Доклад на тему камуфляж

Обновлено: 25.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города

М астера камуфляжа

Пономаренко Ирина Юрьевна

у читель биологии высшей

к валификационной категории

1. Адаптации организмов к условиям обитания 4

1.1. Понятие адаптации 4

1.2. Формы адаптации 5

1.2.1. Морфологические адаптации 5

1.2.2. Биохимические адаптации 8

1.2.3. Физиологические адаптации. 8

1.2.4. Поведенческие адаптации. 9

2. Мастера камуфляжа 11

2.2. Механизмы камуфляжа 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Жизнь в дикой природе – нелегкая борьба за существование, поэтому маскировка это нередко единственный способ выжить.

Природный камуфляж позволяет животному оставаться незамеченым. Подобный способ маскировки очень популярен в животном мире. Каждый организм обладает тем или иным приспособлением, позволяющим ему существовать в определенных условиях среды.

Актуальность нашего проекта заключается в понимании значения механизмов приспособления живых организмов к условиям окружающей среды.

Гипотеза: адаптация необходима животным, чтобы выжить.

Дать определение понятию адаптация.

Изучить различные формы приспособленности организмов к окружающей среде.

Рассмотреть более подробно те механизмы адаптации, которые позволяют организмам слиться с окружающей средой.

Выяснить значение адаптации для живых организмов.

Проанализировать результаты и сделать выводы.

Объект исследование – адаптация.

Предмет исследования – механизмы адаптации, помогающие живым организмам слиться с окружающей средой.

Продукт исследования – фотоальбом.

Для достижения цели мы использовали методы исследования: сбор информации, сравнение, анализ.

Глава 1. Адаптации организмов к условиям обитания

Понятие адаптации

Адаптации всегда развивается под воздействием трех основных факторов: изменчивость, наследственность и естественный отбор.

Раньше считали, что развитие приспособлений – это ответная реакция организмов на действие факторов окружающей среды. И лишь с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина адаптации организмов стали рассматривать как результат действия естественного отбора в определённых условиях внешней среды.

Все живые существа оптимально приспособлены к своим условиям обитания. Приспособленность повышает шансы организмов на выживание и оставление потомства, т. е. помогает таким особям выиграть борьбу за существование и передать свои гены следующим поколениям. Эволюционный процесс в любой популяции протекает в два этапа. Сначала возникает генетическое разнообразие, проявляющееся в фенотипических признаках. Затем в ходе естественного отбора сохраняются те признаки и свойства, которые обеспечивают особям конкретной популяции оптимальные приспособления к условиям обитания.

Итак, способность к адаптациям - одно из основных свойств жизни, так как обеспечивает и саму возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации проявляются на разных уровнях: от биохимии клеток и поведения отдельных организмов до строения и функционирования сообществ и экологических систем.

Формы адаптации

Поскольку условия обитания организмов разнообразны, столь же разнообразны и адаптации к ним. Приспособления затрагивают внешние и внутренние признаки и свойства организмов, особенности размножения и поведения, т. е. существует множество различных форм приспособленности организмов к окружающей среде.

Выделяют четыре основных вида адаптаций: морфологическая, биохимическая, физиологическая, поведенческая.

1.2.1. Морфологические адаптации . Эти адаптации связаны с особенностями строения тела. Морфологические приспособления с точки зрения эволюции подразделяются на общие, которые затрагивают обычно крупные отряды, классы, типы, и специальные, связанные с более узкими условиями существования, а именно виды, группы видов. Например, возникновение крыла у птиц – это крупнейшее изменение, которое дало возможность живым организмам завоевать воздушное пространство. Впоследствии на его основе возникали вторичные и третичные адаптации, например, особенности строения крыла, связанные с типом полёта. Сравните бреющий полёт буревестника и маневренный полёт колибри, позволяющий птице зависать в воздухе в одной точке и давать задний ход.

Классическим примером приспособлений служит строение ноги у разных видов птиц. К примеру, длинные пальцы цапли позволяют ей, бродя в воде, не проваливаться в ил; перепонки между пальцами у уток помогают им легко плыть; дятел лазает по стволам деревьев, цепляясь когтями пальцев, расставленных попарно; оперенная лапа куропатки удерживает ее на рыхлом снегу; уникальная двупалая лапа африканского страуса приспособлена для быстрого бега; лапа орла с когтями, обращенными друг к другу под прямым углом, хорошо схватывает добычу.

Плоская форма тела придонных рыб и торпедообразное тело акул, густой шерстный покров у северных млекопитающих, гибкое тело у норных животных – это примеры морфологических адаптаций у животных. Подобные формы адаптаций существуют и в растительном царстве. В высокогорных районах и в тундре большинство растений имеют стелющиеся и подушковидные формы, которые устойчивы к сильным ветрам, зимой легко укрываются снегом и не повреждаются в сильные морозы.

К морфологическим адаптациям относят также такие формы приспособлений, как покровительственная окраска, предостерегающая окраска, маскировка, мимикрия.

Покровительственная окраска . Такая окраска служит прекрасным способом защиты от врагов для многих видов животных. Она скрывает их на фоне окружающей среды. Благодаря ей животные становятся менее заметны.

Самки птиц, гнездящиеся на земле, практически сливаются с общим фоном местности. Так же незаметны яйца и птенцы у этих видов птиц, а, например, яйца аистов не имеют покровительственной окраски, потому что, как правило, недоступны для врагов.

Покровительственную окраску имеют многие виды насекомых, например, окраска крыльев ночных бабочек полностью сливается с той поверхностью, на которой они проводят дневные часы. Неразличимы в траве зелёные кузнечики, в пустыне – песочно-жёлтые ящерицы, на снегу – полярные песцы. Следует отметить, что в районах Крайнего Севера среди животных очень распространена белая окраска, делающая их незаметными на снежной поверхности (полярные медведи, совы, белая куропатка и многие другие).

У некоторых животных существует характерная яркая окраска, образованная чередованием светлых и тёмных полос или пятен (тигры, леопарды, пятнистые олени, детёныши кабана). Такая окраска имитирует чередования света и тени в окружающей природе и делает животных менее заметными в густых зарослях.

Предостерегающая окраска . У ряда животных вместо покровительственной окраски развивается предостерегающая, или угрожающая. Как правило, такая окраска свойственна жалящим или имеющим ядовитые железы насекомым. Птица, отведавшая ядовитую божью коровку или ярко-полосатого шмеля, вряд ли будет пытаться сделать это снова.

Маскировка . Мастерство маскировки — это способность животных производить защитную окраску или приобретать защитные формы, которая предоставляет им максимальное сходство со средой обитания. Сходство с предметами окружающей среды позволяет многим животным избегать нападения хищников.

Маскировка характерна для таких животных, как хамелеон, который может менять свою окраску в течение нескольких секунд и при самых разнообразных условиях. Морские обитатели – мастера подводной маскировки. Среди песчаного дна и разнообразной подводной флоры невозможно обнаружить животных организмов.

Некоторые птицы и млекопитающие, такие как куропатка, обычный песец, заяц-беляк и другие, приспосабливаясь к внешним условиям, меняют свой ​​летний наряд на зимний, который бывает белым, как снег, в зимние месяцы, и серо-бурым в летний период подстать окружающей среде обитания.

Мимикрия . В узком смысле мимикрия — это сходство между двумя (и более) видами организмов, которое выработалось в ходе эволюции как защитное у одного или обоих видов, т.е. подражания одного вида животного другому с целью себя обезопасить.

Другими словами, м ногие безобидные животные в процессе эволюции приобрели сходство с ядовитыми видами. Например, непривлекательны для насекомоядных птиц пчёлы и их подражатели – мухи-журчалки. Многие неядовитые змеи очень похожи на ядовитых, а узор на крыльях некоторых бабочек напоминает глаза хищников.

Явный пример мимикрии в узком смысле - это бабочка монарх и вице-король. В отличие от вице-короля у монарха присутствуют рыжие пятна на краях верхних крыльев и ряд белых пятен, а по чёрной кайме обоих крыльев идёт тройной ряд белых точек. У вице-короля он двойной. Гусеницы монарха ядовиты, о чём сигнализирует их яркий желто-оранжевый окрас, передающийся бабочкам. Одного раза хищникам хватает, чтобы отбить желание охотиться на обладателей предупреждающей окраски. В то время как, бабочки вице-короля не представляют ядовитой угрозы, но пользуются мимикрией для своей защиты, вводя в заблуждение своей пугающей раскраской.

В широком смысле мимикрией нередко обозначают также все резко выраженные случаи подражательной окраски и сходства животных с неодушевлёнными предметами . Это частный случай маскировки.

Примеры мимикрии встречаются среди различных представителей всего животного мира — от насекомых до млекопитающих. Одни имитируют растительность, другие — становятся подобными камней или птичьего помета. Форма тела некоторых насекомых напоминает листья, кору, веточки или колючки растений.

1.2.2. Биохимические адаптации . Многие животные и растения способны образовывать различные вещества, которые служат им для защиты от врагов и для нападения на другие организмы. Пахучие вещества клопов, яды змей, пауков, скорпионов, токсины растений относятся к такого рода приспособлениям.

Биохимическими адаптациями также является появление особой структуры белков и липидов у организмов, обитающих при очень высоких или низких температурах. Подобные особенности позволяют этим организмам существовать в горячих источниках или, наоборот, в условиях вечной мерзлоты.

1.2.3. Физиологические адаптации . Эти адаптации связаны с перестройкой обмена веществ. Без них невозможно поддержание гомеостаза в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

Человек не может долго обходиться без пресной воды из-за особенностей своего солевого обмена, но птицы и рептилии, проводящие большую часть жизни в морских просторах и пьющие морскую воду, приобрели специальные железы, которые позволяют им быстро избавляться от избытка солей.

Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды.

1.2.4. Поведенческие адаптации . Особый тип поведения в тех или иных условиях имеет очень большое значение для выживания в борьбе за существование. Затаивание или отпугивающее поведение при приближении врага, запасание корма на неблагоприятный период года, спячка животных и сезонные миграции, позволяющие пережить холодный или засушливый период, – это далеко не полный перечень разнообразных типов поведения, возникающих в ходе эволюции как приспособления к конкретным условиям существования.

Следует отметить, что многие виды адаптаций формируются параллельно. Например, защитное действие покровительственной или предупреждающей окраски значительно повышается при сочетании её с соответствующим поведением. Животные, имеющие покровительственную окраску, в минуту опасности замирают. Предостерегающая окраска, наоборот, сочетается с демонстративным поведением, отпугивающим хищника.

Особую важность имеют поведенческие адаптации, связанные с продолжением рода. Брачное поведение, выбор партнёра, образование семьи, забота о потомстве – эти типы поведения являются врождёнными и характерными для отдельного каждого вида.

Все типы адаптаций имеют относительный характер . Все живые организмы оптимально приспособлены к условиям своего обитания, будь это пустыня или экваториальные леса, морские глубины или саванны. Каждый организм имеет множество адаптаций, которые образовывались в результате действия естественного отбора во вполне определённых условиях среды. При изменении этих условий адаптации могут потерять свою приспособительную ценность и даже принести вред их обладателю, т. е. адаптации имеют относительную целесообразность. Белая зимняя окраска зайцев становится опасной в периоды оттепелей или в малоснежные зимы. Если внешние условия изменятся очень резко, новые адаптации не успеют сформироваться, что приведёт к вымиранию больших групп организмов, как это случилось более 60 млн. лет назад с динозаврами.

Итак, в результате действия движущих сил эволюции у организмов возникают и совершенствуются адаптации к условиям окружающей среды. Закрепление в изолированных популяциях различных адаптаций может в итоге привести к образованию новых видов.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




КАМУФЛЯЖ-ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основная часть 4-10

Список используемой литературы 12

Но сейчас, в 21 веке, дизайн и окрас камуфляжей изменился. На сегодняшней день камуфляжи стали использовать не только в армии, но и в повседневной жизни, например: на охоте, рыбалке, в лесу. Мы решили провести исследование и посмотреть, как выглядел камуфляж раньше и как он выглядит сейчас, и что его ожидает в бедующем.

Цель даннойработы: исследование истории создания и усовершенствования камуфляжа в 19 -21 веках.

Объект исследования: исторические материалы о камуфляже, мнение военнослужащих запаса о нём и прогноз его дальнейшего развития .

Предмет исследования: камуфлированная одежда (камуфляж)

Задачи исследования:

Увидеть, чем отличается нынешний камуфляж от камуфляжей предыдущих лет.

Узнать, с какой целью он был создан.

Понять причину их отличия в окрасе и стиле.

Узнать историю камуфляжа

Методы исследования:

-сравнительный анализ анкетирования и камуфляжей.

Ожидаемые результаты: в ходе работы, я смогу расширить свои знания в военной области, увидеть различия камуфляжей.

Актуальность:

По данным социологического опроса было выявлено следующее: большинство людей знают причину появления камуфляжа, его виды ,места и цели использования , но не знают историю камуфляжа.

Основная часть:

В сравнительно недалеком прошлом, немногим более 100 лет назад, военная одежда все еще была яркой и многоцветной. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы, пышные аксельбанты, цветные перевязи, сверкающие эполеты, алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, горящие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами. Солдата было видно издалека, и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более с неодушевленным предметом было невозможно.

Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, и с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой.

Ни о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи. Совсем необязательно пытаться стать совершенно невидимым для противника. Это сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Но вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и тем самым запутать его – значительно проще.

Блестящий пример камуфляжа был продемонстрирован во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I приказал Новогородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт (около 8 лет). Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была отбита.

Полевая форма одежды военнослужащих, позволяющая слиться с окружающей средой и быть менее заметным для вероятного противника на её фоне - называется армейским камуфляжем.

Для пошива военной формы впервые стал использоваться в конце XIX века, как защитно-маскировочный - цвет хаки, который появился во времена Англо-бурскойвойны (1899-1902 г.)

Основой для создания военного камуфляжа, послужила окраска животных, приспособленная для их среды обитания.

Разработка камуфляжа – целая наука. Впервые пятнистая военная форма была запатентована французским художником, русского происхождения, мастером русского авангарда Владимиром Барановым-Россинэ в 1939 году.

Все схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность с учетом географических особенностей места предполагаемого боя, чтобы по возможности максимально уберечь личный состав.

Во всем мире камуфляж условно делится на пять больших групп:

В годы Второй мировой войны широко использовались белые маскхалаты во всех армиях мира.

В Красной Армии, в середине Великой Отечественной войны была введена камуфляжная форма для снайперов, разведчиков, саперов, диверсантов.

Известны различные варианты расцветки камуфляжа, отличающиеся цветом пятен и фона. Цвета пятен – серый, желтый, белый, коричневый. Фон – все оттенки зеленого.

Исследовав историю создания и усовершенствования камуфляжа в 19 -21 веках, я узнала, что и в наши дни он используется специальными подразделениями Вооруженных Сил, МВД, ФСБ Российской Федерации, а также в подразделениях и ведомствах стран СНГ.

Сегодня с большим интересом к камуфлированной одежде относятся люди, ведущие активный образ жизни – охотники и рыбаки, участники популярных военно-спортивных игр.

Причем в наши дни приобрести любую униформу и другую экипировку не составляет труда. Материалы моего исследования могут быть использованы на уроках ОБЖ, при проведении внеклассных мероприятий.

1. В каком году и в каком виде рода войск проходили военную службу:

3. Знаете ли Вы историю появления камуфляжа?_____________________________

4. Какие виды военного камуфляжа Вы знаете_________________________________

Камуфляж, на самом деле, очень давно существует в живой природе. Там можно часто встретить животных с защитным окрасом, который возник как результат приспособления к окружающей среде. Вспомните хотя бы того же зайца-русака, который на зиму становится белым.

История возникновения камуфляжа, фото № 1

Но в преддверии Дня защитников Отечества рассказ пойдет, конечно, о военном камуфляже.

В военном деле камуфляж это специальная маскировочная окраска, которая применяется для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счёт того, что силуэт изделия или предмета размывается, сливается с окружающей обстановкой и становиться незаметен.

Интересно, что применяться у военных камуфляж стал лишь около 100 лет назад. До этого в армиях разных стран были мундиры всевозможных цветов радуги. Мало того военная форма расшивалась блестящими пуговицами, пышными аксельбантами, сверкающими эполетами, цветными перевязями. Военные носили белые и алые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, медными кирасами и шлемами, украшенными орлами ярко сверкающими на солнце. Увы, при всей нарядности и даже помпезности военной формы, солдат при этом был прекрасной целью для врага.

История возникновения камуфляжа, фото № 3

Когда разрабатывали такие яркие наряды, руководствовались совсем другими соображениями:

- эффект запугивания противника грозным видом войска

История возникновения камуфляжа, фото № 4

- полководец мог на расстоянии видеть перемещение своих воинских подразделений (по принципу как мы сейчас футбол смотрим наши — в красном, противники — в синем).

История возникновения камуфляжа, фото № 5

До прошлого века маскировка в военных маневрах применялась разве что при организации засады. Но иногда применялись военные хитрости с переодеванием войска в другую одежду или форму, чтобы ввести противника в заблуждение.

История возникновения камуфляжа, фото № 6

Другой пример тому был в ходе Полтавской битвы. Ночью накануне битвы 27 июня 1709 года Петр I приказал Новгородскому полку поменять свои синие мундиры на серые, которые были у недавно сформированного Ладожского полка. Эта военная хитрость ввела в заблуждение шведов, которые рассчитывали на легкую победу над новобранцами, а фактически столкнувшимися с опытными вояками.

История возникновения камуфляжа, фото № 7

Такие примеры показывали военным полководцам, что цвет формы способен спасти жизни солдат. Одними из первых это поняли англичане и стали перекрашивать палатки, штабную мебель, мундиры и все обмундирование военных вплоть до белья и носовых платков в цвет табачных листьев или цвет драб (светло-оливковый цвет). Особо рьяные вояки перекрашивали даже лошадей, мулов и полковых собак.

История возникновения камуфляжа, фото № 8

Японцы вслед за англичанами тоже переодели своих солдат, но они пошли дальше — окраску формы они подобрали под основной цвет местности, а в Юго-Восточной Азии ландшафт по цвету был где-то между оливковым и желтым. Кстати, это сыграло не малую роль в поражении России в Русско-японской войне. Наша армия была в белых гимнастерках и черных шароварах. И, конечно, русские солдаты были довольно легкой мишенью для практически невидимых в форме защитного цвета японцев.

История возникновения камуфляжа, фото № 9

История возникновения камуфляжа, фото № 10

В первые десятилетия ХХ века военные разных стран исследовали взаимосвязь заметности солдата на поле боя от цвета его мундира. Исследования показали:

  • самые заметные цвета — белый, ярко-желтый, черный, синий, красный, темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой,
  • наименее заметные — желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый, желто-зелено-серый и серо-голубой.

В России форма защитного цвета появилась в 1907 году.

История возникновения камуфляжа, фото № 11

В период с 1906 по 1910 годы переоделись армии всех ведущих держав. Позже всех были французы — лишь летом 1915 года.

Во время I-ой Мировой войны форма защитного цвета применялась всеми противодействующими сторонами.

  1. русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет,
  2. французы — серо-голубой.
  3. англичане — драб,
  4. немцы — фельдграу.

История возникновения камуфляжа, фото № 12

После изучения военного опыта I-ой Мировой войны пришли к выводу, что только цвета военной формы для маскировки не достаточно. Цвет ландшафта, как правило, имеет неоднородный тон, и если в одной местности одноцветная форма маскирует солдата, то в другой — наоборот делает его более заметным.

Например, на фоне выгоревшей травы цвет хаки — хорош, но на фоне ярко зеленой молодой зелени — привлекает внимание.

Так пришли к пониманию того, что обмундирование не должно иметь однородную окраску, а должно присутствовать несколько цветов.

В 20-х годах прошлого века в Советской России для нужд Красной Армии была создана Высшая школа Военной маскировки и в 1927 году появилась первая маскировочная одежда. Первые камуфляжные рисунки были в виде темных амебообразных пятен на коричневом или зеленом фоне.

История возникновения камуфляжа, фото № 13

Активно велась работа по разработке многоцветных маскировочных расцветок. К началу II-ой Мировой войны камуфлированные рисунки применялись в армии уже повсеместно. Активно применялись маскхалаты, приближенные по цвету к тону местности, в том числе и белые для зимних боевых действий. Чаще других маскировку использовали снайперы, разведчики и пограничники.

История возникновения камуфляжа, фото № 14

История возникновения камуфляжа, фото № 15

В дальнейшем армии всех ведущих держав разрабатывали обмундирование самых разных расцветок, подходящих для лесов средней полосы и джунглей, пустынь, гор, лугов, городской застройки.

Вот несколько примеров наиболее известных маскировочных рисунков.

История возникновения камуфляжа, фото № 16

История возникновения камуфляжа, фото № 17

История возникновения камуфляжа, фото № 18

История возникновения камуфляжа, фото № 19

История возникновения камуфляжа, фото № 20

История возникновения камуфляжа, фото № 21

Все разнообразие расцветок камуфляжа сводиться к его основному принципу — быть невидимым, оставаясь на виду.


Содержание

В природе





Камуфляж — также защитный окрас животных, появившийся в результате приспособления к окружающей среде.

Некоторые виды, например хамелеон, осьминог, кальмар или камбала, способны менять окраску тела под цвет обстановки (см. Мимикрия).

Охотники всегда подражали животным, за которыми охотились, прикрепляли к своей одежде траву. Американские индейцы надевали шкуры бизона при охоте на него.

В военном деле





Советские офицеры в камуфляжной зимней полевой форме, учения на либавском полигоне, ЦВГ, зима 1985 года.







Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

В моде

В конце 1960-х, будучи распространённым в американских войсках, камуфляж приходит и в гражданскую одежду в качестве гражданского протеста против войн. Ношение военной формы на улицах города должно было обратить внимание населения на то, что бы они почувствовали, если бы в их городе велись боевые действия и расхаживали солдаты. Мода быстро ушла, но воскресла в 1980-х, приобретя небывалое распространение в начале 1990-х во время войны в Персидском заливе.

Модная промышленность начала производить псевдовоенные раскраски более мягких тканей, имитировать фурнитуру под знаки отличия. Джон Гальяно, Анна Cюи, Commes des Garsons перенесли черты военной формы на выкройки юбок и платьев. Камуфляж прочно закрепился в спортивной одежде.

Также камуфлированная одежда пользуется определенным спросом у охотников, рыбаков и части туристов.

Модная расцветка под диких животных — леопард, зебра — также является одной из разновидностей камуфляжа.

В некоторых субкультурах, таких как риветхеды, некоторые направления в готике, киберпанк, панк и особенно в культуре сталкеров одежда камуфляжной окраски является важным и необходимым элементом. Камуфляжную одежду носят в сочетании с армейскими ботинками или массивными кроссовками, кожаными перчатками-беспалками и украшениями в панк-стиле.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

История развития камуфляжа
1) Здесь не будут рассмотрены виды камуфляжа техники (ибо тема более чем необъятная).
2) Не будут рассмотрены виды камуфляжа снайперов (т.к. это – чересчур индивидуально – и также необъятно).

Историю развития камуфляжа нужно отслеживать с конца 19-начала 20 века.
Весь 19 век армии принимали участие в основном в крупных сражения: Наполеоновские войны, Войны в Европе, Крымская война, русско-турецкие войны, колониальные войны…
Сражения в основном происходили крупными войсковыми соединениями. Соответственно в гуще боя мгновенно определить кто рядом с тобой (друг или враг) – помогала яркая форма. Также немаловажную роль в отношении формы играли традиции подразделения: цвета мундира (указанные при создании подразделения), головные уборы, снаряжение.
Солдат 19 века вынужден был тащить на себе кучу снаряжения, связанного с несовершенством вооружения.
В конце 19 века в армии мира активно начинают внедряться винтовки, в которых используется цельный патрон, что ведет к уменьшению объема снаряжения, увеличению дальности поражения (в связи с технологическим совершенствованием оружия), а значит – увеличивается маневренность войск и расстояние поражение солдата противника.

Закончилась англо-бурская война, ведущие державы мира (включая Россию), срочно ввели однотонный тип обмундирования.
Фактически в период русско-японской, 1-й мировой войн – особых подвижек в изменении формы одежды не было, т.к. хоть армии и стали незаметными, но тактика боя в основе своей осталась старая (большие крупномасштабные сражения войсковыми соединениями, в которых не принимали во внимание индивидуальную маскировку солдата). "Отдельные варианты маскировки - ручная раскраска частей формы, нестирание белья и т.д. - единичные случаи, предпринимаемые отдельными солдатами и командирами, дабы уберечь личный состав".

на солдате справа можно увидеть примерный рисунок камуфляжа.

в частности ССО "Партизан"


СССР же в этом плане явно проигрывала другим странам. Сколько бы мы не смотрели фильмов, читали книг и т.д. ясно только одно: маскхалаты были в основном у разведчиков и диверсантов, которых засылали на территорию противника. Известно, что камуфляж был двухцветный (светло- и темно-зеленый –основа), шел пятнами или ломаными частями. Наименование ("Клякса").

и


Америка имела камуфляж – светло-зеленая основа и темно-зеленые, светло- и темно-коричневые пятна. Камуфляж применялся Корпусом Морской пехоты на Тихом океане.


Италия создала свой первый камуфляж в 1929 году (Он состоял из тех же трех цветов - светло-коричневый (почти бежевый), светло-зеленый и темно-коричневый, но имел более плавные контуры, чем немецкий).


Гм. Отсюда стоит начать рассказывать об основных странах по отдельности, ибо дальнейшее развитие камуфляжа с начала 60-х годов пошло просто-таки взрывными методами.

Особенности: ДПМ один из удачных образцов многофункционального рисунка (фактически рисунок не менялся с 1960-го года). Прошел несколько войн и получил достаточно лестные оценки от военнослужащих. Используется по сей день.
Похожий камуфляж используют: Голландия, Канада – до 90-х годов.

В начале 90-х были созданы ещё два типа камуфляжа – “Central Europe” и “Deuget”. Первый, исходя из названия, создан для боевых действий в районе Центральной Европы (светло-коричневый, темно-коричневый, темно-зеленый в равных пропорциях – накладывающимися пятнами, черный – маленькими вытянутыми пятнами).


Второй – для действий в пустыне – из трех оттенков коричневого – темно-, светло- и почти бежевого.

"Лизард официально просуществовал (как официальная расцветка) до 62-го (либо 64-го, точной даты нет) затем была введена оливковая S300, но лизард продолжали одевать Легионеры в Сев. африке. Индекс F1 (так же как F2, S300 и пр.) относится только к покрою, не к расцветке. Даге - "сленговое" название, по названию операции Dauget проводимой в рамках "Бури в пустыне", официально ССЕ введен в 94-м году".

Особенности: Франция не имеет особых притязаний и для любой войны, куда посылается в составе стран НАТО, имеет свой камуфляж для соответствующего типа местности.
Lizard оказался настолько удачным типом камуфляжа, что его с большим удовольствием и небольшими изменениями используют страны Ю-В Азии и Южной Америки.

Германия.
История послевоенной Германии, разделенной на ГДР и ФРГ – весьма занимательна. Каждая из стран имела свой камуфляж, потому рассмотрим их по отдельности.

Особенности: не самый лучший вариант камуфляжа, т.к. изначально ГДР не способна была выделить деньги на ВПК.
Однако, страны Варшавского договора долгое время использовали либо однотонную зеленую форму, либо форму ГДР в качестве основной. Редко кому удавалось выпустить свой камуфляж.

В 1985 году появился на свет уникальный немецкий камуфляж, по которому до сих пор узнают армию этой страны во всем мире. Flecktarn. Он состоит из мелких пятен черного, коричневого, серого и светло-зеленого цветов. Выпускается много вариантов: для тропиков, пустыни, зимы и т.д. (с усилением цвета соответствующего региона в данной расцветке).
К примеру – в пустынном – коричневый и зеленый цвета осветлены, а в зимнем коричневый и зеленый заменены на белый.



Существует по сей день.

Особенности: Один из удачнейших типов камуфляжа, превращающих силуэт такого человека в набор пятен, не сразу идентифицируемых солдатом, как противник, что приводит к гибельным последствиям.
Флектарн также в своих вариациях используют: Дания, Китай (тибетский флектарн), Бельгия, Австрия (свой вариант).

Южноафриканские страны ЮАР, Родезия (нын. Зимбабве) и др. поначалу (т.к. были под управлением Англии и других стран) - не имели собственного камуфляжа, но вскоре, с предоставлением независимости, расширяющимся партизанским движением и угрозой войны были вынуждены создать свой собственный камуфляж для действий в условиях саванн, буша. Отличался в основном светлым фоном, крупными пятнами зеленого или коричневого цвета и обязательным "Штрихом" (под траву).


- Родезийские Скауты Селуса

На его основе были сделаны – 2 пустынных камуфляжа: 3-х и 6-х цветный.
Desert – “пустыня”.
Трехцветный – блекло-зеленый, светло- и темно-коричневый… волнами накладываются друг на друга.
Шестицветный – блекло-зеленый, светло-коричневый, темно-коричневый, бежевый, черный, белый. Представляет из себя - основу первых 4-х цветов – волнообразными пятнами, и пятна белого цвета, окруженные черным контуром.


Также выпускается цифровой: ACU PAT. При разработке ACU PAT был взят за основу МАРПАТ, из него ИСКЛЮЧИЛИ черный цвет, как "отсутствующий в естественной среде". Так что это отнюдь не серый с черными пятнами.



За цифровыми камуфляжами будущее по всей видимости. Так же цифровой камуфляж есть в Канаде (проходит под маркировкой CADPAT – расцветка в целом похожа на MARPAT, но темнее). Вопрос о первенстве в разработкеизапуске в серию цифрового камуфляжа между США и КАНАДОЙ ведется давно.

Особенности: В связи с участием (прямым или косвенным) США во всех вооруженных конфликтах на планете, этой страной были разработаны самые распространенные типы камуфляжа: Woodland, Desert, на основе которых создано подавляющее большинство камуфляжей в мире. Также он поставлялся в страны НАТО, Азии, Ю.Америки.
Цифровой камуфляж является следующим естественным шагом развития камуфляжа. США, как самая богатая страна в мире первой сделала шаг в том направлении.

Особенности: Камуфляж в СССР был. Но использовало его крайне ограниченное число подразделений, в качестве общевойскового он не рассматривался.

Особенности: Сам камуфляж может быть и хорош расцветкой, но вот покрой и форма для солдата оставляют желать ой как лучшего.

Также не будем забывать, что многие страны остались верны однотонному оливковому цвету камуфляжа: Австрия, Израиль, Страны Ю.Америки.

Ну и ещё один аспект: Существуют СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ камуфляжные рисунки рассчитанные на подразделения специального назначения и проведения ими операций в короткую часть дня время и в определенной местности.
К ним относятся:
- Розовый камуфляж (пустыня, раннее утро),
- Альпенфляг (камуфляж Швейцарии - ОЧЕНЬ ЯРКИЙ - красный, рыжий, черный, зеленый цвета) - используется в горах (Альпах) в марте - апреле, когда там цветут цветы,
- Городские камуфляжи (обычно аналоги "Лесных", но с использованием серых, черных, красных (кирпич), белых тонов,
- Черные камуфляжи - для операций в ночное время суток
и т.д.

Читайте также: