Доклад на тему функциональная грамотность на уроках физической культуры

Обновлено: 17.05.2024

Грамотность - это подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Функциональная – это применение полученных знаний в жизни.

Функциональная грамотность,полученная на уроках ОБЖ, физкультуры - это индикатор общественного благополучия.

Чем выше уровеньфункциональная грамотность, тем лучше социокультурные достижения в обществе;

Чемниже порог функциональной грамотности, тем вышевозможность социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.

Автор: Сарычева Лариса Николаевна

" Развитие функциональной грамотности

на уроках физкультуры , ОБЖ " .

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

Полноценное функционирование выпускника в современном индустриальном обществе зависит не столько от освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он сможет решить эффективно с минимальными затратами собственных жизненных сил и здоровья. Какие выпускники с егодня обществу нужны обществу?

Начну нашу беседу с истории:

В спортивный магазин в один из отделов стоит очередь, подросток, женщина с ребенком, двое мужчин. Проходящий мужчина заинтересовался очередью

стоявшая женщина поднимает голову и указывает на название отдела

Возмущенно говорит мужчина,

- А мы в свое время ремонтировали велосипеды с пацанами всем двором!

Т ак какую грамотность учитель должен сформулировать у ребенка на нашем блоке предметов? Какие задачи мы ставим ? Каким образом их можно решать ?

Грамотность - это подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Функциональная – это применение полученных знаний в жизни.

Ф ункциональная грамотность , полученная на уроках ОБЖ, физкультуры - это индикатор общественного благополучия.

Чем выше уровень функциональная грамотность , тем лучше социокультурные достижения в обществе ;

Чем ниже порог функциональной грамотности, тем выше возможность социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.

Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть, как влияет решение нестандартных задач на уроках, познавать, само выражаться, анализировать, уметь применять полученные знания в жизни. А именно жизнь является основным экзаменом наших предметов.

Предлагается детям на уроках решить задачу :

ЗАДАЧА 1 , она основана на развитии читательской грамотности и игровых технологиях.

Во время летнего жаркого дня, группа подростков отдыхала на водоеме. Один из подростков пошел купаться в водоем, подойдя к водоему , подросток упал.

-Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации.

При решении данной задачи учащиеся, у которых не сформирована читательская грамотность, обычно допускают следующие ошибки:

• Усаживают или кладут под голову валик

• Хлопают по щекам

• Дают нюхать нашатырный спирт

И когда после разбора ошибок учащиеся понимают, что если правильно и своевременно не оказать помощь пострадавшему, этот случай может привести к необратимым последствиям. Они начинаю более вдумчиво вчитываться в текст, и стараются получить из него максимум полезной информации.

Правильное решение задачи:

- При обмороке в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь и оценить состояние человека, то есть определить, дышит ли он и есть ли пульс, а также проверить реакцию зрачков на свет.

* Необходимо перенести пострадавшего в тень или прохладное место

*Пострадавшего следует правильно уложить, а именно на спину, на ровную поверхность. Ноги следует несколько приподнять (подложить под ноги подушку, свернутое одеяло, сумку и так далее). Это способствует оттоку крови из нижней части тела и поступлению ее в головной мозг.

*Голову следует повернуть на бок, это поможет избежать закупорки верхних дыхательных путей рвотными массами.

* Расстегнуть стесняющую одежду. Обмахивать лицо импровизированным опахалом (например, журналом). Если обморок произошел в помещении, то открыть окно или дверь. Не допускать большого скопления народа возле пострадавшего, это затруднит доступ свежего воздуха к нему.

*Растереть ушные раковины. Это провоцирует приток крови к голове. Также следует растереть руки и стопы, чтобы улучшить циркуляцию крови.

*Ватой, смоченной нашатырным спиртом, протереть виски человека.

* Приложить к голове холодный компресс. Тело обтереть холодной водой, начиная с области сердца, или обернуть влажной простыней.

- Если у него наблюдается остановка дыхания и пульса, то следует приступить к выполнению сердечно-легочной реанимации. Человек должен лежать на ровной и твердой поверхности. Выполняют непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Реанимация продолжается до восстановления дыхания и сердечной деятельности или же приезда скорой помощи.

* П ередать пострадавшего медицинским работникам .

Решая подобные задания на уроках через игровые ситуации, суть которых состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

ЗАДАЧА 2 , основ ана на решение тестовых заданий и познание основ, через самостоятельную добычу знаний.

Какое положение следует принять, если на равнине, вдали от укрытия, вас застала гроза?

- Лечь на бок в позу зародыша

- Сидя на корточках, обхватить колени руками

- Лечь плашмя на живот

ответ: Сидя на корточках, обхватив колени

Вы остались дома одни. Вдруг в дверь вашей квартиры позвонили. Что необходимо сделать?

ответ на вопрос: спросить кто там, но дверь не открывать.

Через подобные задачи у детей формируется:

- система знаний о жизненно необходимых умениях.

- грамотное поведение при ЧС.

- морально волевые качества.

- опыт межличностного общения.

- готовность замечать проблемы и умение их решать.

-умение анализировать ситуации и и применять в них имеющееся знания.

ЗАДАЧА 3 , основана на решение тестовых заданий и практических умениях.

Путем тестирования уровня физического развития , определить УФР на начало и конец учебного года по нескольким показателям (гибкость, выносливость, сила) .--- Д ети сравнивают свои показатели, делают умозаключения в виде расписывания индивидуальных занятий по улучшению собственных показателей .

Решая подобные задания, у детей формируются:

- умения определять уровень своего развития и подготовленности

- умения составлять комплексы с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показателей для улучшения формы тела и здоровья.

- зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневну ю привычку или даже потребность.

ЗАДАЧА 4 , основана на подвижных и спортивных играх.

ИГРА: Присутствующие делятся на команды, у каждой команды выбирается капитан. Капитан получает шапку бейсболку, команды теннисный мяч. По команде каждая команда делает бросок мячом, пытаясь попасть в шапку капитана, капитан – пытается поймать мяч. (Выполнить по несколько бросков). Побеждает команда поймавшая больше мячей.

Выполняя подобные задания в виде игр у детей формируется:

- У мение работать в коллективе .

- Ч увства радости, удовольствия, участия принимать самостоятельные решения.

- Двигательные навыки, необходимые в тр уде и быту, а также способность наилучшим образом в двигательном отношение реагировать на неожиданную сложную, а порой и опасную ситуацию.

- Честность, вежливость, уважение к людям, трудолюбие, взаимопомощь, целеустремленность, настойчивость, смелость, сам остоятельность, самообладание.

- А ктивное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: вы носливость, быстрота, сила воли.

ЗАДАЧА 5 , основана на умении рефлексировать

Я начинаю под музыку (активная) показывать 1упражнение, вы его подхватываете и выполняете. П о моему сигналу рукой 1 группе , сидящие вместе показывает для всех следующее упражнение, все подхватывают и выполняют, и т д.

Продолжим ЗАРЯДКУ , (музыка спокойная) . Условия зарядки те же , только упражнения уже выполняются медленно, можно с закрытыми глазами.

Решая подобные задания на уроках можно сформировать:

- У мение расслабляться , а это хороший отдых между уроками: они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность школьника.

- Создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;

- В се внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), эмоционально-чувственную сферу психики (чуткость, умение познават ь глубину душевных переживаний.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

В итоге, как должен выглядеть выпускник функционально грамотным по предм етам физическая культура и ОБЖ?

1. Бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, вести профилактику вредных привычек. Знать особенностей физической работоспособности человека, факторы положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни.

2. Оказать первую помощь при травмах разного характера.Владеть оздоровительно-реабилитационной деятельностью.

3. Владеть навыками действий при ЧС. Уметь анализировать.

4. Владеть технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, владеть простейшими приемами тренировки и релаксации.

5. Уметь выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности.

6. Уметь способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе. Уметь проявлять инициативу, не спрашива я других, следует ли это делать. Уметь уживаться с другими;

7. Быть готовыми замечать проблемы и искать пути их решения. Уметь анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания. Уметь уживаться с другими;

8. Быть готовым приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

9. Уметь читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы. Осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта спортивного оборудования и спортивных объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики.

10. Самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работ.

11. Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.).

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны быть сформированы у обучающихся.

Проявление ключевых компетенций в области физической культуры

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Социальная значимость для обучающегося

Личностная значимость для обучающегося

Обобщенные виды деятельности; способность присваивать исторический опыт

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

сфера науки, искусства

способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

владение устным и письменным общением

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье)

способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

сфера социально - культурная

определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Формирование ключевых компетенций требует от учителя определенной программы действий:

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся

Цели физического воспитания

Средства физической культуры, умения и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье

1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний

Комплексы лечебной физической культуры.

Оказание первой помощи при травмах.

Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.

Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры

2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания

Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.

Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.

Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни

компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности

3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности

Общая и прикладная физическая подготовка.

Владение способами двигательной деятельности.

Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности

Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний

4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации

Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся:

• способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;

• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

• готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

• умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;

• умение уживаться с другими;

• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие функциональной грамотности

на уроках физической культуры

учитель физической культуры

п.г.т.Безенчук Самарской обл.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Разгадай ребус. Полученное слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: организм

hello_html_989134f.jpg

Ответ:__________

Разгадай загадку.

«По пушистому животу

бьют меня невмоготу,

метко сыплют игроки

Выбери ответ-отгадку.

а) б) в) г)

В любом беговом упражнении выделяют 4 фазы движения. Расставь их в необходимой последовательности, запиши в ответе без кавычек, пробелов и каких-либо знаков препинания. Например: вагб

а) бег по дистанции б) финиширование в) стартовый разгон г) старт

Ответ: ___________

Разгадай кроссворд, и узнаешь, как называлась в Древней Греции гимнастическая школа для мальчиков. Ключевое слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: команда

*в ячейки с цифрами буквы не вписывать

По горизонтали:

1. Спорт в воде.

2. Место для купания.

3. Физическая …

5. Физическое качество человека.

6. Начало дистанции.

7. Скоростное физическое качество.

8. Инвентарь для прыжков на месте и в движении.

hello_html_m441d775c.jpg

Ответ:__________

Технологии критического мышления.

Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

Критическое мышление проходит 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Приемы формирования функциональной грамотности учащихся посредством ТКМ на уроках физической культуры:

3. Чтение с пометками. Предлагают учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными. Например, о технике безопасности , о ЗОЖ, каких-то интересных фактах и т.д. Данный приём способствует развитию читательской грамотности.

4. Ключевые слова. Учащиеся получают карточку со словами, при помощи которых готовят выступление по определенной теме.

hello_html_65118915.jpg

hello_html_ma55ab4c.jpg

Текст учебного задания:

Частота сердечных сокращений (ЧСС).

ЧСС – один из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы, который можно использовать для самостоятельного контроля. Частота пульса измеряется в количестве ударов в минуту.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• воспитание моральных и волевых качеств;
• развитие опыта межличностного общения.

Оценить 6582 0

Развитие функциональной грамотности

на уроках физической культуры

учитель физической культуры

п.г.т.Безенчук Самарской обл.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

• воспитание моральных и волевых качеств;

• развитие опыта межличностного общения.

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Разгадай ребус. Полученное слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: организм

Ответ:__________

Разгадай загадку.

«По пушистому животу

бьют меня невмоготу,

метко сыплют игроки

Выбери ответ-отгадку.

В любом беговом упражнении выделяют 4 фазы движения. Расставь их в необходимой последовательности, запиши в ответе без кавычек, пробелов и каких-либо знаков препинания. Например: вагб

а) бег по дистанции б) финиширование в) стартовый разгон г) старт

Ответ: ___________

Разгадай кроссворд, и узнаешь, как называлась в Древней Греции гимнастическая школа для мальчиков. Ключевое слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: команда

*в ячейки с цифрами буквы не вписывать

По горизонтали:

1. Спорт в воде.

2. Место для купания.

3. Физическая …

5. Физическое качество человека.

6. Начало дистанции.

7. Скоростное физическое качество.

8. Инвентарь для прыжков на месте и в движении.

Ответ:__________

Технологии критического мышления.

Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

Критическое мышление проходит 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

Приемы формирования функциональной грамотности учащихся посредством ТКМ на уроках физической культуры:

3. Чтение с пометками. Предлагают учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными. Например, о технике безопасности , о ЗОЖ, каких-то интересных фактах и т.д. Данный приём способствует развитию читательской грамотности.

4. Ключевые слова. Учащиеся получают карточку со словами, при помощи которых готовят выступление по определенной теме.

Задание №2 (составлено самостоятельно)

Тематическая область: здоровье

Текст учебного задания:

Частота сердечных сокращений (ЧСС).

ЧСС – один из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы, который можно использовать для самостоятельного контроля. Частота пульса измеряется в количестве ударов в минуту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.



Тема: Развитие функциональной грамотности по проблеме здоровья, здорового образа жизни посредством решения практико-ориентированных задач

Кнутас Валентина Ивановна,

преподаватель физической культуры

высшей квалификационной категории

Развитие функциональной грамотности на уроках физкультуры.

Практико-ориентированный подход в обучении.

Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ.

Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.

Одним из уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

Одной из приоритетных задач реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих их здоровье.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования в области здоровьесбережения. Поэтому возникает ряд актуальных научно-методических проблем по воспитанию и обучению школьников, которые необходимо решать для того, чтобы в современной социально-информационно-культурной ситуации развития общества привить им основы функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни.

Анализ сложившейся в мире ситуации показывает, что учащиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего образа жизни и состояния здоровья, самостоятельной деятельности по его сохранению и укреплению. Очевидно, что само по себе формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у школьника стойкой мотивации на здоровье, стоит вести речь о культуре здоровья.

Формирование культуры отношения подростков к собственному здоровью и здоровью других людей - важнейшая сфера ответственности школы. Этому необходимо не столько научить, обеспечить информацией, сколько решить воспитательную задачу сформировать отношение к здоровью как к ценности, мотивацию на заботу о нем, потребность в здоровом образе жизни. Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

О наличии функциональной грамотности мы узнаем, только лишь встретившись с её отсутствием. По этой причине нужно указать не столь о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что считается одной из характеризующих условий, тормозящих формирование социальных взаимоотношений.

Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Основные свойства функционально грамотной личности: это человек независимый, постигающий, способный жить среди людей, располагающий определёнными свойствами, основными компетенциями: изучать, находить, мыслить, содействовать, приниматься за дело.

Процесс развития и формирования функциональной грамотности средствами учебных объектов, отталкиваясь из настоящих познаний, умений и способностей, исполняется на базе развития навыков мышления.

На первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация, отвержение. Развитию функциональной грамотности на уроках могут помочь задачи, соответствующие уровню логических приемов.

Обеспечение качества здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций заключается в создании в рамках существующего образовательного процесса и ресурсных возможностей организации условий, гарантированно способствующих эффективному осуществлению деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Принципиальными процессами здоровьесберегающей деятельности, характеризующую ее как систему, выделяют:

– медицинское и санитарно-гигиеническое сопровождение;

– формирование педагогическими средствами здоровьеориентированной личностной позиции обучающихся;

– мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья обучающихся.

Все способы, применяемые преподавателем, обязаны быть ориентированы на формирование познавательной, мыслительной деятельности, что в свою очередь ориентирует на отработку, взаимообогащение познаний любого ученика, формирование его функциональной грамотности.

Развитие функциональной грамотности на уроках физкультуры.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;

формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

воспитание моральных и волевых качеств;

развитие опыта межличностного общения.

Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны быть сформированы у обучающихся.

Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, знания о здоровом образе жизни и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не только от полученных ЗУН, но и от неких дополнительных качеств.

3. Практико-ориентированный подход в обучении.

В системе современного образования актуальной является разработка и внедрение в учебный процесс педагогических технологий, повышающих интенсивность, качество, уровень мотивации, привлекательность процесса познания. Сегодня уже не достаточно дать багаж знаний школьникам, большое значение придается задаче - научить школьников учиться. А что еще важнее: применять полученные в школе знания в повседневности. Поэтому важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на развитие практических навыков, на способность применять их в жизни.

Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, обеспечение функционирования знаний в мышлении учащихся, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:

мотивационное обеспечение учебного процесса;

связь обучения с практикой;

сознательность и активность обучающихся в обучении.

В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт:

сопоставления, оценки явлений, процессов;

выявления причинно-следственных связей;

потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний.

Поэтому перед педагогом стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в разработке практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Прикладная направленность обучения предполагает ориентацию на:

тесную связь с жизнью;

на подготовку школьников к использованию знаний в области физической культуры и основ здорового образа жизни;

Практическая направленность ориентирована:

на сохранение и укрепление здоровья;

на формирование у школьников прочих навыков самостоятельной деятельности.

Прикладная и практическая направленность неразрывно переплетаются в учебно-воспитательном процессе.

Под практико-ориентированными задачами понимают задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов здоровья и здорового образа жизни, элементов производственных процессов.

Цель этих задач – научить, средствами предмета, отвечать на вопросы, которые предлагает сама жизнь.

расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся;

повышение интереса к предмету, используя различные технологии и методы;

развитие познавательных способностей учащихся;

сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей учеников

Обучение с использованием практико – ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.

Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление обеспечивают развитие личности ученика:

наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;

умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов; развитие творческих способностей учащихся;

формирование у них готовности к применению знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.

Педагог по физической культуре выступает как организатор детской двигательной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении поставленных задач.

Формирование функциональной грамотности у детей с ОВЗ.

Функциональная грамотность должна стать системной частью базового образования каждой личности, позволяющего принимать все вызовы, способствовать успешному взаимодействию с окружающими людьми и миром, решать задачи различной сложности в жизни и обучении, находиться в постоянном непрерывном образовании, владеть умениями и навыками рефлексии, оценивать свои действия. Будучи частью непрерывного образования, функциональная грамотность включает в себя множество форм:

грамотность, связанная с ИКТ, т. е. информационно-коммуникативными технологиями;

грамотность в быту;

поведенческая грамотность в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

проблем здоровья и здорового образа жизни.

Прежде чем обратиться непосредственно к особенностям формирования и развития соответствующих компонентов функциональной грамотности, педагогу необходимо решить, что она представляет из себя, для чего и как обучать детей, в том числе и учащихся с ОВЗ, определив суть, содержание и особенности функциональной грамотности в системе образования. Исходя из основной идеи образования, функциональная грамотность представляет собой достижение уровня знаний, умений и навыков, необходимого для формирования и осуществления осмысленной деятельности учащихся, позволяющей адекватно совершать действия.

Из-за меняющихся условий в образовании и изменений требований к уровню образования современной личности гетерогенность окружающей образовательной среды коснулась и учащихся с ОВЗ. При работе по формированию функциональной грамотности у детей с ОВЗ необходимо учитывать, что у них имеются недостатки эмоционального и речевого общения с участниками беседы. Поэтому требуется специальная организация преодоления данных недостатков. В то же время следует подчеркнуть, что в процессе обучения детей с ОВЗ важно опираться не только на результаты диагностики, но и на личностный потенциал, познавательные возможности и способности каждого ученика.

Обучить функциональной грамотности учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнерами по социуму, несмотря на разницу в психофизическом развитии. Здесь находит свое отражение основной принцип эффективной инклюзивной среды, предполагающий не только создание обществом условий для успешного включения детей с ОВЗ в социум, но и подготовку ребенка с ОВЗ к этому процессу. Также важно стимулировать таких обучающихся к самосовершенствованию для жизни в неоднородной общественной среде.

Отметим, что среда дополнительного образования является весьма эффективной для развития функциональной грамотности у детей с ОВЗ. В рамках дополнительного образования и общеразвивающих программ созданы необходимые условия доступности подобных программ для ребенка с ОВЗ. Вариативность и гибкость системы дополнительного образования позволяет обучающемуся эффективно практиковать навыки функциональной грамотности в различных видах деятельности и использовать их для расширения своих возможностей с учетом особенностей развития.

Список литературы:

Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Санкт-Петербург, КАРО, 2019.

Дидук И. А. Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности: Смоленск, 2007.

Дрибинский П. Л. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего и среднего школьного возраста:– Смоленск, 2009.

Зайцев Г. К. Как надо заботиться о здоровье детей в школе : суждения учащихся и учителей / Г. К. Зайцев Г. К., А. Г. Зайцева // Валеология. – 2001.

Мелюхин Г. М. Аксиологический аспект здорового образа жизни в формировании личности: Чебоксары, 2008.

Рылова Н. Т. Организационно-педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений: Кемерово, 2007.

Читайте также: