Доклад на тему дети блокадного ленинграда

Обновлено: 18.04.2024

Цель реферата – собрать и систематизировать информацию о жизни детей в блокадном Ленинграде.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить материал о военных действиях, предшествующих блокированию Ленинграда, а также о положении населения города в первые месяцы Великой Отечественной войны.
2. Систематизировать информацию о работе детских домов, школ и ремесленных училищ во время блокады Ленинграда.
3. Особое внимание уделить изучению мемуаров, дневников, воспоминаний детей, переживших блокаду.

Содержание

Введение
С. 3
Глава 1.
Начало блокады Ленинграда
С. 5
1.1.
Кольцо вокруг города замкнулось …
С. 5
1.2.
Оборона и снабжение города
С. 7
1.3.
Эвакуация
С. 10
Глава 2.
Детские дома во время блокады
С. 13
Глава 3.
Школы и ремесленные училища
С. 19
3.1.
1941-1942 учебный год
С. 19
3.2.
1942-1943 учебный год
С. 23
3.3
1943-1944 учебный год
С. 26
3.4.
Ремесленные училища
С. 28
Глава 4.
Глава 5.
Подвиг юных жителей
Блокада в детской памяти: из воспоминаний Н.Н. Березиной
С. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат история - копия.docx

Начало блокады Ленинграда

Кольцо вокруг города замкнулось …

Оборона и снабжение города

Детские дома во время блокады

Школы и ремесленные училища

1941-1942 учебный год

1942-1943 учебный год

1943-1944 учебный год

Подвиг юных жителей

Блокада в детской памяти: из воспоминаний Н.Н. Березиной

Приложение 1. Памятники юным

Приложение 2. Список школ, которые работали во время блокады

Приложение 3. Иллюстрации

Приложение 4. Список детских книг из личной библиотеки Н.Н. Березиной

Свой реферат я хотел посвятить участникам Великой Отечественной войны, ленинградцам, пережившим ужасы блокады.

Великая Отечественная война – это героический подвиг, совершенный нашим народом, и независимо от возраста все участники тех событий приближали Великий День Победы.

Цель реферата – собрать и систематизировать информацию о жизни детей в блокадном Ленинграде.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить материал о военных действиях, предшествующих блокированию Ленинграда, а также о положении населения города в первые месяцы Великой Отечественной войны.

2. Систематизировать информацию о работе детских домов, школ и ремесленных училищ во время блокады Ленинграда.

3. Особое внимание уделить изучению мемуаров, дневников, воспоминаний детей, переживших блокаду.

Главной темой для Ленинграда были дети блокадного города, беззащитные удавленные немецкой агрессией, нечего непонимающие, голодные дети. Во время наступления фашистов на Ленинград детей оставалось в городе большое количество, и естественно главной задачей города была обеспечить детям безопасность, сделать так, что бы их как можно скорее вывезли за пределы города.

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь всё это происходило у них на глазах.

Пройдя от начало и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали за защиту города.

Понятия дети и война несовместимы!

Однако юным ленинградцам-детям блокадного города-пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.

Детям было хуже, чем взрослым!

Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище . Много детского почему?

Но детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда.

Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.

Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм ,проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Глава 1. Начало блокады Ленинграда

22 июня 1941 г. «Всю ночь мне не давало спать какое-то жужжанье за окном. Когда, наконец, к утру оно немного затихло, поднялась заря. Сейчас в Ленинграде стоят лунные, светлые, короткие ночи. Но когда я взглянул в окно, я увидел, что по небу ходят несколько прожекторов. Все-таки я заснул. Проснулся я в одиннадцатом часу дня, вернее, утра. Наскоро оделся, умылся, поел и пошел в сад Дворца пионеров. (… )

— . Вчера в 4 часа ночи германские бомбардировщики совершили налет на Киев, Житомир, Севастополь и еще куда-то — с жаром говорил паренек.— Молотов по радио выступал. Теперь у нас война с Германией!

8 сентября. День тревог, волнений, переживаний. (…)

Да, это первая настоящая бомбежка города Ленинграда.(…)

Да, эту неделю фашисты хотят сделать оставленной в памяти у нас, у всех ленинградцев. Видно, взять Ленинград с суши не удалось, так вот они и решили его с воздуха уничтожить. [3].

Так описывает в своем дневнике начало войны и блокады Ленинграда Юра Рябинкин, которому в момент этих событий было 15 лет. В 1941 году он закончил 8 классов, перешел в 9-й класс.

8 сентября утром немецкие войска группы армии Север заняли Шлиссельбург. 12 сентября немцы захватили Красное Село, Слуцк. Не смотря на многочисленные потери, они продолжали продвигаться вперед и 17 сентября вышли на южный берег Финского залива. Со стороны Урицка вражеские войска находились на самом близком расстоянии от Ленинграда. Враг захватил предместья, куда обычно ходили трамваи. Всего, какие - нибудь 14 - 15 км отделяли немцев от центра города. Фашисты невооруженным глазом видели окраины Ленинграда, заводские трубы, портальные краны верфей, купол Исаакиевского Собора. Город Колпино оказался на линии фронта, а города Петергоф и Пушкин были оккупированы врагом.

С северной стороны, наступающие финские войска 4 сентября заняли Белоостров, однако, на другой день были выбиты из города. 5 сентября неприятель овладел городом Олонец, через 2 дня финны подошли к реке Свирь. После упорных боев им удалось форсировать реку и 12 сентября захватить Подпорожье. Гигантские клещи, охватившие Ленинград, сжимались. Оставалось преодолеть небольшое пространство, чтобы передовые части немецкой армии, наступавшие с юга, соединились с финнами. Близость желанной цели придавала неприятельским войскам силу и упорство для яростных атак на оборонительные линии советских войск. [5, с. 5-10]

Фашистская пропаганда, подогревая наступательный дух своих солдат, оповещала о том, что из Ленинграда эвакуируются учреждения, заводы, население и что город, не выдержав атак немецких войск и их союзников финнов, через несколько дней сдастся. Страшная опасность нависла над Ленинградом, тяжелые бои шли днем и ночью.

1.1. Организация обороны и снабжение города

В блокированном городе оказались 2554 тыс. ленинградцев, в том числе 400 тыс. детей. Эти сведения приводит Д.В.Павлов по данным выдачи хлебных карточек за сентябрь 1941 г. Детские карточки получали те, кому не исполнилось 12 лет. Детям старшего возраста полагались иждивенческие, с более низкими нормами снабжения, а 15-16-летние учащиеся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО получали рабочие карточки. Однако следует учитывать, что в блокадном кольце оказались еще 323 тыс. человек, проживавших в неоккупированной части Слуцкого, в Парголовском и Всеволожском районах Ленинградской области. Среди них тоже были дети, но они не вошли в подсчеты Павлова, поскольку эти жители были приняты на государственное обеспечение хлебом только с 24 января 1941 г. [13, с. 13]

Уже ночь на 23 июня 1941 г. Ленинградцы услышали вой сирен воздушной тревоги. Летевшие со стороны Карельского перешейка две группы Ю-88 были встречены огнем зенитных батарей и к городу допущены не были. А утром 23 июня по распоряжению начальника противовоздушной обороны города полковника Е.С.Лагуткина началось строительство щелей открытого и закрытого типов, приводились в порядок бомбоубежища, была развернута система местной противовоздушной обороны (МПВО). (См. рис.1, приложение 3).

В дополнение к ее штатным формированиям – пожарным командам, восстановительным и ремонтным полкам – создавались группы самозащиты из мужчин в возрасте от 16 до 60 лет и женщин – от 18 до 50 лет, имевших подготовку по нормам ПВХО 1-й ступени (противовоздушная и химическая оборона) или ГСО (Готов к санитарной обороне). В соответствии с решением Ленгорисполкома от 11 июля 1941 г. Все население от 16 до 60 лет стало привлекаться к всеобщей обязательной подготовке к противовоздушной и химической обороне. Дети от 8 до 16 лет обучались пользованию средствами индивидуальной защиты.

В первых числах июля приступили к массовому строительству оборонительных сооружений на дальних подступах к Ленинграду. На “окопы” как тогда говорили, в районы по течению реки Луги двинулись эшелоны ленинградцев, в число которых были включены юноши с 15 и девушки с 16 лет, а их места в городских группах самозащиты заняли учащиеся 5-6-х классов.

Захватив 8 сентября Шлиссельбург, немцы прервали сухопутную связь города со страной. Ленинград оказался в блокаде. Вечером того же дня немецкая авиация совершила первый массированный налет. На Московский, Красногвардейский и Смольнинский районы было сброшено 6328 зажигательных бомб. Возникло 178 пожаров и различные мелкие возгорания.

С того дня налеты немецкой авиации на город стали почти ежедневными. В отдельные дни воздушные тревоги продолжались по 10 и более часов. Часто они сопровождались артиллерийскими обстрелами. Наряду со взрослыми в ликвидации последствий воздушных налетов принимали участие и дети. Отмечая заслуги гражданского населения в борьбе с последствиями вражеских бомбардировок, Ленгорисполком 29 октября 1941 г. наградил 56 человек ценными подарками, 85 человек были удостоены почетных грамот, а 19 получили денежные премии. Среди награжденных были школьники Виктор Куропат, Валентин Чадров, Юрий Гамелайнен, Евгений Гладков и др.

В сентябре 1941 г. ожесточенные бои шли на окраинах города. Горожане готовились к уличным боям. Из комсомольцев и пионеров создавались специальные подростковые группы. Во время налетов немецкой авиации учащиеся выслеживали ракетчиков и сигнальщиков. На случай уличных боев юноши и девушки готовились стать разведчиками, связистами, подносчиками боеприпасов, санитарами, проводниками через проходные дворы.

Блокированный с юга и востока немецкими войсками, а со стороны Карельского перешейка армией финнов, город испытывал острый недостаток металла, угля, нефтепродуктов, электроэнергии. Наибольшие трудности сложились со снабжением населения и войск продовольствием. Уже 2 сентября был сокращены нормы продажи хлеба, а 9 сентября – и других продуктов питания. В первый год войны для детей и иждивенцев были установлены следующие нормы (г. в мес.): крупа и макароны - 1200, мясо – 400, жиры – 500, сахар и кондитерские изделия – 1700 , рыба – 300. Для иждивенцев нормы были ниже на 600 г. по крупе и макаронам и на 200 г. – по жирам и сахару.

Фашистская военная машина не щадила никого. Маленькие жители Ленинграда, от младенцев до подростков оказались заложниками на ровне со взрослыми. Но именно дети сплотили жителей города и дали силы, несмотря ни на что, работать и воевать. Потому что, только освобождение родного города, могло спасти подрастающее поколение от неминуемой гибели.

Школьники, действительно, сыграли важную роль. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках. Те, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом. Ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве.

Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам.

Страшным символом блокадного Ленинграда стал дневник Тани Савичевой. Записи, которые и сегодня не оставляют равнодушных.

Самой девочки не стало в 1945 года. Она умерла уже во время эвакуации.

Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, Ленинградский Городской Совет депутатов решил не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся 1-4 классов сели за парты и продолжали учебу в бомбоубежищах.

Ленинградская система образования с честью выдержала этот сложный период. Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место в бомбоубежище и продолжался урок.

Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным и доступным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том ужасе, который происходит на улице.

Из дневника учительницы истории школы №239 К.В. Ползиковой: " К урокам готовлюсь по-новому. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя" .

Учиться в блокадном Ленинграде было подвигом, особенно в морозы. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова, чтобы в классе стало хоть чуть-чуть теплее. Записи не велись, не только потому, что замерзали детские худые ручки, но и потому что, при минусовой температуре чернила не писали. Занятия длились не больше 25 минут.

Так или иначе, шло время. По импровизированной трассе через Ладогу вывезли десятки ленинградских школ. Наступила зима 42-го. В школах объявили каникулы. Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Учителя совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для изнеможенных ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.

Рубка дров, стирка бинтов, уход за раненными, очистка улиц от снега, доставка почты, сборка урожая – работа, которую выполняли детские руки. 872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили на ровне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города.

Силиванова Елена Станиславовна

По результатам анкетирования (приложение №1, №2) я выяснил, что дети мало знают о блокаде Ленинграда и жизни детей в блокадном городе. Многие не знают об источниках информации: музеях, памятниках, художественной литературе, фильмах, из которых можно более подробно об этом узнать.

Я считаю, что об этой страшной войне нельзя забывать. Я решил собрать как можно больше сведений о жизни детей в блокадном городе, чтобы рассказать это современным детям.

Актуальность данной темы хочу подтвердить строками из стихотворения Ю. Воронова

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна….

Я считаю, что забывать об этом нельзя. Недаром говорится: кто забывает прошлое, обречён на ошибки в будущем.

Источники информации, рассказывающие о жизни детей в блокадном Ленинграде.

Изучение источников информации, рассказывающих о жизни детей в блокадном Ленинграде.

- Собрать информацию о блокаде Ленинграда.

- Прочитать детскую художественную литературу по данной теме.

- Посмотреть художественные фильмы.

- Посетить музеи и памятные места в г. Санкт-Петербурге, связанные с блокадой Ленинграда.

Каждый год 9 мая мы празднуем День Великой Победы. Почитаем тех, кто погиб в боях и тех, кто выжил, кто прошёл всю войну от начала и до конца, тех, кто сейчас может нам поведать о тех страшных страницах нашей истории. Свою работу я хотел бы посвятить участникам Великой Отечественной войны, а именно, детям - ленинградцам, пережившим ужасы блокады и сказать им огромное спасибо за то, что они помогли отстоять город!

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек.

Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли. Для этого обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить, задушить голодом.

Но гибель мирных жителей во время артобстрелов была только началом бедствий, выпавших на город. Перестали работать электростанции, и город погрузился во тьму.

Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40 градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги.

Замерзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было брать только из Невы и Фонтанки.

Самой тяжелой была зима 1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только наполовину состоял он из муки, которой тогда очень не хватало. В него добавляли жмых, целлюлозу, обойный клей. Но и за этим маленьким кусочком надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром. Других продуктов практически не было. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, готовили из них суп. Из столярного клея варили студень. Разрезали на куски и отваривали кожаные сапоги и туфли.

1.2 Дорога жизни

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.

1.3 Прорыв блокады

В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация.
В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. На освобождённой территории была сразу же сооружена железная дорога. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. человек гражданского населения.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.

27 января в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня.

Выводы по главе I

Анализ литературных, интернет источников научных фильмов по данной теме позволил сделать ряд выводов:

  • Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни.
  • Кроме этого, Блокада Ленинграда – это история нашего родного города в котором мы родились и, которую мы должны помнить и знать!

Пройдут века. Прекрасным останется город на Неве. И никогда не изгладится в благодарной памяти человечества подвиг миллионов воинов и горожан, вписавших немеркнущие страницы в летопись Великой Отечественной войны.

Дети в блокадном городе

2.1 Воспоминания детей

Страшная доля постигла и семью Савичевых. Ей было всего 12 лет, когда шла война. Во время войны Таня вела свой дневник. В её дневнике было всего 9 страниц, на шести из которых – даты. Шесть страниц – шесть смертей.

2.2 Обучение детей во время блокады

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили дёсны, качались зубы. Некоторые ученики умирали прямо в классе.

Вот что было написано в отчете школы №251 Октябрьского района:

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.

Но учеба шла. Шла и пионерская работа. В том числе сбор подарков – папирос, мыла, карандашей, блокнотов для бойцов Ленинградского фронта.

2.3 Работа детей на производстве

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Дети ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях.

С первых дней блокады старшеклассники занимались военной подготовкой, дежурили во время налётов на крышах домов и во дворах - тушили бомбы-зажигалки, следили за светомаскировкой. Помогали взрослым смазывать на чердаках деревянные перекрытия огнеупорным составом. А весной даже самые маленькие вышли на расчистку улиц, посадку огородов - грядки вскапывали на любом открытом клочке земли.

Осенью 1942 и 1943 годов чуть ли не все школьники выезжали в окрестности города на колхозные поля для сбора урожая, благодаря чему не повторилась ситуация с голодом зимы 1941-1942 годов.

Дети блокадного Ленинграда ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Зоркие глаза мальчишек и девчонок выследили немало немецких диверсантов.

Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм были награждены медалями за оборону Ленинграда

Выводы к главе II

Понятие дети и война несовместимы. Юным ленинградцам блокадного города пришлось вместе со взрослыми пережить всю трагедию осажденного города. И они, как маленькие мудрецы, понимали, что это нужно пережить, перетерпеть. Понимали, что к ним пришла беда. Вместе со взрослыми, они ковали победу, становились за станки, дежурили на крышах, ухаживали за раненными и больными. Более пяти тысяч юных ленинградцев за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.

3. 1 Описание исследования

Я решил узнать, а что знают мои сверстники о блокаде Ленинграда. С этой целью провели анкетирование (приложение № 1, № 2). Я выяснил, что большая часть ребят не совсем понимают, что такое Блокада Ленинграда, не знают, как дети жили и учились в то страшное время, но многие хотели бы узнать, прочитать книги, посетить музеи.

Собрав с родителями информацию в Интернете, мы узнали о многих интересных памятных местах, музеях, памятниках связанных с блокадой. Их оказалось очень много в нашем городе (приложение № 4). К сожалению, все места нам посетить не удалось, я думаю, когда-нибудь мы сходим и туда. Мы выбрали наиболее, на наш взгляд, познавательные места, которые смогли рассказать, как пережили эти страшные 900 дней наши сверстники.

В нашем городе чтят и помнят блокаду, поэтому здесь находится огромное количество музеев и экспозиций, связанных с блокадой Ленинграда. Первый музей, который я считаю нужно посетить, это Музей обороны и блокады Ленинграда.

Следующий музей, который мы посетили - это особняк Румянцева. Музей имеет несколько постоянных экспозиций, охватывающих разные периоды жизни нашего города и нашей страны.

Мы рассматривали экспозицию, посвященную жизни нашего города в период Великой Отечественной Войны. Открылась в 1964 году в канун 20-летия полного разгрома фашистских войск под Ленинградом. Была построена по тематико-хронологическому принципу, показывает все основные события, связанные с героической обороной и жизнью города в 1941-1945 годах. Занимает 12 залов и включает более 2000 экспонатов Экспозиция никого не оставит равнодушным, вещи и фотографии, являющиеся живыми свидетелями Блокады, очень живо восстанавливают атмосферу той эпохи.

Справа видна кирпичная кладка - это в музее воссоздано бомбоубежище. Внутри становится немного не по себе, потому что живо представляешь себе, как в таких бомбоубежищах люди сидели сутками, тесно прижавшись, друг к другу. Там же стоят столы. Оказывается, даже в таких условиях дети умудрялись учиться, под тусклый свет керосиновых ламп. мурашки по коже, честное слово!

Документ о норме выдачи хлеба. Представляете, всего за три месяца войны дневные нормы сократились более чем втрое! В июле рабочим полагалось 800 граммов хлеба в сутки, а в ноябре - всего 250 грамм! Все остальные слои населения получали по 125 грамм хлеба в сутки, а также заменители продуктов, разработанные учеными города, свидетельствуют о тяготах тех лет.

Самое сильное впечатление на меня произвел дневник Тани Савичевой, который бережно хранится именно в этом музее. Думаю, про эту девочку знают многие. Дневник, можно сказать, крошечный и записей в нем совсем мало, но читать его невероятно тяжело. Странички дневника распечатаны и увеличены, а сам дневничок пожелтел от времени. Последние записи просто потрясают своей пронзительной и безысходной тоской - "Умерли все. Осталась одна Таня".

В другом зале воссоздан кусочек квартиры блокадника, сигналы воздушной тревоги и стук метронома способствуют погружению в атмосферу города-фронта. Мне даже стало чуточку страшно…

В следующих залах рассказывается о том, что даже в такие тяжелые времена люди старались не падать духом, ставились спектакли, концерты.

В последнем зале можно присесть и посмотреть фильм о том времени на интерактивном экране, на нем же можно найти сведения о битвах и о людях, участвовавших в событиях того времени, о жизни и обучении детей в блокаду.

В блокадной комнате семьи Агте. Вещи, хранят память о суровой поре ленинградской блокады, принадлежали семье Александра Николаевича Агте. В 1941-1945 годах его семья проживала в служебной квартире в доме 49 по Загородному проспекту. В небольшой комнате спасались от холода сам ученый, работавший на оборонные учреждения города, его жена Мария Алексеевна, их внучка Нина. Черная тарелка репродуктора, печь-буржуйка, кусочек столярного клея бидон, с которым ходили за водой, даже дрова сохранились, елочные игрушки в шкатулочке, все эти предметы можно увидеть и на минуточку перенестись в то тяжелое время. Здесь же отрывной календарь 1941 года, который мало где сохранился к настоящему времени, флакон со слабым ароматом духов, бритвенный станок, зеркало, которое в январе 1942 года было сброшено со стены взрывной волной при очередной бомбежке, но не разбилось, что в семье посчитали добрым знаком. Агте старались сохранить книги, среди которых было немало детских, предвоенных.

Прогулявшись по Невскому проспекту и центру города, мы смогли увидеть некоторые памятные места, связанные с блокадой Ленинграда:

Это репродуктор, установленный на здании на Малой Садовой улице . Жители блокадного Ленинграда собирались у стен здания, чтобы узнать о ходе военных событий. В 2002 году под блокадным громкоговорителем появился уникальный в своем роде памятник репродуктору.

Зашли мы и во двор дома №14 по Невскому проспекту , где установлен огромный глобус. Подходя к нему, понимаешь, что это не просто очередной памятник земному шару, этот глобус блокадный. Авторы своим творением призывают весь мир обойти стороной войны и больше не повторять той страшной блокадной зимы как в Ленинграде, больше нигде во всем свете. Неофициально шар называется "Помни!", у его подножия бронзовая табличка со стихотворными строками поэта-блокадника Юрия Воронова

Не все места связанные с блокадой Ленинграда нам удалось посетить, но я думаю, мы в скором времени это сделаем. Больше всего мне хочется съездить на экскурсию по Дороге Жизни.

Также мы посетили библиотеку, приобрели детскую литературу по теме. У нас получилась небольшая подборка рассказов, повестей о жизни блокадных детей (приложение № 4). Я внимательно прочитал, проанализировал данные произведения, с родителями мы составили краткую аннотацию к каждой книжке, чтобы ребятам было проще выбрать книгу для чтения. Перечень наиболее интересной литературы вошла в нашу памятку. Все прочитанные повести и рассказы мне понравились, я искренне сочувствовал каждому герою. Книжек про блокаду я прочитал более 9, хочу рассказать о наиболее понравившихся мне произведениях.

Во всех книгах, что я прочитал, герои обычные девчонки и мальчишки, перенесшие все трудности и горе того времени. Я считаю их настоящими героями! Невольно хочется задать вопрос: «А смог бы я, также героически перенести все тяготы войны; голод, холод, потерю близких? На этот вопрос сейчас я не могу ответить….. Думаю, что даже многие взрослые бы задумались над данным вопросом…. Мне еще предстоит прочитать не мало книг о блокаде Ленинграда, более взрослых, может быть, в них я найду ответ.

Выводы к III главе

Тема детей блокадного Ленинграда навсегда останется важной частью истории, и мы должны помнить о наших предках, уважать их и никогда не забывать, через какие муки они прошли, делая все для защиты нашей Родины! Мы обязаны помнить, какой ценой досталась нам Победа! Мы должны, учится у них преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Ради этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и нам.


Дети блокадного Ленинграда

Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 � дневная блокада города на Неве. Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом.

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Откройте сегодня монографию "Рисуют дети блокады". Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. �Что ты нарисовал!� � спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". Они были такими же блокадниками, как взрослые�. И погибали так же.

Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала "Дорога жизни", проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.


Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой � на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. "К урокам готовлюсь по-новому, � писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова � Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя".

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником.


Одна из учениц писала об этой новогодней елке: "6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти". Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П.П. Данилов: "Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение".

Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль "Дворянское гнездо", в Большом драматическом � "Три мушкетера". В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем "Овод".

А весной у школьников началась "огородная жизнь".


Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи � медалями �За оборону Ленинграда� . Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с "зажигалками", тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов � всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками � "сыновьями полков", получившими награды на полях сражений.




Блокада Ленинграда, дети блокады. Эти слова слышал каждый. Одна из самых величественных и в то же время трагичных страниц в архивах Великой Отечественной войны. Эти события вошли в мировую историю как самая длинная и страшная по своим последствиям осада города. События, которые происходили в этом городе с 8.09.1941 по 27.01.1944, всему миру показали великий дух народа, способного на подвиг в условиях голода, болезней, холода и разрухи. Город выстоял, но цена, заплаченная за эту победу, была очень высока.

Блокада. Начало

Официально начало блокады зафиксировано 8 сентября 1941 года. Именно в этот осенний день немецкие войска захватили Шлиссельбург и окончательно перекрыли сухопутную связь Ленинграда со всей территорией страны.

Фактически все произошло немного раньше. Немцы планомерно изолировали город. Так, со 2 июля немецкие самолеты регулярно бомбили железные дороги, препятствуя поставкам продуктов этим способом. 27 августа связь с городом через железные пути была уже полностью прервана. Через 3 дня произошел обрыв связи города с гидроэлектростанциями. А с 1 сентября перестали работать все коммерческие магазины.


В то, что ситуация серьезная, вначале практически никто не верил. Все же люди, почувствовавшие неладное, начали готовиться к худшему. Магазины очень быстро опустели. Прямо с первых дней в городе ввели карточки для получения продовольствия, закрылись школы и детские сады.

Дети блокадного города

Горем и ужасом на судьбах многих людей отпечаталась блокада Ленинграда. Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей.

В момент замыкания блокадного кольца, помимо взрослых, в городе оставалось 400 тысяч детей разных возрастов. Именно забота о детях придавала ленинградцам силы: их опекали, берегли, старались прятать от бомбежек, всесторонне заботились. Все понимали, что спасти детей можно только в случае сохранения города.

Взрослые не могли защитить детей от голода, холода, болезней и истощения, но для них делалось все возможное.

Холод

Жизнь в блокадном Ленинграде была тяжелой, невыносимой. Артобстрелы были не самым ужасным, что довелось пережить заложникам города. Когда отключили все электростанции и город окутала тьма, начался самый тяжелый период. Пришла снежная, морозная зима.


Город занесло снегом, морозы в 40 градусов привели к тому, что стены неотапливаемых квартир начали покрываться изморозью. Ленинградцы вынуждены были устанавливать в своих квартирах печки, в которых постепенно, для тепла, сжигалось все: мебель, книги, предметы домашнего обихода.

Новая беда пришла, когда замерзла канализация. Теперь воду можно было взять только в 2 местах: из Фонтанки и Невы.

Голод

Печальная статистика гласит, что самым большим врагом жителей города был именно голод.

Зима 1941 года стала испытанием на выживание. Чтобы отрегулировать обеспечение людей хлебом, были введены продуктовые карточки. Размер пайка постоянно снижался, в ноябре он достиг своего минимума.

Нормы в блокадном Ленинграде были следующими: тем, кто работал – полагалось 250 гр. хлеба, военные, пожарники и участники истребительных отрядов получали по 300 гр., а дети и те, кто был на чужом обеспечении – по 125 гр.

Каких-либо других продуктов в городе не было. 125 грамм блокадного хлеба мало чем напоминали наш, обычный, хорошо знакомый мучной продукт. Этот кусочек, получить который можно было только после многочасового стояния в очереди на морозе, состоял из целлюлозы, жмыха, обойного клея, перемешанного с мукой.

Бывали дни, когда и этот вожделенный кусочек люди не могли получить. Во время бомбежек заводы не работали.

Люди пытались выжить, как могли. Пустые желудки старались наполнить тем, что можно было проглотить. В ход шло все: опустошались аптечки (пили касторку, ели вазелин), отдирали обои, чтобы добыть остатки клейстера и сварить хоть какой-то суп, резали на кусочки и варили кожаную обувь, из столярного клея готовили студень.


Естественно, что для детей того времени самым лучшим подарком была еда. Они постоянно думали о вкусном. Та еда, которая в обычное время вызывала отвращение, теперь была пределом мечтаний.

Праздник для детей

Несмотря на ужасные, смертельно опасные условия жизни, ленинградцы с большим рвением и усердием старались, чтобы дети, оказавшиеся в заложниках холодного и голодного города, жили полноценной жизнью. И если еды и тепла не было где взять, то сделать праздник было возможно.

Так, во время страшной зимы, когда была блокада Ленинграда, дети блокады отпраздновали Новый год. Решением исполкома Ленсовета были организованы и проведены новогодние праздники для маленьких жителей города.

Все театры города приняли в этом активнейшее участие. Были составлены праздничные программы, в которые входили встречи с командирами и бойцами, художественное приветствие, игровая программа и танцы у елки, и самое главное – обед.


На этих праздниках было все, кроме игр и танцевальной части. Все из-за того, что у ослабленных детей попросту не было сил на подобные развлечения. Дети совсем не веселились – они ждали еды.

Праздничный обед состоял из маленького кусочка хлеба к дрожжевому супу, киселя и котлетки, сделанной из крупы. Познавшие голод дети ели, не спеша, бережно собирая каждую крошку, ведь они знали цену блокадному хлебу.

Тяжелое время

Детям в этот период, было намного тяжелее, чем взрослому, вполне осознанному населению. Как объяснить, почему во время бомбежки нужно сидеть в темном подвале и почему нигде нет еды, детям? Про блокаду Ленинграда в народной памяти осталось много страшных историй об оставленных младенцах, одиноких ребятах, которые пытались выжить. Ведь часто бывало так, что уходя за заветным пайком, родные ребенка просто умирали по дороге, не возвращались домой.

Число детских домов в городе неумолимо росло. За один год их количество выросло до цифры 98, а ведь в конце 1941 года было только 17. Около 40 тысяч сирот пытались содержать и сохранять в этих приютах.

Каждый маленький житель блокадного города имеет свою страшную правду. На весь мир стали известными дневники ленинградской школьницы Тани Савичевой.

Символ страданий ленинградцев

Таня Савичева – сейчас это имя символизирует ужас и безнадежность, с которыми вынуждены были бороться жители города. Что тогда пережил Ленинград! Таня Савичева поведала миру эту трагическую историю через свои записи в дневнике.

Эта девочка была младшим ребенком в семье Марии и Николая Савичевых. На момент блокады, которая началась в сентябре, она должна была стать ученицей 4 класса. Когда семья узнала о начале войны, было принято решение никуда из города не уезжать, а остаться, чтобы оказывать посильную помощь армии.

Мама девочки шила одежду для бойцов. Брат Лека, имевший плохое зрение, не был взят в армию, он трудился на Адмиралтейском заводе. Сестры Тани, Женя и Нина, были активными участницами борьбы с врагом. Так, Нина, пока были силы, ходила на работу, где вместе с другими добровольцами рыла окопы для укрепления обороны города. Женя, скрываясь от мамы и бабушки, тайком сдавала кровь для раненых бойцов.

Таня же, когда в оккупированном городе в начале ноября опять заработали школы, пошла учиться. В это время было открыто всего 103 школы, но и они с приходом лютых морозов перестали работать.

Вскоре горе постучало в двери этой семьи. Первой не вернулась домой Нина. Девушка не пришла после жесточайших обстрелов. Когда стало ясно, что Нину они никогда больше не увидят, мама отдала Тане записную книжку сестры. Именно в ней девочка впоследствии будет делать свои записи.

Война. Блокада. Ленинград –осажденный город, в котором вымирали целыми семьями. Так было и с семьей Савичевых.


Следующей умерла Женя, прямо на заводе. Девушка работала, вкалывая по 2 смены подряд. Она еще и сдавала кровь. Вот силы и закончились.

Такого горя не вынесла бабушка, женщину похоронили на Пискаревском кладбище.

И с каждым разом, когда горе стучало в дверь дома Савичевых, Таня открывала свою записную книжку, чтобы отметить очередную смерть родных и близких. Вскоре умер Лека, за ним не стало двух дядей девочки, потом умерла мама.

Именно Нина, вернувшись в родные стены в 1945 году, найдет дневник сестры и поведает миру эту страшную историю. Историю целого народа, стойко боровшегося за свой родной город.

Дети – герои блокадного Ленинграда

Все жители города, выстоявшие и победившие смерть, по праву должны называться героями.

Особенно героически вело себя большинство детей. Маленькие граждане большой страны не сидели и не ждали, когда же придет освобождение; они боролись за родной Ленинград.

Практически ни одно событие в городе не проходило без участия детей. Дети наравне с взрослыми принимали участие в уничтожении зажигательных бомб, тушили пожары, очищали трамвайные пути и дороги, разбирали завалы после бомбежки.

Длилась блокада Ленинграда. Дети блокады вынуждены были заменить возле заводских станков взрослых, которые погибли, умерли или ушли на фронт. Специально для детей, работавших на заводах, были придуманы и изготовлены специальные подставки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов.

Весной и осенью дети активно работали на огородах и совхозных полях. Во время налетов сигнал учителя служил тому, что дети, снимая головные уборы, падали лицом в землю. Превозмогая жару, грязь, дождь и первые заморозки, юные герои блокадного Ленинграда собирали рекордный урожай.

Дети часто посещали госпитали: убирали там, развлекали раненых, помогали кормить тяжелобольных.

Дорога, возвращающая к жизни

Ладожское озеро - единственный путь, который давал хоть какую-то возможность поддерживать связь со страной. Летом это были баржи, зимой - машины, передвигающиеся по льду. До начала зимы 1941 года к городу добирались буксиры с баржами, но Военный совет фронта понимал, что Ладога замерзнет и тогда все пути будут перекрыты. Начались новые поиски и усиленная подготовка других способов связи.


Вслед за этим поехало 60 автомашин, целью которых было доставить в город муку. Город начал получать хлеб, ценой которому была человеческая жизнь, ведь продвижение по этому пути было связано с огромным риском. Часто машины проваливались под лед, тонули, забирая на дно озера людей и продукты. Работа шофером такого автомобиля была смертельно опасной. Местами лед был настолько хрупкий, что даже груженная парой мешков крупы или муки машина легко могла оказаться подо льдом. Каждый пройденный рейс этим путем был героическим. Немцы очень хотели перекрыть его, бомбежки Ладоги были постоянны, но мужество и героизм жителей города не позволили свершиться этому.

Около 20 тысяч людей работали на этой дороге. И только благодаря их мужеству, силе духа и стремлению выстоять город получил то, в чем нуждался больше всего – шанс выжить.

Выстоявший город-герой

Лето 1942 года было очень напряженным. Нацисты активизировали боевые действия на фронтах Ленинграда. Заметно усилились бомбардировки и обстрелы города.

Вокруг города появились новые артиллерийские батареи. У врагов были схемы города, и важные участки обстреливали каждодневно.


Длилась блокада Ленинграда. Люди превращали свой город в крепость. Так, на территории города за счет 110 крупных узлов обороны, траншей и разных ходов появилась возможность осуществления скрытой перегруппировки военных. Такие действия послужили тому, что существенно сократилось количество раненых и убитых.

12 января армии Ленинградского и Волховского фронтов начали наступление. Через 2 дня расстояние между этими двумя армиями было меньше 2 километров. Немцы упорно сопротивлялись, но 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились.

Этот день ознаменовался еще одним важным событием: снятие блокады произошло за счет освобождения Шлиссельбурга, а также полной очистки от врага южного побережья озера Ладоги.

Вдоль берега получился коридор около 10 километров, он-то и восстановил сухопутную связь со страной.

Когда произошло снятие блокады, в городе было около 800 тысяч человек.

Знаменательная дата 27 января 1944 года вошла в историю как день, когда блокада города была полностью снята.

В этот радостный день Москва уступила Ленинграду право в честь снятия блокады произвести салют в ознаменование того, что город выстоял. Приказ для войск, которые победили, подписал не Сталин, а Говоров. Такой чести не был удостоен ни один главнокомандующий фронтами за все время Великой Отечественной войны.

Блокада продолжалась 900 дней. Это самая кровопролитная, жестокая и бесчеловечная блокада за всю историю человечества. Ее историческое значение огромно. Сдерживая огромные силы немецких войск на протяжении всего этого времени, жители Ленинграда оказали неоценимую помощь проведению военных операций на других участках фронта.

Читайте также: