Доклад на тему колокола моего города ставрополя

Обновлено: 18.05.2024

15 февраля 1839 г. Святейший Синод разрешил построить каменную во имя Казанской иконы Божией Матери церковь и 25 мая того же года были возвращены, утвержденные Синодом, план и фасад, составленные Комиссией, но на месте, где прежде стояла казачья церковь. Строительство долгое время не начиналось.

24 мая 1842 г. было объявлено ставропольскому обществу, что составленный проект профессором Академии Художеств Александром Тоном утвержден императором, и гражданский губернатор Сотников вместе с этим приглашает общество составить Комитет по постройке и представить об этом приговор.

11 июля 1842 г. была получена от архиепископа Афанасия грамота на строительство, и исполнение по ней поручалось протоиерею Константину Крастилевскому , которому 30 июля вручена грамота окружным начальником Масловским.

В 1843 г. была образована Кавказская и Черноморская епархия. Епископ Кавказский Иеремия (Соловьев) прибыл в г. Ставрополь 10 апреля 1843 г., а 19 мая 1843 г. новым Начальником области назначен генерал-лейтенант И.В. Гурко . Он сразу объявил о необходимости обществу самому взять на себя финансирование строительства собора. 3 июля 1843 г. епископ Иеремия заявил, что дело строительства собора не сдвинулось с места. Начальник области И.В. Гурко разрешил полковнику Масловскому заняться столь богоугодным делом, как дело постройки церкви.

8 июля 1843 г. состоялась торжественная закладка Казанского Кафедрального собора. Надзор за строительством был возложен на архитектора А.И. Бернштейна . 28 июня 1844 г. эта обязанность была возложена на помощника архитектора П. Славянского. Строительными подрядчиками стали известные купцы – Игнат Волобуев , Яков Леонидов , Петр Пахомов , Иван Алафузов .

Казанский кафедральный собор – духовный центр Ставропольской губернии и Кавказской и Черноморской епархии

Казанский кафедральный собор. Ставрополь . XIX век

Постройка собора была завершена в 1847 г., и указом Святейшего Синода от
20 августа за № 9062 он получил статус Кафедрального, а 22 октября того же года состоялось его освящение. На протяжении последующих десятилетий Казанский кафедральный собор являлся духовным центром Ставропольской губернии и огромной Кавказской и Черноморской епархии. Собор посещали все высокие гости, посещавшие Ставрополь , начиная с цесаревича, будущего императора Александра II.

Казанский кафедральный собор был построен в русско-византийском стиле. Ставрополь , XIX век

Казанский собор был спроектирован и построен в русско-византийском стиле, где элементы русского храмового зодчества такие, как кокошники, аркатурные пояса, сочетались с элементами византийской архитектуры – капителями, нишами, эркерами… Крестообразный и симметричный в плане, с высоким световым барабаном центрального купола и четырьмя главками на восьмерках, апсидами приделов во имя святых Николая Чудотворца и Александра Невского , центрального алтаря и притвора, четырьмя опорами, поддерживающими тяжелый свод, квадратный в плане, храм вмещал более 700 верующих. При этом он не отличался размерами – длиной в 35,7 м и шириной в 25,2 м, высотой до креста в 35 м. Нахождение храма на высшей точке города как бы увеличивало его в размере. В ризнице собора со временем были собраны огромные ценности: саккос (элемент облачения епископа) святого Павла Тобольского , посох святого Игнатия Брянчанинова из слоновой кости в серебряной оправе, облачение епископа Иеремии, привезенное им из Киево-Печерской лавры, серебряная позолоченная двухпудовая модель Казанского собора работы известного московского фабриканта И.П. Хлебникова . Хор Казанского собора много лет возглавлял известный ставропольский композитор и дирижер, регент В.Д. Беневский . В хоре пели известные в будущем московские оперные певцы
Ф. Братцыхин, К. Белоусов , Д. Головин .

Звонница Казанского Кафедрального собора. Архитектор Г. Ткаченко . Ставрополь , XIX век

Судьба Собора в Советской России

В 1920-х годах прекратился колокольный звон Казанского собора. В описи собора указываются накопленные богатства: Евангелия в богатых переплетах, кресты из благородных металлов, украшенные драгоценными камнями, литьем, чеканкой, панагии с эмалью и перламутром, бархатные и шелковые мантии, расшитые золотыми и серебряными нитями, дорогие сосуды и т. д. В связи с постановлением ВЦИК от 16 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья Ставропольский Казанский собор сдал 30 пудов серебра.

ВозрождениеСвятыни

Постановлением президиума Ставропольского городского Совета народных депутатов от 31 января 1991 г. территория Крепостной горы объявлена заповедной. Вскоре был открыт счет для сбора пожертвований. На месте разрушенного собора проведены археологические раскопки, в результате которых зафиксировано его точное расположение на местности.

В результате раскопок в 1992 г. были обретены мощи местночтимого святого епископа Феофилакта (Губина) и торжественно перенесены в Андреевский собор города Ставрополь .

12–14 августа 1994 г., в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, Ставрополь посетил Предстоятель Русской Православной церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На Крепостной горе им был освящен камень на месте возрождения Казанского Кафедрального собора. По проекту вновь выстроенный собор должен сохранить основные архитектурные пропорции старого собора.

Возрождение Святыни

Предполагалось, что храм будет бесстолпным, хоры выдвинуты в пространство собора посредством балкона. В сравнении с бывшим собором, новый предполагалось увеличить в 1,25 раза. В высоком цокольном этаже планировалось разместить малый и крестильный храмы, ризницу и другие помещения.

Новые колокола Казанского кафедрального собора

Храм-часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Ставрополь , 2004 г.

Собор был воссоздан по проекту на основе архивных материалов. Архитектор В. Аксенов . Ставрополь , 2004 г.

Вскоре после освящения храма-часовни в том же 2004 г. началось и воссоздание собора. Проект составлен на основе архивных материалов епархиальным архитектором В. Аксеновым .

В 2008 г. состоялся чин освящения куполов собора

В апреле 2008 г. состоялся чин освящения куполов собора, совершенный освященные архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном. С этого времени началась внутренняя отделка собора.

Внутреннее убранство Собора

Иконопись Собора

В апреле 2010 г. в восстанавливающемся Казанском Кафедральном соборе архиепископом Феофаном было совершено первое богослужение – Пасхальная
вечерня.

Рождество Христово. Иконопись Казанского Кафедрального собора. Ставрополь , 2004 г.

Уже 4 ноября 2011 г. в Престольный праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл в сослужении духовенства епархии совершил малое освящение восстановленного в исторической части г. Ставрополя Казанского кафедрального собора.

4 ноября 2011 г. епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл совершил малое освящение восстановленного Казанского кафедрального собора

На праздничное богослужение собралось несколько тысяч горожан, среди гостей торжественного чина были и представители исполнительной и законодательной ветвей власти Ставрополя и края. С этого момента в Казанском соборе богослужения стали совершаться регулярно.

Возрожденная звонница Казанского Кафедрального собора. Ставрополь . 2010 г.

За короткий период времени в соборе успели побывать величайшие святыни православного мира – Пояс Пресвятой Богородицы, принесенный с Афона, а также частица мощей святителя Николая.

13 декабря 2012 г. великое освящение Казанского Кафедрального собора совершил Святейший Патриарх Кирилл в сослужении епископата Русской Православной Церкви и сонма духовенства Ставропольской митрополии. После освящения собора состоялась Божественная Литургия и возведение в сан епископа Георгиевского и Прасковейского Гедеона (Губки).

13 декабря 2012 г. великое освящение Казанского Кафедрального собора совершил Святейший Патриарх Кирилл

Успенский храм никогда не имел отдельной звонницы. Его колокола, подобно древним псковским храмам, расположены в арке западного фронтона. Первые храмовые колокола, как и у Казанского и Троицкого соборов были отлиты на литейно-колокольном заводе ставропольского купца 3-й гильдии И.С. Ефимова. Однако время их не пощадило. В послереволюционное время колокола были сняты, и их заменило било, которое могло выполнять только одну функцию – созывать на молитву. Полный набор колоколов, отлитых в Воронеже, приход смог приобрести только в 1990г.В октябре этого же года на Успенском кладбище в присутствии администрации и жителей города освящался установленный памятник на могиле Г.Н. Прозрителева. После освящения, которое совершил новый настоятель храма протоиерей Павел Рожков, зазвонили колокола. Трезвоном, возвещая связь Успенского храма с историей города.



В настоящее время, когда есть доступ ко многим архивным материалам было бы трудно отрицать эту связь. Политические события, происходящие как в стране, так и в городе оказывали и оказывают свое влияние на жизнь храма. И спектр этого влияния обширен - от процветания храма до его обнищания и разрушения.

Многое повидал скромный ставропольский храм Успения Божией Матери, стоящий в отдалении от городского шума, защищенный мощными кронами вековых каштанов и лип. Кладбищенская церковь, построенная на старом погосте – как символ материнской заботы Церкви не только о живых своих чадах, но и об умерших.


За свою 165-летнюю историю Успенский храм пережил все скорби выпавшие на долю России. Грозный XХ век не пощадил ни кафедральный Казанский собор, ни Крестовоздвиженский, Троицкий, Софийский храмы…

А Успенский – выстоял. Став духовным центром города Ставрополя, десятилетиями сберегая чудом уцелевшие крохи былой красоты разрушенных церквей – реликвии, спасенные верующими. В том числе главную святыню г. Ставрополя – Иверскую икону Божией Матери.

Местом постройки Успенского храма послужило кладбище, которое стихийно возникло на месте, предназначенном на плане города 1831 г. под обывательские усадьбы.


Вместе со Ставропольской крепостью, которая контролировала центральную часть Азово-Моздокской оборонительной линии, и была заложена в 1777 году подразделением солдат и офицеров Владимирского драгунского полка на вершине горы, называемой теперь Крепостной, восточнее под склоном на относительно ровном участке плоскогорья возникает казачья станица, названная, как и крепость – Ставропольской.

Станица считалась самостоятельным населенным пунктом, не входящим с состав г. Ставрополя. Ее периметр был огражден плетневым забором. Одни ворота располагались с южного угла и были обращены к крепости, а другие располагались с востока, за ними и образовался погост. Следовательно, вполне возможно, что кладбище, которое впоследствии станет Успенским, появилось одновременно с поселением хоперских казаков,


Инициатором строительства храма от купеческого и мещанского общества выступил купец 1-й гильдии Иван Ганиловский, почет­ный гражданин Ставрополя, и один из самых уважаемых и преуспевающих ставропольских предпринимателей.

Благословил благое начинание, выбрал на кладбище место строительства и проект храма Преосвященнейший Иеремия, епископ Кавказский и Черноморский.

1 мая 1845 г. необходимые документы были представлены в Священный Синод, который рассмотрел их на заседании 11 июня того же года. Высочайшее утверждение проект получил 10 мая 1846 года.

Разрешение на строительство за Тифлисской заставой, вместо кладбищенской часовни, церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы от наместника Кавказского, генерал – губернатора Новороссийского и Бессарабского Воронцова Ставропольским купеческим обществом было получено 14 апреля 1847 г.

1 июня 1847 года после молебна был заложен первый камень будущей церкви.


Строительство продвигалось медленно. Сказывалась нехватка денег, но, несмотря на все трудности 15 (28) августа 1849 года кладбищенский храм с одним престолом во имя Успения Божией Матери был освящен Преосвященнейшим Иеремией Епископом Кавказским и Черноморским при большом стечении народа.

Пристроенный в 1870 г с правой стороны храма придел в честь Вознесения Господня, придал архитектуре храма некоторую асимметричность, которая была исправлена в 1999 г., когда с северной стороны храма был пристроен придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Внешний вид храма теперь словно разделился: с одно стороны, он словно получив дополнительную опору, добротно и основательно расположился здесь на земле, а с другой, словно птица, которая обрела два крыла, воспарил в небесную синь.


В середине XIX в. из-за сложившейся приходской системы находящийся на кладбище храм мог быть только приписным к ближайшей приходской церкви. Успенский храм был приписан к Троицкому собору.

Единственным источником содержания такого храма были пожертвования на поминовение усопших, что создавало определенные материальные трудности. Но уже в 60-70 гг. в. вокруг Успенской церкви начинает создаваться круг неравнодушных к ее судьбе людей таких как: первый церковный староста мещанин Алексей Захарьин, староста храма купец 2-й гильдии Ефим Иванов, купцы 2-й гильдии Тимофей Руднев и Ефимий Дмитриев. Их попечением в 1860 г. в церкви был возведен иконостас, по благословению Преосвящейнейшего Игнатия епископа Кавказского и Черноморского, а в 1870 г. пристроен придел в честь Вознесения Господня. Освещение, которого по благословению Преосвященнейшего Германа епископа Кавказского и Екатеринодарского состоялось 26 сентября 1873 г. Именно пристройка придела повлияла на некоторое изменение статуса храма: оставаясь приписной, Успенская церковь получила постоянного священника.

Священническое место было открыто в 1872 г., на которое по благословению епископа Германа, был направлен внештатный священник Троицкого собора отец Капитон Розов, прослуживший в храме до 1881г.



В 1881 г. на освободившееся священническое место из Петро-Павловской тюремной церкви города Ставрополя был переведен священник Феодор Семилуцкий. Его стараниями и стараниями старосты Александра Руднева для материального поддержания храма и кладбища в 1889 г. открывается Попечительство, которое буквально за несколько лет смогло привести кладбище в порядок. На нем стали хоронить известных людей города, что в свою очередь обратило внимание горожан и епархиального начальства на Успенский храм. В 1891 г., благодаря заботе епископа Ставропольского и Екатеринодарского Евгения, Успенский храм становиться приходским. На открытие именно в это время прихода оказала влияние политика Александра III, направленная на увеличение количества приходов. Наличие причта и прихода в свою очередь оказывало благотворное влияние и на благоустройство храма и кладбища, и на возможность открыть в 1894 г. при храме одноклассную церковно-приходскую школу.

Революция 1917 г., изменившая жизнь целой страны изменила жизнь и Успенской церкви. Разграбление храма в 1922 г. изменило его убранство, а то, что храм оказался в руках сторонников обновленческого раскола, который был инициирован большевиками, изменило его внутреннюю жизнь. Впрочем, это помогло храму выстоять. После закрытия Варваринского храма Успенская церковь осталась единственной в городе, став приютом для людей и икон, погибших храмов. Однако в годы Великой Отечественной войны положение храма изменилось.

3 августа 1942 года германские войска заняли Ставрополь. Край оказался оккупированным до января 1943 г. С приходом немцев в городе происходит повсеместное восстановление храмов. Германское командование не препятствовало данному стихийному движению. К тому же имея свидетельства о недовольстве верующего населения политикой советской власти по отношению к Православной Церкви, оккупанты решили сыграть на чувствах людей, лишенных право свободно исповедовать свою веру.



Но смена руководства страны и смягчение антирелигиозного курса отвлекли внимание городских властей и Уполномоченного по делам религии от Успенской церкви. Вернее решили, что храм в запустении сам потихоньку умрет. Не получилось. Опираясь на деятельных священников и крепкую общину, он выстоял. В те времена, когда причащение ребенка было почти подвигом, трудно было поверить, что наступят другие времена, что, наступит время и расцветет Успенский храм, заискрится, рассыплется звонким детским смехом. Озолотиться куполами.


Большую помощь отцу Павлу в его заботах об Успенском храме и кладбище оказал Попечительский совет храма, созданный в 1998 г. по инициативе директора музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве Н.А. Охонько, и, конечно же, приход, который всегда отличался преданностью своему храму.


В сложные 1990-е годы, которые были так же и годами невиданного духовного подъема, когда оживали храмы, создавались воскресные школы (воскресная школа для взрослых при Успенском храме была открыта в 1998 г., а через 2 года для детей) во дворе Успенской церкви началось строительство Свято-Успенского православного центра образования, который был открыт и освящен по благословению митрополита Ставропольского и Владикавказского Гедеона 22 сентября 2001 г.

Открытие в 2004 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Феофана, архиепископа Ставропольского и Владикавказского при храме Свято-Успенской Православной гимназии стало новым опытом не внешнего, а внутреннего соединения школы и Церкви. Создать школу, которая по духу будет приводить детей в Церковь, научить ребёнка жить в ладу с собой и окружающим миром – вот задачи, которые о. Павел и педагогический коллектив гимназии решают уже на протяжении 10 лет.


В настоящее время заботу о гимназии осуществляет правящий архиерей - митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. С первых дней своего пребывания на Ставропольской кафедре Владыка много внимания и заботы уделяет храму и гимназии.

Являясь учредителем Православной Свято-Успенской гимназии, он с большим вниманием относится к ее повседневным нуждам и духовному возрастанию педагогического коллектива и учеников гимназии. Обращая внимание на то, что без возрождения православного образования невозможно и возрождения духовности народа.


О своем 165-том дне рождении Успенский храм возвестит городу колокольным звоном. Умелые руки звонарей вплетут радостную мелодию в общую молитву всех тех, кто в праздник Успения Божией Матери придёт помолиться в Успенскую церковь. И древний храм, мученик и исповедник, внимая молитве, вздохнет, благодарный людям за память и нерастраченную способность за все благодарить Бога.

КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬЧИКИ - http://www.st-vedomosti.ru/

Значительная часть колокольчиков с видами городов России и зарубежья, изображением православных храмов и монастырей хранит память о тех местах, где довелось побывать митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому. Особое место на выставке занимают поддужные колокольчики, которые главным образом использовались на почтовых и курьерских тройках и были своеобразными символами русского быта XIX - начала XX веков. Не оставляют равнодушными и декоративно-сувенирные колокольчики, созданные на знаменитых русских художественных промыслах - гжель, хохлома и другие. Все они, радующие своей красотой, оригинальностью и чудесным звоном, поистине представляют собой культурное явление в отечественной и мировой истории.

А вот об этом расскажем поподробнее, ведь история колокольчиков очень занимательна. Наиболее старинные из дошедших до нас относятся к IX столетию до нашей эры. Это скифские колокольчики. Не менее значительна и интересна история их предшественников, современников и аналогов, отличающихся по весу и размеру. Речь о колоколах, история которых насчитывает более четырех тысяч лет. Самые ранние из найденных археологами колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае в XXIII - XVII веках до нашей эры. Там же впервые был создан музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе, кстати, аналогичный инструмент (карильон) появился на две тысячи лет позднее. Ну а вера в то, что при помощи удара в колокол или колокольчик можно избавиться от нечистой силы, непогоды, хищного зверья, змей, что колокольный звон изгоняет болезни, - присуща большинству религий древности. От них-то эта вера вместе с христианством и пришла в Россию. Как и сами колокола, и колокольное мастерство.

Колокол нередко уподобляли человеку, что выражается в названиях его частей: язык, тулово, губа, уши. Колокола в многострадальной истории нашей страны и казнили, вырывая язык, и ссылали. А все потому, что колокол прежде всего - это голос православного храма. В 1930-е годы литье колоколов в СССР прекратилось полностью. И только в 1990-е годы пришлось начинать все с нуля. Литейное производство и изготовление колоколов освоили такие российские гиганты, как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод. За последнее время во многих городах России, как и в нашем любимом Ставрополе, построено немало церквей, и в каждом православном, да и не только православном храме звонят колокола, благовестят, призывают верующих на службу, напоминают о церковных праздниках.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Письма губернатору


БАЗАРНОЕ ДВОЕВЛАСТИЕ


НЕ РАСЩЕПИЛИ НА АТОМЫ, ТАК ВЗОРВУТ ИЛИ ОТРАВЯТ


ПЕРЕИМЕНУЕМ ПЯТИГОРСК В ЗАКАТАЛЫ!


ИСТУКАНЫ НАШЕГО ГОРОДКА

Без дураков


БИТВА ЗАТЕЙ


КАК ПОМЕЩИЧЬЕ-СУДЕБНЫЙ КРОКОДИЛ ПАИ ЗАГЛОТИЛ



ЕДИНОЖДЫ СХИТРИВШИ, КТО ТЕБЕ ПОВЕРИТ?

Хроники отчаянной домохозяйки


РОДИТЕЛЬСКИЙ ПЕРЕПОЛОХ, ИЛИ КАК МАМЫ В ШКОЛУ СОБИРАЛИСЬ


РЕМНЯ ВМЕСТО ЛАЙКА


ЛЮБОВЬ БЕЗ ШТАМПА: МОДНО, НО НЕНАДЕЖНО


ДЕТСКИЕ БОИ ПО ВЗРОСЛЫМ ПРАВИЛАМ

Караул


Демоны чАДА


Надо ли заглядывать псу под хвост?


ДОШЛО ВЕСЕЛИЕ ДО ТОЧКИ


С СОБАКАМИ НА ВЫХОД

О нас

Ставрополь, 355000,
ул. Ломоносова, д.21
Редакция: 8 (8652) 352-406,
Реклама: 8 (8652) 352-401

"Ставропольские ведомости" – общественно-политическая газета. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 26-00590.

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.


КОРОНАВИРУС ИДЕТ НА СПАД


ТОЛЬКО РАЗВИТИЕ СОЗДАЕТ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ


КОРОНАВИРУС ИДЕТ НА СПАД


Последние просмотренные


НАГРЕЛ РУКИ НА МИГРАНТАХ


Труп в дымоходе


НЕПРИХОТЛИВАЯ И ВКУСНАЯ


СПОРТ ВЫСОКИХ НАПРЯЖЕНИЙ

ООО "Ведомости" ® 2022. Все права защищены. Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ 26-00590. При заимствовании материалов, обязательна ссылка на сайт.

Материалы этого сайта могут содержать информацию, согласно законодательству РФ, не предназначенную для лиц младше 18 лет. Политика конфиденциальности

С 1810 по 1816 год в Ставрополе свирепствовала страшная эпидемия чумы. В память избавления от смертельной опасности на Крепостной горе был установлен каменный крест, на месте которого предполагалось построить новый каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца. В 1839 году Святейший Синод дал разрешение на постройку данного храма.

В 1841 году горожане обратились с просьбой о построении на этом месте церкви в честь Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами - во имя святых Николая Чудотворца и Александра Невского. 24 мая 1842 года ставропольскому обществу было объявлено, что проект утвержден государем.

22 июня 1843 года между Гостиным рядом и комиссариатскими строениями на восточной оконечности Крепостной горы было отведено место под закладку нового храма. 8 июля 1843 года состоялась торжественная церемония закладки храма, которую возглавил епископ Кавказский и Черноморский Иеремия (Соловьёв).

Ставропольский Казанский собор, 1910-е
Ставропольский Казанский собор, 1910-е
В 1847 году постройка храма была завершена, указом Святейшего Синода ему был присвоен статус кафедрального, 22 октября этого же года состоялось его освящение.

Казанский собор славился своим церковным хором, регентом которого был ставропольский композитор и дирижер Василий Дмитриевич Беневский. Под сводами собора была устроена усыпальница, где в 1872 году был погребен епископ Феофилакт (Губин), а в 1903 году - потомственный почетный гражданин города, церковный староста собора Александр Федорович Нестеров.

В 1930-х годах собор был разрушен. Из колокольни сначала сделали радиомачту, а затем парашютную вышку. Одно время ее хотели перестроить, сделав памятник героям гражданской войны, но в мае 1943 года она была взорвана. Оправданием для этого послужило то, что колокольня являлась ориентиром для налета на Ставрополь немецкой авиации.

31 января 1991 года, решением президиума Ставропольского горсовета народных депутатов территория Крепостной горы была объявлена заповедной. Здесь начались археологические работы. В результате раскопок удалось установить точное расположение Казанского собора на местности.

В 1992 году было принято решение о необходимости воссоздания Казанского кафедрального собора и соборной колокольни. Постановлением главы администрации города Михаила Кузьмина был отведен участок под храмовый комплекс, составлены паспорт участка и задание на проектирование собора.

14 августа 1994 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II на Крепостной горе был освящен камень на будущем месте возрождения Казанского собора и "царь-звонницы".

В начале 2004 года по благословению епископа Ставропольского Феофана (Ашуркова) были начаты подготовительные работы по воссозданию комплекса Казанского кафедрального собора. 27 сентября этого же года состоялась закладка воссоздаваемого храма. Проект собора составлен на основе архивных материалов епархиальным архитектором В. Аксеновым.

В 2004 году в северной части Горки была построен небольшой кирпичный Никольский храм эклектичной архитектуры - "Храм-памятник воинам Ставропольского края, погибшим на Кавказе за единство Российского государства…". Построен храм на средства главного технолога завода "Красный металлист" Александра Николаевича Капустянского в память о погибшем сыне.

В апреле 2008 года на строящемся соборе были установлены новые золотые купола, освященные архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном.

4 апреля 2010 года в Казанском храме прошла первая служба.

13 декабря 2012 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Казанского собора и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии патриарх Кирилл объявил о присвоении собору статуса кафедрального.

Читайте также: