Доклад на тему календарь древних инков

Обновлено: 04.07.2024

Существовали два календаря: ритуальный (тональпоуалли)[18], состоящий из 260 дней, и второй календарь, который представлял собой вид солнечного календаря. Последний состоял из восемнадцати месяцев по двадцать дней в каждом; это была лунная система исчисления, охватывающая 360 дней плюс пять несчитанных, пустых дней немонтеми.





















Наименьшим общим кратным для 260 (20 х13) и 365 (5 х73), как графически показал Франц Боас, являются 18 980 дней. Это составляло 52-летний цикл. После этого повторялась та же самая прорицательская комбинация. В другом выражении ацтекские астрономы– математики (или те, от кого они получили этот чрезвычайно сложный, оригинальный календарь), определили, что 73 года священного календаря (20 умножить на 13 и на 73) дают в результате те же 18 980 дней, что опять-таки составляет магический 52-годичный цикл.

Почему именно 52-летний цикл? Почему быстротечное время было такой навязчивой идеей у ацтеков? Почему оно превратилось в национальный фетиш, и они по-настоящему поверили, что в конце 52-летнего цикла само будущее мира окажется на грани уничтожения? Не ум ли математиков убедил их в этом? Не показался ли им тот факт, что эти два календаря случайно совпали в различных подсчетах, приведших к 52-годичному циклу, магическим настолько, что они решили, будто их домыслы лежат в основе всего сущего? Никто этого не знает.

Почему так? Откуда эта необычная озабоченность временем? Может быть, они нашли бесконечно длящееся время столь ужасным, несмотря на то что отмечали его периоды в пространстве обрядами и праздниками? Никто этого не знает. Доминирующей нотой был цикл, состоящий из 52 лет. Все интеллектуальные силы племени были задействованы задолго до наступления этого срока, чтобы смягчить гнев богов.

И снова в мире ацтеков все оказывалось в полном порядке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Солнечный календарь

Астрология и священный календарь

Календарь

Календарь Календарь был основой любого действия ацтеков.Существовали два календаря: ритуальный (тональпоуалли)[18], состоящий из 260 дней, и второй календарь, который представлял собой вид солнечного календаря. Последний состоял из восемнадцати месяцев по двадцать дней в

Календарь

Календарь Мысли Ганса Касторпа в романе Томаса Манна о стремительном беге времени, когда он находится на вершине Волшебной горы, нашли бы сочувственный отклик у майя, так как никакой другой народ в истории не делал из времени такой большой фетиш.Можно сказать, что вся

Приложение II ТЕОРИЯ КОПЕРНИКА И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Приложение II ТЕОРИЯ КОПЕРНИКА И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Григорианский календарь в действительности не отличался той степенью новизны, которую ему обычно приписывают. Фактически он представлял собой старый юлианский календарь с внесенными в него поправками1787.

Черный календарь

Жюль Верн МЕРИДИАНЫ И КАЛЕНДАРЬ

Рассадники апокалипсиса // Календарь конца света

Календарь, хронология и лженаука

Календарь, хронология и лженаука ЮЛ. ЕфремовПутаница с календаремВ феврале 2006 г. на последней полосе "Аргументов и фактов" (№ 6) в ответ на письмо читателя "запутанную ситуацию с календарём нам проясняли в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата", но на

Футбольный календарь

Футбольный календарь Говоря о том, что нужно для проведения эффективных футбольных состязаний, мы не можем не сказать о необходимости их проведения во временной последовательности, т.е. о необходимости календаря этих состязаний.Первый календарь первого клубного

Лунно-солнечный календарь и зодиакальный пояс — что знали о космосе «примитивные» инки и шумеры (3 фото)

Несмотря на свои развитые технологии человечество мало что знает о космосе и Вселенной. Что уже говорить о знаниях наших предков. Древние народы Сибири считали, что Вселенная — есть некое животное, растения на котором являются шерстью, люди же блохами. Греки были уверены в том, что в мире живут люди, боги и атланты.

Лунно-солнечный календарь и зодиакальный пояс — что знали о космосе «примитивные» инки и шумеры (3 фото)

Да, когда-то люди представляли мир именно таким

Последние держат небо, чтобы оно не обрушилось на людей. Сегодня мы понимаем, что эти и многие другие представления древних имеют мало общего с действительностью. Однако на Земле существовали цивилизации, имеющие абсолютно иные представления о Вселенной.

Империя инков

Существовала в XI веке. Поражает система календарей, которой пользовались эти люди. Она делилась на солнечную и лунную астрономическую. Точность этих календарей впечатляет — они служили прекрасным ориентиром для инков. Особое внимание этих людей занимала планета Венера.

Лунно-солнечный календарь и зодиакальный пояс — что знали о космосе «примитивные» инки и шумеры (3 фото)

Замысловатый календарь древнего народа

В их брошенных постройках были найдены помещения, стены которых были испещрены множеством изображений. На одном из них нарисован парящий над землей человек. На другом — человек, стоящий на шаре и держащий в своих ладонях Луну и Солнце. Это значит, что древние знали о том, что наша планета представляет собой сферу.

Шумеры

Этот древний народ обитал на территории Месопотамии еще до нашей эры. Они обладали знаниями, благодаря которым могли вычислять периоды обращения звезд и планет. Шумеры применяли гелиоцентрическую модель Вселенной, которая уж очень похожа на используемую сегодня. Эти люди четко различали периоды зимнего и летнего равноденствия, а также периоды солнцестояния. Именно эти знания позволили им создать первый за всю историю человечества лунно-солнечный календарь. Найденные письмена и изображения служат подтверждением того, что они четко выделяли 12 созвездий. Многие ученые уверены в том, что шумеры знали о существовании всех 9-ти планет нашей системы. И еще одной, десятой, о реальности которой астрономы спорят и сегодня. Были найдены тексты, в которых говорилось о 6-ти богах, имеющих одинаковое положение на небосводе, которые касаются звезд и меняют свое положение, однако проходят при этом один и тот же путь.

Многие ученые полагают, что речь идет о Солнце, Юпитере, Венере, Марсе, Меркурии и Сатурне. Возможно, это первое известное в истории строгое определение зодиакального пояса.

Лунно-солнечный календарь и зодиакальный пояс — что знали о космосе «примитивные» инки и шумеры (3 фото)

Без сомнения, барельефы древних народов содержат астрономические изображения

Однако многие уверены в том, что древние имели в виду вовсе не планеты, а созвездия. Большой объект вовсе не Солнце, а некая звезда, само же Солнце древние изображали несколько иначе. Но все это рождает массу вопросов относительно иных тел, изображенных возле него.

Как могли люди, жившие так давно, не имеющие знаний и каких-либо технологий, владеть подобного рода информацией. Принято считать, что предки современного человека были примитивны, однако исследования мест обитания многих древних народов говорит об обратном.


Церемониальный календарь Куско превратился в государственный цикл церемоний и празднеств, наиболее важными из которых были:

Инти Райми, праздник Солнца, проходил в июне, в момент зимнего солнцестояния. На холмах вокруг Куско в честь Солнца совершались многочисленные жертвоприношения. В число их входили дети, которых погребали живыми с серебряными и золотыми сосудами, растертые в порошок морские раковины и ламы. За этим следовало торжественное пиршество за счет Солнца, и все участвовали в танце на общественной площади.

Чауа-уаркиз, Чакра Рикуйчик, или Чакра Кона (месяц вспашки), отмечался в июле, когда жертвы приносились уаке, главенствующей над системой орошения долины.
Япакис, Чакра Айапуи, или Капак Сикис (месяц посева), – август, когда жертвы приносили всем уакам. После того как зернами маиса торжественно засевали поле Мама Уаки, приносили жертвы Морозу, Воздуху, Воде и Солнцу.



Ритуальный посев маиса проводился в августе

Койя Райми и Китуа (праздник Луны) праздновали в сентябре во время весеннего равноденствия, и Пома сообщает, что это был месяц, в котором женщины были наиболее счастливы. Праздник Китуа начинался в момент появления новой Луны. Мужчины занимались очищением города от болезней. После того как болезнь прогоняли, все мылись и в знак очищения вымазывали маисовой кашей лица и дверные притолоки. Далее следовали несколько дней пиров и танцев, после которых приносили в жертву четырех лам и исследовали их легкие, ища предзнаменования. По этому случаю все подчиненные племена приносили на Уакапату свои уаки, признавая власть Инки.

К'антарай, или Ума Райми, проводился в месяце, соответствующем октябрю, в течение которого посевы тщательно оберегали. При необходимости проводили специальные церемонии и жертвоприношения для увеличения количества осадков.

Айамарка, соответствующий ноябрю, был месяцем, во время которого проводился Праздник Мертвых. Покойников выносили на всеобщее обозрение, совершали особые церемонии и подносили им жертвы и пищу.

Капак Райми (величайшее празднество) совпадал по времени с декабрьским солнцестоянием, когда совершались обряды уарачико (ритуал вхождения в возраст для мальчиков), после которых из провинций в Куско приносили продукцию, принадлежавшую императору и религии; за этим следовало грандиозное празднество и жертвоприношения золота, серебра и младенцев.

Камай килья: во время январского новолуния ритуал уарачико продолжался; участники постились, проводили обряды покаяния, на главной площади происходило потешное сражение, а затем следовали танцы и жертвоприношения. В полнолуние ко всему этому добавлялись дополнительные танцы и жертвы. Спустя шесть дней все прошлогодние жертвы сжигали и сбрасывали в реку, чтобы их унесло к Виракоче.

Айриуа, или Камай Инка Райми, апрельский праздник, был посвящен Инке и проходил под покровительством Солнца. Проводилась церемония в честь эмблемы императора, которую несли члены его фамилии, распевая гимны священной ламе. Это было совершенно белое животное, одетое так же, как члены процессии, которое принимало участие во многих церемониях, символизируя первую ламу на земле.

Айморай килья, или Хатун Куски (великое Возделывание), отмечался в месяц, соответствующий маю. Праздники этого месяца проводились в честь сбора урожая маиса и отправки его на хранение. Солнцу и уакам жертвовали лам, а затем следовали пиршества, на которых в большом количестве поглощали чичу. Тогда же проводилось множество местных праздников и ритуалов. Мальчики, прошедшие возрастной обряд, убирали урожай с поля Мама Уаки.

Семейные обряды

У Инков существовало множество семейных обрядов, обычаев, традиций, связанных с жизненным циклом человека.



Киара - колыбель



Старшие дети помогают своим родителям: присматривают за животными, собирают топливо для очага, охотятся на птиц

На мой взгляд, наиболее интересны у инков ритуалы, связанные с достижением половой зрелости – ритуалы вхождения в возраст.
Ритуалы вхождения в возраст существовали отдельно для девочек и для мальчиков и назывались соответственно кикочико и уарачико.

Официальной коллективной церемонии для девочек не было, за возможным исключением соучастия дочерей знатных родов в обряде уарачико для мальчиков. Ритуал кикочико был событием внутрисемейным и праздновался, когда у девочки проходила первая менструация. Во время подготовки она оставалась в доме, постясь в течение трех дней, пока ее мать ткала ей новый наряд. Она показывалась на четвертый день, чисто вымытая, с заплетенными волосами, одетая в красивое новое платье и сандалии из белой шерсти. Тем временем ее родственники собирались на двухдневный пир, чтобы отпраздновать это событие, причем ее обязанностью было прислуживать им на пиру. После этого каждый дарил ей подарки, и она получала постоянное имя от самого значительного ее родственника-мужчины, который давал ей доброе напутствие и наказывал ей быть послушной и по мере своих сил служить родителям.

Женские имена говорили о качествах, вызывающих восхищение и считающихся подходящими для женщины, так что девочке могли дать имя по названию предмета или абстрактного качества – такие как Окльо (чистая) или Кори (золото). Мальчики получали имена и прозвища, говорящие о чертах характера или обозначающие животных: Юпанки (почитаемый), Амару (дракон), Пома (пума), Куси (счастливый), Титу (великодушный).

Мальчики принимали участие в церемонии вхождения в возраст мужчины, именуемой уарачико, когда им исполнялось приблизительно 14 лет, плюс-минус год. Основные ритуалы уарачико совпадали по времени с празднованием Капак Райми, но подготовка к уарачико начиналась задолго до того. Женщины ткали для своих сыновей особые наряды: узкие рубахи из тонкой шерсти викуньи и узкие белые плащи, стягивающиеся вокруг шеи шнурком, с которого свисала красная кисточка. Тем временем кандидаты собирались к святилищу Уанакаури, расположенному примерно в шести с половиной километрах от Куско, где они приносили жертвы идолу, прося позволения вступить в аристократическое сословие. Жрецы давали каждому мальчику пращу и кровью ламы, принесенной в жертву, проводили черту на его лице. Затем мальчики собирали траву ичу, чтобы их родители могли на ней сидеть. После возвращения в Куско все начинали готовиться к наступающему празднованию, готовя загодя громадное количество чичи.

В первый день месяца знатные люди представляли своих сыновей Солнцу, их предку, в храме Солнца. Мальчики были одеты в те самые специально изготовленные дома наряды, и их родственники также. Затем все они направлялись к Уанакаури, ведя с собой священную белую ламу. На следующее утро перед возвращением в Куско в святилище Уанакаури приносились новые жертвы и совершались обряды. На обратном пути разыгрывался любопытный ритуал: родители пращами подстегивали мальчиков по ногам. После прибытия в Куско на центральной площади приносили жертвы идолам и мумиям предков.

После нескольких дней передышки, в течение которых мальчики, вероятно, постились, семьи вновь собирались на центральной площади, на этот раз для большей торжественности в присутствии Сапа Инки, и наконец происходили ритуалы, заканчивающиеся принятием мальчиков в аристократическое сословие. Мальчикам и девочкам, которые должны были участвовать в торжествах, Верховный жрец выдавал наряды из хранилищ Солнца. Одеяние мальчиков состояло из рубахи в красно-белую полоску и белой накидки, которая завязывалась голубым шнурком с красной кисточкой; они также носили специальные сандалии, ради этого события сплетенные их родственниками-мужчинами из травы ичу. Далее все направлялись к Уанакаури, к холму Анауарке, где после очередных жертвоприношений инки танцевали особый танец таки. За этим следовал ритуальный забег. Мальчики, которых подбадривали их родственники, бежали дистанцию примерно в тысячу метров вниз по опасному склону. На финише у подножия бегунов встречали девочки с кубками чичи.

Манко Капак — первый инка, картина из книги Фелипе Гуамана Пома де Айяла

Манко Капак — первый инка, картина из книги Фелипе Гуамана Пома де Айяла

На территории, которую сейчас занимает государство Перу, в XI в. индейское племя инков образовало одну из самых крупных и могущественных в свое время империй на земном шаре. Для столицы своей империи — города Куско — Инка выбрал необычайно "возвышенное" место — оно находилось в Андах и более чем на 3500 м поднималось над уровнем моря. Империя инков владела огромными территориями: на них в наше время располагаются Чили, Колумбия, Боливия, Эквадор, Аргентина, а также Перу.

Благодаря строгости и мудрости верховного правителя инков империя хоть и недолго -она существовала с XI до XVI вв. — являлась мощным и значимым государством.

Инки обладали воинственным характером, и очень скоро небольшое государство разрослось настолько, что поглотило многие соседние поселения. Несмотря на то, что армия, которую создал верховный правитель, отличалась безжалостностью и неустрашимостью, тем не менее, воины всячески стремились избежать кровопролития и честно предлагали покоренному народу сдаться без боя.

Довольно могущественная империя инков приобрела около 12 млн. верных подданных.

Инки придумали собственную письменность, проложили качественный водопровод, построили великолепные дороги и пр. Они вошли в историю, как прекрасные астрономы и математики, а также отличные металлурги: только цивилизации инков из всей Доколумбовой Америки удалось плавить металлы.

Расширение экспансии инков

Расширение экспансии инков

Как уже было сказано выше цивилизация инков построила для себя амый высокий город — город Куско. Они выбрали для столицы своей империи удивительное место — в горах Андах на высоте 3399 м над уровнем моря.

По древней легенде, этот город основали родоначальники инков, проживавшие в озерной воде Титикака. Воспользовавшись волшебным золотым посохом, указывавшим на самые благоприятные на земле места, инки нашли территорию для строительства своего города.

Древний город был разделен на две части — Верхнюю и Нижнюю, которые соединялись с центром города — главной площадью. На этой площади совершались жертвоприношения, обрядовые праздники, строились прекрасные храмы, посвященные богам.

Город был столицей империи до тех пор, пока в Америку в начале XVI в. не покорили европейцы. Они в течение нескольких лет уничтожили цивилизацию инков и забрали себе их главный город.

Стена храма Кориканча времён инков, встроенная в собор Санто-Доминго, город Куско

Стена храма Кориканча времён инков, встроенная в собор Санто-Доминго, город Куско

Читайте также: