Доклад на тему фронтовая авиация

Обновлено: 08.07.2024

Вслед за статьёй про истребительную авиацию, пришёл черед рассказать про фронтовую и армейскую.
Так как в первой статье у меня были кривые руки, то деление на абзацы и выделение текста пропало. Поэтому дублирую самое важный абзац про авиацию, она делится на
Истребительную, Фронтовую, Армейскую, Дальнюю. Есть ещё Военно-транспортная, но обзор по ней вряд ли будет.

Итак, фронтовая авиация
Итак, как я уже пояснял в предыдущей статье, фронтовая авиация слабее истребительной в гипотетическом противостоянии, НО! она и не для этого создана. А создана она, что бы посылать справедливость с небес на землю, то есть работа по земле, поддержка наземных войск, уничтожение техники и объектов противника. По идее, когда работает фронтовая авиация, господство в небе уже должно быть за нами. А если не за нами, то сопровождение истребителей очень желательно, либо есть уверенность что противник на контроль неба не претендует (сирийский, афганский и, в прошлом, чеченский вариант). Этот вид авиации швыряет бомбы, ракеты "воздух-поверхность", строчит из пушек и пулеметов по врагу. (Для экспертов - да,да, я в статье объединил фронтовую и штурмовую авиацию, ставьте минус, идите мимо:))
Тут у нас примеров значительно меньше, чем в истребительной. Если там наблюдается некий салат из видов самолётов и КБ, то тут нас интересуют всего три вида самолёта:

Су-24. Работяга, который постепенно сходит со сцены. Именно этот самолёт сбили недавно турки (летал без сопровождения). Может пускать ракеты по кораблям и другим объектам противника (ПВО там всякие, бункеры и прочая вражеская дрянь), бросать бомбы, летать на сверхзвуке. Очень удачная машина, но срок эксплуатации подходит к концу.

Чем мы воюем? Часть 1.2 Фронтовая и армейская авиация

Су-34. Получил кличку "утёнок" По фотке можно понять почему. Может всё, что и Су-24, только лучше, дальше, быстрее, а ещё он может драться с истребителями (что для нашей фронтовой авиации в новинку) и имеет хорошую станцию РЭБ. МНогие говорят, что если бы в тот злосчастный день вместо 24-ки была 34-ка, то турки бы огребли. Но в тот день на участок с турецкой границей полетела именно 24-ка.
Хотя, конечно, при гипотетическом бое Су-34 и Су-30СМ я бы поставил га Су-30. Специализация есть специализация. Но мальчиком для битья Су-34 в небе точно не будет.

Чем мы воюем? Часть 1.2 Фронтовая и армейская авиация

Су-25. Это такой безбашенный бронированный низколетающий зверь. Штурмовик. Живуч до невероятности, но устарел до невозможности. Сейчас на вооружении остались модернизированные образцы, но всё-таки штурмовики, которые летают очень низко над полем боя и принимают на себя изрядную долю огня, решено заменить беспилотниками. Уж больно опасно для человека сидеть в кабине самолёта (пусть и бронированного) если по нему стреляют все, кому не лень.

Чем мы воюем? Часть 1.2 Фронтовая и армейская авиация

Плавно переходим к армейской авиации. Под ней мы подразумеваем вертолёты.
В сущности, задача вертолета - прикрыть пехоту огнем, забрать раненых/привезти десант, уничтожить малые группы противника. Технику тоже может уничтожить, иногда даже довольно эффективно, если прикрутить к нему наши новейшие ракетные комплексы типа "Атака"
Основной плюс вертолёта - может зависнуть, может работать в непосредственном контакте с пехотой, не требователен к аэродрому, дешёвый (в сравнении с самолётом) Минус - убивается гораздо проще, чем самолёт.

Ка-52.
Спецназ среди вертолётов. Летающий танк, детище КБ Камова, Дорог, крут, опасен. Уничтожает технику, скопления противника, собственно всё, что описал выше. Имеет соосную схему винтов, чем отличаются, в принципе, все птенцы КБ Камова.

Чем мы воюем? Часть 1.2 Фронтовая и армейская авиация

Ми-28Н
Детище КБ Миля. Может всё тоже самое, конкурирует за право быть самым крутым нашим вертолётом. Конструктивные отличия есть, отличия в задачах тоже, но для общего понимания - это два наших флагмана ударных вертолётов, оба эффективно несут возмездие по приказу Министерства Обороны. В самых свежих версиях (Ми-28НМ) шарик радара не на носу, как на фото, а сверху, над лопастями. Но их пока мало, так что поставлю эту фотку.

Чем мы воюем? Часть 1.2 Фронтовая и армейская авиация

Ми-24.
Самый известный советско-российский вертолет. На вид брутальнее обоих предыдущих вместе взятых . Может взять десант, в отличие от первых двух чистых ударников. Неофициальное прозвища: "крокодил", "летающий танк". Имеет почти самолётные крылья (для оружия и для создания подъёмной силы) Подавляет противника не только оружием и десантом, но ещё и запредельно страшным звуком лопастей. А ещё авторитетом: всё-таки разработали его ещё в 70-ых годах. Постепенно уходит в историю, хотя ещё распространён в войсках в различных модификациях и модернизациях.

Чем мы воюем? Часть 1.2 Фронтовая и армейская авиация

Ми-8.
Может конечно и пальнуть (в версии Ми-8АМТШ), но лучше взять/забрать десант и улететь.

Чем мы воюем? Часть 1.2 Фронтовая и армейская авиация

Ми-35. Может и пальнуть и десант взять, и всё что хотите. Здоровый и уже взрослый сынок Ми-24, который с успехом заменяет легендарного батьку. Визуально очень на него похож, такие частности, как расположение пулеметов, изменения подвесок и формы хвостового винта можно разглядеть, если только долго вглядываться.

Чем мы воюем? Часть 1.2 Фронтовая и армейская авиация

Армейская и фронтовая авиация это ближайшие союзники пехоты на небе (особенно вертолёты). В следующей части речь пойдёт о последнем виде авиации (дальней) и о спецмашинах типа ДРЛО.

Современные Военно-воздушные силы Российской Федерации традиционно являются самым мобильным и маневренным видом Вооруженных Сил. Состоящая на вооружении ВВС техника и другие средства предназначены, в первую очередь, для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты административных и промышленно-экономических центров страны, группировок войск и важных объектов от ударов противника; для обеспечения действий Сухопутных войск и ВМФ; нанесения ударов по группировкам противника в небе, на земле и на море, а также по его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Существующие ВВС по своей организационно-штатной структуре ведут свое начало с 2008 года, когда в стране приступили к формированию нового облика Вооруженных Сил России. Тогда были сформированы командования ВВС и ПВО, подчиненные вновь созданным оперативно-стратегическим командованиям: Западному, Южному, Центральному и Восточному. За Главным командованием ВВС закреплялись задачи планирования и организации боевой подготовки, перспективного развития ВВС, а также подготовки руководящего состава органов управления. В 2009–2010 годах был осуществлен переход к двухуровневой системе управления ВВС, в результате чего количество объединений было сокращено с 8 до 6, а соединения ПВО были переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Авиаполки были сведены в авиабазы общим количеством около 70, в том числе 25 авиабаз тактической (фронтовой) авиации, из которых 14 являются чисто истребительными.

Самое фундаментальное преобразование ожидается в 2015 году: создание нового вида — Воздушно-космических сил на основе интеграции сил и средств ВВС (авиация и ПВО) и Войск воздушно-космической обороны (космические войска, ПВО и ПРО).

Одновременно с реорганизацией происходит активное обновление авиационного парка. На смену самолетам и вертолетам предыдущих поколений стали приходить их новые модификации, а также перспективные машины, имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики. Были продолжены текущие и начаты новые опытно-конструкторские работы по перспективным авиационным комплексам. Началось активное освоение беспилотной авиации.

Вся авиация ВВС России как род войск по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на:

  • Дальнюю (стратегическую) авиацию,
  • Оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию,
  • Военно-транспортную авиацию,
  • Армейскую авиацию.

Помимо этого в состав ВВС входят такие рода войск, как зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, специальные войска, а также части и учреждения тыла (все они в данном материале рассматриваться не будут).

В свою очередь, авиация по родам делится на:

  • бомбардировочную авиацию,
  • штурмовую авиацию,
  • истребительную авиацию,
  • разведывательную авиацию,
  • транспортную авиацию,
  • специальную авиацию.

Далее рассматриваются все типы летательных аппаратов в составе Военно-воздушных сил Российской Федерации, а также перспективные машины. Первая часть статьи охватывает дальнюю (стратегическую) и оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию, вторая часть — Военно-транспортную, раведывательную, специальную и армейскую авиацию.

Дальняя (стратегическая) авиация

Дальняя авиация является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и предназначена для решения стратегических, оперативно-стратегических и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях). Дальняя авиация также является составляющей триады стратегических ядерных сил.

Основные выполняемые задачи в мирное время — сдерживание (в том числе ядерное) вероятных противников; в случае начала войны — максимальное снижение военно-экономического потенциала противника путем поражению его важных военных объектов и нарушению государственного и военного управления.

Основными перспективными направлениями развития дальней авиации являются поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации самолетов с продлением их срока службы, закупка новых машин (Ту‑160 М), а также создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК-ДА.

Основным вооружением самолетов дальней авиации являются управляемые ракеты, как в ядерном, так и в обычном снаряжении:

  • стратегические крылатые ракеты большой дальности Х‑55 СМ;
  • аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х‑15 С;
  • крылатые ракеты оперативно-тактического назначения Х‑22.

А также свободнопадающие бомбы различного калибра, в том числе в ядерном снаряжении, разовые бомбовые кассеты, морские мины.

В перспективе в состав вооружения самолетов дальней авиации планируется ввести высокоточные крылатые ракеты нового поколения Х‑555 и Х‑101 со значительно увеличенной дальностью и точностью.

Бомбардировочная авиация в составе дальней авиации

Основу современного самолетного парка дальней авиации ВВС России составляют бомбардировщики-ракетоносцы:

  • стратегические ракетоносцы Ту‑160–16 единиц. До 2020 года возможна поставка около 50 модернизированных машин Ту‑160 М2.
  • стратегические ракетоносцы Ту‑95 МС — 38 единиц, и еще около 60 на хранении. С 2013 года ведется модернизация этих самолетов до уровня Ту‑95 МСМ с целью продления срока эксплуатации.
  • дальние ракетоносцы-бомбардировщики Ту‑22 М3 — около 40 единиц, и еще 109 в резерве. С 2012 года осуществляется модернизация 30 самолетов до уровня Ту‑22 М3 М.

Также в состав дальней авиации входят самолеты-заправщики Ил‑78 и самолеты-разведчики Ту‑22 МР.

Ту-160М2

Ту‑160

Работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным бомбардировщиком были начаты в СССР в 1967 году. Испробовав самые разные варианты компоновок, конструкторы в конце концов пришли к конструкции интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности с четырьмя двигателями, установленными попарно в мотогондолах под фюзеляжем.

В 1984 году Ту‑160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. На момент распада СССР было выпущено 35 самолетов (из них 8 прототипов), к 1994 году КАПО передало ВВС России еще шесть бомбардировщиков Ту‑160, которые дислоцировались под Энгельсом в Саратовской области. В 2009 были построены и поставлены в строй 3 новых самолета, к 2015 году их количество составляет 16 единиц.

В 2002 году Минобороны заключило договор с КАПО на модернизацию Ту‑160 с целью постепенно отремонтировать и модернизировать все бомбардировщики этого типа, находящиеся в эксплуатации. По последним данным, до 2020 года на вооружение ВВС России будут поставлены 10 самолетов модификации Ту‑160 М. Модернизированные машины получат систему космической связи, усовершенствованные прицельные системы наведения и электронику, будут способны применять перспективные и модернизированные (Х‑55 СМ) крылатые ракеты и обычное бомбовое вооружение. Ввиду потребности в пополнении парка дальней авиации в апреле 2015 года Министр обороны России Сергей Шойгу поручил рассмотреть вопрос о возобновлении производства Ту‑160 М. В мае того же года Верховный главнокомандующий В. В. Путин официально поручил возобновить производство усовершенствованных Ту‑160 М2.

один из видов авиации ВВС, в некоторых иностранных государствах (США, Великобритания и др.) называется тактической авиацией. Предназначена для решения боевых задач в боях и операциях сухопутных войск и ВВС, а на приморских направлениях — и ВМФ. Ф. а. состоит из родов авиации: истребительной, истребительно-бомбардировочной (тактических истребителей), бомбардировочной, штурмовой, разведывательной и вспомогательной.

Ф. а. (авиация фронта) зародилась во время 1-й мировой войны 1914—18. В Сов. Вооруженных Силах стала формироваться в 1918, организационно состояла из отдельных авиационных отрядов, входивших в окружные Управления воздушного флота, которые в сентябре 1918 были переформированы во фронтовые и армейские полевые управления авиации и воздухоплавания при штабах фронтов и общевойсковых армий. В июне 1920 полевые управления были реорганизованы в штабы воздушных флотов с непосредственным подчинением командующим фронтами и армиями. После Гражданской войны 1918—20 ВВС фронтов перешли в состав военных округов. В 1924 авиационные отряды ВВС военных округов были сведены в однородные авиационные эскадрильи (по 18—43 самолёта), преобразованные в конце 20-х гг. в авиационные бригады. В 1938—39 авиация военных округов была переведена с бригадной на полковую и дивизионную организацию. Основной тактической единицей стал авиационный полк (60—63 самолёта).

К началу Великой Отечественной войны 1941—45 Ф. а. военных округов состояла из отдельных бомбардировочных, истребительных, смешанных (штурмовых) авиационных дивизий и отдельных разведывательных авиационных полков. В мае — ноябре 1942 на базе армейской и фронтовой авиации были созданы воздушные армии, состоявшие из отдельных авиационных дивизий истребительной, бомбардировочной, штурмовой авиации и отдельных авиационных полков разведывательной и вспомогательной авиации, подчинялись командующим фронтами, а в специальном отношении — командующему ВВС Красной Армии. Создание воздушных армий обеспечивало массированное применение Ф. а. на главном направлении действий войск фронта. Осенью 1942 авиационные полки всех родов авиации имели по 32 самолёта, летом 1943 количество самолётов в полках штурмовой и истребительной авиации было увеличено до 40 самолётов. Во время Великой Отечественной войны Ф. а., решая поставленные задачи, затратила на борьбу за завоевание господства в воздухе 35%, на поддержку сухопутных войск 46,5%, на ведение воздушной разведки 11% и на выполнение др. задач 7,5% боевых самолёто-вылетов.

Современная фронтовая (тактическая) авиация имеет на вооружении сверхзвуковые самолёты, оснащенные пушечным, ракетным, бомбардировочным оружием и оборудованные радио- и радиолокационными приборами и системами. Она способна действовать в любых условиях погоды и времени суток, перехватывать и уничтожать на дальних подступах скоростные (сверхзвуковые) воздушные цели, прикрывать свои войска и объекты тыла, содействовать сухопутным войскам в проводимых ими операциях — наносить удары по авиационным, ракетным, сухопутным группировкам противника, отыскивать и уничтожать малоразмерные подвижные объекты (цели), вести воздушную разведку.

Лит.: Советские Военно-Воздушные Силы в Великой Отечественной войне. 1941-1945, М., 1968; 50 лет Вооруженных Сил СССР, М., 1968.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Фронтовая авиация" в других словарях:

ФРОНТОВАЯ АВИАЦИЯ — (ФА), составная часть военно воздушных сил (см. ВОЕННО ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ (ВВС)) России и ряда других государств (в США приблизительно соответствует тактической авиации). Имеет на оснащении все типы современных самолетов. Предназначается для ведения… … Энциклопедический словарь

Фронтовая авиация — ФРОНТОВÁЯ АВИÁЦИЯ. К нач. войны Ф. а. (ВВС воен. округов) состояла из отд. бомбардировочных, истребительных, штурмовых и смешанных авиадивизий, отд. разведыват. авиаполков и отд. эскадрилий спец. авиации. Кроме того, имелась армейская (ВВС… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Фронтовая авиация — составная часть ВВС СССР и некоторых других государств; предназначена для нанесения авиационных ударов по противнику в оперативной глубине, авиационной поддержки сухопутных войск и сил флота, прикрытия войск (сил) и различных объектов от ударов… … Словарь военных терминов

Фронтовая авиация — составная часть ВВС, предназначенная для совместных боевых действий с сухопутными войсками, военно морским флотом, войсками противо воздушной обороны страны и воздушно десантными войсками, а также для выполнения самостоятельных задач. Ф. а.… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

АВИАЦИЯ ФРОНТОВАЯ (ФА) — составная часть ВВС России и ряда других государств. Боевой эквивалент тактической авиации США. Имеет на оснащении все типы современных самолетов. Предназначается для ведения боевых действий в системе фронтовых и армейских операций для поражения… … Война и мир в терминах и определениях

Армейская авиация — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Армейская авиация (АА) (так … Википедия

Бомбардировочная авиация — род боевой авиации, предназначенный для поражения наземных или морских объектов авиационными бомбами и ракетами. В зависимости от характера выполняемых задач и лётно тактических данных самолётов Б. а. подразделяется на фронтовую и дальнюю … Большая советская энциклопедия

майдан авиациясы — (Фронтовая авиация) әскери әуе күштерінің бір бөлігі. Қарсыластың оперативтік тылына авиациялық соққы беру, флотқа әуеден көмектесу, әскер мен әр түрлі объектілерді қарсылас авиациясы шабуылынан қорғау үшін және т.б. арнайы мақсаттарда… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

Военно-воздушные силы СССР — (ВВС СССР) Флаг советских Военно воздушных сил Годы существования … Википедия

Истребитель Су–37 представляет глубокую модернизацию отлично зарекомендовавшего себя Су–27. В его конструкции удалось совместить новейшие достижения в области аэродинамики, электроники и двигателестроения с хорошо отработанными элементами конструкции боевых самолетов конца 1970–х годов.

Истребитель Су–37

Истребитель Су–37

Истребитель корабелънсго базирования Су–27 К

Истребитель корабелънсго базирования Су–27 К

Работы по улучшению Су–2 7 – самого маневренного в мире истребителя четвертого поколения – начались в конструкторском бюро П.О. Сухого еще в 1977 году. На его основе были созданы перспективный истребитель Су–27, многофункциональный Су–27М, палубный Су–27К и ударный Су–34.

Не успокоившись на этом, наши специалисты приступили к разработке Су–37. Это летательный аппарат уникальной схемы – триплан с передним горизонтальным оперением, которое значительно повышает боевые характеристики самолета, уменьшает нагрузки и увеличивает комфорт для экипажа в условиях "болтанки".

Еще одно новшество, позволившее радикально увеличить маневренность Су–37, – двигатели с поворотными соплами. Такая конструкция двигателей позволяет самолету развернуться буквально "на пятке", легко маневрировать на предельно малых скоростях, когда обычные аэродинамические рули уже неэффективны.

Истребитель–бомбардировщик Су–24

Истребитель–бомбардировщик Су–24

Для размещения ракетного оружия на самолете предусмотрено 12 внешних узлов подвески. Для поражения воздушных целей используются ракеты класса "воздух–воздух" различной дальности. При использовании Су–37 в качестве ударного самолета их заменяют управляемыми ракетами класса "воздух–поверхность" Х–29Т с телевизионным наведением или X–29Л – с лазерным наведением, противорадиолокационными ракетами Х–31П или противокорабельными Х–31А и Х–35. Кроме управляемых ракет различного назначения самолет может нести также авиабомбы и другую нагрузку.

Истребитель–бомбардировщик Су–30 является многоцелевым самолетом, который может использоваться, например, и в качестве дальнего перехватчика. Кроме того, Су–30 применяют как штурмовик и истребитель.

В конструкции самолета использованы композиты, высокопрочные алюминиевые и титановые сплавы. Силовая установка состоит па двух турбореактивных двигателей. Они обеспечивают дальность полета 3000 км без дозаправки.

Истребитель–бомбардировщик Су–30 оснащен встроенной 30–миллиметровой пушкой ПП–301, а также ракетным оружием. В зависимости от вида боевой задачи тип ракет может меняться.

Фронтовой бомбардировщик Су–34 предназначен для точечного поражения целей ракетами или бомбами в любую погоду, как днем так и ночью. Этот самолет призван заменить бомбардировщики Су–24 и Су–24М, которые уже исчерпали свои ресурсы.

Поскольку Су–34 способен преодолевать межконтинентальные расстояния, конструкторы позаботились об удобствах для пилота и штурмана–оператора. Летчики теперь могут встать и размяться во время многочасового полета. В их распоряжении мини–кухня, кондиционер и туалет. Для безопасности экипажа кабина представляет собой бронированную капсулу из титана и небьющегося стекла. Предусмотрена возможность катапультирования экипажа.

Истребитель–бомбардировщик Су–30

Истребитель–бомбардировщик Су–30

Машина оснащена современным электронным оборудованием, в частности системой активной безопасности, которая позволяет на предельно низкой высоте автоматически копировать рельеф местности на скорости до 1400 км/ч. Запаса топлива во внутренних баках хватает на 4100 км полета. Кроме того, самолет может дозаправляться в воздухе.

Фронтовой бомбардировщик Су–34

Фронтовой бомбардировщик Су–34

С–37 "Беркут". В первое мгновение кажется, что самолет летит задом наперед. Такое впечатление создают крылья обратной стреловидности. Первые подобные самолеты немецкие конструкторы попытались сделать еще в конце Второй мировой войны. Но у них ничего не получилось – помешала так называемая дивергенция: машина при повышении скорости как бы "взбрыкивала" в полете.

Тем не менее долгие годы специалисты не оставляли попыток создать летательный аппарат с обратной стреловидностью крыла. Дело в том, что такой самолет, по расчетам, должен обладать отменной подъемной силой при дозвуковых скоростях полета, а значит, легко взлетать и удачно садиться, намного сокращая разбег и пробег. Кроме того, машина весьма маневренна в воздухе, а также способна летать значительно дальше, чем подобные самолеты с обычным крылом.

В полете С–37

В полете С–37 "Беркут"

В конце концов задачу стабилизации самолета в полете решили с помощью современных технологий. Композитное крыло практически не боится дивергенции, поэтому, несмотря на то что С–37 "Беркут" выполнен по аэродинамической схеме "интегральный неустойчивый триплан", летает он вполне устойчиво. В немалой степени его стабилизации в полете способствует и схема "утка", когда горизонтальные управляющие плоскости – стабилизаторы – расположены не на хвосте, как обычно, а впереди, почти на уровне пилотской кабины. Причем для большей эффективности они, как и киль, являются цельноповоротными, в то время как обычно отклоняются лишь небольшие рули в задней части стабилизатора или киля.

Фронтовая авиация
Фронтовая авиация
Схема С–37

Схема С–37 "Беркут"

25 сентября 1997 года пилот–испытатель И. Вотинцев впервые поднял С–37 в воздух. Испытания показали, что выбранная аэродинамическая схема не только обеспечивает высокие летные характеристики, но и снижает радиолокационную заметность самолета. Этому же способствует и то, что само крыло на 90% выполнено не из металла, а из композитных материалов.

На основе "Беркута" конструкторы надеются создать истребитель пятого поколения, который окажется лучшим в мире, подобно тому, как его предшественник Су–27 оказался чемпионом в своем классе среди машин четвертого поколения.

Истребитель МиГ–33 был сконструирован в начале 1990–х годов путем коренной модернизации отлично зарекомендовавшего себя легкого фронтового истребителя МиГ–29.

Носовая часть фюзеляжа, включая кабину, выполнена из алюминиево–литиевых сплавов. Это позволило снизить массу самолета и уменьшить трудоемкость изготовления. В конструкции широко использовались композицнтные материалы, в частности, из них изготовлены вертикальное оперение, воздухозаборники, обшивка отсека силовой установки.

Истребитель МиГ–33

Истребитель МиГ–33

МиГ–29. Полет парой

МиГ–29. Полет парой

Существенно обновлена силовая установка. На МиГ–33 используются модернизированные двигатели РД–33К с повышенной тягой и полностью цифровой системой управления.

Самолет оснащен новым бортовым радиоэлектронным оборудованием. Так, оптикоэлектронный локатор обеспечивает повышенную дальность обнаружения воздушных целей, самолет имеет возможность подсветки цели лазерным лучом. На МиГ–33 также применена высокоэффективная нашлемная система целеуказания, когда все данные высвечиваются прямо на прозрачном щитке шлема пилота.

Встроенное вооружение у МиГ–33 такое лее, как у МиГ–29, и состоит из 30–миллиметровой авиапушки, установленной в левом крыле.

Для размещения подвесного вооружения предусмотрено 9 узлов подвески – по 4 под каждым крылом и еще одна под фюзеляжем. На этих местах могут быть подвешены бомбы общим весом 4,5 т или 8 новых ракет РВВ–АЕ класса "воздух–воздух", а также авиабомбы с телевизионными головками самонаведения или 4 управляемые ракеты класса "воздух–поверхность".

Многофункциональный фронтовой истребитель МФИ. Его разработка в конструкторском бюро имени А. Микояна была начата еще в конце 1979 года.

Самолет предполагалось выполнить по аэродинамической схеме "утка" с треугольным крылом и носовым горизонтальным оперением. Расчеты показывали, что новая машина будет обладать сверхманевренностыо, способностью легко преодолевать звуковой барьер, малой радиозаметностью.

Самолет был продемонстрирован в полете 29 февраля 2000 года. По оценкам специалистов, российский истребитель превосходит лучший зарубежный аналог – самолет F–22A.

Максимальная скорость МФИ – 2500 км/ч, практическая дальность – 4500 км.

Тактический истребитель F–22A.

Самолет, первый полет которого состоялся в сентябре 1990 года, предназначается главным образом для завоевания превосходства в воздухе. Он обладает малой радиозаметностью, достигнутой благодаря широкому применению технологии "стелс" (более подробно о ней – чуть позже).

В конструкции самолета использованы композицитные материалы. Плоская нижняя поверхность фюзеляжа позволяет размещать там управляемые ракеты класса "воздух–воздух". Кроме этого, на каждом крыле имеется два дополнительных места крепления для 2250 кг оружия. Наконец, внутри корпуса самолет может нести около 500 кг бомб или другого груза.

Перспективный истребитель F–22

Перспективный истребитель F–22

Посадка на авианосец самолета F/A–18E

Посадка на авианосец самолета F/A–18E

К настоящему времени построено два прототипа с различными двигательными установками. Оснащение войск этими истребителями ожидается в 2004 году.

Палубные истребители–штурмовики F/A–18Е и F/A–18F. Разработка двух модификаций палубного истребителя–штурмовика начата фирмой "Макдоннелл Дуглас" в 1991 году. Предполагается усовершенствовать конструкцию и аэродинамику самолета F/A–18, заменить двигатели, установить современное бортовое радиоэлектронное оборудование и средства связи.

Фюзеляж самолета удлиняется на 0,86 м, увеличатся размах и площадь крыла, на треть возрастет емкость топливных баков, появятся 11 узлов подвески вооружения (вместо 9) и оборудование системы дозаправки в воздухе. При изготовлении панелей обшивки планируется применить новый углепластик на основе опоксидной смолы.

Схема самолета F/A–18EF

Схема самолета F/A–18EF

На самолете предполагалось установить многофункциональный радар, приемник космической радионавигационной системы НАВСТАР, тепловизионную навигационную систему TINS, инфракрасную станцию переднего обзора с лазерным дальномером–целеуказателем, приемник предупреждения о радиолокационном облучении, а также передатчик помех.

Истребитель–штурмовик F/A–18 сбросил высокоточную ракету

Истребитель–штурмовик F/A–18 сбросил высокоточную ракету

Для вооружения самолета планируется попользовать управляемые ракеты "Мейверик" AGM–65G, SLAM AGM–84E класса "воздух–земля", противорадиолокационную управляемую ракету HARM AGM–88, противокорабельную ракету "Гарпун" AGM–84D, управляемые и неуправляемые авиационные бомбы и другое оружие.

Истребитель "Еврофайтер" 2000 разрабатывается совместно консорциумами "Еврофайтер" и "Евроджет Энджине".

Самолет представляет собой моноплан схемы "утка" с низко расположенным треугольным крылом и однокилевым вертикальным оперением. Кабина истребителя одноместная, бронированная и оборудована катапультным креслом, которое обеспечивает безопасное покидание самолета даже на нулевой высоте (если, например, авария случится на взлете или при посадке). Конструкция шасси позволяет самолету совершать взлет и посадку даже па грунтовых площадках.

"Еврофайтеры" будут оснащены новым турбореактивным двигателем EJ–200. Внутри фюзеляжа, в крыле и киле расположены баки, общая емкость которых составляет 4000 л. На подфюзеляжном и двух подкрыльевых узлах могут подвешиваться три дополнительных бака общей емкостью 3500 л. Самолет оборудован также системой дозаправки в воздухе.

Большая часть бортового электрооборудования сконструирована специально для этого самолета с учетом новейших достижений в области авиационной электроники (авионики).

Испытание двигателя

Испытание двигателя "Еврофайтера"

Встроенное вооружение самолета состоит из 27–миллиметровой пушки "Маузер", установленной в правой плоскости крыла. Подвесное вооружение расположено на 13 узлах подвески (по 4 узла под каждой консолью крыла и еще 5 подфюзеляжных узлов). На самолете могут быть использованы управляемые ракеты класса "воздух–воздух" и неуправляемые ракеты "воздух–земля" и бомбы.

Истребитель SABA. Аббревиатура его названия означает "маленькийвысокоманевренный фронтовой самолет".

История его создания такова. Компания "Бритиш Аэроспейс" исследовала возможности создания машины, которая могла бы противостоять боевым вертолетам, самолетам с коротким взлетом и крылатым ракетам. Получилось, что такой самолет должен базироваться на грунтовых аэродромах; обладать скоростью не менее 750 км/ч; выполнять разворот на 180 градусов за 5 секунд; иметь вооружение, включающее пушку и как минимум 6 ракет класса "воздух–воздух".

Из вариантов конструкции самолета был выбран проект Р1233–1 – не с тянущим, как обычно, а с толкающим воздушным винтом в хвостовой части.

Тактико–технические данные: масса пустого самолета – 3535 кг, с боевой нагрузкой – на 4530 кг больше. Размах крыла – 11 м, длина – 9,5 м.

Тактический истребитель А8–39 "Грипен" разрабатывается шведской фирмой "Сааб – Скания" в сотрудничестве с другими предприятиями. Самолет предназначен для перехвата воздушных целей, ведения воздушного боя, выполнения ударных и разведывательных задач.

Аппарат выполнен по схеме "утка", имеет относительно небольшой вес и габаритные размеры. Экипаж – один человек. Около 30% элементов конструкции самолета изготовлено из композитов. Силовая установка – турбореактивный двигатель производства шведской фирмы "Вольво Флюгмотор". Взлетная масса 8000 кг. Максимальная скорость на большой высоте около 2000 км/ч. Самолет оснащен комплексной автоматизированной системой управления.

На вооружении истребителя 27–миллиметровая пушка, четыре ракеты с радиолокационной головкой самонаведения и две ракеты AIM–9 "Сайдвиндер" класса "воздух–воздух" с инфракрасной головкой самонаведения. Могут быть использованы также авиабомбы.

Истребитель "Рафаль" разрабатывался французской фирмой "Дассо–Бреге" с 1983 года. Самолет, как и "Еврофайтер", предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя–бомбардировщика.

Конструктивно истребитель представляет собой моноплан с традиционным для французских самолетов дельтавидным крылом, боковыми подкрыльевыми нерегулируемыми воздухозаборниками и передним горизонтальным оперением. Силовая установка включает два турбореактивных двигателя модульной конструкции. На двигателях установлена цифровая система управления, которую обеспечивают два компьютера. Запас топлива в фюзеляжах и крыльевых баках – 5325 л, возможна подвеска пяти дополнительных топливных баков общей емкостью 6600 л. Есть также система дозаправки топливом в воздухе.

Схема истребителей семейства

Схема истребителей семейства "Рафаль"

Истребитель

Истребитель "Рафалъ" в полете

Совершенное радиоэлектронное оборудование самолета позволяет обнаруживать воздушные цели на любых высотах на дальности до 90 км. При нанесении ударов по наземным объектам может быть использовано 6 управляемых ракет класса "воздух–поверхность" и две управляемые авиабомбы с лазерным наведением.

Перспективный штурмовик JAST

Перспективный штурмовик JAST

Связанные с выполняемой задачей данные выводятся на лобовое стекло и приборную доску. Индикация на лобовом стекле включает широкоугольную голографическую систему, которая значительно облегчает работу пилота.

Читайте также: