Доклад на тему интеллектуальные игры

Обновлено: 18.05.2024

Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем

современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более

уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой

деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая

функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются

нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию

дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в

доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития

интеллектуально- творческого потенциала ребенка.

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет

деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда

Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей

самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра

принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует

воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к

нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны.

Каждый согласится с тем, что неиграющий ребенок — это нонсенс, скорее аномалия, чем

норма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей. Детство — это не только и не

столько подготовка к взрослой жизни, сколько самобытное и самоценное явление, подлинное

бытие, настоящая жизнь, которая быть может, гораздо более значима, чем вся последующая.

Детская игра чрезвычайно содержательна, многогранна, она составляет основное содержание

жизни ребенка. А что составляет содержание игры? — Жизнь, во всем ее многообразии и

Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные

применять в конкретных ситуациях.

Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей,

раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в

различного вида состязаниях позволит расширить свой кругозор, применить собственные

знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в

нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный

процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых

оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного

межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами,

игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное

воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также

способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и

самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном

виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную

Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать

причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается

изобретательность и творческие способности.

Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к

анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или,

проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в

целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.

Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т.е. она

включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она

преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе — игровой

характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а

интересным и необычным занятием

Скажу я слово высоко, ответите вы… (низко)

Скажу я слово далеко, ответите вы … (близко)

интеллектуальные

В настоящее время ведутся споры среди людей, занимающихся игроведением, в стремлении

добиться единой терминологии в этой области. Но мы представим своё понимание смысла

Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий чёткие правила и

ограниченную продолжительность. Игра – очень широкое понятие, но мы остановимся на

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет

мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр

1.Рассмотрим учебную цель:

а) проверить уровень полученных знаний.

В данном случае игра выступает в роли видоизменённой проверки. Это вопросы на

воспроизведение выученных сведений. Контроль и учёт знаний в игровой форме повышает у

детей интерес к знанию.

б) Стимулировать самостоятельное изучение материала. Игрокам заранее сообщается тема и

объём материала, который будет задействован. Например, дать задание детям повторить дома

с родителями геометрические фигуры, названия, форму, размер. Тема завтрашнего дня – это

является итогом самостоятельной работы детей по заданию воспитателя.

Регулярное проведение игр такой направленности даёт детям много знаний.

2 . Развивающие цели.

Развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.

отнестись к подбору вопросов, заданий, сценария, а также к организации самой игры.

Участие детей в игре позволяет приобрести умения выражать эмоции и чувства, расширять

кругозор, формирует умение вести коллективный поиск истины.

Давайте рассмотрим схему Ю. Таничева. Если хорошо разобраться, из представленных

типов интеллектуальных игр можно самостоятельно разрабатывать элементы для получения

Характеристика интеллектуальных и творческих игр, которые способствуют мотивации учащихся, пробуждают интерес к предмету. Общая классификация игр, особенности их элементарного и составного видов. Основные факторы успеха при организации игровой программы.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 04.04.2011
Размер файла 16,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Орловский государственный институт искусств и культуры

Факультет социально-культурной деятельности

интеллектуальный игра мотивация учащийся

Выполнила студентка 4 курса

заочного отделения

специализация - технолог

СКД преподаватель

Борысюк Н.В.

Что такое интеллект?

Интеллект (от латинского познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания. Что же способствует развитию интеллекта? Так называемые интеллектуальные игры. Поговорим об интеллектуальных играх, которые способствуют мотивации учащихся, побуждают интерес к предмету.

Мотивации (побуждения) - активные состояния мозговых структур, побуждающие человека совершать наследственно-запрещённые или приобретённые опытом действия.

Мотивы (психологическое) то, что побуждает деятельность человека. Мотив (лат. - приводить в движение, толкать) внутреннее, субъективно-личностное побуждения к действию, осознанное заинтересованностью в его свершении.

Формула игры: увлечение плюс развлечение.

Сознание такого рода - мотивации достижения в совместной учебной деятельности - является, пожалуй, основной целью применения игровых форм ведения занятий и собственно игр в системе интенсивного обучения.

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР:

1. Игры для интенсивного обучения.

Обучающие игры работы с текстом.

Деловой тренинг

Игры тесты

2. Игры для активного отдыха

Игры в помещении

Игры за столом

Игры на воздухе

3. Коммуникативно-лингвистические игры.

Игры тренинга общения

Игры для обучения языку

Игровые творческие вечера

4. Психотехнические игры

Игры психо-саморегуляции состояния

Оздоровительные игры

Активизация резервных возможностей (суггестивное самосовершенствование)

Что такое игра?

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Хоть в словаре и сказано о непродуктивности игры, как вида деятельности, интеллектуальные игры ставят под сомнение это утверждение. Конечно, никакого практического результата такие игры казалось бы не имеют, а всё-таки познавательный эффект таких игр высокий сколько интересных и полезных знаний они дают. Именно интеллектуальные игры превращают интеллектуальную деятельность в увлекательное состязание, пробуждает интерес к предмету.

Значение интеллектуальных игр:

1. Дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.

2. Способствуют всестороннему гармоническому развитию школьника помогают вырабатывать необходимые в жизни и учебе полученные навыки и качества.

3. Развивают умственные способности, совершенствуют и тренируют память, мышление, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний.

4. Имеют важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Нужно отметить, что при проведении интеллектуальных игр всегда наблюдается активность учащихся. Эмоциональные всплески и интеллектуальные переживания стимулируют и поддерживают интерес, способствуют мотивации учащихся.

Интеллектуальные игры создают ситуации успеха, есть успех, есть желание учиться.

Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация, динамичность кардинально изменили требования к образованию. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.

Способность чётко, логически совершенно мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. Один из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.

Этот вид игр является серьезным средством развития, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального решения.

Третью группу составляют игры, в которых участникам предлагается сгруппировать предметы по определенным признакам, чаще всего выделяемым самими участниками. В Клубах интеллектуальных игр разработаны несколько вариантов таких игр:

Составные интеллектуальные игры.

При проведении конкретного мероприятия сценарий обычно включает объединение отдельных видов интеллектуальных игр в соответствии с общей идеей данного мероприятия, а так же исходя из задач зрелищности, поддержания внимания, как у участников, так и зрителей. Поэтому обычно такие игры представляют из себя сочетание определенных элементарных интеллектуальных игр.

Игра предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста. Игра носит индивидуальный характер, на первом этапе соревнуются четыре человека, на последующих - пять; цикл состоит из пяти этапов.

В начале игры первые четыре участника занимают углы по сторонам сцены. Игровое поле разделено на 5 секторов. Ведущий задает игрокам 21 вопрос. Время на обдумывание ответа - 15 секунд. Игрок может сигнализировать о наличии ответа уже во время читки вопроса. Отвечает тот игрок, который подал сигнал первым.

Многие игры были взяты нами из практики театрального тренинга, основанного на системах К.С. Станиславского, М. Чехова, М.О. Кнебель и др., трансформированного нами в соответствии с конкретными задачами

Основные факторы успеха при организации игровой программы:

Постоянство формы и регулярности выхода в свет

Возможность участия максимально широких групп населения.

Ясность построения программы (кто, за что и каким образом получает призы).

И и ТИ как средство привлечения новых членов. Интеллектуальные и творческие игры являются идеальным средством заинтересовать деятельностью организации новых людей. Для этого основные цели, принципы и направления работы данной организации, а так же примеры из ее практики (или примеры демонстрирующие важность деятельности этой организации) становятся материалом для составления заданий той или иной интеллектуальной и творческой игры. Опыт показывает, что в отличие от прямой пропаганды. Такая форма предоставления информации. При которой потенциальный участник сам вычленяет и формулирует необходимые выводы обеспечивает значительно более глубокий уровень запоминания, формирование личностного отношения к заявленному материалу, а так же облегчает ему вхождение в коллектив единомышленников, каковым и должно стать НКО. И, даже если он формально и не включается в деятельность конкретного НКО позитивное отношение к его идеям у него формируется практически обязательно.

Подобные документы

Особенности развития интеллектуальных способностей подростков. Диагностика интеллектуальных способностей у учащихся 9 класса. Комплекс олимпиадных задач по программированию, направленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся 9 классов.

курсовая работа [191,6 K], добавлен 30.05.2012

Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста. Сущность интеллектуальных умений учащихся. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений в УНПО. Разработка проблемного задания по дисциплине "Технология швейных изделий".

курсовая работа [64,8 K], добавлен 20.04.2012

Физическое образование в средней школе. Владение техниками работы с информацией. Развитие навыков самообразования и мотивации собственной деятельности. Развитие творческих способностей учащихся и способностей к преодолению интеллектуальных трудностей.

реферат [25,1 K], добавлен 11.10.2013

Особенности развития интеллектуальных, практических и информационных умений учащихся на уроках физики. Методика выявления креативных способностей. Анализ развития мышления и речи школьников, правильности формирования мыслей в процессе обучения предмету.

курсовая работа [48,4 K], добавлен 25.09.2012

Особенности и закономерности развития интеллекта у детей. Эффективность и методика применения математических средств при развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников с учетом возрастных особенностей и закономерностей детского мышления.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 08.05.2009

Мышление как познавательный процесс. Виды мышления и их особенности. Математика и её потенциал в развитии младших школьников. Методика использования интеллектуальных заданий на уроках математики в начальной школе. Классификация интеллектуальных заданий.

курсовая работа [451,5 K], добавлен 17.03.2015

Характеристика физиологических закономерностей обучения двигательным действиям школьников. Особенности мыслительной деятельности и проявления памяти школьников. Факторы, которые способствуют повышению активности школьников на уроках физической культуры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад

Одна из современных тенденций развития образования заключается в гуманизации целей и принципов образовательной работы. Позиция педагогов при организации любого вида детской деятельности должна исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.

Учебная цель интеллектуальных игр такова:

Проверять уровень полученных знаний.

Стимулировать самостоятельное изучения материала.

В первом случае игра выступает в роли видоизмененной проверки. Это вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учет знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.

Регулярное и систематичное проведение игр такой направленности дает детям много устойчивых знаний.

Развивающая цель :

развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.

Цели интеллектуальной игры

Основные типы интеллектуальных игр

Интеллектуальные игры образуют два блока: викторины и стратегии.

Стратегия - также форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий.

В игре в шахматы и шашки интеллектуальная стратегия состоит в том, что путь к успеху достигается правильным планированием уничтожения противника. Это боевая стратегия.

В экономической стратегии путь к успеху лежит через действия, приобретения, продажи (продавцы, менеджеры и т. д.) .

Сценарная стратегия допускает импровизацию в строгом соответствии с разработкой игры.

Импровизационная стратегия намечает общие положения и дает первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации .


Представлена исследовательская работа по теме "Интеллектуальные игры", выполненная ученицей 2 класса. В этой работе введение, 2 части. заключение. В первой части даны определения, типы игр. Во второй главе анализ опроса одноклассников. В заключении делается вывод о влиянии интеллектуальных игр на развитие ребенка. Также прилагается список используемой литературы. Работа может быть полезной именно для детей для написания своих исследовательских работ.

Содержимое разработки

Глава 1. Игра как вид деятельности

Виды интеллектуальных игр.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности.

В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу.
Любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.

Актуальность.

Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как самостоятельность ума, интеллект - главный критерий оценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворенность, радость и счастье человека в жизни. Потому что через игры, способствующие интеллектуальному развитию, расширяется словарный запас и раскрывается индивидуальный потенциал младшего школьника. Какая прекрасная вещь – открытия! Разные чувства проявляются при постижении чего-то ранее совершенно неизвестного, но одно присутствует всегда - это удивление. С удивления, как известно, начинается мышление, следовательно, для развития интеллекта открытия крайне необходимы.

Цель исследования: узнать какие бывают интеллектуальные игры.

Объект исследования: мир наших увлечений.

Предмет исследования: интеллектуальные игры.

Гипотеза: интеллектуальные игры могут способствовать повышению уровня интеллектуального развития, творческого потенциала и инициативности.

Задачи исследования:

Посмотреть и изучить информацию в книгах.

Найти информацию о том, как интеллектуальны игры влияют на ум.

Выявить предпочтения детей в просмотре или участия в интеллектуальных играх.

Обобщить собранный материал.

Методы исследования: изучение литературных источников, наблюдение, анализ полученных данных.

Читайте также: