Доклад на тему классный руководитель просветитель родителей в области воспитания

Обновлено: 30.06.2024

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребёнка, в которой закладываются основы личности. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Прежде всего, падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Семья играет основную роль в развитии ребёнка, формируя его нравственные начала и жизненные принципы. Семья может, как создать личность, так и разрушить её, в возможностях семьи - укрепление или же ослабление психического здоровья ребёнка. От образа построения семейных отношений зависит, какими вырастут дети. Именно в семье осуществляется подготовка ребёнка к жизни, она представляет собой его первый и самый глубокий источник социальных идеалов, осуществляет закладку основ гражданского поведения. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

Проводя сравнительный анализ разных выпусков, наблюдаю изменение отношения родителей к школе. Увы, не в положительную сторону. Этому находятся объяснения. Сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят дома и предпочитают обсуждать денежные проблемы, всё чаще уклоняясь от воспитания ребёнка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось сотрудничать с учителем? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Эти вопросы ставит перед собой любой классный руководитель, и я не являюсь исключением.

Поделюсь своим опытом работы с родителями.

В моём классе молодые родители (35-47 лет средний возраст). У большинства родителей учащихся класса учатся средние по возрасту дети и поэтому опыт по воспитанию младших школьников невелик.

В работе с родителями использую в основном традиционные формы: родительские собрания, индивидуальные беседы, организация совместных досуговых мероприятий. Данные формы помогают сплотить родительский коллектив, наладить хорошие отношения с родителями, дать нужный совет в воспитании детей.

Каждый человек индивидуален и имеет разную позицию и взгляды на воспитание своего ребёнка. Путём наблюдения в своём классе выделяю две группы родителей:

Первая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать (большинство родителей).

Вторая группа: родители манипуляторы, требующие внимания к своему ребёнку, воспринимая в штыки любую негативную информацию о своём чаде. Исходя из вышеизложенного, становится понятным, что работа с родителями должна быть больше индивидуальной, а не сводиться к общему. К каждому родителю нужно найти подход, поэтому придерживаюсь следующих правил.

Правила общения с родителями:

Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за несколько дней до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца (ближе к собранию начинается: я не могу, занята, уезжаю….).

Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе (на собраниях говорю об итогах в учёбе и воспитательной работе, агитирую к активному участию в конкурсах).

Чаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты (в конце учебного года активных родителей благодарю устно или в виде благодарственных писем, но в основном за их работу, а не воспитание ребёнка).

При незапланированной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка (не звоню часто родителям по поводу поведения или учёбы ребёнка, считаю, что частые звонки теряют свою действенность).

Чтобы привлечь родителей к участию в жизни класса, стараюсь проводить родительские собрания, придерживаясь следующих рекомендаций:

Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей (на собрании называю ФИ детей, которых стоит похвалить за успехи в школе, всё негативное о ребёнке – в индивидуальном порядке);

Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей (кроме основной темы по плану школы стараюсь обсудить с родителями наиболее значимые вопросы, актуальные для классного коллектива);

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, обмен опытом родителей в воспитании детей (на собраниях даю возможность родителям обменяться опытом по воспитанию детей, по решению и выходу из той или иной ситуации); (часто предварительно сама провожу своеобразное анкетирование по актуальной теме – результаты обсуждаем с родителями);

Собрание не должно заниматься обсуждение и осуждением личностей учащихся (на собрание приглашаю учителей предметников, которые рассказывают в целом об успехах и трудностях в классе; родители имеют возможность и индивидуально поговорить с учителем).

Однако практика показывает, что наиболее действенная форма работы с родителями – индивидуальные беседы. Родители обращаются ко мне по вопросам учёбы и поведения своего ребёнка, консультируются у учителей предметников о возникающих трудностях в успеваемости своих детей.

Дистанционное обучение стало неожиданностью не только для учителей, но и для родителей. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией классным руководителям приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с детьми и их родителями. Помимо информирования особое значение при организации эффективной воспитательной работы для классного руководителя приобретает обратная связь с родителями. Многие классы в социальных сетях имеют свои группы общения, где публикуется как открытая, так и закрытая информация. Замечательным примером организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса является сайт школы. Электронный журнал класса, расположенный в одном из разделов сайта, позволяет детям, родителям и педагогам получать информацию об успеваемости учащихся, участию детей в мероприятиях школьной жизни.

В конце года провожу совместное родительское собрание в виде общественного форума достижений. Родители знакомятся с индивидуальными успехами детей и класса в целом. Каждый ученик обязательно в течение года где-нибудь принял участие. Как приятно родителям, что любой успех их ребёнка замечен. Сложившаяся система отношений позволяет добиться главного - сплотить детский коллектив и сдружить коллектив родителей. Об этом свидетельствуют сложившиеся традиции, совместные дела, хорошие взаимоотношения. Всё самое запоминающееся, яркое стараемся запечатлеть на фотографиях классного коллектива. Любовь и уважение родителей стараюсь завоевывать, прежде всего, своей добросовестной работой, чутким отношением к обучающимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

Результат работы: 100% личностный контакт с каждым родителем;

посещение родительских собраний - от 60 до 85%;

инициативный работоспособный родительский комитет;

устоявшиеся традиции в классе.

Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьёй должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Ведь очень важно, чтобы семьи с большим вниманием и благодарностью воспринимали заботу классного руководителя школы об их ребёнке, и охотно повышали свою педагогическую культуру.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

ВложениеРазмер
Содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей. 51 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей.

Безрукова В.В., классный руководитель 11 класса.

Содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в его управлении в школе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей включает такие формы работы с семьёй, как

- индивидуальные и тематические консультации;

- родительские собрания, и другие.

Вовлечь родителей в учебно- воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

- дни открытых дверей;

- дни творчества детей и их родителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально- технической базы школы и класса;

Участие родителей в управлении учебно- воспитательным процессом организовывается следующими формами деятельности:

- участие родителей класса в работе совета школы;

- участие родителей класса в работе родительского комитета;

- участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

Большая роль в просвещении родителей класса ложится на плечи классного руководителя. Ведь умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.

Полезно раз в год проводить родительскую конференцию по таким, например, проблемам:

- нравственные уроки семьи- нравственные законы жизни,

- права и обязанности ребёнка в семье, в школе,

- вредные привычки и как с ними бороться,

- семейные реликвии и что они значат, и др.

Тематические и индивидуальные консультации проводим по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Также консультации должны проводиться классным руководителем, если он видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с возникшей проблемой. При подготовке к консультации я провожу индивидуальную беседу с ребёнком, его друзьями, педагогами, причем стараюсь делать это тактично. На консультациях не только обсуждаем проблемы, но и находим пути решения этих проблем.

К сожалению, родителей сегодня нигде не учат, как надо правильно воспитывать детей. Значит, особую значимость должны иметь родительские собрания . Поэтому в разделе функциональных обязанностей классного руководителя проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

В нашей школе проводятся:

- текущие или тематические;

- общешкольные и классные родительские собрания.

При подготовке классного родительского собрания я опираюсь на следующие правила:

1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

3. План проведения собрания должен быть известен родителям.

4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Одной из форм участия родителей в учебно- воспитательном процессе является деятельность классного родительского комитета.

В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в классе мероприятий учебного (посещение уроков и мероприятий) и внеучебного( экскурсии, вылазки на природу, мероприятия на воспитательные темы) плана.

Вовлекая родителей в учебно- воспитательный процесс привлекаю их к проведению классных часов. Эти классные часы связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Родители успешно участвуют в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, бывают участниками КВНов и спортивных соревнований, музыкальных конкурсов и дней творчества.

Я, как классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, обращаю серьёзное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Формы поощрения бывают самыми разнообразными, здесь мне помогает фантазия детей, - это бывают и грамоты, благодарственные письма, шутливые медали, сувениры, дипломы изготовленные самими учащимися.

Спасибо за внимание!

Анкета для детей.

- Какие дела в семье входят в твои обязанности? В обязанности мамы? Папы?

- Ты помогаешь по собственной инициативе или тебя надо просить?

- Знаешь ли ты, где работают твои родители?

- Кто больше занимается твоим воспитанием?

- Кто тебе больше помогает в выполнении домашних заданий к урокам?

- Кому из родителей ты доверяешь свои тайны?

- Кто для тебя авторитет в семье?

- Как реагируют родители на твою помощь в домашнем труде?

- Как в твоей семье отдыхают?

- Назови любимый семейный праздник.

- Знают ли родители твоих друзей?

- Где ты проводишь свободное время?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Развивайте у своих детей стремление к верности, помогайте им.

Оберегайте их от малейшего предательства. Оберегайте, а не подталкивайте к нему.

Мать и отец – это единственно реальная движущая сила воспитания.

Поменьше осуждать, побольше самим творить! Только тогда наша жизнь, в том числе и школьная, не станет тягостной нам.

Постоянно держать связь с классным руководителем.

Надо, чтобы дети всегда видели, что их любят, ценят, уважают как личность.

Внушайте ребёнку, что он прекрасен в глазах взрослого, и вы будете счастливы в детях, и у вас будут счастливые дети.

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок- музыки. Что вы делаете?

А. Выполняете просьбу и слушаете рок-музыку вместе с ней? (3)

Б. Отвечаете, что ей придётся подождать, пока закончится фильм? (0) В. Обещаете купить для неё портативный телевизор? (2)

Г. Записываете фильм на видеокассету, а дочери позволяете слушать рок- музыку? (1)

2. Вы видите в своих детях:

А. Людей, равных вам? (3) Б. Тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость? (2) В. Маленьких взрослых? (1)

Г. Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах? (0)

3. Какую причёску вы носите?

4. Поговорим о вашем возрасте.

А. Ваши дети знают сколько вам лет. (1) Б. Вы предпочитаете не замечать и не подчёркивать разницу возраста между вами и вашими детьми. (3) В. Вы скрываете свой возраст от детей. (2) Г. Настаиваете на том, что знаете больше, потому что старше. (0)

5. Как вы одеваетесь?

Б. Стараетесь следовать стилю сына (дочери). (3) В. Носите то, что вам подходит. (0) Г. Следуете молодёжной моде. (1)

6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу?

А.Это его личное дело. (0) Б. Станете подшучивать над его женственностью. (1) В. Скажете, что это модно. (2)

Г. Купите такую же серьгу и наденете её. (3)

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:

А. Затыкаете уши ватой и делаете свои дела. (1) Б. Уменьшаете громкость. (0) В. Миритесь с этим.(2) Г.Говорите, что музыка бьёт вас по голове. (3)

8. При споре с детьми вы:

А. Редко говорите, что они ошибаются.(3) Б. Соглашаетесь изменить позицию.(1) В. Оставляете последнее слово за детьми.(2) Г.Соглашаетесь с ними, если они правы. (0)

9. Дети пригласили в гости сверстников, и вы:

А. Предоставляете их самим себе.(1) Б. Составляете им компанию. (3) В. Спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же весёлыми, как вы. (2) Г. Ни во что не вмешиваетесь.(0)

10. Дети собираются на дискотеку, а вас не берут, и вы:

А. Не удивляетесь.(0) Б. Печалитесь.(2) В. Обижаетесь. (1) Г. Расстраиваетесь, так как готовились пощеголять в обновке.(3)

11.Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему так делаете?

А. Чтобы быть с детьми в хороших отношениях.(3) Б. Это помогает сократить разницу в возрасте.(2) В. Это может удержать дольше семью вместе. (1) Г. Это для вас естественно. (0)

12. Свои отношения с детьми строите так:

А. Обращаетесь с ними, как со взрослыми. (2) Б. Обращаетесь с ними, как с маленькими.(1) В. Стараетесь быть их приятелем. (3) Г. Ведёте себя так, как должно родителю.( 0)

Подсчитайте сумму баллов.

Вы, наверное, думаете, что весело проводите время с детьми, стараясь быть с ними на равных во всём. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы взяли на себя роль приятеля, позабыв о своей роли наставника. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя, и важно осознать, что именно вы призваны быть опорой своим детям.

Ваши дети, похоже, так и не знают в точности, как же им с вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им во всём потакать, а затем, когда вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно вы захотите настоять на своём, в чем-то важном, и это вызовет у детей растерянность, гнев и неповиновение. Но вы зашли ещё не так далеко и можете перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения.

Так держать! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся нужды и настроения своих детей, иногда поддаётесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого. Дети вас любят, уважают и – главное – видят в вас любящего и надёжного родителя.

Какие бы вопросы обучения и воспитания ни затрагивались, ни рассматривались, ни поднимались — вывод один: необходимы совместные усилия школы и семьи в воспитании подрастающего поколения. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания, речь постоянно идёт о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. В основе современной теории семейного воспитания следует в большей мере акцентировать внимание на ценностях активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, ответственности перед собой, обществом, государством. При этом культурные основания теории семейного воспитания должны строиться с учётом вариативности воспитательной практики, демократизации отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственности каждого гражданина и государства в целом за воспитание детей и молодёжи.

Необходимо улучшить и усовершенствовать как семейное воспитание, так и воспитание общественных организаций, помогающих семье, признав первоначальное воспитание детей совместным делом семьи, общества и государства.

Учитывая большую роль согласованной, воспитательной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять. А это и есть одна из важнейших функций классного руководителя.

— Высокого уровня образования.

— Сохранения психологического и физического здоровья детей.

1. Духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры.

2.Защитником от моральной деградации, нравственной гибели.

3.Организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива.

4. Организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим коррекцию процесса его социализации.

5. Помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации.

6. Координатором усилий педагогов, семьи, социума — словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников.

7. Создателем благоприятной микросферы и морально- психологического климата в классном коллективе.

Отсюда следует, что на плечи классного руководителя ложатся одновременно очень много функций. И именно поэтому он ближе всех стоит к ребёнку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учёбы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, родителями, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Естественно, это непросто. Это немалые физические и психологические затраты.

Говоря о своём классе, хочу отметить, что не упускаю возможности, если таковая возникает, во внеурочное время куда-то выехать, выйти, как- то интересно провести досуг, побыть вместе, почувствовать с ними семьёй.

Девиз классного коллектива у нас так и звучит:

«Мы — семья!
Это значит — мы вместе!
Кто напросится нам во враги.
Повзрослеем — сложится песня,
Но дружбу школьную береги!

С полной уверенностью могу заявить, что от общения с классом получаю больше даже, чем дети. Наблюдая за ними во время экскурсий, поездок, прогулок, посещений каких — то мероприятий, — мы много где побывали, много что посетили, — я имела возможность радоваться, видя, как они общаются, насколько им интересно, как по — новому раскрываются все вместе как коллектив и каждый в отдельности, по отношению друг другу и по отношению ко мне. И мне комфортно уже от того, что эти метаморфозы происходили с ними не без моего участия, а более того — под моим руководством. И это большой душевный стимул в работе с детьми.

Ну и поскольку мне сегодня позволительно давать советы, пользуясь спецификой моей темы, попробую это.

Не бояться показаться смешной: Если мы на катке — встаю на коньки. Не умею — научат. Желание научить у них — хоть отбавляй. Оно искреннее. Я видела. Протащили меня всей гурьбой, весело, задорно, по всему ледяному полю, наперебой советуя, как правильно отталкиваться, ехать. — Я поехала! Все были довольны, счастливы. Я называю это своими маленькими победами. Приберечь какой- то секрет, удивить при представившимся случае, заставив гордиться своим классным руководителем — это тоже плюсик в копилку: класс нужно завоёвывать.

Осенние каникулы. Все вместе приехали в боулинг. Мальчики сразу инструктировать: какие шары лучше выбирать, как их правильно брать. Внимательно слушаю, умалчивая, что один из классов, который выпускала в 2010 году, уже хорошо обучил этому виду спорта. В результате выхожу победителем, с большим отрывом оставляя даже самих успешных в этом деле. Этого они не ожидали точно! Но огорчившихся не было. Были восторженные крики, приветствия и гордость за своего классного. А у меня было чувство, что я просто национальный герой. Я для себя отметила: у меня получилось лучше, а они не огорчились. И это очень положительный момент в воспитании: в жизни легче бывает сочувствовать, труднее искренне разделить чей-то успех, порадоваться чьим- то удачам. Они радовались!

Несколько слов скажу о формах работы с родителями, которые использую. Это индивидуальные беседы, связь через телефон, заседание родительского комитета, анкетирование, совместные классные и внеклассные мероприятия, выезды на экскурсии и конечно же родительские собрания. На мой взгляд — это один из самых важных форм работы с родителями. Остановлюсь подробнее.

Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.

Правила подготовки классного родительского собрания:

Правило первое: Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе: Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило третье: План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвёртое: Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое: Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое: Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Подготовка сценария и проведения собрания.

Анализ учебных достижений учащихся класса — в этой части родительского собрания кл. руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передовая те или иные суждения, отказаться от субъективных интерпретаций.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе — классный руководитель делится наблюдениями поведения ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся и т. д.

Психолого-педагогическое просвещение — этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания; он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей — одна из важнейших задач кл. руководителя.

Личные беседы с родителями — основным объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний, и кл. руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности.

Осмысление итогов родительского собрания — необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Информация о итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Советы психологов:

Задумываемся ли мы, кем являемся в своей профессии. А если профессия — дети.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Педагогическое просвещение родителей. Презентация на заданную тему содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому про­свещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний - это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педа­гогического мышления родителей-воспитателей.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы одиндва раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.

Индивидуальные тематические консультации Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздрав­ление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на осно­ве данных педагогической науки опыта воспитания. Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме. Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений: атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка; интонацию собрания (советуем, размышляем вместе); профессиональный задел педагога — знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе); добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь); главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосферу активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации).

Читайте также: