Доклад на тему воспитание подрастающего поколения

Обновлено: 05.07.2024

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы РФ, казачество, различные общественные организации и религиозные конфессии. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Ценности воспитания − это сформированные человеческие смыслы, запечатленные в культурных образцах жизни, разработанные в педагогических теориях, технологиях и способах педагогической деятельности. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется.

Такими основаниями сегодня являются гуманистические ценности. В качестве ведущего механизма гуманистически ориентированного учебно-воспитательного процесса может выступать системно - содержательная трансформация общечеловеческих ценностей в педагогическую деятельность. Это связано с тем, что гуманность, обусловленная нравственными нормами и ценностями, система установок личности требует для своего становления и развития соответствующих методов и содержания воспитательной работы. Данная тенденция воспитания является наиболее приемлемой для современного общества. Она отражает надежду на создание гуманного социума, способного гармонизировать отношения личности и государства, оправдать самое пребывание человека в природе и культуре, снять экологический кризис, преодолеть опасное отставание духовно-нравственного развития человека от технического прогресса. Особенностью культурологической тенденции воспитания является то, что оно определяется не государством и рынком, а культурой. Овладевая духовным и материальным богатством культуры, индивид становится личностью, способной к сознательному самостроительству, к разумным отношениям с природой, людьми, государством. При этом воспитание личности не сводится к адаптации в социуме, но предполагает развитие способности понимать, адекватно интерпретировать и совершенствовать социокультурную ситуацию, гуманно и ответственно действовать в ней.

Школа согласно данной воспитательной тенденции выступает как опосредующее звено отношений "культура − социум". В этой ситуации рождается новое педагогическое мышление, появляется новый тип учителя и личности выпускника, не ограничивающих себя репродуцированием, но совершающих сознательный, целесообразный, нравственно осознанный выбор способов культурного действия. Ориентация на личностный опыт, опора на индивидуальные различия наследственности, определяющие особенности организма и умственной деятельности ребенка, а также его склонности к специфического рода деятельности, возможна в воспитательной деятельности при наличии личностно-ориентированного и индивидуально-ориентированного подходов.

Задача школы − предоставить любому учащемуся широкие возможности выбора своего пути, научить свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь выработать целостный взгляд на мир, сформировать гражданина. Актуальным направлением воспитательной работы школы сегодня является "педагогическая поддержка" (О. Газан) учащемуся в его самопознании, самоутверждении, самореализации. Именно такая "поддержка", базирующаяся на личностно- ориентированном подходе, призвана значительно гуманизировать воспитательный процесс, удовлетворить естественное желание ребенка самому решать, каким должно быть содержание его жизни.

Сегодня как никогда актуальна суть ключевого принципа воспитания. Молодежная политика должна быть нацелена на то, чтобы не решать за молодежь ее проблемы, а создавать реальные и полноценные условия и возможности для самостоятельного решения ею своих проблем. Миссия государственной молодежной политики должна состоять в определении актуальных направлений и эффективных технологий воспитательной работы с подрастающим поколением. При этом необходим учет как потребностей и интересов самой личности − уникального и неповторимого явления, ориентированного на полноценную самореализацию в социуме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шпикуловская средняя общеобразовательная школа

Воспитание подрастающего поколения в современных условиях школьной системы образования

учитель ОБЖ
МБОУ Шпикуловской СОШ

Шпикулово, 2016 год

«Если в России не будет людей с более высокой шкалой

нравственных ценностей, никакие нанотехнологии

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы РФ, казачество, различные общественные организации и религиозные конфессии. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Ценности воспитания − это сформированные человеческие смыслы, запечатленные в культурных образцах жизни, разработанные в педагогических теориях, технологиях и способах педагогической деятельности. В зависимости от выбранных ценностных оснований воспитание концептуализируется.

Такими основаниями сегодня являются гуманистические ценности. В качестве ведущего механизма гуманистически ориентированного учебно-воспитательного процесса может выступать системно - содержательная трансформация общечеловеческих ценностей в педагогическую деятельность. Это связано с тем, что гуманность, обусловленная нравственными нормами и ценностями, система установок личности требует для своего становления и развития соответствующих методов и содержания воспитательной работы. Данная тенденция воспитания является наиболее приемлемой для современного общества. Она отражает надежду на создание гуманного социума, способного гармонизировать отношения личности и государства, оправдать самое пребывание человека в природе и культуре, снять экологический кризис, преодолеть опасное отставание духовно-нравственного развития человека от технического прогресса. Особенностью культурологической тенденции воспитания является то, что оно определяется не государством и рынком, а культурой. Овладевая духовным и материальным богатством культуры, индивид становится личностью, способной к сознательному самостроительству, к разумным отношениям с природой, людьми, государством. При этом воспитание личности не сводится к адаптации в социуме, но предполагает развитие способности понимать, адекватно интерпретировать и совершенствовать социокультурную ситуацию, гуманно и ответственно действовать в ней.

Школа согласно данной воспитательной тенденции выступает как опосредующее звено отношений "культура − социум". В этой ситуации рождается новое педагогическое мышление, появляется новый тип учителя и личности выпускника, не ограничивающих себя репродуцированием, но совершающих сознательный, целесообразный, нравственно осознанный выбор способов культурного действия. Ориентация на личностный опыт, опора на индивидуальные различия наследственности, определяющие особенности организма и умственной деятельности ребенка, а также его склонности к специфического рода деятельности, возможна в воспитательной деятельности при наличии личностно-ориентированного и индивидуально-ориентированного подходов.

Задача школы − предоставить любому учащемуся широкие возможности выбора своего пути, научить свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь выработать целостный взгляд на мир, сформировать гражданина. Актуальным направлением воспитательной работы школы сегодня является "педагогическая поддержка" (О. Газан) учащемуся в его самопознании, самоутверждении, самореализации. Именно такая "поддержка", базирующаяся на личностно- ориентированном подходе, призвана значительно гуманизировать воспитательный процесс, удовлетворить естественное желание ребенка самому решать, каким должно быть содержание его жизни.

Сегодня как никогда актуальна суть ключевого принципа воспитания. Молодежная политика должна быть нацелена на то, чтобы не решать за молодежь ее проблемы, а создавать реальные и полноценные условия и возможности для самостоятельного решения ею своих проблем. Миссия государственной молодежной политики должна состоять в определении актуальных направлений и эффективных технологий воспитательной работы с подрастающим поколением. При этом необходим учет как потребностей и интересов самой личности − уникального и неповторимого явления, ориентированного на полноценную самореализацию в социуме.

В современной школе существуют как возможности, так и ограничения в осуществлении воспитательной функции в школе. Какими же воспитательными возможностями обладает современная школа?

2. Человек формируется в процессе общения, значит, каждый педагог должен задуматься над тем, как лично он контактирует с детьми, должен рефлексировать над своим поведением, думать о том, что лично он говорит и передает детям и на уроке, и на переменах и после уроков. Необходимо видеть в каждом ребенке личность со своими правами, нельзя унижать, нельзя допускать равнодушия к детям. С детьми надо разговаривать.

3. В современной школе сегодня существует множество условий (было бы желание) для создания воспитательной и образовательной среды, нацеленной на развитие личности и на индивидуальное сопровождение ребенка. Например, есть возможности организации кружков дополнительного образования, лабораторий, исследовательских центров, научных сообществ, проведения различных психологических занятий и тренингов, организации опытно-экспериментальной работы.

4. Существуют возможности выстраивания образовательного процесса, который бы основывался на соблюдении и защите прав ребёнка, имел диалоговый характер взаимодействия, мог помочь ребёнку в решении его личностных проблем. Необходима организация жизнедеятельности в школе на принципах взаимопонимания, поддержки, сотрудничества с ребятами. То есть нужны принципы демократии.

5. Абсолютно очевидно, что школа должна стать открытой. Нужно попытаться влиять на воспитательную функцию семьи и как можно больше включать родителей в процесс воспитания своих детей, так как воспитательный потенциал семьи неисчерпаем.

Однако, нужно признать, что наряду с возможностями современная школа сталкивается с рядом ограничений, которые препятствуют осуществлению воспитательных функций.

1. Современная ситуация в стране усиливает трудности воспитания как педагогического процесса. Прежде всего, в сегодняшнем обществе существует очевидное кризисное положение с морально-нравственными ценностями. У каждого своя шкала ценностей. Школа находится не на луне и отражает все общественные болезни. Общество сегодня занято идеологией потребления.

3. Социологи отмечают, что за последние годы произошли серьёзные изменения в переориентации детей на ценности западной культуры. Многие педагоги не знакомы с молодежной субкультурой, поэтому им крайне трудно найти подход к детям. К сожалению, нет аналитических материалов о реальных личностных и жизненных проблемах подростков, их настроениях, помыслах, жизненных устремлениях.

4. Сила средств массовой информации настолько велика, что в конкуренции с информационной средой школа проигрывает. Дети не хотят задерживаться в школе, не желают участвовать в школьных мероприятиях – им интереснее общаться в интернете.

5. В школу вернулось давление со стороны бюрократов от образования. Много лицемерия, фальши, ненужной пропаганды. В школу вернулась ориентация на оценивание воспитательных результатов по количеству мероприятий и участию в них образовательных учреждений, а также на оценивание количества заполненных бумаг о проведенных мероприятиях, что для бюрократа еще важнее. Как говорит Е.А.Ямбург, дети мешают педагогу работать с бумагами.

6. Глубоко убеждена, что учитель-предметник не может осуществлять функции классного руководителя. В воспитательной практике необходимо отрабатывать модели классного воспитателя, освобожденного от преподавания.

7. Без нормального финансирования, не бывает ни инноваций, ни модернизаций. Для осуществления воспитательной функции школе нужны сейчас не только учителя-предметники, но и психологи, и коррекционные педагоги, и логопеды, так как дети приходят в школу с различными нарушениями.

Таким образом, говоря о воспитании в современной школе, нужно понимать, что дело это крайне трудное и деликатное, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека, к созданию таких условий, которые позволили бы им раскрыть свои возможности.

Современную школу часто упрекают в снижении ее социализирующего влияния, т.е. в подготовке к самостоятельной жизни. Как показывают исследования, выпускники школ последних лет отмечают, что роль школы заключалась для них в передаче знаний и общении с друзьями. Что касается роли школы в подготовке ребят к профессиональной, бытовой и семейной жизни, то здесь существуют серьезные проблемы. Конечно, школа не должна брать на себя больше, чем она может взять. И острые темы, все чаще и чаще поднимаемые на разных уровнях, в частности, темы полового воспитания, требуют очень тонкого и деликатного подхода к их решению. Школа должна только обеспечить соответствующей информацией, где родители и дети могут получить соответствующую квалифицированную консультацию специалиста, а не решать эти вопросы на своем уровне, вводя все новые и новые учебные предметы в попытке решить очередную острую социальную проблему.

Ведь задача современной школы заключается не только в передаче знаний. Цели современного образования заключаются, прежде всего, в развитии умений у детей самостоятельно жить, действовать и взаимодействовать в обществе, т.е. в том, что называется социальной компетентностью. Да, к сожалению, приходится констатировать, что наши дети сегодня плохо подготовлены к самостоятельной жизни. Причин этому достаточно. В частности, одной из них является чрезмерная опека родителей. При этом она зачастую переносится из жизни семейной в жизнь школьную. Желание полностью контролировать жизнь ребенка выливается в контроль над учебным процессом, в постоянную критику действий директора, учителя или классного руководителя. Потребительское отношение к школе рождает у многих родителей представление, что она в ответе за все – за здоровье, за поступление в институт, за нравственность. И это уже стало стереотипом в их сознании, а стереотипы, как известно, изживаются очень трудно. Недостаток духовного и социального опыта, ограниченный культурный и интеллектуальный кругозор, усугубляемый педагогической несостоятельностью родителей, делают формирующуюся личность ребенка зависимой от внешних условий существования. Оставленный без внимания родителей и поддержки с их стороны, ребенок теряет к ним уважение, доверие и любовь и, одновременно, лишается необходимой ему в жизни точки опоры. И здесь остается уповать только на школу. В решении проблемы развития родительской культуры, повышения ответственности родителей за воспитание их ребенка велика роль каждого педагога, работающего с детьми, и, конечно, классного руководителя.

Образовательное учреждение – уникальное образование. Здесь сходятся интересы нескольких поколений (родителей, учеников, учителей).

Главной задачей учебного заведения является воспитание каждого ученика высоконравственной, культурной, воспитанной, творчески активной и социально зрелой личностью с максимально возможно развитыми личностными способностями, определившейся в своих целях и смысле жизни. Школа - центр воспитательного пространства. Воспитательная система школы - это форма интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс.

Создание воспитательной системы в школе - непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому оно начинает приобретать своё лицо. Любая школа существует исключительно для помощи ребёнку в реализации своих собственных возможностей. Педагог и ребенок строят такую систему взаимоотношений, которая способствовала развитию каждого субъекта.

Белинский В.Г., отмечая значимость воспитания, говорил: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, которое есть их настоящее, получаемое ими как наследство от старейших поколений".


Исследование вопроса о гражданском воспитании в учреждениях дополнительного образования показало, что воспитание гражданственности и патриотизма не является для них приоритетным направлением.

Гражданское воспитание — это такое воспитание, которое готовит человека быть ответственным гражданином, активным участником политической жизни государства, способного к решительным действиям для своей страны. Основная задача гражданского воспитания — это формирование чувства принадлежности к обществу, в котором человек живет. Основное направление гражданского воспитания — это достижение учащимися следующих целей:

1) законопослушность на уровне устойчивой привычки;

2) знание и понимание законов общества;

3) осознание совокупности своих прав и обязанностей;

4) умение отстаивать свои интересы через систему правоохранительных органов;

5) навыки легитимного действия и противодействия.

Отсюда следует, что воспитание в обучающихся гражданской культуры должно быть:

1) специально организованным процессом, который включает в себя:

2) формирование у обучающихся ценностных ориентаций;

3) обучение здоровому образу жизни, взаимодействию с окружающими людьми;

4) обеспечение условий для личностного и социального развития;

5) организация деятельности детей, способствующей их активному участию в жизни общества.

Цели и задачи формирования гражданственности у подрастающего поколения включают в себя реализацию ценностных ориентаций, обучение базовым знаниям и умениям в сфере гражданского образования.

Организуя гражданское воспитание и просвещение, учреждения дополнительного образования решают задачи, носящие воспитательный, образовательный и развивающий характер.

Нельзя не отметить, что цель гражданского воспитания в системе дополнительного образования может быть достигнута только в результате решения основных задач в их единстве:

1) развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшения гражданского правосознания, мировоззрения, основанного на понимании диалектики взаимосвязи общества, человека и государства, убеждений в принципиальной необходимости оздоровления и стабилизации правовых основ государства;

2) формирование системы знаний о гражданских проблемах современности и путях их разрешения;

3) формирование мотивов, потребностей и привычек гражданского поведения и деятельности, здорового образа жизни, стремления к активной гражданской деятельности;

4) способность анализировать и проектировать гражданские ситуации;

5) обучение взаимопониманию между людьми, гражданской самодостаточности, правовой ответственности за результаты собственной деятельности;

6) формирование волевых качеств.

Хотелось бы выделить несколько необходимых составных частей формирования гражданственности учащихся учреждений дополнительного образования. Ими являются: учет возрастных критериев учеников, а также их психологические и физиологические особенности:

1) формирование гражданского мышления и ценностных гражданских ориентаций;

2) формирование гражданской культуры при повышении общей культуры человека;

3) становление гражданской жизненной позиции, при помощи организации взаимосвязи между научной, правовой, нравственной и практической деятельностью учащихся;

4) учет региональных условий;

5) мобильность и динамичность воспитательного процесса при тесном сочетании школьного и внешкольного процесса обучения.

Развитие преобразований в различных сферах государственной деятельности не может не предполагать последовательное введение гражданского образования, как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования. Такой подход к становлению и формированию гражданственности у подрастающего поколения должен быть рассчитан на длительную перспективу, и, соответственно, должен применяться с учетом значительных усилий со стороны общества.

Проведя исследование накопленного опыта работы в системе дополнительного образования детей и подростков, проведя анализ объективных и субъективных противоречий, можно сделать вывод, что именно в учреждениях дополнительного образования образовательно-воспитательная деятельность имеет наиболее приемлемые условия для внедрения и функционирования программы патриотического и гражданского воспитания подростков. Учреждения дополнительного образования детей и подростков за счет интеграции базового и вариативного компонентов содержания образования могут обеспечивать условия формирования и коррекции гражданской культуры подрастающего поколения. Этому способствует ценностно-целевая основа воспитательной деятельности в системе дополнительного образования, которая базируется на взаимодействии с семьей и школой, которые, несомненно, являются ведущими социальными институтами, которые ориентированы на воспитание в детях патриотизма, гражданской культуры, нравственности, позволяющей реализовывать личностный вклад в развитие государства и общества.

В результате проведенного исследования, были выявлены эффективные и интересные формы развития культуры подростков в сфере гражданского образования. К таким формам можно отнести: фестивали, семинары, недели гражданской активности, форумы, акции патриотической направленности, конкурсы по гражданскому проектированию, а также нельзя не отметить участие подростков и детей в деятельности общественных организаций и объединений.

Обновление образование с целью улучшения гражданской культуры у детей и подростков может внести свой вклад в сохранение нации, обеспечение всестороннего развития российского государства и общества с гражданской, правовой культурой, высоким уровнем жизни. Черты гражданского облика, заложенные в детском или подростковом возрасте, оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека.

Отсюда следует, что гражданские качества личности должны рассматриваться, как качества характеризующие индивида с точки зрения его способности к активному проявлению гражданской позиции, которая проявляется через самоорганизацию и самоопределение в социально значимой деятельности подростка. На сегодняшний день с полной уверенностью можно сказать, что политика государства и педагогическая практика придерживаются единого мнения в данном вопросе. Проблема гражданского образования и гражданского воспитания как слияние нравственной и правовой культуры находит свое отражение и в российском законодательстве. Государство в своей деятельности целенаправленно создает режим всеобщего уважения чести и достоинства гражданина, способствуя их возвышению. Государство ведет работу по утверждению в обществе таких представлений о чести и достоинстве, которые для каждого гражданина являются четким ориентиром его гражданского поведения, стимулирует его всестороннее духовное и физическое развитие, способствуя реализации творческого потенциала, взращивая ответственность за судьбу своей страны.

Формирование гражданского общества предполагает развитие глубокого массового осознания социальных, мировоззренческих и ценностно-целевых перемен в корневых основах общественной жизни. Мотивационно-волевые и интеллектуальные усилия личности, способствующие освоению приоритетных ценностей, которые и составляют факт гражданственности, должны развиваться всеми образовательными учреждениями являясь социально-педагогической направленностью данного процесса. Феномен гражданственности не может не содержать в себе такие приоритетные ориентиры как права человека, равенство перед законом, законопослушность, социальная справедливость, толерантность и патриотизм. Этот сложный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности нуждается в инновационных технологиях, которые способны обеспечить на личностном уровне реализацию задач, представленных в учебно-воспитательных программах, в учебных комплексах для образовательных учреждений.

Гражданское образование должно включать в себя обучение о образование в их неразрывном единстве. Его целью является подготовка порастающего поколения к условиям жизни в гражданском обществе. Данная цель может быть достигнута путем формирования у подростков устойчивых представлений о государстве и праве, обществе и его социуме, основных социальных связях и отношениях государства, а также его основных институтах. Понятие гражданственность, которое выступает перед нами как результат гражданского воспитания, раскрывает в себе интегративное качество личности, которое подразумевает нравственную и правовую культуру подростка. Данное качество выражает чувство собственного достоинства, внутреннюю свободу личности, уважение и доверие к государственной власти и к гражданам государства.

Отсюда следует, что гражданственность, как сложное интегративное единство, может быть конкретизировано в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом и педагогическом аспектах процесса гражданского образования и воспитания подрастающего поколения. Раскроем данное понятие в каждом из аспектов:

1) Социально-правовой аспект определяет гражданственность, как высокий уровень развития демократического сознания, безоговорочное принятие демократических ценностей, готовность к активному участию в управлении государством.

2) Морально-этический аспект понимает гражданственность как высокий уровень нравственной культуры общества, при этом оценивает степень приближения общества к таким идеалам, как патриотизм, честь, достоинство, ответственность, долг, совесть, милосердие, гуманность.

3) В социально-психологическом аспекте гражданственность рассматривается, как чувство единства со своей страной и обществом, любовь к Родине, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость.

4) Педагогический аспект понимает гражданственность совокупность личностных качеств учащегося, которые определяют его социальную направленность, готовность достигать социально значимых целей, при этом соблюдая правовые и моральные нормы, принятые в данном обществе.

Формирование гражданственности у подрастающего поколения является насущной проблемой педагогической теории и практики, которая сформировалась в результате противоречия между недостаточным уровнем гражданской активности среди детей и подростков и отсутствием разработанности социально-педагогических основ этого явления. Развитию негативных явлений в детской и подростковой среде способствовало снижение роли семьи как института воспитания. Оказать помощь государству в решении этих вопросов призваны учреждения дополнительного образования. При этом дополнительное образование становится не только средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, но и средством развития личности, ее социализации, индивидуализации.

  1. Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. — № 9.
  2. Беляев A. B. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность. Ставрополь: СГУ, 1996.
  3. Газман О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. 1990. — № 7.
  4. Никитин А. Ф. Единство гражданского и нравственного воспитания // Советская педагогика. 1990. — № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, гражданское воспитание, гражданское образование, подрастающее поколение, гражданская культура, общество, учреждение, активное участие, гражданская активность, Педагогический аспект.

В статье раскрыта основная тема современности воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях.

Содержимое публикации

Статья составлена классным руководителем

10 класса МБОУ Ново - Павловской СОШ Дашевской Т.В.

Проблема воспитания подрастающего поколения в современных социокультурных условиях.

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы РФ, казачество, различные общественные организации и религиозные конфессии. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что причиняет непоправимый ущерб развитию человека и народа в целом. В силу этого обостренно ощущается необходимость восстановить и совершенствовать национальное самосознание всех народов России. В этом значение существования российской школы, ее деятельности в русле возрождения духовных традиций национального воспитания. Современное общество живет в обстоятельствах повышенной общественной тревожности, поскольку столкновения общественном транспорте, сфере торговли, быту легко выносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает рассмотреть истоки подобных явлений, осознать их причины - и не только социально-экономические, но и педагогические. В силу этого особенную значимость обретает трудность развития культуры межнационального общения как эффективного средства по достижению согласия между представителями разных наций и народностей.

Распространение социально-негативных молодежных течений (скинхеды, готы, эмо и ряд др.) стало также важной проблемой для современного общества. Данные течения создают ситуации риска детских суицидов. Особую тревогу порождает наличие молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка. Действия в Украине демонстрируют, в какой мере опасным может быть попустительство данных организаций, нередко имеющих достаточно мощное управление.

Белинский В.Г., отмечая значимость воспитания, говорил: "Воспитание - великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, которое есть их настоящее, получаемое ими как наследство от старейших поколений".

Читайте также: