Доклад на тему гуманитарные науки 19 века

Обновлено: 19.05.2024

19 век для России был переломным моментом, когда в начале века власть перешла к Александру I после цареубийства Павла I, когда наука и образование стали стремительно развиваться, что требовало больших перемен. Все эти изменения 19 столетия можно поделить на первую и вторую половины.

Россия на пороге 19 века

В наследство молодому императору досталось государство, которое претерпело значительные изменения по сравнению с предыдущими периодами. Можно отметить несколько важных факторов, которые говорят о величественности страны:

  1. Увеличилась территория за счет присоединения Крыма, Казахстана, Прибалтики, Правобережной Украины и Западной Белоруссии. Вследствие чего и численность населения стала больше, около 40 млн. человек, из них 90% было крестьян. Также увеличилось и городское население, в особенности в Петербурге и Москве, что, конечно же, повлияло на развитие науки в 19 веке в России.
  2. Романовы стали крупными собственниками и имели определенную независимость от других сословий страны.
  3. Бюджет вырос более чем в три раза по сравнению с 18 веком.

наука в 19 веке в России

Однако на момент прихода власти Александра I Россия была страной, где вся модернизация по догоняющему плану происходила за счет собственного народа, а науке, образованию и культуре уделялось очень мало времени.

Развитие науки в первой половине 19 века

Рассказать о развитии науки в первой половине столетия можно по полученным результатам известными учеными на тот период, благодаря которым сегодня можно увидеть такие выдающиеся достижения.

Наука в 19 веке в России – это, прежде всего, математика, физика и химия.

Развитие науки в 19 веке в России

В физике главным направлением изучения в это время являлось электричество, и именно здесь были сделаны открытия. Борис Якоби открыл метод гальванопластики, а потом создал несколько электрических двигателей и телеграфов. А физик Василий Петров смог показать, как можно использовать электричество для освещения и плавки металла, исследовав электрическую дугу и заряд в разреженном газе.

Развивалась в этот период и такая наука, как астрономия, поэтому в 1839 году была открыта Пулковская обсерватория, где трудился астроном Василий Струве, который обнаружил концентрацию звезд в плоскости Млечного Пути.

Школы, гимназии и университеты

В самом начале наука и образование 19 века в России претерпели изменения, и уже в 1803 году был издан указ разделить всю страну на 6 образовательных округов, в каждом из которых должны были построить университет. Однако за 20 лет было открыто всего лишь три высших учебных заведения, в том числе Московский, Казанский и Петербургский университеты. Николай I не поддержал идею образования, и при его правлении не был открыт ни один университет. К тому же он считал, что дети крепостных не должны обучаться наравне со всеми.

наука и образование 19 века в России

Хорошее образование можно было получить, но только дворянам, в лицеях, таких как Царскосельский под Петербургом и Демидовский, который находился в Ярославле.

Лучше дело обстояло с учебными заведениями технического профиля. На начало века был открыт лишь Горный институт, чуть позже появился Лесной институт. Николай I хорошо относился к инженерному и военному образованию, поэтому при нем были открыты технологические заведения в Петербурге и Москве, а также Артиллерийская и Инженерные академии.

Образование для женщин

Хорошей тенденцией считалось продолжение получения образования женщинами, которое было заложено при Екатерине II, чтобы воспитать хороших и добрых жен и матерей. Поэтому были открыты институты во многих городах для девушек дворянского происхождения: Нижний Новгород, Астрахань, Саратов, Иркутск, конечно же, Москва и Петербург.

Гуманитарные знания

Гуманитарные науки 19 века в России, в первой половине, при высоком общественном интересе стали развиваться в истории, и было учреждено Московское общество истории и древностей. Также интерес был проявлен к общей истории и языковедению, в том числе славяноведению, китаеведению, что послужило запуску производства книг и периодической печати.

Издательское дело стало очень популярным, и в 1809 году печаталось 68 журналов различных тематик и 9 газет. Вследствие открытия и развития типографий появилась переводческая деятельность, и граждане стали знакомиться с зарубежной литературой.

Отдельно стоит отметить и русскую литературу, когда страна узнала о Пушкине, Некрасове и Тургеневе. В этот период поднимались такие проблемы, как бедственное положение маленького человека из низов, но в то же время воспевались народные традиции в устной и письменной форме.

Наука, образование (19 век, вторая половина, Россия)

Вторая половина, когда феодализм сменился капитализмом, предполагала более высокий уровень развития не только среди грамотных людей, но и среди обычных рабочих, и просвещение в первую очередь должно было коснуться тех отраслей, которые связаны с обычной жизнью.

наука второй половины 19 века в России

Однако развитие проходило в непростых условиях, когда местами сохранился еще феодализм, были гонения со стороны самодержавия, и русским ученым, писателям и художникам приходилось очень непросто.

Стоит отметить, что революционное движение помогло продвинуться науке далеко вперед, когда Чернышевский, Добролюбов и Герцен боролись за то, что пора освободить людей от крепостного права. Все это подстегнуло ученых совершать великие открытия на благо народа.

Известные ученые

Ярким представителем ученого мира была женщина, Софья Ковалевская, которая не смогла получить должное образование в России и уехала за границу, где получила степень доктора математических наук. Однако она представляла Россию, и ее труды были признаны во всем мире.

Наука в 19 веке в России достигла блестящих успехов и в физике, благодаря таким ученым, как Александр Столетов, который изучал магнетизм и фотоэлектрические явления, а также являлся преподавателем на протяжении тридцати лет, возглавляя кафедру Московского университета.

наука образование 19 век вторая половина Россия

Отдельно стоит отметить русского химика-ученого Дмитрия Менделеева, который открыл периодический закон химических элементов.

Реформы в образовании

После того как в стране появилось много фабрик и заводов, на которые требовались грамотные люди, умеющие писать, читать, разбираться в машинах, потребовались перемены в образовании.

Был проведен ряд реформ, которые помогли создать в церковных школах двухклассные и четырехклассные начальные школы. Также открылись земские начальные школы, где была более обширная программа обучения, и воскресные школы для взрослых, которые изучали грамоту после работы.

история науки России 19 век

Наука второй половины 19 века в России требовала расширения сети обучения в средних и высших заведениях. В городах (Томск, Одесса, Рига, Харьков, Киев) были открыты университеты, технические заведения и несколько сельскохозяйственных академий.

Но царизм тормозил просвещение, и слишком мало было открыто даже начальных школ, поэтому Россия находилась на одном из последних мест по грамотности населения. К концу века грамотное население составляло всего 28%, а среди женщин это было всего лишь 17%.

Школы для женщин

Как было сказано выше, только представительницы дворянского сословия в первой половине века получали хоть какое-то образование, где их обучали языкам, правильным манерам и ведению хозяйства. Наука в 19 веке в России для женщин была чем-то нереальным и непонятным, главным для них было - научиться читать, писать и красиво выражаться.

Начальных и средних школ для простых женщин практически не существовало вплоть до 60-х годов. Учебные заведения стали появляться в 70-х годах, но очень медленно, а поступление в университеты было и вовсе закрыто для женщин любого сословия.

Благодаря общественному движению, было открыто несколько женских гимназий, врачебные курсы, но до революции 20 века женщины находились не в равноправном положении.

Развитие гуманитарных наук 19 века в России

Своеобразной чертой для страны было то, что на фоне безграмотности большей части населения был высокий темп развития науки, где происходили выдающиеся открытия для всего мира в целом.

Главное, что было сделано в гуманитарных науках, так это создание собрания сочинений об истории России с древних времен и до настоящего времени (второй половины 19 века), которая создана академиком Сергеем Соловьевым, в 29-ти томах. Это собрание и на сегодняшний день остается наиболее полным об истории страны.

В этот период появился известный всем толковый словарь Владимира Даля, где было собрано более 200 тысяч слов. Помимо слов, в книгу были включены пословицы и поговорки, а также специальная терминология.

гуманитарные науки 19 века в России

Изучением русской словесности занимался писатель А.Н. Афанасьев, известность получили и работы русского философа, который к тому же изучал древнерусскую литературу и фольклор, академика Буслаева.

Гуманитарная наука в 19 веке в России попала под влияние сложных социалистических процессов, когда была политическая нестабильность, назревала смена власти, а люди искали пути дальнейшего развития страны, что выразилось и в литературе, которая разделилась на три направления: критический реализм, пролетарская литература и модернизм.

Итоги 19 столетия

Для России 19 век был богат событиями, очень разнообразные, неоднородные и противоречивые во всех сферах жизни, начиная с жизни крестьян, которые стали свободными только к концу века, и заканчивая правлением четырех царей, где каждый в чем-то преуспел, а в чем-то был полный провал. Однако наука первой половины 19 века в России, как и второй, характеризуются стремлением ученых достичь небывалых высот, несмотря на все сложности, которые тормозили развитие. На протяжении всего века совершались открытия, благодаря которым сегодня технологии во всех областях находятся на высшем уровне.

Становление гуманитарных наук

Далее, вопросы об истине (наука), правоте (нравственность/ право) и красоте (искусство) были отделены от религиозных вопросов. Тем самым наука, нравственность и искусство стали независимыми от религии. С этого времени началось движение в направлении того, что мы называем современностью (modernity).

Первая явная тематизация этих сфер культуры дается в кантовских трех критиках. Критика чистого разума (1781) выясняет предпосылки современного естествознания. Критика практического разума (1788) дает независимый статус морали относительно естествознания. Критика способности суждения (1790) очерчивает границы эстетики относительно науки и нравственности. В определенном смысле Кант подводит итоги культурного развития, уходящего корнями в Ренессанс.

Гердер и историцизм

Первый вклад Гердера в философию истории работа И еще одна философия истории человечества (Auch eine Philosophic der Geschichte zur Bildung der Menschheit, 1774) часто рассматривается в качестве историцистской программы. У Монтескье Гердер заимствует идею, согласно которой природно данные условия оказывают влияние на индивидуальность народов. Климат, географические условия и среда обитания определяет характер различных исторических явлений [См. J.Herder. Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit (1774), — Frankfurt am Main, 1967. — S. 40.]. Для Гердера эти физические и материальные факторы обусловливают культурный рост и развитие и задают внешнюю рамку, в которой формируется основа любой индивидуальности.

Согласно Гердеру, каждая историческая эпоха является неповторимой и тем самым уникальной (einmalig). Дух или менталитет эпохи отпечатан на всех ее отдельных проявлениях и придает им определенную объединяющую характерную особенность. Например, дух греческой античности IV столетия до Р.Х. проникает не только в философию, но и в искусство, поэзию и интеллектуальную жизнь. Благодаря этому все эти феномены являются типичными именно для этой эпохи. То же самое можно сказать и о национальном духе (Geist eines Volkes). Каждый народ и каждая национальная культура сформированы их национальным духом. Для Гердера язык и сказки — хорошие примеры индивидуальности и уникальности народа. Если две нации могут быть отмечены одним и тем же духом времени, то национальный дух (Volkesgeist) играет роль принципа индивидуализации внутри данной культурной эпохи.

Резюмируя, скажем, что оригинальный вклад Гердера заключается в его принципе индивидуализации. Все исторические явления обусловлены духом времени и особым народным духом (Volkesgeist), который, в свою очередь, определяется внешними физическими и материальными условиями. Аналогично всеохватывающий менталитет эпохи и народа (Volk) задает понимание индивидом его самого и мира. С этой идеей мы снова встретимся в учении Гегеля.

Для Гердера исторические явления обладают собственной самоценностью и должны оцениваться на основе их собственных предпосылок. Очевидно, это создает определенную напряженность между легитимной толерантностью и историческим релятивизмом. Возможно, он сказал бы, что проводит различие между пониманием явления (например, кровной мести) и его одобрением (на основе наших моральных критериев). Его идея гуманности как цели истории в определенном смысле является антирелятивистской, но, по-видимому, несовместима с радикальной версией принципа индивидуализации. Во многом историцизм XIX века так и не смог разрешить эту дилемму.

Шлейермахер и герменевтика

Как мы упоминали, интерпретация текстов была проблемной областью, которая находилась вне поля интересов Канта. Хотя искусство интерпретации всегда занимало центральное место в гуманитарных науках, возникновение современной герменевтики датируется рубежом XVIII и XIX веков. Решающий вклад в ее создание внес немецкий философ и теолог Фридрих Шлейермахер (Friedrich Schleiermacher, 1768–1834).

Следуя Шлейермахеру, герменевтика вызвала серьезный переворот внутри новых гуманитарных наук. Она оказалась общей основой не только для теологии, литературоведения, юриспруденции и историографии, но и для остальных гуманитарных наук. В определенном смысле, она как их общее достояние способствовала конституированию их уникальности по отношению к естественным наукам. С герменевтической точки зрения, целью гуманитарных наук является понимание, а естественных наук — объяснение.

Историческая школа — Савиньи и Ранке

Подобно Гердеру и романтикам, Фридрих Карл фон Савиньи (Friedrich Karl von Savigny, 1779–1861) и Леопольд фон Ранке (Leopold von Ranke, 1795–1886) считали, что история характеризуется органическим развитием и радикальное вмешательство в историю препятствует ее естественному развитию. В XIX веке эта идея становится аргументом в пользу политической стабильности и консервативного нежелания проводить реформы. Это особенно видно на примере исторической школы в юриспруденции. После наполеоновских войн в Германии возникло национальное движение против французского рационализма, концепции естественного права и гражданского кодекса Наполеона (Code Civil). Демократические и эгалитарные элементы в юридическом мышлении того времени, основанные на идее естественного права, были заменены антирационалистическим национальным историцизмом, уходящим корнями в сугубо немецкую историко-юридическую традицию.

Савиньи сравнивает органическое развитие права с изменениями языка. Это сравнение накладывает явные ограничения на законодательную деятельность. Право, язык, традиции и обычаи представляют выражение души немецкого народа. Поэтому право должно, как и язык, соответствовать характеру народа (volksmaBig). Научный подход к праву должен быть историко-генетическим и опираться как на эмпатию, так и на критику исторических источников.

Итак, Савиньи рассматривает право и все остальные культурные явления как выражение национального духа [См. F.von Savigny. Der Beruf unserer Zeit fiir Gesetzgebung (1814). Необходимо подчеркнуть, что Савиньи принадлежит консервативной традиции, которая усматривает в рационализме и концепции естественного права важнейшие причины Французской революции. Эта традиция служит также основанием для критики Савиньи кантовской философии права]. Национальный дух пронизывает все формы жизни и творит национальную индивидуальность. Существует органическая взаимосвязь между правом и народным характером. Таким образом, действующее право — это традиционное право. Истинный законодатель выражает национальный дух и олицетворяет его. Савиньи рассматривал юридические кодексы и конституции, основанные на идее человеческих прав (например, Общее обычное право Пруссии, 1794) как негерманские и неисторичные. С его точки зрения, обычай и традиция обладают приоритетом перед разумом. Как раз это положение становится центральным пунктом критики Марксом исторической школы в юриспруденции. Согласно Марксу, Савиньи легитимирует неразумность и несправедливость настоящего при помощи неразумности и несправедливости прошлого. Укажем также и на критический аргумент, выдвинутый Гегелем. Историческая школа в юриспруденции неправильно представляет связи между разумом и действительностью. Существующая юридическая действительность (позитивное право) не всегда разумна и справедлива.

Такая форма консервативно-реставрационного историцизма не была исключительно немецким феноменом. Подобные тенденции можно обнаружить в консерватизме Берка и во франко-католической (клерикальной) философии реставрации (Л.Бональд, Ж. де Местр).

Даже если Ранке отвергает гегелевскую философию истории как спекулятивную и априористскую, он, подобно Гегелю, усматривает в отдельных явлениях нечто всеобщее. В каждом состоянии дел и в каждом историческом феномене историк находит черты вечности, которая исходит от Бога (aus Gott kommendes) [См. G.Iggers. The German Conception of History. The National Tradition of Historical Thought from Herder to the Present. Middletown, CT, 1968. — P. 105.].

Можно сказать, что с появлением Ранке исследование истории освободилось от пут философской систематизации (Гегель). Институционализация историографии как строгой эмпирической дисциплины восходит прежде всего к Ранке и его школе.

Дройзен и Дильтей — уникальность гуманитарных наук

Именно Дройзен проводит и важное различение между пониманием (Verstehen) как методом гуманитарных наук, и объяснением (Erklaren) как методом естественных наук. Историография занимается не неорганическими объектами (Mechanik der Atome), a актами воли (Willensakten). Поскольку история разыгрывается на поприще свободы, историк не может оперировать объяснениями, которые выводят явления из универсальных законов и исторических предпосылок. В гуманитарных науках мы пытаемся понять, а в естественных — объяснять. Этот методологический дуализм является одним из наиболее важных и проблематичных вопросов современной философии социальных наук.

Каждое историческое событие, по мнению Дройзена, является результатом внутреннего процесса. Отдельное явление понимается путем его прослеживания к внутреннему, ментальному состоянию сознания конкретного исторического действующего лица (к его намерениям, основаниям для действий и т. д.). Эта программа развития гуманитарных наук, основанная на методе понимания, заняла центральное место в учениях Дильтея и Вебера [см. Гл. 27].

Для Дильтея возникновение гуманитарных наук является герменевтической революцией. Именно потому, что эти науки являются герменевтическими дисциплинами, их центр тяжести лежит в сфере интерпретации языковых выражений. Такие языковые выражения должны быть прослежены до первоначальных переживаний (expressions). Согласно Дильтею, жизнь непосредственно объективизируется в текстах и произведениях искусства. Другими словами, предметом изучения гуманитарных наук являются формы объективизации духа. Для Дильтея объективный дух является объективизацией жизни внутри культуры и общества: в морали, праве, государстве, религии, искусстве, науке и философии. Итак, в дильтеевском смысле, гуманитарные науки (Geisteswissenschaften) включают академические дисциплины, которые сегодня охватывают часть гуманитарных и социальных наук.

Как и Дройзен, Дильтей подчеркивает творческий элемент в понимании выражения. Выражение — это объективизация творческого действия, а понимание само является новым творческим действием, которое может быть объективизировано в качестве нового выражения (примером может быть диссертация, посвященная произведению искусства). Мы можем также сказать, что историческое сознание — понимаемое как традиционное сознание — и наша способность идентифицировать себя с выражением (см. гердеровскую эмпатию) делают возможным воспроизведение переживания (Nacherleben). С другой стороны, незавершенное историческое формирование (Bildung) может помешать индивиду увидеть, что некоторое специфическое выражение является творческой задачей. Интерпретация выражения была бы, конечно, невозможной, если оно полностью было бы нам чуждо, и интерпретация была бы излишней, если определенная часть человеческого деяния не была бы для нас отчужденной (то есть, если бы мы уже знали все [о человеке]).

Итак, каковы характеристики объекта исследований гуманитарных наук? Схематично мы можем указать на три особенности:

1. Гуманитарные науки исследуют индивидуальное и уникальное [см. Гердер и историцизм]. Физик также интересуется отдельными явлениями (например, тем, как железные опилки на бумаге реагируют на магнитное поле). Но исследуя их, он пытается либо обнаружить, либо проверить универсальные законы и теории. Когда эта цель достигнута, физика более не интересуют конкретные железные опилки. Не так обстоит дело в гуманитарных науках или науках о человеке. Когнитивные интересы гуманитарных наук не могут быть сведены к объяснению явлений на основе универсальных законов.

3. Дильтей подчеркивает, что гуманитарные науки должны понимать человека в качестве и субъекта, и объекта. В качестве объекта человек является созданием, которое должно быть объяснено с помощью социальных условий, окружения и т. д. В качестве субъекта человек должен быть понят как создатель своего собственного окружения и как творение, которое само управляет своими действиями. В качестве объекта человеческое поведение может быть объяснено с помощью причинных схем. Но одновременно следует признать, что человек является творческим субъектом, который делает возможными в истории новые вещи.

Распад исторической школы

Для наших дней также характерна заметная институциональная дифференциация. Свидетельством возрастающей специализации являются новые учебные дисциплины и исследовательские отделы в научных учреждениях. Дисциплины, которые ранее были объединены на одном факультете, постепенно начинают преподаваться на независимых факультетах. Сегодня в большинстве университетов гуманитарные науки институционально отделены от социальных наук, психологии и юриспруденции. Это ставит новые дискуссионные вопросы об уникальности и статусе гуманитарных наук в научном сообществе.

Развитие техники повлекло за собой потребность в высококвалифицированных специалистах и рабочих. В развитых государствах было учреждено общее обязательное бесплатное обучение детей в возрасте до 12—13 лет. Этот привело к росту грамотности населения.

Расширилась сеть привилегированных образовательных заведений. Однако в раде стран бедственное положение народа, плохие жилищные условия, необходимость зарабатывать на жизнь с детства вынуждали многих детей бросать школу, не закончив учебы.

В этот период в сфере народного образования Востока начали пропагандироваться достижения Запада. Усилилось влияние Европы.

К началу XX века ускоренное развитие естественных наук, еще более быстрое развитие техники, необходимые для общественного прогресса, создали условия укрепления статуса научного мировоззрения, свободного от религиозных предрассудков. В гуманитарных областях появились философские, экономические и социологические произведения, отражающие реальные события того времени. Писатели создавали произведения, воспевающие построение гуманного общества, обеспечивающего лучшую жизнь людям, демократию, равенство. Однако были и другие произведения, призывающие к накоплению богатств любым путем.

В этот период были созданы условия для демократического развития культуры, литературы и искусства. Особенно это нашло свое четкое отражение в литературе. Поэтому появились критический реализм и натурализм.

Историки собрали очень большой материал о разных периодах развития общества. Как и раньше, в этот период проблема вечной борьбы — добра и зла — составила основу идеологической, идейной жизни людей.

В начале XX века ученые гуманитарной сферы обратились к тщательному изучению новых социально-экономических процессов.

Философия и идеи колониализма

В этот период философская наука также активно развивалась. Если раньше обращалось внимание на просвещение, то те¬перь усилился интерес к правам человека. В обществе укрепи¬лось мнение, что наука может помочь в решении всех социальных проблем.

3. Фрейд — основатель психоанализа, признанный во всем мире врач-психиатр и психолог. Его труды оказали большое влияние на развитие литературы и искусства Европы конца XIX — начала XX века. Сущность совершенной Фрейдом великой революции состоит в том, что, отрицая представление Декарта о человеке, Фрейд разработал метод свободных ассоциаций как основу психоаналитической терапии. Согласно традиционному психоанализу, бессознательность объяснялась как процесс, который невозможно познать. Универсализация психопатологического опыта привела Фрейда к психологизации человеческого общества и культуры (искусства, религии и т. д.)

Была выдвинута идея о том, что периодическая модель исторического развития, мировые религии (буддизм, христианство, ислам) являются основным фактором, сближающим народы. Таким образом, церковь терпимо начала воспринимать принцип свободы совести, свободы вероисповедания, а также равенство всех религий.

Музыка

Р. Штраус возродил традиции моцартовской оперы. Его произведения отличаются жизнеутверждающим началом, гуманизмом, воспеванием прекрасного. Австрийский композитор Г. Малер продолжил традиции Бетховена. Социального звучания музыкальных произведений Г. Малер добился слиянием сложных музыкальных тем с простыми народными мелодиями.

Российский композитор-новатор Л.М. Скрябин воплотил в музыке новые идеи и образы. Композитор, пианист и дирижер С.В. Рахманинов в своих

Изобразительное искусство

В живописи возникло несколько новых направлении. Одним из них был импрессионизм. Художники, творившие в этом направлении, стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар и Камиль Писсарро были наиболее талантливыми представителями импрессионизма. В их произведениях, выполненных светлыми, трепетными красками, выражена бесконечная любовь к жизни. Импрессионисты нашли новые технические средства передачи солнечного света, пространства и глубины. Однако они не ставили перед собой задачу показать внутренний мир человека, его положение в социальной действительности.
Представители постимпрессионизма Поль Сезанн, Поль Гоген и Винсент ван Гог изображали в своих произведениях трудную жизнь простых тружеников, рабочих.
Знаменитый китайский художник Дзен Бонъян изобрел удобный способ рисования на шелковой ткани.

В заключение можно сказать, что гуманитарные науки, литература и искусство стали жизненной потребностью эпохи и послужили формированию различных идеологий.

Гуманизм (лат. humanus — человеческий, человечный) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Гуманитарные предметы — предметы, изучающие человека и его жизнь, культуру (например, история, философия, языко¬ведение, литература и др.).
Евроцентризм — идея европеизации всех культур.
Индивид — отдельный человек, личность.
Психоанализ — метод лечения нервных заболеваний, выдвинутый австрийским врачом и психиатром, ученым 3. Фрейдом. Согласно его учению, психическая жизнь человека связана с врожденными, бессознательными процессами и мотивациями. Различные психические переживания, неосуществленные желания не исчезают, а таятся в подсознании человека и активно влияют на его психологическую жизнь. Это состояние проявляется в неврозах. Основной метод их лечения — удовлетворение желаний первичными влечениями или перенесение их на другое поле деятельности (например, на творчество, политику, труд и др.).
Философия — наука об общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.
Фашизм — самая беспощадная террористическая диктатура, идея, оправдывающая догматизм и расизм, основанная на национализме, шовинизме.

Народное образование. Гуманитарные науки. Искусство в конец XIX и начало XX века Обновлено: Январь 27, 2017 Автором: admin

Вклад Н.А. Бердяева в развитие гуманитарных наук. Своеобразие русской культуры в работах Г.П. Федотова. Труд С.М. Соловьева "История России с древнейших времен". Влияние взглядов Буслаева на формирование научного подхода к описанию русской грамматики.

Рубрика История и исторические личности
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 29.06.2013
Размер файла 2,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Общие условия развития русской культуры. Развитие наук, географические и геологические исследования. Фотографии известных ученых, внесших огромный вклад в развитие науки и техники, таких как Шванн, М. Шлейден. Описание Египетского и Азиатского музеев.

презентация [4,7 M], добавлен 12.12.2010

Интеллигенция как своеобразный феномен русской культуры, представители. Рассмотрение причин религиозного раскола. Радищев как первый представитель русской интеллигенции с точки зрения Бердяева. Влияние революционной интеллигенции на аппарат власти.

курсовая работа [74,9 K], добавлен 16.12.2012

Работы русских историков в области гуманитарных наук. Труд "Публичные чтения о Петре Великом" Сергея Соловьева. Изучение социально-экономических причин исторических событий и явлений В. Ключевским. Открытие в Москве в 1883 году Исторического музея.

презентация [1,2 M], добавлен 26.04.2015

Детство М.В. Ломоносова и трудный путь в науку, место и значение в истории России. Достижения великого всесторонне развитого ученого в области химии, физики и других наук. Вклад Ломоносова в русскую культуру, оценка его роли и значения в данной сфере.

реферат [18,6 K], добавлен 09.12.2011

История создания Академии наук в Российской Империи как центра развития науки и просвещения. Цели, которые ставил перед ней Петр I. Привлечение талантливой молодежи и видных ученых из различных европейских стран. Формирование русской интеллигенции.

эссе [13,0 K], добавлен 24.11.2015

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

доклад [21,8 K], добавлен 29.03.2009

Хронологическое изложение основных событий российской истории с древнейших времен до октябрьских событий 1917 г. Обзор основных тенденций развития стран Европы и Азии и особенности российского исторического процесса. Словарь исторических терминов, карты.

Читайте также: