Доклад на тему исмаил гаспринский

Обновлено: 16.05.2024

Феномен российского джадидизма и культурное развитие мусульман. Концепция государственно-правового культурно-просветительского развития мусульман Российской империи в начале ХХ века. Биография И. Гаспринского, его доктрина обновления российского ислама.

Рубрика История и исторические личности
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 25.02.2016
Размер файла 16,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Автор: студентка 2 курса, Имашева М.М.

Руководитель: к.и.н., доцент Нуруллаев Р.Р.

Работа представляет собой попытку исследования феномена российского джадидизма и культурного развития мусульман, который стал концепцией государственно-правового культурно-просветительского развития мусульман Российской империи в начале ХХ века.

Сформулированная Гаспринским доктрина обновления российского ислама на долгое время определила логику развития российских мусульманских народов, становления у них системы светского образования. В наши дни идеи Гаспринского имеют огромное значение в силу новых явлений, происходящих в современном российском исламе, на фоне процессов демократизации во всем российском обществе.

Ключевые слова: джадидизм, российская империя, Гаспринский

Родился в селе Авджикой, (по другим сведениям в соседнем селе Улу-Сала), Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне Бахчисарайский район Крыма) в семье офицера русской службы Мустафы Али-оглу Гаспринского и его жены Фатма-Султан Темир-Гази-кызы (девичья расположенного на южном берегу Крыма аула Гаспра, и потому взял себе фамилию Гаспринский. 19.04.1854 г. семью утвердили в дворянском достоинстве. Исмаил Гаспринский получил образование домашнее, в начальной школе (мектебе), в Симферопольской казенной мужской гимназии, в воронежском военном учебном заведении, а затем во 2-й Московской военной гимназии. [5, c.129] джадидизм мусульманин гаспринский

В 1905 году Исмаил бей Гаспринский избирается председателем 1-го съезда мусульман России, а в 1911-м в Центральный комитет турецкой партии "Согласие и прогресс". Он много путешествует по различным странам мира, пропагандирует свой новый метод, в 1907-1908 годах несколько раз посещает Египет с целью организации там международного мусульманского конгресса, в 1911-м -- Индию, где изучает состояние школьного образования, даёт показательные уроки по своему новому методу.

Помимо вопросов просвещения, И.Гаспринского волнуют проблемы мусульман в Российской империи. Этим вопросам он посвятил две свои книги -- "Русское мусульманство" (1881) и "Русско-восточное соглашение" (1896), написанные на русском языке. [3, c.87]

Джадидизм - явление не случайное. Оно не внедрялась миссионерскими движениями Запада. Это явление взяло начало в России, из регионов, населенными тюркоязычными мусульманами. Изначально это движение имело цель только реформировать систему образования. Сделать ее приближенной к европейской методике преподавания.

Как итог предшествующего развития татарской общественной мысли, к 1920-м годам у татарских интеллектуалов сформировалось мнение, что под джадидизмом следует понимать “особого рода умственно-культурное движение”, “умственное пробуждение”, направленное на сближение татар с европейской культурой, на переустройство общества с потребностями времени. Короче, речь шла о некотором духовном порыве, нацеленном на реформирование общества, на его модернизацию в европейском смысле.

К началу 1930-х годов на смену этим представлениям пришли другие, сугубо классовые оценки. Так, А.Аршаруни и Х.Габидуллин в 1931 г. определили джадидизм как “знамя политической борьбы передовой татарской буржуазии и ее сторонников против консерватизма”.

Дальше в советской историографии закрепились гораздо более жесткие формулировки, выработанные в 1940 - начале 1950-х годов именно в Татарстане. Это было связано с обсуждением на уровне Татарского обкома ВКП(б) проектов школьных учебников по татарской литературе в 1948 и 1952 годах. В постановлении Бюро обкома за 1948 г. сказано, что в учебнике дана “неправильная оценка течению джадидизма, превратившегося. в контрреволюционное движение”.[2, c. 485]

В последней четверти 19 века были радикальные изменения методов преподавания в мектебах и медресе: были введены европейские методы обучения - эсулджадид (новый метод), отсюда выражение джадидизм.

Наряду с религией, в мектебах стали преподаваться также основы светских наук - арифметики, географии, а также родной язык, как особый предмет, рисование, придавалось большее значение обучению письму; преподавание проводилось на татарском языке вместо прежнего так называемого тюрки и арабского языков.

Исмаил Гаспринский стоял у истоков джадидизма в Российской империи - масштабного движения по приданию светскости образованию мусульман. Отныне школьный день был разделен на уроки, у учеников появились парты, доски и новые светские предметы, которые они слушали не на арабском, а на татарском языке.

Все мектебы и медресе содержались на средства самого населения, расходы на них покрывались за счет добровольных пожертвований жителей. Государство никаких средств на них не отпускало. Народ не только строил школы, но и содержал их, отапливал и освещал, платил учителю, покупал учебники и оказывал помощь бедным детям. Некоторые школы содержали целиком отдельные состоятельные люди из татар.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что благодаря идеям Гаспринского были открыты новометодные мектебы и медресе, которые были обеспечены необходимой литературой, формируется собственная идеология и литературный татарский язык, мусульманская элита начинает получать знание русского языка, создаются благотворительные общества как культурно - просветительские центры общин. Итогом является повышение уровня просвещения и общенационального светского образования.

Использованные источники

1. Валидов Д., Очерки истории образованности и литературы татар до революции 1917 г. Москва-Петроград, 1991. 532с.

5. Хабутдинов А.Ю. « Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVIII- XIX веках.Казань: Иман, 2000. 129 с.

6.Хабутдинов А.Ю. Указ соч.142 с.

Подобные документы

Зарождение джадидизма как политического движения среди мусульманских народов в Российской империи. Этапы развития джадидизма в татарском обществе: религиозный, культурный и политический. Идеологические разногласия представителей кадимизма и джадидизма.

реферат [55,4 K], добавлен 12.03.2014

Анализ цензурной политики, существовавшей и проводившейся в Российской империи. Внутренняя политика Павла I. Роль полиции в цензуре и ее полицейская функция. Вклад Екатерины II в развитие культуры и искусства России. Комиссии для кодификации законов.

курсовая работа [61,7 K], добавлен 09.01.2014

Разработка Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года". Рассмотрение закономерности осуществления пожарной безопасности соответствующих государственных служб Российской империи в начале 20 века.

реферат [68,3 K], добавлен 11.02.2015

Образ российского чиновника как определенный социокультурный типаж общественно-политической системы Российской империи. Министерский корпус Российской империи второй половины XIX столетия. Социодемографические характеристики управленческой элиты.

дипломная работа [116,8 K], добавлен 08.06.2017

Завершение промышленного переворота в России в конце XIX века, применение техники вытеснило ручной труд. Появление революционных настроений в обществе из-за разрушения границ между сословиями. Народническое, социал-демократическое и марксистское движения.


Исмаил Гаспринский – выдающийся просветитель, интеллектуал, издатель, общественный и политический деятель. Диссидент. Стоял у истоков зарождения джадидизма и пантюркизма.

Крымско-татарский народ чтит Исмаила Гаспринского, как символ возрождения тюркизма, знамя перемен, отречения от надоевших догм и старых стереотипов. Он самый известный педагог-реформатор конца 19-го начала 20-го веков. Его идеи учитывались, когда готовили и проводили реформу национальной школы, создавали первые национальные учебники. Свою жизнь выдающийся просветитель посвятил тому, чтобы объединить традиционную духовность и передовые достижения европейской культуры. Гаспринский пользовался авторитетом у всех приверженцев ислама не только в Российской империи, но и далеко за ее пределами.

В этом и парадоксальность его судьбы, с одной стороны, широкая мировая известность, с другой – практически полное отсутствие интереса к его личности и творческому наследию. И это притом, что Исмаил относится к тем людям, личности которых не просто отражают эпоху, они ее создают.

Детство

В раннем детстве воспитанием и обучением сына занималась мама, потом отец отдал его в начальную школу (мектебе). После ее окончания мальчик продолжил обучение в симферопольской мужской гимназии.

Исмаил Гаспринский

А вот к военному делу молодой человек не испытывал совершенно никакого интереса. По этой причине он бросил военную гимназию, решив, что посвятит свою биографию служению родному народу. Гаспринский снова вернулся в Симферополь, сдал экзамен в мужской гимназии, и теперь имел право учить детей начальных классов русскому языку. Вначале Исмаил был доволен, и жизнью, и работой, ему казалось, что он нашел свое место под солнцем.

Карьера

На этом посту Гаспринский проработал вплоть до начала марта 1884 года. После этого он с головой окунулся в то, что привлекало его больше всего – культурно-просветительскую деятельность. Исмаил даже надумал выпускать собственную газету, и спустя некоторое время эту идею осуществил.

Исмаил Гаспринский


Г

Исмаил Гаспринский краткая биография и интересные факты расскажут о жизни и творчестве крымскотатарского просветителя.

Исмаил Гаспринский краткая биография

Исмаил Гаспринский появился на свет в селе Авджикой, Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне Бахчисарайский район) в семье офицера русской службы. Начальное образование мальчик получил дома, затем учился в начальной школе (мектебе). Продолжил свое обучение в Симферопольской казенной мужской гимназии (1861-1862), в воронежском военном учебном заведении, а затем во 2 Московской военной гимназии. Не закончив обучение, он вернулся в Крым, где составил соответствующие экзамены и стал учителем начальной городской школы.

С 1871 находился во Франции. Учился в Сорбонне, хорошо зная иностранные языки, работал переводчиком в рекламном агентстве, посетил Испанию, Грецию, Египет, Турцию, где изучал систему народного образования, историю, быт и традиции этих страны.

В 1876г. вернулся на Родину и работал учителем.

С 13 февраля 1879 года по 5 марта 1884 года был городским головой Бахчисарая.

Сотрудниками издательства И. Гаспринского в разное время были выдающиеся деятели крымскотатарской культуры: О. Акчокраклы, М. Нузет, Я. Шакир-али, У. Ш. Тохтаргазы, А. Ильмий, А. С. Айвазов, А. Лятиф-заде, С.-А. Озенбашлы и др.

Исмаил Гаспринский умер 24(11) сентября 1914 г. и похоронен в г. Бахчисарае.

Исмаил Гаспринский интересные факты

Гаспринский ездил в Париж, чтобы получить европейское образование. Там он некоторое время работал секретарем известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, с которым познакомился еще в Москве.

Российские власти были против издания Гаспринским общетюркской газеты. Долгих четыре года он добивался разрешения на публикации.

В 1910 г. за социально-политическую и культурно-просветительскую деятельность И. Гаспринский был выдвинут на получение Нобелевской премии мира.

Исмаил Гаспринский личная жизнь

Второй женой Гаспринского была дочь известного симбирского фабриканта Асфандияра Акчурина — Зухра, на которой просветитель женился без благословения ее отца. У них родилось 5 детей.

Исмаил Гаспринский, жизнь и творчество которого являются примером для многих, – выдающийся крымский просветитель, писатель, издатель и общественный деятель. В данной статье мы изложим краткую биографию этого известного человека. Также мы расскажем о том, какую роль сыграл Исмаил Гаспринский в истории Крыма.

Происхождение, детство

исмаил гаспринский

Исмаил появился на свет в марте 1851 года. Это событие произошло в деревне Авджикой, расположенной неподалеку от Бахчисарая. Отцом его был прапорщик по имени Мустафа. Начальное образование Исмаил Гаспринский получил дома, после чего обучался в сельской школе-мектебе (мусульманском учебном заведении). После этого он окончил Симферопольскую мужскую гимназию, затем был зачислен в Воронежский кадетский корпус.

В период с 1864 по 1867 год Исмаил-бей Гаспринский обучался в Московской военной гимназии. Поступить в столь престижное заведение он смог потому, что его отец находился на государственной службе. Кроме того, Мустафа Гаспринский относился к роду крымских мурз, которые приравнивались в то время к российскому дворянству.

Важные знакомства, формирование идеологии

Исмаил в Москве подружился с сыном Михаила Каткова, издателя "Московских ведомостей" и знаменитого славянофила. Некоторое время Гаспринский жил в его семье. Однако вскоре он возвратился на родину. Исмаил начал преподавать в Бахчисарае (в Зынджирлы медресе) в 1867 году. Через 3 года он поехал в Париж, где слушал лекции в Сорбонне, а также работал переводчиком и был секретарем И.С. Тургенева, знаменитого русского писателя.

После этого Гаспринский около года прожил в Стамбуле. Оттуда он писал корреспонденции для русских газет. За рубежом Исмаил воспринял идеи и знания, которые в дальнейшем творчески интерпретировал. Они выкристаллизовались в жизнеспособную идеологию, со временем превратившую Гаспринского в выдающегося реформатора.

Служба

Возвратившись в Крым, Исмаил в течение некоторого времени служил учителем. Однако уже в феврале 1879 г. он стал городским головой города Бахчисарая. На этой должности Гаспринский пробыл до марта 1884 г.

Очерк Гаспринского, его идеи

В 1881 году Исмаил написал очерк под названием "Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина". Это произведение стало своего рода интеллектуальным манифестом, причем не только для Гаспринского. В данной работе автор задается так называемыми "проклятыми вопросами" жизни. Какие отношения должны быть между русскими и татарами? Чем должны быть русские мусульмане (татары) в отношении к русским? К какой цели стремится русская власть в отношении к татарам и стремится ли вообще? Все эти вопросы интересовали Гаспринского.

Исмаил с горечью отмечает отсутствие последовательной политики, которая была бы воодушевлена идеей распространения российской цивилизации в отношении мусульман. Гаспринский пишет, что это принесло множество горьких плодов как для русских мусульман, так и в целом для отечества. Автор констатирует, что русское мусульманство не чувствует, не осознает интересов российского государства. Ему непонятны его идеи, стремления, неведомы его радости и горе. Кроме того, незнание русского языка изолирует русское мусульманство от русской литературы и мысли, а также от общечеловеческой культуры. Гаспринский отмечает, что оно прозябает в предрассудках и старых понятиях, что оно оторвано от остального человечества. Причиной многих бед, по мнению Исмаила, является отсутствие продуманной, последовательной политики в отношении инородческого и иноверческого населения.

Резюмируя мысли, изложенные в своем очерке, Гаспринский отмечает, что сближению русских мусульман с российским государством мешает незнание, из которого вытекает недоверие. Какой же выход предлагает автор из создавшегося положения? Гаспринский считает, что в курс мусульманских медресе следует ввести элементарное преподавание различных наук на татарском. Благодаря этому в мусульманскую среду будут проникать знания без вреда для государства. Это, в свою очередь, поднимет умственный уровень духовенства и представителей среднего сословия. Так можно рассеять множество предрассудков. Другая мера, предложенная Гаспринским, - создание благоприятных условий для издания печатной продукции на татарском языке.

Джадидизм

иттифак аль муслимин

Исмаил, являясь правоверным мусульманином, на первый план выдвигает создание реформированного сообщества исповедующих ислам народов. Джадидистская реформа становится действенным ответом на вопросы, волновавшие просветителя. Именно благодаря Исмаилу она получила широкое распространение среди живущих в России мусульман.

Джадидизм предлагал программу реформ, связанных с просвещением. Основные его направления включали в себя:

  • реформирование образования мусульман, приведение его в соответствие с европейским уровнем;
  • формирование единого для всех народов тюркского литературного языка;
  • создание филантропических, гражданских обществ;
  • увеличение гражданской активности, изменение положения женщины-мусульманки;
  • укрепление существующих связей между различными тюрко-мусульманскими народами, живущими в России.

Газета "Терджиман"

Гаспринский, следуя благородным принципам, продекларированным им, начал заниматься активной просветительской деятельностью. К примеру, в апреле 1883 г. он начал издавать в Бахчисарае газету под названием "Терджиман" ("Переводчик"). На долгие годы она стала единственной выходившей в России тюркской газетой. В "Терджимане" печаталась информация, касавшаяся наиболее злободневных тем. Газета выходила как на крымско-татарском, так и на русском языках.

исмаил гаспринский жизнь и творчество

В первое время издание представляло собой еженедельник, но впоследствии выходило и трижды в неделю, и ежедневно. "Терджиман" просуществовал до самой кончины Гаспринского, наступившей в 1914 г., а также еще 4 года после нее. В эти годы редактором газеты был его сын Рефат.

Другие газеты и журналы, которые издавал Гаспринский

исмаил гаспринский стихи

Еще одна газета, которую издавал Исмаил Гаспринский, - еженедельник "Миллет" ("Нация"). Также он выпускал женский журнал "Алеми нисван" ("Мир женщин"). Шефика Гаспринская, дочь Исмаила, была редактором этого журнала. Но и это еще не все издания, основанные Гаспринским. Он выпускал детский журнал на крымском языке "Алеми субьян" ("Мир детей"). Также следует упомянуть юмористическое издание под названием "Ха-ха-ха!", которое основал Исмаил Гаспринский. Биография его, как вы видите, отмечена выпуском целого ряда журналов и газет.

Создание общетюркского языка

Исмаил стремился к тому, чтобы тюркские народы, проживавшие на территории России, объединились на основе создания общетюркского литературного языка. Язык Гаспринский считал основой существования общетюркской солидарности. Исмаил пытался прежде всего провести языковую реформу. Он считал, что "единство в языке" не сложится само собой, поскольку при всей общности лексики и типологическом сходстве языки тюркских народов значительно различались. Важным шагом на пути к сближению всех этих народов стала выработка своего рода тюркского эсперанто. Этот язык был создан на основе крымско-татарского (его модернизированной версии).

Реформа системы образования

исмаил бей гаспринский

Система образования, как считал Гаспринский, также была важной сферой, которая нуждалась в решительном реформировании. Исмаил разработал особый метод школьного обучения. Он был впервые опробован в бахчисарайской школе в 1884 г. Основным достоинством данного метода было осмысленное изучение предметов, а не механическое заучивание малопонятных текстов. Кроме того, в процессе обучения активно использовались родные языки, однако это не исключало изучения русского, арабского и европейских языков.

Благодаря школам, использовавшим метод Гаспринского, в первые 15 лет 20 века появилось новое поколение крымско-татарских интеллектуалов. Они были образованы по-европейски, однако не утратили при этом мусульманской идентичности.

Признание, съезды мусульман России

стихи о крыме

В 1903 г. 20-летний юбилей газеты "Терджиман" превратился в своего рода общенациональный форум. На нем Гаспринский был признан "отцом нации российских мусульман". Первые мусульманские съезды стали реализацией проводимой им идеи тюркско-исламской солидарности.

Исмаил Гаспринский в 1905 г. стал председателем первого съезда мусульман России. Данный съезд положил начало объединению всех российских татар. Второй съезд состоялся в январе 1906 г. в Петербурге. Исмаил Гаспринский был председателем и на нем. На этом мероприятии было решено сформировать Союз мусульман России. В августе 1906 г. возле Нижнего Новгорода собрался третий съезд. На нем было решено преобразовать созданный Союз мусульман (Иттифак аль-Муслимин) в особую политическую партию. Ее программа основывалась на идеологии пантюркизма.

Исмаил Гаспринский: стихи и проза

исмаил гаспринский в истории крыма

И. Гаспринский известен не только как общественный деятель, но и как талантливый писатель. Его перу принадлежит целый ряд замечательных художественных произведений. Повести и романы Гаспринского ("Арслан-къыз", "Молла Аббас", "Сто лет спустя") были напечатаны в газете "Терджиман".

И как поэт известен И. Гаспринский. Его стихи о Крыме и сегодня знают многие крымчане. Тем не менее поэтическое наследие этого автора невелико. Его стихи (о Крыме - "Крым" и др.) не так известны, как результаты его общественной и писательской деятельности.

Читайте также: