Доклад на тему герберт спенсер

Обновлено: 07.07.2024

Герберт Спенсер родился в 1820 году в небольшом английском городке Дерби в семье школьного учителя. В связи со слабым здоровьем Спенсер не мог регулярно посещать школу и преимущественно занимался самостоятельным обучением. Наиболее углубленно он изучал естественные науки, такие как математика и механика, уделяя гуманитарным наукам меньше внимания.

Связь социологической теории Спенсера с общей биологией, в наибольшей мере соответствующей интересам автора данной работы, и обусловила выбор данной темы контрольной работы.

1. Научно-методологические основы социологической теории Г.Спенсера

Середина XIX века характеризуется широким распространением теории Чарльза Дарвина, оказавшей большое влияние на все области научного знания. Социологическая наука в то время находилась в зачаточном состоянии и ограничивалась единственной крупной теорией – теорией ее основоположника французского ученого Огюста Конта, которая воспринималась в научных кругах преимущественно скептически.

В результате Спенсер пришел к выводу, что для биологической эволюции и развития общества (социальной эволюции) характерны одни и те же закономерности, и провел аналогию между обществом и биологическим организмом. Спенсер выделял следующие сходства между обществом (социальным организмом) и живым организмом:

В то же время, по мнению Спенсера, нельзя полностью отождествлять биологический и социальный организмы, поскольку между ними существуют следующие основные различия:

2. Социальная эволюция: представления Г.Спенсера о развитии общества

Как уже отмечалось, Г.Спенсер рассматривал развитие общества (социальную эволюцию) не как стихийный процесс, а как совокупность закономерных изменений, имеющую упорядоченный и направленный характер. Эволюция человеческого общества, с точки зрения Спенсера, является одним из частных случаев универсального закона природы, и закономерности развития общества в целом не отличаются от закономерностей развития любых других явлений живой и неживой природы.

Он подчеркивал, что социальная эволюция (как и любая другая) представляет собой многолинейный процесс, заключающийся в реализации одновременно нескольких тенденций. Согласно Спенсеру, социальная (надорганическая) эволюция происходит в следующих основных направлениях:

Исходя из концепции социальной эволюции, Спенсер разработал и классификацию обществ, в основе которой лежит уровень эволюционной сложности, т.е. стадия развития, на которой находится данное общество:

Несмотря на то, что любое общество развивается по одним и тем же законам, особенности процесса социальной эволюции каждого отдельного общества, по мнению Спенсера, не являются однозначно предопределенными. Социальная эволюция в каждом случае осуществляется под влиянием различных факторов социальной эволюции[18], к которым автор относил:

Изучая влияние перечисленных факторов на течение процесса социальной эволюции, Спенсер обосновал и сформулировал следующие законы развития общества[20]:

3. Структурно-функциональный подход Г.Спенсера к изучению общества

Уподобляя общество биологическому организму, Г.Спенсер считал, что развитый социальный организм (общество) состоит из систем органов (социальных институтов), где каждый орган связан с другими и обусловливает его функционирование. В основе различия систем органов общества лежит разделение труда между социальными элементами как результат процесса дифференциации, характерного для эволюции социального организма. По мнению Спенсера, структура общества включает следующие составляющие:

В зависимости от особенностей регулирующей (управляющей) системы органов социального организма Спенсер разработал классификацию обществ по типу внутренней регуляции, разделив все общества на:

4. Политические взгляды Г.Спенсера

Как уже отмечалось, Герберт Спенсер придерживался мнения о том, что эволюция общества осуществляются под влиянием естественных закономерностей независимо от желаний людей, и для развития общества не требуется никакого вмешательства со стороны человека.

Спенсер считал, что государственная власть должна быть основана на идее справедливости и придерживаться следующих основных принципов[33]:

  1. Признание за всяким человеком права на свободную деятельность и на пользование ее результатами;
  2. Признание известных ограничений этой свободы, необходимых благодаря присутствию других людей, имеющих те же права.

Заключение

Кроме того, Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать общенаучный подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу.

Таким образом, социологическая теория Спенсера сыграла большую роль в развитии социологии как науки.

Список литературы

[1] Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207 с.

[2] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002.

[11] Спенсер Г. Основания социологии // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия / Сост. и отв. ред. д.ф.н. В.И. Добреньков, к.ф.н. Л.П. Беленкова. – М.: Наука, 1994 – 383 с.

[16] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[20] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[22] Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207 с.

[26] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[27] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[29] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[31] Кравченко С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. – М., 2002. – 314 с.

[37] Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004.– 207 с.

Герберт Спенсер (1820-1903) был английский социолог и философ, который защищал теорию эволюции и важность личности над обществом. Кроме того, он защищал важность науки над религией. Он был одним из самых важных интеллектуалов с конца девятнадцатого века до начала двадцатого века.


С другой стороны, его видение социальных изменений было популярно в то время. В этом смысле он воспользовался идеями французского социолога Огюста Конта, чтобы объяснить, что социальные изменения - это не идея, ради которой они работают, а нечто естественное.

  • 1 Биография
    • 1.1 Первые годы
    • 1.2 Начало его карьеры
    • 1.3 Спенсер и агностицизм
    • 1.4 Политическая позиция
    • 1.5 Последние годы
    • 2.1 Идеи по синтетической философии
    • 2.2 Социологический вклад
    • 2.3 Вклад в биологические теории
    • 3.1 Социальная статика
    • 3.2 Принципы социологии
    • 3.3 Синтетическая философия
    • 3.4 Человек против государства

    биография

    Первые годы

    Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби, Англия. Он был сыном Уильяма Джорджа Спенсера, оппонента религии, который отклонился от методизма высокорелигиозного квакерского сообщества. Это существенно повлияло на идеалы его сына.

    Джордж Спенсер был секретарем Философского общества Дерби, научного общества, основанного в 1783 году Эразмом Дарвином, дедушкой Чарльза Дарвина. Параллельно Спенсер получил образование от своего отца в эмпирических науках и от членов Общества, которые учили его о до-дарвиновских концепциях..

    Его дядя, Томас Спенсер, был викарием картезианского монастыря Хинтон, и именно с ним Спенсер завершил свое формальное образование. Он учил его математике, физике и латыни. Кроме того, Томас оказал влияние на разум Герберта, привив ему сильные политические идеалы свободной торговли и противодействия вмешательству государства в различные дела..

    С другой стороны, Спенсер был самоучкой и приобрел большую часть своих знаний через специализированное чтение и беседы с друзьями и знакомыми..

    На протяжении всей своей молодости Спенсер не соглашался на какую-либо интеллектуальную дисциплину; он работал инженером-строителем во время железнодорожного бума конца 1830-х годов, а также посвятил часть своего времени написанию статей для газет в своей провинции..

    Начало его карьеры

    С 1848 по 1853 год он был заместителем редактора журнала. Экономика, а в 1851 году он опубликовал свою первую книгу под названием Социальная статистика, в котором он предсказал, что человечество будет приспосабливаться к требованиям жизни в обществе, а сила государства будет ослаблена.

    Его редактор Джон Чепмен подготовил собрание, чтобы представить Спенсера группе радикальных мыслителей, среди которых: Гарриет Мартино, Джон Стюарт Милль, Джордж Генри Льюис и Мэри Энн Эванс. Вскоре после их встречи у Спенсера были романтические связи с Мэри Энн Эванс.

    Дружба Эванса и Льюиса позволила ему познакомиться с работой Джона Стюарта Милля, озаглавленной Логическая система, и с позитивизмом Огюста Конта. Эти новые отношения привели его к работе своей жизни; противостоять идеалам графа.

    Как и члены комнаты Чепмена и некоторые мыслители его поколения, Спенсер был одержим идеей, что можно продемонстрировать, что вся вселенная может быть объяснена законами универсальной действительности.

    Иначе другие богословы цеплялись за традиционную идею творения и человеческую душу. Произошло столкновение религиозных и научных концепций.

    Спенсер и агностицизм

    Спенсер отказался от традиционной религии, и его репутация среди викторианцев была в значительной степени благодаря его агностицизму. Религиозные мыслители часто осуждали его за то, что он якобы защищал материализм и атеизм..

    С другой стороны, английский социолог настаивал на том, что его намерением было не подорвать религию во имя науки, а добиться примирения обоих. Спенсер пришел к выводу, что религия имеет место рядом с наукой в ​​попытке сослаться на абсолютно неизвестное.

    Политическая позиция

    Точка зрения Спенсера была основана на его политических теориях и ударах по реформаторским движениям конца девятнадцатого века. Он был одним из предшественников либерализма и философско-политического движения; anarcocapitalismo.

    Американский экономист Мюррей Ротбард назвал Социальная статика самая большая отдельная работа либеральной политической философии, которая была написана до сих пор.

    С другой стороны, он твердо выступал против государства; Позже он утверждал, что это не существенное учреждение, и со временем оно распадется. Он также отметил, что человек имеет право игнорировать государство, поэтому он решительно критикует патриотизм.

    Спенсер был связан с социальным дарвинизмом, теорией, которая применима к закону выживания наиболее приспособленных. В биологии межведомственная конкуренция может привести к гибели вида.

    Тип конкуренции, за которую выступает Спенсер, близок к типу экономистов; человек или компания борются за улучшение благосостояния остального общества.

    Английский социолог положительно оценил частную благотворительность; фактически, оно способствовало добровольному объединению, чтобы помочь наиболее нуждающимся, вместо зависимости от бюрократии или участия правительства.

    Последние годы

    Последние десятилетия жизни Спенсера были совершенно горькими и характеризовались растущим разочарованием, полным одиночества; Он никогда не был женат, и после 1855 года он стал ипохондриком. Он жаловался на неисчислимые заболевания, которые врачи так и не обнаружили.

    В этот период мнения Спенсера были выражены в том, что стало его самой известной работой под названием Человек против государства.

    С другой стороны, Спенсер был предшественником скрепки, хотя он больше походил на пегхеда. Этот объект, новый для того времени, был распространен Аккерман и Компания.

    Незадолго до своей смерти, в 1902 году, Спенсер был номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Он продолжал писать свою жизнь, в том числе с помощью диктовок, до дня своей смерти 8 декабря 1903 года в возрасте 83 лет..

    взносы

    Идеи о синтетической философии

    Призыв Спенсера к мыслителям его поколения заключался в том, чтобы иметь систему верований, которая заменила обычную религиозную веру достижениями современной науки. Философская версия английского социолога была сформирована комбинацией деизма (веры в Бога) и позитивизма.

    С одной стороны, он находился под влиянием деизма своего отца в восемнадцатом веке (отделенного от традиционных религиозных идей) и работ популярного Джорджа Комба.

    Спенсер установил цели синтетической философии: первая состояла в том, чтобы продемонстрировать, что нет никаких исключений, которые могли бы открыть научные объяснения феноменов вселенной; в противном случае существовали естественные законы, которые подтверждают.

    Работа Спенсера была основана на написании статей о биологии, психологии и социологии, чтобы попытаться продемонстрировать существование естественных законов в этих научных дисциплинах..

    Вторая цель синтетической философии состояла в том, чтобы показать, что одни и те же законы природы ведут к неизбежному прогрессу. Огюст Конт только подчеркивал единство научного метода. Спенсер скорее стремился к объединению научных знаний с фундаментальным законом: законом эволюции.

    Социологический вклад

    Спенсер прочитал и в некоторой степени принял идеи позитивистской социологии философа науки Огюста Конта для своего собственного проекта.

    Несмотря на это, Спенсер отверг идеологические аспекты позитивизма, пытаясь переформулировать социальную науку с точки зрения ее принципа эволюции, к которому он применил биологические, психологические и социологические аспекты мироздания..

    Спенсер внес ценный вклад в раннюю социологию, особенно в ее влияние на структурный функционализм, который рассматривает общество как единую систему, в которой стороны стремятся к социальной гармонии.

    Однако его попытка представить идеи Чарльза Дарвина в области социологии не увенчалась успехом. Американский социолог Лестер Фрэнк Уорд атаковал теории Спенсера. Хотя американец восхищался работой Спенсера, он полагал, что политические предрассудки привели его в заблуждение..

    В начале 20-го века Макс Вебер представил методологический антипозитивизм, под влиянием теорий Спенсера. Вклад выживания сильнейших и процессов естественного закона Спенсера, имел привлекательность, которая продолжалась в области социальных наук, политики и экономики.

    Вклад в биологические теории

    Спенсер полагал, что фундаментальная социологическая классификация была между военными обществами (где сотрудничество обеспечивалось силой) и индустриальными обществами (где сотрудничество было добровольным и спонтанным).

    Эволюция была не единственной биологической концепцией, которую он применял в своих социологических теориях; сделал подробное сравнение между животными и человеческим обществом.

    В обоих случаях были обнаружены регуляторная система (нервная система у животных и правительство у людей), система поддержки (кормление в первом случае и промышленность в другом) и система распределения (вены и артерии в во-первых, дороги, телеграфы в другие).

    Из этих постулатов он заключил, что большая разница между животным и социальным организмом состоит в том, что, хотя в первом есть сознание, связанное с целым, во втором сознании существует только в каждом члене; то есть общество существует для блага своих членов, а не для его собственной выгоды.

    Индивидуализм был ключом к работе Спенсера. Различие между военным и индустриальным обществами проводится между деспотизмом (примитивным и плохим), против индивидуализма (цивилизованным и хорошим).

    завод

    Социальная статика

    В своей книге Спенсер пришел к выводу, что все происходит в результате адаптации людей к их социальному и природному окружению, и что в нем также есть две характеристики: наследственная передача и исчезновение тех, кто не может адаптироваться..

    Английский социолог объяснил, что все виды, от более низких до более высоких эволюционных степеней, организованы аналогично животным и людям.

    Принципы социологии

    Принципы социологии Она была опубликована в 1855 году. Книга была основана на предположении, что человеческий разум подчиняется естественным законам и что они могут быть обнаружены благодаря биологии. Концепция позволила перспективу развития с точки зрения личности.

    Спенсер подчеркнул концепции адаптации, развития и преемственности. Кроме того, он попытался основать психологию на принципах эволюционной биологии, заложив основы научного функционализма и развития.

    Несмотря на это, книга не имела ожидаемого успеха в начале. Только в июне 1861 года были проданы последние копии.

    Синтетическая философия

    Синтетическая философия это полное произведение, содержащее тома о принципах психологии, биологии, социологии и морали, написанные Гербертом Спенсером в 1896 году..

    Спенсер в своей книге стремился продемонстрировать, что вера человеческого совершенства, основанная на сложных научных идеях, возможна; Например, первый закон термодинамики и биологической эволюции может занять место религии.

    Человек против государства

    Человек против государства Со временем она стала одной из самых известных работ социолога Герберта Спенсера. Впервые он был опубликован в 1884 году..

    Кроме того, он утверждал, что либерализм освободил мир от рабства, а феодализм претерпевает трансформацию.

    Спенсер отразил в своей книге свою позицию по минимизации участия государства в личности. Его намерение состояло в том, чтобы расширить маржу таким образом, чтобы индивидуум осуществлял свою деятельность свободно, без контроля или надзора со стороны государства..

    Герберт Спенсер английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма в Англии, приверженец эволюционной теории в философии и социологии, идеолог социал-дарвинизма.

    Спенсер родился 27 апреля 1820 года в г. Дерби. Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей, поздно научился читать, к тому же имел очень слабое здоровье.

    Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками — историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон — Бирмингемской, он без колебаний принял предложение.

    В 1865 г. Герберт знакомится с американцем Юмансом, который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу и материальную поддержку, когда у того возникают проблемы с публикацией серии своих книг. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего.

    Нужна помощь в написании доклада?

    Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

    Гербер Спенсер как учёный был плодовитый и разнообразный, он был глубоко знаком с современными ему научными достижениями в математике и естествознании. Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог подняться до уровня учёного-энциклопедиста, оставив значительное наследие в науке.

    Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне, прожив 83 года.

    Спенсер постоянно сравнивает процессы в обществе с природными процессами и явлениями, но нельзя говорить о том, что он отождествлял общество с биологической системой, он лишь сравнивал и прослеживал сходства и различия. Естественные науки играли для Спенсера роль научного и методологического подхода, принципа или прецедента: он старался взять из них научную методологию (создание гипотез, методы доказательств, проверку результатов) и положить на имеющийся социльно-исторический материал.

    В целом история согласно концепции Спенсер представляется процессом линейным. Линейное развитие человечества проходит через определённые этапы, которые предопределены (как и эволюция развития индивида от детства к старости).

    Нужна помощь в написании доклада?

    Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

    На основе необходимости защиты и охраны, по теории Спенсера, сложился воинственный (или воинствующий) тип социальной организации, который был необходим на первых парах, но не является лучшим.

    Воинствующий тип общества постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность). И он уже основывается на равенстве индивидов между собой и свободе личности.

    Главное различие воинствующего и промышленного обществ согласно теории Спенсера, в том, что прежде (в воинствующем обществе) индивиды служили для цели общества, а теперь (в промышленном обществе) общество должно служить для целей индивидов.

    Нужна помощь в написании доклада?

    Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

    Спенсер был непоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество должно существовать для блага своих членов, а не наоборот, давать индивидам поле для самореализации и осуществления своих естественных прав. Условием успешного социального развития он считал принципы равной свободы индивидов, то есть свободы ограниченной лишь свободой других индивидов; равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических решений; свободной конкуренции.

    Спенсер был противником вмешательства государства в экономическую и частную жизнь, а следовательно и противником государственной благотворительности, то есть принудительного перераспределения социальных благ (но это относится только к государственным программам, против же частной благотворительности Спенсер не выступал) .

    Нужна помощь в написании доклада?

    Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

    Вмешательство государства в жизнь общества и жизнь каждого индивида в отдельности не только возмущает, но и тревожит Спенсора. Он с тревогой отмечал возрождение и усиление ряда характерных черт воинствующего общества в Германии, Англии, Франции, о развитии и увеличении армий, росте бюрократического аппарата, усилении роли правительства и его вмешательства в торговлю, промышленность, трудовые и другие отношения.

    При этом он не отрицает, что существует то, ради чего люди могли бы объединяться и действовать совместно:

    • для защиты от чужеземного вторжения;
    • защита от внутренних врагов (личность и её собственность должны быть защищаемы);
    • извлечение пользы из занимаемой территории.

    Но в тоже время он подчёркивает, что ещё до возникновения правительств существовали порядки для объединений индивидов, которые устанавливались обычаями (примеры различных племён), а закон- это лишь окончательная форма того, что существовало до них.

    Нужна помощь в написании доклада?

    Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

    Итак, подводя некоторые итоги анализа книги Г. Спенсера можно сказать что, история человечества представлены в теориях Г. Спенсера эволюционирующим линейным процессом, в целом двигающимся по траектории позитивного развития. Но не прямолинейным – так как возможны варианты регресса в развитии общества. Общества согласно его идеям проходят два уровня развития — воинствующий и промышленный типы обществ. В чистом виде промышленный тип общества современниками Г. Спенсера достигнут не был.

    Г. Спенсер критикует усиление государственного влияния на жизнь общества, в том числе и социальные программы государственной поддержки населения, тенденции к неограниченному суверенитету правительств – считая все эти факты попытками государства узурпировать власть и подчинить себе людей. Так же он критикует и не дальновидность политиков, которая приводит к роковым ошибкам. Г. Спенсер является сторонником идей свободы личности и индивида и считает эту свободу – ценностью для общества, на котором оно должно базироваться.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.

    Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход , получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.

    Характеристика эволюционного процесса социологии, как науки

    В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.

    Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:

    интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

    дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

    Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Также, преобразуя однородное в неоднородное, эволюция обуславливает возникновение Солнечной системы, планет, в частности Земли, и затем появление человека и общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные периоды развития. Неорганическая фаза — это возникновение и развитие космических систем, органическая фаза — возникновение и развитие растительного и животного мира, сверхорганическая — возникновение и развитие человека и общества. Самые интересные элементы эволюционной теории Спенсера связаны с анализом сверхорганической эволюции.

    Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора” или божественной воли.

    Биология для Спенсера играла роль научно-методологического прецедента; из нее он черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выводов и т. д. Биологические аналогии он сравнивал со строительными лесами, от которых за ненадобностью отказываются по окончании строительства.

    Задача социологии, по Спенсеру, - изучение типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.

    Размышляя о специфике социологии. Спенсер выделяет объективные и субъективные трудности социального познания. Социологические факты нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно установить лишь опосредованно, путем сравнения множества данных. Социальные факты для Спенсера – это такие явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации и т. п.

    Спенсер не предлагает четких критериев объективности наблюдения в социологии. Обобщая исследовательскую практику, он тщательно перечисляет возможные трудности, растянутость социальных явлений во времени, что затрудняет установление причинно-следственных связей, мифологизацию исторических событий, трудности отделения фактов от оценок свидетелей исторических событий, влияние стереотипов массового сознания, в том числе сословных и классовых предрассудков, чувств, эмоций.

    2. Концепция социальных институтов

    Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания ( домашние институты ), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

    Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые , или церемониальные . Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.

    Третий тип институтов - политические . Их появление Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества. Классы возникли не в результате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первобытные труппы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и крестьян, способствовала росту имущественного неравенства, потребовала создания политических институтов, т. е. центральных органов власти, армии, полиции, суда и т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление института собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, которые выполняет любая политическая организация, порождает сходство социального устройства различных обществ. Война и труд - те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивает и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становятся общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. Спенсер был сторонником ограничения роли государства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы.

    Следующий тип – церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви. Функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

    Спенсер подчеркивал не столько материальное сходство, сколько сходство принципов системной организации, стремился соединить организм, растворяющий индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом буржуазного либерала. Это противоречие было источником всех его теоретических трудностей и компромиссов. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений.

    1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численности населения, материальные ресурсы и др.):

    2. Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.

    3. Усложнение структуры сопровождается дифференцаицией функций, выполняемых отдельными частями.

    4. в обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия частей.

    5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.

    1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.

    2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию.

    3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить.

    4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры

    5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага общества.

    Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это объединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую трудность социологии Спенсера.

    Различая два главных типа общества- воинственный и промышенный – Спенсер видел существенное различие в двух типах борьбы за существование; в первом случае речь идет о военных конфликтах и истреблении или порабощении побежденного победителем.

    Военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за выживание или агрессии. Классическим примером такого общества Спенсер считал Спарту. Для военного общества характерны доминирование коллективных целей над индивидуальными, жесткая организация и система принуждения, иерархическая структура управления, господство военной касты, наследование власти, высокий уровень сплоченности, дисциплины, религиозность сознания и др. Военные институты распространяют влияние на все сферы общественной жизни, поощряют воспитание патриотизма, лояльности, конформизма, готовности к самопожертвованию. Военизированные общества создают эффективно функционирующую систему, которая, однако, мало приспособлена к социальным изменениям. Такие общества консервативны, и в этом главная причина гибели могущественных милитаристских государств и империй.

    Таким образом, Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках отдельных административных органов Спенсер понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущества, наибольшую приспособленность “дифференцированного”, то есть разделённого на классы общества. Спенсер – противник социализма, считавший революцию “болезнью” общественного организма.

    В этике Спенсер стоял на позициях утилитаризма и гедонизма ; нравственность, по Спенсеру, связана с пользой, которая и есть источник наслаждения. Психология Спенсера явилась одним из источников психофизического параллелизма и генетической психологии. Педагогические идеи Спенсера были связаны с пропагандой естественнонаучного образования. Спенсер внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.

    Философия Спенсера была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины 19 века.

    Читайте также: