Доклад на тему использование икт на уроках в начальной школе по фгос

Обновлено: 18.05.2024

Содержимое публикации

учитель начальных классов:

Бородинова Елена Ивановна

«. не все дети могут сами открыть дорогу

к созиданию, и уж конечно, не все могут

С 1 сентября 2011 года наша школа, как и все образовательные учреждения России, перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотьемлимой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия(УУД).

Важным элементом УУД обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ- компетентность).

На сегодняшний день образование рассматривает в стратегической перспективе важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности . Организовывая урочную и внеурочную деятельность, я исхожу из реальностей сегодняшнего времени, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры учащихся.

Использую для себя следующие этапы:

Этапы организации работы

Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми.

Проведение целенаправленных наблюдений, за учебной и внеурочной деятельностью учащихся.

Подбор материалов и проведение с психологом школы специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности.

Ожидаемые результаты:

Повышение интеллектуального уровня учащихся.

Творческая самореализация выпускника начальной школы.

Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы. Формирование навыков поисковой и познавательной деятельности всех субъектов внеурочного процесса. Таковыми являются учащиеся, родители, и многочисленные социальные партнеры школы. Каждый учебный год по своему строится в зависимости от развития памяти, мышления, восприятия, внимания, осознания личного отношения к миру и возрастных особенностей детей.

Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:

- сделать первые шаги в овладении понятийного мышления( в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования, рефлексии), научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения.

-научиться контролировать и оценивать свою работу и продвижение в разных видах деятельности, овладеть коллективными формами учебной работыи соответствующими социальными навыками;

-полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам), научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии.

-приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках;

-приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства.

Я нахожу нужную информацию, затем переработав и размножив её, устанавливаю на ноутбук и предлагаю детям коллективно с ней поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: провести исследование, выбрать главное, составить схему, презентацию, заполнить таблицу.

Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок и занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки и внеклассные занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества. Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.

Использование различных обучающих программ

На своих занятиях использую готовые программные продукты на компакт-дисках.

В настоящее время разработано немало программных средств для уроков и внеклассных занятий в школе I ступени. Одним из их является учебно-методический комплект «Начальная школа. Это комплект представляет собой систему электронных образовательных ресурсов по русскому языку, математике, окружающему миру, информатике, адаптированных для персонального компьютера школьника.

Энциклопедия содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях. Разнообразная иллюстрированная информация в игровой форме поможет пробудить в ребенке жажду открытий, доступно объяснит и познакомит с серьезными энциклопедическими знаниями, поможет освоить школьные предметы.

Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия интересными и эффективными.

Использование ресурсов Интернет

Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.

Проектно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская деятельность одна из форм реализации деятельностного подхода в воспитании учащихся. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методике обучения. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Презентация результатов деятельности происходит в форме творческого отчёта перед другими учащимися, педагогами, родительской общественностью и окружающим социумом.

Презентуются:

видеоролики с содержанием, формами, результатами деятельности.

Урок и внеклассное занятие с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, но составленные таблицы, схемы, наглядные пособия можно многократно использовать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию занятия, разнообразить его формы, повысить качество проведения. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне. В связи с этим появляется немало трудностей в проведении уроков и занятий по внеурочной деятельности.

Трудности в работе:

Низкая заинтересованность детей школьными предметами;

Слабая мотивация детей к учебной деятельности;

Пассивное участие детей; слабый интерес к чтению;

Недостаточное взаимодействие учителя, воспитателей, педагогов дополнительного образования;

Низкая заинтересованность родителей, их пассивность;

Слабое оснащение материально-технической базы, отсутствие компьютерного кабинета, интернета в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Использование ИКТ в начальной школе" может быть использован для выступления учителя начальных классов на педагогическом совете.

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №11 имени Героя Советского Союза

А.Г. Кудрявцева городского округа Сызрань Самарской области

Использование ИКТ в начальной школе

в условиях ФГОС

учитель первой категории,

ГБОУ ООШ №11 г.о.Сызрань

С 1 сентября 2011 года наша школа, как и все образовательные учреждения России перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия(УУД).

Важным элементом УУД обучающихся на ступени начального общего образования обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ- компетентность).

Оснащение учебного процесса

Учебное пространство насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

В прошлом учебном году 2 кабинета нашей школы были укомплектованы оборудованием (для учащихся - 4нетбука с программным обеспечением, рабочее место учителя – компьютер, проектор, интерактивная доска).

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

усилить образовательные эффекты;

повысить качество усвоения материала;

построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

повысить эффективность и качество процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

В своей работе активно использую информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.

Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Использование мультимедийных презентаций

Я нахожу нужную информацию, затем переработав и размножив её, устанавливаю на все нетбуки и предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: провести исследование, выбрать главное, составить схему, презентацию, заполнить таблицу.

Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более
интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества. Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.

Работа на интерактивной доске.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске.

Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

Самыми популярными стали физкультминутки под музыку. На интерактивную доску проецируется слайд со сказочным героем, который под музыку показывает движения, а дети их повторяют.

Использование различных обучающих программ

На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках.

Ресурсы представляют собой электронную базу иллюстраций,

анимаций, интерактивов и видеофрагментов. При применении данного ком-

плекта уроки становятся насыщеннее, интереснее, разнообразнее. Ученик, ра-

Яркие иллюстрации, интересные интерактивные задания, загадки и кроссворды, доступное изложение материала, тесно связанного с повседневной жизнью, делают занятия с диском интересными и эффективными.

Использование ресурсов Интернет

Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.

Далее приведу примеры использования Интернет-ресурсов для подготовки к урокам.

Проектно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская деятельность одна из форм реализации деятельностного подхода в воспитании учащихся.

Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методике обучения.

Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

За прошлый учебный год с детьми реализовали множество проектов, в которых дети знакомились друг с другом, обменивались информацией о себе, о школе, о своих увлечениях.

Для реализации проекта использовались ИКТ:(на слайде перечень)

Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников, в условиях введения ФГОС НОО второго поколения, является учёт их индивидуальных особенностей.

Незаменимую помощь в этом оказывает портфолио.

Моим ученикам всегда есть что положить в портфолио: они с удовольствием расскажут и напишут о себе, своей семье, о том, чем любят заниматься. В портфолио мы вкладываем сочинения о друзьях, материал о своем имени, о своей фамилии и т.д. Конечно в 1 классе ещё дети самостоятельно без моей помощи и помощи родителей обойтись не могут. Со временем эта помощь будет сводиться к минимуму. На каждого ребёнка я распечатала титульные листы и бланки, в которых они отражают все свои успехи.

В портфолио дети вкладывают все свои письменные работы по предметам, рисунки, фото поделок, творческие работы.

Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, но составленные таблицы, схемы, наглядные пособия можно многократно использовать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.


Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.

Содержимое разработки

район Магжана Жумабаева

Выполнила: Язова Л.В.

учитель начальных классов

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.

Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.

Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это:

- Электронная обработка документов;

- Использование готовых и собственных мультимедийных продуктов;

- Использование ресурсов Интернета для подготовки к урокам или для самообразования;

- Использование электронной почты для общения с коллегами;

- Использование КТ во внеурочное время;

- Использование КТ в работе с родителями, на педсоветах, заседаниях МО;

- Профессиональные форумы, работа в сетевых профессиональных ассоциациях;

- Использование Интернета для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня;

- Дистанционное образование (курсы повышения квалификации).

Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.

В своей работе я часто применяю ИКТ, это стало возможным, благодаря оборудованию нашего мультимедийного кабинета.

Что же нам дает применение ИКТ?

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам познания мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Что такое презентация? Почему именно презентация?

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

К примеру, очень часто на уроках я использую тренажеры, презентации, видеоролики, физминутки, рефлексию. При помощи ИКТ и интернет ресурсов можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках познания мира. Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.

Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока.

Опыт работы показал, что использование ИКТ на уроках в начальной школе:

активизирует познавательную деятельность учащихся;

повышает мотивацию учащихся к изучаемым предметам;

экономит время на объяснение материала;

полностью реализует принцип наглядности обучения младших школьников;

позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание;

повышает качество усвоения материала;

расширяет возможность самостоятельной деятельности;

формирует навыки исследовательской деятельности;

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим ресурсам;

позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;

создаёт комфортность на уроках.

Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.

Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г


-75%



Вашему вниманию я бы хотела представить основные виды электронных учебных материалов, используемых мной в работе:
1) современные мультимедийные пособия (это и медианавигаторы, и интерактивые тренажеры, и компьютерные программы, и электронные приложения к учебникам, и мультимедийные презентации, которые объединяют в себе печатные тексты, схемы, рисунки, графические элементы, аудиозаписи, фрагменты фильмов, тесты, интерактивные обучающие программы, функцию взаимодействия с окружающим информационным про-странством (ссылки на образовательные или информационные ресурсы Интернет), и т.д.
Этот богатый набор образовательных ресурсов позволяет мне более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке, создавать проблемные ситуации, что активизирует познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
2) электронный лабораторный практикум;
3) компьютерная тестирующая система.
Какие же средства обучения позволяют мне применять лабораторный практикум?
Во-первых, это интерактивная доска. Работа с интерактивной доской создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивает образное мышление учащихся. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся, особенно при работе с непоседливыми детьми. Запись на ИД ведется специальным электронным маркером. С помощью этого маркера можно работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст, перемещать объекты, классифицировать их. Одновременно можно работать этим маркером и в самой презентации, или любой другой программе, приготовленной учителем для урока.
Во-вторых, документ-камера - это специальная видеокамера на штативе, которая позволяет получить и транслировать в режиме реального времени изображение любых объектов. Изображение, полученное с помощью ДК, может быть спроецировано на экран посредством проектора.
С какой целью учитель может использовать ДК на уроке?

Читайте также: