Доклад на тему функциональная грамотность школьника как один из способов повышения качества обучения

Обновлено: 28.06.2024

На формирование функциональной грамотности в каждом образовательном учреждении оказывает влияние множество факторов, в числе которых выделяются:

  • содержание образования (основная образовательная программа, учебные программы);
  • формы и методы обучения;
  • система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
  • программы внеурочного, дополнительного образования;
  • модель управления школой (уровень автономии в регулировании учебного плана);
  • наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  • активная роль родителей в обучении и воспитании.

Такое обилие факторов приводит и к многообразию проблем при решении задачи выстраивания системы работы школы по формированию функциональной грамотности.

На уровне образовательной организации самыми ощутимыми затруднениями выступают следующие (таблица 1):

Таблица 1. Проблемные поля в системе формирования и развития функциональной грамотности в школе

Создания условий по формированию и развитию ФГ

Изменений в содержании

Изменения в технологиях

инструменты оценки сформированности ФГ

технологическая карта урока (модуль, контекстно), внеурочного занятия

технологии и формы (урочной, внеурочной деятельности)

технологии и формы
воспитательной работы

метапредметные мероприятия: проекты, конкурсы, олимпиады

При анализе результатов диагностической работы по функциональной грамотности, в которой приняли участие ученики 6-х классов в феврале 2021 г., в соответствии с проверяемыми компетенциями был выявлен ряд дефицитов учащихся (таблица 2):

Таблица 2.Дефициты учащихся по результатам диагностической работы в 6-х классах.

Проверяемые компетенции
(кодификатор)

Выявленные дефициты
(результаты-умения)

ЧГ

Находить и извлекать информацию

извлечение множественных единиц информации

Интегрировать и интерпретировать информацию

причинно-следственные связи, выводы, мотивы героев

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

точка зрения, оценка достоверности!

ЕНГ

Научное объяснение явлений

предложить прогноз, гипотезу

Применение методов естественнонаучного исследования

способы обеспечения надежности и достоверности данных

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

выводы, оценка научных аргументов из различных источников (составные тексты)

МГ

Формулировать ситуацию математически

создание математической модели

Применять математические факты, процедуры

анализ информации в различных формах

Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты

анализ методов решения, обобщение, проверка истинности

ФнГ

Выявление финансовой информации

умение искать, неумение анализировать

Анализ информации в финансовом контексте

планирование финансовых дел, выбор при сравнении вариантов

Описание финансовых проблем

оценка вариантов решений, проверка достоверности

Применение финансовых знаний и пониманий

применение знаний без понимания

С учетом выявленных проблемных полей в школе организована работа, через следующие виды деятельности:

Конечно, это только начало реализации школьного проекта по формированию функциональной грамотности, планируемыми результатами которого должны стать определенные уровни ее сформированности (представлены на рис. 1).


Рисунок 1. Уровни сформированности функциональной грамотности школьника

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ доклад.docx

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же она становится такой важной?

Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной

образовательной системе может быть решена в контексте каждой

образовательной области, а также каждого учебного предмета.

Теория функциональной грамотности базируется на одном из более популярных международных оценочных изучений – «(PISA)

С 2021 года впервые исследованию подвергнется креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.

Основной причиной невысокого рейтинга России являются низкие результаты российских учащихся пятнадцатилетнего возраста практически по всем областям функциональной грамотности, выявленные в исследовании PISA.

Речь идет, прежде всего, о недостаточно сформированной способности у учащихся использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень владения такими умениями, как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. Другими

словами, относительный неуспех наших школьников в решении заданий, предлагаемых в международных исследованиях, кроется в отсутствии практики решения задач, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся в отечественной школе.

Функциональная грамотность – результат целенаправленного организованного процесса познавательной деятельности.

Формирование функциональной грамотности в образовательном пространстве.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность – это человек:

- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;

- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

- умеющий отвечать за свои решения;

- способный нести ответственность за себя и своих близких;

- владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке

- обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

- владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя – развить ребёнка.

- развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно- логическое;

- развить речь, аналитико- синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и вообразение, пространственное восприятие;

- развить морорную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

- развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим прведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Условия достижения данной цели обучения носит длительный характер:

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;

- представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;

-правила оцениванияотличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.

В современных условиях в школе появляется возможность ыфйти за пределы окружающего социкма, это участие в различныхпроектах, которые позволяют заниматься учебно- познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий.

Проектная деятельность учащихся по предметам, участие в школьно – практических конференциях. Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности.

Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.

Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении. И требует от учителя более высокого уровня мастерства.

В заключении можно сказать, что:

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональныхзадач, способствуют развитию школьной информационно – образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования.

Поэтому возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.

По мнению авторов, необходим глубокий анализ данной проблемы, позволяющий рассмотреть вопрос с точки зрения понимания педагогами функциональной грамотности, владения ими инструментарием решения данной задачи, практикой подготовки современного учителя к иному пониманию качества образования.

Наталья Ивановна Шевченко, канд. пед. наук,

Дмитрий Александрович Махотин, канд. пед. наук.

В эпоху глобализации информационного пространства, массового использования гаджетов система образования вынуждена ускорить свое преобразование, приспособление к новым социальным требованиям. Многие страны, включая Россию, столкнулись с проблемой функциональной неграмотности в условиях развития глобального информационного общества.

Противоречивость проявляется в том, что практика образования инерционна и по преимуществу осуществляется в традиционной парадигме, с опорой на объяснительно-иллюстративный метод преподнесения учителем, преподавателем новой информации. Этот метод требует от обучающихся воспроизведения услышанного (прочитанного), активизирует конкретно-образное мышление в ущерб логическому, абстрактному. Проведенное исследование показывает, что образовательный процесс, спроектированный на таком методе, не создает условий для развития функциональной грамотности у школьников, студентов сдерживает их общее развитие. В ходе исследования стало очевидным, что это проблема не только педагогической науки, но и качества подготовки педагогов, образования детей в начальной школе и далее, поэтому устранять эти дефициты у школьников и студентов следует на уровне подготовки учителей, преподавателей педагогических университетов.

С позиции культурных констант функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (прежде всего — общего) с многообразной человеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности проявляется в ее назначении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстроменяющемся обществе (С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, 2007). В этом контексте она превращается из условия в фактор, влияющий на участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, в образовании на протяжении всей жизни. Исходя из этого функциональная грамотность в ее глобальном измерении — индикатор общественного благополучия, определенных социокультурных достижений общества (Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог, 2014). Низкий уровень функциональной грамотности следует расценивать как риск формирования социального кризиса в стране.

Проблематика формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследований многих российских и зарубежных ученых. Так, В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов (2009) рассматривают функциональную грамотность как часть культуры информационного общества, в тоже время Контримович А.А., Паюнена М.В. (2011) полагают, что знание иностранных языков влияет на овладение функциональной грамотностью. Исследователи рассматривают вопрос функциональной грамотности с позиции ее значимости для достижения результатов образования в разных областях, повышения качества чтения и письма, личностного развития и подготовки кадров (О.Е. Лебедев, 2003) и др. Однако комплексно для обучающихся школьников и студентов этот вопрос недостаточно исследован.

Анализ литературы позволил определить, что в структуру функциональной грамотности входят (О.Е. Лебедев, 2003):

— познавательная база, представляющая собой органическое единство предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;

— образовательное пространство, представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;

— методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.

При этом системообразующим компонентом в структуре функциональной грамотности, отмечает О.Е. Лебедев, является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя.

Опыт современной практики, научных исследований показывает, что в структуре функциональной грамотности главным представляется осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично. В настоящее время вновь актуализируется идея о том, что процесс обучения протекает внутри собственной, личной деятельности учащегося и только на основе формирования конкретных видов деятельности, у него возникают и развиваются определенные психические способности, умения и действия (Л.С. Выготский, 2005).

Сравнительный анализ результатов международных исследований качества общего образования TIMSS и PISA позволяет выявить основные проблемы, характерные для российской общеобразовательной школы. TIMS оценивает качество математического и естественнонаучного образования на уровнях общего начального, основного и среднего образования (4, 8 и 11 классы). Исследования PISA оценивают функциональную грамотность 15-летних школьников в области математики, чтения и естествознания. Анализ результатов исследований TIMSS показал, что в области математического и естественнонаучного образования (1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 гг.) уровень подготовки школьников 4 и 8 классов по естественно-математическим предметам превышает средние международные показатели. Российские учащиеся незначительно уступают в общеобразовательной подготовке своим сверстникам в других развитых странах мира. В этом исследовании лидируют учащиеся Японии, Южной Кореи, Сингапура.

Показатели TIMSS свидетельствуют о достаточно высоких образовательных результатах учащихся, в то время как исследование PISA (Programme for International Student Assesment) свидетельствует об обратном.

Улучшение по сравнению с предыдущим замером (2011 год) касается в первую очередь учеников 4-х классов (восьмиклассники практически не изменили свои результаты, а кое-где даже ухудшили). Оценка четвероклассников по математике поднялась на 21 балл, а по естествознанию — на 15 баллов (используется 1 000-балльная шкала). Существенные различия объясняются разной методологией исследования. Так, в TIMSS проверяется освоение базовых знаний и умений, преимущественно на уровне воспроизведения и применения по образцу, что свойственно российским школьникам. В заданиях PISA проверяется способность применять освоенные предметные знания и учебные действия в новой ситуации, выявление новой информации в предлагаемом содержании, ее осмысление и анализ.

Однако всему этому следует обучить учителя, к профессионализму которого резко возросли требования. Они обозначены в профессиональном стандарте педагога и имеют компетентностную сущность. Для актуальной подготовки педагогов разрабатываются новые стандарты, при этом большинство преподавателей университетов имеют недостаточные представления о способах формирования новых трудовых действий (компетенций) педагогов, в том числе относительно функциональной грамотности.

Главная идея проведенного исследования состоит в экспонировании способности преподавателей, педагогов к развитию функциональной грамотности как основного показателя их профессиональной компетенции, педагогической деятельности в целом.

Исходя из этого, целью нашего исследования рассматривается: выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий развития функциональной грамотности у школьников и студентов.

Гипотеза состоит в следующем: преподаватели, педагоги достаточно ориентированы на достижение предметных и метапредметных умений и действий школьников и студентов, не рассматривая их как единые составляющие качественно нового образовательного результата — функциональной грамотности обучающегося, совместно не проектируя образовательных процесс на достижение данной качественной характеристики, не выстраивая соответствующего комплекса условий для этого.

В анкетировании приняли участие 68 учителей и преподавателей из 8 регионов и 15 университетов Российской Федерации.

На вопрос, когда школьник достигает уровня функциональной грамотности, 48% респондентов ответили, что в школе он не достигает этого уровня. 24% ответили, что на уровне окончания основной школы, 12 % соответственно — на уровне окончания старшей школы. Достижение уровня функциональной грамотности на уровне окончания начальной школы отметили 6%.

Ответы на данный вопрос указывают на понимание способов формирования и развития функциональной грамотности в образовательном процессе школы.

Анализируя ответы респондентов, следует отметить тенденцию в них на перемены в образовательном процессе, что безусловно отражает благоприятные перспективы в подготовке студентов-педагогов и изменении ситуации в школе.

Анализируя состав опрашиваемых, отметим его зрелость профессиональную и перспективность, позитивный настрой на изменения в систем образования, которые приобрели перманентный характер в последнюю четверть века.

Школьникам 11-ого класса и студентам 3-ого курса было предложено оценить учебное содержание, методы обучения и образовательную среду с позиции обеспечения условий развития функциональной грамотности по шкале от 1 до 3 (рис. 6-8).

Проведенные исследования охватили школьную и университетскую среду, отвечающую за развитие школьников и подготовку педагогов для работы с ними. Это позволило выявить комплекс условий, необходимых для развития функциональной грамотности у обучающейся молодежи, найти общее и отличное в работе со старшеклассниками и студентами, учителями и преподавателями.

Анализ анкетных данных свидетельствует о противоречивости представлений преподавателей педагогических вузов о сущности и способах формирования функциональной грамотности у студентов и школьников.

Респонденты в большинстве своем отмечают недостаточность условий для формирования функциональной грамотности на всех уровнях общего образования включая учителей, старшеклассников, преподавателей, студентов. Результаты показали, что учителя и преподаватели понимают, что наиболее эффективными будут педагогические и социально-ориентированные практики для формирования функциональной грамотности школьников и студентов. К сожалению, педагоги не придали важности работу над развитием индивидуальности обучающихся, хотя именно она обеспечивает успешность социализации в современном обществе.

Результаты анализа анкетирования школьников 11-ого класса и студентов 3-ого курса подтвердили идею о том, что функциональная грамотность формируется только в личностно значимой деятельности человека, которая может иметь как целенаправленный, так и стихийный характер, но всегда имеет личностные мотивы. На что указывают низкие оценки методов обучения (по 1 баллу) и образовательной среды (особенно студентов). В отношении учебного содержания оценки разделились у школьников и студентов. Для первых оно оказалось более значимым и актуальным в процессе развития функциональной грамотности, для вторых – менее важным. Можно предположить, что в этом случае студенты осознают потребность в практико-ориентированных, компетентностных текстах учебной литературы, которых недостаточно. Выпускники школы еще это не осознают.

Вместе с тем, результаты исследования указывают на необходимость перемен в общем и высшем педагогическом образовании. Очевидно, что для развития функциональной грамотности актуальны современные подходы и соответствующие им интерактивные методы, слабо используемые в современном образовательном процессе, как в школе, так и в университете при подготовке педагогов. Оперативность, прочность и осознанность предметных знаний обеспечивают формирование функциональной грамотности обучающегося как целостной интегральной характеристики личности, ее способности иметь гражданскую позицию в определенной сфере деятельности и науки. В настоящее время функциональная грамотность представляет собой трамплин для успешной самореализации в обществе.

Отличительные признаки функциональной грамотности:

направленность на решение социальных и бытовых проблем;

ситуативная характеристика личности, обнаруживающая себя в конкретных социальных обстоятельствах;

связь с решением стандартных, стереотипных задач;

наличие определенного элементарного (базового) уровня навыков чтения и письма;

используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения;

имеет смысл, главным образом, в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности.

В системе подготовки и повышения квалификации педагогов, преподавателей целесообразно соблюдать следующие условия:

комплексный подход к подготовке преподавателей, педагогов с учетом того, что они будут решать задачу развития функциональной грамотности у обучающихся;

владение предметным содержанием и современными методами и технологиями обучения;

применение педагогических технологий и техник в соответствии с целью;

организация самостоятельных исследований обучающихся;

учет индивидуальных потребностей, интересов и склонностей обучающегося;

реализация сотрудничества и преемственности в достижении единой цели – развития функциональной грамотности обучающихся;

организация работы команд педагогов с руководством своей организации, профессиональными ассоциациями и союзами;

оптимизация использования цифровых ресурсов в образовании, применение информационных систем для диагностики развития каждого учащегося;

проектирование, планирование и управление образовательной средой в сотрудничестве с другими учителями, преподавателями и партнерами;

рефлексия собственного опыта и его коррекции по необходимости.

Таким образом, функциональная грамотность – метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к изучению проблемы развития функциональной грамотности учителей и школьников, преподавателей и студентов педагогических вузов и соблюдении комплекса условий, выявленных нами.

110908_html_619643cd.jpg

Цель:

Совершенствование профессионализма учителя для подготовки к Международной оценке качества образования и успешной реализации содержания и технологии профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в учебном процессе.

Проблемы, над которой работает МО:

1.Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся.

2.Внедрение эффективных педагогических технологий как фактор повышения качества физико-математического образования в условиях Единой системы оценки качества образования.

Для решения проблемы был определен следующий круг задач:

  • Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства.
  • Осуществление дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватных требованиям ФГОС.
  • Работа по совершенствованию учебно-методического комплекса; использование интернет- ресурсов в учебно-образовательных целях, создание рабочих программ по предметам.

Цель:

  1. Исполнение требований к результатам освоения ООП ООО и СОО.
  2. Повышение качества обучения для достижения учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу; формирование у учащихся способностей к саморазвитию и самовоспитанию, развитие критического мышления, освоение коммуникативными универсальными учебными действиями:
    • владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов – определять тему, главную идею текста, цель его создания;
    • различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте;
    • выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста.

    3. Внедрение в практику каждого учителя новых технологий обучения.

    4. Проведение диагностических работ (мониторинг уровня обученности и качества знаний) по физике ,математике, информатике, географии, химии, анализ результатов и ошибок.

    6.Обмен опытом по совершенствованию методик преподавания, изучение передового педагогического опыта, организация круглых столов, семинаров .

    6. Работа с одарёнными учащимися:

      • организация и проведение школьного этапа олимпиад по физике ,математике, информатике;
      • участие в районных олимпиадах, конкурсах, всероссийских дистанционных олимпиадах;
      • организация элективных курсов.

      7. Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса к изучаемым предметам, участие в предметной неделе.

      Формы методической работы ШМО:

      • Проведение заседаний.
      • Осуществление внутришкольных мониторингов преподавания предметов.
      • Подготовка и проведение предметных недель.
      • Работа учителей над темами самообразования.
      • Организация и проведение открытых уроков
      • Анализ опыта участия учащихся школы в сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике.
      • Участие в подготовке педагогических советов по методической теме школы.
      • Участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней.

      План работы ШМО учителей естественно-математического цикла

      на 2019-2020 год

      Заседание №1

      Тема заседания и содержание

      Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся.

      Активная оценка как новая эффективная стратегия обучения

      Выступление и обсуждение

      2. Утверждение темы работы МО в соответствии с единой методической темой школы. Утверждение плана МО на 2019-2020 уч. год.

      3. Анализ итоговой аттестации выпускников за 2019-2020 уч. год. (выработка мер по повышению результатов ГИА в новом учебном году)

      4. Согласование рабочих программ по математике в соответствии с требованиями стандартов образования.

      5. Согласование программ элективных курсов.

      Заседание №2

      Тема заседания и содержание

      1. Современные образовательные технологии и педагогические инновации как инструмент управления качеством образования.

      Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение.

      Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании.

      Читайте также: