Доклад на тему инструменты механизмы и технические устройства 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

В современном мире человека окружают различные машины. Многие из них ты видел.

Машина — это устройство, предназначенное для выполнения какой-либо работы путём преобразования одного вида энергии в другой. Машины разделяют на пять классов.

Машины-двигатели — превращают энергию любого вида в механическую, например электрическую в механическую (стиральная машина) или тепловую в механическую (двигатель в автомобиле).

Машины-генераторы — преобразуют механическую энергию в другой вид энергии, например: турбина электростанции превращает энергию текущей в реке воды в электрическую энергию.

Технологические машины предназначены для изменения размеров и форм заготовок, например станки для обработки древесины и металла.

Транспортные и подъёмно-транспортные машины служат для перемещения людей, грузов, изделий, например автомобили, подъёмные краны, лифты.

Информационные машины предназначены для преобразования информации, например электронно-вычислительные машины (ЭВМ) или персональные компьютеры (ПК).

Машины состоят из одного или нескольких связанных между собой механизмов. Механизм — это устройство, имеющее несколько деталей, в котором при движении одного элемента (звена) другие звенх>я выполняют определённые согласованные движения (табл. 3).

Таблица 3

Виды механизмов(передач)


В винтовом механизме при вращении винта гайка, удерживаемая от вращения, начинает перемещаться вдоль оси винта, например в винтовом механизме переднего и заднего зажимов столярного верстака.

Фрикционный механизм (фрикционная передача) состоит из двух катков (дисков), которые прижаты друг к другу. При вращении одного катка вращается и другой.

Ремённая передача передаёт вращение от одного шкива 1 к другому 2 с помощью ремня 3 (см. табл. 3). В сверлильном станке, с которым ты ознакомишься в § 29, вращение шпинделю со сверлом передаётся от электродвигателя с помощью ремённой передачи.

Детали, из которых состоят изделия, соединяются между собой тем или иным образом. Соединения деталей могут быть подвижными и неподвижными (табл. 4).

Таблица 4

Виды соединений




Все машины и механизмы состоят из отдельных деталей. Детали могут быть простыми и сложными (табл. 5). Простые детали (болт, гайка, шайба) применяют почти во всех изделиях. Сложными называют детали, которые имеют непростую форму и на их изготовление требуется много времени (например, станина станка, зубчатое колесо ручной дрели и др.).

Таблица 5

Примеры простых и сложных деталей


Знакомимся с профессиями

Машинист — специалист, занимающийся управлением различных машин, например машинист электровоза, тепловоза, экскаватора, подъёмного крана. Эта профессия требует большой ответственности, поскольку связана с перемещением людей или грузов.

Водитель — это специалист, который управляет легковым или грузовым автомобилем. Он знает устройство автомобиля, правила его обслуживания, может выполнять несложный ремонт.

Наладчик — специалист, обслуживающий технологические машины — станки. Это рабочий высокой квалификации, который выполняет наладку и настройку станков, следит за точностью их работы. Оператор ЭВМ — это специалист, который занимается вводом и обработкой информации на электронно-вычислительных машинах. Он должен знать устройство компьютера, уметь обслуживать компьютерную технику, работать с программными комплексами и многое другое.

Лабораторно-практическая работа № 16

Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями

  1. Ознакомьтесь с машинами, имеющимися в школьной учебной мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия, определите, к какому классу они относятся.
  2. Ознакомьтесь с механизмами, имеющимися в мастерской. Запишите в рабочую тетрадь их названия и назначение.
  3. Запишите в рабочую тетрадь примеры подвижных и неподвижных соединений, кроме указанных в таблице 4.
  4. Найдите в машинах и механизмах, имеющихся в мастерской, простые и сложные детали.

Найди в Интернете информацию о том, какие интересные машины и механизмы помогают человеку в его жизни.

Новые слова и понятия

Машина, технологические машины, информационные машины, механизмы, соединения деталей (подвижные, неподвижные), детали (простые, сложные), машинист, водитель, наладчик, оператор ЭВМ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Инструменты, механизмы и технические устройства. Практическая работа №9. Отработка приёмов работы на технологическом оборудовании.

Цель урока : организовать деятельность обучающихся.

Задача урока : Дать краткий обзор содержания урока, ознакомить с новыми понятиями .

Дидактические средства обучения: учебник технологии; ПК; проектор; материалы ЭОР.

Формируемые УУД

познавательные

- Воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.

формирование знаний о своей этнической принадлежности, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России.

— Практическое освоение обучающимися основ проект­но-исследовательской деятельности-,

— развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией-,

— практическое освоение методов познания, исполь­зуемых в различных областях знания и сферах культуры, соот­ветствующего им инструментария и понятийного аппара­та, регулярное обращение в учебном процессе к использова­нию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций'.

Ход урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3.Основная часть

4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5.Включение в систему знаний и повторение.

6.Рефлексия учебной деятельности

7.Домашнее задание.

Дополнительный материал из учебника:

Вспомните, что называется техникой. Какую технику можно назвать пассивной, а какую — активной? Приведите примеры и обоснуйте.

Производственная и непроизводственная техника делится на пассивную и активную.

Пассивная техника — это здания заводов, фабрик и других пред­приятий, трубопроводы, линии электропередачи, железнодорожные пути, средства связи.

Активная техника представляет собой орудия труда. К ней относятся инструменты, механизмы, машины, аппараты, агрегаты, установки.

Инструменты и механизмы — это орудия труда человека. Существу­ют ручные и механизированные (ручные машины) инструменты. Инстру­менты и механизмы используются в повседневной жизни (ножи, вилки, ложки, шариковые ручки, карандаши, коляски, велосипеды). Они до сих пор широко применяются на производстве (ножовки, напильники, рубан­ки, дрели, измерительные инструменты). Без них не обходится сельско­хозяйственное производство (грабли, лопаты, тяпки). Они нужны даже в искусстве (кисти, музыкальные инструменты). Инструменты и механизмы делятся на средства ручного труда, средства умственного труда и сред­ства жизнеобеспечения (рис. 4.2).

Техническими устройствами являются маши-з. аппараты, приборы, приспособления и т. д.

Машиной называется техническое устройство, выполняющее механиче­ские движения для преобразования энергии, материалов, информации.

По своему назначению машины можно разделись на три группы: энер­гетические, рабочие и информационные (рис. 4.3

Энергетические машины преобразуют любой вид энергии в другой. К ним относятся двигатели, преобразующие один вид энергии в механическое действие, и генераторы (насосы, электрогенераторы).

Рабочие машины используют механическую энергию для преобразования формы, свойств и положения обрабатываемого материала. К ним относятся технологические машины и аппараты (мельницы, станки, прессы, печи), транспортные и подъёмные средства (автомобили, подъёмные краны, лифты, самолёты).

Информационные машины — это машины для преобразования, пере­работки и передачи информации (компьютеры, музыкальные инструменты, а-караты связи).

По функциям машины можно распределить на три группы: производственные, транспортные, военные.

Производственные машины предназначены для производства матери­альных благ. К ним относятся машины для производства электроэнергии, добычи полезных ископаемых, сельскохозяйственные машины, станки и машины заводов и фабрик (см. рис. 4.3, б).

Транспортными машинами являются машины наземного, надземного и подземного, водного, воздушного и космического транспорта (рис. 4.4).

К военным машинам (рис. 4.5) относится стрелковое оружие, артиллеристские установки, истребители, военные корабли.

Аппаратами и приборами называются технические устройства или наборы предметов, служащие для выполнения какой-либо работы.

Существуют приборы для проведения измерений и наблюдений. Это, например, весы, медицинские приборы для измерения давления, счётчики для измерения расхода воды (рис. 4.6, а, б).

К аппаратам относят устройства, не являющиеся механизмами или машинами, но осуществляющие какие-то технологические операции. При­мерами таких устройств из различных областей деятельности являются сварочный аппарат (рис.4.6, в), акваланг, рентгеновский аппарат и т.

Агрегат, или машинный агрегат, — это техническая система, состоящая из соединённых между собой машин, механизмов, аппаратов и приборов. Агре­гат предназначен для решения какой-либо одной определённой технологиче­ской задачи.

Словарь: пассивная техника; активная техника; инструменты; механизмы; технические устройства; машина; аппарат; прибор.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: 1. Чем ручные инструменты отличаются от механизированных инструментов?

2 . Почему велосипед — это механизм, а мотоцикл — машина? 3 . Почему авианосец — это военная, а не транспортная машина, ведь он перевозит на палубе самолёты? 4. Для чего в производстве используют приборы? 5. Что пред­ставляет собой агрегат?

ПОПРОБУЙТЕ ОБОСНОВАТЬ: трактор — это технологическая или транспортная машина?

Составьте иллюстрированный обзор моделей отечественных легко­вых автомобилей (транспортных машин), выпускавшихся в СССР до 1991 года. Приведите основные характеристики представленных в об­зоре машин.

Техника – это совокупность приёмов работы, которые используются в какой-либо области деятельности человека.

Техника – созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

2. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/О. А.Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.- М.: Дрофа, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Техникой также называют созданные людьми инструменты, приспособления, механизмы, машины и устройства. Техника – это также здания и сооружения, дороги и каналы. Техника – это средства транспорта и связи. К технике относят коммунальное бытовое оборудование, холодильники, кухонные и стиральные машины, пылесосы и другие. Также к технике относится и оборудование для личного пользования, например, шариковая ручка, парта и многое другое.

Техника может быть производственной и непроизводственной. Производственная техника – это техника промышленного и сельского хозяйства, например, комбайны, станки, машины на производстве. Производственная техника предназначена для создания материальных благ.

Непроизводственная техника – это техника, применяемая в науке, быту, образовании, культуре, спорте, медицине, военном деле, освоении космоса. Например, принтер, телефон, микроскоп и другие.

Чем сложнее техника, тем больше расходов требуется на её создание и совершенствование. Например, можно сравнить расходы на создание лопаты и экскаватора. Однако эти затраты полностью окупают себя, так как чем сложнее и совершеннее техника тем меньше затраты человеческого труда на производство продукции.

Современная техника освобождает человека от выполнения работ, требующих больших физических усилий, или монотонного труда, а также работ, протекающих во вредных и небезопасных для человека условиях.

Постоянное совершенствование техники и научно-технический прогресс способствуют повышению производительности труда и росту материального благосостояния людей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выделите цветом все правильные ответы. Для чего создаётся техника?

Облегчить труд людей

Повысить эффективность производства

Увеличить расходы на производство

Повысить качество производства

Ответ: облегчить труд людей, повысить эффективность производства, повысить качество производства.


Содержимое разработки

«Технологическая карта урока технологии с применением технического оборудования по теме

Сигалаева Марина Александровна, учитель технологии

Технологическая карта урока по Технологии в 5-м классе по теме

Тип урока: открытия нового знания, обретение новых умений и навыков

способствовать становлению у школьников целостного представления о современном мире и роли техники в нем;

интеллектуальное и нравственное совершенствование личности обучающихся;

воспитание культуры труда, приобщение к чтению.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: получат знания: о технике, машине, видах машин, функции машин, о проектировании с помощью трехмерного моделирования, конструировании моделей.

Метапредметные: приведение примеров, подбор аргументов, объективное оценивание вклада своей познавательной деятельности в решении общих задач коллектива.

Личностные: проявление познавательных интересов и активности, навыки сотрудничества,

выполнение самостоятельных действий, принятие ответственности за их результаты

Виды работы, формы, методы, приемы

Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности

Коммуникативный метод, фронтальная форма работы

Анализируют объекты, выделяют признаки.

Отвечают на поставленные вопросы

Личностные: самоорганизация.

Коммуникативные: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве

Переключение слайдов по щелчку.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

Иллюстративный метод, фронтальная форма работы

Показывает изображения различных машин, устройств, приборов, станков.

Подводит обучающихся к цели занятия.

- Обобщите названные устройства (техника).

- Какую цель вы поставите?

Рассматривают картинки, называют, что изображено. Обобщают.

Познавательные: умение строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, , уметь выдвигать предположения и и обосновывать.

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Выявление места и причины затруднений (поиск новой информации, возникновение замысла)

Беседа, фронтальная форма.

- Что такое техника? (это машины, приборы, устройства)

- Почему техника бывает разной?

- От чего это зависит?

- Можем ли мы сразу рассказать о технике?

Отвечают на вопросы.

Подходят к выводу, что нужно познакомиться с классификацией машин.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Личностные: проявлять интерес к учебному материалу

Построение проекта выхода из затруднения (поиск способов решения задач)

Проблемный метод, фронтальная форма

- Перед вами лежат схемы-таблицы, которые мы будем заполнять.

Отвечают на вопросы:

- Мы должны знать, какой бывает техника.

Познавательные: умеют выявлять особенности материала в процессе её рассмотрения; формулировать выводы

Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Реализация построенного проекта (практическая деятельность)

Словесно-иллюстративный рассказ, парная форма, самоконтроль

Рассказывает о видах машин с показом мультимедийной презентации.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками

Работают со схемами-таблицами, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации.

Осуществляют самоконтроль процесса понимания поставленной задачи, процесса выполнения задания в соответствии с предложенным планом деятельности

Познавательные: анализируют, систематизируют полученную информацию Коммуникативные: умеют согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя

Принимают и сохраняют учебную задачу

выдаются карточки с заданием.

Проведение экспресс-диагностики для усвоения нового материала при помощи кроссворда.

Выполняют задание учителя

Познавательные: уметь структурировать знания и логически строить рассуждение.

Коммуникативные: принимают и сохраняют учебную задачу

Группы из нескольких человек созданы

Работа с буклетом

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (контроль и самооценка)

Исследовательский метод, индивидуальная, групповая формы работы, разноуровневая

Объясняет задание, контролирует ход его выполнения, поддерживает работу групп.

- Итак, сегодня на уроке мы с Вами познакомились с новыми понятиями: техника, техническое устройство, машина, (Называя понятия учитель дает еще раз определения понятиям)
Учитель напоминает учащимся, что наука, занимающаяся изучением машин называется машиноведением, а отрасль

Фиксирует план работы.

Консультирует по возникающим затруднения

Отвечают на вопросы учителя.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

определяют необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения

Учащиеся 1 группы выполняют задание на конструкторе LEGOedukation, учащиеся 2 группы выполняют задание по моделироанию -прототипированию, учащиеся 3 группы работают под

Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке

Группы из нескольких человек созданы

Включение в систему знаний и повторение

Какие ещё изделия можно сделать используя полученные знания на сегодняшнем уроке?

Предположите, что еще можно сделать.

Восстанавливают алгоритм, который будут уточнять.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают ответы друг друга.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов занятия)

Давайте оценим свою работу на уроке, уровень достижения поставленных задач.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают ответы друг друга.

Выстраивают жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

Самооценка по критериям.

/Обратиться за консультацией к учителю или одноклассникам/

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез.

Читайте также: