Доклад на тему функциональная грамотность школьника как один из способов повышения качества обучения
Обновлено: 28.06.2024
На формирование функциональной грамотности в каждом образовательном учреждении оказывает влияние множество факторов, в числе которых выделяются:
- содержание образования (основная образовательная программа, учебные программы);
- формы и методы обучения;
- система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
- программы внеурочного, дополнительного образования;
- модель управления школой (уровень автономии в регулировании учебного плана);
- наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
- активная роль родителей в обучении и воспитании.
Такое обилие факторов приводит и к многообразию проблем при решении задачи выстраивания системы работы школы по формированию функциональной грамотности.
На уровне образовательной организации самыми ощутимыми затруднениями выступают следующие (таблица 1):
Таблица 1. Проблемные поля в системе формирования и развития функциональной грамотности в школе
Создания условий по формированию и развитию ФГ
Изменений в содержании
Изменения в технологиях
инструменты оценки сформированности ФГ
технологическая карта урока (модуль, контекстно), внеурочного занятия
технологии и формы (урочной, внеурочной деятельности)
технологии и формы
воспитательной работы
метапредметные мероприятия: проекты, конкурсы, олимпиады
При анализе результатов диагностической работы по функциональной грамотности, в которой приняли участие ученики 6-х классов в феврале 2021 г., в соответствии с проверяемыми компетенциями был выявлен ряд дефицитов учащихся (таблица 2):
Таблица 2.Дефициты учащихся по результатам диагностической работы в 6-х классах.
Проверяемые компетенции
(кодификатор)
Выявленные дефициты
(результаты-умения)
ЧГ
Находить и извлекать информацию
извлечение множественных единиц информации
Интегрировать и интерпретировать информацию
причинно-следственные связи, выводы, мотивы героев
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
точка зрения, оценка достоверности!
ЕНГ
Научное объяснение явлений
предложить прогноз, гипотезу
Применение методов естественнонаучного исследования
способы обеспечения надежности и достоверности данных
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов
выводы, оценка научных аргументов из различных источников (составные тексты)
МГ
Формулировать ситуацию математически
создание математической модели
Применять математические факты, процедуры
анализ информации в различных формах
Интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты
анализ методов решения, обобщение, проверка истинности
ФнГ
Выявление финансовой информации
умение искать, неумение анализировать
Анализ информации в финансовом контексте
планирование финансовых дел, выбор при сравнении вариантов
Описание финансовых проблем
оценка вариантов решений, проверка достоверности
Применение финансовых знаний и пониманий
применение знаний без понимания
С учетом выявленных проблемных полей в школе организована работа, через следующие виды деятельности:
Конечно, это только начало реализации школьного проекта по формированию функциональной грамотности, планируемыми результатами которого должны стать определенные уровни ее сформированности (представлены на рис. 1).
Рисунок 1. Уровни сформированности функциональной грамотности школьника
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ доклад.docx
Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же она становится такой важной?
Обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Сформированность функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.
Формирование функциональной грамотности учащихся в современной
образовательной системе может быть решена в контексте каждой
образовательной области, а также каждого учебного предмета.
Теория функциональной грамотности базируется на одном из более популярных международных оценочных изучений – «(PISA)
С 2021 года впервые исследованию подвергнется креативное мышление пятнадцатилетних учащихся.
Основной причиной невысокого рейтинга России являются низкие результаты российских учащихся пятнадцатилетнего возраста практически по всем областям функциональной грамотности, выявленные в исследовании PISA.
Речь идет, прежде всего, о недостаточно сформированной способности у учащихся использовать имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень владения такими умениями, как поиск новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов. Другими
словами, относительный неуспех наших школьников в решении заданий, предлагаемых в международных исследованиях, кроется в отсутствии практики решения задач, направленных на развитие функциональной грамотности обучающихся в отечественной школе.
Функциональная грамотность – результат целенаправленного организованного процесса познавательной деятельности.
Формирование функциональной грамотности в образовательном пространстве.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Функционально грамотная личность – это человек:
- ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;
- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
- умеющий отвечать за свои решения;
- способный нести ответственность за себя и своих близких;
- владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке
- обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
- владеющий современными информационными технологиями.
Цель учителя – развить ребёнка.
- развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно- логическое;
- развить речь, аналитико- синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и вообразение, пространственное восприятие;
- развить морорную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
- развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим прведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Условия достижения данной цели обучения носит длительный характер:
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;
- представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;
-правила оцениванияотличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.
В современных условиях в школе появляется возможность ыфйти за пределы окружающего социкма, это участие в различныхпроектах, которые позволяют заниматься учебно- познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий.
Проектная деятельность учащихся по предметам, участие в школьно – практических конференциях. Внеклассные мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности.
Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.
Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении. И требует от учителя более высокого уровня мастерства.
В заключении можно сказать, что:
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональныхзадач, способствуют развитию школьной информационно – образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся .
Современное общее образование во всем мире ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования.
Поэтому возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.
По мнению авторов, необходим глубокий анализ данной проблемы, позволяющий рассмотреть вопрос с точки зрения понимания педагогами функциональной грамотности, владения ими инструментарием решения данной задачи, практикой подготовки современного учителя к иному пониманию качества образования.
Наталья Ивановна Шевченко, канд. пед. наук,
Дмитрий Александрович Махотин, канд. пед. наук.
В эпоху глобализации информационного пространства, массового использования гаджетов система образования вынуждена ускорить свое преобразование, приспособление к новым социальным требованиям. Многие страны, включая Россию, столкнулись с проблемой функциональной неграмотности в условиях развития глобального информационного общества.
Противоречивость проявляется в том, что практика образования инерционна и по преимуществу осуществляется в традиционной парадигме, с опорой на объяснительно-иллюстративный метод преподнесения учителем, преподавателем новой информации. Этот метод требует от обучающихся воспроизведения услышанного (прочитанного), активизирует конкретно-образное мышление в ущерб логическому, абстрактному. Проведенное исследование показывает, что образовательный процесс, спроектированный на таком методе, не создает условий для развития функциональной грамотности у школьников, студентов сдерживает их общее развитие. В ходе исследования стало очевидным, что это проблема не только педагогической науки, но и качества подготовки педагогов, образования детей в начальной школе и далее, поэтому устранять эти дефициты у школьников и студентов следует на уровне подготовки учителей, преподавателей педагогических университетов.
С позиции культурных констант функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (прежде всего — общего) с многообразной человеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности проявляется в ее назначении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстроменяющемся обществе (С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина, 2007). В этом контексте она превращается из условия в фактор, влияющий на участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, в образовании на протяжении всей жизни. Исходя из этого функциональная грамотность в ее глобальном измерении — индикатор общественного благополучия, определенных социокультурных достижений общества (Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог, 2014). Низкий уровень функциональной грамотности следует расценивать как риск формирования социального кризиса в стране.
Проблематика формирования функциональной грамотности у учащихся в последние годы была предметом исследований многих российских и зарубежных ученых. Так, В.В. Гаврилюк, Г.Г. Сорокин, Ш.Ф. Фарахутдинов (2009) рассматривают функциональную грамотность как часть культуры информационного общества, в тоже время Контримович А.А., Паюнена М.В. (2011) полагают, что знание иностранных языков влияет на овладение функциональной грамотностью. Исследователи рассматривают вопрос функциональной грамотности с позиции ее значимости для достижения результатов образования в разных областях, повышения качества чтения и письма, личностного развития и подготовки кадров (О.Е. Лебедев, 2003) и др. Однако комплексно для обучающихся школьников и студентов этот вопрос недостаточно исследован.
Анализ литературы позволил определить, что в структуру функциональной грамотности входят (О.Е. Лебедев, 2003):
— познавательная база, представляющая собой органическое единство предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;
— образовательное пространство, представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;
— методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.
При этом системообразующим компонентом в структуре функциональной грамотности, отмечает О.Е. Лебедев, является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя.
Опыт современной практики, научных исследований показывает, что в структуре функциональной грамотности главным представляется осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично. В настоящее время вновь актуализируется идея о том, что процесс обучения протекает внутри собственной, личной деятельности учащегося и только на основе формирования конкретных видов деятельности, у него возникают и развиваются определенные психические способности, умения и действия (Л.С. Выготский, 2005).
Сравнительный анализ результатов международных исследований качества общего образования TIMSS и PISA позволяет выявить основные проблемы, характерные для российской общеобразовательной школы. TIMS оценивает качество математического и естественнонаучного образования на уровнях общего начального, основного и среднего образования (4, 8 и 11 классы). Исследования PISA оценивают функциональную грамотность 15-летних школьников в области математики, чтения и естествознания. Анализ результатов исследований TIMSS показал, что в области математического и естественнонаучного образования (1995, 1999, 2003, 2007 и 2011 гг.) уровень подготовки школьников 4 и 8 классов по естественно-математическим предметам превышает средние международные показатели. Российские учащиеся незначительно уступают в общеобразовательной подготовке своим сверстникам в других развитых странах мира. В этом исследовании лидируют учащиеся Японии, Южной Кореи, Сингапура.
Показатели TIMSS свидетельствуют о достаточно высоких образовательных результатах учащихся, в то время как исследование PISA (Programme for International Student Assesment) свидетельствует об обратном.
Улучшение по сравнению с предыдущим замером (2011 год) касается в первую очередь учеников 4-х классов (восьмиклассники практически не изменили свои результаты, а кое-где даже ухудшили). Оценка четвероклассников по математике поднялась на 21 балл, а по естествознанию — на 15 баллов (используется 1 000-балльная шкала). Существенные различия объясняются разной методологией исследования. Так, в TIMSS проверяется освоение базовых знаний и умений, преимущественно на уровне воспроизведения и применения по образцу, что свойственно российским школьникам. В заданиях PISA проверяется способность применять освоенные предметные знания и учебные действия в новой ситуации, выявление новой информации в предлагаемом содержании, ее осмысление и анализ.
Однако всему этому следует обучить учителя, к профессионализму которого резко возросли требования. Они обозначены в профессиональном стандарте педагога и имеют компетентностную сущность. Для актуальной подготовки педагогов разрабатываются новые стандарты, при этом большинство преподавателей университетов имеют недостаточные представления о способах формирования новых трудовых действий (компетенций) педагогов, в том числе относительно функциональной грамотности.
Главная идея проведенного исследования состоит в экспонировании способности преподавателей, педагогов к развитию функциональной грамотности как основного показателя их профессиональной компетенции, педагогической деятельности в целом.
Исходя из этого, целью нашего исследования рассматривается: выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий развития функциональной грамотности у школьников и студентов.
Гипотеза состоит в следующем: преподаватели, педагоги достаточно ориентированы на достижение предметных и метапредметных умений и действий школьников и студентов, не рассматривая их как единые составляющие качественно нового образовательного результата — функциональной грамотности обучающегося, совместно не проектируя образовательных процесс на достижение данной качественной характеристики, не выстраивая соответствующего комплекса условий для этого.
В анкетировании приняли участие 68 учителей и преподавателей из 8 регионов и 15 университетов Российской Федерации.
На вопрос, когда школьник достигает уровня функциональной грамотности, 48% респондентов ответили, что в школе он не достигает этого уровня. 24% ответили, что на уровне окончания основной школы, 12 % соответственно — на уровне окончания старшей школы. Достижение уровня функциональной грамотности на уровне окончания начальной школы отметили 6%.
Ответы на данный вопрос указывают на понимание способов формирования и развития функциональной грамотности в образовательном процессе школы.
Анализируя ответы респондентов, следует отметить тенденцию в них на перемены в образовательном процессе, что безусловно отражает благоприятные перспективы в подготовке студентов-педагогов и изменении ситуации в школе.
Анализируя состав опрашиваемых, отметим его зрелость профессиональную и перспективность, позитивный настрой на изменения в систем образования, которые приобрели перманентный характер в последнюю четверть века.
Школьникам 11-ого класса и студентам 3-ого курса было предложено оценить учебное содержание, методы обучения и образовательную среду с позиции обеспечения условий развития функциональной грамотности по шкале от 1 до 3 (рис. 6-8).
Проведенные исследования охватили школьную и университетскую среду, отвечающую за развитие школьников и подготовку педагогов для работы с ними. Это позволило выявить комплекс условий, необходимых для развития функциональной грамотности у обучающейся молодежи, найти общее и отличное в работе со старшеклассниками и студентами, учителями и преподавателями.
Анализ анкетных данных свидетельствует о противоречивости представлений преподавателей педагогических вузов о сущности и способах формирования функциональной грамотности у студентов и школьников.
Респонденты в большинстве своем отмечают недостаточность условий для формирования функциональной грамотности на всех уровнях общего образования включая учителей, старшеклассников, преподавателей, студентов. Результаты показали, что учителя и преподаватели понимают, что наиболее эффективными будут педагогические и социально-ориентированные практики для формирования функциональной грамотности школьников и студентов. К сожалению, педагоги не придали важности работу над развитием индивидуальности обучающихся, хотя именно она обеспечивает успешность социализации в современном обществе.
Результаты анализа анкетирования школьников 11-ого класса и студентов 3-ого курса подтвердили идею о том, что функциональная грамотность формируется только в личностно значимой деятельности человека, которая может иметь как целенаправленный, так и стихийный характер, но всегда имеет личностные мотивы. На что указывают низкие оценки методов обучения (по 1 баллу) и образовательной среды (особенно студентов). В отношении учебного содержания оценки разделились у школьников и студентов. Для первых оно оказалось более значимым и актуальным в процессе развития функциональной грамотности, для вторых – менее важным. Можно предположить, что в этом случае студенты осознают потребность в практико-ориентированных, компетентностных текстах учебной литературы, которых недостаточно. Выпускники школы еще это не осознают.
Вместе с тем, результаты исследования указывают на необходимость перемен в общем и высшем педагогическом образовании. Очевидно, что для развития функциональной грамотности актуальны современные подходы и соответствующие им интерактивные методы, слабо используемые в современном образовательном процессе, как в школе, так и в университете при подготовке педагогов. Оперативность, прочность и осознанность предметных знаний обеспечивают формирование функциональной грамотности обучающегося как целостной интегральной характеристики личности, ее способности иметь гражданскую позицию в определенной сфере деятельности и науки. В настоящее время функциональная грамотность представляет собой трамплин для успешной самореализации в обществе.
Отличительные признаки функциональной грамотности:
направленность на решение социальных и бытовых проблем;
ситуативная характеристика личности, обнаруживающая себя в конкретных социальных обстоятельствах;
связь с решением стандартных, стереотипных задач;
наличие определенного элементарного (базового) уровня навыков чтения и письма;
используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения;
имеет смысл, главным образом, в контексте проблемы поиска способов ускоренной ликвидации неграмотности.
В системе подготовки и повышения квалификации педагогов, преподавателей целесообразно соблюдать следующие условия:
комплексный подход к подготовке преподавателей, педагогов с учетом того, что они будут решать задачу развития функциональной грамотности у обучающихся;
владение предметным содержанием и современными методами и технологиями обучения;
применение педагогических технологий и техник в соответствии с целью;
организация самостоятельных исследований обучающихся;
учет индивидуальных потребностей, интересов и склонностей обучающегося;
реализация сотрудничества и преемственности в достижении единой цели – развития функциональной грамотности обучающихся;
организация работы команд педагогов с руководством своей организации, профессиональными ассоциациями и союзами;
оптимизация использования цифровых ресурсов в образовании, применение информационных систем для диагностики развития каждого учащегося;
проектирование, планирование и управление образовательной средой в сотрудничестве с другими учителями, преподавателями и партнерами;
рефлексия собственного опыта и его коррекции по необходимости.
Таким образом, функциональная грамотность – метапредметное, интегральное образование, которое формируется при изучении школьных дисциплин с опорой на личностные качества и имеет разнообразные формы проявления.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к изучению проблемы развития функциональной грамотности учителей и школьников, преподавателей и студентов педагогических вузов и соблюдении комплекса условий, выявленных нами.
Цель:
Совершенствование профессионализма учителя для подготовки к Международной оценке качества образования и успешной реализации содержания и технологии профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся в учебном процессе.
Проблемы, над которой работает МО:
1.Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающихся.
2.Внедрение эффективных педагогических технологий как фактор повышения качества физико-математического образования в условиях Единой системы оценки качества образования.
Для решения проблемы был определен следующий круг задач:
- Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства.
- Осуществление дидактических принципов обучения, воспитания и поддержки здоровья детей, адекватных требованиям ФГОС.
- Работа по совершенствованию учебно-методического комплекса; использование интернет- ресурсов в учебно-образовательных целях, создание рабочих программ по предметам.
Цель:
- Исполнение требований к результатам освоения ООП ООО и СОО.
- Повышение качества обучения для достижения учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу; формирование у учащихся способностей к саморазвитию и самовоспитанию, развитие критического мышления, освоение коммуникативными универсальными учебными действиями:
- владеть смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов – определять тему, главную идею текста, цель его создания;
- различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте;
- выявлять детали, важные для раскрытия основной идеи, содержания текста.
3. Внедрение в практику каждого учителя новых технологий обучения.
4. Проведение диагностических работ (мониторинг уровня обученности и качества знаний) по физике ,математике, информатике, географии, химии, анализ результатов и ошибок.
6.Обмен опытом по совершенствованию методик преподавания, изучение передового педагогического опыта, организация круглых столов, семинаров .
6. Работа с одарёнными учащимися:
- организация и проведение школьного этапа олимпиад по физике ,математике, информатике;
- участие в районных олимпиадах, конкурсах, всероссийских дистанционных олимпиадах;
- организация элективных курсов.
7. Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса к изучаемым предметам, участие в предметной неделе.
Формы методической работы ШМО:
- Проведение заседаний.
- Осуществление внутришкольных мониторингов преподавания предметов.
- Подготовка и проведение предметных недель.
- Работа учителей над темами самообразования.
- Организация и проведение открытых уроков
- Анализ опыта участия учащихся школы в сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике.
- Участие в подготовке педагогических советов по методической теме школы.
- Участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней.
План работы ШМО учителей естественно-математического цикла
на 2019-2020 год
Заседание №1
Тема заседания и содержание
Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся.
Активная оценка как новая эффективная стратегия обучения
Выступление и обсуждение
2. Утверждение темы работы МО в соответствии с единой методической темой школы. Утверждение плана МО на 2019-2020 уч. год.
3. Анализ итоговой аттестации выпускников за 2019-2020 уч. год. (выработка мер по повышению результатов ГИА в новом учебном году)
4. Согласование рабочих программ по математике в соответствии с требованиями стандартов образования.
5. Согласование программ элективных курсов.
Заседание №2
Тема заседания и содержание
1. Современные образовательные технологии и педагогические инновации как инструмент управления качеством образования.
Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение.
Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельностного подхода в образовании.
Читайте также: