Доклад на тему исследовательская работа

Обновлено: 18.05.2024

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Защита исследовательской работы

Защита исследовательской работы учащегося школы или студента является завершающим этапом проведения исследовательской работы и требует большой подготовки, особенно при выполнении научно-исследовательской работы и присутствия в результатах исследования новизны.
В ином варианте смотри: защита исследовательского проекта


Непосредственно защита исследовательской работы представляет собой выступление учащегося (группы учащихся) перед классом и учителем с целью определения уровня его углубленности в исследуемый материал. При выдвижении работы на общешкольный этап выступать придется перед комиссией из нескольких учителей и другими учащимися - авторами своих исследовательских работ, далее защита на городском или районном этапе.

Доклад на защиту исследовательской работы

Доклад защиты исследовательской работы обучающихся представляет собой краткое изложение проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости.

Подготовка доклада начинается с определения его структуры, далее разрабатывается план доклада, по которому пишется текст защиты материала. Рекомендуется провести несколько репетиций своего выступления на защите исследовательской работы, чтобы запомнить ключевые моменты в тексте и ориентироваться в установленном для выступления регламенте. Время, выделяемое на доклад, составляет не более 5-7 минут.

Построение доклада происходит таким образом, что сначала раскрывается справочная информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования, итоги которого приводятся в заключении исследовательской работы.

План доклада на защиту исследовательской работы (образец)

  1. Обоснование актуальности темы.
  2. Установленная проблема (обобщенная постановка).
  3. Обзор и анализ существующих исследований по данной проблеме, их недостатки. .
  4. Цель, гипотеза и задачи исследования.
  5. Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).
  6. Основные положения, выносимые на защиту.
  7. Предлагаемое решение задач исследования и их обоснование.
  8. Анализ достигнутых результатов, из новизна и практическая значимость исследования.
  9. Общее заключение и выводы.

Текст выступления на защиту желательно оформить письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы.

Во время выступления не рекомендуется пользоваться текстом доклада, потому что публика лучше воспринимает информацию, предоставляемую от себя, понятным разговорным языком. Для простоты выступления следует вынести все ключевые вопросы в презентацию, это поможет правильно ориентироваться в последовательности излагаемого материала.

Выступление на защите исследовательской работы


Устный доклад является основным видом защиты своей исследовательской деятельности в школе. В тексте защиты должна быть изложена суть исследовательской работы. Речь выступающего должна быть простой и четкой.

Начать выступление на защите нужно с полной формулировки темы своего исследования и обозначить цель, которая была поставлена перед началом работы. Дальше выступление строится в виде тезисов о проделанной работе для достижения поставленной цели, плавно перетекающих в вывод. В конце выступления нужно сообщить, что доклад закончен, и поблагодарить за внимание.

Требования к выступлению на защите исследовательской работы

К речи докладчика во время публичного выступления на защите исследовательской работы выдвигаются требования:

1) Дикция – произношение должно быть четким, достаточно громким и не монотонным. Используйте правила интонации.

2) Темп речи – не произносите текст торопливо, так как смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается на слух, однако излишняя монотонность и неэмоциональность речи также утомляют слушателей и не вызывают интерес к сказанному. Темп речи должен быть нормальным.

3) Сила голоса - голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.

4) Последовательность и аргументированность представляемого материала. Вы должны хорошо разбираться в своей теме и уметь логично и последовательно ознакомит слушателей с проведенным вами исследованием.

5) Культура речи. Строить выступление нужно на простом литературном языке, используя синонимы и метафоры. Избегайте тавтологии, не используйте слова-паразиты, жаргонные и вульгарные выражения, это режет слух и позиционирует докладчика как некомпетентного.

6) Простота изложения. Вне зависимости от того, какая у вас тема исследования, во время защиты своей работы не прибегайте к употреблению специальных терминов, если это совсем не возможно, тогда сведите их к минимуму и приводите их расшифровку.

7) Простые предложения. Длинные фразы плохо воспринимаются на слух и сбивают дыхание докладчика; необходимо выражаться точно, избегать расплывчатых формулировок, использовать простые предложения.

8) Красочность речи. Избегайте сухих речевых оборотов, используйте образные описания и яркие сравнения. Такие приемы нравятся аудитории и помогают запомнить суть доклада даже по теме, далекой от личных интересов слушателя.

9) Жесты. Жесты отлично дополняют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения надоедают и раздражают. Следите за этим, можно потренироваться перед зеркалом дома.

10) Диалог с публикой. Слушатели должны ощущать себя причастными к решению освещаемой проблемы, размышлять над вопросами докладчика, принимать активное участие в обсуждении.

Устное выступление на защите исследовательской работы может сопровождаться презентацией, которую следует подготовить согласно правилам оформления презентации к исследовательской работе.

В презентацию может быть вынесен план проведенного исследования, развернутые определения ключевых понятий в тексте, картинки, графики, теоретические выкладками и практические результаты исследовательской работы. То есть задача презентации — максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего исследования.

Шаги организации исследовательской работы, требовиная к презентации.

ВложениеРазмер
doklad_na_seminar_po_teme.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на семинар по теме:

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Слайд

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Постановка цели и задач.

Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования исследований, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я начала вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе “Школа 2100” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Мои первые исследования”.

Считаю, что 1 по 3 класс почти все работы должны носить коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. К 4 классу многие ученики уже будут знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

- Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Запиши план и результаты эксперимента.

Несколько советов для создания эффективной, информативной, наглядной презентации:

Использовать рубленые шрифты (Arial или Tahoma).

Размер шрифта должен быть крупный.

Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать: на светлом фоне темный шрифт.

Слайды лучше оформлять в едином стиле.

Учитывать возрастные особенности детей.

Слайды нельзя перегружать текстом и рисунками.

Слайды должны соответствовать тексту лекции.

Музыкальное сопровождение должно соответствовать теме и нести смысловую нагрузку.

Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, ограничивающие время пребывания ученика перед экраном.

Соблюдать воздушно-температурный режим в помещении.

Применять метод исследовательской деятельности я стала с учениками 2 класса.

Сейчас мои ребята, ученики второго класса покажут работу, с которой выступали во Владивостоке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Достижение этих целей зависит от того, как будет сформировано содержание образования.

Одним из направлений, является самообразование. Вызвать интерес студентов к самообразованию, способствовать возникновению у них познавательных потребностей, сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труда – вот непростые задачи подготовки студентов к самообразованию.

Особой формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания.

Роль самостоятельной деятельности студента особенно возрастает в настоящее время, при переходе образования на стандарты нового поколения, стандарты 21 века, когда перед учебным заведением поставлена задача формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является исследовательская работа.

Исследовательская работа – это один из способов формирования профессиональных компетенций специалиста. Она позволяет актуализировать знания по определенной теме, сформировать умение работать с информацией, расширить способы деятельности, развивать самостоятельность, контроль и самоконтроль. Назначение внеаудиторной исследовательской работы –расширить рамки программного материала по дисциплинам с учетом особенностей профессиональной направленности.

В процессе исследовательской работы студенты приобретают следующие умения: общаться с разными людьми во время проведения анкетирования и тестирования; выполнять измерения и представлять их в виде таблиц, графиков, диаграмм; выдвигать гипотезы; описывать и интерпретировать результаты наблюдений; делать выводы и обсуждать результаты; выступать на научных конференциях разного уровня. Исследовательская деятельность студентов это вид интеллектуальной деятельности, предоставляющая студентам возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать свою точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

В исследовательских работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.

При выборе темы учитываем интересы студентов, обращаемся к волнующим их проблемам, подбираем посильные задачи, максимально способствующие развитию и становлению личности. Затем формулируем тему.

Исследовательскую работу проводим как индивидуально, так и в группе. В процессе коллективной работы над исследованием формируются такие качества личности, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, чувствовать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

Непосредственная работа над исследованием. Первоначально намечается ход исследования, рабочая формулировка темы, собирается информация по проблеме исследования, создается база данных (отрывки текстов, цитаты, библиография, иллюстративный материал).

Далее студент под руководством педагога определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует цель, задачи; определяет объект и предмет исследования; выбирает методы и методики, необходимые для осуществления исследования.

На следующем этапе студент проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования. При этом объясняем студентам, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны.

На заключительном этапе подводим итоги: формулируются результаты исследования; делаются выводы; анализируются итоги работы. В процессе оформления результатов исследования выявляются недоработки и намечаются пути их устранения, готовится необходимая документация, определяются формы его презентации. Главная наша задача на этом этапе – организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта, оказание помощи в организации его презентации. Кроме того, на данном этапе уточняется и окончательно формулируется тема исследования.

Презентация исследования – это его публичная зашита. Публичная защита предоставляет студентам возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций.

К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:

 поисковые (исследовательские) умения;

 навыки оценочной самостоятельности;

 умения и навыки работы в сотрудничестве;

 менеджерские умения и навыки;

 презентационные умения и навыки.

Негативные стороны исследовательской технологии:

 неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;

 сложность системы оценивания вкладов каждого исполнителя;

 риск неудачного окончания работы;

 повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;

 невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.

Одной из самых многозначных, в области спектра возможных применяемых решений, является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью. Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей-организаторов, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем, а, также используя индивидуальный подход к обучающимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди студентов.

Можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям.

Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколении, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем студентов и снижающих их интерес к познавательной практике.

Во-вторых, причиной снижения интереса студентов к любым мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеаудиторной работой.

Третьей причиной являются психологические особенности контингента студентов, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты, использование информационных технологий при поиске информации и защите своих работ.

Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение элективного курса научно-исследовательской деятельности.

Под научно – исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства. И предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор материала, собственные результаты, анализ и обобщение, выводы.

Научно – исследовательская деятельность студентов в техникуме способствует:

 развитию интереса, расширению и актуализации знаний, как по дисциплинам программы, так и вне программы;

 развитию представлений о межпредметных связях;

 развитию интеллектуальной и творческой инициативы студентов в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

 созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

 формированию установки на престижность занятий научно – исследовательской деятельностью;

 обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (создание сайтов, презентаций, и т. д.);

 получение профессиональной подготовки;

Научно – исследовательская деятельность студентов – это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда дисциплин

Мною, были подготовлены студенты с исследовательской работой к выступлению с докладом и презентацией

2012г. Курина Ангелина

2012 г. Александров Игорь

2013г. Мурзанева Валентина

2014 г. Ворносова Кристина

Учебно – исследовательская работа требует активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения, привлекает внимание студентов к учебной дисциплине. Использование в своей педагогической работе исследовательских методов обучения, требует от преподавателя:

1. Хорошего знания учебного материала;

2. Широкой эрудиции;

3. Умения установить и поддерживать в учебной работе контакт со студентами;

4.Создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответа на исследовательские вопросы.

Таким образом, исследовательская работа является важным инструментом и средством формирования будущего специалиста. Исследовательская работа в нашем техникуме вошла в учебный процесс и позволяет готовить профессионалов своего дела в современных условиях.

Приведенные ниже рекомендации могут быть использованы при подготовке к выступлению на научной конференции, представлении результатов исследовательского проекта, защите курсовой и выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации.

Подготовка доклада

Доклад представляет собой краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. Его подготовка включает:

  1. Обдумывание структуры и содержания.
  2. Разработку плана.
  3. Написание текста доклада .
  4. Репетицию выступления.

В структурном отношении доклад обычно делится на три части: введение, основную часть, заключение (рис. 5.4).

Общая структура доклада

В совокупности эти части должны составлять единое целое и каждая часть должна быть логическим продолжением предыдущей. Принцип построения доклада следующий: сначала приводится общая информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования и в заключении подводятся итоги. Рекомендации по содержанию частей доклада приведены в таблице 5.9.

Каждый доклад имеет свою специфику, отражающую особенности проведенного исследования. Вместе с тем, структура доклада имеет общий характер. Ниже приведен примерный план доклада .

  1. Обоснование актуальности темы.
  2. Установленная проблема (обобщенная постановка).
  3. Обзор и анализ известных решений проблемы, их недостатки.
  4. Объект и предмет исследования.
  5. Цель, гипотеза и задачи исследования, ограничения и допущения.
  6. Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).
  7. Основные положения, выносимые на защиту.
  8. Предлагаемое решение задач исследования с обоснованием.
  9. Анализ достигнутых результатов. Новизна (научная новизна для магистерской диссертации), практическая значимость полученных результатов.
  10. Общее заключение и выводы.

Для подготовки к выступлению доклад рекомендуется оформить письменно. Содержание доклада необходимо согласовать с научным руководителем.

Доклад следует прорепетировать перед коллегами, друзьями, родственниками. В процессе репетиции рекомендуется осуществить хронометраж выступления, чтобы не выходить за рамки установленного времени доклада , отметить в докладе ориентиры, чтобы можно было следить за временем по ходу выступления. Время, выделяемое на доклад , зависит от вида исследовательской работы (см. табл. 5.10).

Во время выступления пользоваться текстом доклада не следует, поэтому все ключевые вопросы должны быть отражены в презентации , которая помогает в процессе выступления. Особенности подготовки презентации рассмотрены в следующем разделе.

Подготовка презентации

Презентация является эффективным способом изложения сути и результатов проведенного исследования. Её цель на защите результатов исследовательской работы - проинформировать о содержании исследования и убедить в достоверности и обоснованности полученных результатов, предлагаемых рекомендаций. Стиль проведения презентации - формальный.

Подготовка презентации включает следующие этапы:

  1. Обдумывание структуры и содержания.
  2. Разработка плана.
  3. Написание текста презентации .
  4. Подготовка слайдов презентации .
  5. Репетиция выступления.

Презентация должна ясно и веско доводить до аудитории центральную идею исследования и полученные результаты. Основой подготовки презентации служит доклад . Структура презентации аналогична структуре и плану доклада . Рекомендации по содержанию и структуре презентации приведены в таблице 5.11.

  • ВУЗ, факультет, выпускающая кафедра.
  • Вид и название исследовательской работы .
  • ФИО докладчика.
  • ФИО, степень, звание и должность научного руководителя.
  • ФИО, степень, звание и должность консультанта

Рекомендации по распределению времени выступления приведены в предыдущем разделе.

Презентация должна быть наглядной. Материал рекомендуется представлять в структурном, графическом и схематичном виде. В тексте следует избегать длинных предложений.

При подготовке слайдов рекомендуется придерживаться следующего:

  • Слайды должны быть простыми, не перегруженными текстом и излишними данными.
  • Желательно использовать шаблон со светлым фоном, который не отвлекает внимание от содержания слайда.
  • Текст должен легко читаться, рекомендуемый размер шрифта не ниже 20pt, цвет - синий или черный. Текст должен быть написан простыми, короткими предложениями, отражать основные положения доклада , существенную информацию. Рекомендуется употреблять общепринятую терминологию, пояснять узкоспециализированные понятия.
  • Не следует использовать в презентации звуковые эффекты и большое количество анимации.
  • Рисунки, графики, таблицы должны иметь название.
  • Содержание слайдов должно соответствовать выступлению.

Дополнительные материалы, подкрепляющие выступление и не вошедшие в презентацию , могут быть оформлены в виде раздаточного материала к докладу . Примером таких материалов могут служить основные тезисы презентации , детальные модели бизнес-процессов, блок-схемы, изложение расчетов, примеры разработанных документов и др. В случае наличия раздаточного материала в процессе выступления необходимо делать ссылку на соответствующий материал.

Читайте также: