), а следственно Китай против введения экономических санкций и военного вмешательства в КНДР. Так же результатом военной операции будет потеря влияния над этой территорией, которая исторически связана с Китаем. К тому же экономики этих двух государств тоже сильно взаимодействуют. Так, например, доля китайской экономической помощи КНДР по различным оценкам составляет от 30 до 70% всей международной помощи, а значит КНР имеет наилучшие рычаги давления на Северную Корею. Обладание КНДР ядерным оружием беспокоит Китай лишь постольку, поскольку это угрожает режиму нераспространения, а значит другие страны региона, такие как Япония и Южная Корея, имея высокий технологический потенциал и экономическую мощь, могут стать ядерными странами за очень короткий промежуток времени. К тому же Пекин четко обусловливает свое содействие решению проблемы американ-скими подвижками по Тайваню. И напоследок, Китаю ни к чему присутствие американских сил непосредственно у своих сухопутных границ.

Южная Корея

Президент Республики Корея Но Му Хен ка-тегорически возражает против ядерного вооружения КНДР. Но ещё до проведения Северной Кореей ядерных испытаний он исключал не только применение силы, но и экономические санкции против КНДР, поскольку опасался (да и сейчас) возникновения серьёзных разногласий со свои северным соседом, который в два счета может разнести весь Сеул, находящийся в 40 километрах от демилитаризованной зоны, поскольку большая часть вооруженных сил КНДР (около 700 тысяч военнослужащих, 8 тысяч единиц артиллерии, в том числе 500 дальнобойных систем, и 2 тысячи танков) разверну-та в полосе шириной 150 километров от границы. К тому же в случае военной операции против Северной Кореи американцы намерены играть основную роль, оставляя позади интересы Южной Кореи. В связи с этим южнокорейс-кие военные заяви-ли, что если в Северной Корее возникнет нестабильная ситуация, в том числе произойдет свержение властей, южнокорейское правительство будет играть ведущую роль в урегулировании этого внутреннего конфликта.

Причем, хотелось бы добавить, что на международную политику наряду с малыми государствами слабо влияют и международные организации, в том числе и ООН. К примеру, 14 октября 2006 года Совет Безопасности ООН одобрил еще одну резолюцию в отношении КНДР, осуждающую Пхеньян за испытание ядерного оружия 9 октября и накладывающую на страну ряд санкций. Кроме того, США, Австралия, Япония и Южная Корея прекратили экономические отношения с КНДР и приостановили поставки гуманитарной помощи Пхеньяну на неопределенный срок. Аналитики отмечают, что такого рода резолюции ООН давно уже не играют особой роли в международной политике. Со своей стороны Северная Корея сочла санкции, наложенные Совбезом ООН, объявлением войны, и пригрозила незамедлительно нанести безжалостный удар по любому государству, которое «попытается посягнуть на суверенитет и право на выживание КНДР под предлогом выполнения санкций СБ ООН. Другим примером фактически безразличного отношения к резолюциям Совбеза ООН стало заявление Северной Кореи о том, что она не признает резолюцию Совета Безопасности в отношении собственной ракетной программы и продолжит испытания. Это заявление было ответом на компромиссный документ СБ ООН от 16 июля 2006 года (в ответ на ракетные пуски Северной Кореи 4-5 июля) - КНДР осудили за ракетные испытания и призвали не проводить их впредь. Все это, на мой взгляд, наносит удар по либерально-идеалистической теории, которая определяет круг акторов более широким, чем просто государства, например, еще и международные организации (а в данном случае налицо их совершенная бездеятельность), и которая утверждает, что можно разрешить все конфликты при помощи морали (если грубо говорить), хотя не понятно, каким образом это сделать, если хотя бы один участник будет действовать аморально.

Если рассматривать ситуацию в азиатско-тихоокеанском регионе, отталкиваясь от положений Барри Бузана, как региональную систему, то можно выделить такую особенность, как комплекс безопасности. Причем он включает в себя несколько составных единиц - Япония и Южная Корея увязывают свою безопасность с США, и Китай и Россия внимательно относятся друг к другу, поскольку их позиции во многом совпадают. По крайней мере, они понимают, что являются общим противовесом американо-японо-южнокорейскому блоку. В связи с тем что, воен-ные программы региона осуществляются на односторонней или двухсторонней основе в рамках японо-американского и американо-корейского военных союзов национальная безопасность одного из этих государств зависит от национальной безопасности другого. Вся ситуация по сути, является игрой с нулевой суммой, где каждый выигрыш США может отождествляться с таким же проигрышем как России, так и КНР. Во многом по этой причине кризис является до сих пор не урегулированным.

Есть ещё причины, по которым США не торопятся найти решение Северокорейской проблемы. Дело в том, что разработка ядерного оружия Пхеньяном непосредственно связана с его ракетной программой, поскольку для того, чтобы ядерное оружие представляло опасность для других государств, необходимы носители, на которых оно могло бы быть доставлено к цели. А с таковыми, как показали прошедшие 4-5 июля ракетные испытания, у КНДР пока проблема. Несмотря на то, что ракетные разработки в Северной Корее ведутся с 60-х годов, она не смогла еще создать успешный образец, который отвечал хотя бы необходимым требованиям по дальности для создания непосредственной угрозы Соединенным Штатам. В июле 2006 года с полигона "Мусудан" в Северной Корее запустили семь ракет. Одну из них - двухступенчатую дальнего радиуса действия - "Тэпходон - 2" испытали впервые. Остальные, по данным японских военных, были средней и малой дальности. По информации министерства обороны США, на 40 - ой секунде полета в каждой из ракет начались неполадки. Все они пролетели менее 500 км и упали в Японское море. С ракетой Тэпходон-2 у северокорейцев были связаны большие надежды, поскольку её дальность согласно характеристикам должна быть от 4000 до 6000 тысяч километров, что подвергало бы угрозе такие территории США, как Аляску и Гавайи.

Заключение

Ситуация с Северной Кореей является одним из примеров беспомощности международного сообщества в деле предотвращения распространения оружия массового уничтожения. Предполагается, что если Пхеньян не удастся остановить, то Южная Корея, Япония и даже Тайвань, обладающие развитой ядерной инфраструктурой, решатся на создание собственной атомной бомбы с целью защитить себя от ракетно-ядерного шантажа Северной Кореи. Это еще раз доказывает, что все государства действуют исходя из своих собственных интересов, в данном случае - интереса обеспечить свою безопасность. Решение конфликта обязательно найдется, и я уверен, что оно будет отвечать принципам именно политического реализма.


14:01 25.07.2017 • Глеб Ивашенцов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Республике Корея (2005-2009 гг.)


2017 год становится годом обострения обстановки вокруг Кореи. Приход к власти в США Д.Трампа совпал по времени с развитием нового этапа ракетно-ядерной программы КНДР. Покойный отец нынешнего лидера Ким Чен Ир, похоже, полагал, что для обеспечения безопасности КНДР достаточно просто гипотетической вероятности нанесения ответного ядерного удара по США и их союзникам, поэтому был вполне удовлетворен наличием у КНДР небольших сил ядерного сдерживания - примерно из десятка зарядов, не заботясь особенно о средствах их доставки. Ким Чен Ын же пошел дальше, поставив целью создание не только большего числа ядерных зарядов, но также и эффективных средств доставки ядерного оружия - межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). По сути, речь идет о появлении у КНДР в перспективе полноценного ракетно-ядерного потенциала, способного с большой долей вероятности пережить первый удар и нанести в ответ неприемлемый ущерб противнику в лице Соединенных Штатов.

Трудно сказать, когда именно КНДР сможет развернуть этот потенциал, хотя, судя по тому, что в своей новогодней речи Ким Чен Ын сообщил о предстоящих испытаниях межконтинентальной ракеты, способной нанести удар по континентальной территории США, существенный прогресс может наметиться уже в ближайшие годы. Это означает, что в обозримом будущем КНДР станет третьим после России и Китая потенциальным противником США, способным стереть с лица земли Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Сиэтл, а может быть, и Вашингтон с Нью-Йорком. Конечно, такой возможностью обладают также Англия и Франция, но они - союзные США государства.

И дело здесь было отнюдь не в вере США в дипломатическое решение или силу санкций. Возможность военной операции против КНДР всерьез обсуждалась в Вашингтоне еще в начале 1990-х годов, как только начались разговоры о ядерной программе Пхеньяна, однако тогда от этого плана отказались. Новый широкий военный конфликт на Корейском полуострове обернулся бы для США серьезными людскими и материальными потерями*. (*Когда в 1994 г. Президент США Б.Клинтон рассматривал возможность начать войну против КНДР, ему были представлены расчеты командующего войсками США в Южной Корее генерала Гэри Лака. Согласно им, общие потери для США и Южной Кореи могли достигнуть почти миллиона военнослужащих, в том числе до 100 тыс. убитых американцев. Итоговая стоимость войны с КНДР была оценена в 100 млрд. долл., а размер экономического ущерба для Южной Кореи - более 1 трлн. долл. Администрация Клинтона отказалась от войны с Северной Кореей и пошла на переговоры с Пхеньяном.)

Но если прежде речь шла об обеспечении безопасности американского союзника - Южной Кореи, то сейчас с возможностью появления у Пхеньяна межконтинентальных ракет и баллистических ракет на подводных лодках на повестку дня выходит прямая угроза северокорейского ракетно-ядерного удара по континентальной территории самих США. Президент Д.Трамп представляет Республиканскую партию, а во внешнеполитической программе республиканцев противоракетная оборона традиционно служит чем-то вроде священной коровы.

Артиллерийский обстрел Сеула северокорейцами, по мнению экспертов, способен нанести столице Южной Кореи ущерб, сравнимый с применением ядерного оружия. Понятно, что такой удар со стороны Пхеньяна обусловил бы и мощный южнокорейский ответ, что означало бы начало новой Корейской войны. Но даже если до войны дело не дойдет, подобный поворот дел обернулся бы тяжелейшим ущербом американо-южнокорейскому союзу. С точки зрения южнокорейцев, американский удар по КНДР, который вызвал бы северокорейский удар по Сеулу, подтвердил бы, что союз с США представляет не гарантию безопасности их страны, а, наоборот, потенциальную угрозу этой безопасности, поскольку американцы готовы решать вопросы собственной безопасности за счет своих южнокорейских партнеров, используя их, по сути, в качестве живого щита.

США - Южная Корея: табачок врозь

Прагматичный курс Д.Трампа уже преподнес южнокорейцам немало сюрпризов в отношении готовности американцев учитывать их интересы. Активное неприятие в Сеуле вызвало намерение нового американского президента поставить перед южнокорейцами вопрос о полной оплате ими расходов по содержанию американских войск, находящихся на территории Южной Кореи.

За заявлениями политического характера со стороны Китая последовали и практические меры. Значительно уменьшился поток китайских туристов, а туризм был солидной статьей доходов мелкого и среднего бизнеса в крупных городах и туристических центрах Южной Кореи. Отменяются авиарейсы, китайские круизные суда минуют Пусан. Ограничен экспорт южнокорейских компаний, а многие из них поставляют на китайский рынок от 30 до 80% своей продукции. Следовательно, стоит ожидать массовых банкротств, увольнений, экономического спада. Это заставляет население задаваться вопросом: а нужна ли ему вообще система THAAD, чтобы из-за нее так страдать?

Отрицательное отношение в Южной Корее к линии Д.Трампа в международных делах вызвано и его протекционистскими заявлениями по торгово-экономическим вопросам. Южнокорейцы опасаются, что вслед за нападками на Китай последуют меры и против южнокорейского экспорта в США, ибо почти все, что Д.Трамп говорит о Китае, применимо и к Южной Корее. Для Южной Кореи, зависимой от американского рынка, любые тарифные проблемы станут сильным ударом. Есть угроза и пересмотра американо-южнокорейского соглашения о свободной торговле, которое, вообще-то, крайне выгодно южнокорейским предприятиям.

Но дело не только в угрозах непосредственно двусторонней торговле. Массу неприятностей Южной Корее принесет выход США из NAFTA, северо-американской зоны свободной торговли, в которую входят также Мексика и Канада. Даже просто радикальный пересмотр существующих в рамках NAFTA договоренностей серьезно ударит по интересам южнокорейских фирм, которые построили в Мексике немало крупных предприятий, работающих в основном на американский рынок.

В Сеуле тоже хотят свою бомбу

С января 1958 года на территории Южной Кореи под контролем американских военных размещалось ядерное оружие США. В 1967 году, например, одновременно на американских базах в Южной Корее находилось до 950 ядерных боезарядов; всего за 33 года - 11 типов ядерного оружия США. Около 100 последних ядерных боезарядов были выведены из Южной Кореи в декабре 1991 года накануне подписания двумя Кореями Совместной декларации о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной (20 января 1992 г.) 15 .

Мысль о собственной ядерной бомбе никогда не вызывала в Сеуле сколь-либо заметного отторжения. Опросы общественного мнения уже почти 20 лет свидетельствуют, что большинство южнокорейцев хотели бы видеть свою страну ядерной державой. Опрос на эту тему, проведенный в январе 2016 года, показал, что 54% жителей Южной Кореи за то, чтобы их страна имела ядерное оружие 16 .

Вместе с тем многие в южнокорейском истеблишменте не считают мысль о ядерной Южной Корее абсолютным табу. Во-первых, снижается уверенность в американских гарантиях безопасности, в том числе вследствие изменений в региональном и глобальном балансе сил. Вторая причина - успехи северокорейских атомщиков и ракетчиков. Ядерные поползновения Сеула чреваты серьезными проблемами для региона. Ссылаясь на резкое наращивание военной мощи Китая, в Японии и на Тайване определенные силы также поговаривают о необходимости обзавестись ядерным оружием.

Каждая из администраций США последних двух десятилетий пыталась воспрепятствовать ракетно-ядерной программе Пхеньяна. Усилия Вашингтона, однако, все время шли как бы вдогонку за продвижением этой программы. Если администрация Б.Клинтона ставила целью убедить Пхеньян вообще отказаться от ядерного оружия, то администрация Дж.Буша-мл. - не допустить его испытания, а администрация Б.Обамы - предотвратить создание Пхеньяном средств его доставки.

Все эти старания закончились провалом. Причина была в том, что ни один из названных американских президентов не верил в то, что с КНДР стоит договариваться о чем-то всерьез и надолго и что эти договоренности нужно выполнять. Все они были уверены в том, что пхеньянский режим - на грани краха, что КНДР вот-вот распадется и будет поглощена Южной Кореей, а это и предопределит решение всех проблем. Так, наверняка, думал Б.Клинтон, давая согласие на подписание с Пхеньяном так называемого Рамочного соглашения, которое в обмен на замораживание ядерной программы КНДР предусматривало не только строительство в КНДР двух легководных атомных реакторов и поставки американского мазута для северокорейских тепловых электростанций, но и нормализацию политических отношений между Вашингтоном и Пхеньяном. Б.Клинтон не сомневался в том, что выполнять это соглашение не придется, поскольку, даже если реакторы построят, в итоге они все равно окажутся в единой Южной Корее, и поэтому предусматривалось, что они должны были быть южнокорейского типа.

У администрации Д.Трампа нет, однако, серьезной альтернативы тому, что делалось его предшественниками. Военные угрозы на Пхеньян не просто не действуют, но, напротив, служат для него оправданием дальнейшего развития ракетно-ядерной программы. Отмечают, например, что пусть за три первые месяца президентства Д.Трампа северокорейцы и не проводили ядерных испытаний, ракеты они запускали уже девять раз, при Б.Обаме их было меньше.

Россия и Китай: общие позиции в отношении КНДР

Россия и Китай выступают по северокорейскому вопросу практически с единых позиций. Здесь действует своего рода триединая формула. Во-первых, и Москва, и Пекин категорически осуждают ракетно-ядерную программу Пхеньяна. В том числе и потому, что она представляет прямую угрозу для двух наших стран - северокорейские испытания и ядерных устройств, и ракет проводятся вблизи наших границ - на расстоянии 150-200 км от них. Кроме того, все эти взрывы и пуски используются американцами как предлог для наращивания их военного присутствия в Северо-Восточной Азии. Во-вторых, Россия и Китай согласны с тем, что военного решения северокорейской проблемы быть не может и нужно работать над политико-дипломатическими предложениями. В-третьих, Москва и Пекин поддерживают резолюции Совета Безопасности ООН, налагающие определенные санкции на КНДР. И эти санкции, особенно в случае с Китаем, становятся достаточно чувствительными. Через шесть дней после февральских северокорейских ракетных пусков Китай, руководствуясь резолюциями СБ ООН, ввел до конца нынешнего года запрет на закупку угля из КНДР, чем обрезал Пхеньяну до 40% его экспортной выручки 20 . Вместе с тем наши две страны исходят из того, что исполнение резолюций СБ ООН по ядерной проблеме Корейского полуострова требует сдержанности и здравого смысла - что не должно быть необоснованно расширительного толкования оговоренных санкций, что резолюции СБ ООН нельзя рассматривать как основание для обострения экономического и гуманитарного положения народа КНДР и тем более недопустимо наращивание напряженности и усиление гонки вооружений, грозящих появлением новых разделительных линий в регионе.

Что же касается давления на Россию и Китай, то чем резче оно будет осуществляться, тем больше вероятность того, что Москва и Пекин начнут более благожелательно относиться к Пхеньяну. В свете регионального и глобального противостояния с США сохранение КНДР на плаву имеет и для России, и для Китая стратегическую ценность. Развертывание же Вашингтоном серьезной торговой войны с Китаем может ударить и по части американских бизнесменов, которые вложились в китайскую экономику, а Китай - один из ведущих торговых партнеров США после Канады и Мексики. Эта группировка может начать действия против Д.Трампа на внутреннем фронте.

Решить проблемы можно лишь путем переговоров

Нисколько не оправдывая ракетно-ядерную программу КНДР, нужно отметить, что ее появление во многом объяснимо. В условиях, когда Соединенные Штаты присвоили себе право в одностороннем порядке применять военную силу против неугодных им государств, а ООН в ее нынешнем виде оказывается не в силах этому воспрепятствовать, малые, и не только малые, страны пытаются обеспечить свою безопасность любыми средствами, включая крайние меры.

Для Пхеньяна ракетно-ядерная программа - щит его безопасности, и этот щит он просто так не отдаст. Северокорейское руководство знает о том, как Запад отблагодарил ливийского лидера М.Каддафи за добровольный отказ от ядерной программы, и не желает для себя повторения его судьбы. Поэтому выход для США и всего международного сообщества один - договариваться с Пхеньяном, и договариваться конкретно, честно и прозрачно об обеспечении гарантий безопасности - в первую очередь КНДР и Республики Корея, а также России, Китая, Японии и всех стран региона. Такие гарантии должны быть прочными и достаточно убедительными, чтобы ни у кого не было подозрений на этот счет.

В качестве отправной точки начала политических переговоров можно было бы использовать сделанное 8 марта этого года министром иностранных дел КНР Ван И предложение о том, чтобы КНДР приостановила свои ракетные пуски и развитие ядерной программы в обмен на приостановку военных учений со стороны США и Южной Кореи. Это вполне реалистичное предложение, которое может быть принято Пхеньяном, - аналогичные идеи уже озвучивались ранее северокорейским руководством в январе 2015-го и январе 2016 года 23 .

Межкорейская нормализация и мирный договор

Решение ядерной проблемы Корейского полуострова теснейшим образом взаимосвязано с межкорейской нормализацией - разрядкой политической напряженности на Корейском полуострове и развитием отношений КНДР с Южной Кореей и другими странами региона. Необходимо одновременно решать обе проблемы.

Два корейских государства до сих пор де-юре находятся в состоянии войны, ибо подписанное 27 июля 1953 года Соглашение о перемирии, остановившее Корейскую войну 1950-1953 годов, представляет собой не более чем договоренность между главнокомандующими вооруженными силами противостоявших в этой войне сторон о временном прекращении боевых действий. Для обеспечения мира на Корейском полуострове необходим мирный договор между двумя корейскими государствами.

Было бы, наверное, полезным начать с проведения под эгидой ООН мирной конференции по Корейскому полуострову, в которой приняли бы участие Генеральный секретарь ООН, пять постоянных членов Совета Безопасности ООН, КНДР и Республика Корея. Стоило бы, вероятно, пригласить и другие страны по согласованию с двумя корейскими государствами, скажем Монголию и некоторые страны АСЕАН, например Вьетнам и Индонезию, с учетом того, что КНДР - участница Регионального форума АСЕАН по безопасности. Такая конференция могла бы в комплексе рассмотреть вопросы заключения мира между КНДР и Республикой Корея, взаимного сокращения ими вооружений и вооруженных сил и развития экономического сотрудничества, а также нормализации США и Японией своих отношений с КНДР и денуклеаризации Корейского полуострова. Очевидно, что подобная идея не будет принята с ходу. Однако и предложение о проведении шестисторонних переговоров по ядерной проблеме КНДР не было реализовано сразу.

4 world.kbs.co.kr/special/northkorea/contents/news/news_view.htm?No=38330. r

9 Проблемы национальной стратегии. 2016. №6 (39). С.13.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ


30-03-2021


01-05-2018


24-03-2017

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Фото времён Корейской войны

Внешне этот конфликт выглядел как локальное вооруженное столкновение двух государственных объединений, сложившихся в северной и южной частях Корейского полуострова. Но по сути это стало проявлением открытого противостояния двух уже сложившихся к тому времени блоков: восточного во главе с Советским Союзом и западного под эгидой США.

Исторические предпосылки конфликта

Корея до Второй мировой войны

Корея с древних времен представляла собой замкнутую, но внутренне монолитную и самобытную цивилизацию. В то же время она не обладала условиями для собственной внешней экспансии, а напротив, довольно часто попадала в более или менее жесткую степень зависимости от своих мощных соседей: маньчжуров, Китая, Японии.

С конца ХIХ века Корейский полуостров начал постепенно втягиваться в сферу влияния других крупнейших держав мира. Этого постаралась не допустить Япония, раньше других стран Восточной Азии ставшая на путь модернизации и рассматривавшая Корею фактически как собственную колонию, источник сырья и дешевой рабочей силы. Контроль над Кореей стал одной из наиболее приоритетных целей внешней политики Японии, для достижения которой она дважды прибегала к войнам: с Китаем в 1894-1895 гг. и Россией в 1904-1905 гг.

Японское господство в Корее с 1910 года приобрело форму прямой аннексии этой территории и сопровождалось подавлением традиционной культуры корейского народа, включая язык, верования и обычаи. Такое положение приводило к росту сопротивления в различных слоях корейского общества, прежде всего крестьян и городской бедноты.

С началом Второй мировой войны Япония лишь усилила процесс выкачивания из Кореи материальных и людских ресурсов. И хотя Корейский полуостров на протяжении всей войны практически никак не был затронут боевыми действиями, но ситуация здесь была накалена до предела. От национального восстания корейцев удерживало лишь возросшее японское военное присутствие.

Разделение страны после 1945 года

Ким Ир Сен и Ли Сын Манн

После провозглашения Республики Корея и КНДР оккупационные войска покинули Корейский полуостров. Советские части сделали это до конца 1948 года, американские — в 1949 году.

Стороны конфликта

В конце 1940-х годов Северная Корея заметно опережала Южную в плане промышленного развития, но вдвое уступала по численности населения. Проведённая здесь земельная реформа с дальнейшим внедрением коллективного труда, помощь СССР в продолжении индустриализации позволила достичь высоких показателей экономического роста и уровня жизни своих граждан.

Кроме того, КНДР смогла создать достаточно серьёзные вооружённые силы, сформировав 10 пехотных дивизий общей численностью около 180 тысяч военнослужащих. На вооружении Северной Кореи состояла советская техника: 242 танка Т-34, 176 самоходных орудий СУ-76, 210 боевых самолетов (Як-9, Ил-10, Ил-2). Армии Южной Кореи почти вдвое уступала северянам по численности. Из боевой техники она располагала только 27 бронемашинами и 22 самолётами. Лишь по количеству единиц военного флота стороны были примерно равны.

Власть Ли Сын Мана в Южной Корее была крайне непопулярна и вскоре превратилась в режим диктатуры. В стране нарастало число очагов вооружённого сопротивления, одним из самых значительных в их ряду стало восстание 14-го полка в городе Ёсу в октябре 1948 года, подавленное при помощи войск США. При этом южнокорейские воинские части и полицейские подразделения ежемесячно совершали десятки попыток вооружённых вторжений на территорию КНДР.

Причины начало войны

В условиях постоянных провокаций и перестрелок на границе между двумя корейскими государствами быстро накалило обстановку. Превращение этого противостояния в масштабную войну произошло по нескольким причинам:

  1. Желание каждого из авторитарных лидеров двух Корей (Ким Ир Сена и Ли Сын Мана) объединить полуостров под своей властью;
  2. Стремление мировых сверхдержав взять стратегически важный Корейский полуостров под свой полный контроль в развернувшемся глобальном противостоянии;
  3. Влияние ситуации в соседнем Китае, где гражданская война закончилась победой прокоммунистических сил, ориентированных на СССР. Но руководство КНР при этом начало проводить собственную политику вмешательства в дела соседних стран Юго-Восточной Азии, включая Корею.

Хронология событий

Карта Корейской войны

Начало войны (25 июня — 20 августа 1950 г.)

Особых поводов к началу полномасштабных военных действий искать было не нужно. Южнокорейская армия с 23 июня 1950 года проводила очередную попытку вторжения на территорию Северной Кореи силами 1-го пехотного корпуса, углубившись на 1-2 километра вглубь территории противника. Армия КНДР начала вторжение на южнокорейскую территорию утром 25 июня мощным одновременным ударом всеми главными силами.

Обладая перевесом в тяжёлой военной технике, Корейская Народная Армия (КНА) быстро разгромила южнокорейские войска в приграничных боях и устремилась вглубь страны. Уже 28 июня была взята столица Республики Корея город Сеул, но добиться окружения крупной группировки южнокорейских войск в этом районе КНА не удалось.

Кроме того, с 27 июня США, пользуясь бойкотированием советскими представителями работы Организации Объединённых наций (ООН), смогли добиться решения на военное вмешательство в корейский конфликт под флагом этой международной организации. В помощь армии Южной Кореи на полуостров началась переброска войск, к побережью Кореи стягивались крупные военно-морские силы.

В июле-августе 1950 года северокорейским войскам удалось взять под контроль 90% территории страны. Южнокорейские и американские войска понесли крупные потери, но смогли закрепиться на небольшом плацдарме с центром в Пусане, который опирался на удобные для обороны естественные рубежи, усиленные системой опорных пунктов.

Перелом в войне и высадка десанта США (август — октябрь 1950 г.)

С 21 августа, проведя относительно небольшую перегруппировку, КНА начала атаки на Пусанский плацдарм. Северокорейские соединения, уже потеряв 30-50% своего численного состава, 40% артиллерии и более половины танков, смогли добиться лишь незначительного продвижения. Особенно ожесточённые бои развернулись вокруг города Чаннэ, который несколько раз переходил из рук в руки.

При этом противостоящие КНА войска под флагом ООН имели абсолютное превосходство в авиации, которая совершала до 1500 самолёто-вылетов в день. С августа и вплоть до середины сентября на Пусанский плацдарм активно перебрасывались свежие части американских войск, усиленные тяжёлой боевой техникой. Это быстро изменило соотношение сил.

Американские войска в Корейской войне

15 сентября войска США высадили десант из двух дивизий, усиленных британскими и южнокорейскими частями, в районе города Инчхон, расположенного западнее Сеула. Одновременно войска на Пусанском плацдарме (5 южнокорейских, 5 американских дивизий, одна британская бригада) перешли в наступление, располагая дополнительным усилением в примерно 500 танков и свыше 1100 самолётов.

Вступление в войну Китая (октябрь 1950 г. — май 1951 г.)

Для руководства лишь годом ранее утвердившейся Китайской Народной Республики полное поражение КНДР представляло серьёзную угрозу. Оно означало образование на непосредственных границах КНР враждебной территории с крупным контингентом американских войск.

В этот же период СССР направил к границе Китая и Кореи авиакорпус из более 300 самолётов, ограничив их применение приказом действовать на удалении в 100 километров от линии фронта. Советские МиГ-15 показали полное превосходство над американскими истребителями F-80, и только последующее применение ВВС США более новых самолётов F-86 в какой-то степени уравняло исход противостояния в воздушном пространстве Кореи.

МиГ и F-86 Sabre

Завершающий этап и позиционная война

Китайские войска в Корейской войне

В июле 1951 года в корейском городе Кэсон начались переговоры по мирному урегулированию конфликта. Несмотря на согласие о восстановлении довоенной границы между Северной и Южной Кореями, расхождения в политических формулировках не позволило прийти к договорённостям. Противоборствующие стороны перешли к позиционной войне, которая периодически прерывалась кровопролитными, но безрезультатными наступлениями.

Окончательное прекращение войны стало возможным лишь после значительных перемен в высшем руководстве США и СССР. С началом 1953 года вступил в должность президента США Дуайт Эйзенхауэр, выступивший за скорейшее завершение Корейской войны. А после смерти Сталина новое руководство Советского Союза также приняло решение о прекращении этого конфликта и с этой целью начало оказывать соответствующее давление на руководство Китая.

Потери и последствия

Основные страны, военнослужащие которых участвовали в боевых действиях Общее число потерь Убитые, умершие от ран и болезней Раненые Пленные, пропавшие без вести
Республика Корея 616 тысяч 137 875 450 тысяч 28 тысяч
США 149 233 33 686 103 284 12 263
Британское Содружество 10 403 2 188 7 166 1 049
КНДР 620 тысяч 215 тысяч 300 тысяч 100 тысяч
КНР 390 тысяч 148,7 тысяч 216 тысяч 25 621
СССР 464 299 165 0

Потери среди мирного населения основаны лишь на приблизительных оценках, разброс которых составляет от 500 тысяч до миллиона погибших для каждой из частей страны. Сотни тысяч жителей Корейского полуострова вследствие боевых действий оказались вынужденными покинуть места своего прежнего проживания. Пострадало либо было полностью разрушено около 80% производственной инфраструктуры страны. Целый ряд городов, особенно на севере Кореи, был уничтожен бомбардировками и обстрелами. В частности, почти полностью в руинах оказался Пхеньян.

Враждебность между двумя корейскими государствами неизменно сохранялась вплоть до настоящего времени. В середине 1960-х годов правительства Северной и Южной Кореи смогли заключить договор о сотрудничестве и ненападении. Но уже к концу 1990-х годов КНДР разорвала этот договор по причинам, которые кратко можно связать с введением санкций из-за собственных ракетно-ядерных разработок.

Ветераны Корейской войны

Читайте также: